Линейные корабли

 

Линейные корабли типа "Iowa" — 4 + 2 единицы

 

01.jpg

 

ВВ-61 "Iowa"            NYNY  27.6.1940 27.2.1942 2.1943 Находится в резерве

ВВ-62 "New Jersey" FNY      16.9.1940 7.12.1942 5.1943 С 1999 переоборудуется в корабль-музей

ВВ-63 "Missouri"     NYNY     6.1.1941 29.1.1944 6.1944 С 1999 корабль-музей

ВВ-64 "Wisconsin"   FNY      25.1.1941 7.12.1943 4.1944 С 2001 корабль-музей

 

49 009/57 539 (ВВ-61), 49 557/58 132 (ВВ-62) т; 262,1 (вл)/ 270,4x33x11 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 212 000 л.с., 33 уз., 7621 т нефти, 15 000 (15) миль. Броня: пояс 330 мм, траверсы 287 мм (ВВ-61 и ВВ-62) или 368 (ВВ-63 и ВВ-64), палуба 152 мм (главная), 37 мм (верхняя) и 16 мм (противоосколочная), башни 496 — 242 мм, барбеты 440 — 287 мм, рубка 445 мм. Эк. 1921 чел. 3x3 — 406-мм/50, 10 х 2 — 127-мм/38, 20 (на ВВ-61 — 19) х 4 — 40-мм/56, 52 (ВВ-61) или 49 (ВВ-62 — ВВ-64) х 1 — 20-мм/70, 2 катапульты, 3 гидросамолета.

 

Проектирование кораблей типа "Iowa" было начато в 1938 г. При определении их корабле­строительных элементов Генеральный совет вернулся к идее линкора для сопровождения быстроходных авианосных соединений и их защиты от японских тяжелых и линейных крейсеров (корабли типа "North Carolina" пер­воначально проектировались именно для решения этих задач и должны были иметь 30-узловый ход). К моменту начала проектных работ ограничения Лондонской морской конфе­ренции 1936 г., в силу отказа Японии подписать итоговый документ, были подняты с 35 000 до 45 000 т стандартного водоизмещения, а раз­решенный калибр артиллерии повысился с 356 до 406 мм. Это позволяло создать корабль с защи­той и вооружением, не уступающими принятым на типе "South Dakota", использовав прирост во­доизмещения на более мощные машины. В проекте "Iowa" корпус удлинили почти на 70 м при неизменной ширине (лимитирующейся шириной Панамского канала). Возросшее отно­шение длины к ширине вместе с большей на 60% мощностью ЭУ должно было обеспечить 33-уз. скорость. Увеличившаяся длина броне­вой цитадели привела к росту веса брони, хотя толщины ее элементов, по сравнению с типом "South Dakota", практически не изменились. Единственным серьезным отличием стало утол­щение траверсов до 368 мм, начиная с третьего корабля серии.

На кораблях типа "Iowa" произошел пере­ход на 406-мм орудия новой модели, с длиной ствола 50 клб. Появление этой артсистемы достаточно любопытно — при бронировании и вооружении, аналогичным ЛК типа "South Dakota", получалось, что рост водоизмещения на 10 000 т пошел только на прибавку скорости в 6 уз., что могло послужить предметом для крити­ки нового проекта. В то же время на складах флота хранилось большое число готовых или почти готовых 406-мм/50 орудий, выпущенных в начале 1920-х гг. для линкоров и линейных крейсеров, ставших жертвой Вашингтонской конференции. Использование этих орудий в но­вом проекте позволяло как сэкономить финансы, так и оправдать рост водоизмещения переходом на новую артсистему. Но оказалось, что установ­ка 406-мм/50 орудий ведет к дополнительному росту водоизмещения (еще примерно на 2000 т). Выход был найден в изготовлении орудий за­ново, благо имелся задел по проектированию. Как и на предшественниках, тяжелое зе­нитное вооружение было представлено 10 127-мм спаренными установками, которые дополняли 4x4 28-мм автомата и 12 12,7-мм пулеметов.

Проект утвердили в июне 1938 г., в следую­щем году был выдан заказ на постройку ВВ-61 и ВВ-62 в рамках 1940-го финансового года. В июле 1939 г. последовало решение о построй­ке ВВ-63 и ВВ-64 (1940-й финансовый год), а в сентябре 1939 г. утвердили постройку ВВ-65 "Illinois" и ВВ-66 "Kentucky".

Постройка линкоров велась высокими темпа­ми, и в 1943 г. первая пара вступила в строй. ВВ-61 должен был стать флагманским кораб­лем и отличался боевой рубкой увеличенных размеров. Легкое зенитное вооружение в ходе до­стройки изменилось: вместо 28-мм автоматов и 12,7-мм пулеметов появились счетверенные 40-мм/56 "бофорсы" и одинарные 20-мм "эрликоны".

Вторая пара вступила в строй в 1944 г., а вот достройка ВВ-65 и ВВ-66 сперва затормозилась, а затем была остановлена.

В ходе службы зенитное вооружение измени­лось незначительно — так, к апрелю 1945 г. на всех четырех линкорах дополнительно появи­лось по 4 х 2 20-мм "эрликона".

"Iowa" поврежден во время шторма 17.12.1944; ремонт до марта 1945 г.

 

Линейные корабли типа "South Dakota" — 4 единицы

 

02.jpg

 

ВВ-57 "South Dakota"

NYSB

5.7.1939

7.6.1941

3.1942

Слом в 1962

ВВ-58 "Indiana"

NN

20.11.1939

21.9.1941

4.1942

Слом в 1963

ВВ-59 "Massachusetts"

BtlhQ

20.7.1939

20.9.1941

5.1942

С 1965 корабль-музей

ВВ-60 "Alabama"

NNY

1.2.1940

16.2.1941

8.1942

С 1964 корабль-музей

 

37 970/44 519 (ВВ-57) т; 203 (вл)/207,3х33х10,7 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 130000 л.с., 27,5 уз., 6959 т нефти, 15000(15) миль. Броня: пояс 330 мм, траверсы 280 мм, палуба 152 — 146 мм (главная), 37 мм (верхняя) и 16 мм (противоосколочная), башни 458 — 242 мм, барбеты 440 — 287 мм, рубка 406 мм. Эк. 1793 чел. 3x3 — 406-мм/45, 10 х 2 (на ВВ-57 — 8x2) — 127-мм/38, 3 х 4 (на ВВ-57 — 5x4) — 28-мм/75, 12x1 — 12,7-мм пул., 2 катапульты, 3 гидросамолета.

