Линейные корабли
Линейные корабли типа "Iowa" — 4 + 2 единицы
ВВ-61 "Iowa" NYNY 27.6.1940 27.2.1942 2.1943 Находится в резерве
ВВ-62 "New Jersey" FNY 16.9.1940 7.12.1942 5.1943 С 1999 переоборудуется в корабль-музей
ВВ-63 "Missouri" NYNY 6.1.1941 29.1.1944 6.1944 С 1999 корабль-музей
ВВ-64 "Wisconsin" FNY 25.1.1941 7.12.1943 4.1944 С 2001 корабль-музей
49 009/57 539 (ВВ-61), 49 557/58 132 (ВВ-62) т; 262,1 (вл)/ 270,4x33x11 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 212 000 л.с., 33 уз., 7621 т нефти, 15 000 (15) миль. Броня: пояс 330 мм, траверсы 287 мм (ВВ-61 и ВВ-62) или 368 (ВВ-63 и ВВ-64), палуба 152 мм (главная), 37 мм (верхняя) и 16 мм (противоосколочная), башни 496 — 242 мм, барбеты 440 — 287 мм, рубка 445 мм. Эк. 1921 чел. 3x3 — 406-мм/50, 10 х 2 — 127-мм/38, 20 (на ВВ-61 — 19) х 4 — 40-мм/56, 52 (ВВ-61) или 49 (ВВ-62 — ВВ-64) х 1 — 20-мм/70, 2 катапульты, 3 гидросамолета.
Проектирование кораблей типа "Iowa" было начато в 1938 г. При определении их кораблестроительных элементов Генеральный совет вернулся к идее линкора для сопровождения быстроходных авианосных соединений и их защиты от японских тяжелых и линейных крейсеров (корабли типа "North Carolina" первоначально проектировались именно для решения этих задач и должны были иметь 30-узловый ход). К моменту начала проектных работ ограничения Лондонской морской конференции 1936 г., в силу отказа Японии подписать итоговый документ, были подняты с 35 000 до 45 000 т стандартного водоизмещения, а разрешенный калибр артиллерии повысился с 356 до 406 мм. Это позволяло создать корабль с защитой и вооружением, не уступающими принятым на типе "South Dakota", использовав прирост водоизмещения на более мощные машины. В проекте "Iowa" корпус удлинили почти на 70 м при неизменной ширине (лимитирующейся шириной Панамского канала). Возросшее отношение длины к ширине вместе с большей на 60% мощностью ЭУ должно было обеспечить 33-уз. скорость. Увеличившаяся длина броневой цитадели привела к росту веса брони, хотя толщины ее элементов, по сравнению с типом "South Dakota", практически не изменились. Единственным серьезным отличием стало утолщение траверсов до 368 мм, начиная с третьего корабля серии.
На кораблях типа "Iowa" произошел переход на 406-мм орудия новой модели, с длиной ствола 50 клб. Появление этой артсистемы достаточно любопытно — при бронировании и вооружении, аналогичным ЛК типа "South Dakota", получалось, что рост водоизмещения на 10 000 т пошел только на прибавку скорости в 6 уз., что могло послужить предметом для критики нового проекта. В то же время на складах флота хранилось большое число готовых или почти готовых 406-мм/50 орудий, выпущенных в начале 1920-х гг. для линкоров и линейных крейсеров, ставших жертвой Вашингтонской конференции. Использование этих орудий в новом проекте позволяло как сэкономить финансы, так и оправдать рост водоизмещения переходом на новую артсистему. Но оказалось, что установка 406-мм/50 орудий ведет к дополнительному росту водоизмещения (еще примерно на 2000 т). Выход был найден в изготовлении орудий заново, благо имелся задел по проектированию. Как и на предшественниках, тяжелое зенитное вооружение было представлено 10 127-мм спаренными установками, которые дополняли 4x4 28-мм автомата и 12 12,7-мм пулеметов.
Проект утвердили в июне 1938 г., в следующем году был выдан заказ на постройку ВВ-61 и ВВ-62 в рамках 1940-го финансового года. В июле 1939 г. последовало решение о постройке ВВ-63 и ВВ-64 (1940-й финансовый год), а в сентябре 1939 г. утвердили постройку ВВ-65 "Illinois" и ВВ-66 "Kentucky".
Постройка линкоров велась высокими темпами, и в 1943 г. первая пара вступила в строй. ВВ-61 должен был стать флагманским кораблем и отличался боевой рубкой увеличенных размеров. Легкое зенитное вооружение в ходе достройки изменилось: вместо 28-мм автоматов и 12,7-мм пулеметов появились счетверенные 40-мм/56 "бофорсы" и одинарные 20-мм "эрликоны".
Вторая пара вступила в строй в 1944 г., а вот достройка ВВ-65 и ВВ-66 сперва затормозилась, а затем была остановлена.
В ходе службы зенитное вооружение изменилось незначительно — так, к апрелю 1945 г. на всех четырех линкорах дополнительно появилось по 4 х 2 20-мм "эрликона".
"Iowa" поврежден во время шторма 17.12.1944; ремонт до марта 1945 г.
Линейные корабли типа "South Dakota" — 4 единицы
ВВ-57 "South Dakota" |
NYSB |
5.7.1939 |
7.6.1941 |
3.1942 |
Слом в 1962 |
ВВ-58 "Indiana" |
NN |
20.11.1939 |
21.9.1941 |
4.1942 |
Слом в 1963 |
ВВ-59 "Massachusetts" |
BtlhQ |
20.7.1939 |
20.9.1941 |
5.1942 |
С 1965 корабль-музей |
ВВ-60 "Alabama" |
NNY |
1.2.1940 |
16.2.1941 |
8.1942 |
С 1964 корабль-музей |
37 970/44 519 (ВВ-57) т; 203 (вл)/207,3х33х10,7 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 130000 л.с., 27,5 уз., 6959 т нефти, 15000(15) миль. Броня: пояс 330 мм, траверсы 280 мм, палуба 152 — 146 мм (главная), 37 мм (верхняя) и 16 мм (противоосколочная), башни 458 — 242 мм, барбеты 440 — 287 мм, рубка 406 мм. Эк. 1793 чел. 3x3 — 406-мм/45, 10 х 2 (на ВВ-57 — 8x2) — 127-мм/38, 3 х 4 (на ВВ-57 — 5x4) — 28-мм/75, 12x1 — 12,7-мм пул., 2 катапульты, 3 гидросамолета.
