Авианосцы

 

Авианосец "Ibuki" — 0 + 1 единица
09.jpg

 

12 500/около 16 000 т; 187,8/198,4 (вл)/205х23 (21,2 вл)х6,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 72 000 л.с„ 29 уз. Броня (предположительно): борт 100 — 140 мм, палуба 61 — 35 мм. Эк. 1015 чел. 2 х 2 — 76-мм/60, 16x3 — 25-мм, 27 самолетов.

 

Заложен как тяжелый крейсер, представлявший собой усовершенство­ванный вариант KPT "Mogami". Летом 1943 г. постройку приостановили. В ноябре спущенный на воду корпус корабля начали перестраивать в легкий авианосец на верфи в Сасебо.

По проекту АВ имел типично японскую архитектуру с "островом" по правому борту и одной загнутой назад и вниз дымовой трубой. Половину котлов демонтировали с целью освобождения места для дополнительных топливных танков и цистерн под авиабензин, ско­рость при этом уменьшилась на 4 уз. Ангар одноярусный, что пре­допределило ограниченный состав авиагруппы — всего 27 машин.

Самолетоподъемников — 2. Катапульты не применялись. Корабль оснастили булями (примерно в половину длины корпуса). Каким было бронирование, точно не известно; вероятно, оно осталось крейсер­ским: толщина пояса 100 мм (в районе погребов боезапаса 140 мм), палубы — от 35 до 61 мм. Особенностями проекта можно считать большие размеры полетной палубы (205 х 23 м — длиннее корпуса) и отсутствие стандартной для остальных АВ зенитной батареи 127-мм или 100-мм орудий.

Достройка "Ibuki" прекращена в марте 1945 г., когда его готовность со­ставляла примерно 80%. В 1947 г. был сдан на слом.

 

Авианосцы типа "Unryu" — 3 + 3 единицы

10.jpg

 

"Unryu"          YNY      1.8.1942     25.9.1943    8.1944                  Погиб   19.12.1944

"Amagi"          Mn      1.10.1942    15.10.1943    8.1944                   Погиб   24.7.1945

"Katsuragi"     KNY   8.10.1942     19.1.194410.1944                      Слом в 1947

"Kasagi"         Mn      14.4.1943    19.10.1944        —        He достроен, слом в 1947

"Aso"              KNY     8.6.1943      1.11.1944        —        He достроен, слом в 1947

"Ikoma"           KDY     5.7.1943    17.11.1944        —        He достроен, слом в 1947

 

17 150/22 400 ("Unryu"), 17 460/22 800 ("Amagi") и 17 260/22 534 ("Katsuragi") т; 207/223 (вл)/227,4х27 (22 вл)х7,8 — 7,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 152 000 ("Unryu", "Amagi", "Kasagi" и "Ikoma") или 104 000 ("Katsuragi" и "Aso") л.с., 34 ("Unryu", "Amagi", "Kasagi" и "Ikoma") или 32 ("Katsuragi" и "Aso") уз., 3670 т нефти, 8000 (18) миль. Броня: борт 46 мм, палуба 55 — 25 мм, ПТП 50 мм, локальное бронирование до 165 мм. Эк. 1595 чел. 6x2 — 127-мм/40, 17x3 — 25-мм (проектное), 64 — 65 самолетов.

 

Проект АВ "Unryu" разрабатывался по программе 1941 г. как улуч­шенный вариант "Soryu". В отличие от "Shokaku" (также создававшего­ся на базе проекта "Soryu") он должен был иметь меньшее водоизме­щение, быть дешевле и технологичнее в постройке. С началом войны против США проект "Unryu" привлек внимание японского военно-мор­ского командования как наиболее подходящий для серийного строитель­ства. В 1942 г. вместо планировавшихся двух АВ выдали заказ на семь, а затем — еще на восемь единиц. Однако этим планам не суждено было сбыться: из 15 заказанных кораблей реально заложили шесть, а достроили три, причем ни одному из них так и не довелось принять участие в боевых действиях флота.

По компоновке и архитектуре "Unryu" повторял свой прототип — "Soryu". Ангар двухъярусный; размеры верхнего —175 х 21 м, нижнего — 130 х 21 м. Общая вместимость ангара 64 — 65 самолетов. Полетная палуба размерами 216,9 х 27 м (на "Katsuragi" и "Aso" — 214,5 х 27 м) для повышения прочности оснащалась лишь двумя лифтами (вместо трех на "Soryu" и "Hiryu"). Катапульт не было.

Чтобы компенсировать возросшие габариты "острова", корпус сде­лали асимметричным: левый борт отклонялся от ДП больше, чем пра­вый. Схема бронирования повторяла "Soryu", отличаясь лишь некото­рыми деталями. Система ПТЗ несколько улучшилась за счет более тща­тельного разделения на отсеки и введения 50-мм противоторпедной переборки. Усовершенствованиям подверглась и локальная защита погребов (максимальная толщина брони возросла до 165 мм).Кроме того, в бетонную «рубашку» заключались цистерны авиабензина. За­пас последнего сократили до 216 000 л. Но в целом защита "Unryu" оставалась весьма слабой — неизбежное следствие ограниченного водоизмещения.

ЭУ "Unryu", подобно установленной, на "Soryu" и "Hiryu", была унифи­цирована с ГЭУ KPT "Suzuya". Однако нехватка мощных турбин заста­вила для "Katsuragi" и "Aso" использовать "сдвоенные" механические установки эсминцев. Эти два корабля по проекту имели меньшие мощ­ность (на треть) и скорость (на 2 уз.).

Число 25-мм автоматов по проекту равнялось 51 (17x3), но "Unryu" вступил в строй с 63 (21x3), a "Amagi" и "Katsuragi" — с 89 (22x3 + 23x1). Кроме того, на всех кораблях установили по 6 — 8 многоствольных ПУ для запуска 120-мм зенитных НУР.

"Unryu" 19.12.1944 в Восточно-Китайском море получил попадания двух торпед с амер. ПЛ "Redfish". Возникший пожар вызвал взрыв на­ходившихся на борту взрывающихся катеров, после чего АВ затонул.

"Amagi" 24.7.1945 во время налета амер. палубной авиации на ВМБ Куре серьезно поврежден одним прямым попаданием бомбы и двумя близкими разрывами. При повторном налете 28.7.1945 АВ получил попадание одной бомбы в среднюю часть корпуса по ле­вому борту. Утром следующего дня лег на левый борт и затонул на мелководье.

"Katsuragi" 24.7.1945 во время налета амер. палубной авиации на Куре поврежден авиабомбой, 28.7.1945 в АВ попали две 454-кг бомбы, вы­звавшие значительные разрушения на полетной и ангарной палубах в центральной части корпуса. После войны использовался для перевозки репатриантов, в 1947 г. сдан на слом.

Достройка "Kasagi" прекращена 1.4.1945, когда корабль находился в 85%-ной готовности. Сдан на слом в 1947 г.

Достройка "Aso" и "Ikoma" прекращена в январе 1945 г., когда корабли находились в 60%-ной готовности. 24.7.1945 недостроенные корпуса тяжело повреждены амер. авиацией. Сданы на слом в 1947 г.

