Действия в Арктике
Советские корабли и суда, потопленные и поврежденные германскими ПЛ на Северном морском театре 1941—1945 гг.
Класс и название корабли (тоннаж, брт) |
Судьба* |
Дата |
Район |
ПЛ |
1.ПС№70 |
+Т |
6.8.41 |
район Териберки |
U-652 |
2. СКР №27 «Жемчуг» |
+Т |
11.8.41 |
район м. Канин Нос |
U-451 |
3. ТЩ Т-898 |
+т |
25.8.41 |
горло Белого моря |
U-752 |
4. ПЛБ «Мария Ульянова» |
=т |
26.8.41 |
район Териберки |
U-571 |
5. ТР «Аргунь» (3487) |
+т |
18.10.41 |
горло Белого моря |
U- 132 |
6. ТЩ Т-889 |
+т |
15.11.41 |
горло Белого моря |
U-752 |
7. ПЛМ-175 |
+т |
10.1.42 |
сев. п-ва Рыбачий |
U-584 |
8. РТ №68 (1180) |
+т |
17.1.42 |
район м. Святой Нос |
U-454 |
9. ТР «Киев» (5823) |
+т |
13.4.42 |
район о. Медвежий |
U-435 |
10. ТР «Крестьянин» (2513) |
+т |
1.8.42 |
зап. Новой Земли |
U-601 |
11. Буксир «Комсомолец» |
+А |
17.8.42 |
район о. Матвеева |
U-209 |
12. Буксир «Комилес» |
+А |
17.8.42 |
район о. Матвеева |
U-209 |
13. Баржа «П-4» |
+А |
17.8.42 |
район о. Матвеева |
U-209 |
14. Лихтер «Ш-500» |
+А |
17.8.42 |
район о. Матвеева |
U-209 |
15. ТР «Куйбышев» (2332) |
+Т |
24.8.42 |
сев.-зап. о.Диксон |
U-601 |
16. ТР «Сталинград» (3559) |
+т |
13.9.42 |
сев.-зап. о. Медвежий |
U-589 |
17. СКР №23 «Муссон» |
+м |
11.10.42 |
прол. Маточкин Шар |
U-589 |
18. ТР «Щорс» (3770) |
+м |
14.10.42 |
прол. Югорский Шар |
U-592 |
19. ТР «Кузнец Лесов» (3974) |
+т |
23.11.42 |
зап. о. Медвежий |
U-601 |
20. ТР «Красный Партизан» (2418) |
+т |
26.1.43 |
зап. о. Медвежий |
U-255 |
21.ТР«Уфа»(1892) |
+т |
29.1.43 |
юж. о. Медвежий |
U-255 |
22. ТЩ Т-904 |
+м |
25.7.43 |
прол. Югорский Шар |
U-592 |
23. ГИСУ «Академик Шокальский» |
+А |
27.7.43 |
сев.-вост. Новой Земли |
U-255 |
24. ТЩТ-911 |
+т |
30.7.43 |
губа Белушья |
U-703 |
25. Спасательное судно «Шквал» |
+м |
25.8.43 |
прол. Югорский Шар |
U-625 |
26. ТР «Диксон» (2920) |
+т |
28.8.43 |
район о. Мона, Карское море |
U-302 |
27. ТР «Тбилиси» (7 169) |
+м |
6.9.43 |
Енисейский залив |
U-636 |
28. ТР «Архангельск» (2480). |
+т |
30.9.43 |
зап. о. Русский, Карское море |
U-960 |
29. ТР «Сергей Киров» (4146) |
+т |
1.10.43 |
район о-в Известий ЦИК, Карское море |
U-703 |
30. ТЩ Т-896 |
+т |
1.10.43 |
район п-ва Михайлова, Карское море |
U-960 |
31.ТЩТ-118 |
+т |
12.8.44 |
зап. о. Белый |
U-365 |
32. ТЩТ-114 |
+т |
13.8.44 |
зап. о. Белый |
U-365 |
33. ТР «Марина Раскова» |
+т |
13.8.44 |
зап. о. Белый |
U-365 |
34. ГИСУ «Норд» |
+А |
26.8.44 |
район о. Белуха. Карское море |
U-957 |
35. СКР-29 «Бриллиант» |
+т |
23.9.44 |
район о. Кравкова. Карское море |
U-957 |
36. ТЩ Т- 120 |
+т |
24.9.44 |
о-ва Скотт-Гансена, Карское море |
U-739 |
37. ТР «Революция» (433) |
+т |
3.12.44 |
побережье Кольского п-ва |
U-1163 |
38. ТР «Пролетарий» (1128) |
+т |
5.12.44 |
у побережья п-ва Рыбачий |
U-995 |
39. БО-230 |
+т |
5.12.44 |
район о. Кильдин |
U-365 |
40. БО-229 |
+т |
7.12.44 |
район о, Кильдин |
U-997 |
41. Мотобот «Решительный» |
+А |
21.12.44 |
район Иоканги |
U-956 |
42. ТЩ Т-883 |
+т |
29.12.44 |
район м. Святой Нос |
U-995 |
43. ТР «Тбилиси» (7176) |
=т |
30.12.44 |
район Петсамо |
U-956 |
44. ЭМ «Деятельный» |
+т |
16.1.45 |
район о. Большой Олений |
U-286 (?) |
45. ЭМ «Разъяренный» |
=т |
20.1.45 |
у побережья п-ва Рыбачий |
U-293 |
46. БО-224 |
+т |
2.3.45 |
район о, Кильдин |
U-995 |
47. ТР «Онега» |
+т |
22.4.45 |
у побережья п-ва Рыбачий |
U-997 |
"Примечание:
+ погиб, = поврежден, Т — торпедным оружием, А — артиллерией, М — на выставленных минах.
