Первые эсминцы Кригсмарине

 

Летним днем 21 июня 1919 года германс­кие корабли, открыв кингстоны, опустились на дно Скапа-Флоу, положив конец кайзеров­скому флоту. Версальский договор разрешал Германии сохранить 6 старых броненосцев, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и мино­носцев (плюс по 4 в резерве). Остатки было­го могущества —так называемые «эсминцы» типа V-1, самый «молодой» из которых был построен в 1913 году, — вошли в состав Рейхе-марине. Для них устанавливался предель­ный срок службы в 15 лет, а водоизмещение кораблей, построенных на замену, не долж­но было превышать 800 т.

Первой крупной серией боевых кораб­лей, созданных в промежутке между миро­выми войнами, стала дюжина миноносцев типов «Мёве» и «Вольф». При водоизме­щении порядка 800 — 1000 т они оснаща­лись двухвальной паротурбинной силовой установкой, развивали скорость 33 — 34 уз. и вооружались тремя 105-мм орудиями и шестью торпедными аппаратами. Разуме­ется, о соперничестве с современными за­рубежными кораблями не могло быть и речи. Командование Рейхсмарине осозна­вало, что версальские ограничения явля­ются удавкой на шее флота, и в феврале 1933 года пошло на отчаянный шаг—на­чать проектирование полноценных эскад­ренных миноносцев, запланировав заклад­ку четырех единиц на начало 1934 года.

Основные требования к будущим кораб­лям, сформулированные германским воен­но-морским руководством, отражали его взгляды, оформившиеся еще в конце Пер­вой мировой войны. Отдавая себе отчет в невозможности добиться количественного превосходства над вероятным противником, немецкие адмиралы решили сделать став­ку на качественные параметры. Перед кон­структорами была поставлена задача со­здать эсминец, способный конкурировать с зарубежными кораблями аналогичного клас­са по скорости и огневой мощи. В противо­положность традиции кайзеровского флота, артиллерийскому вооружению отводилась главенствующая роль, даже в ущерб торпед­ному. Дополнительными требованиями были максимально возможная прочность корпуса; хорошие мореходные качества; высокая скорость экономического хода и значительная дальность плавания.

Длительный перерыв в строительстве кораблей этого класса привел к отставанию немецких кораблестроителей от своих за­рубежных коллег. Закономерно, что первый законченный эскизный проект являлся не более чем модернизированным минонос­цем типа «Мёве» с доведенным до 1100 т водоизмещением.

В 1932 году появились еще два вариан­та, разработанных фирмами «Шихау» и «Штеттинер Вулкан». Первый представлял собой корабль водоизмещением 1100 т, со скоростью 35 уз., вооруженный тремя 127-мм орудиями, двумя 37-мм, двумя 20-мм автоматами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Из-за скромности характеристик командование флота его сра­зу же отклонило. Во втором варианте водо­измещение достигало 1500 т (предел для эс­минцев, установленный Лондонским догово­ром 1930 г.), скорость составляла 38 уз., а вооружение состояло из четырех 127-мм орудий, двух 37-мм, двух 20-мм автоматов и двух трехтрубных торпедных аппаратов. 9 марта 1933 года проект «Вулкана» был представлен на рассмотрение главнокоман­дующему ВМС адмиралу Э.Редеру и также не встретил одобрения. В начале мая глав­ком распорядился довести число орудий главного калибра до пяти и сделать торпед­ные аппараты четырехтрубными. Дальность плавания в 2200 миль 19-узловым ходом оценивалась экспертами как недостаточная; было высказано требование довести ее до 3000 миль. Это заставило пойти на ряд сме­лых (если не сказать авантюрных) нововве­дений, в частности, применить на кораблях высоконапорные котлы с меньшими, по сравнению с обычными, размерами и боль­шим КПД. Тем не менее водоизмещение до­стигло величины 1850 т — предела, установ­ленного Лондонским договором для лиде­ров флотилий. Фактически и в это водоизмещение уложиться не удалось, и в конечном итоге к началу Второй мировой войны немецкие эсминцы оказались самы­ми крупными кораблями своего класса, бу­дучи сопоставимыми по размерам с фран­цузскими лидерами.

