«Минск»

 

С сентября 1978 года ТАКР «Минск» временно находился в составе 30-й ди­визии противолодочных кораблей КЧФ. 26 октября при взлете с корабля упал в море самолет Як-38; пилота спасти не удалось. 13 января 1979 года «Минск» зачислили в состав 175-й БРК ТОФ, и экипаж начал готовить корабль к пере­ходу на Тихий океан.

Межфлотский переход крейсера «Минск» (бортовой номер 117, старший на борту — контр-адмирал В.Ф.Варга­нов) из Севастополя к месту постоянно­го базирования начался 24 февраля 1979 года. ТАКР сопровождали ВПК «Ташкент», «Петропавловск» и танкер «Борис Чиликин».

В Средиземном море произошла встреча «Минска» с находившимся на боевой службе авианесущим крейсером «Киев» (бортовой номер 802). Впервые одновременно две советские авианос­ные группы отрабатывали боевые зада­чи в море, взаимодействуя друг с дру­гом и приданными силами в условиях плотного сопровождения их кораблями и авиацией США и НАТО. Так, за «Минс­ком» долгое время следовал американ­ский ракетный крейсер CG-27 «Дж. Дэ­ниеле», его, в свою очередь, «опекал» ВПК «Красный Крым». В воздухе посто­янно находились самолеты и вертолеты потенциального противника, осуществ­лявшие наблюдение за всеми маневра­ми советских кораблей. В таких непрос­тых условиях отрабатывалось взаимо­действие авиагрупп, а также взаимодей­ствие ТАКР с другими кораблями, в том числе с ККС «Березина». 8 марта «Минск» принял с ККС на ходу по канат­ной дороге 8 т продовольствия, а на сле­дующий день — еще 1,7 т груза, после чего «Березина» отрабатывала переда­чу грузов на «Киев» и другие корабли. Затем «Минск» вместе с сопровождав­шими его кораблями — в Атлантике к отряду присоединился пришедший с Балтики БД К проекта 1174 «Иван Ро­гов»— начал переход вокруг Африки, совершив по пути деловые заходы в Лу­анду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ).

На значительной части маршрута па­лубные Як-38 впервые эксплуатирова­лись в тропиках (повышенные темпера­тура и влажность при пониженном атмос­ферном давлении). Вследствие этого отмечалось резкое падение мощности подъемных двигателей СВВП и сокраще­ние продолжительности его полета. На выходе из Луанды 2 апреля 1979 года из-за этого упал в океан и был утерян Як-38У (пилотов спасли). В условиях жаркого и влажного климата осложнился запуск ПД. Требовалось увеличить тягу силовой установки СВВП или изменить способ его взлета (С аналогичной проблемой при освоении палубного са­молета «Си Харриер» столкнулись и англичане.) с вертикального на взлет с коротким разбегом.

Поэтому во время стоянки «Минска» в Адене на самолеты были установлены баллоны кислородной подпитки (хотя это и повлекло дальнейшее увеличение мас­сы машины и заметное ухудшение ее летных характеристик — средняя про­должительность полета СВВП на пере­ходе составила 20 минут). Эффектив­ность принятых мер подтвердилась при возобновлении испытаний по отработке ВКР, в том числе на «Новороссийске», проведенных по пути на ТОФ.

Всего за время перехода самолетами «Минска» было произведено 565 поле­тов, 120 из них — способом ВКР. Общий налет превысил 300 часов. Вертолеты летали 774 раза (80 раз ночью), 69 из них — с работой по реальным целям.

3 июля 1979 года, спустя четыре с половиной месяца, «Минск», оставив за кормой более 13 261 мили трех океанов и 14 морей, прибыл в залив Стрелок и вошел в состав 175-й бригады ракетных кораблей Тихоокеанского флота.

Вскоре на крейсере начались исследо­вания и эксперименты, связанные с устранением выявленных в процессе эксплуатации конструктивных недостатков, затруднявших использование корабель­ной авиации. Главным из них, отмечен­ным еще на испытаниях «Киева», было наличие над полетной палубой достаточ­но сильных и неупорядоченных воздуш­ных потоков, приводивших к авариям са­молетов (поэтому вводились ограничения на использование СВВП с первых трех кораблей). Это снижало и без того скром­ные возможности авиагруппы, не позво­ляя быстро поднять в воздух максималь­но возможное число самолетов для их массированного применения.

