Крейсера
Тяжелый крейсер «Bolzano» — 1 единица
«Bolzano» Ане 11.6.1930 31.8.1932 8.1933 Погиб 21.6.1944
10 890/13 665 т; 187,6/196,9x20,6x6,8 м; 4 ТЗА, 10 ПК, 150000л.с., 36 узл., 2224 т нефти. Броня: борт 70 мм, траверсы 50 — 60 мм, палуба 20 — 50 мм, рубка 100 мм, башни 100 мм, барбеты 60 — 70 мм. Эк. 725 чел. 4x2 — 203-мм/53, 6x2 — 100-мм/47, 4 х 2 — 37-мм/54,4x2 — 13,2-мм, 4 X 2 — 533-мм ТА (неподвижные), 1 катапульта, 2 гидросамолета.
«Bolzano» строился по программе 1929 — 1930 гг. и являлся развитием крейсеров типа «Trento» с увеличенной скоростью хода. Основными отличиями стал корпус с явно выраженным полубаком (как на типе «Zara») вместо гладкопалубного; усовершенствованная ЭУ, форсированная до 150 000 л.с.; новая носовая надстройка (как на крейсере «Pola»); орудия ГК модели 1929 г. вместо модели 1924 г. на «Trento».
Хотя мощность ЭУ повысилась, число ПК сократилось с 12 до 10 за счет их большей паропроизводительности. Общая схема расположения ЭУ в основном повторяла принятую на «Trento» эшелонную, но теперь в носовую группу входило не 8, а 6 ПК. Вторая, кормовая группа, как и раньше, включала 4 ПК в двух КО, но внутреннее расположение отличалось от предшественников. Это было вызвано необходимостью расставить дымовые трубы на большее расстояние для переноса катапульты с полубака (где она подвергалась воздействию волн на типе «Trento») в среднюю часть корпуса.
Бронирование практически не отличалось от принятого на «Trento».
«Bolzano» стал самым быстроходным итальянским «вашингтонцем» — на испытаниях он развил 36,81 узл. при сверхпроектной мощности 173 772 л.с. Реальная (в ходе повседневной службы) скорость также оказалось достаточно высокой — порядка 33 узл.
В 1937 г. две из 8 х 2 100-мм/47 установок сняты, как и устаревшие 40-мм/39 автоматы и заменены на 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы.
В 1942 г. 13,2-мм пулеметы заменены на 4 х 1 20-мм/65.
25.8.1941 поврежден торпедой англ. ПЛ «Triumph», ремонт 3 месяца. 13.8.1942 вновь поврежден торпедой англ. ПЛ «Unbroken». Ремонт боевых повреждений было решено совместить с перестройкой крейсера в полуавианосец, предназначенный для несения и запуска 12 истребителей Re-2000. Возврат самолетов на корабль не предусматривался, после выполнения задания они должны были лететь на ближайший береговой аэродром. Для запуска самолетов предусматривались две катапульты в районе полубака. Истребители планировалось хранить открыто на верхней палубе, при этом все надстройки в нос от кормовой дымовой трубы демонтировались, а носовая труба разделялась на две, сдвинутых к бортам. Все старое вооружение демонтировали, предполагая заменить на 10 х 1 90-мм/50 пушек и 20 х 2 20-мм/65 автоматов. После переоборудования водоизмещение должно было уменьшиться до 9000 (стандартное)/11 800 (полное) т.
Фактически к перестройке корабля не приступали. В сентябре 1943 г. захвачен в Специи немцами. Потоплен 21.6.1944 англ, человеко-торпедами «Chariots», доставленными действовавшим на стороне союзников итал. ТКА MS-74.
Тяжелые крейсера типа «Zara» — 4 единицы
«Fiume» |
СТТ |
29.4.1929 |
27.4.1930 |
11.1931 |
Погиб 28.3. 1941 |
«Gorizia» |
ОТОл |
17.3.1930 |
28.12.1930 |
12.1931 |
Погиб 26.6.1944 |
«Pola» |
ОТОл |
17.3.1931 |
5.12.1931 |
12.1932 |
Погиб 29.3.1941 |
«Zara» |
ОТОм |
4.7.1929 |
27.4.1930 |
10.1931 |
Погиб 29.3.1941 |
11680/14300 («Zara»), 11326/13944 («Fiume»), 11 712/14 330 («Gorizia») и 11 545/14 133 («Pola») т; 179,6/182,8x20,6x6,2 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 95 000 л.с., 32 узл., 2400 т нефти, 5230 (16) миль. Броня: борт 150 — 100 мм, палуба 70 — 20 мм, траверсы 120 — 90 мм, рубка 150 мм, башни 150 мм, барбеты 150— 120 мм. Эк. 841 чел. 4 х 2 — 203-мм/53, 6x2 — 100-мм/47, 4x2 —37-мм/54, 4x2 — 13,2-мм, 1 катапульта, 2 гидросамолета.
Одни из самых удачных «вашингтонских» крейсеров. Отправной точкой при проектировании послужили крейсера типа «Trento», существенно переработанные в стремлении получить более сбалансированный корабль с защитой, адекватной калибру орудий ГК. Первоначально предполагалось довести толщину пояса до 200 мм, однако даже при снижении проектной скорости до 32 узл., «договорные» 10 000 т оказывались превышены почти на 4000 т. Проект начали «ужимать» — от высокобортного гладкопалубного корпуса отказались в пользу более низкого, с относительно коротким полубаком, что давало выигрыш в несколько сотен тонн, хотя это и отрицательно сказывалось на мореходности. Толщину пояса по ватерлинии уменьшили до 150 мм, ликвидировали первоначально заложенные в проект ТА. Заметную экономию обеспечило применение легкой ЭУ, разработанной ранее для скаутов типа «Condottieri» 1-й и 2-й серий. Хотя перечисленные меры и позволили ощутимо снизить стандартное водоизмещение, оно продолжало превышать договорные значения примерно на 1500 т.
