Подводные лодки

 

Подводные лодки типа "Tench" — 19 + 12 единиц

17.jpg

 

SS-417 "Tench" (PNY, 7.7.1944 — в 1976 передана Перу), SS-418 "Thornback" (PNY, 7.7.1944 — в 1971 передана Турции), SS-419 "Tigrone" (PNY, 20.7.1944 — искл. в 1973), SS-420 "Tirante" (PNY, 9.8.1944 — искл. в 1973), SS-421 "Trutta" (PNY, 18.8.1944 — в 1972 передана Турции), SS-422 "Того" (PNY, 23.8.1944 — слом в 1965), SS-423 "Torsk" (PNY, 6.9.1944 — с 1972 — корабль-музей), SS-424 "Quillback" (PNY, 1.10.1944 — искл. в 1973), SS-475 "Argonaut" (PNY, 1.10.1944 — в 1968 продана Канаде), SS-476 "Runner" (PNY, 17.10.1944 — искл. в 1971), SS-477 "Conger" (PNY, 17.10.1944 —продана наслои в 1964), SS-478 "Cutlass" (PNY, 5.11.1944 — в 1973 передана Тайваню), SS-479 "Diablo" (PNY, 1.12.1944 —потоплена в декабре 1971), SS-480 "Medregal" (PNY, 15.12.1944 —потоплена в августе 1970), SS-481 "Requin" (PNY, 1.01.1945 — искл. в 1971), SS-482 "Irex" (PNY, 26.1.1945 — искл. в 1971), SS-483 "Sea Leopard" (PNY, 2.3.1945 — в 1973 передана Бразилии), SS-484 "Odax" (PNY, 10.4.1945 — в 1972 передана Бразилии) и SS-485 "Sirago" (PNY, 13.05.1945 — искл. в 1972).

 

Надводное — 1570/1875 (нормальное) т, подводное — 2415 т; 92,2 (вл)/95х8,3х4,7 м; 4 дизель-генератора/2 ЭД, 5400/2740 л.с., 20,3/8,8 уз., 389 — 454 т соляра, 11 000 — 12 000 (10)/96 (2) миль. Эк. 60 чел. 10 — 533-мм ТА (6 носовых, 4 кормовых, 24 торпеды), 1 х 1 — 127-мм/25, 1x1— 40-мм/56, 1x1— 20-мм/70 (на SS-417 — 426, 435, 475 — 490 и 522 — 525) или 2 х 1 — 127-мм/25, 1x1— 40-мм/56 и 1х1 — 20-мм/70 или 2x1 — 20-мм/70 (на остальных).

 

Дальнейшее развитие ПЛ типов "Gato" и "Balao". В проекте новых ПЛ улуч­шено внутреннее подразделение на отсеки, также повышена прочность кор­пуса, что привело к росту водоизмещения приблизительно на 35 — 40 т. В остальном мало отличались от предшественниц. Последняя серия ПЛ, начи­ная с SS-475, проектировалась на большую рабочую глубину погружения — до 135 м (предельно допустимая — 225 м), кроме того, они имели увеличен­ный до 28 шт. запас торпед.

Всего в 1942 — 1943 гг. было заказано 146 ПЛ нового типа (SS-417 — 562), однако в 1944 — 1945 гг. постройку 112 лодок отменили (SS-427 — 434, 438 — 474,491 —515, 517 — 521 и 526 — 562). В 1946 г. к ним добавилась SS-516, а постройку SS-436 и 437 приостановили и в конце концов сдали на слом недостроенными. В итоге в строй вошла только 31 лодка, 12 из которых (SS-425 "Trumpetfish", SS-426 "Tusk", SS-435 "Corsair", SS-486 "Pomodon", SS-487 "Remora", SS-488 "Sarda", SS-489 "Spinax", SS-490 "Volador", SS-522 "Amberjack", SS-523 "Grampus", SS-524 "Pickerel" и SS-525 "Grenadier") были переданы флоту уже после окончания Второй мировой войны.

"Diablo" и "Medregal" потоплены при испытании новых образцов оружия в 1971 и 1970 гг. соответственно.

 

Подводные лодки типов "Gato" и Тип "Balao" — 185 + 9 единиц

18.jpg

19.jpg

 

Тип "Gato":

SS-212 "Gato" (ЕВ, 21.8.1941 — искл. в 1960), SS-213 "Greenling" (ЕВ, 20.9.1941 —искл. в 1960), SS-214 "Grouper" (ЕВ, 27.10.1941 —слом в 1970), SS-215 "Growler" (ЕВ, 2.11.1941 — погибла 8.11.1944), SS-216 "Grunion" (ЕВ, 12.12.1941 — погибла в июнеиюле 1942), SS-217 "Guardfish" (ЕВ, 20.1.1942 — искл. в 1960), SS-218 "Albacore" (ЕВ, 17.2.1942 — погибла 7.11.1944), SS-219 "Amberjack" (ЕВ, 6.3.1942 — погибла 16.2.1943), SS-220 "Barb" (ЕВ, 2.4.1942 — в 1954 передана Италии), SS-221 "Blackfish" (ЕВ, 18.4.1942 —искл. в 1959), SS-222 "Bluefish" (ЕВ, 21.2.1943 —искл. в 1959), SS-223 "Bonefish" (ЕВ, 7.3.1943 — погибла 18.6.1945), SS-224 "Cod" (ЕВ, 21.3.1943 — с 1975 корабль-музей), SS-225 "Сего" (ЕВ, 4.4.1943 — слом в 1970), SS-226 "Corvina" (ЕВ, 9.5.1943 — погибла 16.11.1943), SS-227 "Darter" (ЕВ, 6.6.1943 — погибла 24.10.1944), SS-228 "Drum" (PNY, 12.5.1941 — искл. в 1968), SS-229 "Flyingfish" (PNY, 9.7.1941 —слом в 1959), SS-230 "Finback" (PNY, 25.8.1941 —слом в 1959), SS-231 "Haddock" (PNY, 20.10.1941 — искл. в 1959), SS-232 "Halibut" (PNY, 3.12.1941 —слом в 1947), SS-233 "Herring" (PNY, 15.1.1942 — погибла 1.6.1944), SS-234 "Kingfish" (PNY, 2.3.1942 — искл. в 1960), SS-235 "Shad" (PNY, 15.4.1942 — искл. в 1960), SS-236 "Silversides" (MINY, 26.8.1941 — с 1973 корабль-музей), SS-237 "Trigger" (MINY, 22.10.1941 — погибла 28.3.1945), SS-238 "Wahoo" (MINY, 14.2.1942 — погибла 11.10.1943), SS-239 "Whale" (MINY, 14.3.1942 — искл. в 1960), SS-240 "Angler" (EB, 4.7.1943 — искл. в 1971), SS-241 "Bashaw" (EB, 25.7.1943 — искл. в 1969), SS-242 "Bluegill" (EB, 6.8.1943 —искл. в 1969), SS-243 "Bream" (EB, 17.10.1943 —искл. в 1969), SS-244 "Cavalla" (EB, 14.11.1943 — с 1971 корабль-музей), SS-245 "Cobia" (EB, 28.11.1943 — с 1970 корабль-музей), SS-246 "Croaker" (EB, 19.12.1943 — с 1976 корабль-музей), SS-247 "Dace" (EB, 25.4.1943 — в 1955 передана Италии), SS-248 "Dorado" (EB, 23.5.1943 — погибла в октябре 1943), SS-249 "Flasher" (EB, 20.6.1943 — слом в 1963), SS-250 "Flier" (EB, 11.7.1943 —погибла 13.8.1944), SS-251 "Flounder" (EB, 22.8.1943 —искл. в 1960), SS-252 "Gabilan" (EB, 16.9.1943 — искл. в 1960), SS-253 "Gunnel" (EB, 17.5.1942 — искл. в 1959), SS-254 "Gurnard" (EB, 1.6.1942 — искл. в 1960), SS-255 "Haddo" (EB, 21.6.1942 — слом в 1959), SS-256 "Hake" (EB, 17.7.1942 — искл. в 1967), SS-257 "Harder" (EB, 19.8.1942 — погибла 24.8.1944), SS-258 "Hoe" (EB, 17.9.1942 — искл. в 1960), SS-259 "Jack" (EB, 16.10.1942 — в 1958 передана Греции), SS-260 "Lapon" (EB, 27.10.1942 —в 1957 передана Греции), SS-261 "Mingo" (EB, 30.11.1942 — в 1955 передана Японии), SS-262 "Muskallunge" (EB, 13.12.1942 — в 1957 передана Бразилии), SS-263 "Paddle" (EB, 30.12.1942 — в 1957 передана Бразилии), SS 264 "Pargo" (EB, 24.1.1943 — слом в 1961), SS-265 "Peto" (MS, 30.4.1942 — слом в 1961), SS-266 "Роду" (MS, 23.6.1942 — искл. в 1959), SS-267 "Pompon" (MS, 15.8.1942 — искл. в 1960), SS-268 "Puffer" (MS, 22.11.1942 —слом в 1961), SS-269 "Rasher" (MS, 20.12.1942 —искл. в 1971), SS-270 "Raton" (MS, 24.1.1943 — искл. в 1969), SS-271 "Ray" (MS, 28.2.1943 — искл. в 1960), SS-272 "Redfin" (MS, 4.4.1943 — слом в 1971), SS-273 "Robalo" (MS, 9.5.1943 — погибла 26.7.1944), SS-274 "Rock" (MS, 20.7.1943 — искл. в 1969), SS-275 "Runner" (PNY, 30.5.1942 — погибла в маеиюне 1943), SS-276 "Sawfish" (PNY, 23.6.1942 — искл. в 1960), SS-277 "Scamp" (PNY, 20.7.1942 — погибла 11.11.1944), SS-278 "Scorpion" (PNY, 20.7.1942 — погибла в январефеврале 1944), SS-279 "Snook" (PNY, 15.8.1942 — погибла в апреле 1945), SS-280 "Steelhead" (PNY, 11.9.1942 — искл. в 1960), SS-281 "Sunfish" (MINY, 2.5.1942 — искл. в 1960), SS-282 "Tunny" (MINY, 30.6.1942 —искл. в 1969), SS-283 "Tinosa" (MINY, 7.10.1942 —затонула в ноябре 1960) и SS-284 "Tullibee" (MINY, 11.11.1942 — погибла 26.3.1944).

