Описание конструкции

 

Наличие на борту ПКР пр. 1143 совер­шенно несвойственных для авианосца многочисленных ракетных, артиллерийс­ких и противолодочных комплексов, пред­назначенных для решения различных бо­евых задач, предопределило своеобраз­ный «гибридный» тип архитектуры кораб­ля.

Система набора корпуса по всей дли­не была продольной (шпация 500 мм), в оконечностях — поперечной. Корпус и два нижних яруса 9-ярусной надстройки изготавливались из стали АК-25 (для тол­щин до 30 мм) и АК-27 (для толщин свы­ше 35 мм). Надстройка, начиная с 3-го яруса и выше, выполнялась из алюминиево-магниевого сплава АМГ. Все вер­тикальные поверхности надстройки, ды­мовой трубы и самого корпуса делались наклонными от вертикали (до 10°) с тем, чтобы максимально снизить величину радиолокационного поля и, как след­ствие этого, — заметность корабля в це­лом. Надо сказать, что принятые тогда специалистами Невского ПКБ решения в ряде случаев предвосхитили техноло­гию «stealth», которой так много внима­ния уделяется сегодня на Западе.

Корпус крейсера имел 18 главных по­перечных и две продольные водонепро­ницаемые переборки. В его средней час­ти находилось шесть палуб и две плат­формы. Непосредственно под ангаром располагались машинные отделения; они, а также погреба авиабоезапаса и погреба запасных ракет главного ударно­го комплекса оснащались подводной кон­структивной защитой (ПКЗ). Сплошное по длине двойное дно на достаточно боль­шом протяжении (район машинных и ко­тельных отделений, ЦКП и погребов бое­запаса) переходило в двойной борт, где размещались бортовые цистерны, подни­мавшиеся по высоте до 6-й палубы.

Согласно существовавшим в то вре­мя требованиям противоатомной защи­ты, боеспособность корабля должна была сохраняться при воздушном взры­ве 30-килотонного ядерного заряда на удалении 2000 м. При этом непотопляе­мость обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков (без учета ангара, где границей непотопляе­мости являлась 5-я палуба, и указанный показатель составлял три отсека).

В окончательном виде корабль проек­та 1143 имел следующие расчетные ТТХ: наибольшая длина — 273,1 м, макси­мальная ширина — 49,2 м и осадка — 7м, наибольшая габаритная высота от киля до клотика (точнее, до верхней точки азимутально-радиодальномерного мая­ка)— 61,1 м; стандартное водоизмеще­ние — около 30 500 т, полное — около 41 300 т, наибольшее — около 42 000 т. «Киев» (в отличие от «Москвы» и «Ле­нинграда», на которых до 1973 года были только бортовые номера) имел и целый ряд чисто внешних особенностей. Преж­де всего, на нем установили впервые вводимое специально для кораблей это­го класса носовое украшение — якорь с красной звездой и раскинутыми в сторо­ны бронзовыми крыльями, напоминающими эмблему ВВС. Оно весило 1,2 т и имело внушительные размеры — 9,6x2,6 м. На «Киеве» в окончательном виде эту эмблему выполнили литьем из бронзы (поначалу же, при спуске, ее заменял окрашенный деревянный макет). Одна­ко ввиду того, что конструкции в ходе эк­сплуатации корабля быстро потемнела и находилась в труднодоступном для об­служивания месте, на всех последующих кораблях, начиная с «Минска», украше­ние выполнялось уже сварным из судо­строительной стали. Над обоими якор­ными клюзами были приварены, как это принято на кораблях ВМФ СССР, крас­ные звезды — по одной с каждого бор­та. Кроме того, на «Киеве» название ко­рабля из литых бронзовых литер поме­щалось в носовой части на обоих бор­тах, а также повторялось в верхней час­ти транца кормы, под Государственным гербом СССР.