Не афишируя проектную перегрузку, итальянцы официально объявили о 10 000-т водоизмещении новых крейсеров программы 1928 — 1929 гг. («Zara» и «Fiume»), за которыми последовали «Gorizia» программы 1929 — 1930 гг. и «Pola» программы 1930 — 1931 гг. Последний корабль, предназначенный в качестве флагманского, несколько отличался от остальных увеличенной носовой надстройкой, объединенной с первой дымовой трубой.
Корабли типа «Zara» оказались одними из самых защищенных «вашингтонских» крейсеров. Главный 150-мм пояс, утончающийся до 100 мм по нижней кромке, тянулся между концевыми башнями ГК, заканчиваясь 120-мм траверсами, и прикрывался сверху 70-мм броневой палубой. Выше броневого пояса борт имел толщину 30 мм, верхняя палуба — 20 мм. Общий вес брони составлял 2700 т, в три раза больше, чем на «Trento».
Как уже упоминалось, ЭУ повторяла по составу принятую на скаутах типа «Condottieri» 1-й и 2-й серий (лишь число ПК увеличили с 6 до 8), но отличалась по расположению — на «Zara» впервые в итальянском флоте применили «шахматное» размещение. От носа в корму следовали: КО №1 (2 ПК); МО №1 (ТЗА правого вала) и КО №2 (1 ПК) по правому и левому бортам соответственно; КО №3 и 4 (по 2 ПК); КО №5 (1 ПК) и МО №2 (ТЗА левого борта) по правому и левому бортам соответственно. Хотя нормальная продолжительная мощность ЭУ составляла 76 000 л.с. с возможностью форсировании до 95 000 л.с., на испытаниях мощность достигала 120 000 л.с., а скорость составляла 33 — 35,2 узл.; в ходе службы развивали порядка 29 — 30 узл.
В плане вооружения корабли типа «Zara» отличались от предшественников переходом на новые 203-мм орудия модели 1929 г., использующим более тяжелый выстрел (125 кг против 113 кг на «Trento»).
Парадоксально, но эти корабли первоначально причислялись по итальянской классификации к легким крейсерам! Несуразность подобного отнесения была очевидна, и их очень быстро перевели сперва в разряд броненосных (чтобы отличать от соизмеримых, но гораздо более легко забронированных типа «Trento»), а затем тяжелых.
В 1937 г. две из 8 х 2 100-мм/47 установок сняты, как и устаревшие 40-мм/ЗЭ автоматы и 12,7-мм пулеметы и заменены на 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы.
В 1940 г. на всех четырех кораблях на мостике установлены по две 120-мм/15 гаубицы для стрельбы осветительными снарядами.
В 1942 г. на единственном оставшемся в строю корабле этого типа, «Gorizia», осветительные гаубицы заменены на 2 х 2 37-мм/54 автомата.
В 1943 г. 13,2-мм пулеметы заменены на 14 20-мм/65 автоматов.
«Pola» 15.12.1940 поврежден англ, бомбами в Неаполе, ремонт до начала марта 1941 г.
В ходе сражения у м. Матапан 28 — 29.3.1941 г. погибли три корабля этого типа. Вечером 28-го числа «Pola» поврежден англ, авиаторпедой (с самолета АВ «Formidable») и лишился хода. Ночью 29-го потоплен торпедой англ. ЭМ «Jervis». Прибывшие на помощь крейсера «Zara» и «Flume» поздним вечером 28-го тяжело повреждены артогнем англ. ЛК «Barham», «Warspite» и «Valiant». «Fiume» затонул сразу, «Zara» 29.3.1941 добит торпедой англ. ЭМ «Jervis».
«Gorizia» тяжело поврежден 10.4.1943 тремя бомбами, к сентябрю 1943 г. все еще находился в ремонте в Специи. Затоплен экипажем 8.9.1943, впоследствии поднят немцами. Вновь потоплен там же 26.6.1944 англ, человеко-торпедами «Chariots» (управлялись итальянцами).
Тяжелые крейсера типа «Trento» — 2 единицы
«Trento» Орл 8.2.1925 4.10.1927 4.1929 Погиб 16.6.1942
«Trieste» CTT 22.6.1925 24.10.1926 12.1928 Погиб 10.4.1942
10 344/13 334 («Trento») и 10 339/13 326 («Trieste») т; 190/197x20,6x6,8 м; 4 ТЗА, 12 ПК, 120 000 л.с. (при форсировании — 150 000 л.с.), 34 узл. (при форсировании — 36 узл.), 2214 т нефти, 4160 (16) миль. Броня: борт 70 мм, траверсы 40 — 60 мм, палуба 20 — 50 мм, рубка 100 мм, башни 100 мм, барбеты 60 — 70 мм. Эк. 781 чел. 4x2 — 203-мм/53, 6 х 2 — 100-мм/47, 4 х 2 — 37-мм/54, 4x2 — 13,2-мм, 4x2 — 533-мм ТА (неподвижные), 1 катапульта, 3 гидросамолета.
Первые итальянские «вашингтонские» крейсера. Строились по программе 1924 — 1925 гг. При их создании основной упор был сделан на достижение высокой скорости хода. Для достижения заложенных в техзадании 34 узл. на корабли пришлось втиснуть занимающую более трети длины корпуса четырехвальную ЭУ мощностью 120 000 л.с. Использование столь мощной и тяжелой ЭУ (свыше 2300 т), размещенной к тому же эшелонно, оставляло на долю вооружения и бронирования не так уж много водоизмещения. Чтобы удержаться в рамках договорных 10 000 т, итальянцы пошли на максимальное облегчение конструкции корпуса, но все равно оба корабля оказались более чем на 300 т тяжелее разрешенного предела.
