. beep.com.ua: тюнинг лачетти- все для вашего авто!

ТАКР проекта 11434 «Баку»

 

Четвертый ТАКР был зачислен в спис­ки кораблей ВМФ СССР 17 февраля 1978 года и назван «Баку» — в честь лидера эсминцев Северного флота. Закладка на стапеле (заводской номер С-104) состоя­лась 26 декабря того же года. Корабль строился по переработанному проекту, полу­чившему № 11434 (главный конструктор В.Ф. Аникиев). И по архитектуре, и по со­ставу вооружения он существенно отли­чался от своих предшественников, поэто­му есть смысл рассмотреть его конструк­цию более подробно.

 

Описание конструкции

 

Корпус и общее расположение. Крей­сер проекта 11434 сохранял классичес­кую авианосную архитектуру — смещен­ную на правый борт островную над­стройку, угловую палубу (размерами 195 х 20,7 м) с отклонением в 4,5° на левый борт от диаметральной плоскости. Угло­вая палуба (спонсон) служила для взлет­но-посадочных операций корабельной авиации. В то же время, верхняя палуба ТАКР оставалась не сквозной — носовая ее часть отводилась под размещение ра­кетного и противолодочного вооружения. Для обеспечения группового старта пер­спективных СКВВП Як-41 способом ВКР крейсер оснащался поднимающимся ох­лаждаемым газоотбойным щитом, а так­же удерживающим устройством. Щит предохранял стоящие на предварительном старте машины от воздействия рас­каленных газов работающих двигателей взлетающих самолетов.

Теоретический чертеж «Баку» отлича­ла измененная конструкция борта в рай­оне ширстрека по левому борту в нос от места соединения спонсона с основным корпусом. Здесь он выполнялся скруглен­ным, с характерным завалом наружной обшивки внутрь корпуса — для снижения турбулентности воздушных потоков над верхней палубой. Характерно, что перво­начально на корабле отсутствовали и выравнивающие устройства — во всяком случае, до начала заводских ходовых ис­пытаний корабля их не было. Имелись отличия и по правому борту — здесь ши­рина корпуса по уровню полетной палу­бы была увеличена на 3,7 м для устрой­ства обходного мостика.

Система набора корпуса — продоль­ная (шпация 500 мм), в оконечностях — поперечная. Корпус, спонсон и надстрой­ка выполнялись полностью сварными из стали АК-25 (для толщин до 30 мм) и АК-27 (для толщин свыше 35 мм). Внутрен­ние безнапорные переборки и выгород­ки — из судостроительной стали или из сплава АМГ, с креплением к стальным конструкциям сваркой с использованием специальных биметаллических пластин.

Корпус имел 18 главных поперечных и две продольные главные водонепро­ницаемые переборки. Согласно расче­там, непотопляемость корабля обеспе­чивалась при затоплении любых четы­рех смежных отсеков.

Характерной особенностью ТАКР стало наличие протяженного по длине одноярус­ного подпалубного ангара беспиллерсной конструкции размерами 130x22,5x6,6 м, предназначенного для хранения летатель­ных аппаратов. В отличие от предыдущих кораблей серии, стенки ангара имели бро­нирование. Благодаря введению системы бронирования ангара и других наиболее важных частей корабля, была значитель­но повышена его живучесть. Внедрение надводной конструктивной защиты повлек­ло за собой увеличение массы корпуса на 1700 т. А в целом полное водоизмещение «Баку» возросло до 44 490 т.

Для сообщения ангара с полетной па­лубой предназначались два самолетоподъемника— 30-тонный (18,9x10 м) и 20-тонный (18,9x4,8 м), расположенные, соответственно, слева и в корму от надстройки. Перемещение самолетов или вертолетов по верхней палубе осуществ­лялось специальными тягачами, по анга­ру — с использованием системы продоль­но-поперечной транспортировки.

Ангар имел системы сигнализации, вентиляции, контроля концентрации па­ров авиакеросина, водораспыления, воз­душно-пенного пожаротушения. При об­наружении очага возгорания в ангаре он автоматически изолировался опускае­мыми противопожарными асбестовыми шторами (всего их было пять), после чего включались средства пожаротушения.

Непосредственно под ангаром разме­щались машинные отделения, также имевшие развитую конструктивную за­щиту. Двойное дно было сплошным и на значительном протяжении (машинные и котельные отделения, ЦКП, погреба бое­запаса) переходило в двойной борт, поднимавшийся по высоте до уровня 6-й палубы. В междудонном пространстве и объемах двойного борта находились ци­стерны для хранения топлива, масла, пресной воды и т.п.

