Авианосцы

 

Авианосцы типа "Essex" — 17 + 9 единиц

 

14.jpg

 

CV-9 "Essex"

NN

28.4.1941

31.7.1942

12.1942

Исключен в 1975

CV-10 "Yorktown"

NN

1.12.1941

21.1.1943

4.1943

С 1975 корабль-музей

CV-11 "Intrepid"

NN

1.12.1941

26.4. 1943

8.1943

С 1982 корабль-музей

CV-12 "Hornet"

NN

3.8.1942

30.8.1943

11.1943

С 1998 корабль-музей

CV-13 "Franklin"

NN

7.12.1942

14.10.1943

1.1944

Исключен в 1964

CV-14 "Ticonderoga"

NN

1.2.1943

7.2.1944

5.1944

Исключен в 1973

CV-15 "Randolph"

NN

10.5.1943

29.6.1944

10.1944

Исключен в 1973

CV-16 "Lexington"

BtlhQ

5.9.1941

26.9.1942

2.1943

С 1991 корабль-музей

CV-17 "Bunker Hill"

BtlhQ

5.9.1941

7.12.1942

5.1943

Исключен в 1966

CV-18 "Wasp"

BtlhQ

8.3.1942

17.8.1943

11.1943

Исключен в 1972

CV-19 "Hancock"

BtlhQ

26.1.1943

17.8.1943

3.1944

Исключен в 1976

CV-20 "Bennington"

NN

15.12.1942

26.2.1944

8.1944

Исключен в 1989

CV-21 "Boxer"

NN

13.9.1943

14.12.1944    4.1945

Исключен в 1969

CV-31 "Bon Homme Richard"

NYNY

2.1943

29.4.1944

11.1944

Исключен в 1989

CV-36 "Antietam"

FNY

5.3.1943

20.8.1944

1.1945

Исключен в 1973

CV-38 "Shangri La"

NNY

15.1.1943

24.2.1944

9.1944

Исключен в 1982

CV-39 "Lake Champlain"

NNY

5.3.1943

2.11.1944

6.1945

Исключен в 1969

 

26 669/34 881 (CV-9) т; 249,3 (вл)/265,8 (CV-9 —13, 16 — 18, 20 и 31) или 270,7 (остальные)х45 (28,3 вл)х8,4 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 150 000 л.с., 32,7 уз., 6330 т нефти, 15440 (15) миль. Броня: пояс 102 мм, ангарная палуба 66 мм, нижняя палуба 37 мм. Эк. 2682 чел. 4х2 и 4х1 — 127-мм/38, 8х4 — 40-мм/56,46 х 1 — 20-мм, 80 — 91 самолет, 2 — 3 катапульты.

 

Самые знаменитые американские авианос­цы, внесшие неоценимый вклад в победу США над Японией в годы Второй мировой войны. Сам факт постройки в кратчайшие сроки сра­зу 24 кораблей этого типа (часть вступила в строй уже после окончания войны) поистине уникален: таких больших серий столь круп­ных боевых единиц флота в истории мирового кораблестроения еще не было.

Проект "Essex" разрабатывался в 1939 — 1940 гг. на базе авианосца CV-5 "Yorktown" и отличался увеличенными размерениями, уси­ленным зенитным вооружением, улучшенной горизонтальной броневой защитой, более мощ­ными катапультами, усовершенствованной энергетикой и рядом других нововведений. Вы­росла и численность авиагруппы, что вызвало необходимость увеличения объема погребов боезапаса и емкостей для авиабензина.

Размеры полетной палубы "Essex" и еще 8 кораблей — 262,8 х 32,9 м, одноярусного анга­ра — 199,4 х 21,3 м; высота ангара — 5,35 м. У авианосцев второй группы (CV-14, CV-15, CV-19, CV-21, CV-32 — CV-40, CV-45 — CV-47) корпус удлинили на 4,9 м, а полетную палубу уко­ротили до 257,4 м — это было сделано для увеличения углов обстрела носовых и кормо­вых зенитных автоматов. По проекту на каждом корабле должно было устанавливаться по три катапульты — две на верхней палубе и одна по­перек корпуса в ангаре. В действительности "Essex" вступил в строй вообще без катапульт, следующие за ним корабли — с одной палубной и одной ангарной (последнюю смонтировали на шести АВ: CV-10, CV-12, CV-13, CV-14, CV-17 и CV-18). К концу 1943 г. на всех кораблях, как вступивших в строй, так и находившихся в по­стройке, установили по две палубные катапуль­ты, а не оправдавшие себя ангарные сняли.

Важным новшеством в области авиационно-технического оборудования стало применение бортового самолетоподъемника, вынесенного за контур палубы. Такая конструкция увели­чивала полезную площадь ангара, повышала прочность полетной палубы за счет ликвидации в ней дополнительного выреза, давала возмож­ность поднимать самолеты, габариты которых превышали размеры лифта. Два других само­летоподъемника были обычными; грузоподъ­емность каждого равнялась 12,7 т, размеры площадок — 18,3 х 10,4 м (бортовой лифт) и 14,7 х 13,5 м (остальные). Запас авиабензина на "Essex" на момент его ввода в строй — 908 400 л.

Горизонтальная защита "Essex", по сравне­нию с первым "Yorktown", была существенно усилена за счет увеличения толщины ангар­ной палубы до 64 мм. Правда, в отличие от английских тяжелых АВ, полетная палуба осталась небронированной. Ширина ПТЗ сос­тавляла 5,1 м с каждого борта.

Энергетическая установка новых авианос­цев имела эшелонную компоновку и была унифицирована с ЭУ крейсеров типа "Atlanta", представляя собой как бы удвоенный вариант последней. В целом механизмы всех кораблей оказались вполне удачными: они отличались высокой надежностью и могли безотказно рабо­тать с полной нагрузкой в течение длительного времени. Так, в ноябре 1945 г. "Lake Champlain" пересек Атлантику за четверо суток и 9 часов со средней скоростью 32,048 уз.

Зенитное вооружение АВ типа "Essex" в хо­де войны постоянно совершенствовалось. Если число 127-мм пушек (8 в спаренных башнях и 4 в палубных установках по левому борту) оставалось неизменным, то количество 40-мм и 20-мм автоматов постоянно росло. К лету 1945 г. на CV-12 было 10 четырехствольных "бофорсов", на CV-9 и CV-38 — по 11, на CV-10, CV-11, CV-16 — CV-18 и CV-31 — по 17, на остальных (кроме находившегося в ремонте CV-13) — по 18. Число 20-мм "эрликонов" на CV-9 — CV-11 достигло 61 (61 х1), на CV-14 — 70(35x2), на CV-15 и CV-31 — по 56 (56 х 1), на CV-19 — 59 (59 х 1), на CV-20 — 60 (60 х 1), на CV-36 — 55 (23x1 + 16x2), на CV-38 —113(7x1 + 53x2). На CV-16 и CV-18 имелось по 56 (28 х 2) "эр­ликонов" и по 6 четырехствольных 12,7-мм пулеметов.