Бронирование, как и у большинства первых «вашингтонских» крейсеров, не соответствовало вооружению, хотя, в отличие от английских и французских кораблестроителей, итальянцы смогли установить 70-мм броневой пояс по ватерлинии между концевыми башнями ГК. При этом пояс мог противостоять 203-мм снарядам лишь на значительных дистанциях, на которых 50-мм палуба уже не могла остановить падающие под большим углом снаряды. Для 203-мм орудий «Trento» и «Trieste» оказались такими же «картонными», как и остальные «вашингтонские» крейсера.
203-мм/50 орудия ГК в четырех башнях имели угол возвышения 45°. Конструкция башен получилась не совсем удачной, и проектной скорострельности 3 выстр./мин удалось достигнуть далеко не сразу. В довершение всего башни оказались очень тесными.
«Trento» и «Trieste» стали первыми итальянскими кораблями, в которых еще на стадии проектирования предусматривалось авиационное вооружение, причем местом для размещения катапульты был избран полубак, под палубой которого в нос от первой орудийной башни находился ангар для двух гидросамолетов — они подавались к катапульте с помощью лифта.
На 8-часовых испытаниях оба корабля вплотную приблизились к контрактным 36 узл., развив 35,6 —35,7 узл., однако эту выдающуюся скорость «Trento» и «Trieste» показали при водоизмещении, лишь очень незначительно превышающем стандартное. В ходе испытаний была выявлена сильная вибрация треногой фок-мачты и стоящих на ней приборов управления огнем. В ходе повседневной службы скорость в открытом море составляла порядка 31 узл.
Первоначально классифицировались как легкие крейсера, но вскоре переведены в класс тяжелых.
В 1937 — 1938 гг. две из стоявших изначально 8x2 100-мм/47 установок сняли, как и устаревшие 40-мм/39 автоматы, заменив их на 37-мм автоматы и 13,2-мм пулеметы.
В 1942 г. «Trento» получил 4x1 20-мм/65 автомата, «Trieste» в следующем году — еще 8 х 1 20-мм/65.
«Trento» 15.6.1942 поврежден англ, авиаторпедой (торпедоносцы «Beaufort» с Мальты), спустя 4 часа потоплен двумя торпедами англ. ПЛ «Umbra». «Trieste» тяжело поврежден 21.11.1941 торпедой англ. ПЛ «Utmost». 10.4.1943 потоплен в Ла Маддалене амер. авиацией.
Крейсера ПВО типа «Etna» — 0 + 2 единицы
«Etna» КРАт 23.9.1939 28.5.1942 — Затоплен в 1944
«Vesuvio» КРАт 26.8.1939 6.8.1941 — Затоплен в 1944
Стандартное — 5900 т; 141/153,8x14,5x5,9 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 40000 л.с., 28 узл. Броня: пояс 60мм, палуба 20 — 35 мм, башни 20 мм. Эк. 580 чел. 3x2 — 135-мм/45, 10 х 1 — 65-мм/64, 10 х 2 — 20-мм/65.
Малые крейсера, заказаны Таиландом в Италии в 1938 г. По первоначальному проекту корабли, получившие названия «Taksin» и «Naresuan», должны были иметь стандартное водоизмещение 5500 т, скорость хода 30 узл. и вооружение из 3 х 2 152-мм башенных установок, 6 х 1 76-мм зен. пушек, 4x2 13,2-мм пулеметов, 2x3 533 ТА и катапульты для запуска гидросамолетов. Интересной особенностью этих кораблей стало то, что несмотря на всего одну дымовую трубу, ЭУ имела эшелонное расположение (от носа в корму — КО №1 и 2, МО №1, КО №3, МО №2).
Закладка крейсеров произошла в конце 1939 г., а в декабре 1941 г. работы приостановлены, 6.8.1942 итальянское правительство конфисковало оба корабля. «Taksin» и «Naresuan» переименовали в «Etna» и «Vesuvio» соответственно. Проект переработали в крейсер ПВО. Все вооружение заменялось новым, при этом от катапульты и ТА отказались. Помимо обеспечения ПВО конвоев, на новые корабли предполагалось возложить дополнительные функции быстроходных транспортов для ценных грузов. Для этого в корпусе предусматривалось пространство объемом 400 м3.
К сентябрю 1943 г. корабли находились в 60 — 65% степени готовности. 10.9.1943 захвачены немцами в Триесте, в 1944 г. затоплены.
Легкие крейсера типа «Capitani Romani» — 3 + 9 единиц
«Attilio Regolo» ОТОл 28.9.1939 28.8.1940 5.1942 Передан Франции в 1948
«Pompeo Magno» KHPa 23.9.1939 28.8.1941 6.1943 Исключен в 1980
«Scipione Africano» Ане 28.9.1939 12.1.1941 4.1943 Передан Франции в 1948 Не достроены:
«Caio Mario» ОТОл 28.9.1939 17.8.1941 — Затоплен в 9.1943
«Claudio Druso» КТрт 27.9.1939 — Разобран на стапеле
«Claudio Tiberio» ОТОл 16.9.1940 — Разобран на стапеле
«Cornelio Silla» Ане 12.10.1939 28.6.1941 — Погиб в 7.1944
«Giulio Germanico» HM 11.5.1940 20.7.1940 — Погиб 28.9.1943
«Ottaviano Augusto» KHPa 23.9.1939 31.5.1942 — Погиб 1.11.1943
«Paolo Emilio» Ане 12.10.39 — Разобран на стапеле
«Ulpio Traiano» KHPa 23.9.1939 30.11.1942 — Погиб 3.1.1943
«Vipsanio Agrippa» КТрт 10.1939 — — Разобран на стапеле
3686/5334 т; 138,7/142,9x14,4x4,9 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 110 000 л.с., 40 узл., 1387 т нефти, 3000 (25) миль. Броня: башни 20 мм, мостик 15 мм. Эк. 418 чел. 4x2 — 135-мм/45, 8x1— 37-мм/54, 4x2 — 20-мм/70, 2 х 4 — 533-мм ТА, 2 БС (24 ГБ), 70 мин.
