«Рейна Виктория Эугения»

 

Первые годы

 

В первые годы своей службы «Рейна Виктория Эугения» была единственным современным крейсером испанского флота и поэтому зачастую использова­лась в роли яхты для доставки королев­ской семьи в порты северной Испании, где та проводила традиционные летние каникулы. В августе 1923 года крейсер становится флагманом военно-морских сил в Северной Африке (вплоть до при­хода туда линкора «Эспанья»). В это время крейсер базируется на Сеуту и Мелилью, а основными его боевыми за­даниями становятся блокадный дозор и бомбардировки сил повстанцев — бер­берских племен северной части Марок­ко, именуемых в Европе рифами. 22 ав­густа «Эугения» вместе с другими кораб­лями своим огнем поддерживает наступ­ление пехоты у Тифаранина, а 20 сен­тября участвует в бомбардировке пози­ций кабилов в заливе Алукемас.

Между тем, война в Марокко переки­нулась на французскую зону протекто­рата, так что к операциям против рифов был привлечен французский флот. Для испанцев это имело положительные по­следствия, поскольку нагрузка на их не­большой флот заметно снизилась. «Ре­йну Викторию Эугению» направили для выполнения ряда дипломатических мис­сий. В ноябре 1923 года вместе с линко­рами «Хаиме I» и «Альфонсо XIII», эс­минцами «Кадарсо» и «Вильямил», а также четырьмя субмаринами типа «В» она сопровождала королевскую семью во время ее визита в Специю и 1 декабря возвратилась в Барселону. Затем по­следовали визиты в Лиссабон, Сантандер, и только очередное ухудшение си­туации в Марокко вынудило крейсер пре­рвать карьеру представительской яхты.

В феврале 1924 года из-за резкой ак­тивизации боевых действий в Марокко командование провело реструктуриза­цию флота, в результате была сформи­рована «Группировка военно-морских сил Северной Африки» под командова­нием контр-адмирала Эдуарде Герра Гойена, поднявшего флаг на «Рейне Вик­тории Эугении».

Из событий 1924 года, достойных упо­минания, можно отметить визит на борт корабля во время стоянки в Песахесе королевы Испании в сопровождении ее сына дона Хуана — отца ныне правяще­го короля Хуана Карлоса I. Еще один эпи­зод этого года — небольшой пожар, ко­торый, к счастью, удалось быстро обна­ружить и локализовать.

Зато следующий год прошел для «Эугении» довольно активно. В начале сентября крейсер принял участие в де­монстрации сил у реки Яд Лау, а затем доставил в район боевых действий ко­мандующего одной из испанских колонн генерала Capo. 8 сентября вместе со всем флотом «Рейна Виктория Эугения» обстреливала выделенный ей сектор береговой обороны кабилов в заливе Алукемас, после чего состоялась масш­табная десантная операция. 12 сентяб­ря вместе с другими кораблями она уча­ствовала в демонстративной высадке десанта в Яд Лау, предопределившей падение Ла Рокосы.

В конце 1925-го и в начале 1926 года крейсер в составе флота выполнял раз­нообразные задачи в Марокко: осуще­ствлял блокаду побережья, поддержку артиллерийским огнем сухопутных войск, высадку десантов и перехват во­енной контрабанды. Кроме того, корабль оказал посильное участие во взятии го­рода Хааф.

В 1923 году испанцы лишились свое­го сильнейшего корабля — линкора «Эспанья», наткнувшегося на подводную скалу и затонувшего у побережья Север­ной Африки. Эта трагедия наглядно по­казала, что испанцы совершенно не зна­ли навигационных особенностей этого региона. Поэтому в перерывах между боевой работой «Рейна Виктория Эуге­ния» принимала участие в гидрографи­ческой съемке североафриканского по­бережья.

В феврале 1927 года состоялось дол­гожданное событие. Перешедший в Сантандер крейсер наконец получил боевой флаг, причем непосредственно из рук самой королевы Испании. А в июле того же года во время визита королевской семьи в успокоившийся протекторат «Ре­йна Виктория Эугения» находилась в составе эскорта.

В это время в строй флота вошли но­вые крейсера типа «Принсипе Альфонсо» — и «Рейна Виктория Эугения» мгно­венно устарела. Она уступала им и по скорости, и по вооружению. Будущее крейсера виделось однозначно: превра­титься в учебный корабль. Поэтому все­го пять лет спустя после ввода в строй «Эугения» встала на свой первый капи­тальный ремонт. В 1928 — 1929 годах на ней полностью перебрали машины и провели кое-какую модернизацию.

В 1930-м крейсер передали в распо­ряжение Кадисской военно-морской шко­лы, но в августе того же года он принял участие в последних маневрах флота под флагом королевской Испании. В тот год на состоявшихся в Кантаберийском заливе учениях отрабатывались вопро­сы защиты испанской промышленной зоны от гипотетической атаки с моря.

