Эскортные и патрульные корабли

 

Патрульные корабли типа РС-461 — 363 единицы

36.jpg

 

 

Дизельный "прототип":

РС-451. Вступил в строй в 1940 г.

Паротурбинный "прототип":

РС-452. Вступил в строй в 1940 г.

Серийные:

РС-461 — РС-496, РС-542 — РС-627, РС-776 — РС-804, РС-807 — РС-825, РС-1077 — РС-1087, РС-1119 — РС-1147, РС-1149 — РС-1151, РС-1167 — РС-1188, РС-1190 — РС-1254, РС-1256 — РС-1265, РС-1546, РС-1547, РС-1549, РС-1560 — РС-1564 и РС-1569. Вступили в строй в 1942 — 1945 гг.

ТЩ типа "Adroit":

AM-82 "Adroit", AM-83 "Advent", AM-84 "Annoy", AM-85 "Conflict", AM-86 "Constant", AM-87 "Daring", AM-88 "Dash", AM-89 "Despite", АМ-90 "Direct", AM-91 "Dynamic", AM-92 "Effective", AM-93 "Engage", AM-94 "Excel", AM-95 "Exploit", AM-96 "Fidelity", AM-97 "Fierce", AM-98 "Firm" и АМ-99 "Force". Вступили в строй в 1942 — 1943 гг. С 1.6.1944 переименованы в РС-1586 — РС-1603 соответственно.

Моторные КЛ:

PGM-8 — PGM-32. Вступили в строй в 1944 г.

 

РС-451:

стандартное — 270 т; 51,7x6,3x2 м; 2 диз., 2880 л.с., 18,5 уз. 65 чел. 1х1 — 76-мм/50.

РС-452:

стандартное — 280 т; 51,8 (вл)/52,9x6,9x2,4 м; 2 ТЗА, 22,5 уз., 65 чел., 1х1 — 76-мм/50.

Серийные: от 280/330 (ранние серии) до 414/463 (поздние серии) т; 51,8 (вл)/52,9x7,1x2,4 —3,3 м; 2 диз. 2880 л.с., от 21 уз. (ранние серии) до 19 (поздние серии)уз., 49 т соляра, 3000 — 4800 (12) миль. Эк. 59 — 65 чел. 2x1— 76-мм/50, 2 — 3 — 12,7-мм пул. (ранние серии) или 1x1— 76-мм/50, 1x1— 40-мм/56,3—4x1— 20-мм/70 (поздние серии), 2 РБУ "Маустрап" (нет на первых кораблях), 2 БС и 2 БМБ.

ТЩ типа "Adroit":

стандартное — 295 т; 51,8 (вл)/52,9х7х2 м; 2 диз. 1800 л.с., 16 уз. Эк. 65 чел. 1 х 1 — 76-мм/50, 1x1— 40-мм/56, ЭМТ.

Моторные КП:

280/330 т; 51,8 (вл)/52,9x7x3,3 м; 2 диз. 2880 л.с., 20 уз. Эк. 50 — 59 чел. 1 х 1 — 76-мм/50, 1 х 2 — 40-мм/56, 6x1— 20-мм/70, 2x1 — 12,7-мм пул., 1x2 — 60-мм миномет, 2 дымогенератора. На части кораблей вместо 76-мм орудия стоял второй спаренный "Бофорс".

 

В 1938 г. были подготовлены требования к малому патрульному кораблю (PCpatrol craft), который должен был прийти на смену морально и физи­чески устаревшим кораблям типа "Eagle". Основным назначением такого ко­рабля должны были стать эскорт прибрежных конвоев и ПЛО в районах ба­зирования флота. Заданием предусматривалась скорость не менее 22 уз. и дальность плавания 3000 (12) миль. По программе 1938 г. были постро­ены два "прототипа" — 173-футовый РС-452 с гладкопалубным корпусом и 165-футовый дизельный РС-451 с четко выраженным полубаком. В ходе ис­пытаний, проходивших в 1940 г., РС-452 показал лучшую мореходность и смог развить более высокую скорость, однако недоведенность его во многом экс­периментальной паротурбинной ЭУ не позволили пустить этот в остальном удачный корабль в серию. В то же время дизельный вариант, РС-451, также не годился для серии — неудовлетворительные мореходные качества за­трудняли эффективно использовать вооружение. Исправить положение про­стым увеличением размеров не представлялось возможным из-за неизбеж­ного падения и без того невысокой скорости хода. Дело в том, что в США тогда не имелось подходящих для установки на малые корабли дизелей с агрегатной мощностью свыше 1500 л.с. В дополнение к сложностям с выбо­ром ЭУ свою лепту в перечень проблем с проектированием PC внес и прези­дент Рузвельт, потребовавший установить второе 76-мм орудие.

Выход из положения был найден после проработки варианта установки дизелей в корпус 173-футового "прототипа". При этом, правда, пришлось от­казаться от 22-уз. скорости хода, сниженной на 2 уз. (на испытаниях голов­ной РС-461 смог развить 21,16 уз., правда, при водоизмещении, близком к стандартному). Увеличение, по сравнению с "прототипом", на 0,2 м ширины корпуса позволило разместить более тяжелое вооружение. Проект был го­тов в начале 1941 г., а уже в марте 1942 г. флот начал получать первые се­рийные корабли. Строительство серии продолжалось до марта 1945 г., когда в строй вошел последний PC.