Однотипные CV-32 "Leyte", CV-33 "Kearsarge", CV-34 "Oriskany", CV-37 "Princeton", CV-40 "Tarawa", CV-45 'Valley Forge" и CV-47 "Philippine Sea" достроены (часть — по измененному про­екту) уже после окончания войны в 1945 — 1950 гг. Еще 2 корабля — CV-35 "Reprisal" и CV-46 "Iwo Jima" — были заложены, но не достроены.

В целом АВ типа "Essex" оказались весьма удачными кораблями, зачастую их называют лучшими в своем классе. В то же время они обладали рядом недостатков: слабой конструк­цией полетной палубы, неважной мореход­ностью, плохой вентиляцией внутренних отсеков, перегруженностью жилых помеще­ний. Из-за отсутствия бронирования полетной палубы авианосцы с трудом выдерживали удары камикадзе, сильно страдали от пожаров, приводивших к чрезвычайно большим поте­рям среди экипажа.

"Essex" 11.4.1945 поврежден камикадзе, упавшим рядом с левым бортом; ремонт до июня 1945 г. "Intrepid" 17.2.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до июля 1944 г. 25.11.1944 тяжело поврежден в результате атаки двух камикадзе; ремонт до февраля 1945 г. 16.4.1945 тяжело поврежден прямым попаданием камикадзе, еще один камикадзе взорвался у борта; ремонт до августа 1945 г. "Hornet" тяжело поврежден 5.6.1945 во время шторма, ремонтировался до конца войны. "Franklin" поврежден камикадзе 30.10.1944 г. Ремонт до января 1945 г. 19.3.1945 очень тя­жело поврежден двумя бомбами; ремонт до конца войны. "Ticonderoga"21.1.1945 повреж­ден попаданием двух камикадзе; ремонт до мая 1945 г. "Randolph" 11.3.1945 поврежден по­паданием камикадзе; ремонт до начала апреля 1945 г. "Lexington" 4.12.1943  поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до марта 1944 г. "Bunker Hill" 11.5.1945 тяжело поврежден двумя камикадзе; ремонт до конца войны. "Wasp" 19.3.1945 поврежден попаданием япон. бом­бы; ремонт до июня 1945 г.

 

Легкие авианосцы типа "Independence" — 9 единиц

 

15.jpg

 

CVL-22

"Independence"

NYSB

1.5.1941

22.8.1942

1.1943

Исключен в 1946

CVL-23

"Princeton"

NYSB

2.6.1941

18.10.1942

2.1943

Погиб 24. 10.1944

CVL-24

"Belleau Wood"

NYSB

11.8.1941

6.12.1942

3.1943

В 1953 передан Франции

CVL-25

"Cowpence"

NYSB

17.12.1941

17.1.1943

5.1943

Исключен в 1959

CVL-26

"Monterey"

NYSB

29.12.1941

28.2.1943

6.1943

Исключен в 1961

CVL-27

"Langley"

NYSB

11.4.1942

22.5.1943

8.1943

В 1951 передан Франции

CVL-28

"Cabot"

NYSB

13.3.1942

4.4.1943

7.1943

В 1967 передан Испании

CVL-29

"Bataan"

NYSB

31.8.1942

1.8.1943

11.1943

Исключен в 1959

CVL-30

"San Jacinto"

NYSB

26.10.1942

26.9.1943

12.1943

Исключен в 1970

 

10 662/14 751 (CVL-22), 11 900/15 200 (CVL-24) т; 182,9 (вл)/189,7х33,3 (21,8 вл)х7,4 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 100000 л.с., 31,6 уз., 2633 т нефти, 13000(15) миль. Броня: пояс 127 мм (отсутствует на CVL-22 и CVL-23), траверзы 127 мм; палуба 51 мм. Эк. 1569 чел. 2x4 и 8 х 2 — 40-мм/56, 22 х 1 — 20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.

 

В 1942 г. для скорейшего пополнения флота авианосца­ми было принято решение достроить в этом качестве часть из находящихся на ста­пелях легких крейсеров типа "Cleveland". Это позволяло ввес­ти в строй новые авианосцы уже в начале 1943 г., за год до ожи­даемой готовности первых кораблей типа "Essex".

Базой для создания АВ типа "Independence" послужили лег­кие крейсера типа "Cleveland". Для обеспечения остойчивости корпус оснастили булями, что увеличило ширину корабля при­мерно на 1,5 м. Конструкция броневого пояса потребовала некоторых переделок; их сумели выполнить лишь на последних семи АВ серии (первые два бортовой брони вообще не по­лучили). В остальном внутренняя "начинка" кораблей, включая РЭУ, осталась без изме­нений. Несмотря на рост водоизмещения, ширины и осадки, скорость уменьшилась не­значительно. Так, "San Jacinto" на испытаниях при водоизмещении 14 220 т развил мощность 104 805 л.с. и ход 31,74 уз.

Полетная палуба имела размеры 169,2 х 22,3 м и была оснащена одной катапультой (в 1944 — 1945 гг. на всех АВ установили еще одну). Два самолетоподъемника (12,8 х 13,4 м) могли поднимать авиатехнику весом до 12,7 т. Размеры ангара (78,6 х 16,7 м, высота 5,3 м) были меньше, чем на эскортных авианосцах типа "Bogue" и "Casablanca", что предопределило главный недостаток проек­та — малую численность авиагруппы. Запас авиабензина составлял 454 200 л.

Артиллерийское вооружение по проекту включало в себя две 127-мм/38 универсаль­ные пушки, 8x2 40-мм и 16 х 1 20-мм авто­матов. Однако после ходовых испытаний на "Independence" 127-мм орудия заменили дву­мя четырехствольными 40-мм "бофорсами", все последующие корабли изначально получи­ли такое же вооружение. В ходе войны число зенитных автоматов постоянно менялось. Так, в 1945 г. на CVL-22, CVL-24 и CVL-29 имелось по 32 ствола (2x4 + 10x2 — 40-мм/56 и 4 20-мм/70). На CVL-25 — CVL-28 — от 28 до 34 (9 х 2 — 40-мм/56 и от 10 до 16 20-мм/70), на CVL-30 — 40 (9 х 2 40-мм/56 и 22 20-мм/70).

В целом АВ типа "Independence" оценива­лись как весьма удачные, но слишком "тесные" корабли. Их авиагруппа по численности была втрое меньше, чем у "Essex", а дальность пла­вания — вдвое. Кроме того, корабли типа "Essex" (для временной замены которых и пре­дусматривался тип "Independence") строились гораздо быстрее, чем первоначально планиро­валось, и головной вступил в строй раньше, чем "Independence"!