 

Авианосец "Shinano" — 1 единица

11.jpg

 

"Shinano" YNY 4.5.1940 8.10.1944 11.1944 Погиб 29.11.1944

 

64 800/71 890 т; 244/256 (вл)/266х41,5(36,3 вл)х10,3 м; 4 ТЗА, 12 ПК, 150 000 л.с., 27 уз., 8900 т нефти, 10 000 (18) миль. Броня: борт 160 мм, полетная палуба 76 мм, главная палуба 100 — 190 (скосы 230) мм, ПТП 230 — 75 мм, локальное бронирование до 180 мм. Эк. 2400 чел. 8x2 — 127-мм/40, 35 х 3 + 40 х 1 — 25-мм, 12x28 ПУ 120-мм МУР, 47 самолетов.

 

Крупнейший АВ периода Второй мировой войны — "Shinano" был за­ложен как третий линкор типа "Yamato". Однако опыт первых же сраже­ний на тихоокеанском ТВД выявил абсолютное превосходство палубной авиации над артиллерией тяжелых кораблей, и уже в декабре 1941 г. постройку "Shinano", находившегося в 50%-ной готовности, приостано­вили. Летом 1942 г., сразу же после боя при Мидуэе, корабль решили достроить как авианосец.

К моменту возобновления работ корпус "Shinano" был почти готов, что заставило проектировщиков пойти на определенные компромис­сы. Конструкция подводной части и система ПТЗ остались без изме­нений. Сохранились даже шахты орудийных башен (правда, без тол­стой брони барбетов): в них смонтировали скоростные элеваторы подачи авиационного боезапаса. Толщину броневого пояса (установ­ленного на 15-мм рубашке) уменьшили до 160 мм (вместо 410 мм). Полностью отказаться от вертикальной брони не представлялось воз­можным, поскольку она входила в состав силовой структуры корпуса и являлась продолжением броневой переборки системы ПТЗ (кстати, ПТП в верхней части была толще, чем главный пояс!). По этой же при­чине пришлось сохранить очень толстый (230 мм) пологий скос броневой палубы, хотя на горизонтальном участке сама палуба над ЭУ стала вдвое тоньше — 100 мм (вместо 200 на "Yamato") и лишь над погребами ее толщина возрастала до 190 мм.

Система защиты выше броневой палубы сильно напоминала "Taiho". Палуба между самолетоподъемниками имела такую же толщину; стены ангара не бронировались. Цистерны авиабензина и румпельные отделения заключались в сильно бронированные "ящики". В качестве дополнительной защиты широко использовались двойные переборки, пространство между которыми заполнялось водой или цементом. Общий вес брони достигал рекордной для авианосца величины —17 694 т, плюс 2400 т цемента.

ПТЗ "Shinano" была идентичной примененной на ЛК 'Yamato". Она вклю­чала в себя внешние були и три наклонные продольные переборки, пер­вая из которых в верхней части достигала толщины 200 мм. В целом сис­тема, несмотря на недостаточную ширину, обеспечивала вполне прием­лемую защиту от подводных взрывов. Во всяком случае, в гибели "Shinano" виновата не конструкция ПТЗ, а слабая подготовленность экипажа.

На корабельную архитектуру "Shinano" большое влияние оказал про­ект АВ "Taiho" — в частности, "остров" нового авианосца был просто скопирован с прототипа. Однако полетную палубу пришлось сделать в виде надстройки. Кроме того, почти готовый корпус линкора не позво­лил разместить в нем двухъярусный ангар, поэтому пришлось обойтись одноярусным, длиной 167 м и высотой 5 м. Соответственно и числен­ность авиагруппы самого большого в мире авианосца составляла всего 42 (с резервными 47) машины. Зато авиационный боекомплект был весь­ма внушительным. Отчасти это объяснялось тем, что "Shinano" предпо­лагалось использовать в качестве АВ поддержки, предназначенного для прикрытия авианосных соединений первой линии и пополнения их авиа­групп самолетами и боеприпасами.

Размеры полетной палубы — 256 х 40 м; самолетоподъемников — 15 х 13 м. Катапульт не было. Запас авиабензина составлял 718 300 л.

Основой зенитного вооружения по проекту должны были стать новые 100-мм/65 артустановки типа 98 (как на "Taiho"), но из-за нехватки последних пришлось применить 127-мм/40 пушки типа 89. Легкое зенитное вооруже­ние согласно проекту должно было состоять из 35 х 3 25-мм автоматов, но перед самым вводом корабля в строй дополнительно разместили еще 40 одноствольных автоматов, а также 12 28-ствольных установок для за­пуска 120-мм НУР.

При переходе из Йокосуки в Куре для завершения достроечных работ "Shinano" утром 29.11.1944 получил попадания четырех торпед с амер. ПЛ "Archerfish" в центральную часть корпуса. Вследствие незавершен­ности монтажа системы откачки воды спустя 7,5 часа после атаки АВ перевернулся и затонул в районе о. Инамба.

 

Авианосец "Taiho" — 1 единица

12.jpg

 

"Taiho" KDY 10.7.1941 7.4.1943 3.1944 Погиб 19.6.1944

 

29 300/37 270 т; 238/253 (вл)/260х29,9 (27,7 вл)х9,6 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 160 000 л.с., 33,3 уз., 5700 т нефти, 8000 (18) миль. Броня: борт 55 мм, полетная палуба 76 + 19 мм, ангарная палуба 90 — 48 мм, локальное бронирование до 165 мм. Эк. 2150 чел. 6x2 — 100-мм/65, 17x3 — 25-мм, 84 самолета.

 

Наиболее мощный и совершенный по конструкции АВ японского фло­та. Его проектирование началось в 1939 г., согласно 4-й программе за­мещения флота. Первоначально корабль задумывался как усовершен­ствованный "Shokaku", однако в процессе конструкторских работ он транс­формировался в совершенно новый проект корабля с бронированной полетной палубой — своего рода ответ на появление британского "Illustrious" и американского "Essex".

Конструкция "Taiho" содержала много передовых решений. Полетная палуба представляла собой интегральную часть корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос был выполнен полнос­тью закрытым — такое решение японцы применили впервые. Нетипич­но для японского флота выглядел и "остров" на большом спонсоне с на­клонной дымовой трубой, созданный по подобию АВ "Junyo".

Ангар был двухъярусным, размеры каждого яруса — 152 х 22,5 м, вы­сота около 5 м. Два самолетоподъемника (14 х 14 м) располагались за пределами броневой палубы, довольно далеко друг от друга. Размеры полетной палубы — 257,5 х 30 м. Катапульт не предусматривалось.

Горизонтальное бронирование включало в себя 95-мм полетную па­лубу (76-мм броня на 19-мм рубашке из обычной стали) над верхним ангаром и 48-мм (32 + 16) нижнюю ангарную палубу; над погребами палуба утолщалась до 40 — 90 мм. Стены ангара имели толщину 25 мм. Верхняя ангарная палуба не бронировались. 55-мм пояс прикры­вал лишь чуть более 50% длины корпуса; по высоте он доходил до нижней ангарной палубы. Наиболее мощной (до 165 мм) была локаль­ная защита погребов боезапаса, цистерн авиабензина и двух румпельных отделений.

