Военные модернизации

 

К середине 1940 года, когда начались значимые модернизации, в строю остава­лось лишь 10 эскадренных миноносцев. Работы продвигались в трех основных на­правлениях: изменение архитектуры, уста­новка нового электронного оборудования и усиление зенитного вооружения.

Летом 1940 года на все корабли уста­новили треногие фок-мачты. В начале 1942-го на уцелевших эсминцах типа 34 («Байтцен», «Якоби», «Ридель», «Лоди», «Ин», «Штайнбринк») были на 1,2 м среза­ны носовые трубы и на 0,7 м укорочены ко­зырьки, что позволило снизить «верхний» вес и несколько улучшить остойчивость. В 1944 году «Якоби», «Штайнбринк» и «Лоди» прошли капитальный ремонт, во время ко­торого получили «атлантические» форш­тевни, увеличившие их наибольшую длину до 121 м («Лоди» — 123 м), а также харак­терные основания фок-мачт, позволявшие антенне радара совершать круговое враще­ние и прозванные на флоте «воротами» (Tormast). На «Байтцене» ограничились переделкой форштевня.

В 1938 году фирма СЕМА завершила разработку гидролокатора, получившего название «S-Gerat» (Sondergerat — специ­альный прибор). По принципу действия он был аналогичен британскому «Асдику» и работал на частоте 10 — 15 кГц с частотой следования импульсов до 300 Гц, имел дальность действия порядка нескольких сотен метров и обеспечивал точность по пеленгу +1°, по дальности — около 1%. Поступление станций на флот шло медлен­но. До конца 1939 года их установили на «Ценкер» и «Экольдт», к середине следу­ющего года планировалось оснастить ими половину эсминцев. В действительности «Ридель» получил «S-Gerat» в августе 1940-го, «Ин» — в феврале следующего года, тогда как «Хайнеман» и «Штайнб­ринк» гидролокаторов вообще не имели (по остальным кораблям точных данных нет).

С осени 1940 года эскадренные мино­носцы стали оснащаться радиодальноме­рами FuMO 21. Для их размещения на вер­хнем мостике позади дальномерной пло­щадки была оборудована небольшая рубка. Установка массивного радара заставила снять прожекторы с мачт и заменить пре­жние 4-м дальномеры новыми, с базой 3 м. С 1943 года станция FuMO 21 заменялась улучшенной моделью FuMO 24/25, а с се­редины следующего года вместо прожекто­ра позади второй трубы монтировался бо­лее совершенный радар FuMO 63 «Хохентвайль-К». Немаловажная роль отводилась пассивным детекторам радиоизлучения («Бали», «Суматра» и др.). В конце войны «Пауль Якоби», а возможно и другие кораб­ли, получили станции FuMO 2 «Веспе-G» системы опознавания «свой-чужой».

Модернизация зенитного вооружения началась с замены 20-мм автоматов С/30 на более совершенные С/38 (первыми в ап­реле 1941 года их получили «Ин» и «Хай­неман»). При этом устанавливались три до­полнительных автомата: на баке перед ору­дием № 1 и в оконечностях шельтердеков под стволами орудий № 2 и № 4. Впослед­ствии носовой автомат был перенесен бли­же к форштевню и размещен на круговом банкете.

С конца 1941-го эсминцы стали воору­жать счетверенными 20-мм «фирлингами». Их монтировали на кормовой надстройке на месте пары одинарных авто­матов, которая переносилась на крылья мостика (на «Гальстере» грот-мачту пе­реставили на переднюю оконечность кор­мового шельтердека, как у кораблей типа 34). Только «Хайнеман» и «Шёман», по­гибшие в январе и мае 1942 года соот­ветственно, оставались с первоначаль­ным составом вооружения.

К концу 1944 года все возрастающая воз­душная мощь союзников заставила немцев пойти на значительное усиление зенитно­го вооружения кораблей, известное как план «Барбара». Для эсминцев типа 34 предусматривался следующий стандарт­ный набор: шесть спаренных 37-мм уста­новок М/42 (по две на носовой и средней надстройках и на месте орудия № 3), де­вять 20-мм (одинарная на баке, спарен­ные LM/44 на крыльях мостика и счетве­ренная на корме), а также направляю­щие для 86-мм неуправляемых ракет RAG (Raketten Abschuss Gerate). Обстоятель­ства не позволили полностью завершить этот план, поэтому к концу войны корабли различались между собой следующим об­разом: «Байтцен» — четыре 37-мм (2x2), восемь 20-мм (4x1, 1x4); «Якоби» —десять 37-мм (4x2, 2x1), тринадцать 20-мм (1x1, 4x2, 1x4); «Ридель» — четыре 37-мм (2x2), четырнадцать 20-мм (6x1, 2x2, 1x4); «Лоди» и «Штайнбринк» — четырнадцать 37-мм (7x2), десять 20-мм (3x2, 1x4); «Ин»—че­тыре 37-мм (2x2), восемнадцать 20-мм (7x2, 1x4); при этом на «Якоби», «Лоди» и «Штайнбринке» установка главного калибра № 3 была демонтирована.

На «Гальстере» к 1944 году одиночные 20-мм автоматы на средней надстройке заменили на 37-мм, а на крыльях мости­ка и на полубаке рядом с орудием № 2 появились 20-мм спарки. Дополнитель­ные 20-мм автоматы установили на баке, носовом и кормовом шельтердеках. В ян­варе 1945-го «Ин» доставил в Норвегию для «Гальстера» новые 37-мм автоматы М/42. В итоге к концу войны эсминец нес шесть 37-мм (2x2, 2x1) и пятнадцать 20-мм (4x2, 3x1, 1x4) автоматов, сохранив все пять орудий главного калибра. План «Бар­бара», по которому корабль так и не был перевооружен, предусматривал установ­ку четырнадцати 37-мм (6x2, 2x1), девяти 20-мм (1x1, 2x2, 1x4) автоматов и четы­рех пусковых установок RAG.