Тихоокеанский финал

 

Головной линкор серии, ВВ-61 «Айова», официально был принят флотом 22 февраля 1943 года. Через два дня он под ко­мандованием кэптена Джона Л.МакКри от­правился в свой первый учебный поход по Чесапикскому заливу и вдоль Атлантичес­кого побережья США. По возвращении эки­паж корабля усиленно занимался боевой подготовкой, осваивая сложную боевую технику.

16 июля, во время одного из практических плаваний, «Айова» при входе в залив Каско (штат Мэн) села на мель, сильно повредив днище в районе от 77-го до 140-го шп. Нару­шилась герметичность 16 топливных цис­терн, деформировалась часть нижнего броневого пояса. Линкору понадобился экстренный ремонт; в течение месяца его выполнили на верфи в Бостоне.

С 27 августа «Айова» находилась в за­ливе Ардженшия на Ньюфаундленде, где в течение нескольких недель ожидала при­каза выйти на перехват «Тирпица». Однако после кратковременной вылазки к Шпиц­бергену немецкий линкор вернулся в Альтен-фиорд, а после успешной атаки на него английских подводных лодок стало ясно, что теперь он выйдет в море нескоро. «Ай­ова» получила приказ возвращаться в США.

В ноябре — декабре 1943 года амери­канскому линкору доверили выполнить от­ветственное задание — доставить прези­дента Ф.Рузвельта в Марокко для дальней­шего перелета на Тегеранскую конферен­цию. 13 ноября «Айова» покинула Хэмптонский рейд. На следующий день произо­шло крайне неприятное ЧП: сопровождав­ший линкор новейший эсминец DD-579 «Вильям Д.Портер» (типа «Флетчер») слу­чайно выпустил в «Айову» с находившим­ся на ее борту президентом боевую торпе­ду. Как выяснилось позже, из-за недоста­точного контроля со стороны экипажа, пре­дохранительные устройства в торпедном аппарате были разъедены морской водой. К счастью, линкор вовремя изменил ско­рость и курс, и торпеда прошла мимо, при­мерно в 900 м от правого борта. Рузвельт, оказавшийся свидетелем инцидента, на­стоял на том, чтобы командир эсминца не был наказан (Виновник этого случая, эсминец «Вильям Д.Портер» погиб 10 июня 1945 года у Окинавы в результате атаки камикадзе). В остальном свою миссию «Айова» выполнила успешно. Она благо­получно прибыла в Касабланку, а 16 декаб­ря доставила главу государства назад в США, пройдя весь маршрут протяженнос­тью в 16 161 милю со средней скоростью 22,5 узла, чему мог бы позавидовать лю­бой скоростной трансатлантический лай­нер— обладатель «Голубой ленты»...

Тем временем в строй вступил второй однотипный линкор — ВВ-62 «Нью-Джер­си». Он был принят флотом в Филадельфии 23 мая 1943 года. Под командованием кэптена Карла Ф.Холдена корабль со­вершил несколько пробных плаваний вдоль побережья США и к островам Кариб­ского бассейна. К концу года экипажи обо­их линкоров достаточно хорошо освоили новую технику, и командование ВМС приняло решение о переводе «Айовы» и «Нью-Джерси» на Тихий океан, где продолжались тяжелые бои.

7 января 1944 года линкоры прошли Панамский канал и через 15 дней прибыли в передовую базу Фунафути на островах Эллиса (ныне — Тувалу). Там их офи­циально включили в состав 5-го флота, причем на «Нью-Джерси» 4 февраля под­нял флаг командующий флотом вице-ад­мирал Раймонд Спрюенс.

