Действия в Арктике

 

Советские корабли и суда, потопленные и поврежденные германскими ПЛ на Северном морском театре 1941—1945 гг.

Класс и название корабли (тоннаж, брт)

Судьба*

Дата

Район

ПЛ

1.ПС№70

6.8.41

район Териберки

U-652

2. СКР №27 «Жемчуг»

11.8.41

район м. Канин Нос

U-451

3. ТЩ Т-898

25.8.41

горло Белого моря

U-752

4. ПЛБ «Мария Ульянова»

26.8.41

район Териберки

U-571

5. ТР «Аргунь» (3487)

18.10.41

горло Белого моря

U- 132

6. ТЩ Т-889

15.11.41

горло Белого моря

U-752

7. ПЛМ-175

10.1.42

сев. п-ва Рыбачий

U-584

8. РТ №68 (1180)

17.1.42

район м. Святой Нос

U-454

9. ТР «Киев» (5823)

13.4.42

район о. Медвежий

U-435

10. ТР «Крестьянин» (2513)

1.8.42

зап. Новой Земли

U-601

11. Буксир «Комсомолец»

17.8.42

район о. Матвеева

U-209

12. Буксир «Комилес»

17.8.42

район о. Матвеева

U-209

13. Баржа «П-4»

17.8.42

район о. Матвеева

U-209

14. Лихтер «Ш-500»

17.8.42

район о. Матвеева

U-209

15. ТР «Куйбышев» (2332)

24.8.42

сев.-зап. о.Диксон

U-601

16. ТР «Сталинград» (3559)

13.9.42

сев.-зап. о. Медвежий

U-589

17. СКР №23 «Муссон»

11.10.42

прол. Маточкин Шар

U-589

18. ТР «Щорс» (3770)

14.10.42

прол. Югорский Шар

U-592

19. ТР «Кузнец Лесов» (3974)

23.11.42

зап. о. Медвежий

U-601

20. ТР «Красный Партизан» (2418)

26.1.43

зап. о. Медвежий

U-255

21.ТР«Уфа»(1892)

29.1.43

юж. о. Медвежий

U-255

22. ТЩ Т-904

25.7.43

прол. Югорский Шар

U-592

23. ГИСУ «Академик Шокальский»

27.7.43

сев.-вост. Новой Земли

U-255

24. ТЩТ-911

30.7.43

губа Белушья

U-703

25. Спасательное судно «Шквал»

25.8.43

прол. Югорский Шар

U-625

26. ТР «Диксон» (2920)

28.8.43

район о. Мона, Карское море

U-302

27. ТР «Тбилиси» (7 169)

6.9.43

Енисейский залив

U-636

28. ТР «Архангельск» (2480).

30.9.43

зап. о. Русский, Карское море

U-960

29. ТР «Сергей Киров» (4146)

1.10.43

район о-в Известий ЦИК, Карское море

U-703

30. ТЩ Т-896

1.10.43

район п-ва Михайлова, Карское море

U-960

31.ТЩТ-118

12.8.44

зап. о. Белый

U-365

32. ТЩТ-114

13.8.44

зап. о. Белый

U-365

33. ТР «Марина Раскова»

13.8.44

зап. о. Белый

U-365

34. ГИСУ «Норд»

26.8.44

район о. Белуха. Карское море

U-957

35. СКР-29 «Бриллиант»

23.9.44

район о. Кравкова. Карское море

U-957

36. ТЩ Т- 120

24.9.44

о-ва Скотт-Гансена, Карское море

U-739

37. ТР «Революция» (433)

3.12.44

побережье Кольского п-ва

U-1163

38. ТР «Пролетарий» (1128)

5.12.44

у побережья п-ва Рыбачий

U-995

39. БО-230

5.12.44

район о. Кильдин

U-365

40. БО-229

7.12.44

район о, Кильдин

U-997

41. Мотобот «Решительный»

21.12.44

район Иоканги

U-956

42. ТЩ Т-883

29.12.44

район м. Святой Нос

U-995

43. ТР «Тбилиси» (7176)

30.12.44

район Петсамо

U-956

44. ЭМ «Деятельный»

16.1.45

район о. Большой Олений

U-286 (?)

45. ЭМ «Разъяренный»

20.1.45

у побережья п-ва Рыбачий

U-293

46. БО-224

2.3.45

район о, Кильдин

U-995

47. ТР «Онега»

22.4.45

у побережья п-ва Рыбачий

U-997

"Примечание:

+ погиб, = поврежден, Т — торпедным оружием, А — артиллерией, М — на выставленных минах.

 

Летом 1941 г. Вторая мировая война вступила в новую фазу. Гитлер, ранее страшно опасавшийся борьбы на два фронта, сам напал на СССР, подписав тем самым смертельный приговор треть­ему рейху. Согласно плану «Барбарос­са», основным объектом приложения усилий Кригсмарине должны были оста­ваться британские коммуникации, в то время как «морская война» против Со­ветского Союза выигрывалась автомати­чески с захватом советских военно-мор­ских баз и общим крушением нашего го­сударства. Однако, уже по истечении двух-трех недель стало ясно, что без обеспечения флотом приморского флан­га сухопутной армии боевые действия на Востоке могут, по меньшей мере, силь­но затянуться. Особенно остро ситуация сложилась на Северном морском теат­ре, где к началу войны германское коман­дование располагало лишь силами охра­ны водного района. Неожиданно мощ­ное сопротивление, встреченное егеря­ми генерала Дитля, обстрелы с моря и высадка тактических десантов во фланг наступающим заставили немцев при­нять меры по развертыванию сил, которые смогли бы препятствовать совет­скому Северному флоту в решении его задач. 18 июля германский Штаб руко­водства войной на море принял реше­ние перебросить на арктический театр кроме надводных кораблей и пару под­водных лодок, которым предписывалось действовать в Белом море на коммуни­кациях Архангельск—Кандалакша — Мурманск. Спустя шесть дней число суб­марин решили увеличить до четырех. При выборе типа выделяемых субмарин альтернативы «семеркам» не существо­вало— лодки II серии считались недо­статочно мореходными, а «девяток» было мало, и их старались использовать исключительно в удаленных районах. За­бегая вперед, отметим, что монополия VII серии на Северном театре сохрани­лась и в дальнейшем. Поскольку на этот момент весь боеготовый состав подвод­ного флота исчислялся примерно 65 лод­ками, Дёниц отреагировал на данный приказ крайне болезненно. В журнал боевых действий подводных сил он за­писал следующее: «Исход войны будет зависеть от успехов в деле нарушения снабжения Англии. Эту задачу могут ре­шить только подводные лодки. Исход войны против России решается на суше. В этой войне подводные лодки в состоя­нии играть только вспомогательную роль». Тем не менее, вынужденный под­чиниться, он изменил маршрут только что вступивших U-81 и U-652 с Север­ной Атлантики на Киркенес. Вечером 22 июля оба корабля ошвартовались в Бек-фьорде близ Киркенеса, а на следующий день вышли для выполнения боевых за­дач. Поскольку вход в Белое море минировался своей авиацией, германское ко­мандование решило использовать лод­ки у побережья Кольского полуострова между Мотовским заливом и Териберкой. Естественно, что в условиях близости берега с многочисленными базами ха­рактерный для Атлантики групповой ме­тод использования «у-ботов» пришлось сменить на позиционный, с преимущест­венным патрулированием в подводном положении, подобный тому, который на этом же театре военных действий ис­пользовался советскими подлодками. Первые же походы показали, что направ­ление субмарин в данный район оказа­лось «ударом по пустоте». В подавляю­щем большинстве случаев встреченный в море противник относился к классу мо­тоботов или дрифтеров, на которые было жалко тратить торпеду. Очень час­то атакам препятствовала плохая види­мость, да и сами свежеиспеченные ко­мандиры субмарин чувствовали себя не настолько уверенно, чтобы подходить близко к берегу, да еще и в районе глав­ной базы Северного флота. До 7 авгус­та, когда оба «у-бота» вернулись в Киркенес, U-652 произвела две неудачные атаки на советские дозорные корабли и лишь в третьем случае, 6 августа, пото­пила посыльное судно №70 (бывший рыболовный траулер РТ-70). В этом бое­вом столкновении обе стороны действо­вали крайне примитивно: лодка длитель­ное время при спокойном состоянии моря шла с поднятым перископом, в ре­зультате чего была обнаружена на рас­стоянии 15—20 кбт от судна. Несмотря на это стоявший на ходовой вахте по­мощник командира не только не произ­вел маневра уклонения, но даже не объявил боевой тревоги. В условиях по­добного разгильдяйства «ребята Дёница» могли добиться и куда более впечат­ляющих успехов.