Сами СВВП также нуждались в доработ­ках. Так, 27 декабря 1979 года, в процессе отработки ВКР с палубы «Минска» в Уссу­рийском заливе упал в море из-за отказа системы поворота сопел Як-38У, пилотиро­вавшийся летчиками-испытателями О.Г.Кононенко и М.С.Дексбахом — их удалось спасти. 8 сентября следующего года в ходе климатических испытаний старта СВВП способом ВКР в Южно-Китайском море упал Як-38 (пилот О.Г.Кононенко) — едва оторвавшись от палубы «Минска» (борто­вой номер 042), самолет неожиданно рез­ко просел и, ударившись колесами шасси об ограничительный брус угловой палубы, по нисходящей траектории рухнул в воду. Попыток катапультироваться пилот не предпринимал, очевидно, пытаясь до по­следнего спасти машину либо потеряв от удара сознание. Корабль застопорил ход, был поднят в воздух дежурный спасатель­ный вертолет, но обнаружить летчика так и не удалось.

Сложившаяся ситуация послужила основанием целой серии исследований, проведенных ЛИИ МАП, включая продувку модели ТАКР проекта 1143 в аэроди­намической трубе ЦАГИ. В итоге, обна­ружилось наличие значительной нерав­номерности воздушного потока над по­летной палубой в осевом и поперечном направлениях. Поэтому, по версии специ­алистов ЦАГИ, торможение ветрового потока на 80 — 90% вполне могло по­влечь за собой резкое снижение подъем­ной силы крыла и потерю скорости само­лета. Комплексная проверка, проведен­ная на «Минске», подтвердила, что в пе­редней части полетной (угловой) палубы ТАКР возникает сильное торможение воз­душного потока, обусловленное отрывно-вихревым обтеканием надводной части корпуса корабля, консольного свеса па­лубы и расположенного перед ним мало­го спонсона. В этой так называемой ре­циркуляционной зоне потери продольной составляющей достигали 60 — 80% от величины полной скорости воздушного потока. Это и стало причиной резкой про­садки СВВП при старте.

В качестве меры обеспечения аэроди­намической совместимости ТАКР и СВВП специалистами ЦАГИ и ЛИИ МАП был разработан комплекс пассивных выравнивающих устройств (ВУ) для спрямле­ния потока. Они представляли собой про­филированный обтекатель и три плоских экрана, способствовавшие ослаблению вихревого потока в приподнятой носовой оконечности корабля. ВУ размещались со стороны левого борта в нос от пусковой установки ЗРК «Оса-М» под углом к ДП корабля.

Установку ВУ на «Минске» (бортовой номер 011) выполнил в 1981 — 1982 го­дах «Дальзавод» (позже такими устрой­ствами, но без обтекателя оснастили и другие ТАКР). Одновременно с этим на «Минске» была изменена форма мало­го спонсона под 30-мм автоматы левого борта, а также конструкция носовой кромки угловой палубы.

По завершении работ в августе 1982 года «Минск» успешно прошел в аквато­рии залива Петра Великого специальные испытания — старт СВВП со всех пози­ций проходил уже без осложнений и ограничений.

С 26 сентября 1982 по 15 февраля 1983 года «Минск» (бортовой номер 025, командир — капитан 1 ранга В.Саможенов) нес боевую службу в Южно-Китай­ском море и Индийском океане с захода­ми в порты Камрань (Вьетнам), Бомбей (Индия) и Аден (Южный Йемен). За это время самолеты совершили 662 старта с палубы корабля, а вертолеты — 516 (в том числе 146 ночных). По итогам 1982 года «Минск» был признан лучшим кораблем ТОФ.

С 27 марта по 24 апреля 1984 года ТАКР (бортовой номер 025) находился на боевой службе в Южно-Китайском море, совершил заход в Камрань. За этот пе­риод СВВП выполнили 56 полетов, вер­толеты — 38, включая пять ночных.

В марте — апреле 1986 года «Минск» (флаг вице-адмирала Н.И.Ясакова) вновь выходил на службу в Южно-Китайское море с заходом в Камрань, где вместе с ВПК «Таллин» принял участие в совмест­ных советско-вьетнамских маневрах. В этом походе во время экстренной отдачи на ходу в связи с падением в море само­лета (пилот Герой Советского Союза пол­ковник Иванов погиб), ТАКР потерял один из своих 10-тонных якорей. Другой якорь был потерян ранее. Взамен корабль по­лучил нештатные 8-тонные якоря.

В период с 4 по 8 июля 1986 года (ка­питан 2 ранга Г.А.Поляков) в сопровож­дении ВПК «Таллин», «Адмирал Спири­донов» и танкера «Аргунь» под флагом командующего Тихоокеанским флотом адмирала В.В.Сидорова посетил с визи­том порт Вонсан (КНДР). В 1986 г. «Минск» был удостоен Приза Главкома ВМФ СССР за ракетную стрельбу.

