В Балтийских проливах

 

С захватом в 1940 году Норвегии зона Балтийских проливов стала главным узлом морских коммуникаций Третьего рейха. В начале войны для ее обороны от неприя­тельских надводных кораблей и подводных лодок было достаточно мощных минных заграждений, прочие задачи решались флотилиями сторожевых кораблей и траль­щиков. Однако к концу 1943 года активность британской авиации усилилась настолько, что движение кораблей и судов через Ска­геррак стало невозможным без соответству­ющего эскорта. Кроме того, заграждения требовали дальнейшего усиления.

Для решения этих задач были выделены уцелевшие корабли типа «Ма­асе». К тому времени вместе с «Гальстером» их осталось всего 7 единиц: «Поди», «Ридель», «Байтцен», «Якоби», «Штайнбринк» и «Ин», причем только два первых находились в боеготовом состоянии. Пос­ледующий период боевой карьеры эскад­ренных миноносцев характеризовался вы­сокой напряженностью, но не изобиловал яркими эпизодами. Им приходилось высту­пать в несвойственной роли эскортных ко­раблей — выполнять крайне полезную, но не слишком заметную работу.

Деятельность эсминцев в Балтийских про­ливах началась с участия в операции по пе­рехвату быстроходных блокадопрорывателей, курсировавших между Гетеборгом и ан­глийскими портами. В начале декабря «Лоди» (дважды), «Ридель» и Z-31 сопровож­дали минные заградители «Остмарк», «Эль­зас» и «Бруммер» на постановку мин у датс­кого побережья (продолжение линии «Вествалль»). После небольшой паузы «Лоди» и вернувшийся из ремонта «Штайнбринк» приняли участие еще в четырех подобных походах в феврале и трех в апреле, причем в двух из них «Лоди» сам ставил мины.

В июне 1944 года операции эсминцев в проливной зоне возглавил командир 5-й флотилии капитан-цурзее Георг Лангхельд, в распоряжении которого находились «Гальстер», «Ин», «Ридель» и Z-30, позже к ним присоединился вернувшийся с ремонта «Байтцен». Базировалась флотилия на Хортен. В августе из Финского залива прибыли заградители «Остмарк» и «Кайзер», и похо­ды на минные постановки возобновились. На этот раз эсминцам самим пришлось при­нимать на борт мины. Заграждения выстав­лялись в западной части Скагеррака. Две операции провели в августе, одну в сентяб­ре, две в октябре (в трех последних участво­вал легкий крейсер «Эмден»), причем ок­тябрьские постановки проводили без учас­тия заградителей. В ходе одной из них в ночь на 2 октября отряд был атакован британс­кими торпедоносцами, причем одна из вы­пущенных торпед взорвалась всего в 4 м за кормой «Карла Гальстера».

Шанс попасть под удар авиации оставал­ся и во время нахождения кораблей в пор­тах. 13 декабря 1943 года «Якоби» тяжело повредило при массированном налете аме­риканских бомбардировщиков на Киль. По­жар, возникший в результате попадания зажигательной бомбы, удалось потушить с большим трудом. 4 и 5 января 1944 года эсминец снова пострадал от авианалета, а 18 июля был поражен бомбой, пробившей корпус насквозь и взорвавшейся на дне. На устранение повреждений ушел почти год! Едва выйдя из ремонта, 4 февраля 1945 го­да он столкнулся в гавани Свинемюнде с пароходом «Хельда Шрётер» и выбыл из строя еще на месяц. «Штайнбринк» на­столько сильно пострадал во время бом­бардировок американцами Гамбурга в июне и ноябре 1944 года, что не вернулся в строй до конца войны. Находившийся в Киле «Лоди» остался невредимым, но из-за раз­рушений оборудования верфи его удалось отремонтировать только к апрелю 1945-го. В ночь на 13 декабря, когда налету англи­чан подвергся Хортен, «Гальстера» не за­цепил ни один осколок — ему вновь повез­ло, хотя находившийся здесь крейсер «Кёльн» получил серьезные повреждения. С осени 1944 года основной задачей эс­минцев стало сопровождение конвоев и наи­более ценных судов через Скагеррак и Кат­тегат. Главная угроза исходила от авиации. С началом нового года эсминцы переключи­лась на линию Копенгаген — Готенхафен, по которой на восток шли транспорты с войска­ми, а обратно — с беженцами из Восточной Пруссии. При этом во время погрузки в Готенхафене кораблям приходилось оказывать огневую поддержку сухопутным войскам.

24 апреля «Рихард Байтцен» (фрегаттен-капитан Нойсс) в Каттегате подвергся атаке дальних бомбардировщиков «Галифакс» 502-й эскадрильи Берегового командования, оснащенных бортовыми радарами. В ре­зультате близких разрывов авиабомб у эс­минца вышло из строя кормовое котельное отделение, разошлись листы обшивки, в нескольких местах треснуло второе дно. Скорость корабля упала до 15 узлов, тем не менее ему удалось дойти до Осло и встать на ремонт (завершиться ему было не суждено). Эскор­тируемый эсминцем транспорт «Изар» был по­топлен. «Байтцен» стал последним германским эсминцем, пострадавшим от воздействия противни­ка во Второй мировой войне.

«Пауль Якоби» (капи­тан-лейтенант Блютер) в конце войны находился в составе 4-й флотилии в Восточной Балтике. 4 мая на нем произошел один из редчайших в гер­манском флоте случаев неповиновения. Часть экипажа вывела из строя гирокомпас и предъявила командиру корабля требование не совер­шать рискованных выходов в море. В тот же день мятеж был подавлен, троих зачин­щиков трибунал приговорил к расстрелу.

В последние дни войны «Гальстер», «Лоди», «Ридель», «Якоби» и «Ин» уча­ствовали в эвакуации войск из Восточной Померании, оставляемой под натиском со­ветских войск. Несмотря на рискованность этих операций, их провели успешно и без потерь. 9 мая эсминцы прибыли в Копенга­ген в последний раз. На следующий день на них были спущены германские флаги.