"Princeton" 24.10.1944 тяжело поврежден в результате попадания 250-кг бомбы и последо­вавшего за этим пожара. Добит кораблями эскорта. "Independence" 20.11.1943 поврежден попаданием япон. авиаторпеды; ремонт до ав­густа 1944 г. 1.7 и 25.7.1946 тяжело поврежден при испытаниях атомной бомбы у атолла Бики­ни. Потоплен при испытаниях новых образцов оружия 29.1.1951. "Belleau Wood" 30.10.1944 тяжело поврежден попаданием камикадзе; ре­монт до января 1945 г.

После окончания войны три АВ этого типа пе­реданы флотам других стран.

"Belleau Wood" и "Langley" в 1953 и 1951 гг. переданы Франции и переименованы в "Bois Belleau" и "Lafayette" соответственно. "Cabot" передан Испании в 1967 г. и переименован в "Dedalo".

 

Авианосец "Wasp" — 1 единица

 

16.jpg

 

CV-7 "Wasp" BtlhQ 1.4.1936 4.4.1939 4.1940 Погиб 15.9.1942

 

14700/19116 т; 210,3 (вп)/226х30,5(вл 24,8)х7,1 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с., 29,5 уз., 3345 т нефти, 7 500 (15) миль. Броня: пояс 16 — 19 мм, палуба 37 мм. Эк. 2167 чел. 8 х 1 — 127-мм/38, 4 х 4 — 28-мм, 24 х 1 — 12, 7-мм, 84 самолета, 4 катапульты.

 

Решение построить авианосец CV-7 "Wasp" было принято 27.3.1934, одновременно с переоборудованием CV-1 "Langley" в авиатранспорт. Во избежание превышения разрешенного Вашингтонским соглашением тон­нажа авианосцев США, пришлось ограничить водоизмещение нового корабля величиной в 14 700 т. Правда, американцы немного слукавили: говоря о высвободившемся тоннаже, они указали полное водоизмеще­ние "Langley", а в проект "Wasp" заложили его как водоизмещение стандартное. Заказ на строительство был выдан 19.9.1935.

Конструкция "Wasp" имела несколько оригинальных особенностей. Уникальной чертой корабля стал асимметричный корпус — так проек­тировщики компенсировали вес "острова" без укладки балласта по левому борту. Кроме того, он отличался необычным эшелонным разме­щением машинно-котельных отделений, позже повторенным в проекте авианосца "Essex".

Подъем самолетов на палубу (226 х 30,5 м) из одноярусного ангара осуществлялся двумя лифтами размерами 14,6 х 13,4 м и грузоподъ­емностью 7,7 т. К тому же в порядке эксперимента, в носовой части по левому борту установили дополнительный бортовой самолетоподъемник Т-образной формы. На корабле имелись 4 катапульты — две на верхней палубе, еще две, расположенные поперек корпуса, — в ангаре. Запас авиабензина — 613 200 л.

Из-за ограниченного водоизмещения бронирование было очень лег­ким. Нижняя (броневая) палуба имела толщину 31 мм; ангарная и верхняя палубы не бронировались. Вместо броневого пояса применя­лась лишь утолщенная (16 — 19 мм) обшивка в районе ВЛ. Только отсек рулевой машины располагал относительно мощным бронирова­нием: вертикальным толщиной 87 мм и горизонтальным толщиной — 31 мм.

В июне 1942 г. было усилено зенитное вооружение: вмес­то 12,7-мм пулеметов установили 32 20-мм "эрликона", а на левом борту разместили четырехствольный 40-мм "бофорс".

15.9.1942 потоплен к югу ото. Гуадалканал (12°25'S,164°08'E) япон. ПЛ I-19.

 

Авианосцы типа "Yorktown" — 3 единицы

 

17.jpg

 

CV-5 "Yorktown" NN

21.5.1934

4.4.1936

9.1937

Погиб 7.6.1942

CV-6 "Enterprise" NN

16.7.1934

3.10.1936

5.1938

Слом в 1958

CV-8 "Hornet" NN

25.9.1939

14.12.1940

10.1941

Погиб 24.10.1942

 

19 875/25 484 (CV-5) т; 234,7 (вл)/246,7х29,9 (25,3 вп)х7,9 м; 4 ТЗА, 9 ПК, 120 000 п.с., 32,5 уз., 4280 т нефти, 12 000 (15) миль. Броня: пояс 102 мм, палуба 37 мм, траверсы 102 мм, рубка 102 мм. Эк. 2175 чел. 8x1 — 127-мм/38, 4 х 4 — 28-мм, 24 х 1 -12,7-мм, 81 самолет (CV-8 — 85 самолетов), 3 катапульты.

 

После закладки "Ranger" на остальные американские авианосцы, согласно Вашингтонскому соглашению, оставалось 55 тыс. т суммар­ного водоизмещения. Уложиться в эту цифру можно было, построив три корабля по 18 500 т или два — по 27 000 т. Командование флота пред­почитало иметь три АВ, но, как показал мировой опыт, ограничение размеров кораблей данного класса резко снижало их боевые возмож­ности. В конце концов остановились на компромиссном варианте: решено было построить два корабля водоизмещением по 20 700 т и еще один (будущий CV-7 "Wasp") — меньшего размера. CV-5 и CV-6 были заложены в 1934 г.; четыре года спустя, после прекращения действия Вашингтонского соглашения, Конгресс США принял решение о строи­тельстве третьего однотипного авианосца — CV-8 "Hornet".

Проект "Yorktown" оказался гораздо удачнее проекта своего пред­шественника ("Ranger"), гармонично сочетая в себе наступательные и оборонительные возможности. Ангар был рассчитан на прием вну­шительной авиагруппы — 96 машин (на момент проектирования, впоследствии из-за возросших размеров самолетов их число несколь­ко сократилось). Подъем авиатехники на полетную палубу (228,6 х 29,9 м) осуществлялся тремя лифтами размерами по 14,6 х 13,7 м. Помимо двух катапульт на полетной палубе имелась третья: она раз­мещалась палубой ниже и с ее помощью можно было запускать самолеты прямо из ангара через специальные окна в бортах. Впро­чем, оригинальная идея себя не оправдала, и третью катапульту в 1942 г. с "Enterprise" и "Hornet" сняли ("Yorktown" к тому времени уже погиб).

АВ обладали неплохой броневой защитой, аналогичной "вашингтон­ским" КР. В отличие от "Ranger", "Yorktown" получил систему ПТЗ. Правда, последняя рассчитывалась на взрыв торпеды с боевым зарядом в 180 кг, в то время как ПТЗ линкоров была способна выдержать взрыв 320 кг ВВ (тротила).

Артиллерийское вооружение кораблей неоднократно менялось. В 1942 г. на них начали устанавливать 20-мм "эрликоны" (к лету 1942 г. на "Yorktown" и "Hornet" их было по 24, на "Enterprise" — 32; в августе на двух последних их число увеличилось соответственно до 32 и 38 единиц).