Полетная палуба со спонсоном общей площадью 6200 м2 совмещала взлетный участок с посадочной полосой. На ней располагались семь взлетно-посадочных позиций для СВВП и вертолетов. На пра­вом борту в кормовой части полетной па­лубы находилось еще 10 технических по­зиций для обслуживания летной техники.

Авиационное вооружение. На голов­ном корабле предусматривалась воз­можность базирования 22 летательных аппаратов, в двух вариантах комплекта­ции — самолетном (20 штурмовиков Як-36М (Як-38) и два спасательных вер­толета Ка-25ПС) или вертолетном (20 про­тиволодочных вертолетов Ка-25ПЛ и два спасательных Ка-25ПС). Всего же име­лась возможность одновременного бази­рования на борту до 30 машин. Все они хранились в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), связанном с полетной палубой двумя самолетоподъемниками (лифтами), расположенными слева и в корму от надстройки. Первый служил обычно для спуска ЛАК в ангар, а вто­рой— для подъема. Проектная вмести­мость ангара — 22 летательных аппара­та. Перемещение самолетов и вертоле­тов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару — с использованием системы продольно-по­перечной буксировки. Ангар оборудовал­ся системами вентиляции с автоматичес­ким выключением при пожаре, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожа­ротушения и сигнализации; при необхо­димости пять опускаемых противопожар­ных асбестовых штор могли разделять общее пространство ангара на шесть изолированных зон.

Несколько слов об организации кора­бельного авиаполка. В отличие от амери­канской практики, состав авиагруппы кораб­ля пр. 1143 не был фиксированным и мог варьироваться в зависимости от решаемой задачи. Самолетный вариант предусматри­вал прием на борт 20 СВВП и двух спаса­тельных вертолетов, вертолетный — 20 ма­шин Ка-25ПЛ и двух спасательных.

На полетной палубе «Киева» имелись площадка для спасательного вертолета (с буквой «С» внутри круга) и шесть ВПП (№ 1—6), обозначенных белыми кругами с соответствующими номерами внутри каждого. Кроме того, в центре кормовой части располагалась площадка для по­садки транспортных вертолетов с буквой «Т» внутри круга. Вдоль полетной палу­бы слева и справа наносились пунктир­ные полосы ярко-желтого цвета, ограни­чивавшие участки палубы, в пределах которых СВВП могли осуществлять взлетно-посадочные операции.

Теоретически предусматривалась воз­можность поочередного старта с номер­ных ВПП шести самолетов, однако в пер­вое время это не практиковалось из-за осложнений при посадке (до установки выравнивающих устройств нормальному вертикальному взлету самолетов с пер­вых трех ВПП препятствовали также не­упорядоченные воздушные потоки). Ма­лейшее нарушение темпа и временных интервалов неминуемо привело бы к по­тере машин вследствие выработки топ­лива. Поэтому обычно практиковались взлеты тройками, с интервалом 10 мин, при этом воздушные коридоры подхода к кораблю заблаговременно освобожда­лись, а совершившие посадку машины откатывались вперед к заправочной по­зиции у надстройки.

Обычно взлетно-посадочные операции на борту ТАКР осуществлялись следую­щим образом: поднятые на подъемниках из ангара Як-38 устанавливались букси­ровщиками на технических позициях (обо­значены тремя белыми полосами) со сто­роны правого борта. После швартовки ма­шин на местах производились их заправ­ка и снаряжение, поднятое из трюмных погребов вооружение подвешивалось к самолетам. После опробования механи­ками подъемно-маршевого двигателя пи­лоты занимали места в кабинах самоле­тов и по команде руководителя полетов, находившегося в застекленном посту уп­равления на четвертом ярусе островной надстройки, осуществляли запуск ПМД, поочередное выруливание и раскладыва­ние крыльев. Так же поочередно осуще­ствлялся запуск ПД, и самолеты после краткого зависания над палубой по одно­му уходили вверх с последующим отво­ротом влево. Средняя продолжитель­ность полета самолета с двумя бомбами ФАБ-100 или пушечным контейнером УПК-23-250 составляла 20 мин.