U-81 предприняла попытку атаковать небольшой конвой у м. Сеть-Наволок (30 июля), но неудачно, а утром 7 авгу­ста произвела два безуспешных двухторпедных залпа по советской подвод­ной лодке северо-восточнее полуостро­ва Рыбачий. Целью оказалась М-175, командир которой ст.лейтенант М.Л.Мелкадзе по возвращении в базу доложил об «ударе килем о неизвестный метал­лический предмет в точке с глубиной около 200 метров». Подлодку постави­ли в док, и на днище в районе IV и V отсеков обнаружили свежие следы со­дранной краски, которые, несомненно, были оставлены невзорвавшимися тор­педами. Так случай продлил жизнь «ма­лютки» на четыре месяца, однако, как говорится, от судьбы не уйдешь... Ин­тересно отметить, что предыдущие до­зорные подлодки М-174 (командир ст.лейтенант Н.Е. Егоров) и М-171 (ко­мандир ст. лейтенант В.Г.Стариков) между 25 и 28 июля четырежды обна­руживали субмарину противника, но так и не смогли произвести атак, то из-за плохой видимости, то из-за невыгодно­го курсового угла. U-81 осталась невре­димой и после еще одного боевого по­хода в Атлантику была направлена в Средиземное море, где 12 ноября тор­педировала авианосец «Арк Ройял». Как знать, прояви Егоров и Стариков больше расторопности, события в Сре­диземном море в 1942 г. могли бы раз­виваться совсем по другому сценарию.

Вторая пара «у-ботов» (U-451 и U-566) покинула Киркенес 28—29 июля и заня­ла позиции у входа в Белое море в пер­вые дни августа. Из-за проблем с тор­педным оружием командир U-451 капи­тан-лейтенант Хоффман 7 августа ре­шил попытать счастья в артиллерийском бою, но получив с мотобота «Полярник» попадание 45-мм снаряда в ограждение рубки, уклонился погружением. К сожа­лению, немец все-таки вернулся не с пустыми руками—11 августа у мыса Канин Нос он потопил вместе со всем экипажем сторожевой корабль «Жем­чуг». Эта жертва целиком на совести ко­мандования Северного флота, которое, несмотря на явную активизацию дей­ствий подлодок противника, продолжа­ло использовать в системе дозоров срав­нительно крупные корабли. Из-за непо­ладок дизеля утром 12-го субмарина вер­нулась в Киркенесс, а находившаяся в одной паре с ней U-566 безрезультатно патрулировала до 19 августа.

Периодическое появление на аркти­ческом театре сил британского флота заставляет германский Штаб руковод­ства войной на море выделить сюда еще две субмарины (U-571, U-752). Это позволило противнику в последнюю де­каду августа развернуть у советского по­бережья одновременно три лодки (в эту же группу вошла U-451). Результат не замедлил сказаться. Утром 26 августа U-571 в районе Териберки торпедиро­вала плавбазу «Мария Ульянова», шед­шую из Мурманска в Архангельск в охранении эсминцев «Урицкий» и «Куйбы­шев». Судно получило тяжелое повреж­дение и спустя два часа после атаки его кормовая часть отломилась. В дальней­шем поврежденную плавбазу предпоч­ли использовать в качестве емкости для хранения топлива. Хотя контратака эс­минцев не причинила лодке серьезных повреждений, выход из строя обоих пе­рископов заставил вернуться в базу. Еще за сутки до этого U-752 одержала очередную «победу» над дозорным ко­раблем, потопив у мыса Черный траль­щик Т-898 (бывший траулер РТ-411). Днем 27-го лодка атаковала корабль охранения из состава небольшого конвоя, якобы наблюдала попадание торпеды, однако ее истинная цель не известна по сей день. В дальнейшем патрулировав­шие «у-боты» столкнулись с резким уси­лением активности советской противоло­дочной обороны и не смогли добиться никаких успехов. Как показывает двусто­ронний анализ материалов, даже та­кие дедовские методы (применять совре­менные краснофлотцы не могли из-за крайней примитивности оружия и средств обнаружения), как визуальное наблюдение и профилактическое бомбо­метание, давали неплохие результаты, а редкие атаки глубинными бомбами ока­зали психологическое воздействие на неопытных командиров субмарин. Лод­ки весьма часто выходили в эфир, что давало командованию Северного фло­та достаточно точную картину их развер­тывания, чем, впрочем, противолодочники Северного флота не воспользовались. Несмотря на ряд победных рапортов, ре­альные результаты борьбы с субмарина­ми были куда скромнее, чем это декла­рировалось советской стороной. Так, днем 4 сентября пара гидросамолетов МБР-2 атаковала противолодочными бомбами U-752, после чего на лодке на­рушилась герметичность топливных цис­терн. Обширное соляровое пятно и об­наруженный спустя двое суток спаса­тельный буй с надписью U-73 (эта лодка в то время действовала в Северной Ат­лантике с французских баз) дали повод считать субмарину потопленной. Замет­но ослабляла немецкую группировку и слабость германской ремонтной базы на Севере. Лодке U-571 требовалась сме­на перископов, U-752 — докование в Тронхейме, a U-451 — замена неисправ­ного дизеля, что можно было сделать только в Германии.

