Описание конструкции

 

Корпус

 

Обводы корпуса и общая архитекту­ра миноносцев типа «Сокол» были под­чинены главной цели—достижению необычайно высокой скорости хода. Кор­пус с очень большим удлинением (отно­шение длины к ширине свыше 10:1) из­готавливался из высокопрочной, но очень тонкой никелевой стали. На голов­ном корабле, построенном фирмой «Ярроу», толщина обшивки не превышала 3—4 мм (ширстречный пояс — 5 мм), палубного настила 2—5 мм, водонепро­ницаемых переборок 2—4 мм. Предель­ное облегчение корпуса, вызванное же­ланием сэкономить массу для мощной энергетической установки, привело к тому, что палуба истребителя прогиба­лась даже под весом человека. «Корпус корабля производит впечатление карка­са, на который натянута мокрая паруси­на», — так язвительно оценивал совре­менник миноносцы-рекордсмены, к чис­лу которых принадлежал и «Сокол».

У истребителей отечественной пост­ройки толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6—7,5 мм, в оконечнос­тях— до 4,5—6 мм, палубного настила —до 4,5—7,5 мм. Все это несколько уменьшило «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и, соответ­ственно, снизило скорость хода.

Конструктивно корпус миноносцев типа «Сокол» был клепаным, система набора — поперечная, шпация — 0,53 м. Непотопляемость обеспечивали 10 (на «Твердом» — 12) поперечных водоне­проницаемых переборок, продольную прочность — киль и два днищевых стрингера, изготовленные из уголковой стали. Ахтерштевень и таранный форш­тевень были коваными.

 

Механизмы

 

Главная энергетическая установка ми­ноносцев типа «Сокол» состояла из двух трехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и четырех или восьми водотрубных котлов системы Ярроу. Машины были спроектированы фир­мой «Ярроу»; валы и поршни изготавлива­лись из кованой стали; цилиндры (диамет­ром 457,660 и 992 мм) отливались из мел­козернистого чугуна и покрывались сверху асбестом и листовым алюминием. Трехло­пастные гребные винты диаметром 1,98 м отливались из бронзы. Отработанный пар от обеих машин поступал в общий конден­сатор (второй конденсатор появился толь­ко на кораблях типа «Твердый»). На испы­таниях машины «Сокола» превысили про­ектную мощность, показав 1950 и.л.с. при 405 об/мин вместо расчетных 1900 и.л.с. и 400 об/мин. Следует заметить, что меха­низмы головного корабля, построенные в Англии, оказались более надежными и дол­говечными, чем их копии, изготовленные на отечественных заводах.

Пар для машин вырабатывали восемь (на истребителях типа «Прозорливый» и «Твердый» — четыре) водотрубных котлов треугольного типа фирмы «Ярроу». Поверх­ность нагрева каждого котла — 96,7 м2, площадь колосниковой решетки — 2 м2, рабочее давление пара —14 атм. Котлы были сгруппированы в двух котельных от­делениях; они размещались попарно попе­рек корабля, причем каждая пара имела общую дымовую трубу (такое расположе­ние позволяет ряду справочных изданий утверждать, что на миноносцах типа «Со­кол» устанавливалось по четыре сдвоен­ных паровых котла). Время разводки паров составляло около одного часа. Для боль­шинства серийных «соколов» котлы изго­тавливало Товарищество Невского завода; нефтяные котлы для первых «ижорских» кораблей — Балтийский завод.

Полный запас угля (60 т) хранился в угольных ямах — бортовых, расположен­ных на протяжении котельных отделе­ний, и одной поперечной, находящейся позади камбуза. Последняя, правда, ока­залась крайне неудобной в эксплуатации и на миноносцах последней группы (типа «Твердый») была ликвидирована. При этом за счет более компактных котлов удалось несколько увеличить емкость бортовых угольных ям.

Расход топлива, по данным испыта­ний «Сокола» летом 1896 года, составил 0,74 т/ч при скорости 16,27 узла (635 и.л.с., 209 об/мин), 1,87 т/ч при скорости 21,53 узла (1650 и.л.с., 286 об/мин) и 3,04 т/ч при скорости 25,89 узла (3683 и.л.с., 371 об/мин). Исходя из этих цифр, даль­ность плавания миноносца должна была составить 1200 миль 16-узловым ходом и более 2500 миль — 10-узловым.

 

Скорость, остойчивость, мореходность

 

Высокая скорость хода, конечно же, являлась главным козырем нового клас­са боевых кораблей — дестройеров, или истребителей. Одна­ко к выдающимся ре­зультатам, показан­ным во время офи­циальных испыта­ний, необходимо от­носиться с изрядной долей скептицизма: зачастую они пред­ставляли собой про­сто рекламный трюк, работающий на имя судостроителя. Пробеги на мерной миле, как правило, проводились в совершенно «тепличных» условиях — при полном штиле, с командой специально подготов­ленных кочегаров и использованием луч­ших сортов угля. Вооружение и запасы обычно отсутствовали. Поэтому неудиви­тельно, что в процессе службы минонос­цам никогда не удавалось повторить до­стигнутые на испытаниях рекорды, а их фактическая скорость была на три — че­тыре узла меньше декларируемой.

