«Учения на Везере»

 

2 апреля 1940 года Гитлер отдал распо­ряжение о начале операции «Везерюбунг» по захвату Норвегии и Дании. Для высадки морских десантов было сформировано 11 корабельных групп. Группа I, предназна­ченная для захвата Нарвика, состояла из 10 эскадренных миноносцев («Тиле», «Ценкер», «Арним», «Гизе», «Кёлльнер», «Редер», «Людеман», «Кюнне», «Хайдкамп», «Шмитт») под командованием коммодора Бонте. Приняв на борт войска в Везермюнде, незадолго до полуночи 6 апреля кораб­ли вышли в море. Вместе с ними выдвину­лись линкоры «Шарнхорст» (флаг вице-ад­мирала Лютьенса) и «Гнейзенау». Рано утром в Гельголандской бухте состоялась встреча с вышедшими из Куксхафена ко­раблями группы II (тяжелый крейсер «Ад­мирал Хиппер», эсминцы «Якоби», «Ри­дель», «Хайнеман», «Экольдт»), направ­лявшимися в Тронхейм. На каждом из эсминцев находилось примерно по 200 гор­ных егерей.

Тронхейм пал практически без сопротив­ления (если не считать нескольких залпов норвежских береговых батарей). 11 апреля «Теодор Ридель» захватил пытавшиеся выс­кользнуть из мышеловки Тронхеймс-фьорда норвежские сторожевики «Фозен» и «Стейнхьер». Из-за недостатка топлива «Хайнеман» и «Экольдт» задержались в порту до 14 ап­реля; «Якоби» и «Ридель», получивший по­вреждения в результате касания грунта, ос­тавались в Норвегии дольше. Им довелось высаживать десанты, поддерживать огнем свои войска, а снятые с эсминцев орудия и зенитные автоматы пошли на вооружение береговых батарей и реквизированных судов. Командир 2-й флотилии эсминцев фрегаттен-капитан фон Пуфендорф временно исполнял обязанности военно-морского коменданта Тронхейма...

Наиболее драматичным моментом Нор­вежской кампании стали события в Нарви­ке. Утром 9 апреля на входе в Уфут-фьорд немецкие эсминцы задержали три норвеж­ских сторожевика («Михаэль Саре», «Кельт» и «Сенья»). «Ценкер», «Кёлльнер» и «Кюнне» высадили десант в Херьянгс-фьорде, позже туда же прибыл «Эрих Гизе», отставший от группы из-за залива­ния машин во время шторма.

Три оставшихся эсминца коммодор Бон­те повел к Нарвикской гавани, но в 5.15 на их пути возник броненосец береговой обо­роны «Эйдсволль». Для норвежцев появ­ление германских кораблей не оказалось неожиданным, и они встретили непроше­ных гостей выстрелом из 210-мм орудия. Флагманский «Вильгельм Хайдкамп» зас­топорил машину и поднял примирительный сигнал «Высылаю шлюпку с офицером». Норвежцы прекратили огонь. Немецкий парламентер корветтен-капитан Герлах со­общил командиру «Эйдсволля», что нем­цы пришли как друзья и защитники, но при этом предложил разоружиться. Получив отказ, Герлах спустился обратно в шлюпку и, отойдя на безопасное расстояние, выпу­стил красную ракету, за которой без про­медления последовал двухторпедный залп «Хайдкампа». Удар пришелся в район но­совых пороховых погребов «Эйдсволля». Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только шести морякам, 177 человек погиб­ли. Около 5.45 в бой вступил второй броне­носец — «Норге». Залпы устаревших орудий ложились перелетами. Броненосец успел выпустить пять 210-мм и семь 150-мм сна­рядов. «Бернд фон Арним» (корветтен-капитан Рехель) ответил своим 127-мм калиб­ром и семью торпедами. Пораженный дву­мя из них, корабль перевернулся и затонул вместе со 102 членами экипажа, 89 были спасены. С гибелью «Норге» сопротивле­ние прекратилось. Эсминцы вошли в гавань и начали высадку. Город удалось занять без сопротивления.

После длительного перехода на герман­ских эсминцах практически не осталось топлива, а в их распоряжении имелся един­ственный танкер «Ян Веллем» (второй — «Каттегат» — был потоплен норвежским сторожевиком). Перекачка нефти проходи­ла крайне медленно, так как танкер мог обслуживать не более двух кораблей од­новременно, затрачивая на каждый по семь-восемь часов. К вечеру заправили только «Хайдкамп», поэтому было решено отложить возвращение группы на сутки. Эта задержка для немецких кораблей имела самые роковые последствия.