 

В проекте линкоров (будущий тип "South Dakota"), которые должны бы­ли строиться по программе 1939 финансового года, перед конструкторами была поставлена задача обеспечить защиту от огня 406-мм орудий, испра­вив основной недостаток кораблей предыдущего типа "North Carolina". При этом требовалось уложиться в стандартное водоизмещение 35 000 т, избе­жав заметного падения скорости. Для решения столь сложной задачи пришлось начать проектирование фактически с нуля, позаимствовав из пре­дыдущего проекта лишь состав и схему расположения вооружения. Проектирование началось в 1937 г. Заново конструировали корпус, который стал гораздо короче при той же ширине. За счет более компактного разме­щения ЭУ общую длину КО и МО удалось сократить на 17 м, что, в свою очередь, позволило уменьшить протяженность забронированного простран­ства. Хотя толщина брони, по сравнению с предшественниками, увеличилась незначительно, применение новой схемы бронирования обеспечивало зна­чительно лучшую защиту. Пояс по ватерлинии (310-мм броня на 19-мм подкладке из судостроительной стали) располагался под углом 19° нару­жу глубоко внутри корпуса и простирался вниз до самого днища, постепенно утоньшаясь до 25 мм и переходя в противоторпедную переборку (предпо­лагалось, что новая схема ПТЗ выдержит взрыв торпеды с зарядом 317 кг ТНТ). Внешний борт (19 мм) при этом выполнял роль разрушителя броне­бойного наконечника. Толщина и расположение броневых палуб мало отличались от принятой на типе "North Carolina", но главная палуба выпол­нялась чуть толще. В целом новая схема оказалась более надежной, чем на предшественниках, и обеспечивала зону свободного маневрирования под огнем 406-мм орудий в диапазоне с 90 по 150 кбт (в 4 раза шире, чем на типе "North Carolina").

Короткий корпус с меньшим относительным удлинением потребовал установки более мощной, чем на типе "North Carolina", ЭУ, но скорость все равно упала на пол-узла.

Первоначально предполагалось заказать два корабля (ВВ-57 и ВВ-58), перейдя с ВВ-59 на новый проект (будущий тип "Iowa"), однако в июне 1938 г. последовало решение о постройке еще двух 35 000-т линкоров, так как проектные работы над быстроходным линкором шли медленнее, чем ожидалось.

Головной линкор типа (ВВ-57) должен был стать флагманским кораб­лем и отличался от остальных трех боевой рубкой больших размеров. Из-за увеличившегося верхнего веса число 127-мм установок на нем сократили до восьми (отчасти это компенсировалось увеличением ко­личества 28-мм автоматов).

Предусмотренные проектом 28-мм автоматы в ходе достройки заме­нили на счетверенные 40-мм "бофорсы", а 12,7-мм пулеметы — на 20-мм "эрликоны". В ходе войны их число постоянно увеличивалось и в августе 1945 г. достигло на ВВ-57 140 стволов (17x4 — 40-мм/56 и 72x1 20-мм), на ВВ-58 — 128(18x4 — 40-мм/56, 4 х 2 и 48 х 1 20-мм), на ВВ-59 — 85 (12 х 4 — 40-мм/56, 1 х 4, 1 х 2 и 31 х 1 20-мм) и на ВВ-60 —104(12x4 —40-мм/56 и 56 х 1 20-мм).

"South Dakota" 15.11.1942 поврежден япон. надводными корабля­ми в бою у Гуадалканала; ремонт до февраля 1943 г. 19.6.1944 поврежден япон. авиацией (1 бомбовое попадание); ремонт до ав­густа 1944 г.

 

Линейные корабли типа "North Carolina" — 2 единицы

 

03.jpg

 

ВВ-55 "North Carolina" NYNY 27.10.1937 13.6.1940 4.1941 Корабль-музей с 1961

ВВ-56 "Washington"      FNY       14.6.1938 1.6.1940 5.1941 Исключен в 1961

 

37 484/44 377 (ВВ-56) т; 217,8 (вл)/222,1х33х10 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 121 000 л.с., 28 уз., 6260 т нефти, 17 450 (15) миль. Броня: пояс 305 — 168 мм, траверсы 280 мм, палуба 140 мм (главная), 37 мм (верхняя), 19 мм (противоосколочная), башни и барбеты 406 мм, рубка 406 мм. Эк. 1880 чел. 3x3 — 406-мм/45, 10 х 2 — 127-мм/38, 4x4 — 28-мм/75, 12x1 — 12,7-мм пул., 2 катапульты, 3 гидросамолета.

 

Первые американские линкоры, построенные после окончания "линкорных каникул". Поначалу предусматривалась постройка корабля, близкого по своим характеристикам к "стандартным" линкорам. В его про­екте основной упор был сделан на обеспечение защиты и мощное вооружение при достаточно умеренной скорости. В 1935 г. Генеральный совет пересмотрел требования к будущим линкорам — теперь наряду с защитой и вооружением не меньшее внимание уделялось скорости хода. Было подготовлено несколько вариантов проекта с договорным водоизмещением 35 000 т и со скоростью от 27 до 30 уз. Генеральный совет склонялся к варианту с 30-узловой скоростью и девятью 356-мм орудиями в трех башнях, однако для дальнейшей проработки был вы­бран проект более тихоходного (27 уз.) корабля с 11 356-мм орудиями в трех- и четырехорудийных башнях (вскоре число орудий довели до 12, заменив трехорудийную башню на четырехорудийную).

