«Блас де Лесо»

 

Первое официальное задание было возложено на «Блас де Песо» уже ле­том 1925 года, когда он вместе в эсмин­цами «Веласко» и «Альседо» присут­ствовал на церемонии поднятия боево­го флага на «Мендесе Нуньесе». 13 июня оба крейсера вошли в состав Практичес­кой эскадры и, поскольку того требова­ла политическая обстановка, их, пока еще с совершенно несплаванными эки­пажами, перебросили в состав военно-морских сил Северной Африки.

В апреле 1925 года рифская армия перешла в наступление, и боевые дей­ствия на территории северного Марокко перекинулись во французскую зону про­тектората. Стотысячная французская армия, вооруженная самой современной боевой техникой, тем не менее, несла большие потери и отступала практичес­ки по всему фронту. В этой обстановке в начале лета состоялись франко-испан­ские переговоры, на которых было достигнуто соглашение о начале совмест­ных действий против непокорных каби­лов. Для обоих крейсеров это означало самое активное привлечение их для бло­кадной и патрульной службы.

8 сентября началась высадка десан­та у селения Себадилья в бухте Алукемас, в непосредственной близости от рифской столицы Адждира. В операции участвовало 32 испанских и 18 француз­ских кораблей, во главе с линкорами «Альфонсо XIII», «Хаиме I» и «Пари». Фактически же задействованным оказал­ся чуть ли ни весь испанский флот, в том числе крейсера «Рейна Виктория Эугения», «Блас де Лесо», «Мендес Нуньес» и «Эстремадура». С воздуха десантные части прикрывали самолеты гидроавиа­транспорта «Дедало».

После предварительной бомбарди­ровки с крупных кораблей были спуще­ны три плоскодонных баржи, с которых, вероятно, впервые в истории операций подобного рода, на сушу сошли три тан­ка. Всего же с 8 по 12 сентября на берег высадилось 12 тысяч человек и 16 тан­ков. Особого противодействия противни­ка не ожидалось, но рифы дрались от­чаянно и даже сумели попасть из поле­вой пушки в линкор «Альфонсо XIII». «Блас де Лесо» в ходе боя не постра­дал, как и в проведенной несколько дней спустя подобной операции в устье реки Керт, недалеко от Мелильи.

В мае следующего 1926 года франко-испанским войскам удалось окружить основные силы рифов, после чего те сложили оружие — участь независимого Марокканского государства была пред­решена. Так что крейсер смог вернуться к своим обязанностям мирного времени.

21 декабря в командование «Блас де Лесо» заступил капитан 1 ранга Гонсало де ла Пуэрта-и-Диас, с именем кото­рого связаны самые яркие страницы био­графии крейсера.

22 декабря 1926 года самолет Дорнье «Валь» «Плюс Ультра» под командова­нием майора Рамона Франко стартовал в Палое де Мохер и с несколькими про­межуточными посадками, пробыв в воз­духе 58 ч 14 мин и преодолев 10 120 км, приземлился в Буэнос-Айресе. Этот ре­кордный перелет много значил для под­нятия международного престижа Испа­нии. Обеспечивали акцию крейсер «Блас де Лесо» и эсминец «Апьседо». На уча­стке маршрута Дакар — Фернандо де Норонья крейсер осуществлял снабже­ние летчиков горючим и необходимыми материалами, а также поддерживал с самолетом радиосвязь.

20 января 1927 года в Китае разразил­ся очередной международный кризис. Спровоцированные правительством Чан Кайши в Кантоне прошли многочислен­ные антикоммунистические погромы. Поскольку в них погибло несколько ино­странцев, международные силы сочли необходимым провести вторжение в Ки­тай.

25 января «Блас де Лесо» вышел из Кадиса и взял курс на Шанхай. По доро­ге он зашел в Порт-Саид (28 января), Аден (6 февраля), Коломбо (13 февра­ля) и Сингапур (20 февраля), а 28 фев­раля прибыл в Шанхай. Крейсер ввели в состав международной эскадры под ко­мандованием британского адмирала Реджинальда Тоухитта; 15 марта он про­извел высадку взвода десантников. До 20 августа испанский корабль исправно выполнял свои обязанности и заслужил весьма высокую оценку своих действий в мировой печати.

Однако миссию пришлось неожидан­но прервать: на крейсере вспыхнула эпи­демия стрептококка. «Блас де Лесо» ушел в порт Цинвандао для проведения дезинфекции. Высшей похвалы заслужи­ли действия судового врача — капитана медицины Педро Луиса Сикре, который в рекордные сроки локализовал эпиде­мию, так что уже 24 сентября крейсер смог начать возвращение в Испанию. По дороге, в первых числах октября «Блас де Лесо» посетил Манилу, став первым кораблем ВМФ Испании, зашедшим в этот город со времен войны 1898 года. Интересно отметить, что это событие послужило поводом к выпуску почтовой марки с изображением крейсера.