Дальнейшие работы велись конструкто­рами частных предприятий. 7 сентября 1933 года на рассмотрение командования флотом было представлено четыре эскиз­ных проекта фирм «Шихау», «Вулкан», «Дешимаг» и «Дойче Верке» (кодовые обозна­чения SK21 — SK24 соответственно). Наи­более оригинальным стал проект «Шихау» с гладкопалубным корпусом и мощным во­оружением из пяти 127-мм орудий в двух спаренных и одной одинарной установках, шести 37-мм, пяти 20-мм автоматов и двух четырехтрубных торпедных аппаратов. Проект фирмы «Вулкан» разрабатывался на основе суперэсминца периода Первой мировой войны и унаследовал его значи­тельные размерения (128,5x11,5x4,2 м), невысокий полубак и массивные трубы. Артиллерийское вооружение включало че­тыре орудия калибра 127 или 150 мм. В итоге лучшим признали проект фирмы «Дойче Верке», на основе которого и ве­лась проработка окончательного варианта, получившего обозначение «тип 1934» (Обозначение проектов в Германии велось в соответ­ствии с годами их разработки, причем варианты «тип 1934» и «тип 34» были абсолютно идентичны).

Все конструкторские работы завершили к весне 1934 года. 1 апреля последовало решение о начале строительства четырех эсминцев (Z-1—Z-4), предназначенных для замены кораблей, числившихся в ре­зерве. Контракт на постройку был заклю­чен с «Дойче Верке» 7 июля. Спустя три месяца в Киле заложили головной корабль. До конца года одобрили строительство еще 12 единиц. Заказы на них распределились между верфями «Дешимаг» (2-5— Z-8), «Германиаверфт» (Z-9 — Z-13) и «Блом унд Фосс» (Z-14 — Z-16). Поскольку в их конст­рукцию внесли некоторые изменения, они были отнесены к типу 34А. На самом же деле каждая верфь допускала те или иные отклонения от базового проекта, поэтому эсминцы всех четырех групп различались водоизмещением, конструкцией силовой установки и деталями внешнего вида.

При закладке корабли получили тради­ционные для германского флота литерно-цифровые обозначения (Z от немецкого «Zerstorer» — эсминец), но уже в ходе стро­ительства им присвоили имена в честь мор­ских командиров времен Первой мировой войны. За пределами Германии эсминцы типов 34 и 34А известны по названию го­ловного как корабли типа «Маасе» (попут­но заметим, что в официальных докумен­тах для обозначения этих кораблей приме­нялись только именные названия, тогда как в литературе наравне с ними используют­ся и номерные).