Летом 1941 г. Вторая мировая война вступила в новую фазу. Гитлер, ранее страшно опасавшийся борьбы на два фронта, сам напал на СССР, подписав тем самым смертельный приговор третьему рейху. Согласно плану «Барбаросса», основным объектом приложения усилий Кригсмарине должны были оставаться британские коммуникации, в то время как «морская война» против Советского Союза выигрывалась автоматически с захватом советских военно-морских баз и общим крушением нашего государства. Однако, уже по истечении двух-трех недель стало ясно, что без обеспечения флотом приморского фланга сухопутной армии боевые действия на Востоке могут, по меньшей мере, сильно затянуться. Особенно остро ситуация сложилась на Северном морском театре, где к началу войны германское командование располагало лишь силами охраны водного района. Неожиданно мощное сопротивление, встреченное егерями генерала Дитля, обстрелы с моря и высадка тактических десантов во фланг наступающим заставили немцев принять меры по развертыванию сил, которые смогли бы препятствовать советскому Северному флоту в решении его задач. 18 июля германский Штаб руководства войной на море принял решение перебросить на арктический театр кроме надводных кораблей и пару подводных лодок, которым предписывалось действовать в Белом море на коммуникациях Архангельск—Кандалакша — Мурманск. Спустя шесть дней число субмарин решили увеличить до четырех. При выборе типа выделяемых субмарин альтернативы «семеркам» не существовало— лодки II серии считались недостаточно мореходными, а «девяток» было мало, и их старались использовать исключительно в удаленных районах. Забегая вперед, отметим, что монополия VII серии на Северном театре сохранилась и в дальнейшем. Поскольку на этот момент весь боеготовый состав подводного флота исчислялся примерно 65 лодками, Дёниц отреагировал на данный приказ крайне болезненно. В журнал боевых действий подводных сил он записал следующее: «Исход войны будет зависеть от успехов в деле нарушения снабжения Англии. Эту задачу могут решить только подводные лодки. Исход войны против России решается на суше. В этой войне подводные лодки в состоянии играть только вспомогательную роль». Тем не менее, вынужденный подчиниться, он изменил маршрут только что вступивших U-81 и U-652 с Северной Атлантики на Киркенес. Вечером 22 июля оба корабля ошвартовались в Бек-фьорде близ Киркенеса, а на следующий день вышли для выполнения боевых задач. Поскольку вход в Белое море минировался своей авиацией, германское командование решило использовать лодки у побережья Кольского полуострова между Мотовским заливом и Териберкой. Естественно, что в условиях близости берега с многочисленными базами характерный для Атлантики групповой метод использования «у-ботов» пришлось сменить на позиционный, с преимущественным патрулированием в подводном положении, подобный тому, который на этом же театре военных действий использовался советскими подлодками. Первые же походы показали, что направление субмарин в данный район оказалось «ударом по пустоте». В подавляющем большинстве случаев встреченный в море противник относился к классу мотоботов или дрифтеров, на которые было жалко тратить торпеду. Очень часто атакам препятствовала плохая видимость, да и сами свежеиспеченные командиры субмарин чувствовали себя не настолько уверенно, чтобы подходить близко к берегу, да еще и в районе главной базы Северного флота. До 7 августа, когда оба «у-бота» вернулись в Киркенес, U-652 произвела две неудачные атаки на советские дозорные корабли и лишь в третьем случае, 6 августа, потопила посыльное судно №70 (бывший рыболовный траулер РТ-70). В этом боевом столкновении обе стороны действовали крайне примитивно: лодка длительное время при спокойном состоянии моря шла с поднятым перископом, в результате чего была обнаружена на расстоянии 15—20 кбт от судна. Несмотря на это стоявший на ходовой вахте помощник командира не только не произвел маневра уклонения, но даже не объявил боевой тревоги. В условиях подобного разгильдяйства «ребята Дёница» могли добиться и куда более впечатляющих успехов.
U-81 предприняла попытку атаковать небольшой конвой у м. Сеть-Наволок (30 июля), но неудачно, а утром 7 августа произвела два безуспешных двухторпедных залпа по советской подводной лодке северо-восточнее полуострова Рыбачий. Целью оказалась М-175, командир которой ст.лейтенант М.Л.Мелкадзе по возвращении в базу доложил об «ударе килем о неизвестный металлический предмет в точке с глубиной около 200 метров». Подлодку поставили в док, и на днище в районе IV и V отсеков обнаружили свежие следы содранной краски, которые, несомненно, были оставлены невзорвавшимися торпедами. Так случай продлил жизнь «малютки» на четыре месяца, однако, как говорится, от судьбы не уйдешь... Интересно отметить, что предыдущие дозорные подлодки М-174 (командир ст.лейтенант Н.Е. Егоров) и М-171 (командир ст. лейтенант В.Г.Стариков) между 25 и 28 июля четырежды обнаруживали субмарину противника, но так и не смогли произвести атак, то из-за плохой видимости, то из-за невыгодного курсового угла. U-81 осталась невредимой и после еще одного боевого похода в Атлантику была направлена в Средиземное море, где 12 ноября торпедировала авианосец «Арк Ройял». Как знать, прояви Егоров и Стариков больше расторопности, события в Средиземном море в 1942 г. могли бы развиваться совсем по другому сценарию.
Вторая пара «у-ботов» (U-451 и U-566) покинула Киркенес 28—29 июля и заняла позиции у входа в Белое море в первые дни августа. Из-за проблем с торпедным оружием командир U-451 капитан-лейтенант Хоффман 7 августа решил попытать счастья в артиллерийском бою, но получив с мотобота «Полярник» попадание 45-мм снаряда в ограждение рубки, уклонился погружением. К сожалению, немец все-таки вернулся не с пустыми руками—11 августа у мыса Канин Нос он потопил вместе со всем экипажем сторожевой корабль «Жемчуг». Эта жертва целиком на совести командования Северного флота, которое, несмотря на явную активизацию действий подлодок противника, продолжало использовать в системе дозоров сравнительно крупные корабли. Из-за неполадок дизеля утром 12-го субмарина вернулась в Киркенесс, а находившаяся в одной паре с ней U-566 безрезультатно патрулировала до 19 августа.
Периодическое появление на арктическом театре сил британского флота заставляет германский Штаб руководства войной на море выделить сюда еще две субмарины (U-571, U-752). Это позволило противнику в последнюю декаду августа развернуть у советского побережья одновременно три лодки (в эту же группу вошла U-451). Результат не замедлил сказаться. Утром 26 августа U-571 в районе Териберки торпедировала плавбазу «Мария Ульянова», шедшую из Мурманска в Архангельск в охранении эсминцев «Урицкий» и «Куйбышев». Судно получило тяжелое повреждение и спустя два часа после атаки его кормовая часть отломилась. В дальнейшем поврежденную плавбазу предпочли использовать в качестве емкости для хранения топлива. Хотя контратака эсминцев не причинила лодке серьезных повреждений, выход из строя обоих перископов заставил вернуться в базу. Еще за сутки до этого U-752 одержала очередную «победу» над дозорным кораблем, потопив у мыса Черный тральщик Т-898 (бывший траулер РТ-411). Днем 27-го лодка атаковала корабль охранения из состава небольшого конвоя, якобы наблюдала попадание торпеды, однако ее истинная цель не известна по сей день. В дальнейшем патрулировавшие «у-боты» столкнулись с резким усилением активности советской противолодочной обороны и не смогли добиться никаких успехов. Как показывает двусторонний анализ материалов, даже такие дедовские методы (применять современные краснофлотцы не могли из-за крайней примитивности оружия и средств обнаружения), как визуальное наблюдение и профилактическое бомбометание, давали неплохие результаты, а редкие атаки глубинными бомбами оказали психологическое воздействие на неопытных командиров субмарин. Лодки весьма часто выходили в эфир, что давало командованию Северного флота достаточно точную картину их развертывания, чем, впрочем, противолодочники Северного флота не воспользовались. Несмотря на ряд победных рапортов, реальные результаты борьбы с субмаринами были куда скромнее, чем это декларировалось советской стороной. Так, днем 4 сентября пара гидросамолетов МБР-2 атаковала противолодочными бомбами U-752, после чего на лодке нарушилась герметичность топливных цистерн. Обширное соляровое пятно и обнаруженный спустя двое суток спасательный буй с надписью U-73 (эта лодка в то время действовала в Северной Атлантике с французских баз) дали повод считать субмарину потопленной. Заметно ослабляла немецкую группировку и слабость германской ремонтной базы на Севере. Лодке U-571 требовалась смена перископов, U-752 — докование в Тронхейме, a U-451 — замена неисправного дизеля, что можно было сделать только в Германии.