Единственным возмещением этих по­терь стало появление в северных водах подлодки U-132, которая патрулировала в устье Белого моря с 14 сентября по 21 октября. Ее единственная победа — по­топление 18 октября лесовоза «Аргунь» (3487 брт) — никогда не была бы достиг­нута, если бы командование Беломор­ской флотилии использовало данные ра­диоразведки и перенесло переход на ночное время. Попытка немцев развить успех за счет занятых спасательными ра­ботами кораблей охранения оказалась неудачной из-за ошибок неопытного ко­мандира лодки. По этой же причине дейст­вовавшей в этом же районе в конце октября — начале ноября U-576 при­шлось возвращаться в базу с неоткры­тым боевым счетом. И, напротив, полу­чивший ранее некоторый боевой опыт командир U-752 капитан-лейтенант Шрётер 15 ноября добавил в свой актив тральщик Т-889. Этот корабль сопровож­дал минный заградитель «Юшар» на пе­реходе из Архангельска в Иокангу, когда обнаружил субмарину в надводном по­ложении. Тральщик успел сделать не­сколько выстрелов до того, как получил фатальное торпедное попадание. Инте­ресно отметить, что Шрётер добился его, стреляя из кормового аппарата, после того как все содержимое носовых ушло «в молоко». Погрузившись, он уклонил­ся от бомб, сброшенных с «Юшара», а вскоре после перезарядки дважды без­результатно атаковал минзаг. На следу­ющий день из-за неисправности одного из дизелей лодка покинула позицию, ко­торая вскоре была занята новейшей U-578. 25 ноября на пятый день патрули­рования в утренних сумерках она была обнаружена сигнальщиком сторожевого корабля «Бриз» (бывший РТ-58). Посколь­ку дистанция составляла всего 3—4 кбт, командир сторожевика лейтенант В.А.Киреев решительно пошел на таран, одно­временно открыв огонь из носового ору­дия. Субмарина успела погрузиться на 12 метров, когда получила таранный удар в кормовую часть. К счастью для немцев, он пришелся по надстройке и легкому кор­пусу, в результате чего пострадала толь­ко обшивка 1-й цистерны главного бал­ласта и вышла из строя размещенная в надстройке группа баллонов ВВД.

С возвращением «у-бота» в Киркенес у германского командования не остает­ся ни одной субмарины, пригодной для использования на данном театре воен­ных действий. В конце ноября в распо­ряжение арктической группировки выде­ляется три только что вступивших в строй лодки (U-584, U-134 и U-454), од­нако полоса неудач, в основе которых лежит недостаточная подготовка коман­диров, на этом не прекращается. Первая из перечисленных субмарин до конца декабря не выходит в море из-за болез­ни командира, две другие достигают Киркенеса, но U-134 по дороге топит... гер­манский пароход «Штейнбек» (2185 брт). Тактическая подготовка командира ока­зывается настолько низкой, что, обнару­жив суда прибрежного конвоя в несколь­ких милях от берега у устья Тана-фьор­да, он принимает их за британский кара­ван, идущий в Мурманск! Общий итог за 1941 г. вряд ли можно отнести к ярким страницам деятельности германского подводного флота. В строю находится в общей сложности девять субмарин (еще три прибывают в течение декабря), со­вершившие 12 боевых походов. Лодки производят не менее двух десятков тор­педных атак, но добиваются потопления только одного транспорта, сторожевика, двух тральщиков и вспомогательного ко­рабля. Еще один вспомогательный ко­рабль поврежден и не восстановлен, кро­ме того, на дно идет немецкий транспорт. Справедливости ради следует отметить, что лодки при этом не несут потерь, и лишь три из них получают боевые по­вреждения различной тяжести. И тем не менее, на фоне успехов на других теат­рах военных действий результаты вой­ны на Севере выглядят весьма обеску­раживающе.

С началом 1942 г. подводная война в Арктике вступила в новую фазу. 22 ян­варя на совещании по морским вопро­сам Гитлера внезапно озаряет: «Норве­гия — решающая военная зона. В соз­давшихся условиях туда следует немед­ленно послать подкрепление из надвод­ных и подводных сил: все подводные лодки необходимо направить на морские подступы к Норвегии для своевременно­го обнаружения подходящего противни­ка и оказания ему действенного отпора». Хотя штаб «Адмирала Арктики» (в то время этот пост занимал вице-адмирал Шмундт) не разделял убежденности фю­рера в том, что союзники планируют вы­садку крупного десанта, там были не про­тив получения подкреплений, которые позволили бы организовать борьбу с кон­воями, идущими из Англии в советские порты. Еще в конце декабря «Адмирал Арктики» отказался от продолжения ис­пользования «у-ботов» позиционным методом у советского побережья и впер­вые развернул «волчью стаю», включав­шую все три исправные подводные лод­ки, южнее острова Медвежий. Герман­ская групповая тактика здесь применя­лась с заметным отличием от Атланти­ки. Фактически завеса лодок выполняла лишь разведывательную роль, посколь­ку из-за мощного эскорта установившей контакт субмарине крайне редко удава­лось продолжить преследование в над­водном положении. «У-боты» получали данные о передвижении конвоя из сооб­щений штаба «Адмирала Арктики», куда стекалась вся информация, включая ра­дио- и воздушную разведку. Атаки в по­давляющем большинстве случаев со­вершались из-под воды. После нападе­ния и отрыва от возможного преследо­вания подлодка всплывала, обгоняла караван вне поля зрения эскортных ко­раблей и вновь погружалась с расчетом оказаться на его носовых курсовых уг­лах. В условиях отсутствия эффективно­го прикрытия конвоя с воздуха подобная тактика приносила германским подвод­никам немалый успех. 2 января U-134 потопила транспорт «Вазиристан» — первое погибшее союзное судно из со­става северных конвоев. Дальнейших успехов «стая» не имела, но 10 января при возвращении в Киркенес U-584 по­топила «малютку» М-175. Заправив­шись, лодки вновь вышли в море, чтобы принять участие в нападении на конвой PQ-8 и весьма своевременно. Контакт с ним смогла установить только U-454, ко­торая отправила на дно эсминец «Матабеле» и повредила один транспорт. Она же потопила и наш рыболовный траулер «Енисей». Эти победы резко контрасти­ровали с бесплодными походами преды­дущих месяцев. Решение же Гитлера увеличить число лодок в норвежских ба­зах предвещало союзным караванам новые тяжелые потери. В течение фев­раля— марта общее число «у-ботов», развернутых в Арктике, увеличилось до 16 единиц, после чего с мая для опера­тивного руководства ими был создан штаб 11-й флотилии подводных лодок.