Тип "Balao":

SS-285 "Balao" (PNY, 27.10.1942 — искл. в 1963), SS-286 "Billfish" (PNY, 12.11.1942 — слом в 1971), SS-287 "Bowfin" (PNY, 7.12.1942 — с 1981 корабль-музей), SS-288 "Cabrilla" (PNY, 24.12.1942 — слом в 1972), SS-289 "Capelin" (PNY, 20.1.1943 — погибла в декабре 1943), SS-290 "Cisco" (PNY, 24.12.1942 — погиб 28.9.1943), SS-291 "Crevalle" (PNY, 22.2.1943 — слом в 1971), SS-292 "Devilfish" (Crp, 30.5.1943 —искл. в 1968), SS-293 "Dragonet" (Crp, 18.4.1943 — искл. в 1960), SS-294 "Escolar" (Crp, 18.4.1943 — погибла в октябреноябре 1944), SS-295 "Hackleback" (Crp, 30.5.1943 — слом в 1968), SS-296 "Lancetfish" (Crp, 15.8.1943 — погибла 15.3.1945), SS-297 "Ling" (Crp, 15.08.1943 — с 1972 корабль-музей), SS-298 "Lionfish" (Crp, 7.11.1943 —с 1972 корабль-музей), SS-299 "Manta" (Crp, 7.11.1943 —искл. в 1968), SS-300 "Moray" (Crp, 14.5.1944 — искл. в 1968), SS-301 "Roncador" (Crp, 14.5.1944 — искл. в 1971), SS-302 "Sabalo" (Crp, 4.6.1944 — искл. в 1971), SS-304 "Seahorse" (MINY, 9.1.1943 — слом в 1968), SS-305 "Skate" (MINY, 4.3.1943 — затоплена 16.10.1948), SS-306 "Tang" (MINY, 17.8.1943 — погибла 24.10.1944), SS-307 "Tilefish" (MINY, 25.10.1943 —в 1960 передана Венесуэле), SS-308 "Apogon" (PNY, 10.3.1943 — потоплена 26.7.1946), SS-309 "Aspro" (PNY, 7.4.1943 — искл. в 1962), SS-310 "Barfisn" (PNY, 6.5.1943 — с 1972 корабль-музей), SS-311 "Archerfish" (PNY, 28.5.1943 — потоплена 16.10.1968), SS-312 "Burrfish" (PNY, 18.6.1943 — искл. в 1969), SS-313 "Perch" (EB, 12.09.1943 — искл. в 1971), SS-314 "Shark" (EB, 17.10.1943 — погиб 24.10.1944), SS-315 "Sealion"(EB, 31.10.1943 — искл. в 1977), SS-316 "Barbel" (EB, 14.11.1943 — погибла 4.2.1945), SS-317 "Barbero" (EB, 12.12.1943 — искл. в 1964), SS-318 "Baya" (EB, 2.1.1944 — искл. в 1972), SS-319 "Becuna" (EB, 30.1.1944 — с 1976 — корабль-музей), SS-320 "Bergall" (EB, 16.2.1944 — в 1958 передана Турции), SS-321 "Besugo" (EB, 27.2.1944 — в 1966 передана Италии), SS-322 "Blackfin" (EB, 12.3.1944 — в 1972 передана Греции), SS-323 "Caiman" (EB, 30.3.1944 — в 1972 передана Турции), SS-324 "Blenny" (EB, 9.4.1944 — искл. в 1973), SS-325 "Blower" (EB, 23.4.1944 — погибла 3.4.1953), SS-326 "Blueback" (EB, 7.5.1944 — в 1948 передана Турции), SS-327 "Boarfish" (EB, 21.5.1944 — в 1948 передана Турции), SS-328 "Charr" (EB, 28.5.1944 — искл. в 1971), SS-329 "Chub" (EB, 18.6.1944 —в 1948 передана Турции), SS-330 "Brill" (EB, 25.6.1944 —в 1948 передана Турции), SS-331 "Bugara" (EB, 2.7.1944 — потоплена в 1971), SS-332 "Bullhead" (EB, 16.7.1944 — погибла 6.8.1945), SS-333 "Bumper" (EB, 6.8.1944 — в 1950 передана Турции), SS-334 "Cabezon" (EB, 27.8.1944 — слом в 1971), SS-335 "Dentuda" (EB, 10.9.1944 — слом в 1969), SS-336 "Capitaine" (EB, 1.10.1944 — в 1966 передана Италии), SS-337 "Carbonero" (EB, 19.10.1944 — искл. в 1970), SS-338 "Carp" (EB, 12.11.1944 — искл. в 1971), SS-339 "Catfish" (ЕВ, 19.11.1944 —в 1971 передана Аргентине), SS-340 "Entemedor" (ЕВ, 17.12.1944 — в 1973 передана Турции), SS-341 "Chivo" (ЕВ, 14.1.1945 — в 1971 передана Аргентине), SS-342 "Chopper" (ЕВ, 4.2.1945 — искл. в 1971), SS-343 "Clamagore" (ЕВ, 25.2.1945 — с 1975 корабль-музей), SS-344 "Cobbler" (ЕВ, 1.4.1945 — в 1973 передана Турции), SS-345 "Cochino" (ЕВ, 20.4.1945 — погибла 25.8.1949), SS-361 "Golet" (MS, 1.8.1943 — погибла 14.6.1944), SS-362 "Guavina" (MS, 29.8.1943 — потоплена 14.11.1967), SS-363 "Guitarro" (MS, 25.9.1943 — в 1954 передана Турции), SS-364 "Hammerhead" (MS, 24.10.1943 — в 1954 передана Турции), SS-365 "Hardhead" (MS, 12.12.1943 — в 1972 передана Греции), SS-366 "Hawkbill" (MS, 9.1.1944 — в 1953 передана Нидерландам), SS-367 "Icefish" (MS, 20.2.1944 — в 1953 передана Нидерландам), SS-368 "Jallao" (MS, 12.3.1944 — в 1974 передана Испании), SS-369 "Kete" (MS, 9.4.1944 — погибла в марте 1945), SS-370 "Kraken" (MS, 30.4.1944 — в 1958 передана Испании), SS-371 "Lagarto" (MS, 28.5.1944 — погибла 3.5.1945), SS-372 "Lamprey" (MS, 18.6.1944 — в 1960 передана Аргентине), SS-373 "Lizardfish" (MS, 27.7.1944 — в 1966 передана Италии), SS-374 "Loggerhead" (MS, 13.8.1944 — слом в 1969), SS-375 "Macabi" (MS, 19.9.1944 — в 1960 передана Аргентине), SS-376 "Mapiro" (MS, 9.11.1944 — в 1960 передана Турции), SS-377 "Menhaden" (MS, 20.12.1944 — в 1971 передана Испании), SS-381 "Sand lance" (PNY, 25.6.1943 — в 1963 передана Бразилии), SS-382 "Picuda" (PNY, 12.7.1943 — в 1972 передана Испании), SS-383 "Pampanito" (PNY, 12.7.1943 — с 1975 корабль-музей), SS-384 "Parche" (PNY, 24.7.1943 — слом в 1970), SS-385 "Bang" (PNY, 30.8.1943 — в 1972 передана Испании), SS-386 "Pilotfish" (PNY, 30.8.1943 —потоплена 16.10.1948), SS-387 "Pintado" (PNY, 15.9.1943 — слом в 1969), SS-388 "Pipefish" (PNY, 12.10.1943 — слом в 1969), SS-389 "Piranha" (PNY, 27.10.1943 — слом в 1970), SS-390 "Plaice" (PNY, 15.11.1943 — в 1963 передана Бразилии), SS-391 "Pomfret" (PNY, 27.10.1943 —в 1972 передана Турции), SS-392 "Sterlet" (PNY, 27.10.1943 — потоплена 31.1.1969), SS-393 "Queenfish" (PNY, 30.11.1943 — потоплена 14.8.1963), SS-394 "Razorback" (PNY, 27.1.1944 — в 1970 передана Турции), SS-395 "Redfish" (PNY, 27.1.1944 — искл. в 1968), SS-396 "Ronquil" (PNY, 27.1.1944 — в 1971 передана Испании), SS-397 "Scabbardfish" (PNY, 27.1.1944 — в 1965 передана Греции), SS-398 "Segundo" (PNY, 5.2.1944 — искл. в 1970), SS-399 "Sea Cat" (PNY, 21.2.1944 — искл. в 1968), SS-400 "Sea Devil" (PNY, 28.2.1944 — погибла 24.11.1964), SS-401 "Sea Dog" (PNY, 28.3.1944 — искл. в 1968), SS-402 "Sea Fox" (PNY, 28.3.1944 — в 1970 передана Турции), SS-403 "Atule" (PNY, 6.3.1944 — в 1974 продана Перу), SS-404 "Spikefish" (PNY, 26.4.1944 — искл. в 1963), SS-405 "Sea Owl" (PNY, 7.5.1944 — слом в 1971), SS-406 "Sea Poacher" (PNY, 20.5.1944 — в 1974 продана Перу), SS^07 "Sea Robin" (PNY, 25.5.1944 — слом в 1971), SS^OS "Sennet" (PNY, 6.6.1944 — искл. в 1968), SS-409 "Piper" (PNY, 26.6.1944 — искл. в 1970), SS-410 "Threadfin" (PNY, 26.6.1944 —в 1972 передана Турции), SS-411 "Spadefish" (MINY, 8.1.1944 — слом в 1969), SS-412 "Trepang" (MINY, 23.3.1944 —потоплена 16.9.1969), SS-413 "Spot" (MINY, 19.5.1944 —в 1962 передана Чили), SS-414 "Springer" (MINY, 3.8.1944 — в 1961 передана Чили) и SS-415 "Stickleback" (MINY, 1.1.1945 —погибла 29.5.1958).