Единственным возмещением этих потерь стало появление в северных водах подлодки U-132, которая патрулировала в устье Белого моря с 14 сентября по 21 октября. Ее единственная победа — потопление 18 октября лесовоза «Аргунь» (3487 брт) — никогда не была бы достигнута, если бы командование Беломорской флотилии использовало данные радиоразведки и перенесло переход на ночное время. Попытка немцев развить успех за счет занятых спасательными работами кораблей охранения оказалась неудачной из-за ошибок неопытного командира лодки. По этой же причине действовавшей в этом же районе в конце октября — начале ноября U-576 пришлось возвращаться в базу с неоткрытым боевым счетом. И, напротив, получивший ранее некоторый боевой опыт командир U-752 капитан-лейтенант Шрётер 15 ноября добавил в свой актив тральщик Т-889. Этот корабль сопровождал минный заградитель «Юшар» на переходе из Архангельска в Иокангу, когда обнаружил субмарину в надводном положении. Тральщик успел сделать несколько выстрелов до того, как получил фатальное торпедное попадание. Интересно отметить, что Шрётер добился его, стреляя из кормового аппарата, после того как все содержимое носовых ушло «в молоко». Погрузившись, он уклонился от бомб, сброшенных с «Юшара», а вскоре после перезарядки дважды безрезультатно атаковал минзаг. На следующий день из-за неисправности одного из дизелей лодка покинула позицию, которая вскоре была занята новейшей U-578. 25 ноября на пятый день патрулирования в утренних сумерках она была обнаружена сигнальщиком сторожевого корабля «Бриз» (бывший РТ-58). Поскольку дистанция составляла всего 3—4 кбт, командир сторожевика лейтенант В.А.Киреев решительно пошел на таран, одновременно открыв огонь из носового орудия. Субмарина успела погрузиться на 12 метров, когда получила таранный удар в кормовую часть. К счастью для немцев, он пришелся по надстройке и легкому корпусу, в результате чего пострадала только обшивка 1-й цистерны главного балласта и вышла из строя размещенная в надстройке группа баллонов ВВД.
С возвращением «у-бота» в Киркенес у германского командования не остается ни одной субмарины, пригодной для использования на данном театре военных действий. В конце ноября в распоряжение арктической группировки выделяется три только что вступивших в строй лодки (U-584, U-134 и U-454), однако полоса неудач, в основе которых лежит недостаточная подготовка командиров, на этом не прекращается. Первая из перечисленных субмарин до конца декабря не выходит в море из-за болезни командира, две другие достигают Киркенеса, но U-134 по дороге топит... германский пароход «Штейнбек» (2185 брт). Тактическая подготовка командира оказывается настолько низкой, что, обнаружив суда прибрежного конвоя в нескольких милях от берега у устья Тана-фьорда, он принимает их за британский караван, идущий в Мурманск! Общий итог за 1941 г. вряд ли можно отнести к ярким страницам деятельности германского подводного флота. В строю находится в общей сложности девять субмарин (еще три прибывают в течение декабря), совершившие 12 боевых походов. Лодки производят не менее двух десятков торпедных атак, но добиваются потопления только одного транспорта, сторожевика, двух тральщиков и вспомогательного корабля. Еще один вспомогательный корабль поврежден и не восстановлен, кроме того, на дно идет немецкий транспорт. Справедливости ради следует отметить, что лодки при этом не несут потерь, и лишь три из них получают боевые повреждения различной тяжести. И тем не менее, на фоне успехов на других театрах военных действий результаты войны на Севере выглядят весьма обескураживающе.
С началом 1942 г. подводная война в Арктике вступила в новую фазу. 22 января на совещании по морским вопросам Гитлера внезапно озаряет: «Норвегия — решающая военная зона. В создавшихся условиях туда следует немедленно послать подкрепление из надводных и подводных сил: все подводные лодки необходимо направить на морские подступы к Норвегии для своевременного обнаружения подходящего противника и оказания ему действенного отпора». Хотя штаб «Адмирала Арктики» (в то время этот пост занимал вице-адмирал Шмундт) не разделял убежденности фюрера в том, что союзники планируют высадку крупного десанта, там были не против получения подкреплений, которые позволили бы организовать борьбу с конвоями, идущими из Англии в советские порты. Еще в конце декабря «Адмирал Арктики» отказался от продолжения использования «у-ботов» позиционным методом у советского побережья и впервые развернул «волчью стаю», включавшую все три исправные подводные лодки, южнее острова Медвежий. Германская групповая тактика здесь применялась с заметным отличием от Атлантики. Фактически завеса лодок выполняла лишь разведывательную роль, поскольку из-за мощного эскорта установившей контакт субмарине крайне редко удавалось продолжить преследование в надводном положении. «У-боты» получали данные о передвижении конвоя из сообщений штаба «Адмирала Арктики», куда стекалась вся информация, включая радио- и воздушную разведку. Атаки в подавляющем большинстве случаев совершались из-под воды. После нападения и отрыва от возможного преследования подлодка всплывала, обгоняла караван вне поля зрения эскортных кораблей и вновь погружалась с расчетом оказаться на его носовых курсовых углах. В условиях отсутствия эффективного прикрытия конвоя с воздуха подобная тактика приносила германским подводникам немалый успех. 2 января U-134 потопила транспорт «Вазиристан» — первое погибшее союзное судно из состава северных конвоев. Дальнейших успехов «стая» не имела, но 10 января при возвращении в Киркенес U-584 потопила «малютку» М-175. Заправившись, лодки вновь вышли в море, чтобы принять участие в нападении на конвой PQ-8 и весьма своевременно. Контакт с ним смогла установить только U-454, которая отправила на дно эсминец «Матабеле» и повредила один транспорт. Она же потопила и наш рыболовный траулер «Енисей». Эти победы резко контрастировали с бесплодными походами предыдущих месяцев. Решение же Гитлера увеличить число лодок в норвежских базах предвещало союзным караванам новые тяжелые потери. В течение февраля— марта общее число «у-ботов», развернутых в Арктике, увеличилось до 16 единиц, после чего с мая для оперативного руководства ими был создан штаб 11-й флотилии подводных лодок.