Первый боевой поход оба линкора со­вершили в роли отряда прикрытия к атол­лам Кваджалейн и Эниветок, но открыть огонь в той операции им не довелось. Бое­вое крещение корабли получили 17 фев­раля во время столкновения с противни­ком у острова Трук. В тот день на пути опе­ративной группы Спрюенса, куда входили два линкора, два тяжелых крейсера и че­тыре эсминца, оказался японский отряд, включавший учебный крейсер «Катори», два эсминца и вооруженный траулер «Сенан Мару № 15». Соотношение сил не оставляло японцам никаких шансов на спа­сение. Первым под снаряды попал тихо­ходный траулер — в 15.09 по нему с дис­танции 75 кбт открыли огонь американские эсминцы. Противник пытался отвечать из малокалиберных пушек, но уже через 11 минут его корабль был объят пламенем. В 15.27 горящий траулер оказался в 4 кбт от «Нью-Джерси» и линкор дал по нему залп из 127-мм орудий левого борта. Про­гремел мощный взрыв, разорвавший «Сёнан Мару № 15» буквально на куски...

В 15.15 в прицелах американских артил­леристов появился крейсер «Катори», уже поврежденный палубной авиацией. С даль­ности 87,4 кбт в него полетели снаряды «Айовы» и тяжелых крейсеров «Миннеапо­лис» и «Нью Орлеане». После нескольких попаданий «Катори» перевернулся через левый борт и спустя минуту затонул кор­мой, показав на мгновенье вставший вер­тикально корпус.

К изумлению американцев, эсминец «Маикадзе» попытался выйти в атаку и ввязался в безнадежную дуэль со всем соединением. С 15.22 до 15.40 его обстре­ливали одновременно линкор «Нью-Джер­си» (из 127-мм орудий), оба тяжелых крей­сера и четыре эсминца. Изрешеченный снарядами, японский корабль опрокинул­ся и пошел ко дну, до последнего момен­та отвечая из способных вести огонь ору­дий.

Экипаж «Маикадзе» принес себя в жерт­ву не зря: связав боем американские эс­минцы, он позволил уйти от преследова­ния четвертому кораблю отряда — эсмин­цу «Новаки». В 15.46, когда тот на полном ходу устремился на запад, по нему откры­ла огонь «Айова». Минуту спустя к ней присоединился «Нью-Джерси». Оба лин­кора выпустили соответственно 40 и 18 снарядов главного калибра с дистанции 160—196 кбт. Самолет-корректировщик отметил несколько накрытий, но ни пря­мых попаданий, ни близких разрывов не наблюдалось. В 15.58 линкоры прекрати­ли огонь и увеличили ход до 30,7 узла. Но расстояние между ними и «японцем» про­должало увеличиваться. В конце концов «Новаки» скрылся за горизонтом. Общий расход боеприпасов в течение этого дня на «Айове» составил 86 406-мм снарядов и 124 127-мм.

Бой у острова Трук при всей его незна­чительности (это было безнаказанное из­биение крошечного японского отряда, к тому же поврежденного авиацией) стал первым и последним столкновением лин­коров типа «Айова» с противником в открытом море. В дальнейшем кораблям этого типа приходилось применять свое оружие только против береговых целей или авиации.

Начало бомбардировкам береговых по­зиций положил рейд к атоллу Мили (Маршалловы острова), состоявшийся 18 мар­та. «Айова» и «Нью-Джерси» в сопровож­дении двух эсминцев прибыли в заданный район и в 7.04 с дистанции 100 кбт откры­ли огонь по японскому аэродрому, ангарам и складам. В соответствии с планом, лин­коры постепенно приблизились на рассто­яние 75 кбт, но в 9.07 по ним начала стре­лять береговая батарея. В 9.40 и 9.56 в «Айову» попали два 120-мм снаряда. Пер­вый из них ударил в броню башни № 2 глав­ного калибра и, взорвавшись, причинил незначительные повреждения башенным приборам управления огнем. Второй уго­дил в левый борт в районе 134-го шп., при­мерно на 1,2 м ниже верхней палубы, и сделал пробоину в наружной обшивке раз­мерами 0,75x1,2 м. Два члена экипажа по­лучили легкие ранения.