 

Надводное — 1526 т, подводное — 2410 т; 92,2 (вп)/95х8,3х4,7 м; 4 дизель-генератора/2 ЭД, 5400/2740 л.с., 20,3/8,8 уз., 378 — 472 т соляра, 11 000(10)/96 (2) миль. Эк. 60 чел. 10 — 533-мм ТА (6 носовых, 4 кормовых, 24 торпеды), 1x1 — 76-мм/50 или 1 х 1 — 102-мм/50 или 1 — 2х 1 — 127-мм/25, 2x1 — 12,7-мм пул. или 20-мм/70.

 

По программе 1941-го финансового года предусматривалась постройка восьми ПЛ типа "Gato"(SS-212 — 219). Они в основном повторяли лодки пред­шествующего типа "Gar", главное отличие заключалось в возврате к ЭУ с электрической передачей и некоторому увеличению длины, что позволило улучшить подразделение корпуса на отсеки и разделить машинное отделе­ние водонепроницаемой переборкой.

В мае 1940 г. последовало решение о строительстве еще 28 (SS-220 — 247) единиц типа "Gato", а всего через два месяца еще 37 (SS-248 — 284). По "чрезвычайной" военной программе 1942 г. предусматривалась построй­ка еще 132 лодок по несколько усовершенствованному типу "Balao" (SS-285 — 416), но в 1944 г. заказ на 10 единиц (SS-353 — 360, 379 и 380) отменили.

Двухкорпусные, рабочая глубина погружения — 90 м. Начиная с SS-285 "Balao" в конструкцию корпуса внесли ряд усовершенствований (в основном технологического характера), что позволило упростить постройку и одновре­менно привело к некоторой экономии веса. Этот выигрыш пошел на усиле­ние прочного корпуса, после чего глубина погружения возросла до 120 м. Именно большая глубина погружения и послужила основанием выделения лодок типа "Balao" в самостоятельную группу. Поскольку лодки обоих типов строились параллельно на протяжении всей второй половины войны, разли­чия между ПЛ внутри одной группы зачастую были больше, чем между "Balao" и "Gato" (кроме глубины погружения).

До налета на Пёрл-Харбор флот успел пополниться только одной ПЛ типа "Gato" — "Drum". Лодки типа "Gato" вступали в строй в 1941 — 1945 гг., типа "Balao" — в 1943 — 1945 гг. Девять ПЛ были достроены после окончания войны — SS-303 "Sablefish", SS-346 "Corporal", SS-347 "Cubera", SS-348 "Cusk", SS-349 "Diodon", SS-350 "Dogfish", SS-351 "Greenfish", SS-352 "Halfbeak" и SS-416 "Tiru".

Первые ПЛ типа "Gato" вступали в строй с традиционными обтекаемыми рубками большого размера, но уже на лодках, сдававшихся с конца 1942 г., их поменяли на меньшую по размерам, со специальными площадками для зенитных автоматов. Впоследствии подобным образом перестроили рубки на лодках ранней сдачи.

Проектное артвооружение предусматривалось из 76-мм/50 пушки и двух 12,7-мм пулеметов — так комплектовались первые "Gato". С конца 1942 г. ПЛ получали более мощное вооружение из 102-мм/50 орудия и двух 20-мм ав­томатов. На лодках 1943 г. появились одно — два 127-мм/25 орудия и два 20-мм автомата. На части лодок один или оба 20-мм автомата заменялись на 40-мм "бофорсы".

"Grunion" в июне — июле 1942 г. пропала без вести в северной части Тихо­го океана. "Amberjack" 16.2.1943 потоплена у Рабаула япон. кораблями. "Wahoo" 11.10.1943 потоплена в прол. Лаперуза япон. авиацией и корабля­ми. "Dorado" в октябре 1943 г. пропала без вести у вост. побережья Северной Америки. "Corvina" 16.11.1943 потоплена у о. Трук япон. ПЛ 1-176. "Runner" в мае — июне 1943 г. пропала без вести у побережья Японии (вероятно, погиб­ла на минах у о. Хоккайдо). "Cisco" 28.9.1943 потоплена в море Сула япон. авиацией и кораблями. "Capelin" в декабре 1943 г. пропала без вести в Тихом океане. "Scorpion" в январе — феврале 1944 г. пропала без вести в Желтом море. "Tullibee" 26.3.1944 погибла сев. о. Палау в результате попадания соб­ственной торпеды. "Herring" 1.6.1944 потоплена у о. Матсува япон. береговой батареей. "Golet" 14.6.1944 потоплена сев.-вост. о. Хонсю япон. кораблями. "Robalo" 26.7.1944 погибла на минном поле у о. Палаван. "Flier" 13.8.1944 погибла на мине в проливе Балабак. "Harder" 24.8.1944 потоплена в Южно-Китайском море япон. эскортным кораблем CD-22. "Tang" 24.10.1944 погибла в Тайваньском проливе в результате попадания собственной торпеды. "Shark" 24.10.1944 потоплена у о. Лусон япон. ЭМ "Harukaze". "Darter" 24.10.1944 села на мель у о. Палаван, оставлена экипажем и добита амер. ПЛ "Dace". "Escolar" в октябре — ноябре 1944 г. пропала без вести в районе Цусимского пролива. "Albacore" 7.11.1944 погибла на минном поле у о. Хоккайдо. "Growler" 8.11.1944 потоплена у о. Лусон япон. кораблями. "Scamp" 11.11.1944 потоплена сев. о-вов Бонин япон. авиацией и кораблями. "Barbel" 4.2.1945 потоплена юго-зап. о. Палаван япон. авиацией. "Kete" в марте 1945 г. пропала без вести между Окинавой и Мидуэем. Возможно, погибла на минах или потоплена япон. ПЛ. "Trigger" 28.3.1945 потоплена юго-вост. о. Миязаки япон. авиацией и корабля­ми. "Snook" г апреле 1945 г. пропала без вести вост. о. Тайвань. "Lagarto" 3.5.1945 потоплена в Сиамском заливе япон. кораблями. "Lancetfish" 15.3.1945 погибла в результате несчастного случая в подводном положении. "Bonefish" потоплена 18.6.1945 у побережья Японии япон. кораблями. "Bullhead" 6.8.1945 потоплена сев. о. Бали япон. авиацией.