Следующими караванами, подвергши­мися нападению субмарин, стали QP-9 и PQ-13. Если QP-9 удалось счастливо миновать позиции четырех «у-ботов» (при этом тральщик «Шарпсшутер» про­таранил и потопил U-655), то PQ-13 по­терял два парохода и траулер «Сулла». Последний планировалось передать Со­ветскому Союзу для использования в ка­честве тральщика. В этой операции нем­цы лишились и второй подводной лод­ки — U-585. Дискуссии о причинах ее ги­бели ведутся до сих пор, однако совер­шенно точно можно утверждать, что ата­ка советского эскадренного миноносца «Гремящий» не имеет к этому никакого отношения. Достоверно установлено, что эсминец атаковал U-435, но лодка не получила даже легких повреждений. Что же касается U-585, то, скорее всего, она стала жертвой несчастного случая, либо плавающей мины. Забегая вперед, отме­тим несостоятельность и других версий советских побед в борьбе с «у-ботами» на Северном театре в 1942 г. Так, вра­жеские субмарины трижды атаковыва­лись действовавшими в Варангер-фьорде «малютками», но ни один из побед­ных докладов так и не подтвердился. В первом случае, 22 марта М-171 неудач­но атаковала возвращавшуюся в Кирке­нес U-456. Спустя неделю эта же «ма­лютка» выпустила другую торпеду в суб­марину, которой, по всей вероятности, являлась все та же пропавшая U-585. Связать атаку Старикова с гибелью «у-бота» мешает то обстоятельство, что вражеская лодка в последний раз выхо­дила на связь через девять часов после нашей атаки. Знаменитый многочасовой подводный поединок М-176 28 мая вооб­ще не подпадает ни под какое событие, зафиксированное германской стороной, хотя в этот момент в северной части фьорда и должны были находиться U-591 и U-703. Единственным доподлинным случаем повреждения вражеской под­лодки в 1942-м стала атака двух наших торпедных катеров U-454 24 апреля в районе Вардё. Обнаружив ночью силуэт субмарины, командиры ТКА-13 и ТКА-14 начали в ответ на опознавательные ре­петовать случайные сигналы, что возы­мело успех, поскольку командир субма­рины знал о нахождении в этом районе немецких моторных тральщиков и тор­педных катеров. Сигнал срочного погру­жения был дан с запозданием, что поз­волило катерам атаковать с небольшой дистанции. Хотя торпеды прошли мимо, от близких разрывов четырех больших глубинных бомб на лодке выбило пре­дохранители, лопнули сварные швы рас­ходной топливной цистерны и прочного корпуса в районе 45-го шпангоута. Суб­марина, направлявшаяся в Германию для текущего ремонта, получила таким образом дополнительные повреждения и после ремонта вновь действовала в Северной Атлантике.

Тем временем количество лодок, за­действованных в операциях на трассе союзных караванов, продолжало увели­чиваться. Из следующей пары конвоев (QP-10 и PQ-14) субмарины потопили три транспорта, в том числе 13 апреля со­ветский пароход «Киев» (5823 брт). Са­мым крупным успехом, достигнутым в борьбе с союзными боевыми кораблями в арктических водах, стало торпедирова­ние 30 апреля британского легкого крей­сера «Эдинбург» из состава охранения QP-11. Почти полная потеря им хода из-за тяжелого повреждения кормовой час­ти корабля сделало возможным наве­дение на него группы германских эсмин­цев, в бою с которыми он получил но­вый торпедный удар, оказавшийся смер­тельным. С наступлением полярного дня боевая деятельность «волчих стай» зна­чительно затруднилась, вследствие чего из состава QP-11 им удалось потопить одно судно и другое — из состава PQ-16. Действия против PQ-15 и QP-12 успехов вообще не имели. Тем более, совершен­но неожиданными и трагичными стали для союзников результаты 17-го конвоя, когда по причине известной ошибки бри­танского первого морского лорда адми­рала Паунда транспорты подверглись жестокому истреблению. Из 23 судов, потерянных конвоем, на счету у «у-ботов» восемь и еще такое же число доби­тых после атак авиации. Советский Союз не получил тысячи тонн военных грузов, британское Адмиралтейство на два ме­сяца отказалось от проводки последую­щих конвоев. Вакуум, возникший в союз­ных перевозках, подсказал германскому командованию вновь развернуть подвод­ные лодки на советских каботажных ком­муникациях. На этот раз удару подверг­лись морские пути, связывавшие Белое и Карское моря. 1 августа U-601 потопи­ла транспорт «Крестьянин» (2513 брт). После атаки субмарина всплыла и, оп­росив сидевших в шлюпке членов эки­пажа, указала им кратчайшее направле­ние к берегу. Однако подобное джентль­менство проявлялось германскими под­водниками далеко не всегда. Спустя 17 дней на выходе из пролива Югорский Шар U-209 обстреляла артиллерией бук­сирный конвой, команда «у-бота» поли­вала плавающих в воде людей пулемет­ным и автоматным огнем. Из 328 рабо­чих, находившихся на борту буксиров «Комсомолец», «Комилес», баржи и лих­тера, спаслось только 23. В конце августа германское командование провело небе­зызвестную операцию «Вундерланд», в ко­торой кроме тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» приняли участие U-251 и U-601 (позднее к ним присоединилась U-255, об­стрелявшая радиостанцию на мысе Же­лания). Хотя операция в целом потерпе­ла неудачу, она создала значительное напряжение на советских коммуникаци­ях в Карском море, где ранее суда ходи­ли так же, как в мирное время. Интерес­но отметить, что этот успех подводных лодок (24 августа U-601 потопила транс­порт «Куйбышев», 2332 брт) даже пре­взошел результат, достигнутый крейсе­ром, сумевшим уничтожить только ледо­кольный пароход «Александр Сибиря­ков» (1384 брт). В кампанию 1942-го года германское командование более не на­правляло подводных лодок в Карское море, но отметило для себя большую перспективность их применения в дан­ном районе... Выводя лодки из восточ­ной части Советской Арктики, немцы предусмотрительно решили поставить мины в проливах, соединяющих Карское и Баренцево моря. На банках, выстав­ленных U-589 и U-592 в октябре, погиб­ли транспорт «Щорс» (3770 брт) и сто­рожевой корабль «Муссон». Для совет­ского командования появление мин в этом районе стало полной неожиданностью. В итоге выход судов из Карского моря продолжился только после траления фарватеров британскими тральщиками. В сентябре «Адмирал Арктики» сно­ва развернул «волчью стаю» в районе острова Медвежий. 13-го она атаковала караван PQ-18 и потопила из его соста­ва три судна, в том числе советское «Сталинград» (3559 брт). Ответными действиями эскорта, в состав которого впервые входил конвойный авианосец «Эвенджер», была потоплена U-589. Дальнейшее преследование каравана подводными лодками имело лишь един­ственный, причем отрицательный резуль­тат— эсминец «Импалсив» отправил на дно U-457. Если прибавить к этому U-88, случайно оказавшуюся на пути конвоя и потопленную еще 12 сентября, то можно сказать, что операция стала первым при­мером, когда немцам пришлось запла­тить подводной лодкой за каждое унич­тоженное судно. К сожалению союзников, обратный караван QP-14 понес большие потери. У немцев отличилась U-435 (ко­мандир — капитан-лейтенант Штрелов; 27.10.42 первым из числа подводников, воевавших в северных водах, награжден рыцарским крестом), на долю которой пришлось три из четырех потопленных транспортов и тральщик «Леда». Кроме того, U-703 торпедировала эсминец «Со­мали», затонувший спустя четверо суток при буксировке.