Следующими караванами, подвергшимися нападению субмарин, стали QP-9 и PQ-13. Если QP-9 удалось счастливо миновать позиции четырех «у-ботов» (при этом тральщик «Шарпсшутер» протаранил и потопил U-655), то PQ-13 потерял два парохода и траулер «Сулла». Последний планировалось передать Советскому Союзу для использования в качестве тральщика. В этой операции немцы лишились и второй подводной лодки — U-585. Дискуссии о причинах ее гибели ведутся до сих пор, однако совершенно точно можно утверждать, что атака советского эскадренного миноносца «Гремящий» не имеет к этому никакого отношения. Достоверно установлено, что эсминец атаковал U-435, но лодка не получила даже легких повреждений. Что же касается U-585, то, скорее всего, она стала жертвой несчастного случая, либо плавающей мины. Забегая вперед, отметим несостоятельность и других версий советских побед в борьбе с «у-ботами» на Северном театре в 1942 г. Так, вражеские субмарины трижды атаковывались действовавшими в Варангер-фьорде «малютками», но ни один из победных докладов так и не подтвердился. В первом случае, 22 марта М-171 неудачно атаковала возвращавшуюся в Киркенес U-456. Спустя неделю эта же «малютка» выпустила другую торпеду в субмарину, которой, по всей вероятности, являлась все та же пропавшая U-585. Связать атаку Старикова с гибелью «у-бота» мешает то обстоятельство, что вражеская лодка в последний раз выходила на связь через девять часов после нашей атаки. Знаменитый многочасовой подводный поединок М-176 28 мая вообще не подпадает ни под какое событие, зафиксированное германской стороной, хотя в этот момент в северной части фьорда и должны были находиться U-591 и U-703. Единственным доподлинным случаем повреждения вражеской подлодки в 1942-м стала атака двух наших торпедных катеров U-454 24 апреля в районе Вардё. Обнаружив ночью силуэт субмарины, командиры ТКА-13 и ТКА-14 начали в ответ на опознавательные репетовать случайные сигналы, что возымело успех, поскольку командир субмарины знал о нахождении в этом районе немецких моторных тральщиков и торпедных катеров. Сигнал срочного погружения был дан с запозданием, что позволило катерам атаковать с небольшой дистанции. Хотя торпеды прошли мимо, от близких разрывов четырех больших глубинных бомб на лодке выбило предохранители, лопнули сварные швы расходной топливной цистерны и прочного корпуса в районе 45-го шпангоута. Субмарина, направлявшаяся в Германию для текущего ремонта, получила таким образом дополнительные повреждения и после ремонта вновь действовала в Северной Атлантике.
Тем временем количество лодок, задействованных в операциях на трассе союзных караванов, продолжало увеличиваться. Из следующей пары конвоев (QP-10 и PQ-14) субмарины потопили три транспорта, в том числе 13 апреля советский пароход «Киев» (5823 брт). Самым крупным успехом, достигнутым в борьбе с союзными боевыми кораблями в арктических водах, стало торпедирование 30 апреля британского легкого крейсера «Эдинбург» из состава охранения QP-11. Почти полная потеря им хода из-за тяжелого повреждения кормовой части корабля сделало возможным наведение на него группы германских эсминцев, в бою с которыми он получил новый торпедный удар, оказавшийся смертельным. С наступлением полярного дня боевая деятельность «волчих стай» значительно затруднилась, вследствие чего из состава QP-11 им удалось потопить одно судно и другое — из состава PQ-16. Действия против PQ-15 и QP-12 успехов вообще не имели. Тем более, совершенно неожиданными и трагичными стали для союзников результаты 17-го конвоя, когда по причине известной ошибки британского первого морского лорда адмирала Паунда транспорты подверглись жестокому истреблению. Из 23 судов, потерянных конвоем, на счету у «у-ботов» восемь и еще такое же число добитых после атак авиации. Советский Союз не получил тысячи тонн военных грузов, британское Адмиралтейство на два месяца отказалось от проводки последующих конвоев. Вакуум, возникший в союзных перевозках, подсказал германскому командованию вновь развернуть подводные лодки на советских каботажных коммуникациях. На этот раз удару подверглись морские пути, связывавшие Белое и Карское моря. 1 августа U-601 потопила транспорт «Крестьянин» (2513 брт). После атаки субмарина всплыла и, опросив сидевших в шлюпке членов экипажа, указала им кратчайшее направление к берегу. Однако подобное джентльменство проявлялось германскими подводниками далеко не всегда. Спустя 17 дней на выходе из пролива Югорский Шар U-209 обстреляла артиллерией буксирный конвой, команда «у-бота» поливала плавающих в воде людей пулеметным и автоматным огнем. Из 328 рабочих, находившихся на борту буксиров «Комсомолец», «Комилес», баржи и лихтера, спаслось только 23. В конце августа германское командование провело небезызвестную операцию «Вундерланд», в которой кроме тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» приняли участие U-251 и U-601 (позднее к ним присоединилась U-255, обстрелявшая радиостанцию на мысе Желания). Хотя операция в целом потерпела неудачу, она создала значительное напряжение на советских коммуникациях в Карском море, где ранее суда ходили так же, как в мирное время. Интересно отметить, что этот успех подводных лодок (24 августа U-601 потопила транспорт «Куйбышев», 2332 брт) даже превзошел результат, достигнутый крейсером, сумевшим уничтожить только ледокольный пароход «Александр Сибиряков» (1384 брт). В кампанию 1942-го года германское командование более не направляло подводных лодок в Карское море, но отметило для себя большую перспективность их применения в данном районе... Выводя лодки из восточной части Советской Арктики, немцы предусмотрительно решили поставить мины в проливах, соединяющих Карское и Баренцево моря. На банках, выставленных U-589 и U-592 в октябре, погибли транспорт «Щорс» (3770 брт) и сторожевой корабль «Муссон». Для советского командования появление мин в этом районе стало полной неожиданностью. В итоге выход судов из Карского моря продолжился только после траления фарватеров британскими тральщиками. В сентябре «Адмирал Арктики» снова развернул «волчью стаю» в районе острова Медвежий. 13-го она атаковала караван PQ-18 и потопила из его состава три судна, в том числе советское «Сталинград» (3559 брт). Ответными действиями эскорта, в состав которого впервые входил конвойный авианосец «Эвенджер», была потоплена U-589. Дальнейшее преследование каравана подводными лодками имело лишь единственный, причем отрицательный результат— эсминец «Импалсив» отправил на дно U-457. Если прибавить к этому U-88, случайно оказавшуюся на пути конвоя и потопленную еще 12 сентября, то можно сказать, что операция стала первым примером, когда немцам пришлось заплатить подводной лодкой за каждое уничтоженное судно. К сожалению союзников, обратный караван QP-14 понес большие потери. У немцев отличилась U-435 (командир — капитан-лейтенант Штрелов; 27.10.42 первым из числа подводников, воевавших в северных водах, награжден рыцарским крестом), на долю которой пришлось три из четырех потопленных транспортов и тральщик «Леда». Кроме того, U-703 торпедировала эсминец «Сомали», затонувший спустя четверо суток при буксировке.