Легкие крейсера типа «Capitani Romani» стали ответом на новые французские лидеры типов «Fantasque» и «Mogador», причем при их проектировании произошел возврат к идеям «суперэсминца», воплощенным в первых сериях скаутов типа «Condottieri» (высокая скорость и мощное вооружение при минимальном бронировании). Проектные работы над новым «океанским скаутом» начались в 1937 г. В начале 1939 г. проект был готов. В окончательном виде корабли, получившие названия в честь полководцев Древнего Рима, должны были иметь водоизмещение 3400 т, вооружение из восьми 135-мм орудий в четырех башнях, шести новейших 65-мм зениток и 2 х 4 ТА. Последние имели достаточно оригинальную «двухэтажную» конструкцию (две трубы в нижнем ярусе, две — в верхнем). От первоначально планировавшегося гидросамолета еще на стадии проектирования отказались. ЭУ размещалась эшелонировано. Проектная скорость 40 узл. превышала аналогичный показатель французских лидеров. Любопытно, что при объявлении в 1939 г. о строительстве новых кораблей итальянцы заявили о 44 узл. скорости — пропагандистский шаг, направленный на деморализацию противника.
На ранних стадиях проектирования предусматривался корпус с ярко выраженным полубаком, но впоследствии от него отказались в пользу гладкопалубного, с заметной седловатостью, что обеспечило некоторую экономию веса без потери мореходности. Хотя при строительстве был предусмотрен ряд мер по снижению нагрузки (широкое использование легких алюминиевых сплавов и электросварки), строительная перегрузка составляла порядка 300 т. Из-за неготовности 65-мм зениток их пришлось заменить на привычные спаренные 37-мм автоматы.
По программе 1937 г. предусматривалась постройка 12 единиц. Закладка прошла в 1939 — 1940 гг., но уже в июне 1940 г. работы на четырех кораблях («Claudio Druso», «Claudio Tiberio», «Paolo Emilio» и «Vipsanio Agrippa») прекратили, а корпуса в течение 1941 —1942 гг. разобрали на стапелях. Строительство остальных кораблей с началом войны замедлилось, и до сентября 1943 г. в строй успели войти лишь три — «Attilio Regolo», «Pompeo Magno» и «Scipione Africano». Еще один — «Ulpio Traiano» — потоплен в Палермо 3.1.1943 в ходе достройки на плаву англ. человеко-торпедами «Chariots». От достройки «Caio Mario» в качестве крейсера отказались в 1942 г., введя его в строй в январе 1943 г. как плавсредство для хранения нефти. «Caio Mario» и недостроенные «Cornelio Silla» (готовность — 84%), «Ottaviano Augusto» (готовность — свыше 90%) и «Giulio Germanico» (готовность — 94%) захвачены германскими войсками в сентябре 1943 г. «Caio Mario» затоплен немцами в Специи в 1944 г. (в апреле 1945 г. ими же взорван корпус). «Ottaviano Augusto» потоплен союзной авиацией в Анконе 1.11.1943 г. «Cornelio Silla» потоплен союзной авиацией в Генуе в июле 1944 г. «Giulio Germanico» затоплен немцами в Кастеламаре-ди-Стабия 28.9.1943. Поднят итальянцами в 1947 г. и после ремонта и достройки введен в строй.
«Attilio Regolo» всего через 2 месяца после вступления в строй поврежден торпедой англ. ПЛ «Unruffled». Оторвана носовая оконечность по первую 135-мм башню. Ремонт до середины 1943 г.
В 1948 г. два корабля в соответствии со статьями мирного договора передали Франции — «Attilio Regolo» и «Scipione Africano» стали «Chateaurenault» и «Guichen».
Легкие крейсера типа «Giuseppe Garibaldi» («Condottieri», 5-я серия) — 2 единицы
«Giuseppe Garibaldi» КРАт 12.1933 21.4.1936 10.1937 Исключен в 1972
«Luigi di Savoia duca degli Abruzzi» ОТОм 28.12.1933 21.10.1936 12.1937 Исключен в 1961
9050/11 575 («Garibaldi»), 9440/11 117 («Abruzzi») т; 171,8/187,1x18,9x6,8 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 100 000 л.с., 34 узл., 1728 т нефти, 4125 (12,7) миль. Броня: борт 30 + 100 мм, траверсы 100 + 30 мм, палуба 40 мм, рубка 100 мм, башни 135 мм, барбеты 100мм. Эк. 640чел.2хЗи2х2— 152-мм/55,4x2 — 100-мм/47,4x2 — 37-мм/54, 4x2 — 13,2-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 2 БМБ, 2 катапульты, 2 гидросамолета, 80 — 108 мин.
В проекте крейсеров программы 1932 — 1933 гг. наметившаяся тенденция к усилению броневой защиты итальянских легких крейсеров получила дальнейшее развитие, причем впервые конструкторы пошли на снижение проектной скорости. Построив достаточное количество «быстроходных» кораблей, не способных подтвердить свою высокую, но полученную слишком дорогой ценой скорость в ходе повседневной службы, итальянцы наконец приступили к проектированию более сбалансированных кораблей. Именно к последним и относился проект крейсеров типа «Giuseppe Garibaldi». За счет увеличения, по сравнению с «Condottieri» 4-й серии, водоизмещения еще на 1000 т и снижения проектной скорости на 2,5 узл. получился, вероятно, самый удачный из предвоенных итальянских крейсеров, мало уступающий, а кое в чем и превосходящий зарубежные аналоги.