В течение следующих трех месяцев ос­новной работой для «Айовы» и «Нью-Джерси» стало прикрытие авианосных соедине­ний во время массированных воздушных ударов по японским военным объектам на Каролинских островах, Сайпане, Гуаме, Тиниане, Уэйке, Новой Гвинее. Линкоры должны были защитить авианосцы в слу­чае внезапного появления вражеского фло­та. Кроме того, они вели огонь из своих орудий по укреплениям, аэродромам, скла­дам топлива и боеприпасов на островах Трук (29—30 апреля), Понапе (1 мая), Сай­пан и Тиниан (13—14 июня). 12 июня зе­нитной артиллерией «Нью-Джерси» был сбит японский торпедоносец.

Во время грандиозного сражения в Фи­липпинском море (18—20 июня) «Айова» и «Нью-Джерси» вместе с пятью другими линкорами входили в состав оперативной группы TG-58.7. Исход битвы решался па­лубной авиацией — надводные корабли соединения TF-58 адмирала М.Митшера и Первого мобильного флота вице-адмира­ла Д.Одзавы так и не сблизились на рас­стояние прямой видимости. Линкорам при­шлось участвовать в отражении массированных воздушных атак. Зенитчики «Айо­вы» сбили один торпедоносец; еще два самолета они уничтожили совместно с дру­гими кораблями. Всего же японцы потеря­ли 395 самолетов, расписавшись в полной неспособности противостоять натиску аме­риканского флота.

В июле 1944 года «Айова» и «Нью-Джер­си» прикрывали авианалеты на острова Палау и высадку десанта на остров Гуам. 9 августа «Нью-Джерси» прибыл в Пёрл-Харбор, где в течение трех недель прошел кратковременный текущий ремонт. 24 ав­густа на нем поднял флаг командующий флотом адмирал Вильям Ф.Хэлси (В годы Второй мировой войны у американского Тихо­океанского флота было два командующих, которые вре­мя от времени сменяли друг друга. Причем, когда этот пост занимал В.Хэлси, флот назывался 3-м, а когда Р.Спрюенс — 5-м. Соответственно, и костяк флота — оперативное соединение — именовалось либо TF-38, либо TF-58). С сен­тября по декабрь «Айова» и «Нью-Джер­си» действовали в составе соединения TF-38, сопровождая авианосцы во время проведения воздушных ударов по Пелелиу, Филиппинам, островам Рюкю и Формозе (Тайваню). Во время сражения в заливе Лейте у них был реальный шанс встретить­ся в артиллерийском бою с линкорами Центрального соединения вице-адмирала Т.Куриты, в том числе и с «Ямато». Одна­ко Хэлси слишком увлекся погоней за Се­верным соединением Одзавы и оставил район высадки десанта почти без прикры­тия. Когда же он приказал повернуть лин­корам на юг, было уже поздно. Лишь нере­шительность Куриты позволила американ­цам избежать серьезных потерь среди сил вторжения.

В ходе боев у Филиппин американским линейным кораблям впервые довелось встретиться с новым опасным оружием — камикадзе. 29 октября один из японских самолетов, управляемых пилотом-смертником, был сбит совместным огнем «Нью-Джерси» и авианосца «Интрепид», но при этом очереди 20-мм «эрликонов» с послед­него прошлись по надстройкам линкора; три члена экипажа «Нью-Джерси» получи­ли ранения. Примерно через месяц, 25 но­ября, оперативное соединение TF-38 под­верглось массированной атаке камикадзе, японцам удалось повредить сразу четыре авианосца — «Эссекс», «Хэнкок», «Интре­пид» и «Кэбот». Отражая налет, зенитчики «Айовы» и «Нью-Джерси» сбили по три са­молета — правда, совместно с другими ко­раблями, поэтому реальный боевой счет того или иного экипажа установить не так-то просто. Достоверно известно, что один самолет-камикадзе, пытавшийся спикиро­вать на легкий авианосец «Кэбот», уничто­жила артиллерия «Нью-Джерси». Ею же был подбит и второй смертник, которому все же удалось протаранить носовую часть «Кэбота». Примечательно, что сами линкоры не пострадали — в качестве целей камикадзе выбирали авианосцы.