Зенитное вооружение состояло из шести новых спаренных 100-мм артустановок типа 98, а также 17 трехствольных 25-мм автоматов.

По судостроительной программе 1942 г. предполагалось построить еще семь немного усовершенствованных авианосцев типа 'Taiho" (проект G-15) с увеличенной площадью полетной палубы (261,5 х 29,9 м). Два корабля заказали верфи "Кавасаки" (строительные №801 и №802) и пять — "Мицубиси" (№5021 — 5025). Однако военная и экономическая ситуации вы­нудили японцев отказаться от этой программы.

Утром 19.6.1944 в ходе сражения у Марианских о-вов "Taiho" получил попадание в носовую часть правого борта одной торпеды с амер. ПЛ "Albacore". В результате утечки паров авиабензина спустя шесть часов после атаки произошел взрыв, и АВ затонул.

 

Авианосцы типа "Chitose" — 2 единицы

13.jpg

 

"Chitose" Переоборудован в 1943 — 1.1.1944 Погиб 25.10.1944

"Chiyoda" Переоборудован в 1942 — 31.10.1943 Погиб 25.10.1944

 

11 190/15 300 т; 174/185,9 (вл)/192,5x23 (20,8 вл)х7,5 м; 2 ТЗА + 2 диз., 4 ПК, 44 000 + 12 800 л.с., 28,9 уз., 3000 т нефти, 11 000 (18) миль. Эк. 800 чел. 4x2 — 127-мм/40, 10x3 — 25-мм, 30 самолетов.

 

Вступили в строй в 1938 г. как гидроавиатранспорты (см. раздел "Авиатранспорты").

После потери четырех АВ в сражении у Мидуэя "Chitose" и "Chiyoda" было решено перестроить в легкие АВ. Задача упро­щалась тем, что еще на стадии разработки их проекта предус­матривалась возможность переоборудования кораблей в полноценные АВ.

Проект перестройки в основном повторял "Zuiho" и "Ryuho", но не предусматривал замены ЭУ. Корабли оснастили сплошной полетной палубой размерами 180 х 23 м. Оборудовали одноярусный ангар с двумя самолетоподъемниками. Катапульты не предусматривались.

Для повышения остойчивости и усиления ПТЗ корпус оснастили булями, увеличившими ширину корабля на 2 м. Особенностью архитектуры авианосцев стало наличие двух далеко разнесенных дымовых труб по правому борту: первая из них обслуживала КО, вторая — дизельную установку.

К лету 1944 г. число 25-мм зенитных автоматов увеличили до 48 стволов.

"Chitose" 22.5.1944 легко поврежден попаданием двух невзорвав­шихся торпед амер. ПЛ "Bonefish". 25.10.1944 в ходе боя у м. Энганьо получил прямые попадания трех авиабомб. Через час затонул.

"Chiyoda" 20.6.1944 получил прямое попадание одной бомбы. Ремонт — до сентября 1944 г. В ходе сражения у м. Энганьо 25.10.1944 тяжело поврежден амер. палубной авиацией, поте­рял ход. Вечером того же дня потоплен артогнем амер. КРТ "Wichita" и "New Orleans".

 

Авианосцы типа "Junyo" — 2 единицы

14.jpg

 

"Junyo" Mn     20.3.1939 26.6.1941 5.1942  Слом в 1947

"HiyoKDY 30.11.1939 24.6.1941 7.1942 Погиб 20.6.1944

 

24 140/28 300 т; 206/215,3 (вл)/219,3x27,3 (26,7 вл)х8,2 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 56 000 л.с., 25,5 уз., 4100 т нефти, 10 000 (18) миль. Броня: палуба 20 — 70 мм, локальное бронирование 25 мм. Эк. 1224 чел. 6x2 — 127-мм/40, 8x3 — 25-мм, 53 самолета.

 

Заложены как пассажирские лайнеры "Kashiwara Maru" и "Idzumo Maru" (27 500 брт, 24 уз.), но в августе 1940 г. реквизированы правительством для достройки в качестве АВ. Переименованы в "Junyo" и "Hiyo" соответственно.

Собственно говоря, проект лайнеров изначально предусматривал их переделку в боевые корабли — это была часть "теневой" судостро­ительной программы, являвшейся важным резервом японских ВМС в 1930-е гг. Оба судна имели усиленную конструкцию корпуса с хоро­шим разделением на отсеки в подводной части. В то же время пре­вращение их в полноценные АВ требовало решения ряда серьезных проблем. Компоновка судна вызвала затруднения при «вписывании» в корпус двухъярусного ангара, но в конце концов проектировщикам удалось решить эту задачу. Габариты верхнего и нижнего ярусов ан­гара были одинаковы: 153 х 15 х 5 м. Другой проблемой стал состав ЭУ. Чтобы не затягивать сроки постройки АВ, конструкторы решили оставить уже смонтированные на лайнерах паровые турбины, огра­ничившись лишь установкой шести более мощных ПК — это обещало прибавку в скорости в 2,5 уз.

Полетная палуба размерами 210,3 х 27,3 м имела деревянный на­стил. Катапульт не было. Подъем самолетов обеспечивали два самолетоподъемника (14 х 14 м, грузоподъемность 5 т).

Особенностью архитектуры АВ типа "Junyo" стало наличие (впер­вые в японском флоте) "острова", объединенного с дымовой трубой. Кроме того, последняя имела наклон 25° вправо для лучшего отвода газов от полетной палубы. Позже эту схему применили при проекти­ровании АВ "Taiho" и "Shinano".

Бронирование было весьма скромным. 20-мм палуба в районе МО и КО дополнительно покрывалась двумя слоями 25-мм стали — в сумме это давало 70-мм защиту. Танки бензина и погреба боезапа­са имели 25-мм броню. Весной 1944 г. на "Junyo" их защиту усилили дополнительным слоем бетона.

На испытаниях "Hiyo" развил ход в 25,6 уз. при мощности механиз­мов 56 630 л.с., не добрав почти узел до проектных 26,5 уз. В условиях повседневной службы скорость кораблей не превышала 22 — 23 уз.

В 1943 г. число 25-мм автоматов на обоих АВ увеличили до 40, а летом 1944 г. на "Junyo" их стояло уже 97 (19x3 + 2x2 + 30x1), а так­же 6 28-ствольных 120-мм установок НУР.

"Junyo" 5.11.1943 поврежден торпедой амер. ПЛ "Halibut". Ремонт — до апреля 1944 г. 20.6.1944 в ходе атаки амер. палубной авиации по­врежден двумя бомбами. Ремонт — до сентября 1944 г. 9.12.1944 в Восточно-Китайском море получил попадание одной торпеды с амер. ПЛ "Sea Devil" и 1 — 2 торпед с ПЛ "Redfish". He ремонтировался, в 1947 г. сдан на слом.

"Hiyo" в ходе сражения у Марианских о-вов вечером 20.6.1944 по­лучил два попадания авиаторпед. В результате начавшегося пожара произошла серия внутренних взрывов. Корабль потерял ход и через 2 часа после атаки затонул.