Важно отметить значительно боль­шее, чем на предыдущих кораблях, вни­мание проектантов к вопросам снижения заметности корабля по уровню физичес­ких полей. Помимо традиционного при­менения наклонных от вертикали до 10° конструкций, амортизации механизмов и использования изолирующих покрытий, особенно в МО, на четвертом ТАКР впер­вые в ВМФ СССР для частичной защи­ты верхней полусферы использовали многослойное радиопоглощающее по­крытие (РПП) «Лак». Оно наносилось на горизонтальные и вертикальные поверх­ности там, где нельзя было снизить заметность иными способами.

Полетная палуба имела жаростойкое покрытие, выполненное из импортных материалов. На ней располагались с носа в корму взлетно-посадочные площадки (ВПП) со следующими обозначениями: для спасательного вертолета (белый круг с буквой «С» внутри); шесть номерных (белый круг с порядковым номером от 1 до 6 внутри); в центре кормовой части — для приема транспортных вертолетов (бе­лый круг с буквой «Т»). Вдоль полетной палубы слева и справа наносились пунк­тирные полосы ярко-желтого цвета, огра­ничивавшие зону проведения взлетно-посадочных операций. Далее за над­стройкой находились 10 технических по­зиций для обслуживания ЛАК.

Ударное ракетное вооружение. Для повышения вероятности прорыва непри­ятельской ПРО и поражения охраняемых целей число пусковых установок главно­го ударного комплекса «Базальт-11434» на «Баку» было увеличено в полтора раза. Шесть двухконтейнерных ненаво­дящихся ПУ СМ-241 с фиксированным углом возвышения 15° располагались двумя рядами в носовой части палубы, перед надстройкой. Кроме того, в состав комплекса входили СУ «Аргон-1143», загрузочное устройство, аппаратура рег­ламентного контроля и 12 ПКР П-500 («Базальт»), без перезарядки.

Зенитно-ракетное вооружение. На «Баку» устанавливались четыре ЗРК само­обороны «Кинжал» — по восемь ЗУР 9М-330 вертикального старта (ПУ 4С-95) в каждом из 24 модулей. Общий боекомплект составлял 192 ракеты. ПУ располагались блоками (пакетами) по шесть модулей в каждом: два блока — в носовой части, не­посредственно перед ПУ «Базальт», один блок — по левому борту в корме и один — справа от кормового самолетоподъемника, сразу за островной надстройкой. Четы­ре антенных поста комплекса «Кинжал» разместили на стенках надстройки в соот­ветствии с секторами обстрела.

Артиллерийское вооружение. Уни­версальная артиллерия была представ­лена двумя одноствольными артустановками АК-100 (60 выстр./мин, дальность стрельбы — 21,5 км, боекомплект 600 выстрелов), расположенными перед над­стройкой ступенчато-возвышенно, со смещением установок одна относитель­но другой к правому борту, и РЛС управ­ления огнем «Лев».

30-мм автоматы сохранялись в стан­дартном для проекта 1143 составе — че­тыре батареи по две установки АК-630М (48 000 выстрелов) с четырьмя система­ми управления МР-123. Правда, в связи с упразднением «малого» спонсона по левому борту, располагавшуюся там ра­нее батарею перенесли на надстройку, где и установили батареи № 1 и № 2, обеспечивавшие диаграмму обстрела на носовых курсовых углах.

Противолодочное вооружение. Впер­вые в ВМФ СССР «Баку» был оснащен комплексом РКПТЗ-1 «Удав-1» с двумя установками КТ-153 (РБУ-12000) с боеком­плектом в 60 глубинных бомб трех типов. Основное назначение комплекса — пора­жение атакующих торпед; вспомогатель­ное — поражение подводных лодок.

Авиационное вооружение. Проек­том предусматривалось базирование на борту 36 ЛАК, включая 14 СВВП Як-41/ Як-41М, 6 СВВП Як-38М, 10 вертолетов ПЛО Ка-27ПЛ, двух спасательных верто­летов и четырех вертолетов радиолока­ционного дозора (РЛД). Фактически пос­ле вступления корабля в строй состав авиагруппы стал иным (см. таблицу ТТХ).

