Вооружение

 

Торпедное оружие

 

Основные модификации торпед, применявшихся ПЛ VII серии

Торпеда

Дата поступления на вооружение

Базовый проект

Взрыватель

Прибор самонаведения (ПС) или маневрирования (ПМ)

Прочие изменения, по сравнению с базовым проектом

Т1

Начала 20-х гг.

G7a

КНВ* Pi 1 (могла

оснащаться КНВ Pi3 8.43-8.44)

Могла оснащаться ПМ FAT I (с 11. 1942) или LUT (с лета 1944)

 

Т2

1929

G

КНВ* Pi 1

 

 

Т3

12.1942

G

КНВ Р12

Могла оснащаться

ПМ FAT II (с 5.1943)

 

Т3а

середина 1943

G7e

КНВ Pi2

Могла оснащаться

ПМ FAT II

(с 5. 1943)

или ШТ (с 5.1944)

Режим хода

7500 м (29 узл.)

Т4 «Фальке»

2.1943

G7e

КНВ Pi2

ПС

вес 1937кг,

режим хода — 7500 м

(20 узл.)

Т5 «Цаункёниг»

8.1943

G7e

КНВ Pi4

ПС «Амсель»

вес 1497 кг,

вес ВВ 274 кг,

режим хода 5700 м

(24—25 узл.)

Т5B

начало 1944

G7e

КНВ Pi4

ПС «Амсель»

Режим хода 8000 м

(22 узл.)

Т11 «Цаункёниг 2»

4.1944

G7e

КНВ Pi4

Усовершенствованный ПС «Амсель»

 

KB — контактный взрыватель; КНВ — контактно-неконтактный взрыватель; ПМ — прибор маневрирования; ПС - прибор самонаведения.

* — С весны 1940 г. использовался исключительно как контактный.

 

Главным оружием «семерок», безус­ловно, являлось торпедное. Оно было представлено четырьмя носовыми и од­ним кормовым 533-мм торпедными ап­паратами с запасом торпед («угрей», как их называли на своем жаргоне герман­ские подводники). Лодки модификации А располагали всего шестью запасными торпедами в носовом отсеке, однако на последующих сериях боекомплект воз­рос за счет размещения одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и двух в надстройке. От последних отка­зались в начале 1943 г., поскольку учас­тились случаи их повреждения в резуль­тате атак противолодочных сил.

Торпедные аппараты, по большинству параметров сходные с аналогичными дру­гих мировых флотов, тем не менее, име­ли ряд интересных особенностей. Вытал­кивание торпеды из них осуществлялось не сжатым воздухом, а специальным пнев­матическим поршнем, что значительно упрощало систему беспузырной торпед­ной стрельбы.

Изменение глубины хода и угла пово­рота гироскопа «угрей» могло произво­диться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-ре­шающего прибора (СРП). В качестве треть­ей особенности следует отметить воз­можность хранения и постановки из тор­педного аппарата неконтактных мин, од­нако описания работы устройства в дан­ном режиме в отечественной и зарубеж­ной литературе обнаружить не удалось. Конструкция аппарата обеспечивала сво­бодный выход торпеды с глубин до 22 м. Перезарядка занимала сравнительно не­много времени—для торпед, хранив­шихся внутри прочного корпуса, — от 10 до 20 минут. Интересно отметить, что в начале 1941 г. производство подлодок за­метно обгоняло производство торпедных аппаратов, в результате чего пять «семе­рок» вступили в строй, имея всего два но­совых аппарата (U-72, U-78, U-80, U-554 и U-555). С начала своей карьеры все эти лодки использовались исключительно в качестве учебных кораблей). Еще семь — U-83, U-203, U-331, U-351, U-401, U-431 и U-651 —не имели аппарата в корме.