Тем временем в состав флота США во­шли третий и четвертый линейные корабли типа «Айова». ВВ-64 «Висконсин» офици­ально был принят от завода-строителя 16 апреля 1944 года. После ходовых испыта­ний в Чесапикском заливе он под коман­дованием кэптена Э.Стоуна отправился в свой первый поход по Вест-Индии. 7 июля линкор покинул Норфолк, дошел до остро­ва Тринидад и вернулся обратно. После необходимых доводочных работ «Вискон­син» взял курс на Тихий океан. 24 сентяб­ря, оставив за кормой Панамский канал и завершив курс боевой подготовки в Пёрл-Харборе, он вошел в состав оперативного соединения TF-38. 9 декабря линкор при­был в лагуну атолла Улити (Каролинские острова), служившую тыловой базой 3-го флота.

11 июня 1944 года в Нью-Йорке состоя­лась церемония передачи флоту линейно­го корабля ВВ-63 «Миссури» (командир — кэптен В.Каллагэн). Программа испытаний освоения линкора экипажем была сведе­на к минимуму — кратковременному похо­ду в Чесапикский залив. Выполнив первый этап курса боевой подготовки, «Миссури» 11 ноября ушел из Норфолка и через не­делю уже находился в тихоокеанских во­дах. До 14 декабря он задержался в Сан-Франциско— там его дооборудовали во флагманский корабль. Театра военных дей­ствий линкор достиг 13 января 1945 года — в этот день он стал на якорь в лагуне атол­ла Улити.

В декабре 1944 года серьезный урон американскому флоту нанес совершенно неожиданный противник — непогода. По Тихому океану прокатился жесточай­ший тайфун, причинивший колоссальный ущерб. Многие корабли, вплоть до авиа­носцев, получили штормовые поврежде­ния; три эсминца — «Халл», «Монэген» и «Спенс», израсходовавшие топливо и не успевшие принять в пустые цистерны бал­ласт,— перевернулись и затонули. «Нью-Джерси» 14—16 декабря находился в море для прикрытия авианосной группы, выпол­нявшей удары по острову Лусон; он выдер­жал ураган и 24-го числа благополучно при­был на Улити. «Висконсину» повезло мень­ше. Хотя в целом его мореходные качества тоже заслужили высокой оценки, но в ночь с 17-го на 18 декабря огромные волны смы­ли с катапульты один гидросамолет «Кингфишер», а другой сильно повредили. Кро­ме того, были разбиты оба вельбота, а часть установленных на верхней палубе «эрликонов» вышла из строя.

Еще серьезнее пострадала «Айова». 17 декабря она тоже потеряла находивший­ся на катапульте самолет, но, самое глав­ное, от ударов волн и частичного оголения винтов нарушилась линия гребных валов. Линкор пришлось отправить в Сан-Фран­циско, где с 15 января по 19 марта 1945 года его отремонтировали на верфи «Хантерс Пойнт Шипъярд».

В январе «Нью-Джерси» и «Висконсин» сопровождали авианосные соединения, осуществлявшие бомбардировку островов Лусон, Формоза, Окинава, побережья Ин­докитая, городов Гонконг и Амой. Причем для «Нью-Джерси» этот поход стал послед­ним в роли флагманского корабля адми­рала Хэлси. По возвращении на Улити командующий флотом сошел с мостика лин­кора, а 29 января на «Нью-Джерси» под­нял флаг командующий 7-й дивизией лин­коров контр-адмирал О.Бэджер. Двумя не­делями раньше прибывший на театр воен­ных действий «Миссури» тоже приобрел статус флагмана — на нем разместился штаб командующего оперативным соеди­нением вице-адмирала М.Митшера.

