Живучесть и эффективность защиты

 

В межвоенные годы кораблестроители вынуждены были изменить свои прежние взгляды на защиту линкоров. Прогнозируя увеличение дальности артиллерийского боя, они пришли к правильному выводу, что на очень больших дистанциях любой ко­рабль уязвим: никакая палубная броня не в состоянии противостоять падающим поч­ти отвесно тяжелым снарядам. Хотя вероятность попадания при этом очень мала, сама возможность гибели корабля от единственного угодившего в артиллерийский погреб снаряда заставляла избегать боя на предельной дальности. Таким образом, если критерием защищенности дредноутов во время Первой мировой войны считались толщина и площадь вертикальной брони, то в 1930-е годы таковым стала зона неуязвимости (immune zone; по отечествен­ной терминологии — зона свободного маневрирования). Под этим понятием подразумевают диапазон дистанций, на которых снаряд уже не пробивает вертикальную броню и все еще рикошетит от горизонтальной. Тактически задача состояла в том, чтобы навязать противнику бой на такой дальности, когда свой корабль находится в зоне неуязвимости, а вражеский — нет.

По расчетам, зона неуязвимости «Айовы» под обстрелом 406-ММ/45 клб орудий Mk-6 составляла 16,1—28,5 км для 1016-кг снаряда Mk-5 и 18,5—23,3 км для 1225-кг снаряда Мк-8. Под обстрелом собственных 406-мм/50 клб орудий Mk-7 эти значения уменьшаются до 19,84—29,35 км для снаряда Mk-5 и 21,58—25,05 км для снаряда Mk-8. В целом подобные величины зон неуязвимости оценивались специалистами как очень хорошие. Для примера можно отметить, что броня английского линкора Кинг Джордж V» теоретически пробива­юсь 406-мм снарядом Mk-8 абсолютно на всех дистанциях — то есть в бою с «Айовой» зоны неуязвимости у него не было вообще.

Правда, здесь следует оговориться: американцы выполняли свои расчеты для случая, когда снаряды попадают в травер­зы броневой цитадели «Айовы» под углом менее 50° — при больших углах переборки толщиной в 216—287 мм не могли противостоять 1225-кг бронебойным снарядам. На «Миссури» и «Висконсине» травер­зы увеличенной толщины защищали от огня 406-мм/45 клб пушек, начиная с дис­танции 16,5 км при угле встречи с 1016-кг снарядом менее 65° (по курсу) и с дистан­ции 22,86 км — при всех курсовых углах. От 1225-кг снарядов 50-калиберных орудий траверзные переборки могли быть эффек­тивны лишь при попадании в броню под углом до 60° на дальности более 21 км.

Суммарная толщина палуб над жизнен­но важными частями линкора «Айова» до­стигала 216—222 мм, что по сопротивляе­мости было эквивалентно примерно 6 дюй­мам (152 мм) монолитной брони. Пробить такую защиту могли только бронебойные бомбы, сброшенные с высоты более 3200 м. По расчетам американцев, вероятность гибели корабля переваливала за 50% при трех прямых попаданиях тяжелых броне­бойных бомб или пяти авиационных тор­пед (см. таблицу).

 

Расчетная устойчивость линкора «Айова» к воздействию авиационного оружия

Вид оружия

Вес ТНТ, кг

Вероятность гибели при числе попаданий*

1

2

3

4

5

6

Авиаторпеда

300

0,01

0,02

0,10

0,40

0,70

0,90

1 000-фунтовая

бронебойная бомба

68,1

0,23

0,41

0,55

0,66

0,73

0,79

1600-фунтовая

бронебойная бомба

109

0,23

0,41

0,55

0,66

0,73

0,79

1000-фунтовая

фугасная бомба

227

0,01

0,05

0,10

0,18

0,40

0,70

2000-фунтовая

фугасная бомба

454

0,02

0,10

0,20

0,40

0,55

0,90

Примечание: для фугасных бомб в таблице приведена вероятность не гибели, а полной потери боеспособности корабля.