Приступая к строительству эсминцев типа 34, германское военно-морское руководство нарушало условия версальских ог­раничений. Однако их отмена была факти­чески узаконена подписанием 18 июня 1935 го­да англо-германского морского соглаше­ния. Последнее определило суммарный тон­наж немецких миноносных сил в 52,5 тыс. т, что было примерно в 5 раз больше версаль­ских норм. Обратной стороной медали ста­ло принятие Германией условий Лондонс­кого договора 1930 года. Пока еще не без­различное к своей репутации в глазах мировой общественности, немецкое воен­но-морское руководство официально декла­рировало стандартное водоизмещение эс­минцев типа 34/34А величиной 1625 т, а шести следующих (типа 36) — 1811 т. Хотя эти цифры плохо увязывались с внушитель­ными размерами кораблей и их высокой на­сыщенностью отнюдь не легковесным воо­ружением, неприятных вопросов ни от анг­личан, ни от французов не последовало. Любопытно, что фальсифицированные данные этих кораблей встречаются не толь­ко в довоенных справочниках, но и в кни­гах, изданных после окончания Второй ми­ровой. Условия контракта отводили пред­приятиям-строителям два года на постройку головного эсминца, остальные должны были сдаваться флоту с интерва­лом в один месяц. Но поскольку вторая по­ловина 1930-х годов характеризовалась массовым обновлением германского фло­та, верфи оказались перегружены другими заказами. В отведенные временные рамки уложились только «Дойче Верке» и «Дешимаг», на которых строительство одного эс­минца занимало не более 29 месяцев; «Блом унд Фосс» строила свои корабли 33 — 36 месяцев, а «Германиаверфт», где одновременно велись работы на тяжелом крейсере «Принц Ойген», шести эскортных кораблях и 25 подводных лодках, сорвала все сроки, затратив от 40 до 46 месяцев на корабль. В результате «Эрих Кёлльнер», за­ложенный в октябре 1935 года, вошел в со­став флота лишь за несколько дней до на­чала войны. Стоимость одного корабля ко­лебалась между 12,6 млн. рейхсмарок у «Дешимага» и 14,1 млн. у «Блом унд Фосс». Пока верфи разворачивали работы на «маассах», усилия конструкторов сосредо­точились на новых кораблях типа 1936,

строительство которых было инициирова­но программой 1935 года. Хотя разработку их проекта закончили до начала испытаний эсминцев типа 34, в него успели внести из­менения, призванные устранить ряд оче­видных недостатков предшественников. В первую очередь улучшались мореходные качества. Контракт на постройку шести еди­ниц (Z-17 — Z-22) был заключен с концер­ном «Дешимаг» 6 января 1936 года. Сто­имость постройки всей серии составила 77,248 млн. рейхсмарок. В сентябре зало­жили головной «Дитер фон Рёдер», и его имя дало неофициальное название для всей серии. Строительство велось поисти­не ударными темпами: «Карл Гальстер» и «Вильгельм Хайдкамп» были сданы флоту спустя 18 месяцев после закладки. К нача­лу войны в строю находилось четыре ко­рабля данного типа, два последних присо­единились к ним до конца 1939 года.

 

Эсминцы типа «Леберехт Маасс»

 

Корабль

Строитель*

Стапельный номер

Заказан

Заложен

Спущен на воду

Введен встрой

Бортовой номер**

Тип 1934

 

 

 

 

 

 

 

Z-1 "Leberecht Maass"

DW

K242

7.7.1934

10.10.1934

18.8.1935

14.1.1937

Z-2 "Georg Thiele"

DW

K243

7.7.1934

25.10.1934

18.8.1935

27.2.1937

13

Z-3 "Max Schultz"

DW

K244

7.7.1934

2.1.1935

30.11.1935

8.4.1937

12

Z-4 "Richard Beitzen"

DW

K245

7.7.1934

7.1.1935

30.11.1935

13.5.1937

11

Тип 1934А

 

 

 

 

 

 

 

Z-5 "Paul Jacobi"

Desch.

W899

9.1.1935

15.7.1935

24.3.1936

29.6.1937

21

Z-6 "Theodor Riedel"

Desch.

W900

9.1.1935

18.7.1935

22.4.1936

2.7.1937

22

Z-7 "Hermann Schoemann"

Desch.

W901

9.1.1935

7.9.1935

16.7.1936

9.9.1937

23

Z-8 "Bruno Heinemann"

Desch.