На новых крейсерах вес брони достиг 2131 т. Схема бронирования, в общих чертах повторяющая применяемую ранее, на «Garibaldi» имела ряд принципиальных отличий. Так, бортовое бронирование традиционно выполнялось разнесенным, но на сей раз наружный пояс имел толщину всего 30 мм, а внутренний, с углом установки в 12°, был гораздо толще — 100 мм. Своей верхней частью он соединялся с верхней кромкой внешнего пояса, а опускаясь ниже ватерлинии, изгибался и примыкал к его нижней кромке. Траверсы также выполнялись разнесенными, но имели более простую конструкцию из параллельных плит, но и в этом случае внешняя плита была тоньше внутренней. Вверх от пояса борт имел 20-мм толщину, и впервые на итал. крейсерах верхняя палуба выполнялась толщиной 15 мм у борта и 10 мм ближе к диаметральной плоскости.
Увеличенная почти на 1,5 м ширина корпуса позволила уплотнить КО, так как удалось разместить ПК не в диаметральной плоскости, а по два в ряд. На «Garibaldi» длина отсеков, отведенных под ЭУ, оказалась в полтора раза меньше, чем на предшественниках, и это при том, что была сохранена эшелонная схема расположения. Сокращение длины МО и КО, в свою очередь, позволило более рационально разместить вооружение и уменьшить протяженность броневого пояса, поскольку артиллерию ГК удалось отодвинуть от оконечностей, заметно разгрузив последние.
Число орудий ГК было увеличено до 10 и, что немаловажно, в новых башнях, наконец, удалось избавиться от порочной практики размещения орудий в единой люльке. Сами орудия были новой модели 1936 г.
Из-за перепланировки в ЭУ, в центральной части корпуса не осталось места для установки авиационной катапульты в диаметральной плоскости, поэтому пришлось ставить две по бокам от второй дымовой трубы. Как и на «Condoitieri» 3-й и 4-й серий, они имели ограниченный угол поворота. Ангар не предусматривался.
В 1943 г. с кораблей сняли устаревшие пулеметы, вместо них установили 5x2 20-мм/65 автоматов. В 1945 г. на «Abruzzi» и «Garibaldi» сняли катапульты и ТА.
«Garibaldi» 27.7.1941 получил торпедное попадание с ПЛ «Upholder», тяжело поврежден и ремонтировался 4 месяца.
По программе 1939 — 1940 гг. предусматривалась постройка двух очень близких к «Condottieri» 5-й серии по своим характеристикам крейсеров («Constanzo Ciano» и «Venezia»), однако в июне 1940 г. их исключили из программы. Основным отличием этих так и не появившихся крейсеров должны были стать надстройка измененной формы, чуть большая мощность ЭУ и переход на новые 90-мм зенитные пушки.
Легкие крейсера типа «Eugenio di Savoia» («Condottieri», 4-я серия) — 2 единицы
«Emanuele Filiberto duca d'Aosta» ОТОл 29.10.1932 22.4.1934 7.1935 Передан СССР в 1949
«Eugenio di Savoia» Ане 6.7.1933 16.6.1935 1.1936 Передан Греции в 1951
8317/10374 («d'Aosta»), 8610/10672 («di Savoia») т; 171,8/186,9x17,5x6,5 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 110 000 л.с., 36,5 узл., 1653 т нефти, 3900 (14) миль. Броня: борт 70 + 35 мм, траверсы 50 мм, палуба 30 — 35 мм, рубка 100 мм, башни 90 мм, барбеты 70мм. Эк. 578 чел. 4 х 2 — 152-мм/53, 3x2 — 100-мм/47, 4x2 — 37-мм/54, 6x2 — 13,2-мм, 2x3 — 533-мм ТА, 2 БМБ, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 100 — 185 мин.
Корабли программы 1931 — 1933 гг. строились по откорректированному в сторону дальнейшего усиления бронирования проекту «Montecuccoli». Возросший до 1700 т вес брони пошел на утолщение пояса до 70, а внутренней броневой переборки до 35 мм, однако горизонтальная защита стала толще всего на 5 мм (35 мм в середине корпуса и 30 мм в оконечностях). Как следствие, новым кораблям был присущ тот же недостаток, что и предшественникам, — слишком узкая зона неуязвимости от 152-мм снарядов и отсутствие таковой от 203-мм.
Больший вес брони привел к росту водоизмещения (примерно на 1000 т) и размеров. Для сохранения скорости на уровне 36 — 37 узл. мощность ЭУ повысили до 110 000 л.с. При этом в ее размещении произошли некоторые изменения — на предшествующих «Condottieri» первых трех серий две трети ПК (4 шт.) располагались в носовой группе, а треть (2 шт.) — в кормовой; соответственно первая дымовая труба, в которую выходили дымоходы четырех ПК, была заметно шире, чем вторая. На «Condottieri» 4-й серии ПК распределили более равномерно — по три на каждую дымовую трубу одинакового размера. Каждый ПК помещался в отдельном водонепроницаемом отсеке.
Оба крейсера превысили контрактную скорость на испытаниях (как и предшественники — при водоизмещении, близком к стандартному, и сверхпроектной мощности ЭУ), реальная скорость в море составляла около 34 узл.
В 1943 г. с крейсеров сняли катапульту, оба ТА и 13,2-мм пулеметы, заменив последние на 6x2 — 20-мм/65 автоматов.
«Eugenio di Savoia» 4.12.1942 поврежден в Неаполе бомбами американской авиации и вышел из строя до весны 1943 г.
После войны оба крейсера по репарациям были переданы флотам Греции («Eugenio di Savoia») и СССР («Emanuele Filiberto duca d'Aosta») и соответственно переименованы в «Helli» и «Керчь».