Со свержением королевской власти по декрету от 6 апреля 1931 года крейсер получил новое наименование — «Република». По первоначальным планам реор­ганизации флота республиканское прави­тельство свело крейсер, вместе с двумя другими скаутами — «Мендесом Нуньесом» и «Блас де Лесо», также полностью устаревшими, во 2-й дивизион эскадры.

До тех пор, пока старая матчасть находилась в более-менее удовлетвори­тельном состоянии, 2-й дивизион прини­мал участие в различных маневрах фло­та, но постепенно из-за отсутствия долж­ного финансирования на текущие ре­монты «Република» все чаще и чаще от­стаивается в базах. К 1932 году состоя­ние крейсера уже нельзя было охарак­теризовать, кроме как плачевное.

Продолжая экспериментировать с ре­формами флота, в сентябре 1933 года правительство снова вспомнило о ста­ром крейсере. На сей раз, словно в на­смешку, «Републику» назначают лиде­ром дивизиона эсминцев. В мае следу­ющего года кое-как подлатанный крей­сер принял участие в самых грандиоз­ных маневрах республиканского флота в Средиземном море, показавших, как и следовало ожидать, полную непригод­ность корабля для выполнения подобно­го рода задач.

В марте 1935-го, после проведения традиционных учебных артиллерийских стрельб, крейсер переводится в Кадис и зачисляется в «первое положение» (primera situacion), что соответствует выводу в резерв или сдаче в порт на ото­пление. Это означало, что вскоре ко­рабль будет исключен из состава флота и сдан на слом.

 

Мятеж

 

Начало гражданской войны крейсер встретил в Кадисе, по-прежнему ожидая решения своей судьбы. К этому време­ни его уже частично разоружили и разу­комплектовали. Тем не менее, «Репуб­лика» формально продолжала числить­ся в резерве.

К тому времени на крейсере, как и на других единицах флота, был создан су­довой комитет. Среди экипажа наиболь­шей популярностью пользовались идеи марксизма и анархизма. Постепенно служба на борту начала проходить с гру­бейшими нарушениями дисциплины при полной невозможности офицеров конт­ролировать ситуацию.

На рассвете 18 июля 1936 года, получив известие о мятеже генералов в Ма­рокко, революционные власти в Кадисе взяли власть в свои руки. Серьезную поддержку им при этом оказали матро­сы базировавшихся кораблей, в том чис­ле и экипаж «Републики» во главе со своим старшим офицером Томасом Аскарате-и-Гарсия де Ломасом. В ответ на это вставшее на сторону мятежников армейское командование ввело в город войска, на вооружении которых находи­лись тяжелое оружие и артиллерия.

В ночь с 18-го на 19-е правительство объявило об освобождении командира базы от занимаемой должности и назна­чении на этот пост Аскараты, но было уже поздно. Кадис контролировали мя­тежники. К вечеру 19-го последние вер­ные правительству очаги сопротивления были ликвидированы, а все активисты судкома «Републики» арестованы. На борту эсминца «Чурукка» Аскарату до­ставили в Альхесирас, где он предстал перед военным трибуналом и вскоре был расстрелян.

В расположенной неподалеку от Кадиса базе Сан-Фернандо, где стояла на якоре «Република», ситуация отлича­лась самым кардинальным образом. Здесь население оставалось вне рево­люционных потрясений. Днем 18 июля, когда большинство настроенных пропра­вительственно солдат и матросов поки­нули расположение базы и отправились в Кадис, поддержавшие мятеж военные без каких-либо инцидентов заняли клю­чевые пункты Сан-Фернандо. Из экипа­жей кораблей, в том числе и «Републи­ки», удалось сформировать две сводные роты.

Видя, что контроль повсеместно пе­реходит к мятежникам, оставшиеся ак­тивисты судкома решились на последние отчаянные действия. Вечером 21 июля несколько моряков сводной роты с «Републики» заявили о своей верности пра­вительству. Но их быстро разоружили подошедшие морские пехотинцы.

Во избежание дальнейших подобных выступлений крейсер отбуксировали к молу Сан Фелипе, давая понять возмож­ным революционерам, что «Република» в случае необходимости будет исполь­зована как плавучая батарея. Аргумент сочли убедительным, и волнения в Кадисе и пригородах прекратились.

 

Второе рождение

 

Как только старый крейсер попал под контроль франкистов, его превратили в плавучую тюрьму. Одновременно ко­рабль окончательно разоружили; его ору­дия пошли на усиление береговой обо­роны в Сеуте и Кадисе.