 

Авианосец "Ryuho" — 1 единица

15.jpg

 

"Ryuho" YNY 12.4.1933 16.11.1933 11.1942 Слом в 1946

 

13 360/16 700 т; 197,3/210 (вл)/215,6х23 (19,6 вл)х6,7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 52 000 л.с., 26,5 уз., около 2900 т нефти. Эк. 989 чел. 4x2 — 127-мм/40, 38 — 25-мм, 31 самолет.

 

Бывшая плавбаза ПЛ "Taigei" (стандартное водоизмещение — 10 000 т, 2 диз., 14 000 л.с., 20 уз., 2x2 127-мм/40, 12 пул., 3 гидросамолета), вступившая в строй в марте 1935 г. Как и в случае с "Tsurugisaki" (см. далее), создавалась с учетом возможности переделки в АВ, однако ока­залась неудачной: сварной корпус был слишком слабым, а высокий борт при малой осадке не обеспечивал требуемой остойчивости. В 1936 — 1937 гг. прошла капитальную реконструкцию: корпус усилили, установи­ли були. Водоизмещение при этом увеличилось на 500 т.

В 1941 — 1942 гг., согласно секретному мобилизационному плану "Taigei" переоборудовали в авианосец "Ryuho". По конструкции корабль во многом повторял "Zuiho" и "Shoho", но был несколько крупнее.

Дизельную ЭУ плавбазы также пришлось заменить на паротурбинную, унифицированную с ЭМ типа "Kagero". Но вследствие большего водоиз­мещения и наличия булей по скорости "Ryuho" уступал своим предше­ственникам на 1,5 — 2 уз.

Одноярусный ангар размерами 124 х 18,6 м вмещал 31 самолет. Полет­ная палуба имела размеры 185 х 23 м; в 1944 г. ее удлинили до 198,1 м. Число самолетоподъемников — 2 (13,6 х 12 м). Катапульты и бронирова­ние отсутствовали. Наибольшая толщина палуб в районе МО всего 13 мм.

Зенитное вооружение в 1943 г. было доведено до 42 25-мм автоматов и 6 13,2-мм пулеметов, год спустя их число возросло до 61 и 28 соответствен­но, кроме того, были установлены 6 28-ствольных ПУ для 120-мм НУР.

Следует отметить, что "Ryuho" оказался одним из самых неудачных авиа­носцев японского флота. Слабая конструкция, отсутствие какой-либо защиты и неудовлетворительное разделение корпуса на отсеки в подводной части существенно ограничили его использование в боевых действиях.

12.12.1942 поврежден торпедой амер. ПЛ "Drum"; ремонт —до марта 1943 г. 19.3.1945 в Японском внутреннем море атакован амер. палубной авиа­цией, получил три попадания 227-кг бомб, тяжело поврежден. Не ремонти­ровался, 20.4.1945 исключен из списков флота и в 1946 г. сдан на слом.

 

Авианосцы типа "Zuiho" — 2 единицы

16.jpg

 

"ZuihoYNY 20.6.1935 19.6.1936 12.1940 Погиб 25.10.1944

"Shoho" YNY 3.12.1934 1.6.1935 1.1942      Погиб 7.5.1942

 

11 262/около 14 200 т; 185/201,5 (вл)/204,8х23 (18,2 вл)х6,6 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 52 000 л.с., 28 уз., около 2600 т нефти. Эк. 785 чел. 4x2 — 127-мм/40, 4x2 — 25-мм, 30 самолетов.

 

Бывшие плавбазы ПЛ, проект которых предусматривал быструю кон­версию в авианосцы. "Tsurugisaki" и "Takasaki" (9500/13000 т, 2 диз., 56 000 л.с., 29 уз., 2x2 — 127-мм/40,12 пул., 3 гидросамолета) строились по 2-й программе замещения флота 1934 г. "Tsurugisaki" вступил в строй 15.1.1939, а уже спущенный на воду "Takasaki" примерно в это же время начали перестраивать в АВ; он вошел в строй в новом качестве под на­званием "Zuiho". В ноябре 1940 г. на верфи в Йокосуке началось анало­гичное переоборудование и "Tsurugisaki", переименованного в "Shoho".

Реконструкция кораблей была более основательной, чем это преду­сматривалось довоенными планами. Неудачную дизельную ЭУ пришлось заменить на паротурбинную, унифицированную с ЭМ типа "Kagero". В целом компоновка и архитектура АВ напоминали "Ryujo" — собственно, на базе последнего и проектировались корпуса плавбаз. Правда, ан­гар стал одноярусным, его размеры (124 х 18 м) позволяли вместить 30 самолетов. Два самолетоподъемника связывали ангар с полетной палубой. Последняя первоначально имела длину 180 м и ширину 23 м; в 1943 г. на "Zuiho" ее удлинили до 192,6 м. Катапульт не было.

Интересная особенность АВ — очень длинный и узкий корпус (от­ношение длины к ширине 11:1), оснащенный, тем не менее, системой ПТЗ крейсерского типа. Бронирование отсутствовало, но в качестве локальной защиты погребов боезапаса и цистерн бензина применя­лись оригинальные коробчатые емкости с двойными стенками, про­странство между которыми заполнялось водой. Еще одна необычная деталь архитектуры корабля — дополнительная дымовая труба в кор­мовой части, предназначенная для отвода выхлопных газов судовых дизель-генераторов.

Число 25-мм зенитных автоматов на "Zuiho" в 1943 г. довели до 48 стволов, в 1944-м — до 68. Кроме того, незадолго до гибели "Zuiho" оснастили шестью 28-ствольными установками для 120-мм зенитных НУР.

"Zuiho" в ходе сражения у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 поврежден амер. палубной авиацией (получил попадания в кормовую часть двух 227-кг бомб). Ремонт — до января 1943 г. В ходе сражения у м. Энганьо 25.10.1944 потоплен амер. палубной авиацией — получил попадания двух торпед и четырех бомб.

"Shoho" в ходе сражения в Коралловом море 7.5.1942 подвергся мас­сированному налету самолетов амер. палубной авиации, получил попа­дания семи торпед и 13 авиабомб и через 20 минут затонул.

 

Авианосцы типа "Shokaku" — 2 единицы

17.jpg

 

"Shokaku" YNY 12.12.1937 1.6.1939 8.1941   Погиб 19.6.1944

"Zuikaku"  KDY 25.5.1938 27.11.1939 9.1941 Погиб 25.10.1944

 

25 675/32 105 т; 236,1/250 (вл)/257,5х29 (26 вл)х8,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 160 000 Л.С., 34 уз., 5300 т нефти, 9700 (18) миль. Броня: борт 46 мм, палуба 65 + 25 мм, локальное бронирование до 165 мм. Эк. 1660 чел. 6x2 — 127-мм/40, 12x3 — 25-мм, 84 самолета.

 

"Shokaku" и "Zuikaku" спроектированы в 1936 — 1937 гг. как увеличен­ный и усовершенствованный вариант АВ "Soryu". По архитектуре и ком­поновке они почти в точности повторяли прототип, однако имели усилен­ные бронирование, зенитное вооружение и более многочисленную авиа­группу. На момент своего появления среди всех АВ специальной постройки эти корабли по праву считались самыми большими и мощными в мире.