Центральное место в комплексе тор­педного вооружения подлодки занимал размещенный в боевой рубке счетно-ре­шающий прибор. Механически в него по­ступали данные о курсе подлодки и ее скорости, а также считываемое с азиму­тального круга перископа или стойки «надводной прицельной оптики» (Uber-wasserzieloptik) направление на цель. Обслуживавший СРП оберфельдфебель вручную по командам командира вводил в прибор курс, дистанцию, скорость и длину цели, а также боевой курс лодки. В течение нескольких секунд после это­го прибор рассчитывал все необходимые для стрельбы данные и вводил их в тор­педы. Стрельба осуществлялась по ко­манде командира нажатием кнопок на стойке управления стрельбой, разме­щенной в центральном посту. На случай выхода из строя основной стойки в носовом отсеке имелась резервная. Любо­пытно отметить, что, несмотря на столь передовую для того времени технику, на­чиная с середины войны все большее значение стали приобретать методы тор­педной стрельбы, не требующие точно--о прицеливания.

Не имея возможности производить серь­езные модернизации проектов серийно строившихся лодок, германское командование стремилось повысить боевые воз­можности субмарин за счет совершен­ствования их оружия, в первую очередь торпед. Причем, как и в случае с подводными лодками, изменениям подвергались не сами торпеды, а лишь их отдельные узлы.

В течение всей войны в германском флоте на вооружении находились торпеды двух базовых проектов: сконстру­ированная в начале 20-х гг. парогазовая G7a (G — обозначение калибра торпе­ды, 7 — длина в метрах) и принятая на вооружение в 1929 г. электрическая G7e (ее конструирование и испытания осу­ществлялись в 1923—1929 гг. зарегист­рированной в Швеции германской фир­мой IvS под завесой строгой секретнос­ти). В качестве прототипа для их разра­ботки послужила 500-мм торпеда G7 образца 1916г. Обе торпеды имели дли­ну 7186 мм и 280-кг боевое зарядное от­деление (БЗО). Из-за тяжелой (665 кг) аккумуляторной батареи G7e имела мас­су, на 75 кг превосходившую G7a (1603 против 1528 кг). Наибольшие различия, безусловно, имели скоростные характе­ристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12 500 м соответственно (позднее за счет совершенствования подогреватель­ного аппарата дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м).

Электрическая G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым ходом, но к 1939 г. эти показатели воз­росли до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модифика­ция G7e (ТЗа), в которой за счет измене­ния конструкции аккумуляторной батареи и введения системы подогрева торпеды в торпедном аппарате дальность удалось довести до 7500 м 29 — 30-узловым хо­дом.

Необходимо отметить, что в создании бесследных электроторпед немцы надол­го оставили позади остальные мировые флоты, сумевшие обзавестись подобным оружием только к середине войны. Техно­логия производства G7e была отработа­на настолько эффективно, что изготовле­ние электроторпед оказалось и дешевле, и проще, по сравнению с парогазовым аналогом. Так, на производство одной G7a тратилось 3730 человеко-часов (к концу войны 1707), по сравнению с 1255 чело­веко-часами на одну G7e. В результате обычный боекомплект «семерки» в нача­ле войны состоял из 10—12 G7e и всего 2—4 — G7a.