Легкие крейсера типа «Raimondo Montecuccoli» («Condottieri», 3-я серия) — 2 единицы
«Raimondo Montecuccoli» Ане 1.10.1931 2.8.1934 6.1935 Исключен в 1964
«Muzio Attendolo» КРАт 10.4.1933 9.9.1934 8.1935 Погиб 4.12.1942
7405/8853 («Montecuccoli»), 8848 («Attendolo») т; 166,2 — 166,7/182,2x16,6x6 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 106 000 л.с., 37 узл., 1275 — 1297 т нефти, 2930 — 3088 (16) миль. Броня: борт 60 + (25 — 30) мм, траверсы 20 — 40, палуба 30 мм, рубка 100 мм, башни 70 мм, барбеты 50. Эк. 588 чел. 4x2 — 152-мм/53, 3x2 — 100-мм/47, 4 х 2 — 37-мм/54, 4x2 — 13,2-мм, 2x2 — 533-мм ТА, 2 БМБ (12 ГБ), 1 катапульта, 2 гидросамолета, 96 мин.
Строились по программе 1930 — 1931 гг. Попытка создать более сбалансированный, чем «Condottieri» двух первых серий, корабль. За счет увеличения размеров и водоизмещения (более чем на 2000 т), удалось заметно улучшить мореходность и защиту. Вес брони, по сравнению с предшественниками, возрос более чем в 2,5 раза — с 575 до 1350 т.
Схема бронирования в основном повторяла принятую на «Condottieri» 1-й и 2-й серий, но с существенным увеличением толщины ее элементов (внешний броневой пояс — 60 мм, продольная переборка между концевыми башнями — 25 мм, напротив погребов — 30 мм). Кроме того, обшивка корпуса выше броневого пояса (на всю высоту борта) выполнялась толщиной 20 мм. К сожалению, усиление вертикальной защиты не было дополнено адекватным ростом горизонтальной, то есть палубы (всего 30 мм поверх пояса и 20 мм в оконечностях). Как следствие, крейсера этого типа не имели зоны свободного маневрирования под огнем 203-мм орудий и очень узкую зону (порядка 12 кбт, дистанция от 69 до 81 кбт) — под огнем 152-м орудий.
Практически неизменными остались состав и размещение вооружения, лишь авиационная катапульта переместилась на новое место — между дымовыми трубами. Она была выполнена частично поворотной и могла отклоняться на определенный угол (до 30°) от диаметральной плоскости.
Эшелонная схема расположения ЭУ не претерпела изменений, правда, ее мощность была несколько повышена для компенсации роста водоизмещения. Для повышения живучести растянутой ЭУ все ПК размещались в индивидуальных КО (кроме носового КО №1 с двумя ПК). На испытаниях «Montecuccoli» превысил контрактные 37 узл. и развил 38,7 узл., однако при этом его водоизмещение было меньше стандартного, а мощность превысила проектную на 18%. В ходе службы легко держали 34-узловой ход.
«Condottieri» 3-й серии оказались гораздо более удачными, чем их предшественники, и стали первыми полноценными легкими крейсерами итальянского флота.
В 1943 г. в ходе ремонта с «Montecuccoli» сняты катапульта, ТА и 13,2-мм пулеметы. Вместо последних установлены 12 20-мм/70 автоматов.
«Montecuccoli» тяжело поврежден бомбами амер. авиации 4.12.1942 в Неаполе и ремонтировался до середины 1943 г.
«Attendolo» в сентябре 1942 г. поврежден торпедой англ. ПЛ «Unbroken». Взрывом оторвана носовая оконечность. Во время ремонта в Неаполе 4.12.1942 потоплен бомбами амер. авиации.
Легкие крейсера типа «Luigi Cadorna» («Condottieri», 2-я серия) — 2 единицы
«Luigi Cadorna» КРАт 19.9.1930 30.9.1931 8.1933 Исключен в 1951
«Armando Diaz» ОТОм 28.7.1930 10.7.1932 4.1933 Погиб 25.2.1941
5323/7000 («Luigi Cadorna»), 5406/7080 («Armando Diaz») т; 160/169,3x15,5x5,5 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 95 000 л.с., 36,5 узл., 1211 т нефти, 2930 — 3088 (16) миль. Броня: борт 24 + 18 мм, палуба и траверсы 20 мм, рубка 70 мм, башни 40 мм. Эк. 544 чел. 4 х 2 — 152-мм/53, 3x2 — 100-мм/47, 4x2 — 20-мм/65, 4x2 — 13,2-мм, 2x2 — 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 84 — 138 мин.
Два корабля программы 1929 — 1930 гг. строились по откорректированному проекту «Condottieri» 1-й серии. Предпринят ряд мер для снижения верхнего веса, что положительно сказалось на остойчивости, повышена прочность корпуса. Высота носовой надстройки за счет отказа от ангара для гидросамолетов уменьшилась. Неподвижную катапульту перенесли с палубы полубака на кормовую надстройку между второй дымовой трубой и 3-й башней ГК, смонтировав ее под углом 30° к диаметральной плоскости. Ангара не было, гидросамолеты хранились открыто на специальной площадке рядом с катапультой. Состав и расположение вооружения не претерпели изменений, за исключением перехода на 152-мм/53 орудия новой модели 1929 г. в более просторных башнях.
Оба крейсера типа «Luigi Cadorna» на испытаниях превысили контрактную скорость, однако, как и у «Condottieri» 1-й серии, к началу войны их скорость не превышала 31 — 32 узл.
В целом крейсера программы 1929—1930 гг. оказались несколько удачнее, чем их предшественники, но еще в ходе их постройки стало ясно, что они уступают новым легким крейсерам других стран во всем, кроме скорости, поэтому от дальнейшего развития типа «скаут» в итальянском флоте отказались в пользу создания более крупных и хорошо защищенных крейсеров.
Единственной предвоенной модернизацией стала замена в 1938 г. двух 40-мм/39 автоматов «виккерс» на 4 х 2 20-мм/65 «бреда».