Бронирование обеспечивало уровень защиты от огня 356-мм орудий — максимального калибра, предусмотренного ограничениями Лондонской морской конференции 1936 г. (стандартное водоизмещение — не бо­лее 35 000 т, калибр артиллерии — не более 356 мм). Так как окончательный протокол подписали только Англия, США и Франция, в документе преду­сматривался пункт о том, что если в течение года к договору не присоеди­нится Япония, упомянутые ограничения теряют силу и вступают в действие новые — 45 000 т и 406 мм. Когда стало ясно, что Япония не собирается подписываться под решениями конференции, проект новых американ­ских линкоров попытались доработать с учетом изменившейся ситуации. Калибр артиллерии повысили до 406 мм, заменив четырехорудийные баш­ни трехорудийными (имевшими близкий диаметр погона), однако поднять уровень защиты практически не удалось, поскольку для этого пришлось бы полностью перепроектировать корпус (это решено было сделать на кораб­лях следующего типа). Если под огнем 356-мм орудий "North Carolina" и "Washington" имели зону свободного маневрирования в диапазоне от 100 до 154 кбт, то под огнем 406-мм орудий он сужался до 116 — 130 кбт (для погребов 105— 135 кбт). Бронирование было выполнено по традиционной для американского флота схеме "все или ничего", с той разницей, что число броневых палуб увеличилось до трех — помимо главной и противоосколочной бронировалась и верхняя — для взведения взрывателей бомб. Наружный броневой пояс имел наклон 15° наружу, что повышало его стой­кость на больших дистанциях.

Тяжелое зенитное вооружение новых кораблей с самого начала про­ектировалось очень мощным — 10 спаренных 127-мм/38 установок в средней части корпуса, размещенных на двух ярусах в виде буквы W, стали стандартом для последующих типов американских линкоров. С зенитными автоматами дело обстояло хуже — предусмотренные проектом 28-мм автоматы, прозванные на флоте "чикагским пианино", оказались капризны и ненадежны. Практически сразу после введения в строй их заменили на 8х4 40-мм "бофорсов", а 12,7-мм пулеметы — на 20-мм "эрликоны".

В ходе службы число стволов легкой зенитной артиллерии постоян­но увеличивалось и к концу войны насчитывало 143 единицы на ВВ-56 (15x4 40-мм/56 и 1х4, 8х2 и 63х1 20-мм/70) и 132 — на ВВ-55 (24 х 4 40-мм/56 и 8 х 2 и 20 х 1 20-мм/70).

"North Carolina" 15.9.1942 поврежден торпедой япон. ПЛ; ремонт до конца года.

 

Линейные корабли типа "Colorado" — 3 единицы

 

04.jpg

 

05.jpg

 

06.jpg

 

ВВ-45 "Colorado"        NYSB 29.5.1919 22.3.1921 8.1923 Исключен в 1959

ВВ-46 "Maryland"        NN      24.4.1917 20.3.1920 7.1921 Исключен в 1959

ВВ-48 "West Virginia" NN      12.4.1920 19.11.1921 12.1923 Исключен в 1959

 

32 436 — 32 693/34 560 — 34 946 т; 182,9 (вл)/190,2x29,7 (на ВВ-46 — 32,9)х9,5 м; 4 ТЭУ, 8 ПК, 28 900 л.с., 21 уз. (на ВВ-46 — 20,5), 1900 (максимально возможный 4656 — 4794) т нефти, 9700 (18) миль при максимальном запасе нефти. Броня: пояс и траверсы 343 мм, палуба 89 (главная) и 37 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 320 мм, рубка 406 мм. Эк. 1083 чел. 4 х 2 — 406-мм/45, 10x1 — 127-мм/51, 8 х 1 — 127-мм/25 зен., 4x1— 76-мм/50 (на ВВ-45 и ВВ-48), 4 х 4 — 28-мм (на ВВ-46), 8 — 11 х 1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 3 гидросамолета.

 

По планам Генерального совета, на линкорах программы 1917 г. дол­жен был произойти переход с 356-мм на 406-мм орудия ГК. Успели даже подготовить проект такого корабля (водоизмещение 35 000 т, 10 406-мм/45 орудий), однако в июне 1916 г. Секретарь флота приказал стро­ить ВВ-45 — ВВ-48 по образу и подобию кораблей предшествующей программы (то есть типа "Tennessee"), но конструкторам была предо­ставлена возможность определиться с выбором артиллерии ГК. Дело в том, что еще при проектировании кораблей программы 1915 г. рас­сматривалась возможность замены трехорудийных башен с 356-мм орудиями на двухорудийные с 406-мм. С ГК новых линкоров окончатель­но определились в августе 1916 г., когда главный кораблестроитель одобрил замену 356-мм орудий на 406-мм.

Постройка ВВ-47 "Washington" была прекращена в связи с решени­ями Вашингтонской конференции.

На "Maryland" в 1922 г., вскоре после вступления в строй, число 127-мм/51 орудий сократили до 12, а число 76-мм зениток увеличили до 8. Два дру­гих достраивались уже с этим составом вооружения.

Во время ремонта в 1928 — 1929 гг. на всех трех линкорах установле­ны 8 х 1 127-мм/25 зениток (на местах снятых 76-мм) и столько же 12,7-мм пулеметов. Смонтированы катапульты для запуска гидросамолетов.

С начала 1930-х гг. рассматривались различные варианты модерни­зации этих кораблей, в основном с целью усиления противоторпедной и горизонтальной защиты. До конца 1930-х ни один из планов модер­низации реализован не был, и лишь в октябре 1940 г. Секретарь флота утвердил программу модернизации линкоров типов "Tennessee" и "Colorado" (наделка булей, увеличивающая ширину корпуса до 32,9 м, установка 4x4 28-мм автоматов при демонтаже двух 127-мм/51 орудий). В мае — августе 1941 г. ее прошел "Maryland", в ноябре работы нача­лись на "Colorado" (закончены в феврале 1942 г.; помимо 28-мм автоматов, нес дополнительно 14 х 1 20-мм "эрликонов").