Развитие торпедного оружия герман­ских субмарин в общих чертах выгляде­ло следующим образом: к началу войны на вооружении находились торпеды G7a и G7e с контактно-неконтактным взрыва­телем (КНВ) РИ (модификации торпед Т1 и Т2 соответственно). Очень скоро выяснилось, что торпеды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают раньше времени, но иногда, проходя под целью, не взрываются вообще. Уже в кон­це 1939 г. в конструкцию взрывателя были внесены изменения, позволявшие отклю­чать неконтактную схему замыкателя. Проблемы на этом не закончились — те­перь участились случаи, когда, попадая в борт цели, торпеды не взрывались вов­се. Широкомасштабное расследование, проведенное по инициативе Дёница пос­ле обескураживающих результатов Нор­вежской кампании, показало, что из-за экономии средств на испытания и в кон­струкцию торпед, и в конструкцию взры­вателя прокрались многочисленные де­фекты. Во-первых, выяснилось, что торпеды, по непонятным причинам, идут го­раздо ниже установленной глубины хода. Истинный характер этого дефекта уда­лось выявить случайно только в январе 1942 г. Оказалось, что из-за неудачной конструкции самих торпед не обеспечи­валась герметичность гидростата внутри их. Избыточное давление, неизбежно по­являющееся внутри прочного корпуса при длительном плавании лодки в подводном положении, «надувало» гидростат и из­меняло его показания. Поскольку в ходе боевых действий в океане лодки боль­шинство времени проводили в надвод­ном положении, этот недостаток долгое время не проявлялся, но в Норвежской кампании, где субмарины пытались ата­ковать корабли именно из-под воды, он стал одной из главных причин постигше­го немцев фиаско. Во-вторых, ненадеж­ная конструкция взрывателя не обеспе­чивала срабатывания ударника при по­падании в цель под острым углом. Пос­ле устранения этих дефектов с мая 1940 г. торпедное оружие германских подвод­ных лодок достигло удовлетворительно­го уровня, если не считать того, что ра­ботоспособный КНВ, да и то только для торпед G7e (Pi2 на модификации ТЗ), по­ступил на вооружение лишь к концу 1942 г.( Разработанный для торпед G7a KHB Pi3 применялся в ограниченном количестве в период между августом 1943-го и августом 1944 г. и считался недостаточно на­дежным) Попадания же одной обычной контакт­ной торпеды зачастую оказывалось недостаточно для потопления океанского па­рохода тоннажем в 6—7 тысяч брт. Со­бранная BdU статистика показывала, что 404 судна, потопленных «у-ботами» в пе­риод между январем и июнем 1942 г., по­требовали 816 попаданий торпед, т.е. два на одно судно.

Следующая ступень модернизаций торпедного оружия была напрямую свя­зана с усложнением условий боевой де­ятельности в Атлантике. «Волчьим ста­ям» становилось все труднее прорывать охранение конвоев, стрельба же с боль­ших дистанций редко приводила к успе­хам. Ответом на возникшую ситуацию стало появление прибора маневрирова­ния FAT. Оснащенная им торпеда G7a после выстрела могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135 гра­дусов. Дальнейшее движение осуществ­лялось со скоростью 5—7 узлов «змей­кой»: длина участка от 800 до 1600 м, диа­метр циркуляции — 300 м. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя попе­рек курса его движения, оказалась весь­ма высокой. Первая «семерка», воору­женная FAT, покинула порт 23.11.1942 г., а 29 декабря состоялась первая успеш­ная атака. С мая 1943 г. прибор FAT II (длина участка «змейки» 800 м) начал устанавливаться и на торпедах G7e. Из-за малой дальности хода электроторпе­ды данная модификация рассматрива­лась германским командованием как оружие самообороны, выстреливавшее­ся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю. В тот же месяц очередным при­казом был утвержден новый состав боекомплекта «семерки»: 4 FAT I и 6 ТЗ — в носовом отсеке и 2 FAT II — в кормо­вом.

И все же новое оружие не оказалось панацеей от всех бед. Во-первых, движу­щиеся с небольшой скоростью парогазо­вые FAT могли легко обнаруживаться с атакуемых судов, что вынуждало приме­нять их исключительно ночью. Во-вторых, поскольку применение FAT являлось не­безопасным для других атакующих кон­вой субмарин, стреляющая лодка долж­на была давать соответствующее опове­щение по радио на средних волнах, тем самым демаскируя себя. В-третьих, гер­манская промышленность в то время производила всего около 350 G7a еже­месячно, из которых не более сотни име­ли прибор FAT. Несмотря на все эти ограничения, германское командование «поверило» в FAT и весной 1944 г. при­няло на вооружение ее следующую мо­дернизацию— торпеду с прибором ма­неврирования LUT. По сравнению с пред­шественником, новый прибор имел воз­можность двухкратной установки поворо­тов по прохождению прямых участков траектории. Теоретически это давало возможность командиру подлодки атако­вать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции. Длина участка «змей­ки» могла изменяться в любых диапазо­нах от 1 до 1600 м. Скорость торпеды во время прохождения «змейки» была об­ратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a (с установкой на на­чальный 30-узловой режим) десять узлов при длине участка 500 м и пять узлов при длине участка 1500 м. Первое успешное применение LUT состоялось 29.6.1944 г., когда «семерка» U-984, выпустив всего две торпеды, поразила два американских «либерти» (всего в ходе этой атаки лод­ка безнаказанно торпедировала четыре парохода, из которых лишь один был от­ремонтирован). Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных ап­паратов и СРП ограничили количество лодок, подготовленных к использованию LUT всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие под­лодки выпустили не более 70 торпед с LUT из более чем 10 000, израсходован­ных Кригсмарине в войне.