В проекте линкоров (будущий тип "South Dakota"), которые должны были строиться по программе 1939 финансового года, перед конструкторами была поставлена задача обеспечить защиту от огня 406-мм орудий, исправив основной недостаток кораблей предыдущего типа "North Carolina". При этом требовалось уложиться в стандартное водоизмещение 35 000 т, избежав заметного падения скорости. Для решения столь сложной задачи пришлось начать проектирование фактически с нуля, позаимствовав из предыдущего проекта лишь состав и схему расположения вооружения. Проектирование началось в 1937 г. Заново конструировали корпус, который стал гораздо короче при той же ширине. За счет более компактного размещения ЭУ общую длину КО и МО удалось сократить на 17 м, что, в свою очередь, позволило уменьшить протяженность забронированного пространства. Хотя толщина брони, по сравнению с предшественниками, увеличилась незначительно, применение новой схемы бронирования обеспечивало значительно лучшую защиту. Пояс по ватерлинии (310-мм броня на 19-мм подкладке из судостроительной стали) располагался под углом 19° наружу глубоко внутри корпуса и простирался вниз до самого днища, постепенно утоньшаясь до 25 мм и переходя в противоторпедную переборку (предполагалось, что новая схема ПТЗ выдержит взрыв торпеды с зарядом 317 кг ТНТ). Внешний борт (19 мм) при этом выполнял роль разрушителя бронебойного наконечника. Толщина и расположение броневых палуб мало отличались от принятой на типе "North Carolina", но главная палуба выполнялась чуть толще. В целом новая схема оказалась более надежной, чем на предшественниках, и обеспечивала зону свободного маневрирования под огнем 406-мм орудий в диапазоне с 90 по 150 кбт (в 4 раза шире, чем на типе "North Carolina").
Короткий корпус с меньшим относительным удлинением потребовал установки более мощной, чем на типе "North Carolina", ЭУ, но скорость все равно упала на пол-узла.
Первоначально предполагалось заказать два корабля (ВВ-57 и ВВ-58), перейдя с ВВ-59 на новый проект (будущий тип "Iowa"), однако в июне 1938 г. последовало решение о постройке еще двух 35 000-т линкоров, так как проектные работы над быстроходным линкором шли медленнее, чем ожидалось.
Головной линкор типа (ВВ-57) должен был стать флагманским кораблем и отличался от остальных трех боевой рубкой больших размеров. Из-за увеличившегося верхнего веса число 127-мм установок на нем сократили до восьми (отчасти это компенсировалось увеличением количества 28-мм автоматов).
Предусмотренные проектом 28-мм автоматы в ходе достройки заменили на счетверенные 40-мм "бофорсы", а 12,7-мм пулеметы — на 20-мм "эрликоны". В ходе войны их число постоянно увеличивалось и в августе 1945 г. достигло на ВВ-57 140 стволов (17x4 — 40-мм/56 и 72x1 20-мм), на ВВ-58 — 128(18x4 — 40-мм/56, 4 х 2 и 48 х 1 20-мм), на ВВ-59 — 85 (12 х 4 — 40-мм/56, 1 х 4, 1 х 2 и 31 х 1 20-мм) и на ВВ-60 —104(12x4 —40-мм/56 и 56 х 1 20-мм).
"South Dakota" 15.11.1942 поврежден япон. надводными кораблями в бою у Гуадалканала; ремонт до февраля 1943 г. 19.6.1944 поврежден япон. авиацией (1 бомбовое попадание); ремонт до августа 1944 г.
Линейные корабли типа "North Carolina" — 2 единицы
ВВ-55 "North Carolina" NYNY 27.10.1937 13.6.1940 4.1941 Корабль-музей с 1961
ВВ-56 "Washington" FNY 14.6.1938 1.6.1940 5.1941 Исключен в 1961
37 484/44 377 (ВВ-56) т; 217,8 (вл)/222,1х33х10 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 121 000 л.с., 28 уз., 6260 т нефти, 17 450 (15) миль. Броня: пояс 305 — 168 мм, траверсы 280 мм, палуба 140 мм (главная), 37 мм (верхняя), 19 мм (противоосколочная), башни и барбеты 406 мм, рубка 406 мм. Эк. 1880 чел. 3x3 — 406-мм/45, 10 х 2 — 127-мм/38, 4x4 — 28-мм/75, 12x1 — 12,7-мм пул., 2 катапульты, 3 гидросамолета.
Первые американские линкоры, построенные после окончания "линкорных каникул". Поначалу предусматривалась постройка корабля, близкого по своим характеристикам к "стандартным" линкорам. В его проекте основной упор был сделан на обеспечение защиты и мощное вооружение при достаточно умеренной скорости. В 1935 г. Генеральный совет пересмотрел требования к будущим линкорам — теперь наряду с защитой и вооружением не меньшее внимание уделялось скорости хода. Было подготовлено несколько вариантов проекта с договорным водоизмещением 35 000 т и со скоростью от 27 до 30 уз. Генеральный совет склонялся к варианту с 30-узловой скоростью и девятью 356-мм орудиями в трех башнях, однако для дальнейшей проработки был выбран проект более тихоходного (27 уз.) корабля с 11 356-мм орудиями в трех- и четырехорудийных башнях (вскоре число орудий довели до 12, заменив трехорудийную башню на четырехорудийную).