Посадка производилась в обратном порядке. За три-четыре минуты до нее, на удалении около 5 км от корабля, СВВП ложился на посадочную глиссаду с углом наклона 2°—2,5° и, приближаясь к крейсеру, постепенно гасил скорость. Вертикальная посадка или посадка с проскальзыванием происходила с высо­ты 15—20 м на площадки № 4 и 5. После касания палубы выключались ПД, опус­калась створка верхнего воздухозабор­ника, поворотные сопла приводились в горизонтальное положение, складыва­лись консоли крыльев. После этого са­молет заруливал на носовые техничес­кие позиции (за газоотбойным щитом ПУ ракетного комплекса «Базальт»). Техни­ческая особенность: вырулить оттуда после заправки самолет уже не мог, поэтому перемещали его на кормовую тех­ническую позицию лишь с помощью па­лубного тягача-буксировщика.

Для обеспечения деятельности кора­бельной авиагруппы (в самолетном вари­анте) на борту хранились необходимые запасы авиатоплива, а также 18 спецавиа­бомб РН-28, 143 управляемые ракеты Х-23,176 ракет Р-ЗС, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жид­костью ЗБ-500,20 разовых бомбовых кас­сет РБК-250 (с бомбами ПТАБ-2,5).

Решение задач поиска, обнаружения, сопровождения и огневого поражения подводных лодок возлагалось на верто­леты Ка-25ПЛ. В состав специально раз­работанных для них систем ПЛО, объе­диненных в поисково-прицельную систе­му (ППС) «Байкал», входили РЛС «Ини-циатива-2К», опускаемая гидроакустичес­кая станция (ОГАС) «Ока», радиогидроа­кустическая система «Баку» с приемным устройством СПАРУ-55 и 36 сбрасывае­мых радиогидроакустических буев (РГАБ), а также аналоговое прицельно-вычислительное устройство «Жасмин». На Ка-25 применялись четырехканальный автопилот и система автоматическо­го управления двигателями. Вертолеты при решении задач ПЛО могли осуществ­лять поиск подводных целей, используя РГАБ, а также целеуказание с выносных постов (других кораблей и самолетов). Для уточнения координат обнаруженных целей использовалась ОГАС.

Поражать обнаруженные подводные лодки могли как сами вертолеты (само­наводящимися противолодочными тор­педами АТ-1 или глубинными бомбами массой 50 или 250 кг), так и собственно крейсер, используя РПК «Вихрь», тор­педные аппараты либо РБУ.

Для обеспечения деятельности авиа­группы в вертолетном варианте на борт (взамен указанной для самолетного ва­рианта) принимались 30 авиаторпед АТ-1, 40 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев «Поплавок» и 300 ориентирных буев ОМАБ-25.

Ударное ракетное оружие было пред­ставлено в виде главного ракетного ком­плекса «Ураган-1143» (П-500), состояв­шего из четырех ненаводящихся спарен­ных контейнерных пусковых установок СМ-241 с фиксированным углом старта, станции управления «Аргон-1143», аппа­ратуры регламентного контроля и вось­ми крылатых ракет П-500 («Базальт»). Предусматривалась возможность одно­кратной перезарядки главного комплек­са, для чего еще восемь запасных ракет хранились в погребе.

Назначение комплекса, принятого на вооружение в 1975 году, — поражение крупных надводных целей и укрепленных береговых объектов. Дальность дей­ствия — 550 км. Ракета оснащалась мар­шевым турбореактивным двигателем по­вышенной тяги и экономичности КР-17-300 и стартовым ускорителем. Боевая часть — фугасно-кумулятивная или ядер­ная массой 500 кг, наведение — посред­ством телеуправления или с использова­нием активной радиолокационной голов­ки самонаведения (АРГСН), скорость по­лета — 2,5 М, стартовая масса — 6200 кг, габаритные размеры — 12,4x0,88 м, раз­мах крыльев — 2,6 м. Повышенная поме­хозащищенность ракеты позволяла при стрельбе залпом осуществлять избира­тельное поражение главных целей атаку­емого корабельного соединения (как пра­вило, это был авианосец). Ракета П-500 имела профиль полета «большая высо­та — малая высота», причем конечный участок траектории на малой высоте от­личался большой протяженностью. Для облегчения преодоления ближнего рубе­жа ПРО надводных кораблей ракету час­тично бронировали.

