Бронирование

 

По схеме бронирования японские бро­неносцы можно разделить на три груп­пы. Поскольку они существенно отлича­лись друг от друга, каждую из них следу­ет рассмотреть отдельно.

Броневая защита «Фудзи» и «Ясимы» в целом повторяла примененную на броненосце «Ройял Соверен». Очень тол­стый броневой пояс (457 мм в районе машинно-котельных отделений и 356 — 406 мм в оконечностях) имел неболь­шую площадь; его длина равнялась 69 м — лишь немногим больше половины длины корпуса. Высота пояса составля­ла 2,4 м, из которых всего 0,9 м прихо­дилось на его надводную часть. К ниж­ней кромке толщина плит снижалась до 229 мм, спереди пояс замыкался 356-мм, а в корме — 305-мм траверзами. Над главным поясом простирался второй, верхний, состоявший из 102-мм плит. Его основное назначение — обеспечить со­хранность надводного борта, иначе уже при небольшом крене корабль в бою мог потерять плавучесть из-за поступления воды через пробоины в незащищенной обшивке.

К траверзам с внутренней стороны броневой цитадели примыкали груше­видные барбеты орудийных установок главного калибра. В верхней части они прикрывались 356-мм плитами; ниже, на уровне 102-мм пояса, толщина брони уменьшалась до 127 — 229 мм. Непос­редственно сами орудия защищались поворотными башенноподобными бро­невыми куполами; в лобовой части их толщина составляла 152 мм, с боков — 102 мм, сверху — 51 мм (по другим дан­ным, 76 мм).

Из десяти 152-мм орудий полноцен­ное броневое прикрытие имели только четыре, расположенные на главной па­лубе. Они находились в маленьких ин­дивидуальных казематах и со стороны борта защищались 152-мм плитами, а с внутренней стороны — 51-мм. Шесть шестидюймовых орудий, установленных на верхней палубе, прикрывались лишь легкими противоосколочными щитами (толщина лобовых листов — 76 мм, бо­ковых— 32 мм).

Носовую и кормовую оконечности кор­пуса защищала только 63-мм карапасная палуба, расположенная чуть ниже ватерлинии. В районе цитадели броне­вая палуба имела ту же толщину, но была плоской (без скосов) и крепилась к верхнему краю главного пояса.

Боевую рубку окружали 356-мм бро­невые плиты; кормовую запасную руб­ку — 76-мм. Кроме того, локальной 152-мм защитой обладал носовой надводный торпедный аппарат.

Всю броню для «Фудзи» и «Ясимы» поставляли английские фирмы «Виккерс» и «Кэммел», ее вес составлял око­ло 3000 т на один корабль (24% от нор­мального водоизмещения).

Подводя итог, следует отметить, что система бронирования первых двух японских броненосцев, заимствованная у «Ройял Соверена», к концу 1890-х го­дов выглядела устаревшей и не могла обеспечить эффективную защиту от ско­рострельной артиллерии. Но самое па­радоксальное в конструкции японских кораблей — это то, что сама броня была принципиально новой, гарвеевской, а схема ее расположения осталась старо­модной, разработанной под громоздкие плиты брони типа компаунд. На момент проектирования «Фудзи» и «Ясимы» ни конструкторы, ни заказчики еще точно не знали, насколько цементированная бро­ня, изобретенная в 1891 году американ­ским инженером Г.Гарвеем, превосходит сталежелезную, и поэтому они сохрани­ли явно избыточную толщину плит. Ко­нечно, главный пояс и барбеты получи­лись абсолютно «непробиваемыми», зато незащищенные оконечности корпу­са были очень уязвимыми для фугасных снарядов, что в конце концов могло при­вести к гибели корабля.

Этот недостаток исправили на следу­ющей серии броненосцев. Схема брони­рования «Сикисимы», «Хацусэ» и «Аса­хи» была разработана инженером Дж. Мэкроу специально для японских кораб­лей (позже ее заимствовали для англий­ских броненосцев типа «Формидейбл»). Поскольку отличные качества цементи­рованной брони уже не вызывали сомне­ний (эксперименты на полигоне показа­ли, что 229-мм гарвеевская броня при­мерно соответствует 457-мм железной!), толщину плит главного пояса уменьши­ли вдвое, существенно увеличив при этом площадь вертикальной защиты. Броневой пояс теперь простирался от штевня до штевня; в районе машинно-котельных отделений его толщина со­ставляла 229 мм (на нижней кромке — 127 мм), в оконечностях, за пределами цитадели, она уменьшалась до 102 мм. Высота пояса — 2,44 м; при нормальной осадке он возвышался над ватерлинией на 1,1 м (данные для «Сикисимы» и «Ха­цусэ»).

