В Арктических водах

 

В конце 1941 года Гитлер объявил Норве­гию «зоной судьбы». Опасаясь гипотетичес­кого вторжения союзников, он приказал со­средоточить там основные силы надводного флота. 14— 17 января 1942 года из Вильгельмсхафена в Тронхейм перешел линкор «Тирпиц» в сопровождении эсминцев «Байтцен», «Якоби», «Хайнеман» и Z-29. Вторая операция подобного рода проводилась 21 —23 февраля и в очередной раз про­демонстрировала слабость противолодоч­ных средств немецких эсминцев. «Байтцен», «Якоби», «Шёман», «Ин», Z-25 и три миноносца, составлявшие эскорт тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген», не смогли предотвратить торпедиро­вание последнего британской субмариной «Трайдент» — той самой, что полгода назад на глазах у эсминцев потопила два транспорта.

С весны 1942-го основной задачей арк­тической боевой группы стала борьба с «русскими» конвоями. Первую атаку пред­приняли 6 — 9 марта «Тирпиц» (флаг вице-адмирала Циллиакса) и эсминцы 5-й фло­тилии «Фридрих Ин», «Герман Шёман» и Z-25. Попытки перехватить конвой PQ-12 не дали результатов, хотя немцы прошли все­го в 50 милях от него. 7 марта эскадра об­наружила советский лесовоз «Ижора» (2815 брт, капитан В.И.Белов), отставший от встречного конвоя QP-8. На приказ остано­виться и прекратить работу радиопередат­чика пароход не отреагировал, и Циллиакс, не желая тратить дефицитные 380-мм сна­ряды линкора, отдал эсминцам приказ унич­тожить его. «Фридрих Ин» (корветтен-капитан Вахсмут) вел огонь в течение получаса, израсходовав 43 127-мм и 82 37-мм снаря­да, но судно не тонуло. Выпущенная по нему торпеда описала циркуляцию и едва не поразила сам эсминец, пройдя всего в 10 м за его кормой. Торпеда с «Шёмана» в цель также не попала. Попытка добить груженный древесиной пароход из орудий и бомбометов ни к чему не привела. Тогда «Ин» прошел впритык к лесовозу, сбросив глубинные бомбы, и в 18.15 многострадаль­ная «Ижора» затонула со всей командой...

После того, как 30 апреля подводная лодка U-456 торпедировала крейсер «Эдин­бург» из состава охранения конвоя QP-11, эскадренные миноносцы «Герман Шёман» (брейд-вымпел капитана-цурзее Шульце-Хинрихса), Z-24 и Z-25 вышли в море, по­лучив приказ атаковать поврежденный крейсер. Однако первым объектом для на­падения стал сам конвой.

Столкновение произошло днем 1 мая. Охранявшие караван судов британские эс­минцы «Бульдог», «Бигл», «Амазон», «Бе­верли» значительно уступали немцам как по числу орудий, так и по их калибру (шесть 120-мм и три 102-мм против восьми 150-мм и пяти 127-мм), но почти четыре часа успеш­но отражали все их атаки. Лишь один бри­танский корабль — «Амазон» — получил серьезные повреждения. Немецкие и бри­танские торпеды не достигали целей, при­чем некоторые взрывались, натыкаясь на плавающие льдины, и лишь две из них, вы­пущенные Z-24 и Z-25, потопили советский пароход «Циолковский» (2847 брт). Капитан судна В.Г.Левицкий и 32 члена экипажа по­гибли, 13 человек было спасено британски­ми корветами. Не удовлетворившись резуль­татом, Шульце-Хинрихс приказал своим ко­раблям выйти из боя и продолжить поиск поврежденного «Эдинбурга».

Его обнаружили утром 2 мая. Охранение крейсера состояло из эсминцев «Форсайт» и «Фористер», четырех тральщиков и совет­ского сторожевого корабля «Рубин». Пер­вым на пути немецкого отряда возник траль­щик «Хуссар». В 6.27 он открыл огонь, свя­зав противника боем и лишив группу элемента внезапности. Оставив два эсмин­ца, сосредоточившихся на стрельбе по тральщику, Шульце-Хинрихс на «Шёмане» ринулся к крейсеру. Однако поврежденный корабль был готов к сопротивлению. Пер­вый же залп «Эдинбурга» лег в 100 м от эс­минца. «Шёман» увеличил ход до 31 узла, начал ставить дымовую завесу и почти вы­шел на позицию для пуска торпед, но в 6.37 второй залп крейсера дал накрытие. Два 152-мм снаряда поразили машинное отде­ление эскадренного миноносца, он потерял управление и остановился, окутавшись ды­мом. Корветтен-капитан Виттиг приказал начать спуск шлюпок. Тут огонь по «Шеманну» открыл британский эсминец «Форис­тер». В результате попаданий затопило но­совые погреба, котельное отделение № 2, возник пожар. Осколками было ранено не­сколько человек на верхней палубе. Подход Z-24 и Z-25 спас корабль от дальнейшего избиения. Торпедисты «Шёмана» успели выпустить по крейсеру четыре торпеды, но все они прошли мимо цели. Зато посланная в 7.10 с Z-24 торпеда оказалась для «Эдин­бурга» роковой...