"Barbero" 27.12.1944 тяжело повреждена япон. авиацией. Ремонтирова­лась до конца войны. "Halibut" 14.11.1944 тяжело повреждена япон. авиа­цией, не восстанавливалась. "Bergall" 13.6.1945 повреждена в Сиамском заливе на япон. мине.

"Apogon" 1.7.1946 при испытаниях атомной бомбы у атолла Бикини погиб­ла. "Cochino" 25.8.1949 погибла в результате несчастного случая. "Stickleback" 29.5.1958 затонула в районе Гавайских о-вов при столкновении с амер. ЭМЭ "Silverstein".

 

Подводные лодки типа "Mackerel" — 2 единицы

20.jpg

 

SS-204 "Mackerel" (ЕВ, 28.9.1940 — слом в 1947) и SS-205 "Martin" (PNY, 29.1.1941 —слом в 1946).

 

SS-204:

надводное — 825 т, подводное — 1190 т; 74,1x6,7x4,3 м: 2 диз./2 ЭД, 3360/ 1500 л.с., 16,2/11 уз., 116 т соляра. Эк. 42 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 12 торпеды), 1 х 1 — 76-мм/50, 2x1 — 12,7-мм пул.

SS-205:

надводное — 800 т, подводное — 1165 т; 72,8x6,6x4 м; 2 дизель-генератора/ 2 ЭД, 3400/1500 л.с., 16,5/11 уз., 116 т соляра. Эк. 42 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 12 торпед), 1x1 — 76-мм/50, 2x1 — 12,7-мм пул.

 

Лодки типа "Mackerel" (или типа "М") создавались как более дешевая аль­тернатива ПЛ типов "Р" и "Т", размеры которых вызывали критику ряда чле­нов Генерального совета. Считалось, что именно ПЛ меньшего, по сравне­нию с "флотскими" (как часто именовали большие ПЛ типов "Р" и "Т"), водо­измещения заменят устаревшие ПЛ типа "S".

По программе 1940-го финансового года предусматривалась постройка двух "прототипов" ПЛ типа "М". Детальный проект первой (SS-204) выполнила фирма "Electric Boat", второй (SS-205) — Бюро строительства и модерниза­ций. Будучи в целом очень похожими, проекты имели ряд принципиальных различий, в частности на SS-204 применялась ЭУ с прямой передачей, а на SS-205 — с электрической. Двухкорпусные, глубина погружения — 90 м.

В целом лодки оказались малоудачными — при достаточно мощном для своего водоизмещения вооружении их дальность плавания оказалась совер­шенно недостаточной для действий на тихоокеанском ТВД, кроме того, ограниченные размеры предопределили неважную, по американским меркам, обитаемость. От планировавшейся постройки большой серии отказались, а вступившие в 1941 г. в строй "прототипы" использовались преимущественно в учебных целях.

В годы войны прошли перевооружение, к 1945 г. вместо 76-мм орудия и двух пулеметов имели 127-мм/25 пушку и два 20-мм "эрликона".

 

Подводные лодки типа "Tambor" — 12 единиц

21.jpg

 

SS-198 "Tambor" (ЕВ, 20.12.1939 — слом в 1959), SS-199 "Tautog" (ЕВ, 27.1.1940 —слом в 1959), SS-200 "Thresher" (ЕВ, 27.3.1940 —слом в 1948), SS-201 "Triton" (PNY, 25.03.1940 —погибла 15.3.1943), SS-202 "Trout" (PNY, 21.05.1940 —погибла 29.2.1944), SS-203 "Tuna" (MINY, 2.10.1940 —потоп­лена 25.9.1948), SS-206 "Gar" (EB, 7.11.1940 — слом в 1959), SS-207 "Grampus" (EB, 23.12.1940 — погибла в феврале — марте 1943), SS-208 "Grayback" (EB, 31.1.1941 — погибла в феврале — марте 1944), SS-209 "Grayling" (PNY, 4.9.1940 — погибла в августе — сентябре 1943), SS-210 "Grenadier" (PNY, 29.11.1940 — погибла 22.4.1943) и SS-211 "Gudgeon" (MINY, 21.4.1941 —погибла в апреле —мае 1944).

 

Надводное — 1475 т, подводное — 2370 т; 92,2 (вл)/93,6х8,3x4,6 м; 2 диз./2 ЭД, 5400/2740 л.с., 20/8,8 уз., 374 — 385 т соляра, 10 000(10)/60 (5) миль. Эк. 60 чел. 10 — 533-мм ТА (6 носовых, 4 кормовых, 24 торпеды), 1x1 — 76-мм/50, 2x1 — 12,7-мм пул.

 

Проект ПЛ типа "Т" разработан на основе ПЛ "Salmon&Sargo" с увеличен­ным до 10 числом ТА и более прочным корпусом. В остальном близки к про­тотипу. Двухкорпусные, глубина погружения — 90 м (проектная глубина раз­рушения корпуса — 150 м). Дизели с прямой передачей на гребные валы.

Строились по программам 1939-го (SS-198 — 203) и 1940-го (SS-206 — 211) финансовых годов. Вступили в строй в 1939 — 1941 гг.

В ходе войны в 1942 — 1943 гг. ПЛ этого типа прошли модернизацию — рубка была заменена на более низкую со спонсонами для размещения 40-мм "бофорсов" и 20-мм "эрликонов".

"Grampus" пропала без вести в феврале — марте 1943 г., скорее всего, по­топлена 5.3.1943 у о. Новая Англия япон. ЭМ "Minegumo" и "Murasame". "Triton" 15.3.1943 потоплена сев. о-вов Адмиралтейства япон. кораблями. "Grenadier" 21.4.1943 тяжело повреждена япон. авиацией в Малаккском проливе япон. авиа­цией. 22.4.1943 затоплена экипажем у Пенанга. "Grayling" пропала без вести в августе — сентябре 1943 г., вероятно, потоплена 9.9.1943 у о. Лусон. "Trout" 29.2.1944 потоплена юго-вост. Окинавы япон. ЭМ "Asashimo", "Kisninami" и "Okinami". "Grayback" пропала без вести в феврале — марте 1944 г., вероятно, потоплена 26.2.1944 в Восточно-Китайском море. "Gudgeon" в апреле — мае 1944 г. пропала без вести в р-не Марианских о-вов.

 

Подводные лодки типа "Salmon" — 16 единиц

22.jpg

 

SS-182 "Salmon" (ЕВ, 12.6.1937 — слом в 1946), SS-183 "Seal" (ЕВ, 25.4.1937 —слом в 1957), SS-184 "Skipjack" (ЕВ, 23.10.1937 —потоплена 11.8.1948), SS-185 "Snapper" (PNY, 24.8.1937 — слом в 1948), SS-186 "Stingray" (PNY, 6.10.1937 — слом в 1947), SS-187 "Sturgeon" (MINY, 15.3.1938 — слом в 1948), SS-188 "Sargo" (ЕВ, 6.6.1938 — слом в 1948), SS-189 "Saury" (ЕВ, 20.8.1938 — слом в 1947), SS-190 "Spearfish" (ЕВ, 29.10.1938 — слом в 1947), SS-191 "Sculpin" (PNY, 27.7.1938 — погибла 18.11.1943), SS-192 "Sailfish" (PNY, 14.9.1938 — слом в 1948), SS-193 "Swordfish" (MINY, 1.4.1939 —погибла в январе 1945), SS-194 "Seadragon" (ЕВ, 11.4.1939 —слом в 1948), SS-195 "Sealion" (ЕВ, 25.5.1939 —погибла 25.12.1941), SS-196 "Searaven" (PNY, 21.6.1939 — потоплена 11.9.1948) и SS-197 "Seawolf (PNY, 15.8.1939 — погибла 3.10.1944).