Бронирование обеспечивало уровень защиты от огня 356-мм орудий — максимального калибра, предусмотренного ограничениями Лондонской морской конференции 1936 г. (стандартное водоизмещение — не более 35 000 т, калибр артиллерии — не более 356 мм). Так как окончательный протокол подписали только Англия, США и Франция, в документе предусматривался пункт о том, что если в течение года к договору не присоединится Япония, упомянутые ограничения теряют силу и вступают в действие новые — 45 000 т и 406 мм. Когда стало ясно, что Япония не собирается подписываться под решениями конференции, проект новых американских линкоров попытались доработать с учетом изменившейся ситуации. Калибр артиллерии повысили до 406 мм, заменив четырехорудийные башни трехорудийными (имевшими близкий диаметр погона), однако поднять уровень защиты практически не удалось, поскольку для этого пришлось бы полностью перепроектировать корпус (это решено было сделать на кораблях следующего типа). Если под огнем 356-мм орудий "North Carolina" и "Washington" имели зону свободного маневрирования в диапазоне от 100 до 154 кбт, то под огнем 406-мм орудий он сужался до 116 — 130 кбт (для погребов 105— 135 кбт). Бронирование было выполнено по традиционной для американского флота схеме "все или ничего", с той разницей, что число броневых палуб увеличилось до трех — помимо главной и противоосколочной бронировалась и верхняя — для взведения взрывателей бомб. Наружный броневой пояс имел наклон 15° наружу, что повышало его стойкость на больших дистанциях.
Тяжелое зенитное вооружение новых кораблей с самого начала проектировалось очень мощным — 10 спаренных 127-мм/38 установок в средней части корпуса, размещенных на двух ярусах в виде буквы W, стали стандартом для последующих типов американских линкоров. С зенитными автоматами дело обстояло хуже — предусмотренные проектом 28-мм автоматы, прозванные на флоте "чикагским пианино", оказались капризны и ненадежны. Практически сразу после введения в строй их заменили на 8х4 40-мм "бофорсов", а 12,7-мм пулеметы — на 20-мм "эрликоны".
В ходе службы число стволов легкой зенитной артиллерии постоянно увеличивалось и к концу войны насчитывало 143 единицы на ВВ-56 (15x4 40-мм/56 и 1х4, 8х2 и 63х1 20-мм/70) и 132 — на ВВ-55 (24 х 4 40-мм/56 и 8 х 2 и 20 х 1 20-мм/70).
"North Carolina" 15.9.1942 поврежден торпедой япон. ПЛ; ремонт до конца года.
Линейные корабли типа "Colorado" — 3 единицы
ВВ-45 "Colorado" NYSB 29.5.1919 22.3.1921 8.1923 Исключен в 1959
ВВ-46 "Maryland" NN 24.4.1917 20.3.1920 7.1921 Исключен в 1959
ВВ-48 "West Virginia" NN 12.4.1920 19.11.1921 12.1923 Исключен в 1959
32 436 — 32 693/34 560 — 34 946 т; 182,9 (вл)/190,2x29,7 (на ВВ-46 — 32,9)х9,5 м; 4 ТЭУ, 8 ПК, 28 900 л.с., 21 уз. (на ВВ-46 — 20,5), 1900 (максимально возможный 4656 — 4794) т нефти, 9700 (18) миль при максимальном запасе нефти. Броня: пояс и траверсы 343 мм, палуба 89 (главная) и 37 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 320 мм, рубка 406 мм. Эк. 1083 чел. 4 х 2 — 406-мм/45, 10x1 — 127-мм/51, 8 х 1 — 127-мм/25 зен., 4x1— 76-мм/50 (на ВВ-45 и ВВ-48), 4 х 4 — 28-мм (на ВВ-46), 8 — 11 х 1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 3 гидросамолета.
По планам Генерального совета, на линкорах программы 1917 г. должен был произойти переход с 356-мм на 406-мм орудия ГК. Успели даже подготовить проект такого корабля (водоизмещение 35 000 т, 10 406-мм/45 орудий), однако в июне 1916 г. Секретарь флота приказал строить ВВ-45 — ВВ-48 по образу и подобию кораблей предшествующей программы (то есть типа "Tennessee"), но конструкторам была предоставлена возможность определиться с выбором артиллерии ГК. Дело в том, что еще при проектировании кораблей программы 1915 г. рассматривалась возможность замены трехорудийных башен с 356-мм орудиями на двухорудийные с 406-мм. С ГК новых линкоров окончательно определились в августе 1916 г., когда главный кораблестроитель одобрил замену 356-мм орудий на 406-мм.
Постройка ВВ-47 "Washington" была прекращена в связи с решениями Вашингтонской конференции.
На "Maryland" в 1922 г., вскоре после вступления в строй, число 127-мм/51 орудий сократили до 12, а число 76-мм зениток увеличили до 8. Два других достраивались уже с этим составом вооружения.
Во время ремонта в 1928 — 1929 гг. на всех трех линкорах установлены 8 х 1 127-мм/25 зениток (на местах снятых 76-мм) и столько же 12,7-мм пулеметов. Смонтированы катапульты для запуска гидросамолетов.
С начала 1930-х гг. рассматривались различные варианты модернизации этих кораблей, в основном с целью усиления противоторпедной и горизонтальной защиты. До конца 1930-х ни один из планов модернизации реализован не был, и лишь в октябре 1940 г. Секретарь флота утвердил программу модернизации линкоров типов "Tennessee" и "Colorado" (наделка булей, увеличивающая ширину корпуса до 32,9 м, установка 4x4 28-мм автоматов при демонтаже двух 127-мм/51 орудий). В мае — августе 1941 г. ее прошел "Maryland", в ноябре работы начались на "Colorado" (закончены в феврале 1942 г.; помимо 28-мм автоматов, нес дополнительно 14 х 1 20-мм "эрликонов").
