Система погружения и всплытия

 

Главный балласт принимался в пять цистерн: №1 — в легком корпусе в кормо­вой оконечности, №2 и 4 — в бортовых булях, №3 — внутри прочного корпуса в 3-м отсеке и №5 — в носовой оконечности в легком корпусе. Там же находилась и цис­терна быстрого погружения. Все балласт­ные цистерны, кроме №1 и №3, могли обо­рудоваться для хранения топлива. Цис­терны главного балласта были безкингстонными (кроме средней группы), управ­ление всеми клапанами вентиляции осу­ществлялось из центрального поста. Меж­ду балластными цистернами №2 и №4 имелись две небольшие специальные топливно-балластные цистерны, уравни­тельная цистерна и бортовая цистерна плавучести. Арматура системы ВВД соби­ралась из стальных труб, т.е. не преду­сматривала длительной эксплуатации. Общая емкость баллонов ВВД — 3,46 м3 (с 1944 г. 5,2 м3) воздуха, сжатого под дав­лением 205 кг/см2. Для пополнения запа­сов воздуха высокого давления использо­вались два 6-литровых компрессора — дизельный и электрический. Последний можно было использовать в подводном положении как для снятия давления в от­секах, так и для пополнения запасов ВВД через специальную шахту. В состав осу­шительной и дифферентовочной систем входило два насоса: центробежный и порш­невой производительностью 30 и 18 т/ч соответственно.

Процессы погружения и всплытия на «семерке» не отличались оригинально­стью, по сравнению с подводными лод­ками других стран того времени: при всплытии воздухом высокого давления продувалась средняя группа, после пе­рехода в позиционное положение возду­хом низкого давления (отработанными газами дизелей) — главный балласт. Большое внимание уделялось тому, что­бы цистерны были продуты ровно на­столько, насколько это необходимо для плавания в конкретных погодных и бое­вых условиях. Тем самым экономилось время на осуществление срочного погру­жения, от которого с середины войны в основном-то и зависела продолжитель­ность срока службы субмарины. По сиг­налу сирены о погружении личный со­став верхней вахты стремительно пры­гал в рубку и задраивал за собой люк, а вахтенные центрального поста перекладывали рули на погружение и последо­вательно (от носа к корме) открывали клапаны вентиляции цистерн главного балласта. Открытие каждого следующе­го клапана осуществлялось только лишь по достижению определенного значения дифферента на нос. Хорошо продуман­ные форма и конструкция горизонталь­ных рулей позволяли погружаться с большим дифферентом без риска совер­шить «кувырок», чего постоянно опаса­лись советские подводники. Для ускоре­ния процесса погружения зачастую ис­пользовалось перемещение «живого» балласта — весь свободный от несения вахты личный состав должен был стре­мительно бежать в носовой отсек. Эти действия до автоматизма отрабатыва­лись как во время вступительного курса боевой подготовки, так и непосредствен­но во время походов. Как правило, в те­чение 25—27 секунд хорошо подготов­ленный экипаж успевал увести корабль из позиционного положения на 10-мет­ровую глубину — по-видимому, лучший мировой результат того времени.