В 1943 г. на «Luigi Cadorna» демонтировали катапульту, а 13,2-мм пулеметы заменили на 4 х 1 20-мм/70 автомата. В 1944 г. с корабля сняли ТА.
«Armando Diaz» потоплен 25.2.1941 в районе Сфакса англ. ПЛ «Upright».
Легкие крейсера типа «Giovanni delle Bande Nere» («Condottieri», 1-я серия) — 4 единицы
«Alberico da Barbiano» |
Ане |
16.4.1928 |
23.8.1930 |
6.1931 |
Погиб 13. 12. 1941 |
«Alberto di Giussano» |
Ане |
29.3.1928 |
27.4.1930 |
2.1931 |
Погиб 13.12.1941 |
«Bartolomeo Colleoni» |
Ане |
21.6.1928 |
21.12.1930 |
2.1931 |
Погиб 19.7.1940 |
«Giovanni delle Bande Nere» |
Каст |
31.10.1928 |
27.4.1930 |
4.1931 |
Погиб 1.4.1942 |
5200/6844т; 160/169,3x15,5x5,3 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 95000л.с., 36,5 узл., 1230т нефти, 3800 (18) миль. Броня: борт 24 + 18 мм, палуба и траверсы 20 мм, рубка 40 мм, башни 23 мм. Эк. 520 чел. 4x2 — 152-мм/53, 3x2 — 100-мм/47, 4 х 2 — 20-мм/65, 4x2 — 13,2-мм, 2x2 — 533-мм ТА, 1 катапульта, 2 гидросамолета, 84 — 138 мин (на всех, кроме «Alberto di Giussano»),
Первые итальянские крейсера, построенные после Первой мировой войны. Созданы в ответ на новые французские лидеры типов «Jaguar», «Lion» и «Aigle». Руководство итальянского флота посчитало, что для борьбы с последними необходимо создать в дополнение к ЭМ типа «Navigator» еще и большие скауты. Предполагалось, что такие корабли при не меньшей, чем у их французских оппонентов, скорости — порядка 37 узл. — за счет более мощного вооружения будут иметь безоговорочное превосходство. Проект скаутов (отправной точкой при этом служил сильно увеличенный корпус ЭМ типа «Navigatori») трансформировался в крейсера типа «Giovanni delle Bande Nere», известные так же как «Condottieri» 1-й серии.
Для достижения заложенной в задании скорости 37 узл. конструкторы пошли на ряд ухищрений, зачастую неоправданных. Так, обводы, скорее миноносные, чем крейсерские (удлинением более, чем 1/10), сочетались с довольно легкой конструкцией корпуса. Как следствие, в ходе эксплуатации на этих крейсерах неоднократно возникали проблемы с продольной прочностью. ЭУ с очень высокой агрегатной мощностью (на момент постройки — самая большая в итальянском флоте) также имела легкую «миноносную» конструкцию. От «Navigatori» проект скаута унаследовал эшелонную схему расположения ЭУ, причем все ПК размещались в диаметральной плоскости, удлиняя тем самым и без того протяженный корпус.
При разработке схемы защиты новых крейсеров было применено разнесенное бронирование — в дополнение к 24-мм поясу, между концевыми башнями ГК имелась еще и 18-мм продольная броневая переборка, шедшая на некотором расстоянии в глубине корпуса от наружной обшивки.
Главной ударной силой этих кораблей стали 8 152-мм орудий модели 1926 г. в четырех двухорудийных башнях (угол возвышения — 45°). Для экономии веса оба орудия монтировались в общей люльке, что предопределило заметное рассеивание снарядов.
Для корректировки огня 152-мм орудий крейсера оснащались бортовой авиацией, размещенной, как и на тяжелых крейсерах типа «Trento», в носовой оконечности. Поскольку места для палубного ангара пред первой башней ГК не нашлось, его оборудовали в нижнем ярусе носовой надстройки, откуда гидросамолет по специальным рельсовым путям в обход башен на тележке подавался к катапульте на полубаке.
4 корабля заказали по программе 1927 —1928 гг. На испытаниях все они заметно превысили контрактные скорость и мощность, а один из них — «Alberico da Barbiano» — в течение 8 часов поддерживал скорость 39,6 узл. при мощности 112760 л.с., а в течение 32 мин. развил 42,05 узл. при 123 479 л.с., став самым быстроходным крейсером в мире. Эти выдающиеся на первый взгляд результаты несколько блекнут на фоне реальной скорости в ходе повседневной службы, не превышавшей 30 узл. В целом, «Condottieri» 1-й серии оказались не столь удачными, как ожидалось, — недостаточно мореходными, с малым запасом топлива и плохой обитаемостью (из-за тесной компоновки). В довершение всего, слишком слабое бронирование и оказавшаяся умеренной скорость лишали их возможности на равных бороться с крейсерами своего основного противника на Средиземном море — Англии. Наглядным подтверждением этого может служить потопление австралийским КРЛ «Sydney» (контрактная скорость — всего лишь 32 узл.) «Bartolomeo Colleoni». Второй итальянский крейсер — «Giovanni delle Bande Nere» — в этом бою спасло только то, что на австралийском корабле кончился боезапас.
В конце 1930-х гг. все 4 корабля прошли усиление корпуса после ряда повреждений в штормовую погоду. В 1938 — 1939 гг. зенитное вооружение усилено 4x2 20-мм/65 автоматами.
«Bartolomeo Colleoni» потоплен 19.7.1940 сев.-зап. Крита англ. КРЛ «Sydney» и ЭМ «Havock», «Hiperion», «Hereward» и «Ilex». Получил попадание 152-мм снарядом в МО, лишился хода и добит торпедами с эсминцев.
«Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano» при перевозке бензина в Ливию 13.12.1941 у мыса Бон потоплены торпедами англ. ЭМ «Legion», «Maori», «Sikh» и голанд. ЭМ «Isaak Sweers». В первый попало три торпеды, во второй — одна.