 

SS-182 — SS-187:

надводное — 1449/1830 т, подводное — 2210 т; 91,4 (вл)/ 93,9x8x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 5500/2660 л.с., 21/9 уз., 384 т соляра, 10 000(10)/42(5) миль. Эк. 59 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых, 24 торпеды), 1x1 — 76-мм/50, 2 х 1 — 12,7-мм пул.

SS-188 — SS-193:

надводное — 1450/1830 т, подводное — 2350 т; 91,4 (вл)/ 93,9x8x4,8 м; 2 диз. (SS-188 — 193) или 2 дизель-генератора (SS-194 — 197)/2 ЭД, 5500 (SS-188 — 193) или 5200 (SS-194 — 197)/2740 л.с., 20/8,8 уз., 428 т соляра, 11 000(10)/8(8) или 96 (2) миль. Эк. 59 чел. 8 — 533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых, 24 торпеды), 1x1 — 76-мм/50, 2x1 — 12,7-мм пул.

 

Лодки типа "Salmon" представляли собой увеличенную версию ПЛ типа "Р" с более мощной ЭУ, двумя дополнительными кормовыми ТА (всего стало 8) и возросшим до 24 числом торпед. На них вновь вернулись к дизелям с механической передачей на винт (точнее сказать — гидравлической, через специальную муфту). Подобное решение — дань опасениям, выдвинутым рядом специалистов, о недостаточной живучести электрической передачи, которая могла быть легко выведена из строя при любом повреждении сило­вого кабеля. Двухкорпусные, глубина погружения — 80 м. Строились по программе 1936-го финансового года и вступили в строй в 1937 — 1938 гг.

По программам 1937-го и 1938-го гг. построили еще 10 лодок очень близкого типа — "Sargo", у которых за счет небольшого увеличения запаса топлива воз­росла дальность плавания. Четыре лодки программы 1938 г (SS-194 — 197) часто выделяют в отдельный подтип "Seadragon". На них вновь вернулись к электрической передаче, кроме того, почти на 30% была повышена емкость батарей, что позволяло ПЛ двигаться со скоростью 2 уз. в течение 48 часов.

Все 10 лодок типа "Sargo" вступили в строй в 1939 — 1940 гг.

"Sailfish" первоначально называлась "Squalus". Затонула 23.5.1939 во время проведения испытаний. Поднята и введена в строй под новым наименованием.

На ряде ПЛ в 1942 — 1943 гг. 76-мм орудие заменено на 102-мм/50 или 125-мм/25 орудие. Рубка получила новые обводы и стала ниже.

"Sealion" 10.12.1941 тяжело повреждена япон. авиацией, 25.12.1941 затоп­лена в Кавите (Филиппины). "Sculpin" 18.11.1943 затоплена севернее о. Трук после того, как была тяжело повреждена япон. ЭМ "Yamagumo". "Seawolf 3.10.1944 потоплена по ошибке ЭМЭ "Richard M. Rowel". "Swordfish" пропала без вести в Тихом океане в январе 1945 г.

"Skipjack" в июле затонула при испытании атомной бомбы у атолла Бики­ни. Поднята, вновь потоплена 11.8.1948 в качестве мишени. "Searaven" 11.9.1948 потоплена в качестве мишени.

 

Подводные лодки типа "Р" — 10 единиц

23.jpg

 

SS-172 "Porpoise" (PNY, 20.6.1935 — слом в 1957), SS-173 "Pike" (PNY, 12.9.1935 — слом в 1957), SS-174 "Shark" (ЕВ, 21.5.1935 — погибла 11.2.1942), SS-175 "Tarpon" (ЕВ, 4.9.1935 — затонула в 1957), SS-176 "Perch" (ЕВ , 9.5.1936 — погибла 3.3.1942), SS-177 "Pickerel" (ЕВ, 17.7.1936 — погибла в апреле 1943), SS-178 "Permit" (ЕВ, 5.10.1936 — слом в 1957), SS-179 "Plunger" (PNY , 8.7.1936 — слом в 1957), SS-180 "Pollack" (PNY , 15.9.1936 —слом в 1947) и SS-181 "Pompano" (MINY, 11.3.1937 —погибла в августе — сентябре 1943).

 

SS-172 и SS-173:

надводное — 1316/1670 т, подводное — 1934 т; 88,1 (вл)/ 91,8x7,6x4,3 м; 2 дизель-генератора/2 ЭД, 4300/2085 л.с., 19/8 уз., 347 т соляра, 10 000(10)/42(5) миль. Эк. 55 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 16 торпед), 1x1 — 76-мм/50, 2x1 — 12,7-мм пул.

SS-174 и SS-175:

надводное — 1315/1670 т, подводное — 1968 т; 88,4 (вл)/ 90,8x7,6x4,6 м; 2 дизель-генератора/2 ЭД, 4300/2085 л.с., 19,5/8 уз., 347 т соляра (нормальный), 10000(10)/42(5) миль. Эк. 55 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 16 торпед), 1x1 — 76-мм/50, 2x1 — 12,7-мм пул.

SS-176 — SS-181:

надводное: 1330/1710 т, подводное — 1997 т; 89,2 (вл)/ 91,6x7,7x4,3 м; 2 дизель-генератора/2 ЭД, 4300/2366 л.с., 19,3/8 уз., 373 т соляра, 10 000(10)/42(5) миль. Эк. 54 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 16 торпед), 1 х 1 — 76-мм/60, 2x1 — 12,7-мм пул.

 

В основу ПЛ этого типа был положен проект лодок типа "Cachalot". Разме­ры и водоизмещение заметно увеличены, что позволило не только устано­вить более мощные дизели, но и сделать МО просторнее (в сравнении с очень тесными и неудобными для обслуживания дизелей МО на "Cachalot"). Важ­ным нововведением на лодках этого типа стал и отказ от жесткой связи дизеля с гребным валом и переход на электропередачу. Введение в состав ЭУ генераторов на валах дизелей отчасти компенсировалось отказом от исполь­зования вспомогательного дизель-генератора, служащего только для заряд­ки аккумуляторов. Новая схема обеспечивала гораздо более гибкое исполь­зование ЭУ, позволяя при желании существенно ускорить процесс зарядки или же производить подзарядку почти на полном ходу. Преимущество дизель-электрической передачи проявилось так же в заметном снижении вибрации.

На лодках этого типа особое внимание было уделено улучшению условий обитания экипажа, в частности, впервые на них применили кондиционирова­ние воздуха.

Двухкорпусные, глубина погружения — 75 м.

Финансирование строительства ПЛ этого типа велось в рамках Акта раз­вития промышленности, принятого в 1933 г. Существовало два детальных проекта, разработанных Бюро строительства и модернизаций (для SS-172 и 173) и фирмой "Electric Boat" (для SS-174 и 175). В строй все четыре ПЛ всту­пили в 1935 —1936 гг.

Еще 6 ПЛ построили по программе 1935-го финансового года. Они мало отличались от "Porpoise", кроме использования чуть более мощных дизелей. Вступили в строй в 1936 — 1937 гг.

В 1942 — 1943 гг. на SS-172, 173, 175, 177 и 178 установлены два допол­нительных кормовых ТА вне прочного корпуса и изменена форма рубки, на которой разместили площадки для двух 20-мм "эрликонов" (12,7-мм пулеме­ты при этом сняли). Кроме того, 76-мм орудие, первоначально стоявшее в корму от рубки, было перемещено на позицию перед ней.

"Shark" потоплена 11.2.1942 в 120 милях в востоку ото. Целебес япон. ЭМ "Yamakaze". "Perch" 1.3.1942 повреждена ГБ япон. ЭМ "Amatsukaze" и "Hatsukaze", 3.3.1942 затоплена сев. о. Сурабая после того, как была вновь повреждена япон. ЭМ "Yukikaze". "Pickerel" в апреле 1943 г. погибла у север­ного побережья Японии (вероятнее всего, 3.4.1943 у сев. побережья о. Хон­сю потоплена япон. авиацией и НК). "Pompano" погибла в августе — сентяб­ре 1943 г., вероятно в районе о-вов Хонсю или Хоккайдо.