Антенный пост системы управления «Аргон-1143» (с бортовой ЭВМ) распо­лагался в носовой части верхней палу­бы корабля и в положении «по-походно­му» находился в сложенном состоянии.

Пуски осуществлялись одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное примене­ние КР на полную дальность требова­ло наличия выносных пунктов целеуказания (космические аппараты, самоле­ты Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ-1 «Успех»/«Успех-У»), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианос­цы, было необходимо их массированное применение.

При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, могла управ­лять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с од­новременной передачей данных на дру­гие ракеты) обнаруженных целей. Дру­гой режим при залповой стрельбе пре­дусматривал следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в ре­жиме радиомолчания с использованием АРГСН только на конечном участке тра­ектории полета (в тех случаях, когда ко­ординаты и параметры движения атаку­емой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе могла быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от даль­ности до цели.

Зенитно-ракетное вооружение «Кие­ва» было представлено двумя универ­сальными зенитно-ракетными комплек­сами (УЗРК) «Шторм-М» и двумя ЗРК ближней дальности (ЗРК БД) «Оса-М». Назначение первых — поражение воз­душных и морских целей. Каждый из ком­плексов «Шторм-М» включал поворот­ную пусковую установку Б-189, систему управления «Гром», аппаратуру регла­ментного контроля и боезапас (48 ЗУР В-611). «Гром» имел два радиолокаци­онных канала самонаведения одной цели для лучшей помехозащищенности работающих в различных диапазонах волн и использующих моноимпульсный метод пеленгации. Оба радиолокацион­ных канала телеуправления двумя ЗУР также работали на различных частотах, что обеспечивало невозможность подав­ления одной мощной помехой сигналов двух целевых и двух ракетных каналов. Стабилизированный антенный пост «Грома» имел решетчатые параболичес­кие антенны оригинальной конструкции, из которых две нижние (сопровождения целей) монтировались на передней по­верхности контейнеров коробчатого типа с аппаратурой, а две верхние (сопровож­дения ракет) — сверху контейнеров. Между ними размещалась рупорная ан­тенна передачи команд.

ЗУР В-611 (4К60) представляла собой одноступенчатую твердотопливную раке­ту с максимальной скоростью полета 1200 м/с. Боевая часть — осколочно-фу­гасная, массой 120 кг, оснащенная некон­тактным взрывателем. Допустимый промах ракеты — 40 м (радиус поражения цели с необходимой вероятностью). ЗУР поступала на корабль полностью снаря­женной и не требовала дополнительных проверок. Ракеты хранились в двухъярус­ном погребе, каждый из которых имел по четыре барабана на шесть ракет каждый. Для модификации ЗРК «Шторм-М» (на во­оружении с 1972 года) были характерны пониженная минимальная высота зоны поражения и возможность стрельбы по маневрирующим целям и вдогон. Даль­ность действия ЗРК — до 35 000 м, дося­гаемость по высоте — до 25 000 м. Темп стрельбы — один пуск каждые 30 с. Мас­са одного ЗРК — около 125 т.