В этом отношении «Сокол» не являл­ся исключением. И снижение контракт­ной скорости у серийных истребителей отечественной постройки, в принципе, вполне объяснимо. Хотя, конечно, ее падение до уровня ниже 25 узлов у пос­ледних представителей серии никак нельзя оценить положительно.

Мореходность «соколов» была, разу­меется, несколько лучше, чем у их пред­шественников — миноносцев типа «Пернов», но все равно ее трудно назвать удовлетворительной. «Погоня за скоро­стью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязан­ным выдерживать шторм»—так писал наблюдающий за постройкой «соколов» на Невском заводе капитан 2 ранга А.П.Муравьев. Тем не менее в ходе службы истребителям довелось совер­шать дальние подходы и выдерживать довольно серьезные шторма.

Остойчивость миноносцев находи­лась в пределах нормы. По результатам кренования в октябре 1895 года началь­ная поперечная метацентрическая высо­та «Сокола» при полном водоизмещении составила 0,854 м. Для истребителей серии «Твердый» эта характеристика, по расчетам, равнялась 0,64 м.

Длинный и узкий корпус «Сокола» пре­допределил не очень хорошую поворот­ливость, но в ряду своих «одноклассни­ков» маневренные качества головного корабля выглядели вполне приемлемы­ми. Диаметр циркуляции на скорости 22,5 узла составил 2,5 кбт (около 8 длин кор­пуса), время циркуляции — 2 мин 33 с.

 

Вооружение

 

Артиллерийское вооружение истреби­телей типа «Сокол» включало одну 75-мм пушку системы Канэ и три 47-мм пуш­ки системы Гочкиса. 75-мм орудие (дли­на ствола 50 клб, вес снаряда 4,9 кг) ус­танавливалось на площадке, опираю­щейся на крышу боевой рубки. На мино­носцах постройки Ижорского завода и верфи Крейтона применялись в основ­ном орудия с коробчатым щитом на стан­ках Канэ; на кораблях Невского завода и разборных «ижорцах» устанавливались 75-миллиметровки на станке Меллера с облегченным щитом. В боекомплект вхо­дили только бронебойные 75-мм снаря­ды; их боезапас составлял 160 штук.

47-мм пушки Гочкиса на станках Мел­лера с ртутным компрессором размеща­лись на верхней палубе (две за боевой рубкой побортно и одна в корме). Они вели огонь чугунными или стальными гра­натами весом по 1,5 кг; общий боезапас составлял 800 патронов.

Подача боеприпасов к орудиям обо­их калибров осуществлялась вручную.

Минное вооружение состояло из двух поворотных торпедных аппаратов калиб­ра 381 мм, расположенных в диаметраль­ной плоскости корабля. На серийных ми­ноносцах кормовой аппарат, по сравне­нию с «Соколом», немного сдвинули в нос. Роль основного оружия истребителя играли «17-футовые» самодвижущиеся мины (торпеды) Уайтхеда образца 1898 го­да (длина 5,18 м, вес 430 кг, вес боевой части 64 кг, дальность хода 600 м 30-узловым ходом или 900 м 25-узловым). Стрельба осуществлялась с помощью пороховых зарядов. Общий запас тор­пед — 6 штук, из которых две готовые к бою находились непосредственно в ап­паратах и еще четыре хранились в носо­вом кубрике в разобранном виде (корпу­са — в рундуках, боевые зарядные отде­ления — в трюме). Кроме того, на верх­ней палубе имелись два специальных контейнера, в которые могли укладывать­ся собранные торпеды.

 

Судовые устройства и системы

 

Основные механизмы судовых систем (рулевая машина, шпиль) имели па­ровой привод; электричество использо­валось лишь для прожектора и освеще­ния внутренних помещений. Мощность пародинамомашины составляла 4 кВт (на «Соколе») или 5 кВт (на серийных ко­раблях отечественной постройки).

Водоотливная система включала шесть трюмных эжекторов с паровым приводом производительностью по 60 т/ч; имелась также аварийная ручная помпа. Испари­тель мог давать в сутки 3 т котельной или 1 т питьевой воды. Вода подавалась в котлы восемью донками; кроме того, еще две донки предназначались для аварий­ного питания котлов и тушения пожаров. Воздухонагнетательный насос произво­дительностью 4 л/мин при давлении воз­духа 120 атм., находившийся в машин­ном отделении, служил для зарядки ре­зервуаров торпед.

Якорей было два — один весом 295 кг, другой —100 кг. Спасательные средства состояли из четырехвесельного деревян­ного вельбота и двух складных парусино­вых восьмивесельных шлюпок.

 

Экипаж

 

По штату экипаж головного «Сокола» насчитывал 48 человек: 5 офицеров и 43 матроса и кондуктора. На серийных ко­раблях отечественной постройки числен­ность команды несколько изменили — офицеров осталось 4, нижних чинов — 48. В реальных условиях экипаж иногда увеличивался до 55 человек.

Офицерские помещения, в том числе и каюта командира, располагались сра­зу же за машинным отделением; далее в корму шли каюта кондукторов и мат­росский кубрик. Второй кубрик находил­ся в носовой части; между ним и первым котельным отделением размещался кам­буз. Условия обитаемости на минонос­цах были самыми что ни на есть спар­танскими. Впрочем, на столь небольших и плотно «упакованных» механизмами кораблях по-другому и быть не могло.