Корабли ранних серий вступали в строй с проектным вооружением, на по­следующих кормовое 76-мм орудие заменялось на 40-мм "Бофорс", а 12,7-мм пулеметы — на 20-мм "эрликоны". От планов установить на кораблях этого типа РБУ "Хеджехог" пришлось отказаться, поскольку это было возможно только при демонтаже носовой артустановки. Как временную альтернативу приняли вариант с двумя РБУ "Маустрап" по бортам, при котором можно было обойтись без снятия 76-мм орудия. Впоследствии подобная схема была утверждена как "окончательная".

В ноябре 1940 г., еще до окончания работ по проекту патрульного корабля, было принято решение о строительстве тральщиков в 173-футовых корпу­сах. Всего в строй вошли 18 подобных ТЩ типа "Adroit". За счет установки менее мощных дизелей и снижения скорости хода до 16 уз. удалось высво­бодить место для дизель-генератора, питающего обмотку электромагнит­ного трала. Как тральщики эти корабли оказались неудачными и в июне 1944 г. их переклассифицировали в патрульные корабли с изменением индекса­ции с AM на PC.

В 1944 г. на 24 кораблях в процессе достройки за счет демонтажа противоло­дочного вооружения усилили огневую мощь, переориентировав их с охоты на ПЛ на борьбу с япон. катерами. Хотя единственным отличием этих единиц от стан­дартных PC стал состав вооружения, их выделили в самостоятельный подкласс моторных КЛ с присвоением новых индексов (PGM-9 — 32, бывшие РС-1548, 805,806, 1088 — 1091, 1148, 1189,1255, 1550 —1559 и 1565—1568). В 1944 г. 35 PC перестроены в корабли управления амфибийными силами РС(С).

Большое число патрульных кораблей переданы другим странам по ленд-лизу (некоторые переходили под новый флаг сразу после постройки, но большинство успело перед этим послужить в американском флоте). Боль­ше всех — 31 (РС-471 — 475, 480 — 482, 542, 543, 545, 550, 551, 556, 557, 559, 562, 591, 621, 625 — 627, 1226, 1227, 1235, 1248 — 1250, 1560 — 1562) — получила Франция, 9 — Бразилия (РС-544, 546, 554, 561, 604, 605, 607 и 1236), по одному — Норвегия (РС-467), Греция (РС-622), Уруг­вай (РС-1234) и Филиппины (РС-1563).

В годы войны погибло 7 кораблей: РС-496 (4.6.1943), РС-558 (9.5.1944), РС-1261 (6.6.1944), PGM-18 (7.4.1945), PGM-17 (4.5.1945), РС-1603 (21.5.1945) и РС-1129 (31.5.1945).

 

Эскортные корабли типа "Eagle" — 8 единиц

37.jpg

 

РЕ-19 (FM, 30.1.1919), РЕ-27 (FM, 1.3.1919), РЕ-32 (FM, 15.3.1919), РЕ-38 (FM, 29.3.1919), РЕ-48 (FM, 24.5.1919), РЕ-55 (FM, 22.7.1919), РЕ-56 (FM, 15.8.1919 — погиб 23.4.1945) и РЕ-57 (FM, 27.7.1919).

 

430/615 т; 61,2x7,9x4,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 2500 л.с., 18 уз., 152 т нефти, 3500 (10) миль. Эк. 68 чел. 2 х 1 — 102-мм/50, 1x1— 76-мм/50, 1 БМБ типа "Y".

 

Специализированные противолодочные корабли, созданные вскоре пос­ле вступления США в Первую мировую войну как альтернатива более доро­гостоящим ЭМ для борьбы с герм. ПЛ. Новые корабли должны были нести вооружение, достаточное для поединка с ПЛ, иметь скорость не менее 18 уз. и приемлемую для действий в условиях Северной Атлантики мореходность. Всего предполагалось построить 100 единиц для американского флота и еще 12 — для Италии. Контракт на постройку всей серии получила автомобиль­ная компания Генри Форда. Для снижения производственных затрат и с уче­том отсутствия у подрядчика достаточного опыта кораблестроения проект был максимально упрощен — в частности, свели к минимуму число криволиней­ных поверхностей, заменив их, по возможности, плоскими. Корпус имел гладкопалубную конструкцию. На ранних стадиях проектирования предполагалось оснастить новые корабли двумя 76-мм/50 орудиями и спаренным 533-мм ТА, однако на фоне 150-мм орудий герм, подводных крейсеров подобное воору­жение выглядело слишком слабым, поэтому вскоре ТА из проекта исчез, а артиллерию усилили двумя 102-мм орудиями. От первоначально предусмот­ренных дизелей по просьбе Форда отказались в пользу более легких паро­вых турбин — вносимые в проект изменения вели к росту водоизмещения, что ставило под сомнение возможность достижения 18-уз. скорости.

По условиям контракта все 100 кораблей типа "Eagle" для американского флота должны были вступить в строй до конца 1918 г., однако из-за коррек­тировки проекта головной РЕ-1 был принят флотом только в октябре 1918 г. Месяц спустя война закончилась, необходимость в "Eagle" отпала, и достройка 72 единиц (в т.ч. и всех "итальянцев") была отменена.

К началу Второй мировой в составе американского флота остались лишь восемь единиц типа "Eagle".

В 1942 — 1943 гг. на части кораблей (в т.ч. на РЕ-19) вместо носового 102-мм орудия установлен РБУ "Хеджехог". Второе орудие так же снято, а БМБ типа "Y" заменен на 2 БС.

РЕ-56 23.4.1945 потоплен у Портленда (вост. побережье США) герм. ПЛ U-853. Остальные сданы на слом в 1945 — 1946 гг.