Корпус и общее расположение

 

Поскольку «Айова» задумывалась как быстроходный вариант «Саут Дакоты», первоначально предполагалось, что корпус и общая архитектура обоих линкоров бу­дут в значительной степени похожими. На деле вышло иначе. Расчеты показали, что повышение скорости на 5—6 узлов потре­бует удлинить корпус на 63 м и увеличить мощность механизмов на 82 тыс. л.с.! Ра­зумеется, и конструкцию корпуса, и распо­ложение машинно-котельных отделений пришлось основательно переработать.

Обводы корабля стали совершенно ины­ми; требование о прохождении Панамско­го канала вынудило ограничить ширину корпуса, и последний из-за узкой и сильно удлиненной носовой части в плане стал напоминать бутылку. В подводной части у форштевня имелся явно выраженный бульб. В корме внутренние гребные валы проходили сквозь два киля — впервые столь оригинальная схема была примене­на на линкоре «Норт Кэролайна», но теперь кили стали ближе друг к другу и распола­гались под углом к вертикали. Между ки­лями образовывался узкий тоннель, по за­мыслу создателей, улучшавший обтекае­мость и повышавший эффективность установленных в потоке рулей. Зауженная носовая часть и «зализанная» ложкообраз­ная корма линкора соседствовали с до­вольно высоким коэффициентом полноты миделя (0,996), что придавало обводам весьма необычный вид. Тем не менее, аме­риканцы считали теоретический чертеж «Айовы» близким к идеалу. Наверное, это соответствует действительности: практика показала, что мореходность линкора и его устойчивость как орудийной платформы заслуживают наивысшей оценки.

Набор корпуса выполнялся по продоль­ной схеме, шпация составляла 1.22 м. Глав­ные поперечные переборки делили его на 32 водонепроницаемых отсека. На большей части длины корпуса (от 36-го до 173-го шп.) имелось тройное дно. Три палубы — верх­няя и две внутренних — были сплошными; три расположенные ниже платформы в середине разрывались машинно-котельны­ми отделениями. В конструкции корабля наряду с клепкой широко применялась электросварка. Надводная часть корпуса и надстройки изготавливались из стали мар­ки STS (special treatment steel — сталь спе­циальной обработки), близкой по качеству к гомогенной броне. В элементах подвод­ной части широко использовалась сталь HTS (high-tensile steel — сталь высокого напряжения). Толщина наружной обшивки в районе ватерлинии составляла 37 мм, выше — 16 мм стали STS. Борт под водой был выполнен из 16-мм стали HTS; толщи­на днища находилась в пределах от 19 до 28,5 мм (сталь HTS). Внутренние неброни­рованные переборки в основном изготав­ливались из 16-мм листовой стали STS.

Основные характеристики теоретичес­кого чертежа корпуса «Айовы»: коэффици­ент общей полноты — 0,593; коэффициент полноты площади ватерлинии 0,69; приз­матический коэффициент — 0,596.