Другой метод неприцельной стрельбы был реализован в самонаводящихся акустических торпедах. Работы над соз­данием этого оружия начались в Герма­нии в 1934 г., но только в начале 1942 г. удалось получить первый пригодный для испытаний экземпляр. Торпеда, созданная на основе G7e, получила обозначе­ние Т4 «Фальке». Она имела неконтакт­ный взрыватель, значительный вес и 7500-м дальность хода при совершенно неудовлетворительной скорости в 20 узлов. Особенности распространения шума винтов в подводной среде требо­вали стрельбы с кормовых курсовых уг­лов цели, однако вероятность догнать ее у столь медленной торпеды была невы­сока. В результате «Фальке» признали пригодной лишь для стрельбы по круп­ным транспортам, движущимся со ско­ростью не более 13 узлов. Подлодки впервые приняли новые акустические торпеды в феврале 1943 г. и 16 марта успешно использовали их при нападе­нии на конвой НХ-229. 1 июля Т4 офи­циально взяли на вооружение, но до поступления новых, куда более совершенных Т5 их успели использовать толь­ко пять «у-ботов».

Торпеда Т5 «Цаункёниг» являлась дальнейшим развитием Т4. За счет осна­щения ее более совершенным прибором самонаведения (он улавливал шум вин­тов корабля, идущего на скорости от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м) и взрывателем удалось значительно сни­зить массу и повысить скорость. Новое оружие предназначалось в первую оче­редь против эскортных кораблей, хотя могло небезуспешно использоваться и против торговых судов. Еще одной кате­горией целей являлись... сами же выпус­тившие «Цаункёниг» субмарины. Хотя прибор самонаведения включался по про­хождении 400 м, а подводная лодка не­медленно после выстрела должна была погружаться на глубину не менее 60 м, можно почти наверняка утверждать, что U-377 и U-972 стали жертвами собствен­ных торпед.

Первое боевое применение «Цаункёнига» состоялось вечером 20.9.1943 г., когда «семерка» U-305 торпедировала канадский эсминец «Сент-Круа» из со­става охранения конвоя ON-202 (через час лодка добила корабль второй тор­педой). В общей сложности атаковавшая конвой группа «Лейтен» доложила о семи достоверно и трех вероятно потоп­ленных эсминцах, значительно завысив потери эскортных кораблей конвоя (ре­ально они составили один эсминец и два корвета). С этого момента акустические торпеды прочно вошли в арсенал «у-бо­тов». С апреля 1944 г. штатный боеком­плект лодок состоял из трех Т5 и пяти LUT (вместо них могли приниматься две FAT I и три FAT II) в носовом отсеке и двух Т5 в кормовом. Интересно отме­тить, что таким образом к концу войны реальный боекомплект «семерки» со­кратился до десяти торпед, а на U-250, потопленной советским малым охотни­ком, и вовсе ограничивался девятью «уг­рями» (2 Т5, 3 FAT I, 2 FAT II в носовом отсеке и 2 Т5 в кормовом). Одной из при­чин этого стала... необходимость выбра­сывать через свободный торпедный ап­парат накапливающийся на лодке му­сор, что являлось особенно актуальным для «семерок», оснащенных «шнорхелем».