На рассвете 10 апреля в Уфут-фьорде появилась британская 2-я флотилия эсмин­цев кэптена Уорбёртона-Ли («Харди», «Хотспер», «Хэвок», «Хантер», «Хостайл»). Из-за неразберихи в приказах дозорный «Дитер фон Рёдер» вернулся в нарвикскую гавань, поэтому нападение англичан оказалось со­вершенно внезапным. В 5.35 торпеда с «Хар­ди» попала в кормовую часть «Вильгельма Хайдкампа». Последовавшая детонация собственных торпед разрушила корабль вплоть до машинного отделения № 1. По­гибли коммодор Бонте и 82 члена экипажа.

Искореженный эсминец пришвартовали к борту нейтрального парохода, чтобы избе­жать мгновенного затопления, но на сле­дующее утро он опрокинулся и ушел на дно. «Антон Шмитт» стал жертвой двух торпед, выпущенных «Хантером». Взрывной вол­ной его командира корветтен-капитана Бёме выбросило далеко за борт; потери со­ставили 52 человека. На стоявшем в не­скольких метрах «Кюнне» сдвинулись с фундаментов и вышли из строя обе маши­ны. Придя в себя, артиллеристы «Кюнне», «Людемана» и «Рёдера» открыли огонь, но добиться попаданий не смогли, а выпущен­ные «Рёдером» торпеды прошли под тре­мя британскими эсминцами, не причинив им вреда. Зато ответным огнем были серь­езно повреждены «Людеман» и «Рёдер», а также потоплено восемь стоявших в гава­ни пароходов.

После почти часового избиения англи­чане начали отход. Внезапно справа по кур­су появились три германских эсминца. «Ценкер», «Кёлльнер» и «Гизе», ведомые капитаном-цурзее Беем, вышли из Херьянгс-фьорда и завязали новый бой. Почти одновременно открыли огонь и преградив­шие путь британской флотилии «Арним» и «Тиле». В 6.57 они с небольшой дистанции обстреляли головной «Харди», после чего обменялись безрезультатными торпедными залпами с «Хэвоком». Ситуация резко из­менилась в пользу немцев. Меткие пере­крестные залпы германских эсминцев быс­тро превратили «Харди» в пылающий ос­тов. Кэптен Уорбёртон-Ли был смертельно ранен, а потерявший управление корабль выбросился на берег. Серьезно пострада­ли «Хотспёр» и «Хантер». В свою очередь, «Тиле» был поражен семью снарядами, но продолжил бой, выпустив три торпеды, одна из которых попала в «Хантер». Вслед за этим потерявший управление «Хотспёр» протаранил торпедированного «собрата». Столкнувшиеся корабли в упор расстрели­вались подошедшими «Ценкером», «Кёлльнером» и «Гизе». Через некоторое вре­мя «Хантер» затонул. «Хотспёру» удалось уйти, управляясь одними машинами.

Сражение могло бы завершиться убеди­тельной победой немцев, если бы не нере­шительность капитана-цурзее Бея, отказав­шегося от преследования отходящего против­ника. Для германских кораблей это имело самые негативные последствия, поскольку при выходе из Уфут-фьорда англичане унич­тожили идущее в Нарвик судно снабжения «Рауэнфельс». В результате эсминцы, истра­тившие в бою по меньшей мере половину снарядов и большое число торпед, лишились возможности пополнить свой боезапас.

Вечером «Ценкер» (корветтен-капитан Пёниц) и «Гизе» (корветтен-капитан Шмидт) предприняли попытку прорыва, но, встре­тив превосходящие силы противника, вы­нуждены были вернуться. Заблокирован­ным в фьорде немецким эсминцам остава­лось только ждать своей участи.

Второе сражение под Нарвиком развер­нулось 13 апреля 1940 года. Британская эскадра под командованием вице-адмира­ла Уайтворта, состоявшая из линкора «Уорспайт» и девяти эсминцев («Бедуин», «Коссак», «Панджаби», «Эскимо», «Кимберли», «Хироу», «Икарес», «Форестер» и «Фоксхаунд»), вошла в Уфут-фьорд вскоре пос­ле полудня. Первым в бой с англичанами вступил «Эрих Кёлльнер», почти не имев­ший хода из-за полученных повреждений. Предупрежденные с самолета-разведчика эсминцы «Бедуин», «Панджаби» и «Эски­мо» успели развернуть свои орудия и тор­педные аппараты, поэтому положение «Кёлльнера» стало безнадежным. В тече­нии 10 минут он получил торпеду в носо­вую часть и множество снарядных попада­ний. По приказу командира фрегаттен-капитана Шульце-Хинрихса экипаж оставил корабль, но расчет одного 127-мм орудия продолжал сражаться. Тогда «Уорспайт» ввел в действие свой главный калибр. Пос­ле шестого залпа линкора все было конче­но. Потери команды «Кёлльнера» — 31 убитый и 39 раненых. Оказавшиеся на бе­регу немецкие моряки попали в плен к нор­вежцам, и их освободили только в июне.