Всего за период нахождения «Минс­ка» в составе ВМФ СССР с его палубы было выполнено 2390 полетов Як-38 и Як-38М, а также 3166 — вертолетов Ка-25 и Ка-27.

Интенсивная эксплуатация ТАКР при отсутствии тыловой инфраструктуры (ба­зирование на открытых рейдах) отрица­тельно сказалась на техническом состоя­нии корабля. Даже при нахождении в базе на крейсере постоянно работали котлы и генераторы, расходуя их ресурс для обес­печения нормальной жизнедеятельности экипажа (приготовления пищи, обогрева и т.п.). Все время держали под парами и два главных котла (вспомогательные на ТАКР отсутствовали), опреснители, турбогене­раторы и даже ГТЗА. В итоге, корабль при гарантийном сроке эксплуатации 25 лет ис­черпал ресурс гораздо раньше, решить же вопрос с ремонтом так и не удалось. У ВМФ не было средств, а завод в Нико­лаеве был перегружен новыми заказами. Только в 1991 году началась подготовка крейсера (бортовой номер 038) к перехо­ду на ЧСЗ для проведения ставшего уже неотложным среднего ремонта. Главной проблемой являлось обеспечение перехо­да корабля, на котором до 50% главных котлов уже не действовало.

Однако из-за распада СССР эти пла­ны так и не реализовали. 30 мая 1992 года состоялось торжественное прощание ве­теранов «Минска» со своим кораблем. 26 октября ТАКР (бортовой номер 015) под буксирами вышел из бухты Разбойник и

29 октября прибыл к месту консервации в бухту Постовая (Советская Гавань).

30 июня 1993 года его разоружили и исклю­чили из состава ВМФ; 31 августа состо­ялся торжественный спуск флага. Экипаж «Минска» был расформирован, а сам ко­рабль после двухлетнего отстоя продали за 4,583 млн долларов южнокорейской фирме «Yang Distribution Co» на слом. По сообщению ряда источников, сделка про­исходила в спешке и с явными наруше­ниями — вопреки всем правилам, с ко­рабля не полностью демонтировали во­оружение и даже некоторые спецблоки. 20 октября 1995 года крейсер был уве­ден в Пусан (Южная Корея).

Однако на этом история корабля не завершилась. В 1998 году «Минск» за 5 млн долларов перепродали китайской компании «Minsk Aircraft Carrier Industry Company». После проведения комплек­са реставрационных работ, включая окраску, оборудование ряда выставочных помещений и установку макетов самоле­тов и вертолетов, с 27 сентября 2000 года корабль используется в качестве музея и развлекательного центра в пор­ту Шэньчжэнь (район Гонконга). На тор­жествах по случаю открытия центра присутствовали гости из России, в том чис­ле бывший первый командир крейсера контр-адмирал в отставке В.А.Гокинаев, космонавт Ю.Романенко, начальник Цен­трального военно-морского музея Е.Н.Кор­чагин, представитель правительства Москвы Ю.Егоров. В период открытия на крейсере прошли концерты ансамбля из Минска, действовала выставка «Флот СССР в период с 1941 по 1991 год», а также экспозиция, посвященная дости­жениям советской космонавтики.

Вход на крейсер, стоящий к причалу пра­вым бортом, организован по стационарно­му трапу с берега через понтонный мост. По воспоминаниям Гокинаева, внешне ко­рабль выглядит хорошо — выкрашен, на пусковых установках размещены макеты ракет и реактивных глубинных бомб. Антен­на РЛС «Восход» постоянно (днем и ночью) вращается, полетная палуба разлинована и отмаркирована, на ней стоят макеты са­молета и вертолета — правда, армейского образца. На уровне второй палубы по ле­вому борту восстановлены кают-компания офицерского состава и столовая личного состава, которые используются по назна­чению — там посетителям подают блюда китайской кухни. В ангаре установлены «американские горки», открыты магазины, бары и концертный зал. Приведены в пер­воначальный вид каюты офицеров, душе­вая, зал заседаний, два матросских кубри­ка, носовой погреб запасных ракет главно­го ударного комплекса с макетами крыла­тых ракет — для его обозрения в перебор­ке сделан вырез. В ночное время «Минск» иллюминирован. Входной билет стоит при­мерно 10 долларов США. Китайцы вложи­ли в переоборудование и ремонт корабля 50 млн долларов, но затраты окупаются быстро: только за один день — 27 сентяб­ря — крейсер посетило 10 тыс. человек.

На борту корабля сохраняется его последний бортовой номер — 015. Инте­ресное совпадение: именно под таким же номером 17 апреля 1978 года «Минск» впервые отошел от заводского причала...