Мореходность, остойчивость, управляемость

 

Мореходные качества эскадренных ми­ноносцев типа 34 однозначно оценива­лись отрицательно. Из-за небольшой вы­соты надводного борта, неудачной фор­мы носовых обводов и массивной надстройки в свежую погоду «маассы» не всходили на волну, а прорезали ее и за­рывались носом. Даже при небольшом волнении весь бак, вплоть до орудия № 1, оказывался под водой, а хождение по верхней палубе было связно с риском для жизни. Чтобы уменьшить забрызгивание носовой части, на «Георге Тиле» устано­вили брызгоотбойники, проходившие вдоль полубака на уровне верхней палу­бы от якорных клюзов до орудия № 2. Они себя не оправдали, и к началу войны их демонтировали, но в 1944— 1945 годах в ходе ремонта аналогичным образом был оборудован «Ганс Поди».

Остойчивость «маассов» оставляла же­лать лучшего. Вследствие значительного «верхнего» веса и тяжелого корпуса метацентрическая высота при полном водоизме­щении равнялась всего 0,79 м, а при поло­винной нагрузке уменьшалась до 0,6 м. Уве­личение водоизмещения и ширины кораблей следующей серии благоприятно отразилось на остойчивости. Замеры голов­ного «Дитер фон Рёдер» показали метацентрическую высоту 0,95 м при полном водо­измещении и 0,75 м при стандартном. Бор­товая качка оценивалась как вполне умеренная. Маневренность была невысо­кой. Диаметр циркуляции на скорости 21,4 уз. составлял 580 м (4,83 длины корпуса), на скорости 35 уз. — 855 м (7,1 длины кор­пуса). При резкой перекладке руля возни­кал дифферент на нос. В 1938 — 1939 го­дах на «Германе Шёмане» для улучшения управляемости удлинили дейдвуды, но ощу­тимых результатов это не принесло. Зато у эсминцев типа 36 за счет увеличения дли­ны дейдвудов и изменения обводов кормо­вой части маневренность несколько улучши­лась, хотя из-за большой длины диаметр циркуляции оставался значительным.