Судовые системы и оборудование

 

Весьма прогрессивным было электро­оборудование немецких эсминцев, рабо­тавшее на переменном токе напряжением 220 В. В каждом из машинных отделений находилось по турбогенератору мощностью 200 кВт. Для питания корабля при отклю­ченных котлах на «маассах» имелось три дизель-генератора, располагавшихся в от­дельном отсеке. Два из них — мощностью 60 кВт, один — 30 кВт (на Z-9 — Z-16 все три по 50 кВт). Общая мощность электростан­ции достигала 550 кВт (для сравнения: у новейших британских эсминцев типа «Трайбл» — 190 кВт, у советских «семе­рок» — 150 — 200 кВт, у построенных пятью годами позже американских «флетчеров» — 680 кВт). Суммарная мощность электростан­ции на эсминцах типа «Рёдер» была повы­шена за счет установки более мощных ди­зель-генераторов (два — по 80 кВт, один — 40 кВт). В состав электропотребителей вхо­дили все палубные механизмы и часть вспомогательных механизмов.

Эсминцы типа «Маасе» имели по два прожектора: 90-см боевой устанавливал­ся на площадке на средней надстройке, 60-см сигнальный — на площадке фок-мач­ты. «Рёдеры» (кроме двух последних) не­сли дополнительный 60-см прожектор по­зади носового дальномера. В ходе службы расположение прожекторов неоднократно менялось, к концу войны они исчезли с большинства кораблей.

Водоотливные средства включали спе­циальные отливные помпы, а при необходимости к основной магистрали могли под­ключаться циркуляционные насосы. Сум­марная производительность составляла 2100 т/ч, что считалось большой величи­ной, но, как показал боевой опыт, отнюдь не лишней.

Эсминцы обоих типов оснащались од­ним балансирным рулем. Максимальный угол перекладки составлял 40' на каждый борт. Рулевых постов было два — основ­ной в ходовой рубке и запасной на сред­ней надстройке. Рациональные немцы от­казались от традиционных штурвалов — их функцию выполнял поперечный клавишный переключатель, нажимая на один из кон­цов которого рулевой замыкал цепь элект­рической рулевой машины, и руль перекла­дывался в соответствующую сторону. Ава­рийное управление могло осуществляться из румпельного отделения с помощью руч­ного штурвала. Эсминцы оснащались гиро­компасами системы «Аншютц», репитеры которых устанавливались на мостике, в ходовой рубке и в постах управления огнем. Магнитные компасы, в противоположность британской практике, играли роль вспомо­гательных.

По проекту эсминцы должны были обо­рудоваться пассивными успокоителями кач­ки по типу цистерн Фрама, состоявшими из двух цистерн с водой, переливанием кото­рой управляла гиросистема. Установить их успели только на нескольких кораблях. Низ­кая эффективность успокоителей, показан­ная на испытаниях, заставила отказаться от них в пользу обычных скуловых килей, правда, на Z-20 последние так и не были установлены.

Шлюпочное вооружение «маассов» включало в себя два моторных катера, греб­ной катер и шлюпку-тузик. На «рёдерах» имелось два моторных катера, вельбот и полубарказ. В военное время эсминцы обо­рудовались дополнительными спасатель­ными плотиками характерной квадратной формы. Они крепились на надстройках, обвесах мостиков, торпедных аппаратах и щитах орудий.