W902

9.1.1935

14.1.1936

15.9.1936

8.1.1938

63

Z-9 "Wolfgang Zenker"

Gw

G535

4.8.1934

22.3.1935

27.3.1936

2.7.1938

61

Z-10 "Hans Lody"

Gw

G536

4.8.1934

1.4.1935

14.5.1936

13.9.1938

82

Z-11 "Bernd von Arnim"

Gw

G537

4.8.1934

26.4.1935

8.7.1936

6.12.1938

81

Z-12 "Erich Giese"

Gw

G538

4.8.1934

3.5.1935

12.3.1937

4.3.1939

62

Z-13 "Erich Koellner"

Gw

G539

10.11.1934

12.10.1935

18.3.1937

28.8.1939

83

Z-14 "Friedrich Ihn"

BuV

B503

19.1.1935

30.5.1935

15.11.1936

6.4.1938

33

Z-15 "Erich Steinbrinck"

BuV

B504

19.1.1935

30.5.1935

24.9.1936

31.5.1938

31

Z-16 "Friedrich Eckoldt"

BuV

B505

19.1.1935

4.11.1935

21.3.1937

28.7.1938

32

Тип 1936

 

 

 

 

 

 

 

Z-17 "Diether von Roeder"

Desch.

W920

6.1.1936

9.9.1936

19.8.1937

29.8.1938

51

Z-18 "Hans Ludemann"

Desch.

W921

6.1.1936

9.9.1936

1.12.1937

8.10.1938

53

Z-19 "Hermann Kilnne"

Desch.

W922

6.1.1936

5.10.1936

22.12.1937

12.1.1939

52

Z-20 "Karl Galster"

Desch.

W923

6.1.1936

14.9.1937

15.6.1938

21.3.1939

42

Z-21 "Wilhelm Heidkamp"

Desch.

W924

6.1.1936

15.12.1937

20.8.1938

20.6.1939

43

Z-22 "Anton Schmitt"

Desch.

W925

6.1.1936

3.1.1938

20.9.1938

24.9.1939

41

* DW — "Deutsche Werke" (Киль); Desch. — "Deschimag A.G." (Бремен); Gw — "Germaniawerft" (Киль); BuV — "Blohm und Voss" (Гамбург).

 ** Бортовые номера приведены по состоянию на сентябрь 1939 г.

 

Список «прототипов» названий эсминцев

 

Леберехт Маасс (Z-1) - контр-адмирал, командующий Разведывательными силами, погиб 28.8.14 в бою у Гельголанда на крейсере "Кёльн".

Георг Тиле (Z-2) - корветтен-капитан, командир 7-й полуфлотилии миноносцев, погиб 17.10.14 на "S-119", потопленном британским крейсером "Андаунтед" у берегов Англии.

Макс Шульц (Z-3) - корветтен-капитан, командир 6-й флотилии миноносцев, погиб 23.1.17 на "V-69" в бою с британскими крейсерами у р. Маас.

Рихард Байтцен (Z-4) - капитан-лейтенант, командир 14-й флотилии миноносцев, погиб 30.3.18 на "G-87", подорвавшемся на мине в Северном море при попытке спасения экипажей "G-93" и "G-94".

Пауль Якоби (Z-5) - корветтен-капитан, командир 8-й флотилии миноносцев, погиб 12.2.15 на "V-25", подорвавшемся на мине у банки Амрум.

Теодор Ридель (Z-6) - корветтен-капитан, командир 6-й полуфлотилии миноносцев, погиб на "S-54" в Ютландском бою.

Герман Шёман (Z-7) - капитан-лейтенант, командир Фландрской флотилии миноносцев, погиб 1.5.15 на "А-2", потопленном британским эсминцем "Лэфори" у Дувра.

Бруно Хайнеман (Z-8) - капитан-лейтенант, старший офицер линкора "Кёниг", убит матросами во время восстания в Киле 5.11.18.

Вольфганг Ценкер (Z-9) - лейтенант линкора "Кёниг", убит матросами во время восстания в Киле 5.11.18.

Ганс Лоди (Z-10) - обер-лейтенант, офицер германской военно-морской разведки, арестован англичанами в Ирландии, расстрелян в Лондоне 6.11.14.

Бернд фон Арним (Z-11) - капитан-лейтенант, командир "G-42", погиб 21.4.17 со своим кораблем, потопленным британскими лидерами "Броук" и "Свифт" у Дувра.

