Тральщики

 

Тральщики типа W-19 — 17 единиц

77.jpg

 

W-190,18.2.1941 —слом в 1946), W-20(l, 17.9.1941 —погиб 4.5.1945), W-21 (HSB, 28.2.1941 — слом в 1947 — 1948), W-22 (I, 28.4.1941 — погиб 11.11.1944), W-23 (I, 13.1.1943 — в 1947 передан СССР), W-24 (HSB, 26.9.1942 —погиб 15.7.1945), W-25(KNY, 1942 —погиб 4.7.1944), W-26 (My, 1942 — погиб 17.2.1944), W-27 (HSB, 1942 — погиб 10.7.1945), W-28 (KNY, 1943 — погиб 29.8.1944), W-29 (I, 1943 — погиб 7.5.1945), W-30 (I, 1943 — погиб 11.11.1944), W-33 (My, 1943 — погиб 9.8.1945), W-34 (I, 1943 — погиб 21.5.1945), W-38 (нет данных, 1944 — погиб 20.11.1944), W-39 (HSB, 1944 — погиб 20.7.1944) и W-41 (нет данных, 1944 — погиб 4.1.1945).

 

648/743 (норм.) т; 67,3/71,3 (вл)/72,5х7,9х2,6 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 3850 л.с., 20 уз., уголь и нефть, 2000 (14) миль. Эк. 105 чел. 3x1 — 120 мм/45, 1x2 — 25-мм, тральное оборудование.

 

Развитие типа W-7 с внесением незначительных изменений в проект. Их строительство предусматривалось 4-й (6 единиц) и 5-й (28 единиц) програм­мами замещения флота 1939 и 1941 гг. Фактически работы были начаты толь­ко на 23 кораблях, из которых в строй в 1941 - 1944 гг. вошли 17. Заказы на остальные были аннулированы. Программами 1942 г. предусматривалась по­стройка еще 46 единиц, но работы по ним не начинали.

В 1944 г. все уцелевшие корабли (кроме W-19 и W-26) прошли переобору­дование в эскортные. С них снято тральное оборудование и часть артилле­рии. Добавлены БМ и 25-мм зенитные автоматы. Состав вооружения: 2x1 120-мм/45, 9 25-мм, БМ, 36 ГБ.

W-26 2.11.1943 тяжело поврежден в Рабауле амер. авиацией; здесь же потоп­лен амер. авиацией 17.2.1944 (в ходе ремонта повреждений). W-25 потоплен 4.7.1944 у побережья Японии амер. палубной авиацией. W-39 потоплен 20.7.1944 у побережья Японии амер. ПЛ "Threacffin". W-28 2.10.1943 поврежден при подрыве на мине. 29.8.1944 потоплен у о. Целебес амер. ПЛ "Jack". W-22 поврежден 27.2.1943 амер. ПЛ "Grampus". 11.11.1944 погиб при подрыве на мине у Беликлапана. W-30 потоплен 11.11.1944 в зал. Омрок (Филиппины) амер. палубной авиа­цией. W-38 потоплен 20.11.1944 юго-зап. о. Формоза амер. ПЛ "Atule". W-41 тяже­ло 4.1.1945 поврежден у Такао (о. Формоза) амер. авиацией. Затонул на мелково­дье. Впоследствии разобран. W-20 потоплен 4.5.1945 у побережья Японии амер. ПЛ "Trepang". W-29 поврежден 5.2.1945 при подрыве на мине. 7.5.1945 погиб у побережья Японии при подрыве на мине. W-34 потоплен 21.5.1945 в Яванском море амер. ПЛ "Chub". W-27 потоплен 10.7.1945 у побережья Японии амер. ПЛ "Runner". W-24 потоплен 15.7.1945 у побережья Японии амер. палубной авиаци­ей. W-33 потоплен 9.8.1945 у побережья Японии англ, палубной авиацией. W-19 тяжело поврежден 10.12.1941 амер. авиацией у сев. побережья о. Лусон, не ремонтировался; с 15.1.1942 выведен в резерв; слом в 1946 г. W-21 поврежден 10.4.1945 при подрыве на мине.