На обратном пути «Блас де Лесо» вновь посетил Сингапур, Коломбо, Аден, Порт-Саид и 24 ноября вернулся в Кар­тахену, где ему устроили торжественную встречу. В знак признания заслуг крей­сера по укреплению престижа Испании на международной арене командир ко­рабля получил чин контр-адмирала и ушел на повышение, а «Блас де Лесо» в июле 1928 года в Сан-Себастьяне был удостоен боевого флага, врученного в присутствии инфант Беатрис Исабель и Марии Кристины.

В дальнейшем «Блас де Лесо» в со­ставе дивизиона крейсеров отрабатывал взаимодействие с флотом в различных маневрах и учениях, в основном у Кар­тахены и Балеарских островов.

1931 год был отмечен для «Блас де Песо» сразу двумя событиями. Во-пер­вых, в командование им вступил капи­тан 1 ранга Камило Молинс Каррерас (как оказалось, его последний коман­дир), а во-вторых, корабль ушел на за­вод Эчевариетта (рядом с Кадисом) для капитального ремонта, в ходе которого были ликвидированы последствия дли­тельного плавания в тропических водах, артиллерия главного калибра полностью переведена на электричество и, кроме того, крейсер получил новый акустичес­кий эхолот и директор управления огнем фирмы «Хаземайер».

На июль следующего года у побере­жья Галисии планировались большие маневры испанского флота. Для их про­ведения сформировали две эскадры. Перед «красными» ставилась задача атаковать побережье предполагаемого противника с целью высадки десанта в устье одной из галисийских рек. Им про­тивостояли «синие», которые, в свою очередь, этого не должны были допус­тить. В «красную» эскадру входили крей­сера «Блас де Лесо», «Мендес Нуньес», эсминцы «Санчес-Баркастеги» и «Лепанто»; в «синюю» — крейсера «Либертад», «Мигель де Сервантес», «Альмиранте Сервера», эсминцы «Чуррука» и «Алькала Галиано».

11 июля 1932 года командир «крас­ных» повел свои корабли к мысу Финистерре, где они расположились в проли­ве между Сентоло и мысом Набе. Вне­запно около 14 часов на «Блас де Лесо» ощутили сильный удар. Незамедлитель­но командир отдал приказ осмотреть правый и левый борта, а аварийной партии начать борьбу за живучесть. Че­рез несколько минут он выслушал неуте­шительный рапорт: вода быстро посту­пает в котельное отделение «А», из-за чего топки пришлось потушить и корабль лишился пара, а значит, и управления. Хотя Молинс отдал приказ ввести в дей­ствие угольные котлы кормовых отсеков, по быстрому поступлению воды стало ясно, что крейсер обречен. Для умень­шения потенциальных потерь всем не задействованным в борьбе за живучесть приказывалось пересесть в шлюпки, а остальным быть готовым покинуть ко­рабль по первому приказу. Довольно быстро удалось завести конец с «Санчес-Баркастеги», но поскольку трос лоп­нул, крейсер так и остался качаться на волнах, все больше и больше оседая носом. Около 15.00 с помощью рыболов­ного траулера и подводной лодки В-3 еще раз попытались взять «Блас де Песо» на буксир, но снова неудачно.

В 19.45 по постам отдали приказ со­браться на верхней палубе и начать эва­куацию; капитан 1 ранга Молинс покинул гибнущий корабль последним. В 20.25 «Блас де Песо» затонул в точке с коор­динатами 42°49' с.ш., 9°13,4' з.д.

Практически сразу же, выполняя при­каз морского министра, командиры дис­лоцированных в районе трагедии ко­раблей осмотрели место затопления для определения возможности подъема крейсера. Но мнение специалистов было неутешительно. Крейсер лежал на глу­бине 60 — 70 м, и собственными сила­ми осуществить его подъем не представ­лялось возможным. Требовалось заклю­чение контракта со специализированны­ми зарубежными фирмами, что делало стоимость работ неприемлемо высокой. Как оказалось, причиной гибели крей­сера стали две подводные скалы, не обо­значенные ни на одной морской карте. При максимальном отливе они находи­лись всего в 5 м от поверхности воды. «Блас де Песо» наскочил одновремен­но на обе, пропоров днище на протяже­нии более десятка метров. Потеря кораб­ля была признана роковой случайнос­тью, и всех обвиняемых офицеров крей­сера оправдали.