Каждый ЗРК БД «Оса-М» включал пус­ковую установку ЗИФ-122, станцию управ­ления стрельбой 4РЗЗ и боекомплект из 20 ЗУР 9МЗЗ. В походном положении подъем­ная часть с пусковыми балками и вращаю­щейся частью находилась в специальном погребе, где размещался и боекомплект. Ракеты располагались в четырех бараба­нах по пять ЗУР в каждом. Подъемная часть поднималась над палубой только в боевом положении вместе с двумя ЗУР. После пус­ка первой ракеты пусковые балки автома­тически принимали вертикальное положе­ние, а подъемная часть ПУ опускалась за очередными двумя ЗУР Перезаряжание за­нимало от 16 до 21 с. Скорострельность по воздушным целям составляла 2 выстр./ мин, по надводным — 2,8 выстр./мин. Мас­са комплекса без боезапаса равнялась 6850 кг. РЛС управления огнем находилась в непосредственной близости от пусковой установки и позволяла самостоятельно обеспечивать обнаружение целей, летящих на высоте 3,5—4 км, на дальности до 25— 30 км и на больших высотах — до 50 км. Координаты обнаруженной и опознанной цели поступали на станцию сопровожде­ния, где использовались для наведения АП по пеленгу и поиска цели по углу места. Благодаря совмещению режимов обнару­жения и захвата цели на сопровождение в одной системе время реакции сокраща­лось на 6—8 с.

Ракета 9М33 — одноступенчатая, твердотопливная, с двухрежимным дви­гателем, компоновка по схеме «утка».

После схода с направляющих ПУ наве­дение ЗУР осуществлялось системой управления. При приближении ракеты к цели на нее подавалась команда для взведения радиовзрывателя, который начинал излучать радиомагнитные им­пульсы и срабатывал при определенном уровне их отражения от цели. Предель­ный радиус срабатывания взрывателя — 15 м. Комплекс получал ЦУ как от кора­бельной системы обнаружения, так и от собственной системы управления, для этого служила РЛС. ЗРК «Оса-М» был принят на вооружение в 1973 году.

Артиллерийское вооружение состо­яло из двух артиллерийских комплексов АК-726-МР-105 и четырех автоматизиро­ванных арткомплексов АК-630-МР-123. АК-726-МР-105 включал спаренную 76,2-мм универсальную башенную артил­лерийскую установку АК-726 с системой управления МР-105 («Турель»). Боекомп­лект — 3400 выстрелов. Темп стрельбы — до 90 выстр./мин. Дальность стрельбы по воздушным целям —13 км, морским и бе­реговым— 15,7 км. Тип боезапаса — ос­колочно-фугасный, применялись два типа взрывателей: радиолокационный и контак­тно-ударного действия. Масса установки без боекомплекта — порядка 26 т. Принят на вооружение в 1964 году и предназна­чался для поражения воздушных, морских и береговых целей.

Комплекс АК-630-МР-123 включал две башенные шестиствольные 30-мм уста­новки АК-630 (А-213) с системой управ­ления МР-123 («Вымпел»). Боекомп­лект — 32 000 выстрелов; темп стрель­бы— до 5000 выстр./мин. Дальность стрельбы 4—5 км. Патроны — осколочно-зажигательные и осколочные фугасно-зажигательные. Масса установки —до 3700 кг. Принят на вооружение в 1976 го­ду. Основное назначение — поражение средств воздушного нападения, прежде всего атакующих крылатых ракет, а так­же малоразмерных морских целей, пла­вающих мин и т.п.

Противолодочное вооружение «Кие­ва» в точности соответствовало установ­ленному на ПКР «Москва». Оно было представлено ракетным противолодоч­ным комплексом (РПК) «Вихрь», двумя поворотными пятитрубными торпедными аппаратами ПТА-53-1143 и двумя реак­тивными бомбометными установками РБУ-6000. РПК «Вихрь» (стабилизирован­ная спаренная ненаводящаяся пусковая установка МС-32, аппаратура регламен­тного контроля и боезапас) был принят на вооружение в 1968 году. Его шестимет­ровая неуправляемая твердотопливная баллистическая ракета 82Р имела стар­товую массу 1800 кг, габаритные разме­ры 6x0,54 м и ядерную боевую часть. Боекомплект (16 ракет) хранился под па­лубой в автомате заряжания, то есть в го­ризонтально расположенных барабанах, с помощью которых осуществлялась пе­резарядка пусковой установки.