Вопреки ожиданиям германского ко­мандования, новое «чудо-оружие» не вызвало революционных изменений в ходе битвы за Атлантику. Лишь после войны выжившие подводники узнали, что их торпеды имели тенденцию к самопроизвольному взрыву в кильватер­ной струе корабля. Быстро разобрав­шись в ситуации, союзники вычислили значения скорости хода, при которых прибор самонаведения не захватывал цель. В качестве средства самооборо­ны на вооружение поступил прибор «фоксер», представлявший собой про­стейшую акустическую ловушку, букси­ровавшуюся за эскортным кораблем. По­пытки немцев исправить положение при­нятием на вооружение новой модифика­ции «Цаункёнига» с помехозащищенным прибором самонаведения не дали ожи­даемых результатов. В итоге, использо­вав до конца войны около 640 Т5 и Т11, немцы добились всего 58 попаданий (по другим данным, 72; не ясно, включают ли эти данные случаи торпедирования кораблей советского ВМФ), что состави­ло всего 9% из числа выпущенных — значительно меньше соответствующего показателя у обычных прямоидущих тор­пед в начале Второй мировой.

Последним направлением модерниза­ции германского торпедного оружия в годы войны являлось совершенствова­ние начинки БЗО самих торпед. Немец­кие химики были пионерами по внедре­нию в состав взрывчатки гексогена. Раз­работанный ими в межвоенный период состав взрывчатого вещества (ВВ) SW36 включал 67% тринитротолуола, 8% гек­согена и 25% алюминиевого порошка. В начале войны был разработан состав SW39 (45% тротила, 5% гексогена, 30% нитрата аммония и 20% алюминия), а позднее ему на смену пришел SW39a (50% тротила, 10% гексогена, 5% нитра­та аммония и 35% алюминия), превосхо­дивший по эффекту обычный тротил при­мерно в 1,5 раза.

 

Минное оружие

 

Основные типы мин, находившиеся на вооружении ПЛ VII серии

Модель

Масса, кг

Масса ВВ, кг

Длина, м

Диаметр, м

Глубина постановки, м

TMB

740

420—560

2,31

0,53

22—27

TMC

1115

860—930

3,38

0,53

до 37

SMA

1600

350

2,15

1,33

400 или 600 м (длина минрепа) + до 20 м углубление от поверхности воды

 

Хотя в подавляющем большинстве «семерки» не являлись специализиро­ванными минными заградителями, их применение в этой области, особенно в начале войны, имело довольно широ­кий размах. Основные причины — упо­мянутые проблемы с применением тор­педного оружия, а также труднореали­зуемое требование Гитлера придержи­ваться правил ведения войны по при­зовому праву (просуществовало до вес­ны 1940 г.).

С обычных субмарин VII серии вы­ставлялось два типа мин: ТМВ и ТМС. Первый тип имелся на вооружении Кригсмарине к началу войны, второй впервые использован в ноябре 1939 г. Оба типа являлись донными неконтактными мина­ми, выставляемыми через торпедные аппараты, и внешне отличались друг от друга исключительно длиной: вместо одной торпеды могли приниматься три мины ТМВ или две ТМС. Теоретически «семерки» могли нести 24 ТМС или 36 ТМВ, но практически почти всегда мины принимались только в носовые трубы, и после постановки лодка могла продол­жать действовать в обычном торпедном варианте. В годы войны мины совершен­ствовались за счет изменения состава ВВ (те же ВВ, что и для торпед) и мо­дернизации взрывателей. Имевшийся к началу войны магнитный взрыватель с августа 1940 г. сменился акустическим, а затем, с сентября 1941 г., магнитно-акустическим. Присутствовали на минах и приборы срочности-кратности.

До апреля 1940 г. подлодки VII серии совершили не менее 12 походов на мин­ные постановки вокруг Британских ост­ровов и добились при этом заметных ус­пехов. Наиболее удачными стали за­граждения, выставленные U-30 на под­ходах к Ливерпулю (на 12 ТМВ погибло четыре и получил повреждения один транспорт) и 11-31 у временной базы Флота метрополии Лох-Ю (подорвался линкор «Нельсон», при тралении погиб­ли два тральщика). Главной причиной столь высоких показателей стала него­товность англичан к борьбе с новым ору­жием. Появление надежных электромаг­нитных тралов совпало по времени с переразвертыванием немецких субмарин к берегам Норвегии, а затем в Атланти­ку, где, по понятным причинам, донные мины не выставлялись.