На "West Virginia" модернизация была запланирована на 1942 г., до вступления США в войну на нем успели лишь усилить зенитное воору­жение, поставив 4x1 76-мм/50 орудия (на местах, зарезервированных для 28-мм автоматов, число 127-мм/51 орудий сократилось до 10). Фактическая гибель этого линкора в Пёрл-Харборе 7.12.1941 поставила вопрос не о модернизации, а о полном восстановлении корабля. Со­став работ, затянувшихся до июля 1944 г., повторял модернизацию линкоров "Tennessee" и "California". Ширина корпуса увеличилась до 34,8 м за счет установки двухслойных булей, толщина главной броне­вой палубы возросла до 140 мм. Боевая рубка заменена на более легкую. Полностью изменен состав зенитной артиллерии: 8x2 127-мм/38 орудий, 10x4 40-мм/56 "бофорсов" и 43 20-мм/70 "эрликона". Внешне корабль после модернизации стал очень похожим на новейшие линко­ры типа "South Dakota". До конца войны состав вооружения на этом линкоре практически не изменился, лишь число 20-мм автоматов воз­росло до 58 единиц.

При ремонте повреждений, полученных в Пёрл-Харборе, "Maryland" получил 16x1 20-мм/70 "эрликонов". В течение 1942 г. на нем и на "Colorado" срезали до половины решетчатую грот-мачту. В начале 1943 г. оба эти линкора получили дополнительно по 2 х 4 28-мм автомата (ста­ло 6 х 4 28-мм и свыше 40 20-мм автоматов). В ноябре того же года с них сняты все 28-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы и установлены по 32 (6 х 4 и 4 х 2) 40-мм/56 "бофорса". В начале 1944 г. на "Maryland" и "Colorado" окончательно срезали грот-мачту, заменив ее башенноподобной, число "бофорсов" увеличили до 36 (8 х 4 и 2 х 2).

С "Maryland" в ходе ремонта повреждений летом 1945 г. сняты все 127-мм/25 и 127-мм/51 орудия, вместо которых смонтированы 8x2 127-мм/38 установок, число стволов легкой зенитной артиллерии воз­росло до 92 единиц (11 х 4 и 2 х 2 40-мм/56 и 1 х 4 и 20 х 2 20-мм/70).

"Maryland" 7.12.1941 в ходе налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор поврежден попаданиями двух бомб; ремонт до февраля 1942 г. 22.6.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до августа 1944 г. 29.11.1944 поврежден камикадзе; ремонт до марта 1945 г. 7.4.1945 тя­жело поврежден камикадзе; ремонт до августа 1945 г.

"West Wirginia" 7.12.1941 в ходе налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор получил попадания 6 — 7 торпед и 2 бомб, затонул. Поднят в мае 1942 г. и поставлен на ремонт и модернизацию, продол­жавшиеся до июля 1944 г.

"Colorado" поврежден 24.7.1944 япон. береговой батареей (22 попа­дания); ремонт до октября 1944 г.

 

Линейные корабли типа "Tennessee" — 2 единицы

 

07.jpg

 

BB-43   "Tennessee"   NYNY   14.5.1917   30.4.1919    6.1920    Исключен в 1959

ВВ-44   "California"    MINY   25.10.1916 20.11.1919  8.1921    Исключен в 1959

 

32 140/34 560 т; 182,9 (вл)/190,2x29,7x9,4 м; 4 ТЭУ, 8 ПК, 28 500 — 28 600 л.с., 21 уз., 1900 (максимально возможный — 4656) т нефти, 9700 (18) миль при максимальном запасе нефти. Броня: пояс и траверсы 343 мм, палуба 89 (главная) и 37 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 320 мм, рубка 406 мм. Эк. 1083 чел. 4 х 3 — 356-мм/50, 10x1— 127-мм/51, 8x1 — 127-мм/25 зен., 4x1— 76-мм/50, 8x1— 12,7-мм, 2 катапульты, 3 гидросамолета.

 

Два линкора программы 1916 г. (будущие "Tennessee" и "California") планировалось строить по образу "линкоров 1915 г." (ВВ-40 — ВВ-42). Уже после выдачи заказа на постройку (октябрь 1915 г.) в их проект внес­ли ряд изменений. В декабре 1915 г. было принято решение оснастить их турбоэлектрической ЭУ, а в феврале следующего года утвердили установку новой четырехслойной ПТЗ (глубиной 5,3 м, по расчетам, она должна была выдерживать взрыв торпеды с зарядом 181 кг ТНТ). При этом плиты главного пояса не устанавливались на полке-шельфе, а кре­пились на обшивку, что высвобождало больше места для ПТЗ. Число 127-мм/51 противоминных орудий сократилось до 14. За счет отказа от расположения таких орудий в оконечностях, борта корпуса в районе по­лубака и юта стали гладкими, без характерных для линкоров типов "Nevada", "Pennsylvania" и "New Mexico" изломов казематов. Окончатель­ный проект был готов лишь в марте 1916 г.

В 1922 г., вскоре после вступления в строй, число 127-мм/51 орудий сокращено до 12, а число 76-мм зениток увеличено до восьми. Во вре­мя ремонта в 1928 — 1929 гг. на линкоры установлены 8x1 127-мм/25 зениток (на местах снятых 76-мм) и столько же 12,7-мм пулеметов. Смонтированы катапульты для запуска гидросамолетов.

С начала 1930-х гг. рассматривались различные варианты модерни­зации этих кораблей, однако лишь в октябре 1940 г. Секретарь флота утвердил программу работ, аналогичную принятой для типа "Colorado" (наделка булей, увеличивающая ширину корпуса до 32,9 м, установка 4x4 28-мм автоматов при демонтаже двух 127-мм/51 орудий). Для "Tennessee" и "California" эти работы были запланированы на 1942 г., но начавшаяся война изменила планы. До вступления США в войну на этих кораблях успели лишь усилить зенитное вооружение, поставив 4x1 76-мм/50 орудия (на местах, зарезервированных для 28-мм автоматов, число 127-мм/51 орудий сократилось до 10).