Стрельбу можно было вести как оди­ночными ракетами, так и двухракетными залпами. Подрыв БЧ ракеты произ­водился на глубине до 200 м. Глубина действия превышала 500 м, а радиус по­ражения — 1500 м. Данные для стрельбы выдавались системой управления «Спрут-1143». РПК теоретически позво­лял надводному кораблю атаковать и уничтожить атомную подводную лодку на дальности более 20 000 м, не подвергая корабль-носитель риску стать жертвой собственного оружия.

Два 533-мм пятитрубных поворотных торпедных аппарата ПТА-53-1143 (с бо­езапасом 10 торпед) размещались в спе­циальных бортовых нишах с лацпортами побортно. Такая компоновка на ко­рабле с избыточным надводным бортом обуславливалась значением величины предельно допустимой высоты падения торпед в воду (не более 7—7,5 м). Аппа­раты предназначались для стрельбы са­монаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и СЭТ-65, хранивши­мися в аппаратах.

Две автоматические 12-ствольные ре­активные бомбометные установки РБУ-6000 (боекомплект 120 бомб), входив­шие в состав системы «Смерч-2», при­нятой на вооружение в 1961 году, пред­назначались для одиночной или залпо­вой стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-60 массой 119,5 кгс23,5-кг фугасной боевой частью на дальность до 6000 м. В состав системы также вхо­дили заряжающее устройство, глубин­ные бомбы РГБ-60 со взрывателями УДВ-60 и ВБ-2, система ПУСБ «Буря». Целеуказание выдавалось корабельной системой «Спрут-1143».

Основной задачей РБУ являлось по­ражение подводных лодок, вспомога­тельной — уничтожение атакующих ко­рабль торпед за счет стрельбы по пло­щадям. В то же время достаточно эф­фективные против дизель-электрических субмарин РБУ не могли представлять серьезной угрозы для быстроходных атомных подлодок. Поэтому на корабле пр. 1143 основной задачей РБУ было как раз поражение атакующих торпед.

Радиотехническое вооружение «Ки­ева» включало автоматизированную си­стему сбора и обработки информации, целеуказания и выработки решения «Аллея-2» (управление оружием и радиотех­ническими средствами ПКР, а также на­ведение вертолетов), гидроакустическую станцию дальнего обнаружения быстро­ходных подводных лодок МГ-342, гидро­акустический комплекс для обнаружения подводных лодок «Платина», аппарату­ру приема информации от РГАБ МГС-407К, станцию обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильва­терной струи МИ-110К, станцию обнару­жения подводных лодок по кильватерно­му следу МИ-110Р, трехкоординатную помехозащищенную РЛС дальнего воздуш­ного обнаружения и целеуказания МР-600 (основная), трехкоординатную помехозащищенную РЛС обнаружения воз­душных и надводных целей «Фрегат» (резервная), систему автоматизирован­ной обработки радиолокационной ин­формации и целеуказания «Байкал-1143», аппаратуру системы радиолока­ционного опознавания «Кремний-2М», морские приборы целеуказания МПЦ-301, навигационные РЛС «Волга» и «Вайгач-1143» (с блоком «Пальма»). Ко­рабль оснащался навигационным комп­лексом «Салгир-1143», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ- и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ-радиостанций).

Средства радиоразведки — три ра­диоприемника типа Р-678Н, шесть — типа Р-670М и два — типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устрой­ства СРС-2, широкообзорные УКВ-при­емники Р-710 и Р-714 и система поста­новки радиопомех(УКВ) Р-740К.

Согласно проекту корабль оснащал­ся автоматизированными системами ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ»).

В состав радиотехнического вооруже­ния входили средства информации о ра­диолокационной обстановке и радиоэлек­тронного противодействия («Гурзуф» и «Гурзуф-1»), аппаратура обеспечения од­новременной работы корабельных радио­технических средств, гидроакустические станции «Орион» (подкильная) и «Плати­на» (с буксируемой антенной).

