Rambler's Top100

Общая оценка проекта

 

При оценке испанских скаутов следу­ет учесть, что строились они фактичес­ки по лишь немного переработанному довоенному проекту, а потому не смог­ли вобрать в себя в полной мере опыт Первой мировой войны. Безусловно, кое-какие усовершенствования в проект внесли англичане, кое-что испанцы, но, по большому счету, крейсера к момен­ту ввода в строй уже устарели. Это хо­рошо понимали и сами испанцы, пото­му строительство второй пары крейсе­ров типа «Блас де Лесо» отменили, и построили их уже по послевоенному проекту «Е».

Крейсера «Рейна Виктория Эугения», «Блас де Лесо» и «Мендес Нунь­ес» составили достаточно однородное соединение испанского флота и, безус­ловно, позволили испанцам приобрес­ти неоценимый опыт как в строитель­стве, так и в эксплуатации крупных со­временных кораблей, который им очень пригодился в будущем. Но уже в нача­ле 1930-х годов «Мендес Нуньес» остался фактически один. И тут необ­ходимо снова вспомнить о специфике испанской ситуации. Если в какой-ни­будь стране, имеющей великий флот, его, не задумываясь, сдали бы на слом, то испанцы позволить себе такую рос­кошь не могли. Поэтому крейсер отпра­вили в своеобразную «ссылку»,сделав из него флагманский корабль дивизио­на эсминцев.

В начале гражданской войны маши­ны «Мендеса Нуньеса» не могли обес­печить ему ход больше 26 узлов, и чем дальше, тем его максимальная скорость все более и более снижалась. Но, с дру­гой стороны, на нем стояли точно такие же орудия главного калибра, как и на более новых «Либертад» и «Мигель де Сервантес», правда, с меньшим углом возвышения и, как следствие, с мень­шей дальностью стрельбы. Поэтому «Мендес Нуньес» и «таскался» с эскад­рой практически во всех крупных акци­ях. В сражениях, в которых он принял участие, польза от него всегда своди­лась к одному: он отвлекал на себя часть огня противника, который в дру­гом случае пришелся бы на более цен­ные корабли.

По окончании гражданской войны, в которой испанский флот понес чудовищ­ные потери, «Мендес Нуньес» сразу стал пятым по ценности кораблем Испании и сдача его на слом вообще откладыва­лась на неопределенное время. О каком списании можно говорить, если даже еще более древняя «Рейна Виктория Эугения» подверглась кардинальной модернизации! Поэтому начало 1940-х годов прошло в поисках возможных ва­риантов использования безнадежно устаревшего крейсера.

С «Набаррой» все вышло проще. Ее просто привели в боевую готовность. И в этом смысле обновленный крейсер был ничуть не лучше и не хуже его мо­дернизированных аналогов во флотах других стран, например, той же австра­лийской «Аделаиды». Испанцам следо­вало бы поступить подобным образом и с «Мендесом Нуньесом»,чтобы немно­го продлить его срок службы.

Один из первых вариантов преду­сматривал простое перевооружение крейсера башенноподобными установка­ми главного калибра, подобными имев­шимся на «Мигель де Сервантес» — вполне приемлемый, хотя и более до­рогостоящий проект, чем первый. Вме­сто этого корабль переоборудовали в крейсер ПВО, что обошлось бюджету в сумму, перевалившую за 30 млн песет. Трудно сказать, что подтолкнуло испан­ское руководство на подобный шаг — вероятно, дань моде. В результате и получилась эта «ухудшенная» версия американской «Атланты» или англий­ского «Дидо». Но ведь последние созда­вались специально для усиления про­тивовоздушной обороны авианосных соединений, которых у испанцев про­сто не было. В результате крейсер ПВО в испанской интерпретации видится этаким зазубренным, но так и непоня­тым уроком Второй мировой войны. И единственным применением мощной зенитной артиллерии крейсера стала бомбардировка позиций марокканцев в северной Африке, то есть то, с чем бы справилась простая плавучая бата­рея...