С ноября 1942-го по март 1943-го суб­марины действовали против нескольких караванов и судов, совершавших оди­ночные («капельные») рейсы. Общий результат — одиннадцать потопленных транспортов, включая советские «Кузнец Лесов» (3974 брт), «Уфа» (1892 брт) и «Красный Партизан» (2414 брт). Несмот­ря на эти успехи, операции по перехвату JW-51, JW-52, JW-53, RA-51, RA-52, RA-53 фактически провалились. Из их состава «у-ботам» удалось потопить лишь четы­ре судна. Обычно провалы маскирова­лись громкими награждениями, так слу­чилось и на этот раз. Поскольку три из четырех уничтоженных транспортов при­ходились на U-255 капитан-лейтенанта Рече, 17 марта ему вручили рыцарский крест. Этот командир, начавший свою карьеру с участия в разгроме печально известного каравана PQ-17, к марту 1943-го имел на своем счету десять тор­говых судов (54 420 брт) и, по-видимо­му, оказался наиболее результативным командиром германской субмарины, действовавшей на Северном театре. Ре­альный же ход подводной войны вряд ли вызывал у германского командования повод для восторга. Хотя с середины марта союзное командование и отказа­лось временно от продолжения поставок в СССР по северной коммуникации, пе­реразвернутые для действий в Северной Атлантике лодки немецкой 11-й флоти­лии понесли весьма ощутимые потери.

В мае, несмотря на серьезное пора­жение «волчьих стай», немецкое коман­дование решает возобновить боевую де­ятельность в арктических водах. Для это­го в июне 1943 г. в Тронхейме формиру­ется 13-я флотилия подводных лодок, в которую на 1 июля входит 12 «у-ботов». В качестве первоочередного мероприя­тия «Адмирал Арктики» планирует во­зобновление боевых действий в Карском море и минирование коммуникаций меж­ду устьем Белого моря и Новоземельскими проливами.

До конца навигации немцы выставили в указанных районах 16 минных банок (342 мины), на которых погибли транспорт «Тбилиси» (7169 брт), спасательное суд­но «Шквал» и тральщик Т-904. Кроме того, 30 июля U-703 потопила у входа в пролив Костин Шар дозорный тральщик Т-911. Подобный натиск оказался совер­шенно неожиданным для командования Северного флота, не сумевшего извлечь необходимые уроки из прошлогодних со­бытий. В августе и сентябре германское командование в два этапа проводит опе­рацию «Вундерланд-2». 27 июля U-255 расстреляла артиллерийским огнем гид­рографическое судно «Академик Шокаль­ский» и 1 августа основала на северо-вос­точном побережье Новой Земли времен­ный пункт заправки разведывательных гидросамолетов. 5, 6, 7 и 11 августа лета­ющая лодка BV-138 совершила четыре полета в направлении пролива Вилькицкого. К счастью для североморцев, нем­цам не удалось обнаружить целей, за­служивающих внимания, и «стая» «Ви­кинг» (U-302, U-354, U-711) осталась ни с чем. Противник уделял излишнее внимание району между Диксоном и проливом Вилькицкого, где в течение годовой нави­гации успевало пройти не более двух-трех конвоев. После длительного бесплодно­го ожидания 21 августа U-354 удалось «сесть на хвост» каравану (транспорты «Анадырь», «Андре Марти», «Седов», СКР «Дежнев», тральщик Т-894), шедше­му из Диксона к острову Нансена. Вско­ре из-за сложных метеоусловий он был потерян, и «стая» вернулась к Диксону. 27-го U-354 и U-302 удалось перехватить новый караван, включавший транспорт «Диксон» (2920 брт), буксирный пароход №18, тральщик Т-906 и сторожевой ко­рабль СКР-16. Вечером U-354 разряди­ла по конвою свои торпедные аппараты, добилась двух попаданий в «Диксон», но ее торпеды не взорвались. На следующие сутки U-302 продолжила дело систершипа и отправила-таки транспорт на дно. В этот же день он был отомщен совет­ской подводной лодкой С-101, уничтожив­шей у мыса Желания возвращавшуюся после минной постановки U-639.

Наиболее драматическим событием кампании 1943-го года стало нападение «стаи» «Викинг-2», включавшей U-601, U-703 и U-960, на арктический караван ВА-18. 28 сентября этот конвой в соста­ве транспортов «Андреев», «Моссовет», «Архангельск», «Сергей Киров», в сопро­вождении минного заградителя «Мурман» и двух мобилизованных тральщи­ков, вышел со стоянки у островов Ком­сомольской Правды (море Лаптевых). На судах находилось американское обору­дование для норильского никелевого комбината НКВД. К сожалению, спустя двое суток отряд был обнаружен U-960. В результате первой же атаки погиб «Ар­хангельск» (2480 брт). Поскольку торпед­ный след не был замечен, командир кон­воя капитан 3 ранга В.В.Похмельное ре­шил, что судно подорвалось на мине, и ограничился всего лишь сменой курса. Сохраняя радиомолчание, командир кон­воя не стал докладывать о происшест­вии и просить подкреплений, хотя ка­питаны охраняемых им гражданских су­дов пользовались радиосвязью совер­шенно открыто. Спустя час субмарина безуспешно атаковала транспорт «Мос­совет». Новых попыток напасть на суда в этот день не предпринималось, но в течение ночи впереди по курсу карава­на сосредоточилась уже вся «стая». В ранние часы тральщик Т-886 обнаружил подводную лодку в надводном положе­нии, которая, воспользовавшись преиму­ществом в скорости хода, спокойно уда­лилась. Днем U-703 из-под воды пото­пила пароход «Сергей Киров» (4146 брт), а еще несколько торпед прошли вблизи транспорта «Моссовет». Только после этого Похмельное, наконец, доложил обстановку командованию, но было уже поздно. U-960 удалось торпедировать тральщик Т-896; его экипаж погиб вмес­те с кораблем. После этого пароход «Ан­дреев» самовольно вышел из ордера конвоев и решил искать спасения в шхе­рах Минина. Караван достиг Диксона 2 октября, но потеря ценного груза, нахо­дившегося на потопленных судах ВА-18, стала поводом для специального засе­дания ГКО. Вызванный на заседание ко­мандующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко сумел выйти сухим из воды, списав произошедшую трагедию на ошибки руководства Северного морско­го пути и отсутствие в составе флота со­временных противолодочных кораблей. Преследование подводных лодок в Кар­ском море наличными силами он охарак­теризовал как «гонять зайца собакой в пустыне Гоби». В дальнейшем адмирал сделал правильные выводы, и когда в конце октября — середине ноября из Карского моря в Архангельск осуществ­лялся перевод ледоколов, в их охране­нии принимали участие шесть эсминцев и четыре только что полученных по ленд-лизу тральщика типа «AM». Эскортные корабли произвели множество атак под­водных лодок, доложили о двух потоп­лениях, но на самом деле успехов не было, поскольку... с начала октября в Карском море не находилось ни одной немецкой подводной лодки. Германское командование, благодаря службе радио­перехвата, знало о движении советско­го каравана, но не стало атаковать его, поскольку в этот момент сосредоточило все наличные силы на трассе движе­ния союзных конвоев. Это решение ста­ло очевидной ошибкой противника -с уничтожением ледоколов навигация 1944-го года в Карском море стала бы крайне затруднительной. Подводя итог кампании 1943 г., следует отметить, что находившиеся в распоряжении «Адмира­ла Арктики» подводные лодки соверши­ли в восточную часть театра 23 боевых похода, произвели не менее полутора десятка торпедных и артиллерийских атак и смогли потопить, не считая мин­ных побед, три транспорта, два мобили­зованных тральщика и гидрографичес­кое судно ценой потери одной подлод­ки. С точки зрения успехов предшеству­ющего этапа подводной войны, этот ре­зультат может быть оценен как доволь­но скромный, однако не следует забы­вать, что в это же время в Атлантике гер­манские субмарины действовали с куда меньшим эффектом, при куда более не­выгодном соотношении потерь.