При этом, в отличие от опускаемой ан­тенны на ПКР проекта 1123, гидроакус­тическая антенна ГАС «Орион» на «Ки­еве» размещалась в стационарном бульбовом обтекателе. Бортовые акустичес­кие комплексы в сочетании с другими средствами позволяли обнаружить цель на любой доступной для подводных ло­док глубине погружения.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) крейсера была унифицирована с применявшейся ранее ЭУ крейсеров проектов 58 и 1123. На «Киеве» она была принята четырехвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64), с высо­кими параметрами пара, суммарной мощностью 180 000 л.с. ГЭУ состояла из четырех автономных турбокотельных групп, расположенных по две в двух ма­шинно-котельных отделениях, образую­щих два самостоятельных отсека и ра­ботающих каждая на свой гребной винт. Четыре главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-12-3 позволяли кораблю разви­вать скорость полного хода 30,7 узла.

В качестве движителей использова­лись четыре бронзовых четырехлопастных малошумных гребных винта. Кора­бельные электростанции (шесть турбо­генераторов и четыре дизель-генерато­ра общей мощностью 15 000 кВт) распо­лагались в смежных с машинно-котель­ными отделениями энергоотсеках, из расчета по два на каждый эшелон. Эле­менты установки, генераторные агрега­ты и главные распределительные щиты были унифицированы с проектом 1123. Для автоматизированного управления электроэнергетической установкой слу­жила система «Терек-2». Широко приме­нялись амортизация механизмов и ис­пользование изолирующих покрытий, особенно в машинных отделениях.

Основные корабельные устройства и системы включали:

— автоматизированный якорный ком­плекс из двух якорей Холла массой по 10 т, двух якорь-цепей калибра 72 мм по 350 м и двух якорно-швартовных шпилей с ди­станционным управлением ШЭ72; пре­дусматривалась возможность автомати­ческого подтормаживания свободного падения якоря (опускания якорь-цепи). Отдача якорей осуществлялась дистан­ционно из ходовой рубки корабля;

— рулевое устройство в составе двух полубалансирных рулей, двух рулевых машин Р35, аппаратуры авторулевого «Питон-231Н»;

—  успокоители качки — один комп­лект устройства 89-1 в составе одной пары выдвижных управляемых рулей с закрылками и аппаратуры управления рулями «Руль-63М»;

— система автоматического включения противопожарных средств «Карат-М».

Все корабельные системы имели цен­трализованное дистанционное и автома­тизированное управление посредством системы «Каспий». Корабль оснащался четырьмя холодильными машинами МХТМ-235-2000, четырьмя водоопреснительными установками котельной воды МЗ-С, а также системой кондициониро­вания из 25 установок «Пассат» в жилых и служебных помещениях крейсера.

Корабельные плавсредства включали два больших командирских катера пр.1404 («Соколенок»), два больших ра­бочих катера пр.1402Б («Бекас»), два шестивесельных яла проекта ЯЛ П6. Все они, как и устройства для спуска на воду и подъема на борт, размещались на шлюпочных площадках в нишах корпуса в корме. 120 спасательных плотиков типа ПСН-10М размещались на специальных креплениях вдоль обоих бортов.

Корабль комплектовался устройствами для приема жидких и сухих грузов — од­ним «Струна 2П-400», двумя «Струна П-1000» и одним «Струна 1П-2.5» типа СО.

Химическое вооружение включало сис­тему универсальной водяной защиты, ком­плекты зимней спецобработки и 52 фильтровентиляционные установки (ФВУ).

В общей сложности только на голов­ном корабле серии предполагалось ус­тановить образцы 24 новых систем, еще не принятых на вооружение ВМФ СССР (!).

Экипаж крейсера составлял по штату 1433 человека (1483 со штабом), в том числе 280 (320) офицеров, 216 (221) мич­манов и главстаршин и 937 (942) старшин и матросов. Офицеры размещались в 68 одно- и двухместных каютах, мич­маны и главстаршины — в 66 одно- и ше­стиместных каютах, старшины и матро­сы— в 55 шести—двадцатишестиме­стных кубриках. Автономность по запа­сам провизии составляла 30 суток.