Многочисленные перевооружения сильно увеличили "верхний вес" и снизили остойчивость. С марта по октябрь 1943 г. оставшийся в строю "Enterprise" прошел модернизацию: корпус оснастили булями, из-за чего ширина по ватерлинии увеличилась до 29,1 м, а скорость несколь­ко уменьшилась. Корабль получил 40 40-мм "бофорсов", число "эрликонов" достигло 48 единиц. Запас нефти возрос до 6511 т, водо­измещение — до 24 128/29 882 т.

В 1945 г. на "Enterprise" число стволов легкой зенитной артиллерии рав­нялось 86(5х2 и 11х4 40-мм "бофорсов" и 16 х 2 20-мм "эрликонов").

"Yorktown" в ходе боя в Коралловом море 7.5.1942 поврежден попа­данием 250-кг бомбы. Экстренно отремонтирован в Пёрл-Харборе и успел принять участие в сражении у атолла Мидуэй 4.6.1942. Тяжело поврежден япон. палубной авиацией (получил 3 бомбовых и 2 торпед­ных попадания). Днем 6.6.1942 поражен еще двумя торпедами с япон. ПЛ 1-168, утром следующего дня затонул (30°36'N,176°34'W).

"Enterprise" в ходе сражения у Восточных Соломоновых о-вов (24.8.1942) получил серьезные повреждения в результате попадания трех 250-кг авиабомб и трех близких разрывов; ремонт до середины октяб­ря 1942 г. В сражении у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 получил попадания трех 250-кг авиабомб; ремонт до середины ноября 1942 г. При обеспе­чении прикрытия высадки десанта на о. Окинава 14.5.1945 тяжело поврежден камикадзе и до конца войны в строй не вводился.

"Hornet" в сражении у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 тяжело поврежден япон. авиацией (попадания двух торпед, четырех бомб и двух сбитых самолетов), после попадания еще одной торпеды и нескольких бомб, оставлен экипажем и торпедирован ЭМ эскорта, однако остался на плаву. В ночь на 27.10.1942 остов АВ был обнаружен и потоплен япон. ЭМ (08°38' ю.ш., 166°43' в.д.).

 

Авианосец "Ranger" — 1 единица

 

18.jpg

 

CV-4 "Ranger" NN 26.9.1931 25.2.19336.1934 Исключен в 1946

 

16 092/19 907 т, 222,5(вл)/234,4х33,4(24,4 вл)х6,8 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 53 500 п.с., 29,25 уз., 2350 т нефти, 7000 (15) миль. Броня: палуба 25 м, погреба 51 мм. Эк. 2148 чел. 8х1 — 127-мм/25, 6x4 —28-мм, 24-12,7 мм пул., 76 само­летов, 2 катапульты.

 

Первый американский корабль, изначально заложенный как авиано­сец. Проект был разработан практически без опыта эксплуатации палубной авиации, относительно небольшие (по сравнению с типом "Lexington") размеры определялись желанием построить наибольшее число авианосцев в рамках суммарного водоизмещения, предусмотрен­ного Вашингтонским соглашением 1922 г.

Решение о строительстве АВ CV-4 водоизмещением в 13 800 т приняли в 1930 г. Первоначально предполагалось, что это будет гладкопалубный корабль без "острова", но в ходе постройки в проект внесли изменения. Характерной особенностью АВ стало наличие шести откидных дымовых труб — по три с каждого борта. От установки планиро­вавшейся турбоэлектрической ЭУ отказались в пользу более компактной паротурбинной.

Полетная палуба размерами 216,1 х 26,2 м была оснащена тремя самолетоподъемниками, катапульты проектом не предусматрива­лись. Запас авиабензина — 514 000 л. Бронирование включало в себя 25-мм палубу над ангаром и 51-мм коробчатую защиту погребов бое­запаса. ПТЗ отсутствовала. Артвооружение на момент ввода в строй состояло лишь из 8 127-мм орудий; позже к ним добавили 40 12,7-мм пулеметов.

В целом "Ranger" оказался не очень удачным авианосцем: малые раз­меры и нерациональное расположение лифтов на полетной палубе сильно замедляли старт и посадку самолетов. Также следует отметить недостаточную мореходность, пониженную остойчивость и отсутствие ПТЗ.

В конце 1930-х гг. на корабле установили две паровые катапульты. В сентябре 1941 г. число 12,7-мм пулеметов сократили до 24 единиц и установили 6x4 28-мм автоматов. В середине 1942 г. на "Ranger" 28-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы заменили на 6 х 4 40-мм "бофорсов" и 30 20-мм "эрликонов".

В 1943 г. в ходе модернизации длину полетной палубы увеличили до 228,6 м. Тогда же предполагалось установить бортовые були, но от этого отказались из-за ожидаемого падения и без того небольшой ско­рости. Для снижения перегрузки с корабля лишь сняли 127-мм орудия.

С 1943 г. корабль в основном использовался в качестве учебного для подготовки летчиков, ближе к концу войны с него сняли все 40-мм "бофорсы", а зенитное вооружение представляли 47 20-мм "эрликонов".

 

Авианосцы типа "Lexington" — 2 единицы

 

19.jpg

 

CV-2 "Lexington" BtlhQ  8.1.1921 3.10.1925 12.1927 Погиб 8.5.1942

CV-3 "Saratoga"  NYSB 25.9.1920 7.4.1925 11.1927 Затонул 25.7.1946

 

38 727/47 700 т; 250,5/270,7x32,2x8,5 м; 4 ТЭУ, 16 ПК, 180 000 л.с., 33,25 уз., 6660 т нефти, 10 500 (15) миль. Броня: пояс 178 мм, палуба 51 мм, рубка 51 мм. Эк. 2327 чел. 4 х 2 — 203-мм/55,12x1 — 127-мм/25,16 — 12,7-мм, 90 самолетов.

 

Самые большие и быстроходные авианосцы своего времени. Заложены как линейные крейсера, но после Вашингтонской конференции перезака­заны как авианосцы (CV-2 и CV-3 соответственно 22.11.1922 и 30.10.1922).

В отношении корабельной архитектуры "Lexington" и "Saratoga" ока­зали заметное влияние на дальнейшее развитие класса авианосцев. Их полетная палуба (268,2 х 27,4 м) и внешние стены ангара составляли единое целое с корпусом, участвуя в обеспечении его продольной прочности (в отличие от последующих кораблей, на которых палуба и ангар выполнялись в качестве надстройки). Подобное конструктивное решение обеспечило определенный выигрыш в весе корпуса и позво­лило сделать одноярусный ангар полностью закрытым (размеры 129,2x22,6x6,4 м). Позади ангара находились ремонтные мастерские, а под ним — хранилище для самолетов в разобранном виде.