В ноябре начался новый этап борьбы с союзными конвоями, продолжавшийся без перерыва уже до самого конца вой­ны. Немцы не сумели перехватить пять первых караванов, а их нападение на JW-55B свелось к двум неудачным зал­пам акустическими торпедами. В янва­ре 1944-го им удалось прочно «сесть на хвост» обеим половинкам конвоя JW-56, которые потеряли три транспорта и эс­кадренный миноносец «Харди», к тому же, еще эсминец «Обдьюрейт» получил серьезные повреждения. Единственной потерей немцев стала U-314, отправлен­ная на дно 30 января глубинными бом­бами кораблей сопровождения. В даль­нейшем англичане приняли необходи­мые меры, и в операции против JW-57 немецким субмаринам удалось потопить лишь эскадренный миноносец «Мэхратта», потеряв U-601 и U-713. RA-57 ли­шился одного транспорта, а немцы — сразу трех «у-ботов». Необходимо отме­тить, что U-366, U-472 и U-973 были унич­тожены «Суордфишами» с эскортного авианосца «Чейсер». В борьбе с тремя следующими караванами удача сопут­ствовала «ребятам Дёница» еще в мень­шей степени — за потопление един­ственного «либерти» они заплатили еще тремя лодками с экипажами. С мая по середину августа англичане совершили традиционный перерыв в движении ка­раванов, однако их противолодочная авиация и поисковые группы успели из­рядно обескровить ряды 13-й флотилии. За указанный период немцы потеряли в Норвежском море девять субмарин, при­чем за это время им даже не представи­лось ни одного случая для выхода в тор­педную атаку.

В начале августа германское командо­вание направляет «стаю» «Грайф» (U-278, U-362, U-365, U-711, U-739 и U-957) для действий в Карском море. Лодки заняли позиции в основных узлах коммуника­ций — восточнее Новоземельских проли­вов и в районе Диксона. Сохранить скрытность развертывания немцам не удалось — уже 10 августа одну из суб­марин обнаружили зимовщики в бухте Полынья. На следующий день по всему Северному морскому пути была объяв­лена тревога, начались полеты разведы­вательных самолетов. К сожалению, этих мер оказалось недостаточно для предот­вращения одного из самых трагических эпизодов за всю войну в Арктических во­дах. 12-го числа в 60 милях западнее острова Белый U-365 обнаружила кара­ван БД-5 и торпедировала единственное входившее в его состав судно — пароход «Марина Раскова» (5685 брт; судно с эки­пажем 55 человек перевозило 354 воен­нослужащих и полярников). Необходимо отметить, что после получения преду­преждения судно и его охранение изме­нили курс и пошли по малым глубинам вдоль берега, рассчитывая, что немец­кие подлодки побояться действовать в прибрежной акватории. После взрыва у борта транспорта командир конвоя ка­питан 1 ранга А.З.Шмелев, решив, что его причиной стала донная мина, прика­зывает застопорить ход и приступить к спасению экипажа. Один из трех сопро­вождавших караван тральщиков, Т-114, вступил в противолодочное охранение. Командиру конвоя было невдомек, что суда находятся под прицелом подводной лодки, которая стреляет по ним акусти­ческими торпедами с дистанции, значи­тельно превышавшей обычную. Спустя семь минут торпедное попадание полу­чил флагманский тральщик Т-118, через полчаса он затонул, но до этого Шмелев успел перейти на Т-114. Сосредоточив все внимание эскорта на спасении эки­пажа судна, капитан 1 ранга предоста­вил возможность U-365 перезарядить торпедные аппараты и снова выйти в атаку. В 0.45 13 августа, спустя 4,5 часа после повреждения транспорта, от попа­дания торпеды взорвался Т-114. Почти весь личный состав тральщика, включая Шмелева, погиб. Командир Т-116 капи­тан-лейтенант В.А. Бабанов, сигнальщик которого незадолго до торпедирования доложил об обнаружении подводной лодки, вместо поиска и уничтожения под­водного врага бросил обреченное судно и ушел в Хабарово. При этом Бабанов даже не стал принимать вельбот, спу­щенный со своего тральщика. Наконец, в 2.15 U-365 добила «Марину Раскову» двумя торпедами. Спасательная опера­ция, осуществлявшаяся летающими лод­ками Беломорской флотилии и Северно­го морского пути, продолжалась до 3 сен­тября и закончилась спасением 73 чело­век. Общие потери экипажей потоплен­ных кораблей и перевозившихся пасса­жиров определялись цифрой 298. Осо­бенно досадно то обстоятельство, что со­ветским морякам тогда уже было доста­точно хорошо известно о применении противником бесследных электрических торпед с акустическим самонаведением. Остальным субмаринами группы «Грайф» повезло меньше. Сначала U-711 получила ледовые повреждения и была вынуждена вернуться в базу, предварительно пе­редав топливо на другие лодки. U-957 после этого была направлена на поиск вдоль побережья Таймыра, но на несколько суток по­пала в ледовый плен. Ут­ром 26 августа она вышла на чистую воду в районе острова Белу­ха, где обнаружила и расстреляла артил­лерийским огнем гидрографическое суд­но «Норд». Четыре человека из его ко­манды попали в плен. Тем не менее, и этому подводному кораблю пришлось возвращаться для устранения неполадок в Хаммерфест. Еще раньше район оста­вила U-365, израсходовавшая почти все торпеды. В качестве некоторой компен­сации германское командование напра­вило в юго-восточный район Баренцева моря группу «Дахс» (U-425, U-636, U-956, U-968, U-992 и U-955), которая между 1 и 5 сентября выставила шесть минных банок между мысом Канин Нос и проливом Югорский Шар. Эти постановки оказались совершенно безрезультатны, как и тор­педная атака U-425 2 сентября. Тем вре­менем, в Карском море велись энергич­ные поиски пропавшего «Норда». Их осу­ществляли летающие лодки и все тот же тральщик Т-116. 5 сентября корабль по­дошел к шхерам Минина, где к тому вре­мени и сосредоточились три оставшиеся подводные лодки группы «Грайф». Утром в районе островов Мона сигнальщик С.Нагорнов и юнга В.Коткин увидели на горизонте подводную лодку. Она погру­зилась, но гидроакустику старшине 1-й статьи Н.Корягину удалось быстро уста­новить гидроакустический контакт. Слов­но желая реабилитироваться за свой не­давний проступок, командир тральщика Бабанов действовал напористо и стара­тельно. В течение часа он дал четыре залпа из «Хеджехога» и сбросил не­сколько серий с кормовых и бортовых бомбосбрасывателей. Наконец, в 10.48, после очередного взрыва, на поверхнос­ти показался большой воздушный пу­зырь, началось обильное выделение соляра. В этом месте корабль выставил тральную веху и в дальнейшем сбросил туда остатки противолодочного боеком­плекта. Так нашла свой конец U-362. На следующий день тральщик пополнил бое­запас с подошедшего охотника БО-206 и продолжил терзать корпус лодки, в ко­тором впоследствии водолазы насчита­ли пять крупных пробоин. К сожалению, Бабанову не удалось обнаружить нахо­дившуюся неподалеку U-739, даже не­смотря на то, что она произвела по траль­щику безуспешную торпедную атаку.