С ноября 1942-го по март 1943-го субмарины действовали против нескольких караванов и судов, совершавших одиночные («капельные») рейсы. Общий результат — одиннадцать потопленных транспортов, включая советские «Кузнец Лесов» (3974 брт), «Уфа» (1892 брт) и «Красный Партизан» (2414 брт). Несмотря на эти успехи, операции по перехвату JW-51, JW-52, JW-53, RA-51, RA-52, RA-53 фактически провалились. Из их состава «у-ботам» удалось потопить лишь четыре судна. Обычно провалы маскировались громкими награждениями, так случилось и на этот раз. Поскольку три из четырех уничтоженных транспортов приходились на U-255 капитан-лейтенанта Рече, 17 марта ему вручили рыцарский крест. Этот командир, начавший свою карьеру с участия в разгроме печально известного каравана PQ-17, к марту 1943-го имел на своем счету десять торговых судов (54 420 брт) и, по-видимому, оказался наиболее результативным командиром германской субмарины, действовавшей на Северном театре. Реальный же ход подводной войны вряд ли вызывал у германского командования повод для восторга. Хотя с середины марта союзное командование и отказалось временно от продолжения поставок в СССР по северной коммуникации, переразвернутые для действий в Северной Атлантике лодки немецкой 11-й флотилии понесли весьма ощутимые потери.
В мае, несмотря на серьезное поражение «волчьих стай», немецкое командование решает возобновить боевую деятельность в арктических водах. Для этого в июне 1943 г. в Тронхейме формируется 13-я флотилия подводных лодок, в которую на 1 июля входит 12 «у-ботов». В качестве первоочередного мероприятия «Адмирал Арктики» планирует возобновление боевых действий в Карском море и минирование коммуникаций между устьем Белого моря и Новоземельскими проливами.
До конца навигации немцы выставили в указанных районах 16 минных банок (342 мины), на которых погибли транспорт «Тбилиси» (7169 брт), спасательное судно «Шквал» и тральщик Т-904. Кроме того, 30 июля U-703 потопила у входа в пролив Костин Шар дозорный тральщик Т-911. Подобный натиск оказался совершенно неожиданным для командования Северного флота, не сумевшего извлечь необходимые уроки из прошлогодних событий. В августе и сентябре германское командование в два этапа проводит операцию «Вундерланд-2». 27 июля U-255 расстреляла артиллерийским огнем гидрографическое судно «Академик Шокальский» и 1 августа основала на северо-восточном побережье Новой Земли временный пункт заправки разведывательных гидросамолетов. 5, 6, 7 и 11 августа летающая лодка BV-138 совершила четыре полета в направлении пролива Вилькицкого. К счастью для североморцев, немцам не удалось обнаружить целей, заслуживающих внимания, и «стая» «Викинг» (U-302, U-354, U-711) осталась ни с чем. Противник уделял излишнее внимание району между Диксоном и проливом Вилькицкого, где в течение годовой навигации успевало пройти не более двух-трех конвоев. После длительного бесплодного ожидания 21 августа U-354 удалось «сесть на хвост» каравану (транспорты «Анадырь», «Андре Марти», «Седов», СКР «Дежнев», тральщик Т-894), шедшему из Диксона к острову Нансена. Вскоре из-за сложных метеоусловий он был потерян, и «стая» вернулась к Диксону. 27-го U-354 и U-302 удалось перехватить новый караван, включавший транспорт «Диксон» (2920 брт), буксирный пароход №18, тральщик Т-906 и сторожевой корабль СКР-16. Вечером U-354 разрядила по конвою свои торпедные аппараты, добилась двух попаданий в «Диксон», но ее торпеды не взорвались. На следующие сутки U-302 продолжила дело систершипа и отправила-таки транспорт на дно. В этот же день он был отомщен советской подводной лодкой С-101, уничтожившей у мыса Желания возвращавшуюся после минной постановки U-639.
Наиболее драматическим событием кампании 1943-го года стало нападение «стаи» «Викинг-2», включавшей U-601, U-703 и U-960, на арктический караван ВА-18. 28 сентября этот конвой в составе транспортов «Андреев», «Моссовет», «Архангельск», «Сергей Киров», в сопровождении минного заградителя «Мурман» и двух мобилизованных тральщиков, вышел со стоянки у островов Комсомольской Правды (море Лаптевых). На судах находилось американское оборудование для норильского никелевого комбината НКВД. К сожалению, спустя двое суток отряд был обнаружен U-960. В результате первой же атаки погиб «Архангельск» (2480 брт). Поскольку торпедный след не был замечен, командир конвоя капитан 3 ранга В.В.Похмельное решил, что судно подорвалось на мине, и ограничился всего лишь сменой курса. Сохраняя радиомолчание, командир конвоя не стал докладывать о происшествии и просить подкреплений, хотя капитаны охраняемых им гражданских судов пользовались радиосвязью совершенно открыто. Спустя час субмарина безуспешно атаковала транспорт «Моссовет». Новых попыток напасть на суда в этот день не предпринималось, но в течение ночи впереди по курсу каравана сосредоточилась уже вся «стая». В ранние часы тральщик Т-886 обнаружил подводную лодку в надводном положении, которая, воспользовавшись преимуществом в скорости хода, спокойно удалилась. Днем U-703 из-под воды потопила пароход «Сергей Киров» (4146 брт), а еще несколько торпед прошли вблизи транспорта «Моссовет». Только после этого Похмельное, наконец, доложил обстановку командованию, но было уже поздно. U-960 удалось торпедировать тральщик Т-896; его экипаж погиб вместе с кораблем. После этого пароход «Андреев» самовольно вышел из ордера конвоев и решил искать спасения в шхерах Минина. Караван достиг Диксона 2 октября, но потеря ценного груза, находившегося на потопленных судах ВА-18, стала поводом для специального заседания ГКО. Вызванный на заседание командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко сумел выйти сухим из воды, списав произошедшую трагедию на ошибки руководства Северного морского пути и отсутствие в составе флота современных противолодочных кораблей. Преследование подводных лодок в Карском море наличными силами он охарактеризовал как «гонять зайца собакой в пустыне Гоби». В дальнейшем адмирал сделал правильные выводы, и когда в конце октября — середине ноября из Карского моря в Архангельск осуществлялся перевод ледоколов, в их охранении принимали участие шесть эсминцев и четыре только что полученных по ленд-лизу тральщика типа «AM». Эскортные корабли произвели множество атак подводных лодок, доложили о двух потоплениях, но на самом деле успехов не было, поскольку... с начала октября в Карском море не находилось ни одной немецкой подводной лодки. Германское командование, благодаря службе радиоперехвата, знало о движении советского каравана, но не стало атаковать его, поскольку в этот момент сосредоточило все наличные силы на трассе движения союзных конвоев. Это решение стало очевидной ошибкой противника -с уничтожением ледоколов навигация 1944-го года в Карском море стала бы крайне затруднительной. Подводя итог кампании 1943 г., следует отметить, что находившиеся в распоряжении «Адмирала Арктики» подводные лодки совершили в восточную часть театра 23 боевых похода, произвели не менее полутора десятка торпедных и артиллерийских атак и смогли потопить, не считая минных побед, три транспорта, два мобилизованных тральщика и гидрографическое судно ценой потери одной подлодки. С точки зрения успехов предшествующего этапа подводной войны, этот результат может быть оценен как довольно скромный, однако не следует забывать, что в это же время в Атлантике германские субмарины действовали с куда меньшим эффектом, при куда более невыгодном соотношении потерь.