В литературе встречается мнение, что «Републику» превратили в плавучую ба­тарею, защищавшую вход в Кадисскую бухту. Однако сам факт наличия плавбатареи рядом с судоремонтным заво­дом Матагорды выглядит весьма сомни­тельным. Скорее всего, создание тако­вой батареи лишь предполагалось. То, что крейсер в этом качестве не исполь­зовался, доказывает, например, отсут­ствие какого-либо упоминания о нем в описании дерзкой бомбардировки Кадиса 7 августа крейсером «Мигель де Сер­вантес». А встречающиеся в документах фразы типа «орудия крейсера открыли огонь по врагу...» следует отнести на счет береговых батарей.

Между тем, явная нехватка крупных кораблей заставила франкистское пра­вительство пересмотреть свое отноше­ние к старому крейсеру. В октябре меся­це «Републику» отбуксировали к Карраке и стали готовить к переводу на север.

19 июня 1937 года многострадальный крейсер еще раз переименовали — на сей раз в «Набарру», в честь Наварры, исторической области Испании, активно поддержавшей Франко. С 24 по 28 июля итальянские буксиры «Плуто» и «Ита­лия» провели уникальную операцию по буксировке корабля в Ферроль. Респуб­ликанский флот помешать франкистам не смог, хотя проводку прикрывали лишь несколько сторожевиков.

Почти год «Набарру» усиленно приво­дили в состояние боеготовности. Паро­вые котлы перевели на нефтяное ото­пление, благодаря чему освободилось первое котельное отделение, а также заменили вооружение. В конце весны 1938 года обновленный крейсер оконча­тельно укомплектовали. Командиром его в тот период был капитан 1 ранга Рафа­эль Эрас. 11 июня, после артиллерий­ских и ходовых испытаний, «Набарра» получила свой второй боевой флаг, на сей раз его вручила депутация из Навар­ры. А 7 июля крейсер вышел в Кадис, чтобы примкнуть к действующему фло­ту. Уже четыре дня спустя он получил первое боевое задание: вместе с «Канариасом» и «Альмиранте Серверой» пе­рейти в Пальма-де-Мальорка, а затем приступить к дальней блокаде респуб­ликанского побережья. «Набарре», в част­ности, достался район Орана.

В конце июля — начале августа крей­сер вместе с минным заградителем «Хупитер» патрулировал в районе Мальты и Сардинии в тщетных попытках найти хоть одного контрабандиста. 21 августа его спешно направили в район Гибрал­тарского пролива: по поступившим сооб­щениям, республиканский эсминец «Хосе Луис Диес» после завершения ремонта во Франции со дня на день дол­жен был попытаться прорваться в Сре­диземное море. Для франкистов все сло­жилось как нельзя лучше: эсминец вы­шел прямо на «Канариас», в ходе про­изошедшего боя получил повреждения и вынужден был укрыться в Гибралтаре. В этом бою «Набарра» не участвовала, хотя и внесла свою лепту, неся дежур­ство на одном из возможных маршрутов следования противника.

Вскоре крейсер ушел в Малагу, а за­тем на Пальму, где, базируясь на Балеарские острова, посильно выполнял свои задачи, действуя на республиканских коммуникациях. Позже, когда начались бои за Каталонию, его крейсерство про­исходило в непосредственной близости от ее берегов.

В октябре обострение международной ситуации в связи с событиями в Судетах заставило франкистское командование перевести дивизион крейсеров («Кана­риас», «Альмиранте Сервера» и «Набар­ра») под флагом контр-адмирала Ману­эля Моро вместе с тремя эсминцами в Кадис. Правда, кризис быстро разрешил­ся, вмешательства в испанские дела не последовало, и крейсер смог вернуться к своим прерванным обязанностям.

После падения Каталонии настал че­ред еще одного оплота республикан­цев— острова Менорки. Дальнейшая его оборона просто потеряла всякий смысл. На острове произошел антипра­вительственный мятеж, чем незамедли­тельно воспользовались франкисты, на­правив туда свои войска. 9 февраля из Пальма-де-Мальорка отправился боль­шой конвой в составе пяти пароходов с частями 105-й дивизии генерала Лопеса Браво в сопровождении крейсера «Набарра», минного заградителя «Хупитер», эсминцев «Уэска» и «Теруэль». Высадка произошла без противодей­ствия, и 12 февраля франкисты вошли в Маон.

21 февраля по поводу падения Ката­лонии генерал Франко принимал сухо­путный парад, а на следующий день — морской. В 5.00 утра корабли начали выходить на внешний рейд Барселоны и, собравшись, взяли курс на Таррагону. Франко находился на борту вспомога­тельного крейсера «Map Негро». Перво­начально над крейсером пролетели са­молеты, а потом строем кильватера по­следовательно прошли основные силы эскадры: крейсера «Канариас», «Альмиранте Сервера», «Набарра», эсминцы

«Уэска», «Сеута», «Теруэль», «Мелилья», подводные лодки «Хенераль Мола» и «Хенераль Санхурхо», канонер­ские лодки «Каналехас», «Дато», «Кановас дель Кастильо»; завершали строй минзаги «Болкано» и «Хупитер».