Февраль 1945 года ознаменовался пер­вым — после символического рейда пол­ковника Дулиттла — массированным авианалетом непосредственно на Японские ос­трова. Сменивший Хэлси адмирал Р.Спрюенс 10 февраля вывел свое соединение (по сложившейся традиции оно было переиме­новано из TF-38 в TF-58) с рейда Улити и взял курс на север. В его составе насчиты­валось 16 авианосцев (из них — 9 новей­ших типа «Эссекс») и 8 линкоров, в том числе «Нью-Джерси», «Висконсин» и «Мис­сури». Утром 16 февраля армада самоле­тов стартовала с палуб и направилась к Токио. Из-за плохой погоды точность бом­бометания оказалась невысока, но, тем не менее, американцам сопутствовал успех: в воздушных боях они сбили 322 вражеских самолета и еще 177 уничтожили на земле. Потери соединения TF-58 составили 88 машин, причем примерно треть из них по­гибла не по боевым причинам, а в основ­ном из-за перерасхода топлива, вынуждав­шего пилотов садиться на воду... Линкоры во время этой операции готовились к от­ражению контрудара противника, но его не последовало.

Повернув на юг, Спрюенс подошел к Иводзиме — маленькому вулканическому островку, имевшему важное стратегичес­кое значение (захватив его, американцы могли с расположенных на нем аэродро­мов бомбить Японию). Но высаженный десант натолкнулся на ожесточенное со­противление неприятеля. Для подавления огневых точек японцев пришлось приме­нить тяжелую корабельную артиллерию. 19 февраля заговорили 406-мм пушки лин­кора «Миссури» — это была его первая бое­вая стрельба в ходе войны. Кроме того, во время ночного налета зенитчики «Миссу­ри» записали на свой счет первый сбитый самолет. Выполнив поставленную задачу, соединение TF-58 вновь направилось на север и нанесло несколько авиаударов по Токио и острову Окинава. 5 марта корабли вернулись на атолл Улити.

Следующий поход TF-58 стал одной из самых драматических страниц в истории войны на Тихом океане. 14 марта опера­тивное соединение в составе 16 авианос­цев, 8 линкоров (среди них были и все три находившихся в зоне боевых действий корабля типа «Айова»), 14 крейсеров и 64 эсминцев под командованием вице-адмира­ла Митшера покинуло место стоянки и на­правилось к берегам Японии. Главной це­лью операции являлось нанесение ударов по аэродромам на острове Кюсю, а также военным и промышленным объектам в го­родах Кобе и Куре. Но если в ходе преды­дущих рейдов американцы в море почти не встретили противодействия со стороны неприятеля, то теперь на них ринулось око­ло 50 самолетов, большинством из кото­рых управляли пилоты-смертники.

Бороться с отчаянными японскими лет­чиками, сознательно шедшими на само­убийственный таран, было очень трудно. 18 и 19 марта сразу четыре американских авианосца получили прямые попадания бомб или самолетов-камикадзе, причем один из них — «Франклин» — чудом избе­жал гибели.

Из линкоров наиболее активное участие в отражении воздушных атак принимал «Миссури». Он сбил четыре вражеских са­молета, а затем вместе с «Висконсином» большую часть пути до Улити прикрывал бук­сировку поврежденного «Франклина». Зенит­чикам «Нью-Джерси» удалось уничтожить три японских самолета. Кроме того, «кингфишеры» линкоров занимались спасением американских пилотов, сбитых над морем.

Повернув назад, Митшер направил все восемь линейных кораблей соединения TF-58 к Окинаве, представлявшей собой последний вражеских форпост на пути к То­кио. На этом острове, расположенном на расстоянии 340 миль от метрополии, име­лись пять аэродромов и удобная гавань, что делало его отличным плацдармом для высадки непосредственно на территорию Японии. Артподготовку перед решающим штурмом Окинавы поручили линкорам. 24 марта «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин» вместе с «Норт Кэролайной», «Вашингтоном», «Саут Дакотой», «Индиа­ной» и «Массачусеттсом» открыли огонь по неприятельским позициям в юго-восточной части острова, выпустив в сумме около 4000 снарядов из 406-мм орудий. Для «Вис­консина» это были первые боевые залпы главного калибра в тихоокеанской войне. 2 апреля, находясь в районе Окинавы, «Нью-Джерси» столкнулся с эсминцем DD-554 «Фрэнке»; командир последнего в момент удара получил смертельное ране­ние. Через две недели линкор ушел на пла­новый ремонт в США, продолжавшийся на верфи «Пьюджет Саунд» (штат Вашингтон) до начала июля. Однако накануне к патру­лировавшим у Окинавы кораблям соединения TF-58 присоединилась отремонтиро­ванная «Айова» — таким образом, число находившихся на театре военных действий быстроходных линкоров не уменьшилось.