Самолеты подавались двумя довольно близко расположенными друг к другу лифтами. Кормовой (размер 9,15 х 11 м) предназначался толь­ко для истребителей, носовой (9,15 х 18,3 м) — для тяжелых (до 8 т) машин. Любопытной особенностью носового самолетоподъемника бы­ло то, что он мог поднимать самолеты с большой длиной фюзеляжа, для чего имелся дополнительный откидной люк размерами 6 х 8 м. В то же время наличие на огромных кораблях всего двух лифтов стало серьез­ным просчетом конструкторов и в дальнейшем отрицательно сказалось на эффективности использования палубной авиации.

Первоначально авианосцы несли по одной 47-м катапульте, предна­значавшейся для запуска гидросамолетов, но в 1934 г. их сняли.

"Lexington" и "Saratoga" имели необычную для своего времени турбоэлектрическую ЭУ огромной мощности — 180 000 л.с. Причем турбогенераторы находились в центральных отсеках, а КО — слева и справа от них, вдоль бортов.

Броневая защита корпуса включала в себя 178-мм пояс по ВЛ дли­ной 161,5 м и высотой 2,9 м, а также 51-мм нижнюю палубу. ПТЗ состояла из внешних булей и четырех продольных переборок с каждо­го борта (общая ширина ПТЗ — 4,8 м). В районе ВЛ имелись дополнительные були, служившие лишь для обеспечения необходимой остойчивости корабля.

В соответствии с господствовавшими в 1920-е гг. тактическими взгля­дами, авианосцы вооружили восемью 203-мм орудиями в четырех небронированных башнях, размещенных по правому борту в нос и кор­му от надстройки и массивной дымовой трубы.

Еще до вступления США во Вторую мировую войну было принято ре­шение усилить зенитное вооружение кораблей за счет замены бесполезных 203-мм орудий универсальными 127-мм. В начале 1942 г. 203-мм башни демонтировали.

"Lexington" к маю 1942 г., помимо 12 127-мм зениток, нес 4х4 28-мм и 22 х 1 20-мм автомата и 28 12,7-мм пулеметов. На "Saratoga" в ходе ремонта боевых повреждений в начале 1942 г. на месте снятых башен ГК разместили 4x2 127-мм/38 установки, одновременно все старые 127-мм/25 зенитки заменили на 8 х 1 127-мм/38 и добавили 4x4 40-мм автомата "бофорс". Число легких зенитных автоматов на корабле по­стоянно увеличивалось и к концу войны насчитывалось 120 стволов (96 40-мм "бофорсов" и 24 20-мм "эрликона").

В 1944 г. На "Saratoga" смонтировали две катапульты.

К концу войны на корабле в результате удлинения полетной палубы наибольшая длина достигла 277,2 м, а ширина корпуса после установ­ки буля по правому борту (для компенсации веса надстройки) — 34,1 м. Запас нефти повысился до 9748 т, а авиабензина — до 500 700 л.

"Lexington" 7.5.1942 в ходе сражения в Коралловом море тяжело поврежден японской палубной авиацией (с АВ "Shokaku" и "Zuikaku", две торпеды и две бомбы), оставлен экипажем и добит торпедами ЭМ эс­корта. Затонул 8.5.1942.

"Saratoga" 11.1.1942 поврежден торпедой япон. ПЛ 1-16; ремонт до кон­ца мая 1942 г. 31.8.1942 вновь торпедирован япон. ПЛ I-26; ремонт до конца ноября 1942 г. В ходе прикрытия высадки десанта на о. Иводзима 21.2.1945 тяжело поврежден япон. авиацией (попадания четырех бомб и двух камикадзе), ремонтировался до мая 1945 г.

В качестве корабля-цели принял участие в испытаниях ядерного оружия у атолла Бикини: поврежден 1.7.1946, затонул после взрыва 25.7.1946.

 

Эскортные авианосцы типа "Commencement Bay" — 10 + 13 единиц

 

20.jpg

 

CVE-105 "Commencement Bay" STSB

CVE-106 "Block Island" STSB

23.9.1943 9.5.1944 11.1944

25.10.1943 10.6.1944 12.1944

Исключен в 1971

Исключен в 1959

CVE-107 "Gilbert Islands" STSB

29.11.1943 20.7.1944 2.1945

Исключен в 1976

CVE-108 "Kula Gulf" STSB

16.12.1943 15.8.1944 5.1945

Исключен в 1970

CVE-109 "Cape Gloucester" STSB

10.1.1944 12.9.1944 5.1945

Исключен в 1971

CVE-110 "Salerno Bay" STSB

7.2.1944 26.9.1944 5.1945

Исключен в 1961

CVE-111 "Vella Gulf" STSB

7.3.1944 19.10.19444.1945

Исключен в 1970

CVE-112 "Siboney" STSB

1.4.1944 9.11.1944 5.1945

Исключен в 1970

CVE-1 13 "Puget Sound" STSB

12.5.1944 30.11.19446.1945

Исключен в 1960

CVE-115 "Bairoko" STSB

27.5.1944 25.1.1945 7.1945

Исключен в 1960

 

18 908/21 397 (CVE-105) т; 160 (вл)/169,9х32,1 (22,9 вл)х8,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 16 000 л.с., 19 уз., 3380 т нефти, 10 000 (15) миль. Эк. 1066 чел. 2 — 127-мм/38, 3х4 и 12х2 — 40-мм/56, 20 х 1 — 20-мм/70, 33 самолета, 2 катапульты.

Самые крупные и наиболее удачные эскортные АВ американской постройки. Проект представлял собой улучшенный "Sangamon". Всего было заказано 27 ко­раблей, но в строй вошли лишь 19, из них 9 — уже после окончания войны.

Корпус АВ "Комменсмент Бэй" по конструк­ции повторял корпус танкера типа Т-3, но был основательно усовершенствован и пере­компонован; увеличилось число водонепро­ницаемых переборок. Кормовое расположе­ние МО и КО сохранилось, но теперь ЭУ стала эшелонной, возросла и ее мощность (на испытаниях "Commencement Bay" развил мощность 17 800 л.с. и скорость 20,2 уз.). Площадь полетной палубы по сравнению с "Sangamon" немного уменьшилась (152,7 х 24,4 м), но ангар стал больше — 65,8 х 21 м. В но­совой части палубы установили две катапульты. Грузоподъемность лифтов возросла до 7,7 т, их размеры — до 13,4 х 12,8 м. Емкость цистерн авиабензина существенно увеличили.

Еще 9 АВ этого типа (CVE-114 "Rendova", CVE-116 "Badoeng Strait", CVE-117 "Saidor", CVE-118 "Sicily", CVE-119 "Point Cruz", CVE-120 "Mindoro", CVE-121 "Rabaul", CVE-122 "Palau" и CVE-123 "Tinian") вступили в строй в 1945—1946 гг., уже после окончания войны, достройку еще четы­рех (CVE-124 "Bastogne", CVE-125 "Eniwetok", CVE-126 "Lingaen" и CVE-127 "Okinawa"), зало­женных в 1945 г., отменили 11.8.1945 и позже разобрали на стапелях.