На "Tennessee" в начале 1942 г. при ремонте повреждений, получен­ных в Пёрл-Харборе, 76-мм зенитки заменили на 4 х 4 28-мм автомата, добавлены 16x1 20-мм/70 "эрликонов", решетчатая грот-мачта де­монтирована, вместо нее сооружена башенноподобная надстройка. Кардинальную модернизацию "Tennessee" прошел с сентября 1942-го по май 1943 г. Были установлены двухслойные були, увеличившие ши­рину корпуса до 34,8 м, толщина главной броневой палубы возросла до 140 мм. Боевая рубка снята и заменена на более легкую, с толщиной стенок 127 мм. Состав артиллерийского вооружения, за исключением орудий ГК, полностью изменен. Все 127-мм пушки (как зенитные, так и противоминные) демонтированы и заменены на 8 х 2 127-мм/38 уста­новок. Легкая зенитная батарея теперь состояла из 10x4 40-мм/56 "бофорсов" и 43 20-мм/70 "эрликонов". Полностью изменился внешний вид корабля — новые надстройки и одна дымовая труба делали "Tennessee" очень похожим на новейшие линкоры типа "South Dakota" (полному сход­ству мешала только "лишняя" башня ГК).

Тяжело поврежденный в Пёрл-Харборе "California" находился в ремон­те до января 1944 г. Состав работ на нем был аналогичен проведенным на "Tennessee". После модернизации водоизмещение корабля состави­ло 34 859/40 354 т, скорость уменьшилась до 20,5 уз.

Во время ремонта повреждений весной 1945 г. состав легкого зенит­ного вооружения на "California" возрос до 136 стволов (14х4 40-мм/56 и 40 х 2 20-мм/70 автоматов).

Летом 1945 г. планировалось усилить зенитное вооружение, доведя число 40-мм "бофорсов" до 60, а 20-мм "эрликонов" — до 40, но из-за окончания войны работы не проводились.

"Tennessee" во время налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор 7.12.1941 поврежден двумя бомбами и пожаром; ремонт до марта 1942 г. 12.4.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт 1 месяц.

"California" во время налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор 7.12.1941 получил попадания двух торпед и нескольких бомб и сел на грунт. Поднят 26.3.1942, ремонтировался и модернизировался до янва­ря 1944 г. 6.1.1945 поврежден камикадзе; ремонт до мая 1945 г.

 

Линейные корабли типа "New Mexico" — 3 единицы

 

08.jpg

 

09.jpg

 

BB-40 "New Mexico" NYNY 14.10.191523.4.1917 5.1918 Исключен в 1947

BB-41 "Mississippi"   NN        5.4.1915 25.1.1917 12.1917 Исключен в 1956

ВВ-42 "Idaho"             NYSB 20.1.1915 30.6.1917 3.1919   Исключен в 1947

 

33 420/36 157 т; 182,9 (вл)/190,2x32,4x9,4 м; 4 ТЗА, 4 (на ВВ-40 — 6) ПК, 40 000 л.с., 22 уз., 5400 т нефти (максимально возможный), 22 000 — 26 000 (10) миль при максимальном запасе нефти. Броня: пояс и траверсы 343 мм, палуба 140 (главная) и 70 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 330 мм. Эк. 1443 чел. 4 х 3 — 356-мм/50, 12 X 1 — 127-мм/51, 8х1 — 127-мм/25 зен., 4x1 — 76-мм/50, 4 — 6x1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 3 гидроса­молета.

 

Три линкора этого типа строились по программе 1915 г. К проектиро­ванию приступили весной 1913 г., первоначально предполагалось вооружить их новейшими 406-мм/45 орудиями в двухорудийных башнях ГК и 152-мм артиллерией противоминного калибра, однако в середи­не года последовало решение вернуться к 356-мм орудиям, которые при существующих дистанциях (ограниченных условиями видимости) практически не уступали в бронепробиваемости 406-мм, но при этом были заметно скорострельнее. Окончательно с выбором проекта опре­делились в январе 1914 г., когда Секретарь флота (морской министр) приказал строить новые корабли по типу "Pennsylvania". Уже после утверждения проекта в июле 1914 г. вооружение корабля усилили, заменив 356-мм/45 орудия на более мощные 356-мм/50. Тогда же была изменена форма форштевня, вместо таранного, ставшего изогнутым ("клиперским"), с большим развалом шпангоутов, что заметно улучшило море­ходность. Повысили толщину броневых траверсов (с 320 до 343 мм) и главной палубы (с 76 до 89 мм). Кроме того, один из кораблей серии, ВВ-40, решили в экспериментальном порядке оснастить турбоэлектрической ЭУ.

Практически сразу после вступления в строй головного ВВ-40 с не­го сняли 8 из 22 127-мм противоминных орудий, два остальных корабля этого типа достраивались уже с уменьшенным числом (до 14) таких ору­дий. В 1922 г. сняли еще 2 127-мм/51 орудия, а число 76-мм зениток увеличили до восьми.

В 1931 г. корабли встали на большую модернизацию, целью которой ста­ло доведение их ТТХ до уровня линкоров так называемой "большой пятерки". Состав работ включал ремонт и модернизацию ЭУ: замену 9 ПК на 4 — 6 новых; ПТУ с прямой передачей (на ВВ-41 и ВВ-42) и ТЭУ (на ВВ-40) — на ТЗА. Вновь установленные ПК и ТЗА первоначально пред­назначались для линкоров и линейных крейсеров, строительство которых было отменено Вашингтонской конференцией 1922 г. Противоторпедная защита усилена за счет наделки булей (ширина увеличилась с 29,7 до 32,4 м). Усилена горизонтальная защита. Угол возвышения орудий ГК возрос до 30°. Состав зенитного вооружения изменен: 76-мм орудия за­менены на 127-мм/25. Во внешнем виде изменения коснулись в основном носовой надстройки, которая была полностью перестроена, получив ко­робчатую форму, отдаленно напоминающую стоящую на англ. ЛК "Nelson". Обе решетчатые мачты были демонтированы. Установлены две ката­пульты для запуска гидросамолетов: одна на крыше башни №3, вторая на квартердеке. Корабли вступили в строй после модернизации в августе 1932 г. (ВВ-41), январе 1933 г. (ВВ-42) и октябре 1934 г. (ВВ-40).

В 1941 г. было принято решение вооружить корабли 4x4 28-мм ав­томатами, однако из-за нехватки последних временно на их позициях разместили 76-мм/50 зенитки.