Самым опасным врагом американского 5-го флота по-прежнему оставались ками­кадзе. В ходе боев за Окинаву впервые мишенью для пилотов-смертников стали и быстроходные линкоры. 11 апреля один из них врезался в правый борт «Миссури» в районе 160-го шп., чуть ниже верхней па­лубы, и, срикошетив, рухнул в воду. По­вреждения корабля оказались небольши­ми; растекшийся загоревшийся бензин уда­лось быстро потушить.

Пять дней спустя в том же месте «Мис­сури» атаковал другой камикадзе, но был подбит зенитной артиллерией и рухнул непосредственно за кормой линкора. Ото­рванное крыло самолета угодило в палубный кран и временно вывело его из строя. Из экипажа корабля в ходе обеих атак ник­то не пострадал.

На следующий день после второго на­лета камикадзе, в 23.05 17 апреля, опера­торы РЛС «Миссури» на расстоянии 12 миль обнаружили подозрительную цель. В точку с указанными координатами немед­ленно вылетели самолеты с легкого авиа­носца «Батаан», туда же устремились че­тыре эсминца. В результате их совместных действий пошла ко дну японская подвод­ная лодка I-56, пытавшаяся приблизиться к американским кораблям на дальность торпедного выстрела.

«Миссури» оперировал в водах у Оки­навы до 5 мая. За это время он участво­вал в отражении 12 дневных и четырех ночных авианалетов; его зенитчики лич­но уничтожили 5 вражеских самолетов и еще 6 — совместно с другими кораблями. Артиллерия линкора разрушила ряд бере­говых укреплений, включая несколько защищенных позиций артиллерийских бата­рей.

В мае 1945 года произошла очередная ротация командующих, и 5-й флот опять стал 3-м. Адмирал Хэлси поднял флаг на линкоре «Миссури» — эта церемония со­стоялась 18 мая на рейде Гуама. Офи­циально он вступил в должность 10 дней спустя.

В конце мая — начале июня все три лин­кора типа «Айова» сопровождали авианосцы TF-38 во время проведения авиаударов по объектам на острове Кюсю. 5—6 июня из-за неточной метеосводки соединение угодило в эпицентр мощного тайфуна, при­чинившего серьезные повреждения 32 ко­раблям. Быстроходные линкоры снова по­казали отличные ходовые качества в экст­ремальных условиях и практически не по­страдали— лишь на «Миссури» волны вывели из строя часть второстепенных па­лубных устройств и оборудования. 13 июня линейные корабли стали на якорь в заливе Лейте, где их экипажам дали возмож­ность немного отдохнуть перед новыми боями.

С 14 июля по 9 августа американцы предприняли пять крупномасштабных об­стрелов корабельной артиллерией про­мышленных объектов в городах на побе­режье островов Хоккайдо и Хонсю. В двух из них принимали участие «Айова», «Мис­сури» и «Висконсин». 15 июля эти кораб­ли, составлявшие 7-ю дивизию линкоров оперативного соединения TF-38, открыли огонь главным калибром по металлургичес­ким заводам «Нихон Стил» и «Ваниси Айрон Уоркс» в городе Муроране. Всего было выпущено 860 406-мм фугасных снарядов. Корректировка стрельбы велась с помо­щью самолета. По наблюдениям воздуш­ной разведки, на территории завода «Ни­хон Стил» был зафиксирован сильный взрыв — столб пламени поднялся на вы­соту около 100 м. Из восьми главных це­хов предприятия «Ваниси Айрон Уоркс» четыре оказались полностью разрушенны­ми; на коксохимическом заводе бушевал огромный пожар. Уже после войны выяс­нилось, что снаряды линкоров уничтожи­ли полуторамесячный запас кокса. Желез­нодорожное сообщение с Мурораном уда­лось восстановить только через три дня, снабжение электроэнергией — через два, водопровод — через неделю, а телефон­ную сеть — лишь через два месяца.