 

Эскортные авианосцы типа "Casablanca" — 50 единиц

 

21.jpg

 

CVE-55

"Casablanca"

KV

3.11.1942

5.4.1943

7.1943

Исключен в 1959

CVE-56

"Liscome Bay"

KV

9.12.1942

19.4.1943

8.1943

Погиб 24.11.1943

CVE-57

"Anzio"

KV

12.12.1942

1.5.1943

8.1943

Исключен в 1959

CVE-58

"Corregidor"

KV

17.12.1942

12.5.1943

8.1943

Исключен в 1958

CVE-59

"Mission Bay"

KV

28.12.1942

26.5.1943

9.1943

Исключен в 1958

CVE-60

"Guadalcanal"

KV

5.1.1943

5.6.1943

9.1943

Исключен в 1958

CVE-61

"Manila Bay"

KV

15.1.1943

10.7.1943

10.1943

Исключен в 1958

CVE-62

"Natoma Bay"

KV

17.1.1943

20.7.1943

10.1943

Исключен в 1958

CVE-63

"St. Lo"

KV

23.1.1943

17.8.1943

10.1943

Погиб 25.10.1944

CVE-64

"Tripoli"

KV

1.2.1943

2.9.1943

10.1943

Исключен в 1958

CVE-65

"Wake Island"

KV

6.2.1943

15.9.1943

11.1943

Исключен в 1946

CVE-66

"White Plains"

KV

11.2.1943

27.9.1943

11.1943

Исключен в 1958

CVE-67

"Solomons"

KV

19.3.1943

6.10.1943

11.1943

Исключен в 1946

CVE-68

"Kalinin Bay"

KV

26.4.1943

15.10.1943

11.1943

Исключен в 1946

CVE-69

"Kasaan Bay"

KV

11.5.1943

24.10.1943

12.1943

Исключен в 1959

CVE-70

"Fanshaw Bay"

KV

18.5.1943

1.11.1943

12.1943

Исключен в 1959

CVE-71

"Kitkun Bay"

KV

31.5.1943

8.11.1943

12.1943

Исключен в 1946

CVE-72

"Tulagi"

KV

7.6.1943

15.11.1943

12.1943

Исключен в 1946

CVE-73

"Gambler Bay"

KV

10.7.1943

22.11.1943

12.1943

Погиб 25.10.1944

CVE-74

"Nehenta Bay"

KV

20.7.1943

28.11.1943

1.1944

Исключен в 1959

CVE-75

"Hoggatt Bay"

KV

17.8.1943

4.12.1943

1.1944

Исключен в 1959

CVE-76

"Kadashan Bay"

KV

2.9.1943

11.12.1943

1.1944

Исключен в 1959

CVE-77

"Markus Island"

KV

15.9.1943

16.12.1943

1.1944

Исключен в 1959

CVE-78

"Savo Island"

KV

27.9.1943

22.12.1943

2.1944

Исключен в 1959

CVE-79

"Ommaney Bay"

KV

6.10.1943

29.12.1943

2.1944

Погиб 4.1.1945

CVE-80

"Petrof Bay"

KV

15.10.1943

5.1.1944

2.1944

Исключен в 1958

CVE-81

"Rudyerd Bay"

KV

24.10.1943

12.1.1944

2.1944

Исключен в 1959

CVE-82

"Saginaw Bay"

KV

1.11.1943

19.1.1944

3.1944

Исключен в 1959

CVE-83

"Sargent Bay"

KV

8.11.1943

31.1.1944

3.1944

Исключен в 1958

CVE-84

"Shamrock Bay"

KV

15.11.1943

4.2.1944

3.1944

Исключен в 1958

CVE-85

"Shipley Bay"

KV

22.11.1943

12.2.1944

3.1944

Исключен в 1959

CVE-86

"Sitkoh Bay"

KV

23.11.1943

19.2.1944

3.1944

Исключен в 1960

CVE-87

"Steamer Bay"

KV

4.12.1943

26.2.1944

4.1944

Исключен в 1959

CVE-88

"Cape Esperanse"

KV

11.12.1943

3.3.1944

4.1944

Исключен в 1959

CVE-89

"Takanis Bay"

KV

16.12.1943

10.3.1944

4.1944

Исключен в 1959

CVE-90

"Thetis Bay"

KV

22.12.1943

16.3.1944

4.1944

Исключен в 1964

CVE-91

"Makassar Strait"

KV

29.12.1943

22.3.1944

4.1944

Исключен в 1958

CVE-92

"Windham Bay"

KV

5.1.1944

29.3.1944

5.1944

Исключен в 1959

CVE-93

"Makin Island"

KV

12.1.1944

5.4.1944

5.1944

Исключен в 1947

CVE-94

"Lunga Point"

KV

19.1.1944

11.4.1944

5.1944

Исключен в 1960

CVE-95

"Bismarck Sea"

KV

31.1.1944

17.4.1944

5.1944

Погиб 21. 2. 1945

CVE-96

"Salamaua"

KV

4.2.1944

22.4.1944

5.1944

Исключен в 1946

GVE-97

"Hollandia"

KV

12.2.1944

28.4.1944

6.1944

Исключен в 1960

CVE-98

"Kwajellein"

KV

19.2.1944

4.5.1944

6.1944

Исключен в 1960

CVE-99

"Admiralty Islands"

KV

26.2.1944

10.5.1944

6.1944

Исключен в 1946

CVE-100

"Bouganville"

KV

3.3.1944

16.5.1944

6.1944

Исключен в 1960

CVE-101

"Matanikau"

KV

10.3.1944

22.5.1944

6.1944

Исключен в 1960

CVE-102

"Attu"

KV

16.3.1944

27.5.1944

6.1944

Исключен в 1946

CVE-103

"Roi"

KV

22.3.1944

2.6.1944

7.1944

Исключен в 1946

CVE-104

"Munda"

KV

29.3.1944

8.6.1944

7.1944

Исключен в 1958

 

8188/10 902 ("Liscome Bay") т; 149,4 (вл)/156,1х32,9 (19,9 вл)х6,3 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 9000 л.с., 19 уз., 2228 т нефти, 10 200 (15) миль. Эк. 860 чел. 1 х 1 — 127-мм/33, 4x2 — 40-мм/56, 12x1 — 20-мм/70, 27 самолетов, 1 катапульта.

 

В начале лета 1942 г. владелец верфи в Ван­кувере (штат Вашингтон) Г.Кайзер предложил американскому правительству развернуть на его предприятии массовый выпуск эскортных авиа­носцев, обязуясь строить до 100 таких кораблей в год. К тому времени фирма "Кайзер" уже осво­ила крупносерийную постройку торговых судов, и теперь технологию поточной сборки предла­галось распространить на военные корабли. Президент Рузвельт заинтересовался проектом, и Кайзер получил заказ сразу на 50 авианосцев.