Теперь требовалось вплотную заняться спасением экипажа тонущего эсминца. Пер­вую попытку сблизиться с «подранком» Z-24 предпринял около 7.00, но приняв всего 12 матросов, был вынужден снова вступить в бой. Затем под прикрытием дымовой завесы на его борт переправили еще около 250 че­ловек, а 10 сняли с плотиков. После того, как Z-24 и Z-25 отошли, 54 моряка оставались в шлюпках. Их спасла подводная лодка U-88. В бою экипаж «Германа Шёмана» потерял 8 человек убитыми и 45 ранеными. Сам эсми­нец затонул лишь в 8.30, через 25 минут пос­ле того, как на нем сработали подрывные заряды. Принимая во внимание данное об­стоятельство, отказ от попыток спасти ко­рабль вряд ли был правильным. Да и в це­лом действия немецких эсминцев выгляде­ли нерешительными. Тем не менее, в июне 1943 года за успешные действия в Арктике капитан-цурзее Альфред Шульце-Хинрихс был награжден Рыцарским крестом.

Примером самого мощного сосредоточе­ния германского флота во Второй мировой войне стала операция «Россельшпрунг», направленная на перехват печально знаменитого конвоя PQ-17. Однако вступить в бой надводным кораблям не довелось — транспорты конвоя достались авиации и подводным лодкам. Зато 3 июля 1942 года при проходе узкости Гимсё три эсминца один за другим выскочили на необозначен­ную на карте подводную скалу, расположен­ную на кромке глубоководного фарватера. Первым налетел на камни «Ганс Лоди», серьезно повредив оба винта и вала, рас­поров в нескольких местах второе дно. Шедший следом «Карл Гальстер» начал обходить поврежденный корабль, но также коснулся грунта. У него вышли из строя левый вал, винт и обтекатель шумопеленгаторной станции. Последний — «Теодор Ридель» — отделался незначительным по­вреждением винтов. Ремонт кораблей длился от двух месяцев до полугода.

В конце августа 1942 года «Экольдт», «Байтцен» и «Штайнбринк» сопровождали минный заградитель «Ульм» на начальной стадии его похода к северной оконечности Новой Земли, но после отхода эскорта минзаг был потоплен британскими эсминцами. Осенью эсминцы 5-й флотилии участвова­ли в двух активных минных постановках в операционной зоне советского флота («Бай­тцен» 5 — 8 сентября у о.Колгуев, «Экольдт» 13 — 15 октября у м.Канин Нос) и ноябрьс­ком выходе для нападения на суда, совер­шающие так называемые «капельные» рей­сы в порты СССР (операция «Хоффнунг»).

Следующая противоконвойная операция была проведена лишь в декабре. 30-го чис­ла германская подводная лодка обнаружи­ла союзный конвой JW-51B. Для нападения на него в море вышла эскадра вице-адми­рала О.Куммеца, состоявшая из тяжелых крейсеров «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» в сопровождении эскадренных миноносцев «Фридрих Экольдт», «Рихард Байтцен», «Теодор Ридель», Z-29, Z-30 и Z-31. На «Экольдте» держал брейд-вымпел коман­дир 5-й флотилии капитан-цурзее Альфред Шеммель, одновременно исполнявший обя­занности командира корабля (прежний ко­мандир — корветтен-капитан Герштунг — скоропостижно скончался пятью днями ра­нее). В пути эсминцы страдали от обледе­нения, из-за которого на «Байтцене» даже вышло из строя носовое орудие.

По плану операции «Регенбоген» герман­ская эскадра была разделена на две груп­пы. «Хиппер» с эсминцами «Экольдт», «Бай­тцен» и Z-29 прорывался к конвою с запа­да, группа «Лютцова» подходила с юга и в бою практически не участвовала. Контакт удалось установить утром 31 декабря, в 8.20 «Экольдт» сделал первые выстрелы по бри­танскому эсминцу «Обдьюрейт». Перипетии завязавшегося боя хорошо описаны в лите­ратуре, поэтому мы остановимся лишь на участии в нем германских эсминцев.