Мореходность "Shokaku", по сравнению с "Soryu", заметно улучшилась. Корпус стал на одну палубу выше и приобрел новые обводы — "клиперский" форштевень с большим развалом носовых шпангоутов и бульбом в подводной части (здесь конструкторы использовали опыт проектирования корпуса ЛК "Yamato").

Ангар был двухъярусным, полностью закрытым. Длина верхней части составляла 190 м, нижней — 160 м; высота каждой — 4,8 м. Всего на обоих ярусах помещалось 84 самолета. В ангаре имелись посты заправки самолетов и подвески авиабомб, что ускоряло подготовку авиагруппы к вылету, но увеличивало опасность пожара — здесь отсутствовала какая-либо защита от вражеских бомб и снарядов.

Полетная палуба размерами 242,2 х 29 м покрывалась деревянным настилом. Самолеты подавались тремя лифтами (носовой — размера­ми 13 х 16 м, остальные два — 13 х 13 м). Подъем одного самолета за­нимал 15 с, а полный цикл, включая погрузку и выгрузку, — 40 с. Ката­пульт не предусматривалось.

Схема бронирования в основном повторяла принятую на "Soryu". Наружный 46-мм пояс по ватерлинии тянулся на протяжении МО и КО. Броневая палуба над ЭУ имела толщину 90 мм (65 + 25), над погребами боезапаса — 132 мм. Остальные палубы, включая полет­ную, изготавливались из стали толщиной 16 — 19 мм. Наибольшую толщину имела локальная коробчатая защита погребов, достигающая 165 мм. Во второй половине 1944 г. на "Zuikaku" танки с авиабензином получили дополнительную защиту из бетона.

Число 25-мм зенитных автоматов (в одно-, двух- и трехстволь­ных установках) постоянно росло: к лету 1942 г. на каждом из АВ их было по 48 (16x3), в июле 1943-го — по 70 (18x3 + 16x1), а на "Zuikaku" в конце его карьеры — 106 (18x3 + 5x2 + 42x1); кроме того, на нем в 1944 г. установили 8 28-ствольных установок для запуска 120-мм зенитных НУР — правда, это оружие оказалось аб­солютно неэффективным.

"Shokaku" 8.5.1942 поврежден амер. палубной авиацией (попадания­ми двух 454-кг бомб). Ремонт — до конца июня 1942 г. 26.10.1942 вновь поврежден амер. палубной авиацией (попадания шести бомб). Ремон­тировался до марта 1943 г. 19.6.1944 в ходе сражения у Марианских о-вов получил попадания 3 — 4 торпед с амер. ПЛ "Cavalla". Через 3 часа после атаки взорвался и затонул.

"Zuikaku" 20.6.1944 тяжело поврежден амер. палубной авиацией (по­лучил одно прямое попадание авиабомбы, еще пять разорвалось ря­дом с бортами). Ремонт —до начала августа 1944 г. В ходе сражения у м. Энганьо 25.10.1944 потоплен амер. палубной авиацией (получил попадания 6 — 7 торпед и 7 бомб).

 

Авианосцы типа "Soryu" — 2 единицы

18.jpg

 

"Soryu" KNY 20.11.1934 23.12.1935 12.1937 Погиб 4.6.1942

"Hiryu" YNY 8.7.1936 16.11.1937 7.1939       Погиб 5.6.1942

 

15 900/19 800 ("Soryu") или 17 300/21 900 ("Hiryu") т, 210/222 (вл)/227,5х26 (21,3 вл)х7,6 ("Soryu") или 210/222,9 (вл)/227,4х27 (22,3 вл)х7,8 ("Hiryu") м; 4 ТЗА, 8 ПК, 152 000 л.с., 34,5 ("Soryu") или 34,3 ("Hiryu") уз., 3670 ("Soryu") или 4400 ("Hiryu") т нефти. Броня: борт 40 мм ("Soryu") или 48 мм ("Hiryu"), палуба 25 мм, локальная защита до 140 мм. Эк. 1100 чел. 6x2 — 127-мм/40, 28 ("Soryu") или 31 ("Hiryu") — 25-мм, 71 ("Soryu") или 73 ("Hiryu") самолета.

 

Своим появлением "Soryu" и "Hiryu" обязаны Лондонской мор­ской конференции 1930 г., согласно решениям которой Япония мог­ла несколько усилить свой авианосный флот. (Соотношение сум­марного тоннажа авианосцев США, Великобритании и Японии те­перь составляло 10:10:7 вместо предусмотренного Вашингтонской конференцией 5:5:3). Оба корабля строились по 1-й программе замещения флота 1931 г.

По архитектуре 2 этих авианосца послужили прототипами почти для всех последующих серий японских кораблей данного класса. Они имели сплошную полетную палубу, двухъярусный ангар, маленький "остров", две загнутые вниз и назад дымовые трубы и три самолетоподъемника. В целом проект корабля (в рамках отведенного на него водоизмещения) оказался весьма удачным, гармонично сочетая высокую скорость с мощ­ным зенитным вооружением и внушительной численностью авиагруппы. Полетная палуба головного "Soryu" имела размеры 216,9 х 26 м. Ка­тапульт не было. Двухъярусный ангар вмещал 71 самолет; верхний ярус имел размеры 171,3 х 18 м, нижний — 142,4 х 18 м. Правда, за столь внушительную площадь пришлось заплатить малой высотой ангара (верхний ярус — 4,6 м, нижний — 4,3 м), из-за чего на первом ярусе могли размещаться только истребители.

Обводы корпуса "Soryu" создавались на основе теоретического чер­тежа тяжелого крейсера, ЭУ была унифицирована с примененной на крейсере "Suzuya". Пропульсивные качества авианосца оказались весь­ма высокими: при водоизмещении, почти вдвое большем, чем у "Mogami", "Soryu" развивал ход лишь на 2 уз. меньше.

Бронирование выглядело достаточно скромным: это определялось ограниченным водоизмещением. Толщина пояса в районе МО состав­ляла 40 мм, броневая палуба прикрывалась 25-мм стальными плита­ми. Наибольшую толщину имела локальная защита погребов боезапа­са: горизонтальная — 55 мм, вертикальная — 140 мм.

"Hiryu" строился по усовершенствованному проекту. Высоту его корпуса увеличили на одну палубу, "остров" перенесли на левый борт ("Hiryu" стал вторым после "Akagi" и последним японским авиа­носцем с "островом" по левому борту). Ширину полетной палубы увеличили на 1 м, запас топлива — на 20%. Несколько усилили бронирование: толщину пояса по ватерлинии в районе МО и КО довели до 48 мм.

Оба корабля погибли в сражении у о. Мидуэй. "Soryu" утром 4.6.1942 поврежден амер. палубной авиацией. В корабль попало три 454-кг бомбы, начались пожары. Спустя 30 минут экипаж на­чал покидать АВ, а еще через 8 часов корабль взорвался и зато­нул. "Hiryu" днем 4.6.1942 поврежден амер. палубной авиацией. В него попало четыре 454-кг бомбы, такое же число разорвалось в воде у бортов. На корабле начались пожары, через 4 часа вода за­топила МО, после чего экипаж был снят. Утром 5.6.1942 "Hiryu" был потоплен торпедами ЭМ эскорта.