Авиабоезапас в самолетном варианте состоял из 18 спецавиабомб РН-28, 143 управляемых ракет Х-23, 176 ракет Р-3С, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жидкостью ЗБ-500 и 20 ра­зовых бомбовых кассет РБК-250 (с бомба­ми ПТАБ-2,5). Авиабоезапас в вертолетном варианте (взамен самолетного) — 30 авиа­торпед АТ-1, 40 противолодочных авиа­бомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустичес­ких буя РГБ-НМ, 300 радиобуев «Поплавок» и 300 ориентирных буев ОМАБ-25.

Запас авиатоплива (керосин) на ко­рабле был увеличен до 1500 т.

Радиотехническое вооружение. Ко­рабль получил новый комплекс аппара­туры радиоэлектронной разведки и про­тиводействия «Кантата-М» (вместо системы «Кольцо»), аппаратуру «Погоня» и «Каскад-У», новую систему безопасного одновременного применения оружия ко­рабля «Сокол», АКС «Буран», БИУС 3-го поколения «Лесоруб-434» и унифици­рованную с ВВС систему наведения ис­требительной авиации «Газон» (с воз­можностью одновременного наведения до четырех истребителей на четыре воз­душные цели).

ТАКР оснащался навигационным ком­плексом «Салгир-V», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ- и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ радиостанций).

На «Баку» впервые в ВМФ СССР устанавливался новый радиолокационный комплекс программного кругового обзо­ра с фазированными антенными решет­ками (ФАР) «Марс-Пассат» (разработ­чик — НИИ «Квант», г.Киев). Он обладал повышенной помехозащищенностью и мог одновременно сопровождать до 80 воздушных целей. ФАР позволяли, в от­личие от прежних вращающихся антенн, практически мгновенно осуществлять переброску луча РЛС в заданную точку пространства. Также значительно повы­шались точность и быстродействие ком­плекса. Плоские антенные полотнища РЛК «Марс-Пассат» размещались по одному на каждой из стенок островной надстройки корабля.

В верхней части надстройки распола­гался азимутально-дальномерный ра­диомаяк ближней навигации, управления и наведения авиации «Резистор» — он обеспечивал круговой обзор основным средствам освещения воздушной и над­водной обстановки при сохранении кру­говой зоны управления авиацией (кора­бельного и берегового базирования) и электромагнитной совместимости при их одновременной работе. А выше находи­лась антенна резервной РЛС контроля надводной и воздушной обстановки «Фрегат». Кроме того, «Баку» оснащал­ся автоматизированными системами ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ»).

Сохранялись штатные для проекта 1143 средства радиоразведки —три ра­диоприемника типа Р-678Н, шесть — типа Р-670М и два — типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устрой­ства СРС-2, широкообзорные УКВ-при­емники Р-710 и Р-714 и система поста­новки радиопомех(УКВ) Р-740К.

Основные корабельные устрой­ства и системы, за небольшим исклю­чением, повторяли базовый проект 1143 и включали один автоматизированный якорный комплекс из двух якорей Холла массой по 10 т, двух якорь-цепей калиб­ра 72 мм длиной по 350 м и двух якорно-швартовных шпилей с дистанционным управлением ШЭ72; рулевое устройство в составе двух полубалансирных рулей, двух рулевых машин Р35, аппаратуры авторулевого «Питон-231Н»; систему автоматического включения противопо­жарных средств «Карат-М» (с централи­зованным дистанционным и автоматизи­рованным управлением посредством системы «Каспий»).

Для приема и передачи сухих и жид­ких грузов на ходу ТАКР комплектовал­ся одним устройством «Струна 2П-400», двумя — «Струна П-1000» и одним — «Струна 1П2.5».

Система кондиционирования жилых и служебных помещений включала 25 установок, имелось четыре холодильных машины МХТМ-235-2000 и четыре водоопреснительных установки котельной воды МЗ-С.

Успокоители качки были представле­ны одним комплектом выдвижных рулей типа 89-3 увеличенной площади с аппа­ратурой управления.

В состав химического вооружения ТАКР входили сис­тема универсаль­ной водяной защи­ты (УСВЗ), комп­лекты зимней спец­обработки и 52 фильтровентиляционные установ­ки (ФВУ).

Корабельные плавсредства со­хранялись по ис­ходному проекту: два больших командирских катера пр. 1404 («Соколе­нок»), два больших рабочих катера пр.1402Б («Бекас») и два шестивесель­ных яла пр.ЯЛП6. Катера вместе с устройствами для спуска на воду и подъе­ма на борт размещались в специальных нишах в корме, а ялы — на верхней па­лубе по правому борту возле надстрой­ки. Основным спасательным средством были 120 спасательных плотиков типа ПСН-10М, размещенные на специаль­ных креплениях вдоль обоих бортов.