«Giovanni delle Bande Nere» потоплен 1.4.1942 в районе о. Стромболи англ. ПЛ «Urge». Попадание двух торпед, переломился.
Броненосный крейсер «San Giorgio» — 1 единица
«San Giorgio» Каст 4.7.1905 27.7.1908 7.1910 Погиб 22.1.1941
9470/11 500 т; 131/140,9x21x7,3 м; 2 ПМУ, 8 ПК, 18 200 л.с., 18,6 узл., 1300 т нефти, 4237 (12) миль. Броня: борт 200 мм, палуба 50 мм, рубка 250 мм, башни ГК 200 мм, башни 2-го калибра 170 мм. Эк. 700 чел. 2 х 2 — 254-мм/45, 4x2 — 190-мм/45, 5 х 2 — 100-мм/47, 6x2 — 20-мм/65, 7x2 — 13,2-мм.
Старый броненосный крейсер, участвовавший еще в итало-турецкой и Первой мировой войнах. До середины 1930-х использовался в качестве учебного корабля. В 1937 — 1938 гг. прошел модернизацию на верфи в Специи (Спец) и превращен в корабль береговой обороны. Котлы переведены с угольного отопления на нефтяное, их общее число сокращено с 14 до 8, из 4 дымовых труб оставлено 2, получившие защитные колпаки. Увеличены размеры носовой надстройки. Главная артиллерия осталась без изменений, зато полностью обновилось зенитное вооружение. Вся малокалиберная артиллерия снята (как и ТА), а ее место заняли 4x2 100-мм/47 зен. установки и 2 х 2 13,2-мм пулеметы.
В начале 1940 г. зенитное вооружение еще усилено. Число 100-мм/47 орудий увеличено до 10,13,2-мм пулеметов—до 14. Дополнительно установлены 20-мм/65 автоматы. Превращенный в своеобразную плавбатарею ПВО корабль переведен в Тобрук.
Тяжело поврежден в Тобруке 22.1.1941 англ, палубной авиацией с авианосца «Eagle». Затоплен экипажем на мелководье.
Примечание: однотипный КР «San Marco» в 1931 — 1935 гг. переоборудован в радиоуправляемый корабль-мишень для подготовки артиллеристов (8600/8966 т, 13 000 л.с., 18 узл.), в сентябре 1943 г. захвачен герм, войсками. Затоплен ими в Специи в 1944 г.
Легкий крейсер «Taranto» — 1 единица
«Taranto» KB 1910 24.8.1911 10.1912 Погиб 23.10.1943
3184/5100 т; 138,7x13,5x4,7 м; 2 ПТУ, 14 ПК, 13 000 л.с., 21 узл., 1330 т угля и 130 т нефти, 5000 (12) миль. Броня: борт 60 мм, палуба 18 — 50 мм, рубка 100 мм, щиты орудий ГК 50 мм. Эк. 446 чел. 7 X 1 — 150-мм/45, 2x1— 76-мм/40, 10 — 13,2-мм, 120 мин.
Бывший германский легкий крейсер «Strassburg», передан Италии 20.7.1920 в качестве трофея. Прошел ремонт и частичное перевооружение — 88-мм/45 зен. орудия заменены на 76-мм/40, ТА сняты.
Введен в строй в 1925 г. В ходе модернизации 1935 — 1937 гг. снята часть ПК (2), первая дымовая труба изогнута и совмещена со второй.
В 1940 — 1941 гг. добавлены 4x2 20-мм/65 автомата. В 1942 г. выведен в резерв. 9.9.1943 захвачен немцами в Специи, потоплен 23.10.1943 союзной авиацией. Поднят немцами, но 23.9.1944 вновь потоплен союзной авиацией.
Легкий крейсер «Bari» — 1 единица
«Bari» Шх 1913 11.4.1914 8.1915 Погиб 28.6.1943
3248/5305 т; 135,3x13,6x4,1 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 21 000 л.с., 24,5 узл., нефть. Броня: палуба 40мм (до 80 мм), рубка 75мм, щиты орудий ГК50мм. Эк. 439 чел. 8 х 1 — 150-мм/45, 3 х 1 — 76-мм/40, 6 — 20-мм/65, 6 — 13,2-мм, 120 мин.
Заказан Россией в Германии как «Муравьев-Амурский», конфискован Германией после начала Первой мировой войны и переименован в «Pillau». Передан Италии 20.7.1920 в качестве трофея. Прошел ремонт и частичное перевооружение — 88-мм зен. орудия заменены на 76-мм/40. Вступил в строй в 1924 г. и служил в качестве учебного корабля. В 1934 — 1935 гг. прошел переоборудование в «колониальный» крейсер на верфи в Специи (Спец). 10 старых ПК со смешанным отоплением заменены на 4 нефтяных.
Первая дымовая труба демонтирована. Сняты ТА.
В 1940 — 1941 гг. добавлены 6 20-мм/65 автоматов.
Весной 1943 г. начата перестройка в корабль ПВО (должен был нести 8 х 1 90-мм/50, 8 37-мм/54 и 8 20-мм/70), потоплен 28.6.1943 в Ливорно амер. авиацией. Работы по подъему прекращены после сентября 1943 г.
Трофейные крейсера — 0 + 2 единицы
После затопления французского флота в Тулоне в ноябре 1942 г., итальянцам удалось поднять в 1943 г. 2 крейсера типа «La Galissoniere»: «Jean de Vienne» и «La Galissoniere», получившие новые номера FR-11 и FR-12. Корабли отбуксировали в Италию и успели начать восстановительный ремонт, но после сентября 1943 г. работы фактически остановились. Оба потоплены союзной авиацией: «Jean de Vienne» — 24.11.1943 и «La Galissoniere» — 18.8.1944.