Минозаградительная деятельность торпедных «семерок» возобновилась весной 1941 г. и в небольшом объеме продолжалась фактически до конца вой­ны. Теперь основной упор делался на по­становку небольших банок в различных отдаленных районах (порты западного побережья Африки, Карибского бассей­на, Карского моря и т.д.), где, по мнению германского командования, союзникам не удалось организовать систему трале­ния. Успехи при этом были незначитель­ны. Любопытно отметить, что на моди­фикации VIIC/41, начиная с U-1271, обо­рудование для хранения и обслужива­ния мин уже не устанавливалось.

То же можно сказать и о боевой дея­тельности специализированных загра­дителей VIID. В их арсенал, кроме дон­ных, входило еще три типа мин, появив­шихся на вооружении Кригсмарине во второй половине войны. Основным их типом, для которого, собственно, и соз­давалась модификация VIID, являлась шахтная мина SMA. Благодаря наличию якоря и минрепа, неконтактная мина могла выставляться в районах, недо­ступных для постановки донных некон­тактных мин. Другими типами мин, ис­пользуемых VIID, была «перископная» (дрейфующая) мина EMS (масса ВВ — 14 кг, самозатопление через 72 ч после постановки) и «мина-торпеда» МТА. Последняя использовалась, начиная с января 1944 г., для минирования хоро­шо охраняемых портов и узостей, куда не мог проникнуть сам подводный за­градитель. Мина, имевшая массогабаритные характеристики обычной торпе­ды, выстреливалась через торпедный аппарат и далее шла со скоростью 18 узлов на расстояние до 7000 м. По про­хождении заданной дистанции снаряд ложился на грунт (глубина в том месте должна бы быть в пределах от 8 до 20 м; точность подкладки до 400 м по дистан­ции и 1,5 градуса по направлению) и далее выполнял функции обычной дон­ной неконтактной мины.

 

Артиллерийское вооружение

 

Артсистемы, состоявшие на вооружении подводных лодок VII серии

Марка

Калибр/длина

ствола

Масса

установки, кг

Масса

снаряда, кг

Начальная

скорость, м/с

Темп

стрельбы, выстр./мин

Дальность

стрельбы, м

SKC/35

88/45

2425

9

700

15—18

11950

Flak M 42

37/69

1350

0,644

845

160—180

6600

Flak 38

20/65

500, 1000,

2200*

0,120

875

450—500

4800

Flak 30

20/65 450**

0,120

875

280—300

4800

 

*Масса соответственно одно-, двух- и четырехствольной установок.

**Масса одноствольной установки.

 

К началу войны лодки VII серии нес­ли 88-мм пушку SKC/35 с длиною ство­ла 45 калибров, находившуюся перед ограждением рубки (боекомплект 220 снарядов; снаряды передавались из артпогреба наверх вручную, по цепочке), и одноствольную 20-мм зенитную пушку Flaks на установке СЗО/37 с боезапа­сом в 1500 снарядов.

В первые месяцы войны, когда немец­кие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, артил­лерия «у-ботов» применялась весьма активно. Однако, уже 26.9.1939 г. британское Адмиралтейство объявило о планах по установке артиллерийского вооружения на всех торговых судах. Спу­стя ровно месяц BdU ввело в действие инструкцию, в соответствии с которой команде подлодки не следовало досмат­ривать остановленное торговое судно, и после изучения бумаг, доставленных на шлюпке, в случае наличия контрабанды топить цель торпедой. Кроме того, све­дение судов в конвои и вовсе лишало артиллеристов возможности продемонст­рировать свои навыки. В дальнейшем использование лодочной артиллерии носило разовый характер. Последний случай применения 88-мм орудия в Ат­лантике имел место 19.6.1942 г., когда «семерка» U-701 в ожесточенном над­водном бою потопила у м. Гаттерас аме­риканский вооруженный траулер YP-389. 14 ноября того же года последовало рас­поряжение BdU о демонтаже всех 88-мм орудий — возить этот лишний вес уже не было необходимости.