Главная энергетическая установка «Баку» принималась по исходному про­екту четырехвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64), с высокими параметрами пара, в составе четырех автономных турбокотельных групп, рас­положенных парами в двух машинно-ко­тельных отделениях (МКО). Последние составляли два самостоятельных отсе­ка и работали каждое на свой гребной винт — всего четыре главных паротур­бинных агрегата типа ТВ-12-3. Суммар­ная мощность установки — 180 000 л.с.

Электростанции мощностью по 15 000 кВт (шесть турбо- и четыре дизель-гене­ратора) располагались в смежных с МКО энергоотсеках корабля. Запас котельно­го топлива (мазута) на «Баку» был уве­личен до 8900 т.

В качестве движителей использовались четыре бронзовых четырехлопастных ма­лошумных гребных винта фиксированно­го шага диаметром 4,2 м (масса 15,3 т).

Размещение личного состава остава­лось традиционным для кораблей проек­та: офицеры — в одно- и двухместных ка­ютах; мичманы и главстаршины — в одно- и шестиместных каютах; старшины и мат­росы — в шести - и 26-местных кубриках.

Наличие на всех четырех стенах над­стройки больших плоских полотнищ АП РЛК «Марс-Пассат» коренным образом изменяло не только ее размеры и внешний вид, а также силуэт корабля в целом. В итоге по силуэту «Баку» был мало по­хож на предыдущие корабли — прежними остались разве что носовое украшение — эмблема в виде бронзового якоря на го­лубом фоне с наложенной на него крас­ной звездой и раскинутыми в стороны бронзовыми крыльями, красные звезды над якорными клюзами да расположение шлюпочного устройства и 30-мм автома­тов в кормовой части. Все остальное так или иначе подверглось изменениям.

 

Постройка и испытания

 

При постройке, с учетом конструктив­ных особенностей корабля, он разбивал­ся на десять строительных районов. За­кладка на стапеле начиналась с 1-го (за­кладного) района, включавшего машинно-котельные отделения, как наиболее тру­доемкого и насыщенного оборудовани­ем. Далее корпус формировался одно­временно в нос и корму, а также вверх от закладного района, что позволяло в максимальной степени расширить фронт работ. Сборка и сварка его велись пирамидальным методом из предвари­тельно собранных и сваренных плоскост­ных и объемных секций массой до 150 т. Широко применялись все виды свароч­ного оборудования и самые передовые технологии, включая сварку в среде за­щитных газов. Большое внимание уде­лялось также контролю качества этих работ. «Узким местом» оставалась гру­зоподъемность стапельных кранов — 75 т, что не позволяло вести сборку из укруп­ненных и насыщенных оборудовани­ем секций и блоков. Новую технологию смогли применить лишь после оснаще­ния стапеля «О» более мощным крано­вым оборудованием (в рамках модерни­зации стапеля под строительство ТАКР пр. 11435), уже на завершающей стадии стапельного периода постройки «Баку». В частности, в октябре 1981 года при монтаже блока надстройки массой 1000 т впервые использовались только что установленные 900-тонные финские кра­ны фирмы «Коне», а в феврале следую­щего года их применили для монтажа укрупненных блоков спонсона.

31 марта 1982 года корпус «Баку», имевший спусковую массу около 19 000 т, после некоторой заминки (применя­лось новое спусковое устройство) был благополучно спущен на воду и постав­лен к стенке Большого ковша ЧСЗ для достройки. В создании корабля принима­ли участие порядка 400 предприятий из разных республик бывшего СССР, в от­дельные дни на его борту находилось од­новременно до полутора — двух тысяч работающих, не считая прикомандиро­ванных специалистов. Хронические сры­вы поставок комплектующих изделий и вносимые в проект многочисленные из­менения и дополнения затянули процесс достройки, поэтому швартовные испыта­ния корабля начались только 2 июня 1986 года (завершены 1 декабря). 23 сен­тября того же года состоялось засе­ление экипажа. К началу декабря ТАКР «Баку» (бортовой номер 111) был готов к проведению заводских ходовых испы­таний. 4 декабря крейсер ушел в Севас­тополь, где с 7 по 22 декабря прошел докование на Севморзаводе с очисткой и покраской подводной части. Не обо­шлось без скандала — стремясь сэконо­мить время, корабль поставили в док с полными цистернами легковоспламеня­ющегося авиационного керосина, что категорически запрещалось действовав­шими инструкциями. Но поскольку нару­шение было обнаружено уже после по­становки корабля в док, инцидент «за­мяли», ограничившись ужесточением мер предосторожности и выставив до­полнительную вахту, благо людей для этого хватало — и все обошлось благо­получно.