 

Авианосец "Ryujo" — 1 единица

19.jpg

 

"Ryujo" Yk 26.11.1929 2.4.1931 5.1933 Погиб 24.8.1942

 

10 600/13 650 т; 167/175,4 (вл)/179х23 (20,8 вл)х7,1 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 65 000 л.с., 29 уз., 2490 т нефти. Эк. 924 чел. 4x2 — 127-мм/40, 2x2 — 25-мм, 12x2 — 13,2-мм пул., 38 самолетов.

 

Построен по программе 1927 г. Малые размеры корабля определя­лись лимитом тоннажа, отведенным на авианосцы Вашингтонским со­глашением. Хотя реальное водоизмещение "Ryujo" (около 10 000 т) за­метно превышало официально декларируемое (8000 т), все равно его боевые возможности оставались ограниченными.

По первоначальному проекту ангар авианосца предполагался одно­ярусным, но в ходе постройки его трансформировали в двухъярусный. Это позволило увеличить численность авиагруппы, но одновременно при­вело к сильной перегрузке и снижению остойчивости корабля. Через год после ввода в строй "Ryujo" пришлось отправлять на верфь для пере­стройки.

В ходе работ в 1934 — 1936 гг. авианосец оснастили булями, повы­сившими ширину корпуса на 0,5 м, а в трюм уложили 1200 т балласта. Для снижения "верхнего" веса демонтировали две спаренные 127-мм артустановки, позже добавили четыре 25-мм автомата.

Полетная палуба не претерпела изменений. Катапульт не было. По­дача самолетов из ангара осуществлялась двумя самолетоподъемниками (носовой имел размеры 11,1 х 15,7 м; кормовой — значитель­но меньше). Небольшая площадь полетной палубы (156,5 х 23 м) не позволяла держать на ней во время взлетно-посадочных операций бо­лее шести самолетов, из-за чего действия авиагруппы "Ryujo" были малоэффективны.

Из-за ограниченного водоизмещения нельзя было применить на ко­рабле полноценное бронирование. В результате легкую противоосколочную броневую защиту получили лишь погреба боезапаса и МО.

В 1942 г. число 25-мм автоматов возросло до 22.

В сражении у Вост. Соломоновых о-вов 24.8.1942 тяжело поврежден амер. палубной авиацией. В корабль попала одна торпеда и четыре 454-кг бомбы, вызвавшие обширные пожары и подводные пробоины. Спустя 3,5 часа после атаки АВ перевернулся и затонул.

 

Авианосец "Kaga" — 1 единица

20.jpg

 

"Kaga" KDY + YNY 19.7.1920 17.11.1921 3.1928 Погиб 4.6.1942

 

38 200/43 650 т; 240,3(вл)/248,6х30,3 (32,5 вл)х9,5 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 127 400 л.с., 28,3 уз., 5300 т нефти. Броня: борт 152 мм, палуба 38 мм, башни 25 мм. Эк. 2016 чел. 10 х 1 — 200-мм/50, 6 х 2 — 120-мм/45, 30 — 25-мм, 90 самолетов.

 

"Kaga" заложен как третий линкор кораблестроительной программы "8 — 8" (нормальное водоизмещение — 39 900 т, вооружение — 5x2 410-мм орудий ГК). После Вашингтонской конференции строительство прекратили и уже спущенный на воду корабль собирались сдать на слом. Однако после повреждения во время землетрясения корпуса предпола­гавшегося к достройке в качестве авианосца линейного крейсера "Amagi" его решили заменить "Kaga". Несостоявшийся линкор отбуксировали на верфь в Йокосуку, и в конце 1923 г. на нем возобновились работы.

В целом проект повторял "Akagi". Внешне он отличался конструкцией дымовых труб: на "Kaga" дымоходы располагались с обоих бортов и шли вдоль ангара в корму. Корпус линкора был на 13 м короче, чем у линейного крейсера, из-за чего полетная палуба также вышла короче (171,3 х 30,3), а компоновку трехъярусного ангара пришлось несколько изменить. Кроме того, сама палуба не имела характерного для "Akagi" уклона в сторону кормы.

Схема размещения стартовых площадок, самолетоподъемников, а также вооружение и бронирование на "Kaga" и "Akagi" были практи­чески идентичны. (Первый отличался более тонкой броневой палу­бой — всего 38 мм). Мощность механизмов и скорость хода у "Kaga" на момент вступления в строй были значительно меньше, чем у "Akagi" (91 000 л.с. и 27,5 уз. против 131 200 л.с. и 31 уз.)

С 25.6.1934 по 25.6.1935 авианосец прошел капитальное переобору­дование (в дальнейшем по этому же проекту модернизировали и "Akagi"). После установки противоторпедных булей ширина корпуса увеличилась с 29,6 до 32,5 м. Была изменена и длина корпуса — с 238,5 до 247,7 м.

Мощность ЭУ подняли за счет замены 12 старых ПК со смешанным ото­плением на 8 чисто нефтяных большей паропроизводительности. По­летную палубу удлинили до 248,6 м (превышала наибольшую длину кор­пуса), носовые стартовые площадки на ангарных палубах ликвидирова­ли. Самолетоподъемников стало три: носовой (размерами 11,8 х 16 м), средний (11 х 13 м) и кормовой (12,8 х 8,4 м). Число 200-мм орудий на "Kaga" сохранилось, но расположение их частично изменилось: из де­монтированных башен пушки перенесли в увеличенные кормовые казе­маты. Катапульт не было. Число самолетов, включая резервные, возросло с 60 до 90. Правда, в 1941 г. из-за увеличения веса и габаритов лета­тельных аппаратов авиагруппу сократили до 81 машины, а во время боя у Мидуэя с борта "Kaga" могли действовать не более 66.

После модернизации внешне и по характеристикам "Kaga" и "Akagi" стали более похожими. Основные отличия заключались в том, что "ост­ров" "Kaga" располагался по правому борту и находился ближе к носу, дымовая труба имела меньшие размеры, а средний самолетоподъемник был сдвинут вперед.

Зенитное вооружение в 1938 г. усилили за счет установки 22 25-мм автоматов, в 1941 г. их число довели до 30.

В ходе сражения у о. Мидуэй днем 4.6.1942 амер. палубная авиация добилась четырех попаданий и пяти близких разрывов 454-кг бомб. Об­ширные разрушения и пожары на полетной и ангарной палубах застави­ли экипаж вскоре покинуть корабль. Спустя 9 часов после атаки он зато­нул в результате взрыва танков с авиабензином.

 

Авианосец "Akagi" — 1 единица

21.jpg

 

"Akagi" KNY 6.12.1920 22.4.1925 3.1927 Погиб 5.6.1942

 

36 500/42 750 т; 235/250,4(вл)/260,7х31,8 (31,3 вл)х8,7 м; 4 ТЗА, 19 ПК, 133 000 л.с., 31,2 уз., 5775 т нефти. Броня: борт 152 мм, палуба 57 — 79 мм, башни 25 мм. Эк. 2000 чел. 6x1— 200-мм/50, 6x2 — 120-мм/45, 28 — 25-мм, 91 самолет.