На "West Virginia" модернизация была запланирована на 1942 г., до вступления США в войну на нем успели лишь усилить зенитное вооружение, поставив 4x1 76-мм/50 орудия (на местах, зарезервированных для 28-мм автоматов, число 127-мм/51 орудий сократилось до 10). Фактическая гибель этого линкора в Пёрл-Харборе 7.12.1941 поставила вопрос не о модернизации, а о полном восстановлении корабля. Состав работ, затянувшихся до июля 1944 г., повторял модернизацию линкоров "Tennessee" и "California". Ширина корпуса увеличилась до 34,8 м за счет установки двухслойных булей, толщина главной броневой палубы возросла до 140 мм. Боевая рубка заменена на более легкую. Полностью изменен состав зенитной артиллерии: 8x2 127-мм/38 орудий, 10x4 40-мм/56 "бофорсов" и 43 20-мм/70 "эрликона". Внешне корабль после модернизации стал очень похожим на новейшие линкоры типа "South Dakota". До конца войны состав вооружения на этом линкоре практически не изменился, лишь число 20-мм автоматов возросло до 58 единиц.
При ремонте повреждений, полученных в Пёрл-Харборе, "Maryland" получил 16x1 20-мм/70 "эрликонов". В течение 1942 г. на нем и на "Colorado" срезали до половины решетчатую грот-мачту. В начале 1943 г. оба эти линкора получили дополнительно по 2 х 4 28-мм автомата (стало 6 х 4 28-мм и свыше 40 20-мм автоматов). В ноябре того же года с них сняты все 28-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы и установлены по 32 (6 х 4 и 4 х 2) 40-мм/56 "бофорса". В начале 1944 г. на "Maryland" и "Colorado" окончательно срезали грот-мачту, заменив ее башенноподобной, число "бофорсов" увеличили до 36 (8 х 4 и 2 х 2).
С "Maryland" в ходе ремонта повреждений летом 1945 г. сняты все 127-мм/25 и 127-мм/51 орудия, вместо которых смонтированы 8x2 127-мм/38 установок, число стволов легкой зенитной артиллерии возросло до 92 единиц (11 х 4 и 2 х 2 40-мм/56 и 1 х 4 и 20 х 2 20-мм/70).
"Maryland" 7.12.1941 в ходе налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор поврежден попаданиями двух бомб; ремонт до февраля 1942 г. 22.6.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до августа 1944 г. 29.11.1944 поврежден камикадзе; ремонт до марта 1945 г. 7.4.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт до августа 1945 г.
"West Wirginia" 7.12.1941 в ходе налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор получил попадания 6 — 7 торпед и 2 бомб, затонул. Поднят в мае 1942 г. и поставлен на ремонт и модернизацию, продолжавшиеся до июля 1944 г.
"Colorado" поврежден 24.7.1944 япон. береговой батареей (22 попадания); ремонт до октября 1944 г.
Линейные корабли типа "Tennessee" — 2 единицы
BB-43 "Tennessee" NYNY 14.5.1917 30.4.1919 6.1920 Исключен в 1959
ВВ-44 "California" MINY 25.10.1916 20.11.1919 8.1921 Исключен в 1959
32 140/34 560 т; 182,9 (вл)/190,2x29,7x9,4 м; 4 ТЭУ, 8 ПК, 28 500 — 28 600 л.с., 21 уз., 1900 (максимально возможный — 4656) т нефти, 9700 (18) миль при максимальном запасе нефти. Броня: пояс и траверсы 343 мм, палуба 89 (главная) и 37 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 320 мм, рубка 406 мм. Эк. 1083 чел. 4 х 3 — 356-мм/50, 10x1— 127-мм/51, 8x1 — 127-мм/25 зен., 4x1— 76-мм/50, 8x1— 12,7-мм, 2 катапульты, 3 гидросамолета.
Два линкора программы 1916 г. (будущие "Tennessee" и "California") планировалось строить по образу "линкоров 1915 г." (ВВ-40 — ВВ-42). Уже после выдачи заказа на постройку (октябрь 1915 г.) в их проект внесли ряд изменений. В декабре 1915 г. было принято решение оснастить их турбоэлектрической ЭУ, а в феврале следующего года утвердили установку новой четырехслойной ПТЗ (глубиной 5,3 м, по расчетам, она должна была выдерживать взрыв торпеды с зарядом 181 кг ТНТ). При этом плиты главного пояса не устанавливались на полке-шельфе, а крепились на обшивку, что высвобождало больше места для ПТЗ. Число 127-мм/51 противоминных орудий сократилось до 14. За счет отказа от расположения таких орудий в оконечностях, борта корпуса в районе полубака и юта стали гладкими, без характерных для линкоров типов "Nevada", "Pennsylvania" и "New Mexico" изломов казематов. Окончательный проект был готов лишь в марте 1916 г.
В 1922 г., вскоре после вступления в строй, число 127-мм/51 орудий сокращено до 12, а число 76-мм зениток увеличено до восьми. Во время ремонта в 1928 — 1929 гг. на линкоры установлены 8x1 127-мм/25 зениток (на местах снятых 76-мм) и столько же 12,7-мм пулеметов. Смонтированы катапульты для запуска гидросамолетов.
С начала 1930-х гг. рассматривались различные варианты модернизации этих кораблей, однако лишь в октябре 1940 г. Секретарь флота утвердил программу работ, аналогичную принятой для типа "Colorado" (наделка булей, увеличивающая ширину корпуса до 32,9 м, установка 4x4 28-мм автоматов при демонтаже двух 127-мм/51 орудий). Для "Tennessee" и "California" эти работы были запланированы на 1942 г., но начавшаяся война изменила планы. До вступления США в войну на этих кораблях успели лишь усилить зенитное вооружение, поставив 4x1 76-мм/50 орудия (на местах, зарезервированных для 28-мм автоматов, число 127-мм/51 орудий сократилось до 10).
