Радиоэлектронное вооружение

 

На момент вступления в строй «Айова», «Нью-Джерси» и «Висконсин» имели по одному радару обнаружения воздушных целей SK и по два — обнаружения надвод­ных целей SG. «Миссури» также нес две РЛС SG, но вместо SK с антенной «мат­расного» типа на нем стоял новый радар SK-2 с круглой параболической антенной, дающей более тонкий луч и отличающей­ся повышенной точностью в определении координат цели. В 1945 году SK-2 (вместо SK) смонтировали и на «Нью-Джерси»; одновременно на нем установили радио­локационный высотомер SP — таким обра­зом, у экипажа этого корабля появилась возможность определять не две, а три ко­ординаты воздушных целей. SP мог обна­руживать бомбардировщик, летящий на высоте 3000 м, на дистанции 70 миль; истребитель — на дистанции 40 миль. В 1946-м SK заменили на SK-2 и на послед­них двух линкорах, но радиовысотомер SP установили только на «Айове» и «Миссу­ри», да и то лишь в 1948 году.

Несмотря на большую дальность дей­ствия (по высоколетящему самолету — до 100 миль), радары SK и SK-2 обладали одним недостатком: их луч был довольно узким и на дальности 100 миль имел за­хват по высоте около 3000 м. То есть воз­душные цели, летящие на большой высо­те, зачастую оставались незамеченными. Поэтому в 1945 году на «Айове» и «Вис­консине» дополнительно установили по РЛС SR, луч которых на дистанции 80 миль расширялся до 6,1 км. Антенные посты этих радаров разместили на второй мачте (по американской классификации — би­зань-мачте, так как первая официально именовалась грот-мачтой).

Радар SG был способен обнаружить крупный корабль на дальности свыше 20 миль, низколетящий самолет — на дально­сти 15 миль. Антенны SG на всех кораблях стояли в верхней части носовой надстрой­ки и на топе бизань-мачты.

В качестве резервных устанавливались компактные РЛС SQ. Они оснащались не­большой параболической антенной разме­рами 0,6x1,2 м и могли обнаружить круп­ную надводную цель на дистанции 8 миль, подводную лодку в надводном положе­нии—на дистанции 3 мили. Использова­ние SQ предполагалось лишь в случае, если радары SG выйдут из строя. На «Ай­ове» был смонтирован один комплект SQ, на остальных линкорах — по два. В 1946 году их со всех кораблей сняли.

В 1945-м «Айову» и «Нью-Джерси» оснастили легкими РЛС обнаружения над­водных целей SU, разработанными не­сколько ранее специально для эскортных миноносцев. Параболические антенны этих станций были закрыты обтекателями диа­метром 0,91 м и высотой 1,07 м из радио­прозрачного материала и установлены на топе грот-мачты. В 1946 году радар SU по­явился у третьего линкора — «Висконсина».

Значительная номенклатура РЛС входи­ла с состав систем управления артилле­рийским огнем. Так, КДП Mk-38 оснащались радаром Mk-8; уже в 1945 году на «Айове», «Нью-Джерси» и «Висконсине» на носовом директоре их заменили радарами Mk-13. КДП универсальной артиллерии Мк-37 на «Айове» и «Нью-Джерси» сначала были оборудованы РЛС Мк-4, а с 1945 года — Mk-12/22. «Миссури» и «Висконсин» сразу получили Mk-12/22, причем на первом из них в 1948 году эту РЛС заменили на Мк-25. КДП остальных линкоров прошли аналогичное переоборудование значительно позже, в 1953 — 1955 годах.

Радары Мк-19 для наведения 40-мм автоматов изначально имелись только на «Нью-Джерси» — они входили в состав директоров Mk-49. В 1945 году на всех четырех линкорах появились новые прицельные посты Mk-57, оснащенные РЛС Mk-29. Наконец, в 1954 — 1955 годах на «Айове» «Нью-Джерси» для управления огнем малокалиберной артиллерии установили КДП Mk-56 с радарами Mk-35.

Линкоры типа «Айова» были оборудо­ваны весьма совершенным комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой — чужой» Mk. III, а также системами радиоразведки и радиопротиводействия SPT-1 и SPT-4.

Говоря о радиоэлектронном вооружении, нельзя не отметить, что США в этой области к концу Второй мировой войны по праву считались бесспорным лидером. Радиолокационные средства линкоров типа «Айова» для своего времени были лучшими в мире.