АВ "Casablanca" во многом напоминал "Bogue", но имел меньшее водоизмещение, был двух­винтовым и более быстроходным. В основу проекта легла конструкция серийного быст­роходного сухогруза типа S4-S2 ВВ-3, но, в отличие от предшественников, новые АВ строились с нуля , а не переделывались из уже заложенных корпусов. Срок постройки первых 10 кораблей составил 241 — 287 дней, последних — 101 — 112. Полетная палуба имела размеры 144,5 х 24.4 м, ангарная — 78х17,1х5,3 м. Катапуль­та и носовой самолетоподъемник приме­нялись те же, что и на АВ "Bogue"; кормовой лифт был несколько больших размеров (12,7 х 11.5 м). Запас авиабензина — 378 500 л. ЭУ включала в себя две оригинальные пяти­цилиндровые ПМ типа "Unaflow", нередко именуемые турбинами. На испытаниях го­ловной CVE-55 развил ход 20,75 уз.

В ходе войны зенитное вооружение уси­лено: на большинстве кораблей число "бофорсов" увеличили до 16 (8 х 2), "эрликонов" — до 20.

"Liscome Bay" у атолла Макин (02°58' с.ш., 172°26' в.д.) 24.11.1943 торпедирован япон. ПЛ I-175. В результате взрыва паров бензина и боезапаса затонул через 23 минуты после ата­ки. "St. Lo" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар получил попадание камикадзе, за которым последовал ряд внутренних взрывов. "Gambler Bay" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар по­топлен арт. огнем япон. KPT. "Ommaney Bay" 4.1.1945 южнее о. Миндоро тяжело поврежден попаданием камикадзе, оставлен экипажем и потоплен кораблями эскорта. "Bismarck Sea" 21.2.1945 около Иводзимы поражен двумя ками­кадзе, вызвавшими большие пожары и взрывы. Через 2 часа затонул. "Corregidor" 20.4.1945 поврежден штормом, ремонтировался около двух месяцев, позже использовался для подготовки пилотов мор­ской авиации. "Manila Bay" 5.1.1945 по­врежден камикадзе, ремонтировался до мар­та 1945 г. "Wake Island" 3.4.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до конца вой­ны. "White Plains" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар поврежден разорвавшимся за кор­мой камикадзе и близким подводным взрывом снаряда с япон. ЛК; ремонт до марта 1945 г. "Kalinin Bay" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар получил 15 попаданий 203-мм сна­рядами с яп. КРТ и два попадания камикадзе, тяжело поврежден, не восстанавливался. "Fanshaw Bay" 25.10.1944 входе сражения у о. Самар получил тяжелые повреждения от огня яп. КРТ (попало 6 203-мм снарядов); ремонт до марта 1945 г. "Kitkun Bay" 8.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до марта 1945 г. "Hoggatt Bay" 15.1.1945 по­врежден внутренним взрывом; ремонт до июня 1945 г. "Kadashan Bay" 8.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт несколько ме­сяцев, позже использовался для подготовки морских летчиков. "Windham Bay" тяжело по­врежден во время шторма; ремонт до конца войны. "Salamaua" 13.1.1945 поврежден попа­данием камикадзе; ремонт до марта 1945 г. 5.6.1945 тяжело поврежден во время шторма; ремонт до конца войны. "Kwajalein" получил штормовые повреждения 18.12.1944; ремонт несколько месяцев.

 

Эскортные авианосцы типа "Sangamon" — 4 единицы

 

22.jpg

 

CVE-26

"Sangamon"

FSB

13.3.1939

4.11.1939

8.1942

Исключен в 1945

CVE-27

"Suwannee"

FSB

3.6.1939

4.4.1940

9.1942

Исключен в 1959

CVE-28

"Chenango"

S

10.7.1938

1.4.1939

9.1942

Исключен в 1959

CVE-29

"Santee"

S

31.5.1938

4.3.1939

8.1942

Исключен в 1959

 

10494/23895 т; 160 (вл)/168,6х32,1 (22,9 вл)х9,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 13500 л.с., 18 уз. Эк. 1080 чел. 2х1 — 127-мм/51, 4х2 — 40-мм/56, 12x1 — 20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.

 

Заложены как нефтеналивные танкеры типа Т-3 под названиями "Esso Trenton", "Markay", "Esso New Orleans" и "Seakay". Достроены в ка­честве военных танкеров АО-28 "Sangamon", АО-33 "Suwannee", AO-31 "Chenango" и АО-29 "Santee" соответственно. В начале 1942 г. принято решение перестроить их в конвойные авианосцы, 14 февраля переклас­сифицированы в AVG (впоследствии сменили индекс на CVE). Работы проводились с февраля по август 1942 г. АВ типа "Sangamon" были зна­чительно крупнее, чем корабли, переделанные из судов типа С-3. Их полетная палуба имела размеры 153 х 25,9 м, ангар — 60,4 х 21 х 5,33 м. Первоначально на авианосцах устанавливалась одна катапульта, в ходе модернизации в 1944 г. добавили вторую. Два лифта размерами по 10,4 х 12,8 м были способны поднимать самолеты массой до 6,3 т. Грузовые танки сохранились — корабль мог принять 12 876 т нефти, од­нако на практике этой возможностью не пользовались. Ближе к концу войны часть грузовых танков стали применять для питания корабель­ных котлов, что повысило общий запас топлива до 4780 т; дальность плавания соответственно возросла до 23 900 (15) миль.

Через некоторое время после вступления в строй на всех кораблях неуниверсальные 127-мм/51 заменили на такое же число универсаль­ных того же калибра с длиной ствола 38 клб. Число зенитных автоматов к 1945 г. достигло 47 — 49 стволов (4 х 2 и 10 х 2 40-мм "бофорсов" и 19 — 21x1 20-мм "эрликонов").

По сравнению с эскортными авианосцами, перестроенными из грузовых судов, "Sangamon" обладал лучшей живучестью (за счет разделе­ния корпуса на танки), огромной дальностью плавания и, благодаря большим размерам по­летной палубы, мог нести более тяжелые само­леты. Однако от планировавшейся в 1942 г. пе­рестройки однотипных танкеров в авианосцы отказались из-за кризиса танкерного тоннажа, от­дав предпочтение более дешевым кораблям типа "Casablanca" в корпусах сухогрузов.

"Sangamon" 4.5.1945 тяжело поврежден по­паданием камикадзе, не восстанавливался. "Suwannee" 25.10.1944 поврежден попаданием камикадзе, на следующий день снова получил бомбовое попадание; ремонт до февраля 1945 г. 24.5.1945 поврежден внутренним взрывом; ремонт около месяца.