На "Tennessee" в начале 1942 г. при ремонте повреждений, полученных в Пёрл-Харборе, 76-мм зенитки заменили на 4 х 4 28-мм автомата, добавлены 16x1 20-мм/70 "эрликонов", решетчатая грот-мачта демонтирована, вместо нее сооружена башенноподобная надстройка. Кардинальную модернизацию "Tennessee" прошел с сентября 1942-го по май 1943 г. Были установлены двухслойные були, увеличившие ширину корпуса до 34,8 м, толщина главной броневой палубы возросла до 140 мм. Боевая рубка снята и заменена на более легкую, с толщиной стенок 127 мм. Состав артиллерийского вооружения, за исключением орудий ГК, полностью изменен. Все 127-мм пушки (как зенитные, так и противоминные) демонтированы и заменены на 8 х 2 127-мм/38 установок. Легкая зенитная батарея теперь состояла из 10x4 40-мм/56 "бофорсов" и 43 20-мм/70 "эрликонов". Полностью изменился внешний вид корабля — новые надстройки и одна дымовая труба делали "Tennessee" очень похожим на новейшие линкоры типа "South Dakota" (полному сходству мешала только "лишняя" башня ГК).
Тяжело поврежденный в Пёрл-Харборе "California" находился в ремонте до января 1944 г. Состав работ на нем был аналогичен проведенным на "Tennessee". После модернизации водоизмещение корабля составило 34 859/40 354 т, скорость уменьшилась до 20,5 уз.
Во время ремонта повреждений весной 1945 г. состав легкого зенитного вооружения на "California" возрос до 136 стволов (14х4 40-мм/56 и 40 х 2 20-мм/70 автоматов).
Летом 1945 г. планировалось усилить зенитное вооружение, доведя число 40-мм "бофорсов" до 60, а 20-мм "эрликонов" — до 40, но из-за окончания войны работы не проводились.
"Tennessee" во время налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор 7.12.1941 поврежден двумя бомбами и пожаром; ремонт до марта 1942 г. 12.4.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт 1 месяц.
"California" во время налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор 7.12.1941 получил попадания двух торпед и нескольких бомб и сел на грунт. Поднят 26.3.1942, ремонтировался и модернизировался до января 1944 г. 6.1.1945 поврежден камикадзе; ремонт до мая 1945 г.
Линейные корабли типа "New Mexico" — 3 единицы
BB-40 "New Mexico" NYNY 14.10.191523.4.1917 5.1918 Исключен в 1947
BB-41 "Mississippi" NN 5.4.1915 25.1.1917 12.1917 Исключен в 1956
ВВ-42 "Idaho" NYSB 20.1.1915 30.6.1917 3.1919 Исключен в 1947
33 420/36 157 т; 182,9 (вл)/190,2x32,4x9,4 м; 4 ТЗА, 4 (на ВВ-40 — 6) ПК, 40 000 л.с., 22 уз., 5400 т нефти (максимально возможный), 22 000 — 26 000 (10) миль при максимальном запасе нефти. Броня: пояс и траверсы 343 мм, палуба 140 (главная) и 70 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 330 мм. Эк. 1443 чел. 4 х 3 — 356-мм/50, 12 X 1 — 127-мм/51, 8х1 — 127-мм/25 зен., 4x1 — 76-мм/50, 4 — 6x1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 3 гидросамолета.
Три линкора этого типа строились по программе 1915 г. К проектированию приступили весной 1913 г., первоначально предполагалось вооружить их новейшими 406-мм/45 орудиями в двухорудийных башнях ГК и 152-мм артиллерией противоминного калибра, однако в середине года последовало решение вернуться к 356-мм орудиям, которые при существующих дистанциях (ограниченных условиями видимости) практически не уступали в бронепробиваемости 406-мм, но при этом были заметно скорострельнее. Окончательно с выбором проекта определились в январе 1914 г., когда Секретарь флота (морской министр) приказал строить новые корабли по типу "Pennsylvania". Уже после утверждения проекта в июле 1914 г. вооружение корабля усилили, заменив 356-мм/45 орудия на более мощные 356-мм/50. Тогда же была изменена форма форштевня, вместо таранного, ставшего изогнутым ("клиперским"), с большим развалом шпангоутов, что заметно улучшило мореходность. Повысили толщину броневых траверсов (с 320 до 343 мм) и главной палубы (с 76 до 89 мм). Кроме того, один из кораблей серии, ВВ-40, решили в экспериментальном порядке оснастить турбоэлектрической ЭУ.
Практически сразу после вступления в строй головного ВВ-40 с него сняли 8 из 22 127-мм противоминных орудий, два остальных корабля этого типа достраивались уже с уменьшенным числом (до 14) таких орудий. В 1922 г. сняли еще 2 127-мм/51 орудия, а число 76-мм зениток увеличили до восьми.
В 1931 г. корабли встали на большую модернизацию, целью которой стало доведение их ТТХ до уровня линкоров так называемой "большой пятерки". Состав работ включал ремонт и модернизацию ЭУ: замену 9 ПК на 4 — 6 новых; ПТУ с прямой передачей (на ВВ-41 и ВВ-42) и ТЭУ (на ВВ-40) — на ТЗА. Вновь установленные ПК и ТЗА первоначально предназначались для линкоров и линейных крейсеров, строительство которых было отменено Вашингтонской конференцией 1922 г. Противоторпедная защита усилена за счет наделки булей (ширина увеличилась с 29,7 до 32,4 м). Усилена горизонтальная защита. Угол возвышения орудий ГК возрос до 30°. Состав зенитного вооружения изменен: 76-мм орудия заменены на 127-мм/25. Во внешнем виде изменения коснулись в основном носовой надстройки, которая была полностью перестроена, получив коробчатую форму, отдаленно напоминающую стоящую на англ. ЛК "Nelson". Обе решетчатые мачты были демонтированы. Установлены две катапульты для запуска гидросамолетов: одна на крыше башни №3, вторая на квартердеке. Корабли вступили в строй после модернизации в августе 1932 г. (ВВ-41), январе 1933 г. (ВВ-42) и октябре 1934 г. (ВВ-40).