"Tarpon" затонула 26.8.1957 при буксировке на слом.

 

Подводные лодки типа "Cachalot" — 2 единицы

24.jpg

 

SS-170 "Cachalot" (PNY, 19.10.1933 — слом в 1947) и SS-171 "Cuttlefish" (ЕВ, 21.11.1933 —слом в 1947).

 

Надводное — 1170 (SS-170) и 1210 (SS-171) т, подводное — 1650 т; 80,8 (вл)/ 82,9x7,5x4,3 м; 2 диз./2 ЭД, 3100/1600 л.с., 17/8 уз., 333 т соляра (нормальный), 9000(12)/10(8) миль. Эк. 51 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 16 торпед), 1 х 1 — 76-мм/50, 3 х 1 — 12,7-мм пул.

 

Появление этих лодок относительно умеренного (по американским меркам) водоизмещения объясняется несколькими причинами. Во-первых, принятое Лондонской морской конференцией 1930 г. ограничение отводимого на под­водные лодки водоизмещения оставляло только один путь для увеличения числа этих кораблей — уменьшение их размеров. Во-вторых, проведенное сравнение проекта ПЛ "Dolphin" с одной из лучших герм. ПЛ времен Первой мировой войны U-135 оказалось не в пользу американской лодки, которая при заметно большем водоизмещении превосходила "немку" только в дальности плавания, уступая по большинству остальных характеристик.

С учетом этих факторов был подготовлен проект новой ПЛ, имеющей за­метные "немецкие" корни, но выполненной на новом технологическом уров­не, в частности, с широким использованием сварки вместо традиционной клеп­ки. Построенные по этому проекту лодки вступили в строй в 1933 — 1934 гг.

Двухкорпусные, глубина погружения — 75 м. Дизели с прямой переда­чей на винты.

Хотя ряд специалистов и отзывались о ПЛ типа "Cachalot" как о не вполне удачных кораблях, именно они стали родоначальниками большинства по­следующих лодок флота США.

В 1938 г. обе ПЛ этого типа прошли модернизацию, в ходе которой дизели в 2770 л.с. заменены на более мощные, что несколько повысило скорость надводного хода.

 

Подводные лодка "Dolphin" — 1 единица

25.jpg

 

SS-169 "Dolphin" (PNY, 6.3.1932 — слом в 1946)

 

Надводное — 1540 т, подводное — 2215 т; 97,3x8,5x4 м; 2 диз. + 2 дизель-генератора/ 2 ЭД, 3500/1750 л.с., 17/8 уз., 412 т соляра (нормальный), 9000(10)/10(8) миль. Эк. 63 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 18 торпед), 1x1— 76-мм/50, 2x1 — 12,7-мм пул.

 

Ближе к концу 1920-х гг. в США произошел отход от сложившейся ранее тен­денции к росту водоизмещения ПЛ. Надводное водоизмещение под 3000 т, ко­нечно, позволяло обеспечить кораблю большую дальность плавания, но при этом все остальные характеристики неоправданно ухудшались. В 1927 г. были подготовлены основные требования к ПЛ для действий в восточной части Ти­хого океана, согласно которым дальность хода понижалась до 12 000 миль, а автономность до 60 суток. Скорость хода признавалась менее важной харак­теристикой, чем маневренность и торпедное вооружение. Одновременно артвооружение считалось возможным сократить до одной 127-мм пушки. Надвод­ное водоизмещение ограничивалось 1600 т.

В соответствии с этими требованиями была спроектирована ПЛ "Dolphin". Первая попытка создания океанской патрульной ПЛ оказалась не вполне удачной — вступившая в строй в 1932 г. "Dolphin" страдала недостаточной проч­ностью корпуса, дальность плавания не дотягивала до проектной.

Двухкорпусная, глубина погружения — 75 м. ЭУ комбинированная. 102-мм/50 орудие вскоре после постройки заменено на более легкую 76-мм пушку.

В годы войны использовалась в качестве учебной.

 

Подводные лодки типа "Narwhal" — 2 единицы

26.jpg

 

SS-167 "Narwhal" (PNY, 17.12.1929 — слом в 1945) и SS-168 "Nautilus" (MINY, 15.3.1930 — слом в 1945).

 

Надводное: 2915 — 2987 т, подводное: 3960 т; 108,2 (вл)/ 113,1x10,1x5,2 м; 2 дизель-генератора/2 ЭД, 6000/2540 л.с., 17/8 уз., 732 т соляра (нормальный), 18 000(10)/50(5) миль. Эк. 88 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 20 торпед), 2x1 — 152-мм/53, 2x1 — 12,7-мм пул.

 

Самые большие американские ПЛ до появления атомохода "Nautilus". Строились по незначительно откорректированному проекту ПЛ "Argonaut", в котором кормовые минные трубы заменялись на два ТА. Вступили в строй в 1930 г.

Двухкорпусные, глубина погружения — 100 м.

В 1940 — 1941 гг. обе ПЛ прошли модернизацию: старые главные дизели (5450 л.с.) были заменены на более мощные дизель-генераторы (6000 л.с.), при этом изменилась и схема передачи мощности на валы — от прямой пере­дачи отказались в пользу схемы "дизель-генератор — электромотор".

В 1942 г. на обеих ПЛ дополнительно установлены четыре ТА вне прочного корпуса — по два в носу и корме. Эти ПЛ обладали большинством недостат­ков "Argonaut" — недостаточной маневренностью и слишком большим време­нем погружения. В то же время большой внутренний объем позволял исполь­зовать их для проведения скрытных десантных операций.

 

Подводный минный заградитель "Argonaut" — 1 единица

27.jpg

 

SS-166 "Argonaut" (PNY, 10.11.1927 — погибла 10.1.1943)

 

Надводное: 2878 т, подводное: 4045 т; 109,7 (вл)/116,1x10,3x4,9 м; 2 диз. + 2 дизель-генератора/2 ЭД, 6000/2200 л.с., 15/8 уз., 696 т соляра (нормальный), 18 000(10)/10(8) или 50 (5) миль. Эк. 86 чел. 4 — 533-мм ТА (носовые, 16 торпед), 2x1 — 152-мм/53, 2 пул., 60 мин.

 

Единственный в американском флоте специализирован­ный подводный минный заградитель. При подготовке техни­ческого задания на проектирование этой лодки учитывался опыт океанских плаваний американских ПЛ в 1919 г. Руководство флота предлагало повы­сить водоизмещение для обеспечения необходимой в условиях тихоокеан­ского театра дальности плавания, причем в ряде случаев это носило дос­таточно абсурдный характер: так, в одном из предложений фигурировал "монстр" водоизмещением в 20 500 т. В конечном итоге Бюро строитель­ства и модернизаций подготовило в 1922 г. эскизный проект ПЛ надводным водоизмещением чуть более 2500 т, вооруженной двумя 152-мм/53 орудия­ми крейсерского калибра, четырьмя носовыми ТА и двумя минными труба­ми в корме на 60 мин. Автономность должна была составить 90 суток, а дальность плавания при полном запасе топлива — 18 000 миль. Корпус бу­дущего "Argonaut" был рассчитан на глубину погружения 95 м вместо 60 м у предшествующих типов ПЛ. При проектировании, помимо использования ряда технических решений, примененных на ПЛ типов "S" и "Barracuda", американцы возможно полно учли германский опыт строительства подвод­ных крейсеров в годы Первой мировой войны. В частности, на ранних стадиях проектирования носовую оконечность планировалось выполнить с характерным бульбовидным выступом, как на ПЛ типа "Barracuda", но в окон­чательном варианте фигурировал характерный острый "германский" нос.

Вступила в строй в 1928 г. Двухкорпусная, ЭУ — комбинированного типа. К достоинствам этой ПЛ можно отнести, пожалуй, только дальность плава­ния да хорошие условия обитаемости (что, впрочем, для трехмесячных по­ходов немаловажно). В остальном — достаточно посредственная: малома­невренная и тихоходная. Последнее обстоятельство попытались исправить во время модернизации в 1940 г., когда исходные дизели в 3175 л.с. заме­нили на почти в два раза более мощные. Это обеспечило прирост скорости надводного хода с 13,65 до 15 уз.

В 1931 г. буквенно-цифровой индекс V-4 был изменен на название — "Argonaut". В сентябре 1942 г. переоборудована в транспортную ПЛ и полу­чила индекс APS-1.

10.1.1943 потоплена япон. ЭМ "Isokaze" и "Maikaze" между о-вами Буген­виль и Новая Британия.