В ноябре начался новый этап борьбы с союзными конвоями, продолжавшийся без перерыва уже до самого конца войны. Немцы не сумели перехватить пять первых караванов, а их нападение на JW-55B свелось к двум неудачным залпам акустическими торпедами. В январе 1944-го им удалось прочно «сесть на хвост» обеим половинкам конвоя JW-56, которые потеряли три транспорта и эскадренный миноносец «Харди», к тому же, еще эсминец «Обдьюрейт» получил серьезные повреждения. Единственной потерей немцев стала U-314, отправленная на дно 30 января глубинными бомбами кораблей сопровождения. В дальнейшем англичане приняли необходимые меры, и в операции против JW-57 немецким субмаринам удалось потопить лишь эскадренный миноносец «Мэхратта», потеряв U-601 и U-713. RA-57 лишился одного транспорта, а немцы — сразу трех «у-ботов». Необходимо отметить, что U-366, U-472 и U-973 были уничтожены «Суордфишами» с эскортного авианосца «Чейсер». В борьбе с тремя следующими караванами удача сопутствовала «ребятам Дёница» еще в меньшей степени — за потопление единственного «либерти» они заплатили еще тремя лодками с экипажами. С мая по середину августа англичане совершили традиционный перерыв в движении караванов, однако их противолодочная авиация и поисковые группы успели изрядно обескровить ряды 13-й флотилии. За указанный период немцы потеряли в Норвежском море девять субмарин, причем за это время им даже не представилось ни одного случая для выхода в торпедную атаку.
В начале августа германское командование направляет «стаю» «Грайф» (U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957) для действий в Карском море. Лодки заняли позиции в основных узлах коммуникаций — восточнее Новоземельских проливов и в районе Диксона. Сохранить скрытность развертывания немцам не удалось — уже 10 августа одну из субмарин обнаружили зимовщики в бухте Полынья. На следующий день по всему Северному морскому пути была объявлена тревога, начались полеты разведывательных самолетов. К сожалению, этих мер оказалось недостаточно для предотвращения одного из самых трагических эпизодов за всю войну в Арктических водах. 12-го числа в 60 милях западнее острова Белый U-365 обнаружила караван БД-5 и торпедировала единственное входившее в его состав судно — пароход «Марина Раскова» (5685 брт; судно с экипажем 55 человек перевозило 354 военнослужащих и полярников). Необходимо отметить, что после получения предупреждения судно и его охранение изменили курс и пошли по малым глубинам вдоль берега, рассчитывая, что немецкие подлодки побояться действовать в прибрежной акватории. После взрыва у борта транспорта командир конвоя капитан 1 ранга А.З.Шмелев, решив, что его причиной стала донная мина, приказывает застопорить ход и приступить к спасению экипажа. Один из трех сопровождавших караван тральщиков, Т-114, вступил в противолодочное охранение. Командиру конвоя было невдомек, что суда находятся под прицелом подводной лодки, которая стреляет по ним акустическими торпедами с дистанции, значительно превышавшей обычную. Спустя семь минут торпедное попадание получил флагманский тральщик Т-118, через полчаса он затонул, но до этого Шмелев успел перейти на Т-114. Сосредоточив все внимание эскорта на спасении экипажа судна, капитан 1 ранга предоставил возможность U-365 перезарядить торпедные аппараты и снова выйти в атаку. В 0.45 13 августа, спустя 4,5 часа после повреждения транспорта, от попадания торпеды взорвался Т-114. Почти весь личный состав тральщика, включая Шмелева, погиб. Командир Т-116 капитан-лейтенант В.А. Бабанов, сигнальщик которого незадолго до торпедирования доложил об обнаружении подводной лодки, вместо поиска и уничтожения подводного врага бросил обреченное судно и ушел в Хабарово. При этом Бабанов даже не стал принимать вельбот, спущенный со своего тральщика. Наконец, в 2.15 U-365 добила «Марину Раскову» двумя торпедами. Спасательная операция, осуществлявшаяся летающими лодками Беломорской флотилии и Северного морского пути, продолжалась до 3 сентября и закончилась спасением 73 человек. Общие потери экипажей потопленных кораблей и перевозившихся пассажиров определялись цифрой 298. Особенно досадно то обстоятельство, что советским морякам тогда уже было достаточно хорошо известно о применении противником бесследных электрических торпед с акустическим самонаведением. Остальным субмаринами группы «Грайф» повезло меньше. Сначала U-711 получила ледовые повреждения и была вынуждена вернуться в базу, предварительно передав топливо на другие лодки. U-957 после этого была направлена на поиск вдоль побережья Таймыра, но на несколько суток попала в ледовый плен. Утром 26 августа она вышла на чистую воду в районе острова Белуха, где обнаружила и расстреляла артиллерийским огнем гидрографическое судно «Норд». Четыре человека из его команды попали в плен. Тем не менее, и этому подводному кораблю пришлось возвращаться для устранения неполадок в Хаммерфест. Еще раньше район оставила U-365, израсходовавшая почти все торпеды. В качестве некоторой компенсации германское командование направило в юго-восточный район Баренцева моря группу «Дахс» (U-425, U-636, U-956, U-968, U-992 и U-955), которая между 1 и 5 сентября выставила шесть минных банок между мысом Канин Нос и проливом Югорский Шар. Эти постановки оказались совершенно безрезультатны, как и торпедная атака U-425 2 сентября. Тем временем, в Карском море велись энергичные поиски пропавшего «Норда». Их осуществляли летающие лодки и все тот же тральщик Т-116. 5 сентября корабль подошел к шхерам Минина, где к тому времени и сосредоточились три оставшиеся подводные лодки группы «Грайф». Утром в районе островов Мона сигнальщик С.Нагорнов и юнга В.Коткин увидели на горизонте подводную лодку. Она погрузилась, но гидроакустику старшине 1-й статьи Н.Корягину удалось быстро установить гидроакустический контакт. Словно желая реабилитироваться за свой недавний проступок, командир тральщика Бабанов действовал напористо и старательно. В течение часа он дал четыре залпа из «Хеджехога» и сбросил несколько серий с кормовых и бортовых бомбосбрасывателей. Наконец, в 10.48, после очередного взрыва, на поверхности показался большой воздушный пузырь, началось обильное выделение соляра. В этом месте корабль выставил тральную веху и в дальнейшем сбросил туда остатки противолодочного боекомплекта. Так нашла свой конец U-362. На следующий день тральщик пополнил боезапас с подошедшего охотника БО-206 и продолжил терзать корпус лодки, в котором впоследствии водолазы насчитали пять крупных пробоин. К сожалению, Бабанову не удалось обнаружить находившуюся неподалеку U-739, даже несмотря на то, что она произвела по тральщику безуспешную торпедную атаку.