В 1941 г. было принято решение вооружить корабли 4x4 28-мм автоматами, однако из-за нехватки последних временно на их позициях разместили 76-мм/50 зенитки.
В декабре 1941 — январе 1942 гг. на всех трех кораблях наконец установлены 4x4 28-мм автомата (вместо временных 76-мм) и 8 х 1 20-мм "эрликонов".
С октября по декабрь 1942 г. на ВВ-42 сняты все противоминные 127-мм/51 орудия, 28-мм автоматы и катапульта с 3-й башни ГК. Зенитное вооружение усилено 10x4 40-мм/56 и 16 х 1 20-мм автоматами. Число последних к февралю 1943 г. увеличилось до 43 единиц. С октября 1944 по январь 1945 г. прошел модернизацию, в ходе которой вместо 8x1 127-мм/25 орудий получил 10x1 127-мм/38 орудий, состав легкой зенитной батареи не изменился (40 40-мм и 43 20-мм автоматов).
На ВВ-40 и ВВ-41 в конце 1942 г. сняли 4 127-мм неуниверсальных орудия и катапульту с 3-й башни ГК. Установлены 2x4 40-мм/56 и 6 х 1 20-мм/70 автоматов. В сентябре — октябре 1943 г. с обоих кораблей сняли 28-мм автоматы, число "бофорсов" довели до 20 (4 х 4 и 2 х 2), а "эрликонов" до 24 — 29 (24 х 1 на ВВ-40 и 29 х 1 на ВВ-41, к январю 1944 г. их число увеличено до 43 и 50 соответственно). В конце 1944 г. на ВВ-40 и ВВ-41 число "бофорсов" составило 40 (4 х 10).
На ВВ-41 в марте — апреле 1945 г. в ходе ремонта число 127-мм/25 увеличено до 16 х 1, при этом 6 противоминных 127-мм/51 орудий сняты. Добавлены 2x4 "бофорса" (стало 12 х 4), число "эрликонов" сократилось до 34. Для компенсации веса с корабля сняли тяжелую боевую рубку, заменив ее 38-мм противоосколочной защитой.
Летом 1945 г. предполагалось провести еще одну модернизацию, которая предусматривала приведение разномастного зенитного вооружения к единому стандарту: 8x2 127-мм/38, 12 — 14х4 и 2х2 40-мм/56, 20 х 2 20-мм/70. Осуществлению этих планов помешало окончание войны.
ВВ-40 "New Mexico" 6.1.1945 поврежден камикадзе; ремонт до марта 1945 г. 12.5.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт до августа 1945 г. ВВ-41 "Mississippi" 9.1.1945 поврежден камикадзе; ремонт в марте — апреле 1945 г. 5.6.1945 вновь поврежден камикадзе; ремонт в течение месяца.
Линейные корабли типа "Pennsylvania" — 2 единицы
ВВ-38 "Pennsylvania" NN 27.10.1913 16.3.19156.1916 Исключен в 1948
ВВ-39 "Arizona" NYNY 16.3.1914 19.6.191510.1916 Погиб 7.12.1941
33 384/35 929 т; 182,9 (вп)/185,3х32,4х9,4 м; 2 ТЗА + 2 ПТУ, 12 ПК, 31 500 л.с., 21 уз., 2300 т нефти. Броня: пояс 343 мм, траверсы 320 мм, палуба 114 (главная) и 37 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 330 мм, рубка 406 мм. Эк. 1052 чел. 4x3 — 356-мм/45, 12 х 1 — 127-мм/51, 8 х 1 — 127-мм/25 зен. 4x1— 76-мм/50, 8 — 9 х 1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 2 гидросамолета.
Строились по программам 1913 г. (ВВ-38) и 1914 г. (ВВ-39). Увеличенный вариант ЛК типа "Nevada", с четырьмя трехорудийными башнями ГК и двадцатью двумя 127-мм/51 противоминными орудиями. Схема бронирования практически полностью повторяла принятую на предыдущем типе. Помимо усиления вооружения, прирост водоизмещения (более чем на 4000 т) пошел на улучшение противоторпедной защиты.
"Pennsylvania" и "Arizona" подверглись модернизации в 1929 — 1931 гг. Состав работ: ремонт и модернизация ЭУ — замена 12 ПК на 6 новых, ПТУ с прямой передачей частично (2 вала) заменена на ТЗА, изготовленные для ЛК "Washington". Противоторпедная защита улучшена за счет наделки булей (ширина увеличилась с 29,6 до 32,4 м). Усилена горизонтальная защита. Угол возвышения орудий ГК увеличен до 30°. Число неуниверсальных 127-мм/51 орудий сокращено с 22 до 12, за счет чего размещено 8 зенитных того же калибра. Сняты ТА. Решетчатые мачты заменены на треногие. Смонтированы две катапульты для запуска гидросамолетов: одна на крыше башни №3, вторая на квартердеке.
В 1941 г. было принято решение вооружить корабли 4x4 28-мм автоматами, однако из-за нехватки последних временно на их позиции ставились 76-мм/50 зенитки.
В начале 1942 г. на "Pennsylvania" добавлены 4 127-мм/25 зенитки (стало 12 х 1), 76-мм орудия заменены на 2x4 28-мм автомата. С октября 1942 по февраль 1943 г. прошел модернизацию вооружения, в ходе которой все 127-мм/25 сняты и заменены на 8 х 2 127-мм/38. 28-мм автоматы уступили свое место счетверенным 40-мм "бофорсам". Одновременно перестроена носовая надстройка и снята боевая рубка. Срезана грот-мачта. В 1945 г. общее число стволов легкой зенитной артиллерии достигло 111 (10 х 4 40-мм/56 "бофорсов", 22 х 2 и 27 х 1 20-мм"эрликонов").
"Pennsylvania" легко поврежден 7.12.1941 во время налета япон. авиации на Пёрл-Харбор; ремонт до конца марта 1942 г. 12.8.1945 поврежден япон. авиаторпедой; проведен частичный ремонт, законченный в октябре 1945 г.
