ТАКР «Минск»

 

Второй корабль (или, как говорят ко­раблестроители, второй «корпус») про­екта 1143, противолодочный крейсер «Минск», был зачислен в списки кораб­лей ВМФ СССР 28 марта и заложен на стапеле через семь месяцев — 28 декаб­ря 1972 года (заводской номер С-102). При его постройке учли практический опыт строительства «Киева» — в частно­сти, отменили действовавшие ограниче­ния главного конструктора проекта по спусковому весу, и, в отличие от голов­ного, «Минск» при спуске на воду, состо­явшемся 30 сентября 1975 года, имел почти полностью смонтированную по высоте надстройку. 28 июня 1977-го его переклассифицировали в тяжелый авиа­несущий крейсер (ТАКР).

По завершении достройки, с октяб­ря 1977-го по 18 февраля 1978 года были проведены швартовные испытания «Минска», а 19-го числа на ТАКР впервые подняли флаг ВМФ СССР (как и на «Киеве», еще до первого выхода в море). 21 февраля «Минск» (бортовой номер 015) ушел в Севастополь, где через три дня начались заводские ходовые испы­тания, с перерывом с 3 по 17 марта на постановку в док Севморзавода для очист­ки и окраски подводной части, а также юстировки некоторых приборов. 5 мая корабль (ответственный сдатчик И.И. Винник, командир — капитан 1-го ранга В.А. Гокинаев) предъявили к государ­ственным испытаниям.

26 мая «Минск» (бортовой номер 130) вблизи Севастополя отрабатывал с новым кораблем комплексного снабжения (ККС) «Березина» (проект 1883) передачу грузов на ходу с помощью устройств траверзной передачи грузов «Струна-1В-2,5», «Струна-2В-400» и аппаратуры контроля взаим­ного положения кораблей «Мост». «Бере­зина» была первым специализированным ККС отечественной постройки и также впервые проходила испытания. С нее на «Минск» в режиме канатной дороги триж­ды передавались незагруженная тележка, контейнер с грузом 1000 кг и без груза, а также тележка с 1000-кг торпедой АТ1М. Правда, испытания в режиме трехканатной дороги осуществить не удалось — тре­бовалась подгонка по месту наконечника несущего каната по правому борту крей­сера. Система «Струна 2В-400» проверя­лась фактической перекачкой на ТАКР 10 т дизельного топлива и 5 т пресной воды. Взаимное положение кораблей на ходу при совместном плавании определялось с помощью аппаратуры «Мост».

Государственные испытания «Минс­ка» проводились в один этап, со стрель­бами всеми видами оружия, включая бросковые пуски макетов крылатых ра­кет главного ударного комплекса (в от­личие от других кораблей серии, второй «кречет» на Север не ходил).

Ударный комплекс выполнил четыре стрельбы, достигнув прямых попаданий по дрейфующей мишени проекта 1784 (ко­миссией были отмечены случаи отсут­ствия радиогерметичности ПУ). УЗРК «Шторм-М» выполнил восемь пусков ра­кет В-611 по парашютной мишени М-6, большому корабельному щиту (БКЩ) и управляемой мишени Ла-17М, а ЗРК ближ­него действия «Оса-М» — пять стрельб по малому корабельному щиту (МКЩ) и па­рашютной мишени М-6 (на дальности от 5 до 7,32 км). Все стрельбы были зачтены как успешные. Артиллерийские комплек­сы АК-726 и АК630М испытывались реальной стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15 и имитированной воздушной цели.

Противолодочный комплекс РПК-1 испытывался пусками двух ракет на дальность до 18 км, торпедные аппара­ты — отстрелом двух практических тор­пед СЭТ-65 (по одной с каждого борта), а РБУ-6000 — отстрелом 12 реактивных глубинных бомб РГБ-60 (по шесть на каждую установку) на предельных углах наведения, с использованием данных системы «Спрут-1143» — по идущей на корабль практической торпеде 53-56. Все стрельбы также были зачтены.

Самолеты Як-38 выполнили 120 поле­тов, вертолеты Ка-25 — 41.

Режим противоатомной защиты (ПАЗ) проверялся на полном ходу в течение трех часов, с полной герметизацией всех помещений и работой системы УСВЗ при температуре наружного воздуха 23 — 25° (при этом отмечалось повышение тем­пературы в ряде помещений).

Госиспытания продолжались до 25 авгу­ста, затем с 5 —16 сентября ТАКР прошел докование на Севморзаводе, а 20-го испы­тания возобновили. По воспоминаниям оче­видцев, в один из осенних дней на палубу находившегося в море крейсера сел отстав­ший от стаи молодой журавль, облюбовав­ший себе место на спонсоне. Он спокойно реагировал на ревущие двигатели самоле­тов и внимание многочисленных желающих посмотреть на необычного гостя. Отдохнув, утром журавль улетел также неожиданно, как и появился. А моряки сочли его появле­ние добрым знаком — мол, теперь все беды обойдут «Минск» стороной.

27 сентября, после ревизии, был подпи­сан приемный акт. Правда, оставалось семь головных образцов систем, еще не принятых на вооружение ВМФ СССР: станция радиоэлектронной разведки и противодей­ствия «Кольцо», навигационный комплекс «Салгир» и др. Все они считались находя­щимися в опытной эксплуатации и прини­мались уже в процессе службы крейсера.

«Минск» строился 5 лет, 9 месяцев и 2 дня. Он практически полностью повторял головной корабль проекта, кроме некото­рых деталей. Так, 30-мм автоматы на нем были типа АК-630М, на «Киеве» — АК-630. Другое важное отличие заключалось в том, что в период ревизии на крейсере провели доработку, обеспечив возмож­ность размещения в ангаре до 36 само­летов и вертолетов с раскреплением (хотя фактически в ангаре находились 22 ЛАК).

С сентября 1978 года ТАКР «Минск» временно находился в составе 30-й ди­визии противолодочных кораблей КЧФ, а 13 января 1979-го был зачислен в со­став 175-й БРК ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан.