Противоторпедная защита

 

Противоторпедная защита (ПТЗ) «Айовы» в точности повторяла примененную на «Саут Дакоте». Она рассчитывалась на сопротив­ление взрыву 700 фунтов (317 кг) тротила и включала четыре наклонные продольные переборки, третья из которых, как уже гово­рилось, являлась нижним броневым поясом. Остальные переборки — 16-мм; первые две изготавливались из стали HTS, четвертая — из стали STS. Таким образом, вдоль каждо­го борта на протяжении всей длины корпуса шли четыре внутренних отсека, причем пер­вые два заполнялись жидкостью (топливом или балластной водой), поглощавшей часть энергии взрыва. Два следующих отсека всег­да оставались пустыми; один из них служил камерой расширения, а последний — филь­трационный — находился за броневой пере­боркой и, по замыслу, должен был ограни­чивать затопления в случае, если нижний броневой пояс окажется поврежденным. За счет того, что топливные цистерны распола­гались и выше отсеков ПТЗ, между главным поясом и обшивкой, часть энергии подвод­ного взрыва через жидкость распределялась наверх — это уменьшало давление на ниж­ние переборки.

В целом система ПТЗ была спроектиро­вана вполне рационально; включение в ее состав нижнего броневого пояса суще­ственно повышало сопротивляемость под­водному взрыву. Однако американцы не­дооценили оружие противника. Вес боевой части японской 610-мм торпеды типа 93 со­ставлял 490 кг, а на принятой на вооруже­ние в 1943 году модификации 93 мод.3 — 780 кг, то есть в два с лишним раза боль­ше, чем предполагалось создателями «Ай­овы»! Разумеется, выдержать взрыв тако­го заряда ПТЗ американских линкоров не могла даже теоретически.

Осознав это, американцы в экстренном порядке внесли изменения в конструкцию ПТЗ последних двух линкоров серии — «Иллинойса» и «Кентукки». За счет увели­чения толщины переборок и усовершен­ствования некоторых узлов расчетная эф­фективность противоторпедной защиты на этих кораблях возросла на 20%. Впрочем, эту меру вряд ли можно назвать адекват­ной реальной угрозе: даже если бы пятый и шестой линкоры серии были достроены, все равно подводная защита оставалась бы самым слабым местом их конструкции.