"Arizona" 7.12.1941 во время налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор получил попадание бомбой в погреб боезапаса, взорвался и затонул. Затонувший остов сохраняется как военный мемориал. Формально из состава флота "Arizona" не исключен.
Линкоры типа "Nevada" — 2 единицы
BB-36 "Nevada" BtlhQ 4.11.1912 11.7.1914 3.1916 Затоплен 31.7.1948
BB-37 "Oklahoma" NYSB 23.3.1912 23.3.1914 5.1916 Погиб 7.12.1941
29 670/31 706 т; 175,3 (вл)/177,7x32,9x9 м; 2 ТЗА (на ВВ-37 — 2 ПМУ), 6 ПК, 25 000 п.с., 20,2 уз., 2000 т нефти, 10 000 (10) миль. Броня: борт 343 мм, траверсы 320 мм, палуба 127(главная) + 37 (противоосколочная) мм, рубка 406 мм, башни 457 мм, барбеты 330 мм. Эк. 1374 чел. 2х3 и 2х2 — 356-мм/45, 12 х 1 — 127-мм/51, 8x1 — 127-мм/25 зен., 4x1 — 76-мм/50, 8x1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 2 гидросамолета.
"Nevada" и "Oklahoma", строившиеся по программе 1912 г., стали первыми американскими линкорами, бронирование которых было выполнено по схеме "все или ничего", в основу которой закладывалась концепция ведения боя на больших дистанциях. Пояс толщиной 343 мм тянулся на протяжении 120 м, оканчиваясь траверсными переборками той же толщины. Броневая палуба — без скосов, расположена поверх пояса. Кроме этой цитадели, бронировались только рубка, башни и рулевой привод в корме. Остальные части корабля, например вспомогательная артиллерия, не бронировались вообще. Как и корабли предшествующего типа, они несли по 10 356-мм орудий ГК, но в проекте новых линкоров отказались от средней башни ГК, вернувшись к линейно-возвышенному расположению башен в оконечностях (как на типе "Michigan"), нижние из которых выполнялись трехорудийными. Экономия веса за счет размещения орудий в четырех башнях вместо пяти пошла на усиление бронирования, к тому же устранялась опасная близость погребов боезапаса к КО.
Прошли модернизацию в 1927 — 1930 гг. ("Oklahoma") и 1927 — 1930 гг. ("Nevada"). Состав работ: ремонт и модернизация ЭУ — замена 12 ПК на 6 новых, кроме того, на ВВ-36 оригинальная ПТУ заменена на ТЗА, первоначально изготовленный для отправленного на слом линкора "North Dakota". Противоторпедная защита улучшена за счет наделки булей (ширина увеличилась с 29,1 до 32,9 м). Усилена горизонтальная защита. Угол возвышения орудий ГК увеличен до 30°. Число неуниверсальных 127-мм/51 орудий сокращено с 21 до 12, за счет чего удалось разместить 8 зенитных орудий того же калибра. Сняты ТА. Решетчатые мачты заменены на треногие. Смонтированы две катапульты для запуска гидросамолетов: одна на крыше башни №3, вторая на квартердеке.
В 1941 г. было принято решение вооружить корабли 4x4 28-мм автоматами, однако из-за нехватки последних временно на их позиции ставились 76-мм/50 зенитки.
В ходе ремонта повреждений, полученных 7.12.1941, на "Nevada" перестроили носовую надстройку, при этом была снята тяжелая боевая рубка. Грот-мачта срезана. Смешанную батарею из 127-мм/51 и 127-мм/25 орудий заменили на 8 новейших спаренных 127-мм/38 универсальных установок, 4x4 40-мм/56 и 16 х 1 20-мм/70 автоматов. Летом 1944 г. после очередного ремонта корабль нес 9x4 40-мм/56 "бофорсов" и 38 20-мм "эрликонов", а в 1945 г. общее число стволов легкой зенитной артиллерии достигло 85 (10 х 4 40-мм/56 "бофорсов", 20 х 2 и 5 х 1 20-мм "эрликонов"). Полное водоизмещение к 1945 г. составляло около 34 000 т.
"Oklahoma" потоплен японской авиацией в Пёрл-Харборе 7.12.1941. Получил 4 торпеды, опрокинулся и затонул. В 1943 г. поднят, но не ремонтировался.
"Nevada" 7.12.1941 тяжело поврежден во время япон. налета на Пёрл-Харбор. Получил попадания одной авиаторпеды и 2 — 3 авиабомб, посажен на мель. 12.2.1942 поднят и находился в ремонте до начала весны 1943 г.
Линейные корабли типа "New York" — 2 единицы
BB-34 "New-York" NYNY 11.9.1911 30.10.19124.1914 Затоплен 8.7.1948
BB-35 "Texas" NN 17.4.191118.5.1912 3.1914 Корабль-музей с 1948
27000/31924 т; 172,2 (вл)/174,7x32,3x9,2 м; 2 ПМУ, 6 ПК. 28100 л.с., 20 уз., 5000 т нефти, Броня: борт 305 мм, палуба 88 мм (107 мм над МО), рубка 305 мм, башни 356 мм, барбеты 305 мм. Эк. 1290 чел. 5 X 2 — 356-мм/50, 16 х 1 — 127-мм/51, 10x1— 76-мм/50, 4x4 — 28-мм, 1 катапульта и 3 гидросамолета.
Строились по программе 1911 г. Проект во многом повторял тип "Arkansas". Первоначально предполагалось вооружить эти корабли 5x3 305-мм/50, но появление в Англии сверхдредноутов с 343-мм орудиями подтолкнуло американцев повысить калибр до 356 мм, заменив трехорудийные башни на двухорудийные. В ходе проектирования от паротурбинной установки по ряду причин отказались в пользу консервативной паромашинной (из-за низкой экономичности первых ПТУ). Бронирование отличалось от линкоров типа "Arkansas" только на один дюйм большей толщиной пояса по ватерлинии и усилением защиты башен ГК.