Тем временем в августе возобновилась проводка союзных северных конвоев. Первый же из них — JW-59 — включал группу кораблей, переданных советскому ВМФ в счет раздела итальянского флота в составе линкора «Архангельск» и восьми эсминцев «гладкопалубного» типа. Несмотря на известную ветхость, эскадренные миноносцы имели довольно современное противолодочное вооружение, но недостаточно обученные экипажи. В многочисленных столкновениях с подводными лодками они неоднократно применяли оружие и сделали несколько донесений о потоплении вражеских субмарин. Еще большее число донесений об атаках сделали британские летчики и надводники, в то время как немцы не досчитались всего двух «у-ботов» — U-344 и U-354. Один из них почти наверняка был потоплен утром 22 августа «суордфишем» с эскортного авианосца «Виндекс», другой, скорее всего, пал жертвой британских кораблей охранения днем 24-го. У англичан были достаточно серьезные причины записать эту лодку на свой счет. «У-бот» был обнаружен «суордфишем», который вызвал в район группу противолодочных кораблей. Поскольку самолет помешал не оснащенной «шнорхелем» субмарине зарядить свои батареи, спустя несколько часов ей пришлось всплыть в 4500 метрах от фрегата «Лох Данвеган». Лодка успела погрузиться, но ей все же не удалось вырваться из цепких лучей «асдиков». После шестой атаки глубинными бомбами произошел сильный подводный взрыв, а по поверхности разлилось большое соляровое пятно. Интересно отметить, что обе лодки успели перед гибелью добиться успехов: U-344 потопила шлюп «Кайт», a U-354 торпедировала фрегат «Бикертон» и эскортный авианосец «Набоб» (фрегат затоплен своими кораблями, авианосец не восстанавливался и был перестроен в торговое судно). К этим реальным победам приплюсовывалось несколько ложных, в том числе торпедирование линкора «Архангельск», якобы осуществленное U-711 утром 23 августа. При возвращении в базу 26 августа командир субмарины капитан-лейтенант Ланге добавил к своему боевому счету еще и советскую подводную лодку (реально безрезультатной атаке подверглась С-51). В тот же день его наградили рыцарским крестом.
В сентябре U-315 и U-313 пытались прорваться в Кольский залив, чтобы потопить «поврежденный» «Архангельск», но потерпели фиаско, столкнувшись с сетевыми заграждениями. В дальнейшем совершенно безобидный, с точки зрения его использования в советском флоте, корабль «туманит мозги» еще нескольким командирам лодок, мечтающим повторить подвиг Г.Прина. В январе 1945 г. германское командование решило использовать для осуществления этой задачи три «семерки» (U-295, U-716 и U-739) в курьезном качестве носителей сверхмалых подводных лодок типа «Бибер». 7 января отряд покинул Харстадт, но через два дня выяснилось, что четыре из шести «биберов» вышли из строя из-за утечек в бензосистемах. В результате германское командование отказалось от проведения операции.
Но вернемся к кампании в Карском море. К середине сентября состав группы «Грайф» изменился за счет возвращения U-711, U-957 и ухода U-278. Обе прибывшие лодки пополнили запасы топлива на U-739, благодаря чему общая продолжительность ее похода достигла 62 суток. «Стая» продолжала оставаться в районе между шхерами Минина и островами Нансена. Первым нападению подвергся караван ВД-1 (пароходы «Революционер», «Буденный» и «Кингисепп»), точнее, его эскорт (пять тральщиков, из них четыре типа «AM», и два сторожевика). 21 сентября U-711 выпустила по нему шесть торпед, но те не сработали по неизвестной причине, возможно, из-за крайне низких температур. На следующий день конвой атаковали U-739 и U-957, но и их залпы тоже не принесли результатов. Первого успеха в ночь на 23-е добилась U-957. При очередной атаке каравана последний остававшийся на борту «Цаункёниг» навелся на сторожевик «Бриллиант» и потопил его со всем личным составом. Для преследования лодки командир конвоя оставил тральщик Т-120 (капитан-лейтенант Д.А.Лысов), который утром 24-го стал жертвой U-739. После попадания первой торпеды у корабля оторвало корму, но он остался на плаву и даже открыл артиллерийский огонь по показавшемуся перископу субмарины. Спустя два часа тральщик получил новое торпедное попадание, расколовшее корпус корабля пополам. Примерно в то же время ВД-1 прибыл на Диксон, и израсходовавшие почти все торпеды субмарины группы «Грайф» прекратили преследование. Их последним «подвигом» стал захват радиостанции на мысе Стерлигова в ночь на 25 сентября. Немцам удалось пленить шестерых зимовщиков (один из них сумел сбежать при погрузке на субмарину) и захватить ряд секретных документов. За проведение этой «героической» операции командир U-957 обер-лейтенант Шаар был награжден рыцарским крестом.
Последние события подводной войны в Арктике разыгрались на трассах северных конвоев. В сентябре немцам удается потопить два судна из каравана RA-60, но от ответных ударов в течение месяца идут на дно U-394, U-703 и U-921. В следующем месяце «у-боты» безрезультатно атакуют караван JW-61. Контратаки эскортных кораблей также успеха не имеют, поскольку сосредоточенная против конвоя группа «Пантер» впервые на этом театре комплектуется подлодками, оснащенными «шнорхелями». С этого момента боевая деятельность немецких субмарин приобретает те же черты, что в британских прибрежных водах, с той лишь разницей, что группы лодок разворачиваются не у союзных баз, а на небольшом удалений от входа в Кольский залив. По этой же причине немцам оказывается намного проще атаковывать караваны, выходящие из Мурманска, чем перехватывать те, что идут из Англии. Уровень советской противолодочной обороны неадекватен подводной угрозе, и это сразу же поняли в штабе Северного флота. И если из состава хорошо охраняемых союзных караванов RA-61 и RA-62 субмаринам удается повредить лишь эсминец «Кассандра» и фрегат «Мунсей», то советская сторона теряет в течение декабря два судна (пароходы «Революция» — 433 брт и «Пролетарий» — 1128 брт), тральщик Т-883, два больших охотника (оба были уничтожены акустическими торпедами во время поиска субмарин на Кильдинском плесе) и мотобот «Решительный»; транспорт «Тбилиси» (7176 брт) получает серьезные повреждения. В январе 1945-го жертвами акустических торпед становятся эсминцы «Деятельный» и «Разъяренный» (последний удалось спасти). Союзники недоумевают — Северный флот, изрядно пополненный современными кораблями и самолетами, не в состоянии навести порядок в «собственном доме»! Справедливости ради следует отметить, что советское командование всеми силами пытается противодействовать субмаринам, но не в состоянии изменить сложившееся положение дел, обусловленное, в первую очередь, недостаточной подготовкой командиров и экипажей противолодочных кораблей. Наиболее эффективными оказываются все те же, что и раньше, дедовские методы. Краснофлотцам, по-видимому, не удается потопить ни одной лодки — лишь U-1163 получает повреждения от таранного удара эсминца «Живучий» в ночь на 9 декабря. В этот же месяц в ходе операции против RA-62 немцы теряют U-365 и U-387 — по всей видимости, от глубинных бомб британских кораблей.