В декабре 1941 — январе 1942 гг. на всех трех кораблях наконец уста­новлены 4x4 28-мм автомата (вместо временных 76-мм) и 8 х 1 20-мм "эрликонов".

С октября по декабрь 1942 г. на ВВ-42 сняты все противоминные 127-мм/51 орудия, 28-мм автоматы и катапульта с 3-й башни ГК. Зенит­ное вооружение усилено 10x4 40-мм/56 и 16 х 1 20-мм автоматами. Число последних к февралю 1943 г. увеличилось до 43 единиц. С октяб­ря 1944 по январь 1945 г. прошел модернизацию, в ходе которой вместо 8x1 127-мм/25 орудий получил 10x1 127-мм/38 орудий, состав легкой зенитной батареи не изменился (40 40-мм и 43 20-мм автоматов).

На ВВ-40 и ВВ-41 в конце 1942 г. сняли 4 127-мм неуниверсальных орудия и катапульту с 3-й башни ГК. Установлены 2x4 40-мм/56 и 6 х 1 20-мм/70 автоматов. В сентябре — октябре 1943 г. с обоих кораблей сня­ли 28-мм автоматы, число "бофорсов" довели до 20 (4 х 4 и 2 х 2), а "эрликонов" до 24 — 29 (24 х 1 на ВВ-40 и 29 х 1 на ВВ-41, к январю 1944 г. их число увеличено до 43 и 50 соответственно). В конце 1944 г. на ВВ-40 и ВВ-41 число "бофорсов" составило 40 (4 х 10).

На ВВ-41 в марте — апреле 1945 г. в ходе ремонта число 127-мм/25 увеличено до 16 х 1, при этом 6 противоминных 127-мм/51 орудий сня­ты. Добавлены 2x4 "бофорса" (стало 12 х 4), число "эрликонов" сократилось до 34. Для компенсации веса с корабля сняли тяжелую бое­вую рубку, заменив ее 38-мм противоосколочной защитой.

Летом 1945 г. предполагалось провести еще одну модернизацию, ко­торая предусматривала приведение разномастного зенитного вооружения к единому стандарту: 8x2 127-мм/38, 12 — 14х4 и 2х2 40-мм/56, 20 х 2 20-мм/70. Осуществлению этих планов помешало окончание войны.

ВВ-40 "New Mexico" 6.1.1945 поврежден камикадзе; ремонт до марта 1945 г. 12.5.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт до августа 1945 г. ВВ-41 "Mississippi" 9.1.1945 поврежден камикадзе; ремонт в марте — апре­ле 1945 г. 5.6.1945 вновь поврежден камикадзе; ремонт в течение месяца.

 

Линейные корабли типа "Pennsylvania" — 2 единицы

 

10.jpg

 

ВВ-38 "Pennsylvania" NN       27.10.1913 16.3.19156.1916 Исключен в 1948

ВВ-39 "Arizona"         NYNY 16.3.1914 19.6.191510.1916 Погиб 7.12.1941

 

33 384/35 929 т; 182,9 (вп)/185,3х32,4х9,4 м; 2 ТЗА + 2 ПТУ, 12 ПК, 31 500 л.с., 21 уз., 2300 т нефти. Броня: пояс 343 мм, траверсы 320 мм, палуба 114 (главная) и 37 (противоосколочная) мм, башни 457 мм, барбеты 330 мм, рубка 406 мм. Эк. 1052 чел. 4x3 — 356-мм/45, 12 х 1 — 127-мм/51, 8 х 1 — 127-мм/25 зен. 4x1— 76-мм/50, 8 — 9 х 1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 2 гидросамолета.

 

Строились по программам 1913 г. (ВВ-38) и 1914 г. (ВВ-39). Увели­ченный вариант ЛК типа "Nevada", с четырьмя трехорудийными башнями ГК и двадцатью двумя 127-мм/51 противоминными оруди­ями. Схема бронирования практически полностью повторяла принятую на предыдущем типе. Помимо усиления вооружения, прирост водоиз­мещения (более чем на 4000 т) пошел на улучшение противоторпедной защиты.

"Pennsylvania" и "Arizona" подверглись модернизации в 1929 — 1931 гг. Состав работ: ремонт и модернизация ЭУ — замена 12 ПК на 6 новых, ПТУ с прямой передачей частично (2 вала) заменена на ТЗА, изготовленные для ЛК "Washington". Противоторпедная защита улучшена за счет наделки булей (ширина увеличилась с 29,6 до 32,4 м). Усилена горизонтальная защита. Угол возвышения орудий ГК увели­чен до 30°. Число неуниверсальных 127-мм/51 орудий сокращено с 22 до 12, за счет чего размещено 8 зенитных того же калибра. Сняты ТА. Решетчатые мачты заменены на треногие. Смонтированы две ката­пульты для запуска гидросамолетов: одна на крыше башни №3, вторая на квартердеке.

В 1941 г. было принято решение вооружить корабли 4x4 28-мм ав­томатами, однако из-за нехватки последних временно на их позиции ставились 76-мм/50 зенитки.

В начале 1942 г. на "Pennsylvania" добавлены 4 127-мм/25 зенитки (ста­ло 12 х 1), 76-мм орудия заменены на 2x4 28-мм автомата. С октября 1942 по февраль 1943 г. прошел модернизацию вооружения, в ходе которой все 127-мм/25 сняты и заменены на 8 х 2 127-мм/38. 28-мм автоматы уступи­ли свое место счетверенным 40-мм "бофорсам". Одновременно перестроена носовая надстройка и снята боевая рубка. Срезана грот-мачта. В 1945 г. об­щее число стволов легкой зенитной артиллерии достигло 111 (10 х 4 40-мм/56 "бофорсов", 22 х 2 и 27 х 1 20-мм"эрликонов").

"Pennsylvania" легко поврежден 7.12.1941 во время налета япон. авиации на Пёрл-Харбор; ремонт до конца марта 1942 г. 12.8.1945 поврежден япон. авиаторпедой; проведен частичный ремонт, законченный в октябре 1945 г.