В 13.15 «Ценкер», «Арним» и «Людеман» вышли в Уфут-фьорд, где к ним при­соединились «Кюнне» и «Гизе». Начался маневренный бой. Противники прятались в снежных зарядах, обменивались артилле­рийскими и торпедными залпами, неэффек­тивными из-за плохой видимости. Только «Бедуин» получил несколько попаданий. В разгар боя появились десять бомбардиров­щиков «Суордфиш» с авианосца «Фьюриес». Высокая скорость и непрекращающе­еся маневрирование спасли германские эсминцы от попаданий, два самолета были сбиты огнем их зенитных автоматов. Выпу­щенные «Ценкером» торпеды прошли вблизи от «Уорспайта», но ущерба англи­чанам не нанесли. К 14.50 немцы, израсхо­довав почти все снаряды, отошли в Румбакс-фьорд, приготовив корабли к взрыву.

«Тиле» и «Людеман», еще сохранившие в аппаратах несколько торпед, заняли выгод­ную позицию у Стрёмнеса в наиболее уз­кой части фьорда. Наблюдатели «Германа Кюнне» не разглядели сигнала флагмана к отходу. Командир эсминца корветтен-капитан Коте принял решение уходить в Херьянгс-фьорд, чтобы выброситься на берег, спасти экипаж и взорвать корабль, не имев­ший повреждений и потерь, но израсходо­вавший весь боезапас. Преследовавший «Кюнне» британский «Эскимо» в 15.13 вы­стрелил торпеду. Мощный взрыв перело­мил эсминец пополам, причем невозмож­но определить, было ли это результатом торпедного попадания или же успели сра­ботать подрывные заряды.

Развернувшись, «Эскимо» направился в Румбакс-фьорд, где его поджидали «Георг Тиле» и «Ганс Людеман». Торпеда «Тиле» застигла «англичанина» врасплох. Постав­ленная немцами при отходе дымовая заве­са еще не рассеялась, а ширина фьорда в этом месте составляла немногим более ка­бельтова, что исключало возможность укло­нения. Попадание произвело сильные раз­рушения, — взрывом была оторвана носо­вая оконечность корабля вплоть до второго орудия. Англичанам еще повезло, что вто­рая торпеда «Тиле» не вышла из аппарата, а торпедный залп «Людемана» оказался неточным — иначе шансов остаться на пла­ву у «Эскимо» практически бы не было.

Подоспевшие «Форестер», «Хироу» и «Бедуин» открыли по немецким эсминцам ураганный огонь. «Тиле» отвечал редкими выстрелами, но вскоре истощение погре­бов и тяжелые повреждения заставили его орудия замолчать. Около 16.00 эсминец выбросился на мель и переломился на две части. «Людеман» отошел в глубь Румбакс-фьорда и присоединился к находившимся там «Ценкеру» и «Арниму». Отсутствие снарядов и торпед делало дальнейшее сопротивление невозможным. Немецкие моряки взорвали свои корабли. Из-за не­брежности при закладке подрывных заря­дов «Людеман» остался на плаву. Англи­чане подняли на нем свой флаг, намерева­ясь отбуксировать в качестве трофея, но затем отказались от этого намерения и по­топили корабль торпедой эсминца «Хироу». Между тем в гавани Нарвика оставались «Эрих Гизе» и «Дитер фон Рёдер», при­швартованный к пирсу из-за полученных в прошлом бою повреждений. Около 15 ча­сов они вступили в огневой поединок с дву­мя британскими эсминцами. «Панджаби» был накрыт меткими залпами немецких артиллеристов и получил повреждения, два снаряда угодило в «Рёдер», не вызвав се­рьезных последствий. В 15.05 «Гизе» вы­шел из гавани, но сразу же попал под ураганный огонь «Уорспайта». Эсминец дал безрезультатный торпедный залп, а после израсходования всех снарядов был остав­лен экипажем. Англичане продолжали рас­стреливать дрейфующий и горящий ко­рабль, добившись множества попаданий прежде, чем он затонул.