Эрих Гизе (Z-12) - капитан-лейтенант, командир "S-20", погиб 5.6.17 со своим кораблем, потопленным британским крейсером "Сентаур" у Гарвича.

Эрих Кёлльнер (Z-13) - капитан-лейтенант, командир 8-й флотилии тральщиков, погиб 20.4.18 на "М-64", подорвавшемся на мине у Терсхеллинга при попытке спасения команды другого корабля.

Фридрих Ин (Z-14) - капитан-лейтенант, командир "S-35", погиб со своим кораблем в Ютландском бою.

Эрих Штайнбринк (Z-15) - капитан-лейтенант, командир "V-29", погиб со своим кораблем в Ютландском бою.

Фридрих Экольдт (Z-16) - капитан-лейтенант, командир "V-48", погиб со своим кораблем в Ютландском бою.

Дитер фон Рёдер (Z-17) - капитан-лейтенант, командир 13-й полуфлотилии миноносцев, погиб 11.7.18 на "S-62", подорвавшемся на мине при попытке спасения команды "S-66".

Ганс Людеман (Z-18) - главный флотский механик, погиб 14.5.13 при взрыве котла на миноносце "S-148".

Герман Кюнне (Z-19) - матрос, погиб 23.4.18 при отражении британского десанта в Зеебрюгге.

Карл Гальстер (Z-20) - капитан-лейтенант, командир "S-22", погиб 26.3.18 со своим кораблем, подорвавшемся на мине у Терсхеллинга.

Вильгельм Хайдкамп (Z-21) - обермаат с линейного крейсера "Зейдлиц"; во время боя у Доггер-банки под огнем устранил повреждения 280-мм башенной установки.

Антон Шмитт (Z-22) - боцманмаат, командир орудия крейсера "Фрауэнлоб"; в Ютландском бою продолжал вести огонь вплоть до гибели корабля.

 

ТТХ эсминцев

 

 

Тип 34 и 34А*

Тип 36

Водоизмещение, т: стандартное/полное

2232/3156 (Z-1—Z-4)

2171/3110 (Z-5—Z-8)

2270/3190 (Z-9 — Z-13)

2239/3165 (Z-14 — Z-16)

2411 /3415

Размеренна, м:

 

 

длина наибольшая

119                        121

123**

длина между перпендикулярами

114                        116

120

Ширина

11,3                       11,3

11,8

осадка нормальная / в полном грузу

3,8/4,3                   3,8/4,3

3,8/4,3

высота борта на миделе

6,4                         6,4

6,6

Энергетическая установка:

 

 

число и тип котлов

6 Вагнера             6 Бенсона

6 Вагнера

давление пара, кг/см2

70                          110

70

температура пара, °С

460                        510

460

число валов и тип ТЗА

2 Вагнера             2 Вагнера

2 Вагнера

мощность, л. с.

70 000                   70 000

70000

мощность электрогенераторов, кВт

550                        550

600

Скорость, узлов

38                          38

38

Запас топлива максимальный, т

770                        670

787

Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) ***

1900(19)               1530(19)

2020 (19)

Вооружение:

 

 

число установок х стволов — калибр, мм (запас снарядов на орудие):

 

 

5x1 — 127(120)

2x2 — 37(2000)

6x1 —20(2000)

5x1 — 127(120)

2x2 — 37 (2000)

6x1—20(2000)

торпедные аппараты х трубы — калибр, мм

2x4 — 533

2x4 — 533

глубинные бомбы

18

18

Мины

60

60

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)

325 (10)

323 (10)

Примечания:

* В левой колонке приведены данные эсминцев Z-1 — Z-8 с котлами Вагнера, в правой — Z-9 — Z-16 с котлами Бенсона.

** У эсминцев Z-20 — Z-22 с "атлантическим" форштевнем наибольшая длина составляла 125 м.

*** Дальность плавания приводится по данным М. Уитли. Согласно справочнику Э. Тренера, дальность плавания эсминцев с котлами Бенсона составляла 2680 — 2760 миль.