Зенитное вооружение «у-ботов», на­против, постоянно наращивалось. В на­чале войны союзная авиация не пред­ставляла особой угрозы для немецких подлодок, сумев уничтожить до конца 1941-го всего четыре субмарины. Начи­ная со следующего года ситуация резко изменилась, в первую очередь в связи с началом воздушного патрулирования анг­личанами Бискайского залива. Летом 1942 г. BdU предприняло первые шаги по наращиванию зенитного вооружения. Позади стандартного ограждения рубки на всех «семерках» следовало смонти­ровать невысокую дополнительную платформу (у немецких подводников она получила прозвище «Винтергартен» — зимний сад) для размещения спаренно­го Flaks. Одноствольное орудие на верх­ней платформе следовало заменить спаренным 20-мм автоматом MG 151/20. Последний, «пришедший» на флот из Люфтваффе, отличался от Flaks мень­шими габаритами, начальной скоростью снаряда и дальностью стрельбы, но большим весом выпускаемого металла. Впрочем, BdU очень быстро убедилось в неэффективности недальнобойной авиационной пушки и с декабря 1942 г. распорядилось устанавливать на обеих платформах новые, более скорострель­ные 20-мм орудия Flak38. Данная кон­струкция получила официальное обо­значение «Башня 2» («Башней 1» име­новалась временная схема вооружения с одинарными пушками Flaks на обеих платформах). Одновременно на релингах мостика смонтировали четыре обыч­ных 7,92-мм пулемета MG34. На неко­торых средиземноморских «семерках» еще в середине 1942-го позади 20-мм пушки поставили итальянский спарен­ный 13,2-мм пулемет «Бреда». Для за­градителей серии VIID существовал про­ект довооружения «Башня 3», заключавшийся в размещении двух одностволь­ных Flak38 на расширенной верхней площадке — из-за наличия крышек мин­ных шахт позади ограждения рубки эти лодки не могли нести «винтергартен». Именно эти проекты зенитного вооруже­ния и были основными для подводных лодок в ходе переломной кампании 1943 года.

Уже первые поединки лодок с самоле­тами продемонстрировали, что обилие стволов малого калибра совершенно не гарантирует защиту от атаки четырехмо­торной летающей лодки или дальнего бомбардировщика. Новые надежды свя­зывались с поступлением на вооружение 37-мм автоматических орудий, а также спаренных и счетверенных установок ору­дий Flak38. Однако их поступление задер­живалось.

Первая партия из 40 20-мм спарок по­ступила на флот только к 15.7.1943 г., чис­ло же счетверенных «фирлингов» к это­му времени не превышало десятка. Тем не менее, именно тогда получил утверж­дение новый состав зенитного вооруже­ния, известный как «Башня 4». Он пре­дусматривал размещение двух спарен­ных Flak38 на верхней платформе и од­ного «фирлинга» в «винтергартене». Пер­вая переоборудованная подобным спосо­бом «семерка» U-758 8.6.1943 г. выигра­ла бой у восьми самолетов американ­ского авианосца «Боуг». Хотя лодка, как и некоторые из нападавших, получила серь­езные повреждения, а 11 членов ее эки­пажа были убиты или ранены, «эвенджерам» так и не удалось ни потопить, ни за­гнать субмарину под воду. 30.6.1943 г. BdU отдало приказ, согласно которому в поход могли выпускаться только те «у-боты», которые получили «Башню 4» с «фирлингом».