"Santee" 25.10.1944 поврежден камикадзе, через 16 минут получил попадание торпеды с япон. ПЛ I-56. Тяжело поврежден; ремонт до марта 1945 г.

 

Эскортные авианосцы типа "Bogue" — 11 единиц

 

23.jpg

 

CVE-9

"Bogue"

STSB

1.10.1941

15.1.1942

9.1942

Исключен в 1959

CVE-11

"Card"

STSB

27.10.1941

21.2.1942

11.1942

Исключен в 1970

CVE-12

"Copahee"

STSB

18.6.1941

21.10.1941

6.1942

Исключен в 1959

CVE-13

"Core"

STSB

2.1.1942

15.5.1942

12.1942

Исключен в 1970

CVE-16

"Nassau"

STSB

27.11.1941

4.4.1942

8.1942

Исключен в 1959

CVE-18

"Altamaha"

STSB

19.12.1941

22.5.1942

9.1942

Исключен в 1959

CVE-20

"Barnes"

STSB

19.1.1942

2.5.1942

2.1943

Исключен в 1959

CVE-21

"Block Island"

STSB

19.1.1942

6.6.1942

3.1943

Погиб 29. 5. 1944

CVE-23

"Breton"

STSB

25.2.1942

27.6.1942

4.1943

Исключен в 1972

CVE-25

"Croatan"

STSB

15.4.1942

1.8.1942

4.1943

Исключен в 1970

CVE-31

"Prince William"

STSB

19.5.1942

23.8.1942

4.1943

Исключен в 1959

 

9393/13891 ("Nassau") т; 141,7(вл)/151,1 (1-я серия) или 150 (2-ясерия)х34(21,2 вл)х7,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 16,5 уз., 3420 т нефти, 26 300 миль (15) миль. Эк. 890 чел. 2x1 — 127-мм/51, 2 х 2 — 40-мм/56, 10x1— 20-мм/70,28 самолетов, 1 катапульта.

 

Решение о массовой перестройке эскортных авианосцев из корпусов торговых судов было принято сразу же после нападения японцев на Перл- Харбор. В качестве базы для новой серии АВ был выбран транспорт

C-3-S с паротурбинной ЭУ. В проекте использовался опыт перестройки "Long Island" и "Charger" с внесени­ем ряда изменений. Так, полетная палуба и ангар "Bogue" имели увеличенные размеры (133,1 х 23,9 и 79,6 х 18,9 х 5,3 м соответственно), число самолетоподъемников довели до двух (грузоподъемность — 6,3 т, размеры площадок— 12,6 х 10,1 м). Запас авиа­бензина составлял 340 650 л.

Авианосцы типа "Bogue" строились двумя сери­ями. Первая включала в себя 21 единицу: 10 для США и 11 для Великобритании (тип "Attacker"). Вто­рая (24 типа "Ameer") строилась специально для англичан, но один из кораблей — "Prince William" — остался в американском флоте. Основным отличи­ем кораблей второй серии стали удлиненная до 141,7 м полетная палуба и меньший запас авиабен­зина (225 000 л).

Вскоре после вступления в строй на всех кораблях неуниверсальные 127-мм/51 заменили на универсаль­ные того же калибра с длиной ствола 38 клб. Число стволов легкой зенитной артиллерии постоянно увели­чивалось — так, в мае 1943 г. "Copahee" и "Croatan" несли 8x2 40-мм и 27 х 1 20-мм автоматов; к 1945 г. число спаренных 40-мм "бофорсов" на всех АВ до­вели до 10. "Block Island" 29.5.1944 в 420 милях южнее Азорских о-вов торпеди­рован герм. ПЛ U-549. Через полчаса после попадания трех торпед затонул (31°13’N,023°03'W).

 

Эскортный авианосец "Charger" — 1 единица

 

24.jpg

 

CVE-30 "Charger" S 19.1.19401.3.1941 3.1942 Исключен в 1946

 

11 800/15 126 т; 141,7/150x33,9 (21,2 вл)х7,7 м; 1 диз., 8500 л.с., 16,5 уз., 3061 т соляра. Эк. 856 чел. 3x1 — 102-мм/51,10 — 20-мм/70, 36 самолетов, 1 катапульта.

 

Один из пяти кораблей типа "Archer", стро­ившихся в США по заказу Великобритании. 4.10.1940, уже после спуска на воду, принято ре­шение оставить корабль в США и использовать для подготовки британских морских летчиков. Сохранил английское название. "Charger" пе­реоборудован из транспортного теплохода "Rio de la Plata" (типа С-3). Конструктивно очень бли­зок к "Long Island", но имел полетную палубу увеличенных размеров (134 х 23,8 м), неболь­шую палубную надстройку и меньший запас авиабензина — 340 650 л. Одновременно запас топлива возрос более чем в два раза (за счет отпавшей необходимости догружать корабль балластом, как это пришлось сделать на "Long Island" После войны перестроен в торговое судно.

 

Эскортный авианосец "Long Island" — 1 единица

 

25.jpg

 

CVE-1 "Long Island" S 7.7.193911.1.1940 6.1941 Исключен в 1946

 

11 300/14 050 т; 141,7/150x31,1 (21,2 вл)х7,7 м; 1 диз., 8500 л.с., 16,5 уз., 1360 т соляра. Эк. 970 чел. 1x1 — 102-мм/51, 2x1 — 76-мм/50, 4 — 12,7-мм пул., 16 самолетов, 1 катапульта.

 

Первый американский эскортный АВ; переоборудо­ван из транспортного теплохода "Mormacmail" типа С-3 еще до вступления США во Вторую мировую вой­ну. Работы по переделке судна начались 6.3.1941 и были выполнены всего за 88 дней. Проект по концеп­ции напоминал британский "Audacity" (создававшийся примерно в то же время), но представлял собой более полноценный АВ. "Long Island" имел небольшой ангар (29,9 х 16,5 м), самолетоподъемник грузоподъемностью 3,4 т (11,6 х 10,4 м) и катапульту. Размеры полетной па­лубы — 109,7 х 21,3 м, причем сама палуба имела усиленную конструкцию из 19-мм стали. Запас авиабен­зина — 378 500 л. В трюм для сохранения остойчивости было уложено 1650 т балласта. Корпус оборудовали примитивной системой ПТЗ, включавшей в себя 25-мм продольную переборку.

В сентябре 1941 г. вместо 12,7-мм пулеметов установили 20-мм "эрликоны". В 1942 г. корабль прошел модернизацию: полетную палубу удлинили до 127,4 м, вес балласта увеличили до 2640 т. Неуниверсальную 102-мм пуш­ку заменили на 127-мм/38 зенитную, число "эрликонов" возросло до 20.

В феврале 1944 г. корабль переоборудовали в авиатранспорт — сняли катапульту, аэрофинишеры, облегчили полетную палубу.

После войны перестроен в торговое судно.