 

Подводные лодки типа "Barracuda" — 3 единицы

28.jpg

 

SS-163 "Barracuda" (PNY, 17.7.1924 — искл. в марте 1945), SS-164 "Bass" (PNY, 27.12.1924 — искл. в марте 1945) и SS-165 "Bonita" (PNY 9.6.1925 — искл. в марте 1945).

 

Надводное: 2119 т, подводное: 2506 т; 99,1 (вл)/102x8,4x4,6 м; 2 диз. + 2 дизель-генератора/2 ЭД, 6200/2400 л.с., 18,7/9 уз., 364 т соляра (нормальный), 12 000(11)/10(8) миль. Эк. 85 чел. 6 — 533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 12 торпед), 1x1 — 76-мм/50.

 

Океанские ПЛ, проект основывался на лодках типа "S" последних серий. Строились в рамках программы 1916 г. Вступили в строй в 1924 — 1925 гг. под буквенно-цифровыми индексами V-1 — V-3. Названия получили только в 1931 г.: "Barracuda", "Bass" и "Bonita" соответственно.

Двухкорпусные, предельная глубина погружения — 60 м. ЭУ комбини­рованного типа — помимо главных дизелей с прямой передачей имелось два дизель-генератора, использовавшихся как для подзарядки аккумуля­торов, так и для движения экономическим ходом с использованием элект­рической передачи.

В 1928 г. все три лодки перевооружили, заменив 127-мм/51 орудие на более легкую 76-мм/50 пушку.

В 1940 г. ПЛ прошли ремонт, в ходе которого на них поменяли вспомога­тельные дизель-генераторы.

Несмотря на заметно большую дальность плавания и высокую скорость хода, по сравнению с лодками типа "S", эти корабли из-за плохой манев­ренности считались достаточно посредственными. В начале войны пред­полагалось перестроить их в транспортные лодки, однако этот проект остался нереализованным и на протяжении военных лет эти ПЛ использо­вались в основном как учебные.

В 1943 г. 76-мм орудие сняли, а вместо него установили 2x1 20-мм автомата "эрликон".

"Bass" в августе 1942 г. тяжело повреждена в результате пожара в МО.

 

Подводные лодки типа "S" — 38 единиц

29.jpg

 

Проект "Holland" (1-я серия):

SS-105 S-1 (BtlhQ, 26.10.1918 — передана Англии 20.4.1942, возвращена 16.10.1944, слом в 1945), SS-123 S-18 (BtlhQ, 29.4.1920 — слом в 1945), SS-125 S-20 (BtlhQ, 9.6.1920 — слом в 1946), SS-126 S-21 (BtlhQ, 18.8.1920 — передана Англии 14.9.1942, возвращена 11.7.1944, потоплена 23.3.1945), SS-127 S-22 (BtlhQ, 15.7.1920 — передана Англии 19.6.1942, возвращена 11.7.1944, слом в 1945), SS-128 S-23 (BtlhQ, 27.10.1920 — слом в 1945), SS-129 S-24 (BtlhQ, 27.6.1922 — передана Англии 10.8.1942, возвращена в 1945, потоплена 25.8.1947), SS-130 S-25 (BtlhQ, 29.5.1922 —передана Англии 4.11.1941, погибла 2.5.1942), SS-131 S-26 (BtlhQ, 22.8.1922 — погибла 24.1.1942), SS-132 S-27 (BtlhQ, 18.10.1924 — погибла 19.6.1942), SS-133 S-28 (BtlhQ, 20.9.1922 — погибла 4.7.1944), SS-134 S-29 (BtlhQ, 9.11.1922 — передана Англии 5.6.1942, возвращена 26.1.1946, слом в 1947), SS-135 S-30 (BtlhSF, 21.11.1918 —слом в 1946), SS-136S-31 (BtlhSF, 28.12.1918 — слом в 1946), SS-137 S-32 (BtlhSF, 11.1.1919 — слом в 1946), SS-138 S-33 (BtlhSF, 5.12.1918 — слом в 1946), SS-139 S-34 (BtlhSF, 13.2.1919 — слом в 1946), SS-140 S-35 (BtlhSF, 27.2.1919 — потоплена 4.4.1946), SS-141 S-36 (BtlhSF, 3.6.1919 —затоплена 21.1.1942), SS-142 S-37 (BtlhSF, 20.6.1919 — потоплена 20.2.1945), SS-143 S-38 (BtlhSF, 17.6.1919 —потоплена 20.2.1945), SS-144 S-39 (BtlhSF, 2.7.1919 — погибла 14.8.1942), SS-145 S-40 (BtlhSF, 5.1.1921 —слом в 1946), SS-146 S-41 (BtlhSF, 21.2.1921 —слом в 1946).

Проект Бюро строительства и модернизаций (1-я серия):

SS-116 S-11 (PNY, 7.2.1921 — слом в 1945), SS-117 S-12 (PNY, 4.8.1921 — слом в 1945), SS-118 S-13 (PNY, 20.10.1921 — слом в 1945), SS-119 S-14 (LTB, 22.10.1919 —слом в 1945), SS-120 S-15 (LTB, 8.3.1920 —слом в 1946), SS-121 S-16 (LTB, 23.12.1919 — затоплена 3.4.1945) и SS-122 S-17 (LTB, 22.5.1920 — затоплена 5.4.1945).

Проект "Holland" (2-я серия):

SS-153 S-42 (BtlhQ, 30.4.1923 — слом в 1946), SS-154 S-43 (BtlhQ, 31.3.1923 — слом в 1946), SS-155 S-44 (BtlhQ, 27.10.1923 — погибла 7.10.1943), SS-156 S-45 (BtlhQ, 26.6.1923 —слом в 1946), SS-157 S-46 (BtlhQ, 11.9.1923 —слом в 1946) и SS-158 S-47 (BtlhQ, 5.1.1924— слом в 1946).

Проект Бюро строительства и модернизаций (2-я серия):

SS-159 S-48 (LTB, 26.2.1921 —слом в 1946).

 

Проект "Holland" (1-я серия):

надводное — 854 т, подводное — 1062 т; 66,9x6,3x4,8 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/1500 л.с., 14,5/11 уз., 168 т соляра, 5000 (10) миль. Эк. 38 чел. 4 — 533-мм ТА (носовые, 12 торпед), 1x1 — 102-мм/50, 1x1— 12,7-мм пул.

Проект Бюро (1-я серия):

надводное — 876 т, подводное — 1092 т; 70,4x6,7x4 м; 2 диз./2 ЭД, 2000/1200 л.с., 15/11 уз., 148 т соляра, 5000 (10) миль. Эк. 38 чел. 4 — 533-мм ТА (носовые, 12 торпед) на S-14 — S-17 или 5 — 533-мм ТА (4 носовых и 1 кормовой, 14 торпед) на S-11 — S-13, 1x1 — 102-мм/50, 1x1— 12,7-мм пул.

Проект "Holland" (2-я серия):

надводное — 906 т, подводное — 1126 т; 68,7x6,3x4,9 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/1500 л.с., 14,5/11 уз., 168 т соляра, 5000 (10) миль. Эк. 38 чел. 4 — 533-мм ТА (носовые, 12 торпед), 1 х 1 — 102-мм/50, 1x1 — 12,7-мм пул.

Проект Бюро (2-я серия):

надводное — 903 т, подводное — 1230 т; 73,2x6,6x4,1 м; 2 диз./2 ЭД, 1800/1500 л.с., 14,5/11 уз., 177 т соляра, 8000 (10) миль. Эк. 38 чел. 5 — 533-мм ТА (4 носовых, 1 кормовой, 14 торпед), 1x1 — 102-мм/50, 1x1 — 12,7-мм пул.

 

Дальнейшее развитие типа ПЛ "R". Строились по трем заметно отличаю­щимся между собой детальным проектам, разработанным фирмами "Holland", "Lake" и Бюро строительства и модернизаций (в дальнейшем про­сто Бюро). После утверждения этих проектов на Генеральном совете в 1917 г. по каждому из них построили по одной "предсерийной" лодке (соответ­ственно S-1, S-2 и S-3). Вариант фирмы "Lake" (S-2) оказался неудачным, и впоследствии на верфи, принадлежащей "Lake", строились лодки по про­екту Бюро.

