Оценка проекта

 

Говоря о тяжелых авианесущих крей­серах проекта 1143 и его производных, 11433 и 11434, важно принять во внима­ние цель создания кораблей и соответ­ствие их решаемым задачам. С этой точ­ки зрения корабли можно назвать дос­таточно удачными для своего времени, простыми в эксплуатации и достаточно надежными. По отзывам моряков, ТАКР обладали хорошей мореходностью и управляемостью. Отмечается также удоб­ство в эксплуатации, более комфортные, чем на ПКР пр. 1123, условия размеще­ния личного состава. Правда, несиммет­ричный корпус, наличие спонсона при определенных условиях снижали манев­ренность, но если подобное и происхо­дило, то при достаточно сильном ветре и ходе менее 5 узлов. А для кораблей большого водоизмещения плохая манев­ренность на малых скоростях, да еще при отсутствии подруливающего устрой­ства практически неизбежна.

Безусловно, появление в составе со­ветского ВМФ авианосных кораблей ста­ло важным этапом его развития. Эти ко­рабли обеспечивали боевую устойчи­вость разнородных соединений флота в удаленных районах океана и выводили их возможности на качественно новый уровень. И справедливым будет отме­тить, что именно опыт эксплуатации ТАКР позволил по-новому взглянуть на роль корабельной авиации.

Конечно, сами самолеты корабельного базирования оставались несовершенны­ми и далеко не соответствовали предъяв­лявшимся к ним требованиям, а отече­ственная авиапромышленность оказалась не в состоянии предложить ничего лучше­го. Поэтому шансов у Як-38 и Як-38М на победу в воздушном бою с самолетами ДРЛО, имеющими сильное истребитель­ное прикрытие, было немного. В свою оче­редь, так и остались нереализованными планы создания в СССР более совершен­ных СВВП, следствием чего стало значи­тельное снижение боевой эффективнос­ти кораблей, прежде всего «Новороссийс­ка» и «Баку», изначально рассчитанных на базирование самолетов Як-41 (Як-141).

Существует достаточно распространен­ное мнение о том, что ТАКР проекта 1143 так и не смогли стать полноценными авиа­носцами в классическом понимании этого термина. Но если вспомнить историю их создания, то они и не замышлялись в по­добном качестве. Да и самолетная состав­ляющая ударного потенциала ТАКР не шла ни в какое сравнение с возможностя­ми их главного ракетного комплекса.

Неправомерно и сопоставление ТАКРов с классическими авианосцами запад­ных флотов: при внешнем сходстве создавались они для решения различ­ных задач. Ведь в составе ряда зарубеж­ных ВМС имеются и корабли-носители СВВП — они предназначены для выпол­нения присущих только им целей и никому не приходит в голову сравнивать их, скажем, с американскими авианосцами. И если в нашей стране поспешили похо­ронить «вертикалки», на Западе рассу­дили иначе, и исследования в области создания перспективных СУВВП там продолжают, затрачивая на это много­миллионные суммы. Результатом стало появление в 2001 году первых машин программы JSF (Joint Strike Fighter), ко­торые должны поступить на вооружение ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также Великобритании и ряда других стран. Причем эти самолеты за­частую предназначены для замены не только «харриеров», но и сразу несколь­ких типов устаревающих машин класси­ческой аэродинамической схемы!

Что же касается возможностей реше­ния основной задачи — уничтожения про­тиволодочных (надводных, подводных и воздушных) сил противника в случае во­енного конфликта — здесь ТАКРы соот­ветствовали своему предназначению очень недолго. Пока они строились на единственном в СССР специализирован­ном предприятии, наш противник по «хо­лодной войне» не сидел сложа руки — его средства противодействия во многом опе­режали ударные возможности советско­го флота. Не секрет, что со временем на Западе научились перехватывать уже выпущенные по надводным целям «ба­зальты» даже палубными истребителями, так что увеличение числа ракет в залпе с 8 до 12 на четвертом авианосном крей­сере проблемы уже не решало.

К тому же, если говорить об универ­сальности, «Киев» и «Минск» просто не могли использоваться в ином качестве, чем это было предусмотрено ТТЗ при проектировании. Так, они не годились для высадки десанта, скажем, в ходе осу­ществления миротворческих операций под эгидой ООН — транспортные верто­леты не могли бы стартовать с их палуб из-за невозможности запустить двигате­ли (такая возможность появилась толь­ко на «Новороссийске» и «Баку»), да и сам десант разместить на борту было попросту негде — отсутствовали необхо­димые для этого помещения, а также запасы провизии.

И все же авианосные крейсера про­ектов 1143, 11433 и 11434 в целом сле­дует оценить положительно — для свое­го времени они были принципиально новыми кораблями, резко поднявшими престиж нашего флота в глазах всего мира. А модернизация «Адмирала Горш­кова» и переоборудование его в клас­сический авианосец лишний раз свиде­тельствуют в пользу проекта, заложен­ных в нем резервов и возможностей. Наконец, именно проект 11434 был по­ложен в основу следующих разработок Невского ПКБ, прежде всего ТАКР «Ад­мирал Кузнецов», несущего самолеты классической аэродинамической схемы и ставшего первым настоящим авианос­цем отечественного ВМФ.