Компоновка и корпус

 

По концепции и корабельной архитек­туре все японские броненосцы, начиная с «Фудзи» и заканчивая «Микасой», при­надлежали к английской кораблестрои­тельной школе сэра Вильяма Генри Уай­та и являлись ближайшими «родствен­никами» своих британских собратьев. Они были гладкопалубными, с очень незначительным развалом носовых шпангоутов и довольно большим зава­лом борта на миделе и в корме. Корпус изготавливался из судостроительной стали по поперечной системе набора; двойное дно на протяжении большей части корабля плавно переходило в двойной борт, поднимавшийся до броне­вой палубы. Непотопляемость обеспечи­валась главными водонепроницаемыми переборками, а также «клетчатым сло­ем», делящим внутренние помещения на небольшие отсеки. Например, корпус «Фудзи» разделялся на 181 водонепро­ницаемый отсек, из которых 36 находи­лись в двойном дне; на «Асахи» их было соответственно 288 и 55. Некоторые из примыкавших к ватерлинии отсеков за­полнялись пробкой.

По традиции, неукоснительно соблю­давшейся кораблестроителями того вре­мени, все броненосцы оснащались кова­ными стальными таранами. Верхняя па­луба имела небольшую седловатость. Высота надводного борта соответство­вала британскому «стандарту»: у «Ясимы» в носу она составляла 5,95 м, на миделе — 5,34 м и в корме — 5,57 м; у «Хацусэ» — 5,95, 5,19 и 5,55 м. Обводы подводной части корпуса — типичные для английских броненосцев 1890-х го­дов, но у «армстронговских» «Ясимы» и «Хацусэ» — более прогрессивные, со срезанным дейдвудом. Для уменьшения размахов качки на всех кораблях уста­навливались боковые кили.

 

Тактико-технические элементы броненосцев

 

«Фудзи»

«Ясима»

«Сикисима»

«Хацусэ»

«Асахи»

«Микаса»

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

нормальное

12320

12330

14300

14312

15140

15140

полное

12649

12517

15453

15525

15374

15979

Размерения, м:

 

 

 

 

 

 

длина наибольшая

122,6

125,6

133,5

134,01

129,6

131,7

длина между перпендикулярами

114,0

113,4

121,9

121,9

121,9

122,0

ширина

22,4

22,4

23,0

23,3

22,91

23,23

осадка средняя

8,08

8,0

8,29

8,34

8,38

8,28

Число и тип котлов

10 цилиндр.

10 цилиндр.

25 Бельвиля

25 Бельвиля

25 Бельвиля

25 Бельвиля

Мощность механизмов,* л. с. :

 

 

 

 

 

 

по проекту

13500

13500

14500

14500

16000

16000

достигнутая на испытаниях

14600

14075

14667

16117

16360

16341

Скорость хода, уз.:

 

 

 

 

 

 

контрактная

18

18

18

18

18

18

достигнутая на испытаниях

19,25

19,227

18,75

19,11

18,3

18,45

Запас угля, т:

 

 

 

 

 

 

нормальный

700

700

700

700

700

700

наибольший

1163

1200

1722

1643

1549

1521

Вооружение

4-305 мм/40

4-305 мм/40

4-305 мм/40

4-305 мм/40

4-305 мм/40

4-305 мм/40

 

10-152 мм/40

10-152 мм/40

14-152 мм/40

14-152 мм/40

14-152 мм/40

14-152 мм/40

 

14-47 мм/40

14-47 мм/40

20-76 мм/40

20-76 мм/40

20-76 мм/40

20-76 мм/40

 

10-47 мм/33

10-47 мм/33

6-47 мм/40

6-47 мм/40

6-47 мм/33

8-47 мм/40

 

 

 

8-47 мм/33

8-47 мм/33

6-47 мм/33

4-47 мм/33

 

5 ТА 457 мм

5 ТА 457 мм

5 ТА 457 мм

4 ТА 457 мм

4 ТА 457 мм

4 ТА 457 мм

Экипаж, чел.**

672

672

741

749

773

830

*С форсированной тягой.

**Данные на момент вступления в строй; позже численность экипажа существенно увеличена.

 

Распределение нагрузки броненосцев (по проекту)

 

«Сикисима»

«Асахи»

«Микаса»

Вес, т

%

Вес, т

%

Вес, т

%

Корпус и оборудование

5628

39,0

5708

39,3

6001

41,8

Броня

4618

32,0

4416

30,4

4091

28,5

Устройства и системы

635

4,4

668

4,6

617

4,3

Вооружение

1616

11,2

1685

11,6

1550

10,8

Машины и котлы

1241

8,6

1438

9,9

1393

9,7

Уголь (нормальный запас)

693

4,8

626

4,3

703

4,9

Нормальное водоизмещение (проектное)

14431

100

14525

100

14356

100

Таблица составлена по материалам книги «Нихонно сенкан» (т.1).