По двум другим проектам развернули серийное строительство: 24 лодки (S-18 — S-41) — "Holland" и 14(5-4 — S-17) — Бюро. За ними последовали еще 10 почти таких же лодок второй серии (S-42 — S-47 — "Holland" и S-48 — S-51 — Бюро). Всего в 1920 — 1925 гг. в строй вступила 51 ПЛ.

Основное отличие проектов "Holland" и Бюро заключалось в конструкции корпуса — в первом случае он выполнялся однокорпусным, во втором — двухкорпусным. Глубина погружения была одинакова — 60 м. Лодки, по­строенные на верфи "Lake Torpedo Boat", имели дополнительный кормовой ТА. Поскольку в период создания этих лодок в США господствовало мне­ние о необходимости обеспечения наиболее высокой подводной скорости, рубки на них выполнялись максимально обтекаемыми. На испытаниях "предсерийные" лодки продемонстрировали выдающиеся результаты, развив ход от 12,5 до 13 уз. Опыт Первой мировой войны, однако, показал, что лишние 2 — 3 уз. скорости, по сравнению с безопасностью экипажа, не столь важ­ны, поэтому уже в ходе достройки на "серийных" лодках рубки стали де­лать менее обтекаемыми, но гораздо более удобными.

Хотя лодки типа "S" заметно превосходили своих предшественниц по большинству показателей, руководство флота в 1925 г. признало их неудач­ными из-за недостаточной для службы на Тихом океане дальности плава­ния. Тем не менее, до середины 1930-х гг. они составляли основу подвод­ных сил американского флота. До начала Второй мировой войны три ПЛ типа "S" успели погибнуть, еще 10 сдали на слом.

В 1941 — 1942 гг. шесть лодок этого типа были переданы Англии: S-25, S-1, S-21, S-22, S-24 и S-29 и переименованы в Р-551 — Р-556 соответ­ственно. Р-551 практически сразу переведена под польский флаг и пере­именована в "Jastrzab". 2.5.1942 по ошибке потоплена в Норвежском море англ. ТЩ "Seagull" и англ. ЭМ "St. Albans" (с норвежским экипажем).

S-36 20.1.1942 тяжело повреждена при посадке на мель у о. Целебес, затоплена экипажем на следующий день. S-26 24.1.1942 погибла в районе Панамского залива при столкновении с РС-460. S-27 19.6.1942 села на мель у мыса Макариус (о. Амчитка) и оставлена экипажем. S-39 14.8.1942 села на мель у о. Рассела, 16.8.1942 оставлена экипажем. S-44 7.10.1943 потоп­лена у о. Парамушир япон. ЭМ "Ishigaki". S-28 4.7.1944 погибла в районе Пёрл-Харбора во время тренировочного погружения.

S-16 13.7.1942 повреждена у побережья Панамы амер. авиацией (по ошиб­ке). Выведена в резерв 4.10.1944, 3.4.1945 затоплена у Ки-Веста (Флорида). S-18 26.8.1944 повреждена у Сан-Диего при столкновении с ДК LSM-135.

Пять ПЛ потоплены в качестве кораблей-целей, три из них — еще до окон­чания Второй мировой войны: S-37 и S-38 —20.2.1945 и S-21 —23.3.1945. S-35 и S-24 потоплены в 1946 и 1947 гг. соответственно.

 

Подводные лодки типа "R" — 19 единиц

30.jpg

 

SS-78 R-1 (BtlhQ, 24.8.1918 — затоплена 21.2.1946), SS-79 R-2 (BtlhQ, 23.9.1918 — слом в 1945), SS-94 R-3 (BtlhQ, 18.1.1919 — передана Англии 4.1.1941, воз­вращена 20.12.1944, слом в 1948), SS-81 R-4 (BtlhQ, 26.10.1918 — слом в 1946), SS-82 R-5 (BtlhQ, 24.11.1918 —слом в 1946), SS-83 R-6 (BtlhQ, 1.3.1919 — слом в 1946), SS-84 R-7 (BtlhQ, 5.4.1919 — слом в 1946), SS-86 R-9 (BtlhQ, 24.5.1919 —слом в 1946), SS-87R-10 (BtlhQ, 28.6.1919 —слом в 1946), SS-88R-11 (BtlhQ, 21.7.1919 — слом в 1946), SS-89 R-12 (BtlhQ, 15.8.1919 — погибла 12.6.1943), SS-90 R-13 (BtlhQ, 27.8.1919 — слом в 1946), SS-91 R-14 (BtlhQ, 10.10.1919 — слом в 1945), SS-92 R-15 (BtlhSF, 12.10.1917 — слом в 1945), SS-93 R-16 (BtlhSF, 15.12.1917 — слом в 1946), SS-94 R-17 (BtlhSF, 24.12.1917 — передана Англии 9.3.1942, возвращена 6.9.1944, исключена в 1945), SS-95 R-18 (BtlhSF, 8.1.1918 — слом в 1946), SS-96 R-19 (BtlhSF, 28.1.1918 — передана Англии 9.3.1942) и SS-97 R-20 (BtlhSF, 21.1.1918 —слом в 1946).

 

Надводное: 569 т, подводное: 680 т; 56,8x5,5x4,4 м; 2 диз./2 ЭД, 1200/934 л.с., 13,5/10,5 уз., 75 т соляра, 4700 (6,2) миль. Эк. 33 чел. 4 — 533-мм ТА (носовые, 8 торпед), 1x1 — 76-мм/50 или 12,7-мм пул.

 

Развитие ПЛ типа "О" с переходом на ТА большего (533 мм) калибра, все­го построено 27 единиц, вступивших в строй в 1918 — 1919 гг. Существовало две подгруппы. В первую входили 20 лодок (R-1 — R-20), построенных по проекту фирмы "Holland", во вторую — семь (R-21 — R-27) по проекту фирмы "Lake". Последние отличались несколько меньшим водоизмещением и тем, что сохранили 457-мм ТА. R-21 — R-27 оказались малоудачными и в начале 1930-х гг. были сданы на слом.

Полуторакорпусные, глубина погружения — 60 м. В 1939 г. на большин­стве оставшихся в строю ПЛ 76-мм орудие заменили на крупнокалибер­ный пулемет.

В 1941 — 1942 гг. три лодки этого типа были переданы Англии: R-3 — 4.1.1941, R-17 и R-19 — 9.3.1942, переименованы в Р-511, Р-512 и Р-514 соответствен­но. Последняя погибла 21.6.1942 в Западной Атлантике у Ньюфаундленда при столкновении с канад. ТЩ "Georgian", остальные возвращены США в 1944 г.

За исключением непродолжительного периода в начале войны, лодки этого типа использовались в роли учебных. R-12 погибла 12.6.1943 у Ки-Веста (Фло­рида) во время тренировочного погружения.

 

Подводные лодки типа "О" — 7 единиц

31.jpg

 

SS-63 O-2 (PSNY, 24.5.1918 — искл. в 1945), SS-64 О-3 (BtlhQ, 27.9.1917 — слом в 1946), SS-65 O-4 (BtlhQ, 20.10.1917 — слом в 1946), SS-67 O-6 (BtlhQ, 25.11.1917 —слом в 1946), SS-68 O-7 (BtlhQ, 14.2.1917 — слом в 1946), SS-69 O-8 (BtlhQ, 31.12.1917 — слом в 1946) и SS-71 О-10 (BtlhQ, 21.02.1918 —слом в 1946).

 

Надводное. 521 т, подводное: 629 т; 52,3x5,4x4 м; 2 диз./2 ЭД, 880/740 л.с., 14/10,5 уз., 88 т соляра, 5000 (11) миль. Эк. 29 чел. 4 — 457-мм ТА (носовые, 8 торпед), 1 х 1 — 12,7-мм пул.

 

Старейшие американские ПЛ, сохранившиеся в составе флота к на­чалу Второй мировой войны.

Развитие типа "N", всего построено 16 единиц, все вступили в строй в 1918 г. Существовало две подгруппы: в первую входили 10 единиц, изготовленных по проекту фирмы "Holland" (O-1 — О-10), во вторую — 6 единиц (О-11 — 0-16) по проекту фирмы "Lake". Последние оказа­лись неудачными и в начале 1930-х гг. сданы на слом. Из ПЛ первой

подгруппы до вступления США во Вторую мировую войну две погибли, еще одна сдана на слом.

Полуторакорпусные, глубина погружения — 60 м. В 1939 г. на сохра­нившихся лодках стоявшее ранее 76-мм/50 орудие заменили на круп­нокалиберный пулемет.

В боевых действиях участия не принимали, использовались преиму­щественно для подготовки экипажей.