Тем временем в августе возобнови­лась проводка союзных северных конво­ев. Первый же из них — JW-59 — вклю­чал группу кораблей, переданных совет­скому ВМФ в счет раздела итальянского флота в составе линкора «Архангельск» и восьми эсминцев «гладкопалубного» типа. Несмотря на известную ветхость, эскадренные миноносцы имели доволь­но современное противолодочное во­оружение, но недостаточно обученные экипажи. В многочисленных столкнове­ниях с подводными лодками они не­однократно применяли оружие и сделали несколько донесений о потоплении вра­жеских субмарин. Еще большее число донесений об атаках сделали британ­ские летчики и надводники, в то время как немцы не досчитались всего двух «у-ботов» — U-344 и U-354. Один из них поч­ти наверняка был потоплен утром 22 ав­густа «суордфишем» с эскортного авиа­носца «Виндекс», другой, скорее всего, пал жертвой британских кораблей охра­нения днем 24-го. У англичан были дос­таточно серьезные причины записать эту лодку на свой счет. «У-бот» был обнару­жен «суордфишем», который вызвал в район группу противолодочных кораб­лей. Поскольку самолет помешал не оснащенной «шнорхелем» субмарине за­рядить свои батареи, спустя несколько часов ей пришлось всплыть в 4500 мет­рах от фрегата «Лох Данвеган». Лодка успела погрузиться, но ей все же не уда­лось вырваться из цепких лучей «асдиков». После шестой атаки глубинными бомбами произошел сильный подводный взрыв, а по поверхности разлилось боль­шое соляровое пятно. Интересно отме­тить, что обе лодки успели перед гибе­лью добиться успехов: U-344 потопила шлюп «Кайт», a U-354 торпедировала фрегат «Бикертон» и эскортный авиано­сец «Набоб» (фрегат затоплен своими кораблями, авианосец не восстанавли­вался и был перестроен в торговое суд­но). К этим реальным победам приплю­совывалось несколько ложных, в том числе торпедирование линкора «Архан­гельск», якобы осуществленное U-711 утром 23 августа. При возвращении в базу 26 августа командир субмарины капитан-лейтенант Ланге добавил к сво­ему боевому счету еще и советскую под­водную лодку (реально безрезультатной атаке подверглась С-51). В тот же день его наградили рыцарским крестом.

В сентябре U-315 и U-313 пытались прорваться в Кольский залив, чтобы по­топить «поврежденный» «Архангельск», но потерпели фиаско, столкнувшись с сетевыми заграждениями. В дальней­шем совершенно безобидный, с точки зрения его использования в советском флоте, корабль «туманит мозги» еще не­скольким командирам лодок, мечтаю­щим повторить подвиг Г.Прина. В янва­ре 1945 г. германское командование ре­шило использовать для осуществления этой задачи три «семерки» (U-295, U-716 и U-739) в курьезном качестве носите­лей сверхмалых подводных лодок типа «Бибер». 7 января отряд покинул Харстадт, но через два дня выяснилось, что четыре из шести «биберов» вышли из строя из-за утечек в бензосистемах. В ре­зультате германское командование отка­залось от проведения операции.

Но вернемся к кампании в Карском море. К середине сентября состав груп­пы «Грайф» изменился за счет возвра­щения U-711, U-957 и ухода U-278. Обе прибывшие лодки пополнили запасы топлива на U-739, благодаря чему общая продолжительность ее похода достигла 62 суток. «Стая» продолжала оставать­ся в районе между шхерами Минина и островами Нансена. Первым нападению подвергся караван ВД-1 (пароходы «Ре­волюционер», «Буденный» и «Кинги­сепп»), точнее, его эскорт (пять траль­щиков, из них четыре типа «AM», и два сторожевика). 21 сентября U-711 выпус­тила по нему шесть торпед, но те не сра­ботали по неизвестной причине, возмож­но, из-за крайне низких температур. На следующий день конвой атаковали U-739 и U-957, но и их залпы тоже не принесли результатов. Первого успеха в ночь на 23-е добилась U-957. При очередной ата­ке каравана последний остававшийся на борту «Цаункёниг» навелся на стороже­вик «Бриллиант» и потопил его со всем личным составом. Для преследования лодки командир конвоя оставил траль­щик Т-120 (капитан-лейтенант Д.А.Лысов), который утром 24-го стал жертвой U-739. После попадания первой торпеды у корабля оторвало корму, но он остался на плаву и даже открыл артиллерийский огонь по показавшемуся перископу суб­марины. Спустя два часа тральщик по­лучил новое торпедное попадание, рас­коловшее корпус корабля пополам. При­мерно в то же время ВД-1 прибыл на Дик­сон, и израсходовавшие почти все торпе­ды субмарины группы «Грайф» прекра­тили преследование. Их последним «под­вигом» стал захват радиостанции на мысе Стерлигова в ночь на 25 сентября. Нем­цам удалось пленить шестерых зимовщи­ков (один из них сумел сбежать при по­грузке на субмарину) и захватить ряд сек­ретных документов. За проведение этой «героической» операции командир U-957 обер-лейтенант Шаар был награжден ры­царским крестом.

Последние события подводной вой­ны в Арктике разыгрались на трассах северных конвоев. В сентябре немцам удается потопить два судна из карава­на RA-60, но от ответных ударов в тече­ние месяца идут на дно U-394, U-703 и U-921. В следующем месяце «у-боты» безрезультатно атакуют караван JW-61. Контратаки эскортных кораблей также успеха не имеют, поскольку сосредото­ченная против конвоя группа «Пантер» впервые на этом театре комплектуется подлодками, оснащенными «шнорхелями». С этого момента боевая деятель­ность немецких субмарин приобретает те же черты, что в британских прибреж­ных водах, с той лишь разницей, что группы лодок разворачиваются не у со­юзных баз, а на небольшом удалений от входа в Кольский залив. По этой же причине немцам оказывается намного проще атаковывать караваны, выходя­щие из Мурманска, чем перехватывать те, что идут из Англии. Уровень совет­ской противолодочной обороны не­адекватен подводной угрозе, и это сра­зу же поняли в штабе Северного фло­та. И если из состава хорошо охраняе­мых союзных караванов RA-61 и RA-62 субмаринам удается повредить лишь эсминец «Кассандра» и фрегат «Мунсей», то советская сторона теряет в течение декабря два судна (пароходы «Революция» — 433 брт и «Пролетарий» — 1128 брт), тральщик Т-883, два больших охотника (оба были уничтоже­ны акустическими торпедами во вре­мя поиска субмарин на Кильдинском плесе) и мотобот «Решительный»; транспорт «Тбилиси» (7176 брт) полу­чает серьезные повреждения. В январе 1945-го жертвами акустических торпед становятся эсминцы «Деятельный» и «Разъяренный» (последний удалось спасти). Союзники недоумевают — Се­верный флот, изрядно пополненный со­временными кораблями и самолетами, не в состоянии навести порядок в «собственном доме»! Справедливости ради следует отметить, что советское коман­дование всеми силами пытается проти­водействовать субмаринам, но не в со­стоянии изменить сложившееся поло­жение дел, обусловленное, в первую очередь, недостаточной подготовкой ко­мандиров и экипажей противолодочных кораблей. Наиболее эффективными оказываются все те же, что и раньше, де­довские методы. Краснофлотцам, по-ви­димому, не удается потопить ни одной лодки — лишь U-1163 получает повреж­дения от таранного удара эсминца «Жи­вучий» в ночь на 9 декабря. В этот же месяц в ходе операции против RA-62 немцы теряют U-365 и U-387 — по всей видимости, от глубинных бомб британ­ских кораблей.