9 января 1987 года начались ходовые испытания — на них ТАКР впервые раз­вил полный ход 30,5 узла. Уже в процес­се испытаний с комплексом «Удав» про­изошел случай, едва не повлекший дос­таточно серьезные последствия — при отработке автоматического заряжания поданная на одну из установок РБУ-12000 реактивная глубинная бомба неожиданно сорвалась с направляющей и упала обратно в погреб, где находился принятый для испытаний боезапас. При­шлось срочно перерабатывать конструк­цию замков установок, чтобы в дальней­шем избежать повторения подобных слу­чаев. Сроки сдачи комплекса «Удав», соответственно, перенесли на более позднее время.

После этого был сделан перерыв — на корабле проводились работы по удлинению спонсона за счет установки на его передней кромке специально изго­товленного на ЧСЗ и доставленного мо­рем в Севастополь обтекателя, а также монтажа выравнивающего устройства. Последнее отличалось от аналогов, установленных на других ТАКР, и представ­ляло собой поворотную прямоугольную конструкцию экранного типа. В рабочем положении оно располагалось под углом к диаметральной плоскости корабля по левому борту в месте соединения спон­сона с основным корпусом. Позже, уже после завершения госиспытаний, слева от первого ряда ПУ главного комплекса были дополнительно установлены еще три фиксированных прямоугольных экра­на. Также были смонтированы отража­тели, предохранявшие носовые блоки ПУ ЗРК «Кинжал» от воздействия раска­ленных газов при стрельбе РБУ-12000 на предельных углах возвышения.

К государственным испытаниям «Баку» (ответственный сдатчик Г.И.Журенко, ко­мандир корабля — капитан 2 ранга В.Ф.Лякин) был предъявлен 21 апреля 1987 года. За период испытаний ТАКР прошел в ак­ватории Черного моря 16 496 морских миль, выполнил 18 ракетных, 17 артилле­рийских стрельб по воздушным целям, 13 — по надводной и 10 — по имитатору воздушной цели (парашютная мишень). Главный ударный комплекс испытывался бросковыми пусками четырех макетов на 80-км дальность по дрейфующей мише­ни — БКЩ (два одиночных пуска и один двухракетный залп — во всех случаях были достигнуты прямые попадания); 100-мм и 30-мм артустановки — стрельбой по надводным (МКЩ) и воздушным целям; ЗРК «Кинжал» — по радиоуправляемой мишени. Отмечались большие сложнос­ти с доводкой ЗРК «Кинжал» (на корабле стояли головные образцы), часто старто­вавшие вертикально ЗУР уходили в сто­рону от заданной траектории, в одном слу­чае ракета после срабатывания газодинамических рулей едва не угодила в над­стройку. Тем не менее, все стрельбы, не­смотря на ряд недоработок, были зачте­ны как успешные.

8 июля состоялся первый старт само­лета Як-38М (бортовой номер 61) с па­лубы способом взлета с коротким раз­бегом (ВКР), а также прошли полеты ко­рабельных вертолетов.

По результатам испытаний госкомис­сия отмечала, что внедрение радиопоглощающего покрытия позволило сни­зить заметность корабля средствами обнаружения более чем в 2 — 3 раза (особенно для ГСН атакующих крыла­тых ракет). Вместе с тем, комиссия при­знала это недостаточным и рекомендо­вала обработать РПП дополнительные площади конструкций ТАКР. И все же, на момент завершения испытаний ко­рабля оставалось много нерешенных проблем, связанных с недоведенностью ряда новых систем, прежде всего, РЛС «Марс-Пассат», БИУС «Лесоруб», ком­плекса «Резистор К-4», сложностью обеспечения взаимного сопряжения не­которых систем и оружия. В итоге, крей­сер принимался далеко не полностью боеспособным — все недоработки на­деялись устранить, как обычно, уже в ходе его эксплуатации.

11 декабря 1987 года был подписан приемный акт, и «Баку» зачислили в со­став ВМФ СССР, а 20 декабря на нем подняли Военно-морской флаг. Всего с момента закладки на стапеле и до сдачи прошло 8 лет 11 месяцев и 15 дней.