W-23 в октябре 1947 г. по репарации передан СССР.

 

Тральщики типа W-7 — 6 единиц

78.jpg

 

W-7 (Т, 16.6.1938 —погиб 15.4.1944), W-8 (UD, 28.5.1938 —затоплен в 1946), W-9(MNY, 10.9.1938 — погиб 2.2.1943), W-10 (1,22.9.1938 — погиб 10.12.1941), W-11(UD, 28.12.1938 — погиб 28.3.1945) и W-12 (1,18.2.1939 — погиб 6.4.1945).

 

630/738 (норм.) т; 67,3/71,3 (вл)/72,5х7,9х2 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 3850 л.с., 20 уз., уголь и нефть, 2000 (14) миль. Эк. 88 чел. 3x1 — 120-мм/45, 1x2 — 25-мм, тральное оборудование.

 

Строились по 3-й программе замещения флота 1937 г. Вступили в строй в 1938 — 1939 гг. Развитие типа W-17 с усиленным артвооружением.

В 1944 г. W-7, W-8, W-11 и W-12 переоборудованы в эскортные корабли. С них снято тральное оборудование и часть артиллерии. Добавлены БМ (36 ГБ) и 25-мм зенитные автоматы. Состав вооружения: 2 х 1 120-мм/45, 9 25-мм, БМ, 36 ГБ.

W-10 потоплен 10.12.1941 у о. Лусон амер. авиацией. W-9 погиб 2.2.1943 у Амбоина (о. Церам) при подрыве на голланд. мине. W-7 потоплен 15.4.1944 в Анда­манском море англ. ПЛ "Storm". W-11 поврежден 2.2.1943 при подрыве на мине у Амбоина. 28.3.1945 потоплен у о. Целебес амер. авиацией. W-12 поврежден 2.2.1943 при подрыве на мине у Амбоина. 6.4.1945 потоплен у о. Сумбава (Яван­ское море) амер. ПЛ "Besugo". W-8 затоплен англичанами в Сингапуре 13.7.1946.

 

Тральщики типа W-17 — 2 единицы

79.jpg

 

W-17 (HtS, 3.8.1935 —слом в 1947) и W-18 (Т, 19.9.1935 —погиб 26.11.1944)

 

578/696 (норм.) т; 67,3/70 (вл)/72,5x7,9x2,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 3200 л.с., 19 уз., уголь и нефть, 2600 (12) миль. Эк. 94 чел. 2x1 — 120 мм/45, 2x1 — 13,2-мм, тральное оборудование.

 

Строились по 1-й программе замещения флота 1931 г. Вступили в строй в 1936 г. Должны были стать 5-м и 6-м кораблями типа W-13. После инцидента с мм "Tomozuru" проект был переработан, поэтому эти два корабля существен­но отличались от своих предшественников. В частности, на них произошел пе­реход от паромашинной ЭУ к паротурбинной.

В 1943 — 1944 гг. усилено противолодочное вооружение: установлены БМ с запасом из 36 ГБ, 13,2-мм пулеметы заменены на 5 х 1 25-мм автоматов. Траль­ное оборудование, в отличие от предшествующих типов, не снималось, а было усилено за счет установки минных тралов.

W-18 поврежден 25.11.1944 к югу от о. Хайнань амер. армейской авиацией. Затонул на следующий день. W-17 поврежден 18.3.1945 амер. ПЛ "Springer". 2.8.1945 вновь тяжело поврежден при подрыве на мине; не ремонтировался.

 

Тральщики типа W-13 — 4 единицы

80.jpg

 

W-13(F, 30.3.1933 — погиб 12.1.1942), W-14 (HtS, 20.5.1933 — погиб 12.1.1942), W-15 (F, 14.2.1934 — погиб 5.3.1945) и W-16 (Т, 30.3.1934 — погиб 11.9.1943).

 

691/787 (нормальное) т; 69/72 (вл)/74х8,2х2,1 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 3200 л.с., 18 уз., уголь и нефть, 2600 (12) миль. 2x1 — 120 мм/45, 2x1 — 13,2-мм, тральное оборудование.