Паре конвоев JW-63/RA-63 удается избежать обнаружения немецкой разведкой, но JW-64/RA-64 между 13 и 17 февраля попадает в серьезную переделку. Из состава каравана, прибывающего в СССР, U-992 торпедирует корвет «Денби Касл». На следующий день, 14 февраля достается советскому прибрежному конвою БК-3. Несмотря на сопровождение, включавшее эсминцы «Урицкий», «Карл Либкнехт», «Живучий» и «Жесткий», два тральщика типа «AM» и несколько больших охотников, лодкам U-711 и U-968 удалось торпедировать транспорт «Хорас Грей» (7200 брт) и танкер «Норфьел» (8129 брт). 16-го перед выходом в море обратного каравана британские и советские поисковые группы устроили традиционную зачистку Кильдинского плеса, в ходе которой шлюп «Ларк» потопил U-425. На следующий день выяснилось, что этих мер оказалось недостаточно. Та же пара субмарин, что отличилась при атаке БК-3, торпедировала «либерти» «Томас Скотт» (7176 брт), шлюп «Ларк» и потопила корвет «Блюбелл». Союзники оказались разочарованы и в следующий раз при проводке JW-65 20 марта. На подходах к Кольскому заливу они изменили маршрут конвоя без уведомления советской стороны. Но этот маневр не позволил избежать потерь — U-995 тяжело повредила «Хорас Башнелл» (7176 брт; еще 2 марта эта же субмарина потопила советский охотник БО-224), a U-968 уничтожила «Томас Дональдсон» (7210 брт) и шлюп «Лэпвинг». Командир U-968 обер-лейтенант Вестфален, на счету которого «Норфьел», «Томас Скотт», «Томас Дональдсон», «Ларк» и «Лэпвинг», 23 марта получает свой рыцарский крест. Еще раньше — 11 февраля — эта же награда достается командиру U-995 обер-лейтенанту Хессу. Как и командиры советских «малюток» в 1941-м, он получает свою награду за «смелый прорыв на внутренний рейд вражеской базы», но так же, как и они, не добивается успеха — обе торпеды, выпущенные им в гавани освобожденного Киркенеса, взрываются при ударе о пирс. И все же относительная успешность и безнаказанность действий немцев у входа в Кольский залив вызывают серьезную обеспокоенность британской стороны. Союзники предлагают произвести постановку противолодочного минного заграждения, подобно тому, какое было сделано вокруг Британских островов. Командование Северного флота и руководство ГМШ единодушно высказались против подобной помощи, но в Кремле рассудили по-государственному и дали добро. 22 апреля минный заградитель «Апполло», эсминцы «Оппортьюн», «Обиджент» и «Оруэлл» выставили северо-восточнее Кильдина и у мыса Сеть-Наволок два минных заграждения, состоявших в общей сложности из 276 мин марки XVII, с углублением 18 метров от поверхности воды. Мера эта была правильная, но слишком запоздалая. И все же она, по-видимому, сыграла свою роль, став причиной пропажи без вести U-286. В тот же день немецкие подводные лодки атаковали советский прибрежный конвой ПК-9, из состава которого потопили пароход «Онега» (1603 брт) и повредили норвежский «Иде-фьорд» (4287 брт). Обоих успехов добилась U-997 (командир обер-лейтенант Леманн; 8 мая удостоен рыцарского креста), которая получила некоторые повреждения в результате энергичной контратаки советского эсминца «Карл Либкнехт». Из-за нарушения дифферентовки субмарина всплыла и подверглась кратковременному артиллерийскому обстрелу «Либкнехта», но его канонирам, к сожалению, не удалось добиться ни одного попадания. Другие атаки, произведенные U-481 и U-294, не имели результата из-за неисправностей акустических торпед. К прибывающему конвою JW-66 удалось прорваться только U-711, но ее торпедный залп оказался на этот раз неточен. Впрочем, это обстоятельство не помешало Ланге доложить о новых успехах, в результате чего он стал последним обладателем рыцарского креста с дубовыми листьями в подводном флоте, и единственным, кто удостоился этой награды, воюя в северных водах.
Операция по «зачистке» подходов к базе перед выходом обратного каравана на этот раз оказалась более эффективной. В ходе нее британская поисковая группа 29 апреля потопила U-307, а советская авиация повредила U-716. Правда, U-968 удалось потопить фрегат «Гудол» — последний корабль, потерянный союзниками на Северном театре. Несмотря на близкое окончание войны, британское Адмиралтейство решило не отменять операцию «Правосудие», предусматривавшую нанесение внезапного удара палубной авиации по базе «у-ботов» в Килботне близ Нарвика. Утром 4 мая самолеты с эскортных авианосцев «Сёрчер», «Куин» и «Трампитер» внезапно появились над якорной стоянкой и в течение нескольких минут пустили на дно плавбазу «Блэк Уотч» и ветерана боев в Арктике U-711. На этом боевые действия на Северном морском театре прекратились. Последний союзный караван — RA-67, вышедший из устья Клайда 12 мая, выделил из своего состав одну эскортную группу для встречи и сопровождения в Англию 14 «у-ботов» из Килботна. Подводя итог почти четырехлетнему противоборству, стоит заметить, что хотя в северных водах германские подводные лодки находились в стороне от своего главного театра действий, их усилия оказали огромное влияние не только на ход боевых действий в Арктике, но и на судьбу стратегических северных конвоев. Кроме того, подводная угроза оказывала значительное влияние на деятельность Северного флота, а подчас становилась причиной весьма ощутимых потерь. Из-за количественной и качественной слабости наших противолодочных сил на момент окончания войны Баренцево море оставалось фактически единственным районом, где дооборудованные «шнорхелем» «семерки» могли оперировать достаточно эффективно.