После праздничного завтрака на крей­сере «Канариас» Франко отбыл в Тарра­гону, а «Набарра» вместе с остальными кораблями эскадры взяла курс на Паль­му. Через два дня на море разыгрался сильный шторм, из-за которого крейсе­рам пришлось укрыться в Польенсе. Буй­ство стихии было настолько сильное, что оставшийся в Пальме английский паро­ход «Стенгров» был выброшен на берег.

Крейсера вернулись на Майорку 25 февраля. Тут выяснилось, что еще в кон­це операции по взятию Менорки «Набар­ра», похоже, коснулась дна; водолазный осмотр показал, что один ее винт дер­жится буквально на честном слове. Крей­сер пришлось отправить в Карраку для ремонта.

6 марта, только выйдя из дока, «На­барра» направилась в Сеуту для попол­нения запасов, а после для заправки ушла в Малагу. Такая спешка объясня­лась тем, что срочно требовалось осу­ществить проводку парохода «Кастильо де Олите» с десантниками на борту. Но предпринятые усилия оказались напрас­ными: республиканцам удалось потопить пароход еще до встречи с крейсером. Большинство из находящихся на борту попало в плен, однако все они вскоре оказались на свободе — республика пала.

29 марта вместе с «Канариасом» крейсер взял курс на Картахену. В это время дни республики были уже сочте­ны, и основная задача кораблей по бло­каде побережья теперь уже состояла не в том, чтобы не выпускать из страны тех, кого генерал Франко объявил военными преступниками. Через два дня Картахе­на перешла под контроль франкистов, а «Набарра» взяла курс на Бизерту: ей предстояло сопровождать флот своих бывших противников, ранее интерниро­ванный Францией и теперь возвращав­шийся назад.

На обратном пути после остановки в Пальме крейсер перешел в Кадис, где и встретил известие о заключении мира. Незамедлительно он отправился с визи­тами в различные испанские порты, где принял участие в многочисленных ме­роприятиях и празднествах, посвящен­ных победе Франко.

 

Послевоенная карьера

 

К сожалению, переделка крейсера аб­солютно не решила его проблем. Он так и остался обновленным устаревшим крейсером с малым ходом и слабым во­оружением. Поэтому «Набарра» снова вернулась к своим обязанностям, кото­рые прервала гражданская война. В 1941 году крейсер придали расположенной в Понтаведре (Виго) школе электриков и радиотелеграфистов.

В начавшейся Второй мировой войне Испания соблюдала нейтралитет. В это время все плавания «Набарры» совер­шались исключительно по учебной необ­ходимости.

Особняком здесь стоят события сен­тября 1943 года, известные как «инци­дент с подводной лодкой U-760».

В ночь с 6 на 7 августа в районе Ла-Коруньи лодку обнаружил британский бомбардировщик «Веллингтон» из соста­ва 179 эскадрильи. Атака английских пилотов стала для немцев полной не­ожиданностью, и, пока U-760 погружалась, несколько бомб взорвалось в не­посредственной близости от ее бортов. Из-за сильной встряски вышел из строя дизель, так что ее командиру Отто Ульриху Блюму не оставалось ничего дру­гого, как попытаться дойти до Виго на электромоторах.

На рассвете 8 августа промышлявшие в этом районе рыболовные траулеры «Нуэбо Флорентине Лаго» и «Сальвадор Лаго» были привлечены сигнальными огнями, зажженными на палубе герман­ской субмарины. Отбуксировав лодку к порту Бигуес, траулеры «сдали» ее «Набарре». Тяжело поврежденную U-760 отвели вглубь бухты, где она и остава­лась до конца войны, а во избежание внезапного выхода лодки в море, с нее демонтировали валы дизелей, перепра­вив на борт крейсера.

После войны субмарину передали в распоряжение союзников, которые вме­сте с другими трофейными немецкими кораблями уничтожили ее в Северной Атлантике (операция «Дэдлайт»).

В 1946 году в Морском министерстве появилась идея очередного переобору­дования корабля — на сей раз в крейсер ПВО по типу «Мендеса Нуньеса», но, к счастью, от столь дорогостоящей затеи благоразумно отказались, а ограничи­лись увеличением числа 20-мм автома­тов: сначала до 16, а потом до 23. Так что до окончания своей карьеры корабль оставался учебным.

В 1947 году машины «Набарры» разу­комплектовали, и она превратилась в прикрепленный к Виго понтон при шко­ле связи и электриков флота. Несмотря на ряд проектов, позволявших продлить жизнь еще вполне крепкому корпусу быв­шего крейсера, 3 декабря 1955 года «Набарру» исключили из списков флота, от­буксировали в Авилу и на следующий год разобрали на металл.