Несостоявшиеся модернизации

 

Впечатляющие характеристики линко­ров типа «Айова» — в первую очередь, высокая скорость хода при весьма мощном вооружении и хорошей защите — делали эти корабли привлекательными кандидатами для капитальных модернизаций. Неуди­вительно, что проекты их переоборудова­ния разрабатывались на протяжении мно­гих лет, пока, наконец, не были осуществ­лены в 1980-е годы.

Сразу же после окончания Второй ми­ровой войны на всех четырех «Айовах» планировалось заменить четырехствольные «бофорсы» новыми спаренными авто­матическими 76-мм пушками, а для управ­ления их огнем установить современные КДП Mk-56 и Мк-63. Предполагалось, что каждый линкор будет нести по 16 спарен­ных 76-мм артустановок Мк-33, 6 директо­ров Mk-56 и 4 — Mk-63. Однако вывод ко­раблей в резерв и сокращение расходов на флот помешали этим планам. В итоге, 76-мм артиллерия на «Айовы» так и не по­пала. Во время войны в Корее линкоры имели в основном то же вооружение, что и в 1945 году — разве что, все 20-мм «эрликоны» стали спаренными, а их число уменьшилось (на «Айове» к октябрю 1951 года они отсутствовали вообще). Кроме того, было несколько усовершенствовано радиоэлектронное оборудование и сняты катапульты: вместо них в корме устроили взлетно-посадочную площадку для верто­лета.

Недостроенный «Кентукки» (к январю 1950 года степень его технической готов­ности составляла 73%) первоначально предлагалось переоборудовать в «линкор ПВО» по проекту SCB-19. Его основным оружием должны были стать 203-мм глад­коствольные пушки, стреляющие специ­альными зенитными снарядами «Эрроу» (позже переименованы в «Зеус»). Послед­ние были подкалиберными (102-мм); они оснащались стабилизаторами и вспомога­тельным реактивным двигателем, вращав­шим их вокруг оси. Работы по созданию ар­тиллерийской системы «Эрроу» — «Зеус» продолжались до начала 1950-х годов, но затем были прекращены.

В 1955 году возникло новое предложе­ние— достроить «Кентукки» как ракетный линкор (ВВС). Проект предусматривал за счет ликвидации одной 406-мм башни и облегчения зенитной артиллерии (предполагалось установить шесть 127-мм/54 клб орудий и 10 спаренных 76-мм/50 клб авто­матов) дополнить вооружение одной пус­ковой установкой для крылатых ракет «Регулус» и двумя зенитными ракетными ком­плексами «Терьер» или «Тэйлос». Сто­имость такого переоборудования должна была составить 123—130 млн долл.

Год спустя проект основательно пере­смотрели: сначала ракеты «Регулус» пред­ложили заменить более мощными «Регулус-II» или «Тритон», а затем сделали став­ку на баллистические ракеты «Поларис». Для линкора разработали эскизный проект оригинальной пусковой установки: 16 ра­кет должны были храниться горизонталь­но и затем подаваться к двум стартовым шахтам. Соответственно, ожидаемая сто­имость достройки «Кентукки» в новом ка­честве выросла до 181 млн долл.

Последний проект ракетного линкора ВВС (1959 г.) предусматривал отказ от бал­листических ракет и артиллерии при уве­личении числа зенитных ракет, добавлении противолодочных ракетоторпед ASROC и полной замене радио­электронного вооруже­ния. Собственно говоря, это уже был не линкор, а увеличенный вариант крейсера «Олбани».

Впрочем, ни одно из предложений так и не осуществилось. После того, как «Висконсин», столкнувшись 6 мая 1956 года с эсминцем «Итон» (DD-510), силь­но повредил носовую часть, «Кентукки» отве­ли роль «донора». 120-тонную секцию длиной 20,7 м отрезали от кор­пуса недостроенного линкора и пристыкова­ли к искалеченному «Висконсину». Оконча­тельного решения своей участи «Кентукки» ждал еще два года. Но 9 июня 1958-го его исключили из списков флота, 31 но­ября продали на слом фирме «Бостон Металс Компани». Установ­ленные на нем турбины предварительно извлекли из отсеков и смонтировали на но­вых транспортах снабжения «Сакраменто» и «Кэмден».

Аналогичные, но также нереализованные проекты модернизаций разрабатывались и для линкоров, находившихся в строю. По­жалуй, наиболее интересным из них был вариант переоборудования «Айовы» в удар­ный десантный корабль (апрель 1962 г.). Он предусматривал демонтаж кормовой 406-мм башни и большей части 127-мм артилле­рии; вместо них в корме устраивались ан­гар на десять десантных вертолетов, лифт и хранилище авиационного топлива (675 т). В середине корпуса на мощных шлюпбал­ках устанавливались шесть десантных ка­теров типа LCM-6 — по три с каждого бор­та. Под килем размещалась антенна гидро­акустической станции AN/SQS-23.

В начале 1960-х годов от осуществле­ния этого проекта отказались. О нем вспом­нили 18 лет спустя, но об этом мы расска­жем чуть позже.

Реально же в 1950-е годы вооружение линкоров типа «Айова» претерпело очень незначительные изменения. Со всех кораб­лей сняли 20-мм автоматы; на «Нью-Джер­си» и «Висконсине» уменьшилось число 40-мм четырехствольных «бофорсов», по­греба башни № 2 переоборудовали под хра­нение десяти ядерных снарядов Mk-23 и девяти практических Mk-24(Реально ядерные боеприпа­сы находились на вооружении лишь на «Айове» и «Вискон­сине», да и то очень недол­го — вскоре их передали в береговые арсеналы. Стрель­бы практическими снарядами Mk-24 вел только «Вискон­син»).

В 1954—1955 годах на «Айове» и «Нью-Джерси» смонтировали КДП Mk-56 и Mk-63. В принципе, они должны были управлять огнем 76-мм автоматов Mk-ЗЗ, но послед­ние, как уже говорилось, так и не устано­вили. Директор Mk-56, оснащенный рада­ром Mk-35, с успехом мог выдавать дан­ные для стрельбы и из 127-мм орудий. Правда, наибольшую эффективность он пока­зывал, если на одну спа­ренную башню Mk-28 приходилось по одному Mk-56.

Постепенно совер­шенствовалось радио­локационное вооруже­ние — на кораблях по­являлись радары ново­го поколения. В 1951 — 1952 годах на «Нью-Джерси», «Айове» и «Висконсине» установили РЛС обнаруже­ния воздушных целей SPS-6; на двух по­следних линкорах ее в 1955-м заменили бо­лее совершенной SPS-12. В 1953—1955 годах на всех четырех кораблях смонтиро­вали новый радиовысотомер SPS-8 — его антенна разместилась на бизань-мачте. Наконец, «Висконсин» в 1953 году получил новую станцию обнаружения надводных целей SPS-4 (вместо SG-6).

Тем временем среди военно-морских теоретиков возобладало мнение, что лин­коры как класс боевых кораблей оконча­тельно устарели. В феврале 1955 года был выведен в резерв «Миссури», а в 1957— 1958 годах — и три остальных линкора. Вскоре американцам показалось, что не­когда самые грозные корабли теперь не­выгодно держать даже на консервации, и в течение последующих трех лет 11 нахо­дившихся в резерве линкоров были вычерк­нуты из списков флота. И к 1963 году застывшие у пирсов «Айовы» оказались един­ственными представителями своего клас­са в ВМС США.