Объектом второй бомбардировки стали промышленные предприятия города Хита­чи, расположенного в 65 милях от Токио. Стрельба по ним впервые велась ночью, без корректировки с воздуха, исключитель­но по расчетам артиллерийских приборов. Вечером 17 июля огневую позицию заняли три линкора 7-й дивизии, а также «Норт Кэролайна» и «Алабама»; поблизости на­ходился и английский «Кинг Джордж V», но ему были определены собственные цели. Командовал отрядом контр-адмирал О.Бэджер (флаг на «Айове»). Пять амери­канских линкоров выпустили 1207 406-мм фугасных снарядов. Конечно, эффектив­ность ночной стрельбы оказалась ниже, чем дневной, тем не менее, аэрофотосъ­емка показала, что на территории заводов «Тага» и «Мито» есть серьезные разруше­ния. Меньше пострадали заводы «Яматэ» и «Хитачи Майн». Вместе с тем, по дан­ным разведки, ночная бомбардировка с моря имела большой деморализующий эффект, вызвав панику среди жителей го­рода.

В конце июля — начале августа лин­коры 7-й дивизии снова находились в море, сопровождая авианосцы соедине­ния TF-38; «Айова» привлекалась для обстрела японских позиций на острове Кахулаве (29—30 июля). В целом ничего примечательного в тот период с ними не произошло.

Тем временем на театре военных дей­ствий появился «Нью-Джерси». Завершив ремонт, он 4 июля покинул Бремертон и после кратковременных стоянок в Пёрл-Харборе, Эниветоке, заливе Лейте прибыл на Гуам. 8 августа линкор из 127-мм ору­дий обстрелял все еще продолжавший со­противляться японский гарнизон острова Уэйк. Снаряды «Нью-Джерси» разрушили мост и вывели из строя 8-дюймовое ору­дие на мысе Пикок-Пойнт. Это были по­следние залпы линкоров типа «Айова» во Второй мировой войне.

29 августа в Токийский залив вошли ко­рабли 5-го флота США, в том числе «Айо­ва» и «Миссури». А через три дня, 2 сен­тября, на борту последнего состоялась официальная церемония подписания акта о капитуляции Японии. Для этого на лин­кор прибыли представители всех стран-союзников, а также журналисты и фотографы. На флагштоке «Миссури» торжествен­но подняли флаг, развевавшийся над Бе­лым домом в Вашингтоне 7 декабря 1941 года — в день нападения на Пёрл-Харбор. А на палубе, в стеклянном футляре, была выставлена другая реликвия — американ­ский флаг коммандора М.Перри, под кото­рым он заключил в 1854 году первый дого­вор с прежде закрытой Страной восходя­щего солнца.

Японская делегация — министр ино­странных дел М.Сигемицу и представитель императорской ставки генерал Э.Умэдзу — прибыли на «Миссури» в 8.56. «Это был мучительно прекрасный день, — позже вспоминал о тех событиях Сигемицу. — Когда мы стояли на палубе, появилась Фудзияма, возвышавшаяся над Токийским заливом и напоминавшая, что мы проща­лись с летом. Хотя английский линкор «Принс оф Уэлс» был потоплен у Сингапу­ра, однотипный с ним «Кинг Джордж V» гор­до стоял перед нами, сверкая в сияющем серебре».

Церемония подписания акта о безогово­рочной капитуляции заняла 23 минуты. Со стороны союзных держав под документом поставили подписи верховный командую­щий генерал Д.МакАртур (от имени всех союзных наций), адмирал Ч.Нимитц (от США), адмирал Б.Фрейзер (от Великобри­тании), генерал-лейтенант К.Н.Деревянко (от СССР), генерал Су Юнчан (от Китая), генерал Ж.Леклерк (от Франции), а также представители Канады, Австралии, Новой Зеландии и Нидерландов. Так линкор «Миссури» вошел в историю как корабль, на котором завершилась Вторая мировая война.