Паре конвоев JW-63/RA-63 удается избежать обнаружения немецкой развед­кой, но JW-64/RA-64 между 13 и 17 фев­раля попадает в серьезную переделку. Из состава каравана, прибывающего в СССР, U-992 торпедирует корвет «Ден­би Касл». На следующий день, 14 фев­раля достается советскому прибрежно­му конвою БК-3. Несмотря на сопровож­дение, включавшее эсминцы «Урицкий», «Карл Либкнехт», «Живучий» и «Жест­кий», два тральщика типа «AM» и не­сколько больших охотников, лодкам U-711 и U-968 удалось торпедировать транс­порт «Хорас Грей» (7200 брт) и танкер «Норфьел» (8129 брт). 16-го перед вы­ходом в море обратного каравана бри­танские и советские поисковые группы устроили традиционную зачистку Кильдинского плеса, в ходе которой шлюп «Ларк» потопил U-425. На следующий день выяснилось, что этих мер оказалось недостаточно. Та же пара субмарин, что отличилась при атаке БК-3, торпедирова­ла «либерти» «Томас Скотт» (7176 брт), шлюп «Ларк» и потопила корвет «Блюбелл». Союзники оказались разочарова­ны и в следующий раз при проводке JW-65 20 марта. На подходах к Кольскому заливу они изменили маршрут конвоя без уведомления советской стороны. Но этот маневр не позволил избежать по­терь — U-995 тяжело повредила «Хорас Башнелл» (7176 брт; еще 2 марта эта же субмарина потопила советский охотник БО-224), a U-968 уничтожила «Томас Дональдсон» (7210 брт) и шлюп «Лэпвинг». Командир U-968 обер-лейтенант Вестфален, на счету которого «Норфьел», «Томас Скотт», «Томас Дональдсон», «Ларк» и «Лэпвинг», 23 марта получает свой рыцарский крест. Еще раньше — 11 февраля — эта же награда достается командиру U-995 обер-лейтенанту Хессу. Как и командиры советских «малю­ток» в 1941-м, он получает свою награ­ду за «смелый прорыв на внутренний рейд вражеской базы», но так же, как и они, не добивается успеха — обе торпе­ды, выпущенные им в гавани освобожден­ного Киркенеса, взрываются при ударе о пирс. И все же относительная успешность и безнаказанность действий немцев у входа в Кольский залив вызывают серь­езную обеспокоенность британской сто­роны. Союзники предлагают произвести постановку противолодочного минного заграждения, подобно тому, какое было сделано вокруг Британских островов. Ко­мандование Северного флота и руковод­ство ГМШ единодушно высказались про­тив подобной помощи, но в Кремле рас­судили по-государственному и дали добро. 22 апреля минный заградитель «Апполло», эсминцы «Оппортьюн», «Обиджент» и «Оруэлл» выставили се­веро-восточнее Кильдина и у мыса Сеть-Наволок два минных заграждения, состо­явших в общей сложности из 276 мин марки XVII, с углублением 18 метров от поверхности воды. Мера эта была пра­вильная, но слишком запоздалая. И все же она, по-видимому, сыграла свою роль, став причиной пропажи без вести U-286. В тот же день немецкие подводные лод­ки атаковали советский прибрежный кон­вой ПК-9, из состава которого потопили пароход «Онега» (1603 брт) и повредили норвежский «Иде-фьорд» (4287 брт). Обоих успехов добилась U-997 (коман­дир обер-лейтенант Леманн; 8 мая удо­стоен рыцарского креста), которая по­лучила некоторые повреждения в ре­зультате энергичной контратаки совет­ского эсминца «Карл Либкнехт». Из-за нарушения дифферентовки субмарина всплыла и подверглась кратковремен­ному артиллерийскому обстрелу «Либкнехта», но его канонирам, к сожалению, не удалось добиться ни одного попада­ния. Другие атаки, произведенные U-481 и U-294, не имели результата из-за неисправностей акустических торпед. К прибывающему конвою JW-66 удалось прорваться только U-711, но ее торпед­ный залп оказался на этот раз неточен. Впрочем, это обстоятельство не помеша­ло Ланге доложить о новых успехах, в ре­зультате чего он стал последним обла­дателем рыцарского креста с дубовыми листьями в подводном флоте, и един­ственным, кто удостоился этой награды, воюя в северных водах.

Операция по «зачистке» подходов к базе перед выходом обратного карава­на на этот раз оказалась более эффек­тивной. В ходе нее британская поиско­вая группа 29 апреля потопила U-307, а советская авиация повредила U-716. Правда, U-968 удалось потопить фрегат «Гудол» — последний корабль, потерян­ный союзниками на Северном театре. Несмотря на близкое окончание войны, британское Адмиралтейство решило не отменять операцию «Правосудие», пре­дусматривавшую нанесение внезапного удара палубной авиации по базе «у-ботов» в Килботне близ Нарвика. Утром 4 мая самолеты с эскортных авианосцев «Сёрчер», «Куин» и «Трампитер» вне­запно появились над якорной стоянкой и в течение нескольких минут пустили на дно плавбазу «Блэк Уотч» и ветерана боев в Арктике U-711. На этом боевые действия на Северном морском театре прекратились. Последний союзный кара­ван — RA-67, вышедший из устья Клай­да 12 мая, выделил из своего состав одну эскортную группу для встречи и со­провождения в Англию 14 «у-ботов» из Килботна. Подводя итог почти четырех­летнему противоборству, стоит заметить, что хотя в северных водах германские подводные лодки находились в стороне от своего главного театра действий, их усилия оказали огромное влияние не только на ход боевых действий в Аркти­ке, но и на судьбу стратегических север­ных конвоев. Кроме того, подводная угроза оказывала значительное влияние на деятельность Северного флота, а подчас становилась причиной весьма ощутимых потерь. Из-за количественной и качест­венной слабости наших противолодоч­ных сил на момент окончания войны Ба­ренцево море оставалось фактически единственным районом, где дооборудо­ванные «шнорхелем» «семерки» могли оперировать достаточно эффективно.