 

Строились по 1-й программе замещения флота 1931 г. Вступили в строй в 1933 — 1934 г. Усовершенствованный проект на базе ТЩ типа W-5. Размеры и мощность ЭУ несколько уменьшены, число котлов сократилось с трех до двух. В 1935 г. после инцидента с мм "Tomozuru" прошли модернизацию, направ­ленную на улучшение остойчивости и повышение продольной прочности кор­пуса. Размеры надстройки уменьшены, как и высота дымовой трубы. В трюмы уложен твердый балласт, после чего водоизмещение повысилось с 500/551 (нормальное) до 691/787 (нормальное) т, а скорость снизилась с 20 до 18 уз.

W-15 в 1944 г. переоборудован в эскортный корабль. С него снято тральное оборудование и часть артиллерии. Добавлены БМ (36 ГБ) и 25-мм зенитные автоматы. Состав вооружения: 1 х 1 120-мм/45, 5 х 1 25-мм, БМ, 36 ГБ.

W-13 и W-14 потоплены 12.1.1942 у о. Таракан артогнем голланд. береговой батареи. W-16 погиб 11.9.1943 при подрыве на мине у о. Целебес. W-15 тяжело поврежден 5.3.1945 у о. Кюсю торпедой амер. ПЛ "Tilefish" и выбросился на берег.

 

Тральщики типа W-5 — 2 единицы

81.jpg

 

W-5 (Т, 30.10.1928—погиб 4.11.1944) и W-6(HtS, 29.10.1928 — погиб 26.12.1941).

 

620/706 (норм.) т; 72/75 (вл)/77х8,3х2,3 м; 2 ПМУ, 3 ПК, 4000 л.с., 21 уз., уголь и нефть, 2000 (14) миль. Эк. 87 чел. 2x1 — 120-мм/45, 1x1— 76-мм/40, тральное оборудование.

Строились по программе 1927 г. Вступили в строй в 1929 г. Развитие ТЩ типа W-1.

В 1944 г. W-5 переоборудован в эскортный корабль. С него снято тральное оборудование и часть артиллерии. Добавлены БМ (36 ГБ) и 25-мм зенитные автоматы. Состав вооружения: 1 х 1 120-мм/45, 5 х 1 25-мм, БМ, 36 ГБ.

W-6 26.12.1941 потоплен у о. Борнео голланд. авиацией. W-5 4.11.1944 по­топлен к вост. от о. Суматра англ. ПЛ "Terrapin".

 

Тральщики типа W-1 — 4 единицы

82.jpg

 

W-1 (HSB, 6.3.1923 — погиб 10.8.1945), W-2 (Т, 17.3.1923 — погиб 1.3.1942), W-3 (HtS, 29.3.1923 — погиб 9.4.1945) и W-4 (SDY, 112.1923 — слом в 1947).

 

615/691 (норм.) т; 71,6/74,3 (вл)/76,3х8х2,3 м; 2 ПМУ, 3 ПК, 4000 л.с., 20 уз., уголь и нефть, 2000 (10) миль. Эк. 92 чел. 2x1 — 120-мм/45, 1x1 — 76-мм/40, тральное оборудование.

 

Строились по программе 1922 г. Вступили в строй в 1923 — 1924 гг. Первые японские тральщики специальной постройки.

В 1944 г. три оставшихся в строю корабля переоборудованы в эскорт­ные. С них было снято тральное оборудование и часть артиллерии. До­бавлены БМ (36 ГБ) и 25-мм зенитные автоматы. Состав вооружения: 1 х 1 120-мм/45, 5 х 1 25-мм, БМ, 36 ГБ.

W-2 погиб 1.3.1942 в результате подрыва на мине в бухте Бантам. W-1 потоплен 10.8.1945 у побережья Японии амер. палубной авиацией. W-3 9.4.1945 потоплен у побережья Японии амер. ПЛ "Parche".

 

Тральщики типа "Bangor" (бывшие английские) — 2 единицы

83.jpg

 

W-101 (б. "Tartam",Гонконг, 20.2.1943 —погиб 12.1.1945)иW-102(б. 'Wag/an" Гонконг, 20.3.1943 — слом в 1947).

