Радиосвязь

 

Концепция «волчьих стай» была бы невозможна без организации надежной радиосвязи между «у-ботами» и их береговым штабом. В зависимости от длины волны и назначения связное обору­дование «семерок» подразделялось на три  группы: коротковолновое (KB), сред­неволновое (СВ) и сверхдлинноволновое (СДВ). Коротковолновое обеспечи­вало связь с береговым штабом и считалось важнейшим. Оно включало при­емник E-437-S, два передатчика (200-затный S-400-S и резервный 40-ватный 40-К-39а), а также выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика. На части лодок выдвижная антенна отсутствовала, и в этом случае радиосетями служили оцинкованные сетеотводы, изолированные от корпуса и натянутые талрепами. Средневолновое оборудование, предназначенное для связи между лодками, состояло из приемника E-381-S мог использоваться в качестве резервного для приема коротковолновых сигналов), 150-ваттного передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антен­ны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора СВ-диапазона. Для прослушивания вражеского ра­диообмена на лодке имелось два неболь­ших специальных приемника. В дальних походах один из этих приемников, как правило, настраивался на волну какой--либо широковещательной радиостанции и  подключался к системе внутрилодочной трансляции. Возможности использо­вания диапазона СДВ раскрылись только в ходе войны. Выяснилось, что эти ра­диоволны при достаточной мощности передатчика могут проникать через толщу воды и приниматься на лодках, находящихся на перископной глубине, Надлежащий 1000-кВт передатчик «Голиаф» был сооружен во Франкфурте-на-Одере, после чего все приказы, переда­ваемые   командованием   подводного флота, стали транслироваться и в KB, и в СДВ диапазонах. На лодках для при­ема СДВ-сигналов использовали все ту же круговую выдвижную антенну и широкополосный приемник E-437-S. Все ра­диооборудование для германских суб­марин производилось фирмами «Телефункен» и «Лоренц», отличалось высокой   надежностью   и   стандартизацией многих деталей. Для кодирования радио-сообщений использовалась шифроваль­ная машинка «Энигма», раскрытию секретов которой союзники во многом обя­заны своей победой в Атлантике. С середины войны на лодках появилась спе­циальная система, позволявшая «сжи­мать» сообщения и передавать даже длительные послания за считанные се­кунды.