«Уорспайт» перенес огонь на «Рёдер». Снаряды линкора взрывались на пристани и в порту, но ни один из них так и не попал в неподвижный германский эсминец. Зато вошедший в гавань «Коссак» был встречен его меткими залпами. В ходе короткой ар­тиллерийской дуэли (у немцев скоро закон­чились боеприпасы) британский корабль получил четыре попадания. Лишившись управления из-за повреждения рулевого устройства, «Коссак» выскочил на мель. «Рёдер» же получил только одно попада­ние. Но когда его орудия вынужденно за­молчали, корветтен-капитан Холторф при­казал экипажу сойти на берег. «Фоксхаунд» попытался взять германский корабль на абордаж. Тем временем один из офицеров «Рёдера» заложил подрывные заряды и поджег запалы с таким расчетом, чтобы взрывом были уничтожены оба эсминца. Случайная пулеметная очередь с берега помешала замыслу немцев. Не дойдя до пирса всего 50 м, «Фоксхаунд» застопорил машины, а затем дал полный назад. В 16.20 на «Рёдере» раздался взрыв. Сорванный с места и поднятый в воздух торпедный аппарат упал в воду в 150 м от корабля, а обломки рубки рухнули на набережную.

Англичане ушли, оставив обгоревшие и полузатопленные корпуса германских кораб­лей, некоторые из них находятся там и по сей день. Немецкие потери составили 128 уби­тых и 67 раненых (еще 163 человека погиб­ли во время боя 10 апреля). Из состава эки­пажей эсминцев был сформирован полк мор­ской пехоты численностью около 2100 человек, позже сражавшийся против союзных войск на суше вместе с горными стрелками.

Официальная пропаганда окружила сра­жения под Нарвиком ореолом героизма.

Коммодор Бонте (посмертно), капитан-цурзее Бей, командир 1-й флотилии фрегаттен-капитан Фриц Бергер, командиры «Георга Тиле» и «Вильгельма Хайдкампа» корветтен-капитаны Макс-Экарт Вольфф и Ганс Эрдменгер были награждены Рыцарскими крес­тами. 15 мая Бей занял пост FdZ. Пропаган­дистская шумиха полностью скрыла причины одного из крупнейших поражений германско­го флота, ведь в Нарвике было потеряно 10 эскадренных миноносцев, ровно половина от общего числа кораблей этого класса, кото­рыми располагала Германия. Возникает воп­рос: могли бы события развиваться иначе? Теоретически эсминцы имели неплохие шан­сы своевременно покинуть Нарвик. Этого не произошло из-за двух, казалось бы, случай­ностей: нахождения поблизости британской эскадры и гибели второго танкера. Однако разработчиками плана операции не было уч­тено, что заправить эсминцы достаточно быстро не удалось бы в любом случае! За­держка с отправлением в обратный путь вы­несла группе смертный приговор, и виной тому прежде всего — конструктивные недо­статки германских эсминцев...

Вновь у берегов Норвегии немцы появи­лись в начале лета. Группа из четырех эс­минцев под командованием капитана-цурзее Бея («Поди», «Шёман», «Штайнбринк», «Гальстер») сопровождала линкоры «Гнейзенау» (флаг адмирала Маршалля), «Шарнхорст» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» в ходе операции «Юно». Корабли вышли из Киля 4 июня. Уже в море посту­пило сообщение о начале эвакуации союз­ников из Северной Норвегии, и с рассве­том 8-го числа Маршалль развернул свои корабли в широкую завесу, намереваясь атаковать транспорты противника.

Первой жертвой соединения стали бри­танский танкер «Ойл Пайонир» и эскортиро­вавший его вооруженный траулер «Джунипер». После обстрела с тяжелого крейсера оба были потоплены торпедами эскадренных миноносцев. Затем «Карл Гальстер» обнару­жил лайнер «Орама», но не рискнул атако­вать его, приняв за вспомогательный крей­сер. В конечном итоге транспорт оказался потоплен артиллерией «Хиппера».

После полудня «Хиппер» и эсминцы, ис­пытывавшие недостаток топлива, взяли курс на Тронхейм, предприняв крейсерство у нор­вежского побережья, при этом эсминцу «Ганс Лоди» удалось захватить рыболовный пароход «Элин». Тем временем линкоры отправили на дно авианосец «Глориес» и сопровождавшие его эсминцы «Ардент» и «Акаста», однако перед гибелью последне­му удалось торпедировать и тяжело повре­дить «Шарнхорст». Здесь снова дала о себе знать недостаточная дальность плавания немецких эскадренных миноносцев. Остань­ся они при линкорах, возможно, им удалось бы предотвратить попадание.

Теперь же четверке эсминцев Бея со­вместно с четырьмя миноносцами при­шлось эскортировать поврежденный «Шар­нхорст» в Киль (20 — 23 июня). А 20 июня пострадал и второй линкор — «Гнейзенау»: его торпедировала британская субмарина «Клайд». Операция по переводу корабля из Тронхейма в Киль, проведенная 25 — 27 июля с участием эсминцев «Лоди», «Яко­би», «Ин», «Гальстер» и пяти миноносцев, стоила немцам миноносца «Лухс», потоп­ленного 26 июля подводной лодкой «Темз».