 

"Akagi" вместе с однотипным "Amagi" заложили как линейные крейсе­ра (нормальное водоизмещение — 41 200 т, вооружение — 5x2 410-мм орудий ГК) по кораблестроительной программе "8 — 8", но в связи с на­чалом Вашингтонской конференции их строительство в феврале 1922 г. было приостановлено. В соответствии с решениями конференции два этих корабля разрешили достроить в качестве авианосцев. На "Akagi" работы возобновились 17.11.1923. "Amagi", корпус которого серьезно повредило вследствие разрушительного землетрясения 1923 г., было решено сдать на слом, а вместо него переделать в авианосец недостро­енный линкор "Kaga".

На момент вступления в строй "Akagi" стал крупнейшим авианосцем мира (его стандартное водоизмещение фактически превышало 30 000 т, хотя официально японцы указывали величину всего 26 900 т), и лишь достроенные несколько позже американские "Lexington" и "Saratoga" ли­шили его этого титула.

На проект переоборудования "Akagi" в авианосец большое влияние ока­зал английский "Furious". Первоначально японский корабль имел схожую конструкцию: сплошная полетная палуба размерами 190,2 х 30,3 м зани­мала примерно 3/4 длины корпуса, ангар был трехъярусным, впереди двух верхних ярусов располагались площадки для старта самолетов непосред­ственно из ангара. Нижняя площадка длиной 55 м предназначалась для взлета бомбардировщиков и торпедоносцев, над ней располагалась вто­рая, длиной всего 15 м, приспособленная для старта более легких само­летов — истребителей и разведчиков. Верхняя палуба на 2/3 длины име­ла уклон в корму в 1,5° для облегчения посадки самолетов.

Подъем самолетов на верхнюю палубу осуществлялся двумя лифта­ми (размеры носового — 11,8 х 13 м, кормового — 12,8 х 8,4 м).

В "наследство" от линейного крейсера "Akagi" досталось относитель­но мощное вертикальное бронирование. Броневой пояс толщиной 152 мм имел наклон 14° и простирался примерно на 2/3 длины корпуса. Сверху к поясу примыкала броневая палуба толщиной от 57 до 79 мм (с учетом подкладки). Палубы, расположенные выше, бронированы не были.

Вооружение "Akagi" первоначально состояло из 10 200-мм/50 орудий (4 в башнях и 6 в казематах) и 12 120-мм/40 зениток (6 х 2). В ходе мо­дернизации 1935 — 1938 гг. башни демонтировали, но казематные артустановки сохранились.

Характерной особенностью внешнего вида авианосца была "двухъ­ярусная" дымовая труба, у которой большой дымоход загибался вниз, а малый — вверх. Во время взлетно-посадочных операций действовала лишь большая (нижняя) труба.

С 24.10.1935 по 31.8.1938 "Akagi" прошел капитальную модернизацию, полностью изменившую внешний вид и характеристики корабля. Полет­ная палуба теперь простиралась почти на всю длину корпуса, носовые стартовые площадки на ангарных палубах ликвидировали, установили були, повысившие ширину корпуса с 29 до 31,3 м. Самолетоподъемников стало три: носовой (размерами 11,8 х 16 м), средний (11,8 х 13 м) и кормо­вой (12,8 х 8,4 м). Число принимаемых на борт самолетов увеличилось с 60 до 91 (66 боеготовых и 25 резервных в частично разобранном виде). Паровые котлы полностью перевели на нефтяное отопление, что, благо­даря несколько возросшей паропроизводительности, позволило повысить мощность, хотя и не намного. Появилась небольшая надстройка-"остров": на "Akagi" она находилась по левому борту, а не по правому, как это было принято на большинстве других авианосцев. Вместо "двухъярусной" тру­бы установили новую, большего размера, направленную назад и вниз.

В ходе сражения у о. Мидуэй днем 4.6.1942 амер. палубная авиация добилась двух попаданий авиабомб. 454-кг попала в центральный лифт и взорвалась на ангарной палубе, другая — на полетной, в кормовой части. Обширный пожар, охвативший находившиеся здесь самолеты, взять под контроль не удалось. Спустя 9 часов корабль был оставлен экипажем и утром 5.6.1942 выгоревший остов потоплен торпедами ЭМ эскорта.

 

Авианосец "Hosho" — 1 единица

22.jpg

 

"Hosho" AT + YNY 16.12.1919 13.11.1921 12.1922 Слом в 1947

 

Около 8000/10 797 т; 165(вл)/168,1х22,7 (18 вл)х6,2 м; 2 ТЗА, 8 ПК, 30 000 л.с., 25 уз. Эк. 550 чел. 4x1 — 140-мм/50, 2x1 — 80-мм/40, 4x2 — 25-мм, 21 самолет.

 

Заложен как танкер ВМС, первоначально получил название "Hiryu". В 1920 г. принято решение о достройке судна в качестве авианосца. В разработке проекта участвовали английские специалисты. Переиме­нован в "Hosho". После спуска на воду отбуксирован на верфь ВМС в Йокосуке для достройки. Планировавшаяся закладка второго одно­типного корабля не состоялась в связи с решениями Вашингтонской конференции 1922 г.

"Hosho" имел сплошную полетную палубу размерами 168,3 х 22,7 м и одноярусный подпалубный ангар. Подъем самолетов наверх осу­ществлялся двумя лифтами: носовым (размерами 9 х 9 м) и кор­мовым (12,5 х 7 м). Катапульт не было, но для облегчения запуска самолетов полетная палуба в первой четверти получила некото­рый уклон.

Интересная особенность архитектуры "Hosho" — три дымовые трубы, установленные по правому борту и способные отклоняться на угол 90° (чтобы уменьшить вредное влияние дыма и завихрений воздуха на про­цесс посадки самолетов).

На испытаниях 14.12.1922 авианосец при водоизмещении 9510 т раз­вил мощность 31 117 л.с. и скорость в 26,66 уз.

Первоначально "Hosho" имел "остров" по правому борту, но уже в 1923 г. его демонтировали, и корабль приобрел гладкопалубный силуэт, ставший характерным для целого поколения японских авианосцев. Од­новременно ликвидировали уклон носовой части полетной палубы.

В ходе эксплуатации "Hosho" неоднократно перестраивался. Во вре­мя модернизации 1934 — 1936 гг. его дымовые трубы закрепили в гори­зонтальном положении, несколько переделали полетную палубу, паровые котлы перевели на нефтяное отопление, а их число сократили с двенад­цати до восьми. Дополнительно установили 12 зенитных 13,2-мм пуле­метов. Полное водоизмещение корабля возросло с 9630 т до 10 797 т. При ремонте в 1937 — 1940 гг. устаревшие 80-мм/40 зенитные орудия заменили на 4 х 2 25-мм автомата.

В 1942 г., вскоре после боя у Мидуэя, с корабля сняли 140-мм/50 ору­дия, а вместо них установили еще 4x2 25-мм автомата. Численность авиагруппы уменьшили до 11 самолетов. Переклассифицирован в учеб­ный авианосец.