"Arizona" 7.12.1941 во время налета япон. палубной авиации на Пёрл-Харбор получил попадание бомбой в погреб боезапаса, взорвался и затонул. Затонувший остов сохраняется как военный мемориал. Фор­мально из состава флота "Arizona" не исключен.

 

Линкоры типа "Nevada" — 2 единицы

 

11.jpg

 

BB-36 "Nevada"     BtlhQ  4.11.1912 11.7.1914 3.1916 Затоплен 31.7.1948

BB-37 "Oklahoma" NYSB 23.3.1912 23.3.1914 5.1916 Погиб 7.12.1941

 

29 670/31 706 т; 175,3 (вл)/177,7x32,9x9 м; 2 ТЗА (на ВВ-37 — 2 ПМУ), 6 ПК, 25 000 п.с., 20,2 уз., 2000 т нефти, 10 000 (10) миль. Броня: борт 343 мм, траверсы 320 мм, палуба 127(главная) + 37 (противоосколочная) мм, рубка 406 мм, башни 457 мм, барбеты 330 мм. Эк. 1374 чел. 2х3 и 2х2 — 356-мм/45, 12 х 1 — 127-мм/51, 8x1 — 127-мм/25 зен., 4x1 — 76-мм/50, 8x1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 2 гидросамолета.

 

"Nevada" и "Oklahoma", строившие­ся по программе 1912 г., стали пер­выми американскими линкорами, бро­нирование которых было выполнено по схеме "все или ничего", в основу которой закладывалась концепция ве­дения боя на больших дистанциях. Пояс толщиной 343 мм тянулся на протяжении 120 м, оканчиваясь тра­версными переборками той же толщины. Броневая палуба — без скосов, расположена поверх пояса. Кроме этой цитадели, бронировались только рубка, башни и рулевой привод в корме. Остальные части корабля, например вспомогательная артилле­рия, не бронировались вообще. Как и корабли предшествующего типа, они несли по 10 356-мм орудий ГК, но в проекте новых линкоров отказались от средней башни ГК, вернувшись к ли­нейно-возвышенному расположению башен в оконечностях (как на типе "Michigan"), нижние из которых выпол­нялись трехорудийными. Экономия веса за счет размещения орудий в четырех башнях вместо пяти пошла на усиление бронирования, к тому же устранялась опасная близость погре­бов боезапаса к КО.

Прошли модернизацию в 1927 — 1930 гг. ("Oklahoma") и 1927 — 1930 гг. ("Nevada"). Состав работ: ремонт и модерни­зация ЭУ — замена 12 ПК на 6 новых, кроме того, на ВВ-36 оригинальная ПТУ заменена на ТЗА, первоначально изготовленный для отправленного на слом линкора "North Dakota". Противоторпедная защита улучшена за счет наделки булей (ширина увеличилась с 29,1 до 32,9 м). Усилена горизонтальная защита. Угол возвышения орудий ГК увеличен до 30°. Число неуниверсальных 127-мм/51 орудий сокраще­но с 21 до 12, за счет чего удалось разместить 8 зенитных орудий того же калибра. Сняты ТА. Решетчатые мачты заменены на трено­гие. Смонтированы две катапульты для запуска гидросамолетов: одна на крыше башни №3, вторая на квартердеке.

В 1941 г. было принято решение вооружить корабли 4x4 28-мм автоматами, однако из-за нехватки последних временно на их позиции ставились 76-мм/50 зенитки.

В ходе ремонта повреждений, полученных 7.12.1941, на "Nevada" перестроили носовую надстройку, при этом была снята тяжелая боевая рубка. Грот-мачта срезана. Смешан­ную батарею из 127-мм/51 и 127-мм/25 орудий заменили на 8 новейших спаренных 127-мм/38 универсальных установок, 4x4 40-мм/56 и 16 х 1 20-мм/70 автоматов. Летом 1944 г. после очередного ремонта корабль нес 9x4 40-мм/56 "бофорсов" и 38 20-мм "эрликонов", а в 1945 г. общее число стволов легкой зенит­ной артиллерии достигло 85 (10 х 4 40-мм/56 "бофорсов", 20 х 2 и 5 х 1 20-мм "эрликонов"). Полное водоизмещение к 1945 г. составляло около 34 000 т.

"Oklahoma" потоплен японской авиацией в Пёрл-Харборе 7.12.1941. Получил 4 торпеды, опрокинулся и затонул. В 1943 г. поднят, но не ремонтировался.

"Nevada" 7.12.1941 тяжело поврежден во время япон. налета на Пёрл-Харбор. Получил попадания одной авиаторпеды и 2 — 3 авиа­бомб, посажен на мель. 12.2.1942 поднят и находился в ремонте до начала весны 1943 г.

 

Линейные корабли типа "New York" — 2 единицы

 

12.jpg

 

BB-34 "New-York" NYNY 11.9.1911 30.10.19124.1914 Затоплен 8.7.1948

BB-35 "Texas"         NN      17.4.191118.5.1912 3.1914 Корабль-музей с 1948

 

27000/31924 т; 172,2 (вл)/174,7x32,3x9,2 м; 2 ПМУ, 6 ПК. 28100 л.с., 20 уз., 5000 т нефти, Броня: борт 305 мм, палуба 88 мм (107 мм над МО), рубка 305 мм, башни 356 мм, барбеты 305 мм. Эк. 1290 чел. 5 X 2 — 356-мм/50, 16 х 1 — 127-мм/51, 10x1— 76-мм/50, 4x4 — 28-мм, 1 катапульта и 3 гидросамолета.

 

Строились по программе 1911 г. Проект во многом повторял тип "Arkansas". Первоначаль­но предполагалось вооружить эти корабли 5x3 305-мм/50, но появление в Англии сверх­дредноутов с 343-мм орудиями подтолкнуло американцев повысить калибр до 356 мм, заменив трехорудийные башни на двухорудийные. В ходе проектирования от паротурбинной установки по ряду причин отказались в пользу консервативной паромашинной (из-за низкой экономичности первых ПТУ). Бро­нирование отличалось от линкоров типа "Arkansas" только на один дюйм большей толщиной пояса по ватерлинии и усилени­ем защиты башен ГК.

