Общая оценка проекта

 

Объективно оценить проект подвод­ной лодки VII серии достаточно сложно. С одной стороны, субмарины этого типа обладали хорошими мореходными каче­ствами, легко управлялись, были техно­логичны в постройке, относительно де­шевы (в среднем одна лодка этого типа стоила около 4 млн 700 тыс. рейхсма­рок) и надежны. Из их ТТХ уникальны­ми могут быть признаны только два по­казателя: время срочного ухода под воду и глубина погружения. По другим пози­циям они не обладали какими-то исклю­чительными характеристиками, но их на­ступательные и оборонительные воз­можности оказались хорошо сбаланси­рованными. Весьма характерно, что в конце 1944 г., когда проекту «семерки» перевалило уже за десять лет, Нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов дал Управлению кораблестроения указание: «По типу немецкой ПЛ U-250 в 1945 г. спроектировать подлодку среднего водо­измещения и представить мне на рас­смотрение». Оружие германских субмарин, по-видимому, являлось наиболее совершенным, по сравнению с оружи­ем других подводных флотов мира. С другой стороны, при оценке нельзя не сказать и о том, в какой степени «се­мерки» оправдали те надежды, которые возлагались на них германским коман­дованием.

В довольно многочисленной литера­туре, посвященной германским подвод­ным лодкам Второй мировой войны, можно найти диаметрально противопо­ложные мнения — от лучших в своем классе до «стальных гробов Гитлера». Многие историки считают справедливы­ми оба мнения, но применительно к раз­ным периодам битвы за Атлантику. Ведь фактически «семерка» являлась дове­денной до совершенства... лодкой UB-III времен Первой мировой войны. Если допустить возможность начала новой мировой войны всего на два года позже, чем это произошло в действительности, скорее всего, лодки VII серии сразу же были бы признаны мертворожденными, как и прославившая их концепция «волчь­их стай». Лишь отсутствие достаточ­ного количества противолодочных ко­раблей и самолетов, оснащенных ком­пактными радарами, сделало возмож­ным те фантастические успехи, благода­ря которым к германским «у-ботам» до сих пор приковано внимание историков и простых читателей. Отказываясь от проведения глубоких модернизаций в угоду массовому производству, игнори­руя до лета 1942 г. многочисленные тре­вожные тенденции и факты, Дёниц сам обрек свой подводный флот на сокруши­тельное поражение. Разработав в меж­военный период хорошую для того вре­мени концепцию, он оказался неспосо­бен модернизировать ее в соответствии с требованиями изменившейся боевой обстановки. В результате, знаменитая «семерка» стала не только символом многочисленных боевых успехов первой половины войны, но и рекордсменом по числу погибших единиц.