В 1944 г. "Hosho" прошел последнюю модернизацию. Полетную палу­бу удлинили до 180,8 м, а размеры самолетоподъемников увеличили: носового — до 8,5х12,8 м, кормового — до 13,7х11 м. Дымоходы отвели вниз. Зенитное вооружение состояло из 8 х 2 25-мм автоматов, но уже в следующем году их число сократилось до 3 х 2.

Поврежден амер. палубной авиацией в Куре 28.7.1945. После окончания войны некоторое время использовался в качестве репатриационного TR

 

Эскортный авианосец "Shinyo" — 1 единица

23.jpg

 

"Shinyo" Dm 14.12.1934 (переоборудован 9.1942 — 15.12.1943) Погиб 17.11.1944

 

Стандартное — 17 500 т; 185/189,4x25,6x8,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 26 000 л.с., 20 уз. Эк. 942 чел. 4 х 2 — 127-мм/40, 10x3 — 25-мм, 33 самолета.

 

Бывший немецкий пассажирский лайнер "Scharnhorst" (18 184 брт, 21 уз.). Начало Второй мировой войны застало судно в порту Кобе, где его поставили на прикол. 7.2.1942 "Scharnhorst" был передан японско­му правительству; предполагалось использовать его в качестве войс­кового транспорта. После сражения у Мидуэя лайнер решили экстрен­но перестроить в АВ. Его переименовали в "Shinyo" и перевели на верфь в г. Куре. При переоборудовании судна использовался металл, заго­товленный для "заказа №111" — четвертого из планировавшихся лин­коров типа "Yamato".

Конструкция и компоновка "Shinyo" были стандартными для эскорт­ных АВ японского флота: одноярусный ангар, легкая полетная палуба размерами 180x24,5 м, два лифта, отсутствие катапульты, а также ка­кой-либо броневой защиты (за исключением бетонного прикрытия бом­бовых погребов и цистерн для бензина). Правда, в отличие от предше­ственников, "Shinyo" оснастили булями, что улучшило остойчивость и создало некое подобие ПТЗ.

Число 25-мм зенитных автоматов в начале 1944 г. увеличили до 42, а к лету 1944-го — до 50 стволов.

Из-за необходимости замены котлов корабль фактически вошел в состав флота лишь в июле 1944 г. 17.11.1944 при сопровождении кон­воя в Сингапур потоплен (четыре торпедных попадания) амер. ПЛ "Spadefish".

 

Эскортный авианосец "Kayo" — 1 единица

24.jpg

 

"Kayo" Mn 22.2.1938 9.12.1938 11.1943 Слом в 1947

 

13 600/около 18 0000 т; 155/159,6 (вл)/166,6х23,5 (21,9 вп)х8,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 52 000 л.с., 23,8 уз. Эк. 829 чел. 4x2 — 127-мм/40, 8x3 — 25-мм, 24 самолета.

 

Бывший пассажирский лайнер "Argentina Maru" (12 755 брт, 21,5 уз.). Реквизирован в декабре 1941 г. и в течение года использовался как вой­сковой транспорт. В декабре 1942 г. поставлен на переоборудование в эскортный АВ и переименован в "Kayo". Планировавшаяся аналогичная модернизация однотипного судна "Brazil Maru" не состоялась — 5.8.1942 он был потоплен.

Проект перестройки в целом повторял "Taiyo", но предусматривал за­мену дизельной установки на паротурбинную, заимствованную у серий­ного эсминца. В остальном конструкция была стандартной: одноярусный ангар, два лифта, легкая полетная палуба с деревянным настилом. Ката­пульты отсутствовали.

В июле 1944 г. число 25-мм автоматов увеличили до 44. Тогда же установи­ли несколько 28-ствольных ПУ для запуска 120-мм НУР, а также восемь БМ.

19.3.1945 поврежден амер. палубной авиацией. 24.7.1945 подорвался на неконтактной мине (повреждена кормовая часть) и сел на мель в зал. Беппу. 28.7.1945 тяжело поврежден бомбами англ, палубной авиации и исключен из состава флота.

 

Эскортные авианосцы типа "Taiyo" — 3 единицы

25.jpg

 

"Taiyo"  Mn 6.1.1940 19.9.1940 9.1941       Погиб 18.8.1944

"Unyo"   Mn 14.12.1938 31.10.1939 5.1942 Погиб 17.9.1944

"Chuyo" Mn 9.5.1938 20.5.1939 11.1942     Погиб 4.12.1943

 

17 830/около 20 900 т; 168/173,7 (вл)/180,2х23,5 (22,7 вл)х7,7 — 8 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 25 200 л.с., 21 уз. Эк. 747 чел. 4x2 — 127-мм/40 ("Unyo" и "Chuyo") или 6 х 1 — 120-мм/45 ("Taiyo"), 2x2 — 25-мм, 27 самолетов.

 

Бывшие быстроходные пассажирские лайнеры "Kasugava Maru", "Yawata Maru" и "Nitta Maru" (17 100 брт, 22,2 уз.). Два последних вошли в строй в 1940 г., но в следующем году были реквизированы и поставле­ны на реконструкцию на верфи в г. Куре. "Kasugava Maru" получен фло­том в недостроенном виде; его переоборудование в АВ велось на вер­фи в Сасебо. 1.8.1942 переименован в "Taiyo". Одновременно "Yawata Maru" получил имя "Unyo". "Nitta Maru" вступил в строй после переобо­рудования как "Chuyo".

Первые эскортные АВ японского флота имели упрощенную конструк­цию. Корпус до верхней палубы и ГЭУ почти не претерпели измене­ний. Вместо срезанных надстроек была установлена полетная палуба размерами 172x23,5 м, под которой оборудовали одноярусный ангар длиной 91,5 м. Имелось два самолетоподъемника. Катапульт не было. Корабли предполагалось использовать преимущественно в качестве авиатранспортов.

В ходе войны зенитное вооружение существенно усилили. В 1943 г. число 25-мм автоматов на "Taiyo" и "Unyo" достигло 24 стволов, на "Chuyo" — 22 плюс 5 13,2-мм пулеметов. В 1944 г. "Taiyo" и "Chuyo" несли по 2 х 2 127-мм зен. орудия, 64 25-мм автомата и 10 13,2-мм пулеметов.

"Taiyo" 28.9.1942 поврежден торпедой с амер. ПЛ "Trout". Ремонт — один месяц. 24.9.1943 вновь поврежден амер. ПЛ "Cabrilla". Ремонт — до января 1944 г. 18.8.1944 сев.-зап. о. Лусон торпедирован и потоплен амер. ПЛ "Rasher".

"Unyo" 19.1.1944 поврежден двумя торпедами амер. ПЛ "Haddock". Ремонт — до августа 1944 г. 16.9.1944 в Южно-Китайском море получил попадания 2 — 3 торпед с амер. ПЛ "Barb" и утром 17.9.1944 затонул.

"Chuyo" вечером 3.12.1943 в 260 милях юго-вост. Йокосуки получил попадание торпеды с амер. ПЛ "Sailfish", утром 4.12.1943 в результа­те двух последовательных атак ПЛ (попало еще 2 — 4 торпеды) "Chuyo" затонул.