 

580/667 (норм.) т; 52,3/54,1 (вл(/54,9x8,7x2,5 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 2200 л.с., 15,8 уз., 1900 (15,7) миль. Эк. 60 чел. 1x1 — 120-мм/45, 8 — 25-мм, 36 ГБ.

 

Тральщики типа "Bangor", заложены в Гонконге для английского флота 22.7.1941. В момент занятия города в декабре 1941 г. японскими войсками находились на стапеле в невысокой степени готовности. Достроены для Им­ператорского флота, вошли в строй в 1944 г.

W-101 потоплен амер. авиацией 12.1.1945 . W-102 тяжело поврежден при подрыве на мине 3.2.1945, отремонтирован. В 1947 г. возвращен Англии.

Примечание: однотипный ТЩ "Lyemun" в 50%-ной готовности затоплен ан­гличанами в Гонконге в декабре 1941 г. Поднят японцами и достроен как ка­нонерская лодка "Nanyo", вступившая в строй Императорского флота в мар­те 1943 г. Корабль сильно перестроен по сравнению с первоначальным про­ектом. По опубликованным сведениям, его водоизмещение при этом возросло почти в два раза — до 1200 т. Из прочих данных известны скорость — 13 уз. и вооружение — 2x1 120-мм/45 орудия. Потоплен 23.12.1943 амер. армей­ской авиацией неподалеку от о. Формоза.

 

Вспомогательные тральщики типа Wa-1 — 22 единицы

84.jpg

 

Wa-1 — Wa-22 (спущены на воду в 1941 — 1943 гг.).

 

215/219 (норм.) т; 29/29,6 (вл)/33х5,9х2,4 м; 1 диз., 300 л.с., 9,5 уз., 1700 (9,5) миль. Эк. 43 чел. 1 х 1 — 76-мм/23, 1 пул., 6 ГБ.

В 1943 — 1944 гг. усилено противолодочное и зенитное вооружение: 2 — 4 25-мм автомата и 15 ГБ.

Из 22 построенных кораблей в ходе войны погибли 6: Wa-1 и Wa-2 (4.5.1942), Wa-3 (24.7.1945), Wa-4 (19.7.1944), Wa-8 (21.10.1944) и Wa-10 (11.1.1945).

 

Вспомогательные тральщики типа Wa-101 — 4 единицы

 

Wa-101 — Wa-103 и Wa-105 (спущены на воду в 1942 — 1943 гг.).

 

170/173 (норм.) т; 32,5/34,8 (вл)х5,7х1,9 м; 1 диз., 360 л.с., 12,5 уз. Эк. 14 чел. 3 — 25-мм, 1 — 13,2-мм, 6 ГБ.

 

Заложены в 1941 г. на верфях Голландской Индии для голландского ко­лониального флота в качестве полицейских катеров типа "FG". 2.3.1942 кор­пуса кораблей взорваны на стапелях голландцами. Впоследствии дострое­ны японцами и вошли в состав Императорского флота в 1943 г.

Wa-101 погиб 13.10.1943, впоследствии поднят и вновь введен в строй. Wa-105 погиб 25.5.1945.

 

Вспомогательные тральщики типа Wa-104 — 3 единицы

85.jpg

 

Wa-104, Wa-106 и Wa-107 (спущены на воду в 1940 — 1941 гг.).

 

170/173 (норм.) т; 32,5/34,6 (вл)х5,7х1,9 м; 1 диз., 350 л.с., 10,5 уз. Эк. 16 чел. 3 — 25-мм, 2 — 13,2-мм, 6 ГБ.

 

Бывшие голландские полицейские катера, затоплены экипажами 2.3.1942. Подняты японцами и в 1943 — 1944 гг. вошли в состав Императорского флота.

Wa-104 погиб 12.4.1945.

Проект разработан на базе траулера. Корабли строились по программам 1940 г. (первые 6 единиц) и 1941 г. (остальные). Заказ размещен на неболь­ших верфях, имевших опыт изготовления деревянных рыболовецких судов.