В 1925 — 1927 гг. оба корабля прошли модернизацию, аналогичную той, которой подверглись корабли типа "Arkansas": усиление горизонтальной защиты, улучшение противоторпедной защиты за счет установки булей (ширина увеличилась с 29,1 до 32,3 м) и уменьшения размеров КО (за счет замены 14 ПК со смешанным отоплением на 6 чисто нефтяных). Как и их 12-дюймовые предшественники, "New York" и "Texas" лишились одной из своих труб. Обе решетчатые мачты были заменены на менее подверженные вибрации треногие. На крыше 3-й башни ГК смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов. Число 127-мм противоминных орудий сократилось до 16, а зенитных 76-мм — увеличилось до 8. Оба подводных ТА демонтировали. В результате модернизации водоизмещение повысилось примерно на 3000 т. Как и предшественники, линкоры типа "New York" отличались неважной мореходностью, что не исправила и модернизация. К тому же выяснилось, что корабли с паромашинной ЭУ оказались подвержены сильной вибрации на 12 — 14-уз. ходу — стандартной экономической скорости флота.
Незадолго до вступления США во Вторую мировую войну на кораблях усилено зенитное вооружение — установлено несколько четырехствольных 28-мм автоматов.
В 1942 г. ВВ-34 и ВВ-35 прошли усиление зенитного вооружения — 28-мм автоматы были заменены на 6х4 40-мм/56 "бофорсов" и 36х1 20-мм/70 "эрликонов". Тогда же число 127-мм орудий сократилось до шести.
К 1945 г. на кораблях число стволов легкой зенитной артиллерии достигало 80 (10x4 40-мм/56 "бофорсов" и 44х1 и 1х2 20-мм "эрликон"), не считая 10 76-мм орудий.
Во время поддержки высадки союзников в Нормандии "Texas" 26.6.1944 получил несколько попаданий 280- и 240-мм снарядов, выпущенных герм, береговой батареей; ремонт 1 месяц.
Линейный корабль "Arkansas" — 1 единица
ВВ-32 "Arkansas" NYSB 25.1.1910 14.1.1911 9.1912 Затоплен 26.7.1946
26 066/30 610 т; 168,9 (вл)/171,3х32,3х9,1 м; 4 ПТУ, 4 ПК, 28 000 л.с., 20,5 уз., 5100 т нефти, 5190(12) миль. Броня: борт 280 мм, палуба 88 мм (119 мм над КО и 107 мм над МО), рубка 292 мм, башни 305 мм, барбеты 280 мм, казематы 164 мм. Эк. 1242 чел. 6x2 — 305-мм/50, 16 х 1 — 127-мм/51,8х1 — 76-мм/50, 4 х 4 — 28-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
Старейший линкор американского флота, принимавший участие во Второй мировой войне. Вместе с однотипным "Wyoming" строился по программе 1909 г. При проектировании рассматривались варианты как с 12-, так и с 14-дюймовой артиллерией ГК. Был выбран первый из них, поскольку только в этом случае размеры корабля могли позволить его размещение в доках и на Атлантическом, и на Тихоокеанском побережье США. Для увеличения боевых возможностей линкоров было специально разработано более мощное 305-мм/50 орудие (на ЛК предшествующих типов использовалось 305-мм/45 орудие). Противоминный калибр насчитывал 21 127-мм орудие, часть из которых помещалась в каземате в центральной части корпуса, остальные — в оконечностях. Бронирование — традиционное для первых дредноутов: узкий пояс по ватерлинии между барбетами концевых башен ГК толщиной 280 мм в средней части и утончающийся к оконечностям до 127 мм. Над ним располагался более короткий второй 229-мм пояс. Впервые в американском флоте на этих кораблях была предусмотрена противоторпедная защита.
В 1925 — 1927 гг. оба линкора прошли модернизацию — усилено палубное бронирование, крыши башен и рубки; 12 ПК на смешанном угольно-нефтяном отоплении были демонтированы и заменены на 4 нефтяных, ранее предназначавшихся для ЛК и ЛКР программы 1916 г. Высвободившееся место в КО и установка бортовых булей, за счет чего ширина увеличилась с 28,4 до 32,3 м, позволили увеличить глубину противоторпедной защиты. Одновременно были сняты 5 127-мм орудий и оба подводных ТА и установлены 8 зенитных 76-мм пушек. Во внешнем виде изменения коснулись труб (их число сократилось с двух до одной) и мачт — решетчатая грот-мачта, зажатая между дымовой трубой и 3-й башней ГК, была ликвидирована, а вместо нее появилась треногая, с постом управления стрельбой между 4-й и 5-й башнями ГК. На крыше 3-й башни ГК смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов. В результате модернизации водоизмещение повысилось примерно на 3000 т.
"Wyoming" в 1931 г. частично разоружили (согласно Лондонскому морскому соглашению) и в дальнейшем использовали как учебно-артиллерийский корабль.
Незадолго до вступления США во Вторую мировую войну на "Arkansas" усилено зенитное вооружение — установлены 4x4 28-мм автомата.
В 1942 г. "Arkansas" прошел основательную перестройку — с него сняли 10 из 16 127-мм/51 орудий, решетчатую фок-мачту заменили на треногую, одновременно изменив конструкцию носовой надстройки. Тогда же 28-мм автоматы уступили место 8x4 40-мм/56 "бофорсам" и 26 х 1 20-мм/70 "эрликонам". К 1945 г. на корабле, помимо артиллерии ГК, стояло 6 х 1 127-мм неуниверсальных орудий, 10 х 1 76-мм/50, 9x4 40-мм/56 "бофорсов" и 28 20-мм "эрликонов".
В годы Второй мировой войны корабль служил исключительно на Атлантике. Участвовал в обеспечении высадки союзников в Нормандии.
"Arkansas" затоплен на следующий день после испытаний ядерного оружия у атолла Бикини 25.7.1946.