Пока обычные субмарины ожидали пе­реоборудования, BdU решило создать специальные «зенитные» подводные лодки — ловушки для самолетов. Первой по этому проекту была модифицирована U-441, получившая два «фирлинга» по обе стороны ограждения рубки, и 37-мм полуавтомат SKC30 в «винтергартене». 24.5.1943 г. на вторые сутки похода лодка провела бой против британской лета­ющей лодки «Сандерленд» и, несмотря на выход из строя одной из счетверен­ных установок, смогла ее сбить. Платой за этот более чем спорный успех стали двухмесячный ремонт и несколько убитых. После ремонта «441-я» снова вышла в Бискайский залив, но лишь затем, чтобы в безуспешном бою с тремя «Бофайтерами» потерять весь состав верх--ей вахты: десять человек убитыми и 13 ранеными. Германское командование продолжило поиск форм рационального использования «зенитных» субмарин: в октябре переоборудованные U-256 и U-271 пытались прикрывать «дойную ко­рову» (так на жаргоне моряков называ­лись подводные танкеры-заправщики) в Центральной Атлантике, а на следующий месяц три «зенитных» лодки обеспечи­вали действия «волчьей стаи», пытав­шейся атаковать американский конвой. Не добившись успеха ни в одной из этих операций, BdU в конце 1943 г. приказало переоборудовать все семь «зенитных» «семерок» в обычные.

Одновременно состоялся очередной этап совершенствования зенитного во­оружения «у-ботов». В боях весны — лета 1943-го выяснилось, что многочисленные 20-мм зенитные стволы могут причинить серьезные повреждения патрульному са­молету, но не раньше, чем он успеет со­вершить атаку, которая при должном упорстве летчика должна была стать для лодки фатальной. Для того чтобы оста­новить атакующего, требовалось оружие куда более мощное и дальнобойное. Им стала автоматическая 37-мм пушка Flak М42, поступившая на вооружение Кригсмарине в середине 1943 г. Уже к 1 декаб­ря 18 «семерок» поменяли свои «фирлинга» на новый автомат. Если не счи­тать замены одноствольной Flak M42 на спаренную на нескольких подлодках, вступивших в строй в последние месяцы 1944-го, то данный состав вооружения можно считать неизменным до конца войны. Боекомплект к 37-мм орудию состав­лял 1195 снарядов, к 20-мм — 4260. Дальнейшее совершенствование соста­ва вооружения («башни» №4, 5 и 6), пре­дусматривавшее монтаж еще одной ору­дийной платформы перед мостиком, было приостановлено после принятия на вооружение «шнорхеля». На этом проти­воборство патрульного самолета с под­водной лодкой фактически закончилось. В течение войны германские подводные лодки всех типов сбили не менее 125 са­молетов союзников (эти цифры не вклю­чают советские самолеты), потеряв от действий авиации 247 субмарин (не счи­тая 51 уничтоженную стратегической авиацией в портах и еще 42, потоплен­ные во взаимодействии с надводными кораблями). Необходимо отметить, что подавляющее большинство из 247 поте­рянных лодок было атаковано внезапно и лишь 31 погибла, пытаясь защищаться в надводном положении. Наибольших успехов в этом нетривиальном для суб­марин виде деятельности добились «се­мерки» U-333, U-648, сбившие по три са­молета, и U-256, одержавшая победу над четырьмя машинами.

Распределение успехов между вида­ми оружия «у-ботов» можно оценить, анализируя данные, представленные в таблице. Совершенно очевидно, что по­давляющее большинство судов было по­топлено в результате торпедных атак, выполненных обычными прямоидущими торпедами. На «умные» торпеды прихо­дится в общей сложности 339 атак, что составляет всего 9,6% от общего числа. В результате их попаданий затонуло 74 корабля и судна — чуть больше, чем от эпизодически применявшегося минного оружия. С учетом этого можно сделать вывод, что основной причиной, обеспе­чившей первоначальные успехи герман­ских субмарин в Атлантике, стала сла­бость противолодочной обороны союз­ников. С того момента, как англичане и американцы подняли ее на должную вы­соту, победы «стай» Дёница сошли на нет, даже несмотря на постоянно совер­шенствовавшиеся конструкции субма­рин и их оружия.