Компоновка и конструкция корпуса

 

Корабли типа 34 стали первыми полно­ценными эсминцами, спроектированными и построенными в Германии после почти двадцатилетнего перерыва. Нарушение преемственности, столь характерное для советского кораблестроения того времени, имело место и здесь, хотя и в силу иных причин и не в таких масштабах. Неудиви­тельно, что в конструкции «маассов» новей­шие технические решения сочетались с изрядно устаревшими.

Как отмечал еще в 1937 году обозрева­тель журнала «The Navy» Оскар Парке, «но­вые немецкие эсминцы являлись комбина­цией «Мёве» с французскими лидерами типа «Фантаск». На самом деле у после­дних было заимствовано только располо­жение артиллерии, тогда как во внутреннем устройстве, силуэте и форме корпуса за­метны характерные «тевтонские» черты. Корпуса эсминцев — без седловатости, с большим удлинением: отношение длины к ширине составляло более 10,5; отношение длины к высоте борта (от киля до верхней палубы) на миделе — около 18. Примерно 40% длины корпуса занимал полубак. Вы­сота надводного борта по форштевню не превышала 5 м, что вкупе с небольшим развалом носовых шпангоутов и неудачной формой якорных клюзов приводило к боль­шому брызгообразованию и заливаемости. Форштевень был почти вертикальным, сверху слегка закругленным; корма — тран­цевая, закругленная, с характерным для не­мецких кораблей тоннельным образовани­ем в подводной части. Полубак на первых четырех кораблях первоначально не имел подъема к форштевню, но в 1938 году его переделали, остальные корабли изначаль­но строились с подъемом. На Z-9 — Z-16 форму носовой части слегка модифициро­вали для улучшения мореходности, из-за чего длина увеличилась на 2 м.

Интересной особенностью конструкции корпуса стал так называемый «staukeil» («водяной клин»), представляющий собой наделку в подводной части в районе вин­тов для создания на полном ходу подъем­ной силы, выталкивающей корму из воды и препятствующей тем самым ее залива­нию. Однако на практике это приводило к зарыванию в волну носовой части, ухудше­нию управляемости и рысканью по курсу. Другой проблемой оказалось повышенное напряжение металла в районе кормового подзора, возникавшее практически при любых режимах хода. В итоге «водяной клин» пришлось сначала уменьшить, а впоследствии ликвидировать.

Германские верфи успели приобрести большой опыт сварочных работ, благодаря чему корпуса эсминцев изготавливались цельносварными. Использовалась судо­строительная сталь марки St-52 с преде­лом прочности на разрыв 52 — 61 кг/мм2. Толщина бортовой обшивки равнялась 6 — 11 мм, а палубной доходила до 13 мм, что позволяло ей противостоять пулеметному обстрелу с воздуха. Применялась попереч­ная система набора. Шпация составляла 1,5 м, уменьшаясь к носу до 1 м, а в районе крайних носового и кормового отсеков — до 0,5 м. Палуба полубака опиралась на 12 продольных стрингеров, у главной палубы они располагались с интервалом в 0,4 м. Эсминцы имели единственную непрерыв­ную палубу — верхнюю; нижняя проходила лишь в оконечностях. Все палубы были во­донепроницаемыми.

Второе дно шло в районе машинно-ко­тельных отделений, на 47% длины кораб­ля. Междудонное пространство имело вы­соту 1,1 м и использовалось для хранения топлива, масла, питьевой и котельной воды. Хотя второе дно повышало общую прочность корпуса и способствовало сохра­нению плавучести при навигационных ава­риях, скопление машинных масел и льняных отходов в пустых отсеках второго дна повышало пожароопасность. Так, при стол­кновении эсминцев Z-32 и Z-37 в январе 1944 года на последнем возник пожар, ох­вативший 5 — 6 отсеков.

Водонепроницаемые переборки делили корпус на 15 отсеков, нумерация которых в германском флоте традиционно велась от кормы в нос, причем ахтерпик фактически являлся 16-м отсеком. Все переборки доходили до верхней палубы, а в носовой ча­сти— до палубы полубака. В I отсеке на нижней палубе располагался кубрик, под ним — рулевая машина с ручным штурва­лом; II и III отсеки занимались помещения­ми унтер-офицеров и офицерскими каюта­ми, под которыми находились погреба бо­езапаса. В отсеках носовой части (XI XIV) на главной и нижней палубах размещались кубрики команды, на платформе — погре­ба главного калибра, холодильник для про­визии и цепной ящик. Форпик использовал­ся для хранения боцманского имущества.

Весьма оригинальной была компоновка энергетической установки, характерная только для германского флота и нигде бо­лее не применявшаяся. Машинные отделе­ния занимали отсеки IV и VI, котельные — VII, IX и X. Находящиеся между ними отсе­ки V (вспомогательные механизмы, гиро­компас, погреба зенитных автоматов, за­рядная аккумуляторов и торпедная комп­рессорная станция) и VIII (вспомогательный котел, дизель-генераторы и трансформа­торная) выполняли роль своеобразных коффердамов, что улучшало живучесть по сравнению с обычной линейной схемой расположения МКО. Преимуществом же данной схемы, в сравнении с эшелонной, являлась меньшая длина валопровода но­совой машины.

Силуэт эсминцев формировался двумя массивными дымовыми трубами с козырь­ками и тремя надстройками. В носовой на нижнем ярусе располагались канцелярия, шифровальная и радиорубки, на втором — помещение снарядных элеваторов, ходо­вая и штурманская рубки. В кормовой над­стройке размещались каюта командира корабля и офицерская кают-компания, а на шельтердеке между орудиями — помеще­ние элеваторов, служившее одновременно каютой коков и вестовых. От среза полуба­ка к кормовой надстройке тянулся своеоб­разный «пьедестал» высотой около 1 м; на нем устанавливались торпедные аппараты и средняя надстройка с асимметричной платформой 37-мм автоматов.

Эскадренные миноносцы типа 1936 име­ли аналогичное внутреннее расположение и отличались только формой корпуса и си­луэтом. За счет уменьшения высоты труб и облегчения средней надстройки снизился верхний вес, да и визуально новые корабли выглядели более «приземисто». Удлинение носовой части, увеличение ширины корпу­са и развала носовых шпангоутов суще­ственно улучшили мореходность — особен­но у трех последних эсминцев (Z-20 — Z-22), которые оснастили клиперным или, как его называли в Германии, «атлантическим» форштевнем. Одновременно была усиле­на конструкция корпуса, что позволило из­бежать работ по его подкреплению в ходе службы.

 

Распределение весовых нагрузок (в % к стандартному водоизмещению)

 

тип 34

тип 36

Корпус

32,4

34,7

Силовая установка

30,1

33,1

Вспомогательные механизмы

7,6

6,5

Вооружение

8,7

8,1

Оборудование

4,7

4,5

Питьевая вода

1,9

1,6

Вода для котлов

2,8

2,8

Топливо

11,8

8,7