Около 10.40 Куммец приказал командиру 5-й флотилии добить тральщик «Брэмбл», поврежденный артиллерией крейсера. Два корабля его группы (Z-29 к тому времени от­стал) приступили к выполнению задачи, но вскоре «Байтцен», успевший сделать всего четыре залпа, был отпущен. Покончив с тральщиком (затонул в 11.21), лидер флоти­лии двинулся на соединение с «Хиппером», который уже вел перестрелку с подошедши­ми с севера крейсерами «Шеффилд» и «Джамайка».

Заметив впереди два корабля, с «Экольдта» по радио запросили флагман о его местоположении. В 11.45 британские крей­сера открыли огонь. Первый же залп дал накрытие. Запутавшийся в обстановке Шем­мель счел, что его по ошибке обстрелял соб­ственный тяжелый крейсер, и передал на «Хиппер»: «Вы стреляете по мне». Через пару секунд шедший следом «Байтцен» от­ветил: «Нет, это британский крейсер», но драгоценное время было упущено. «Шеф­филд» дал семь залпов и намеревался та­ранить немецкий эсминец, но, не дойдя с полмили до него, отвернул. Расстрел «Экольдта» продолжили 102-мм зенитки и «пом-помы» правого борта «англичанина». Удар оказался столь внезапным и мощным, что у лидера не осталось шанса использо­вать свои орудия и торпеды. Примерно в 11.58 очередное попадание в центр корпу­са вызвало мощный взрыв, и вскоре эсми­нец затонул со всем экипажем (около 340 человек). «Байтцен» же быстро выставил дымовую завесу и вышел из-под удара.

На завершающем этапе сражения «Бай­тцен» и Z-29 угрозой торпедной атаки зас­тавили британские крейсера отказаться от преследования поврежденного и отходяще­го «Хиппера». Эсминцы группы «Лютцова» успели сделать несколько выстрелов по су­дам конвоя, но вряд ли добились попада­ний. Для 127-мм орудий «Риделя» дистан­ция была слишком велика, поэтому он огня не открывал.

Одной из причин поражения немцев в «новогоднем» бою стала крайняя пассив­ность их эскадренных миноносцев, особен­но проявившаяся на фоне удачных действий британских кораблей этого класса, которые в течение трех часов не давали «Хипперу» приблизиться к конвою, имитируя торпедные атаки. Что ж, прав английский историк Дадли Поуп, заметивший в связи с этим сраже­нием: «Эсминец одной страны совсем не равен по силе точно такому же эсминцу дру­гой, потому что механизм сам по себе не может воевать». Доста­точно сказать, что немецкими эсминца­ми не было выпуще­но ни одной торпе­ды! Отсутствие ини­циативы со стороны их командиров впоследствии позволило Куммецу переложить часть вины за упущен­ную возможность разгромить конвой на сво­их подчиненных.

С началом 1943 года для арктической боевой группы наступил длительный пери­од бездействия. У эсминцев он прерывался в основном лишь выходами на эскортиро­вание тяжелых кораблей при межбазовых переходах. 4 — 6 февраля «Ридель» и Z-31 сопровождали заградитель «Бруммер», вы­ставивший мины у п-ва Рыбачий; в конце марта «Якоби», «Ридель» и «Гальстер» со­вершили поход к Ян-Майену для встречи блокадопрорывателя «Регенсбург»; 6 — 9 сентября «Штайнбринк», «Ридель», «Лоди» и «Гальстер» участвовали в рейде к Шпиц­бергену (операция «Цитронелла»).

Тяжелые условия службы и слабая ре­монтная база становились причинами мно­гочисленных аварий на кораблях. В апре­ле «Ридель» пострадал от возникшего в котельном отделении пожара, а через не­сколько дней из-за попадания забортной воды в топливо он полностью лишился хода и беспомощно дрейфовал, пока не был от­буксирован в порт. 27 октября совершав­ший переход на Север «Байтцен» выско­чил на камни в районе Хёугесунна. У него вышли из строя носовые котельные отде­ления. Снять корабль удалось только че­рез неделю, ремонт занял полгода. 21 но­ября столкнулись «Лоди» и «Штайнбринк», а спустя четыре дня последний протаранил норвежский пароход «Самев» и на полто­ра месяца вышел из строя.

В ноябре 1943 года все эсминцы типа 34 окончательно перевели на юг, посколь­ку их радиус действия и мореходность были совершенно недостаточными для операций в Арктике. Основным театром для них те­перь стал Скагеррак.