В 1925 — 1927 гг. оба корабля прошли модернизацию, аналогичную той, кото­рой подверглись корабли типа "Arkansas": усиление горизонтальной защиты, улуч­шение противоторпедной защиты за счет установки булей (ширина увеличилась с 29,1 до 32,3 м) и уменьшения размеров КО (за счет замены 14 ПК со смешанным отоплением на 6 чисто нефтяных). Как и их 12-дюймовые предшественники, "New York" и "Texas" лишились одной из своих труб. Обе решетчатые мачты были заме­нены на менее подверженные вибрации треногие. На крыше 3-й башни ГК смонтирова­ли катапульту для запуска гидросамолетов. Число 127-мм противоминных орудий сократи­лось до 16, а зенитных 76-мм — увеличилось до 8. Оба подводных ТА демонтировали. В резуль­тате модернизации водоизмещение повысилось примерно на 3000 т. Как и предшественники, линкоры типа "New York" отличались неважной мореходностью, что не исправила и модерниза­ция. К тому же выяснилось, что корабли с паромашинной ЭУ оказались подвержены силь­ной вибрации на 12 — 14-уз. ходу — стандарт­ной экономической скорости флота.

Незадолго до вступления США во Вторую мировую войну на кораблях усилено зенитное вооружение — установлено несколько четырехствольных 28-мм автоматов.

В 1942 г. ВВ-34 и ВВ-35 прошли усиление зенитного вооружения — 28-мм автоматы были заменены на 6х4 40-мм/56 "бофорсов" и 36х1 20-мм/70 "эрликонов". Тогда же чис­ло 127-мм орудий сократилось до шести.

К 1945 г. на кораблях число стволов легкой зенитной артиллерии достигало 80 (10x4 40-мм/56 "бофорсов" и 44х1 и 1х2 20-мм "эрликон"), не считая 10 76-мм орудий.

Во время поддержки высадки союзников в Нормандии "Texas" 26.6.1944 получил несколько попаданий 280- и 240-мм снарядов, выпущен­ных герм, береговой батареей; ремонт 1 месяц.

 

Линейный корабль "Arkansas" — 1 единица

 

13.jpg

 

ВВ-32 "Arkansas" NYSB 25.1.1910 14.1.1911 9.1912 Затоплен 26.7.1946

 

26 066/30 610 т; 168,9 (вл)/171,3х32,3х9,1 м; 4 ПТУ, 4 ПК, 28 000 л.с., 20,5 уз., 5100 т нефти, 5190(12) миль. Броня: борт 280 мм, палуба 88 мм (119 мм над КО и 107 мм над МО), рубка 292 мм, башни 305 мм, барбеты 280 мм, казематы 164 мм. Эк. 1242 чел. 6x2 — 305-мм/50, 16 х 1 — 127-мм/51,8х1 — 76-мм/50, 4 х 4 — 28-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.

 

Старейший линкор американского фло­та, принимавший участие во Второй мировой войне. Вместе с однотипным "Wyoming" строился по программе 1909 г. При проектировании рассматривались варианты как с 12-, так и с 14-дюймовой артиллерией ГК. Был выбран первый из них, поскольку только в этом случае раз­меры корабля могли позволить его разме­щение в доках и на Атлантическом, и на Тихоокеанском побережье США. Для увеличения боевых возможностей лин­коров было специально разработано более мощное 305-мм/50 орудие (на ЛК предшествующих типов использовалось 305-мм/45 орудие). Противоминный калибр насчитывал 21 127-мм орудие, часть из которых помещалась в каземате в центральной части корпуса, остальные — в оконечностях. Бронирование — традиционное для первых дредноутов: узкий пояс по ватер­линии между барбетами концевых башен ГК толщиной 280 мм в средней части и утончаю­щийся к оконечностям до 127 мм. Над ним располагался более короткий второй 229-мм пояс. Впервые в американском флоте на этих кораблях была предусмотрена противотор­педная защита.

В 1925 — 1927 гг. оба линкора прошли модер­низацию — усилено палубное бронирование, крыши башен и рубки; 12 ПК на смешанном уголь­но-нефтяном отоплении были демонтированы и заменены на 4 нефтяных, ранее предназначав­шихся для ЛК и ЛКР программы 1916 г. Высво­бодившееся место в КО и установка бортовых булей, за счет чего ширина увеличилась с 28,4 до 32,3 м, позволили увеличить глубину противо­торпедной защиты. Одновременно были сняты 5 127-мм орудий и оба подводных ТА и установле­ны 8 зенитных 76-мм пушек. Во внешнем виде изменения коснулись труб (их число сократилось с двух до одной) и мачт — решетчатая грот-мач­та, зажатая между дымовой трубой и 3-й башней ГК, была ликвидирована, а вместо нее появилась треногая, с постом управления стрельбой между 4-й и 5-й башнями ГК. На крыше 3-й башни ГК смонтировали катапульту для запуска гидроса­молетов. В результате модернизации водо­измещение повысилось примерно на 3000 т.

"Wyoming" в 1931 г. частично разоружили (согласно Лондонскому морскому соглаше­нию) и в дальнейшем использовали как учебно-артиллерийский корабль.

Незадолго до вступления США во Вторую мировую войну на "Arkansas" усилено зенитное вооружение — установлены 4x4 28-мм авто­мата.

В 1942 г. "Arkansas" прошел основательную перестройку — с него сняли 10 из 16 127-мм/51 орудий, решетчатую фок-мачту заменили на треногую, одновременно изменив конструкцию носовой надстройки. Тогда же 28-мм автоматы уступили место 8x4 40-мм/56 "бофорсам" и 26 х 1 20-мм/70 "эрликонам". К 1945 г. на кораб­ле, помимо артиллерии ГК, стояло 6 х 1 127-мм неуниверсальных орудий, 10 х 1 76-мм/50, 9x4 40-мм/56 "бофорсов" и 28 20-мм "эрликонов".

В годы Второй мировой войны корабль служил исключительно на Атлантике. Участ­вовал в обеспечении высадки союзников в Нормандии.

"Arkansas" затоплен на следующий день пос­ле испытаний ядерного оружия у атолла Бикини 25.7.1946.