Над главным поясом в пределах ци­тадели шел 152-мм верхний. Оба пояса примыкали к мощным броневым травер­зам, имевшим сложную форму и плавно «обтекавшим» круглые барбеты артустановок главного калибра. В верхней час­ти траверзы достигали толщины 305 — 356 мм, на уровне нижней палубы — 152 мм. Выступавшая над траверзами часть барбетов также защищалась 356-мм броней, ниже толщина плит уменьшалась до 203 мм. Вращающиеся прикрытия орудийных установок (фактически — пол­ноценные башни) имели 254-мм лобовые плиты, 203-мм боковые стенки и крышу.

Индивидуальные казематы 152-мм орудий остались примерно такими же, как на «Фудзи», но теперь в них разме­щалась вся артиллерия главного калиб­ра. На «Сикисиме» сохранилась и ло­кальная защита носового торпедного аппарата; ее 152-мм плиты являлись как бы продолжением броневого пояса.

Важным новшеством стало появление второй броневой палубы и скосов у ниж­ней броневой палубы внутри цитадели. От нижней кромки главного пояса вверх шел 102-мм скос, переходивший в 63-мм горизонтальный участок, возвышавший­ся над ватерлинией на 1,05 м. На верх­ний пояс опиралась вторая, 25-мм палу­ба. За пределами цитадели карапасная

палуба находилась несколько ниже ва­терлинии и примыкала к нижней кромке броневого пояса; ее плоская часть име­ла толщину 63 мм, ближе к бортам — 51 мм.

Общий вес брони на «Сикисиме» со­ставил 4618 т, или 32% от нормального водоизмещения. В целом броневая за­щита корабля оценивалась специалис­тами как весьма мощная. Полный пояс по ватерлинии и наличие за ним скоса броневой палубы обеспечивали эффек­тивную защиту от огня артиллерии на всех реальных дальностях боя. Неуди­вительно, что англичане фактически ско­пировали разработанную для японцев схему бронирования при проектирова­нии следующих серий собственных ко­раблей.

Тем не менее, на последнем броне­носце программы 1895 — 1896 годов и будущем флагмане Объединенного фло­та — «Микасе» — система защиты вновь подверглась основательной реконструк­ции. Прежде всего, это коснулось типа брони: вместо гарвеевской применили новую, изготовленную фирмой «Виккерс» по способу Круппа. Если гарвеевская с внутренней (тыльной) стороны имела кристаллическую структуру, то крупповская — волокнистую, что повы­сило ее вязкость и предотвратило обра­зование трещин. В целом сопротивляе­мость новой брони повысилась на 16 — 20% (Технология того времени позволяла изготавливать це­ментированную броню по способу Гарвея или Круппа только при ее толщине 5 дюймов (127 мм) и более. Тон­кая броня, в том числе палубная, была однородной (го­могенной)— как правило, мягкой стале-никелевой).

На схему бронирования «Микасы» наложило отпечаток и изменение архи­тектуры корабля — в частности, умень­шение расстояния между осями барбе­тов 305-мм орудий. Меньшая протяжен­ность цитадели не позволила разместить 152-мм орудия в индивидуальных казе­матах (для них просто не хватало мес­та), поэтому на корабле появился тре­тий броневой пояс, доходивший по вы­соте до верхней палубы и защищавший батарею из десяти шестидюймовок. В отдельных казематах теперь устанавли­вались лишь четыре орудия, располо­женные ярусом выше.

Главный броневой пояс «Микасы» по конструкции и толщине, в общем-то, был аналогичен примененным на предше­ственниках. Его высота составляла 2,36 м; над ватерлинией он возвышался на 0,76 м (при нормальной нагрузке). Толщина в районе миделя равнялась 229 мм, под водой она плавно уменьшалась до 127 мм. К краям цитадели пояс ста­новился более тонким (178 мм), а в око­нечностях за главными броневыми тра­верзами его толщина снижалась до 102 — 127 мм.

В районе цитадели над главным по­ясом 152-мм броней был защищен весь борт вплоть до верхней палубы. Здесь на главной палубе располагалась бата­рея шестидюймовых орудий; сами пуш­ки отгораживались друг от друга и от про­тивоположного борта 51-мм броней. Та­кую же защиту имели и четыре орудия в казематах: 152-мм с внешней стороны и 51-мм — с внутренней.

Самая толстая броня — 356 мм — прикрывала барбеты артиллерийских установок главного калибра и боевую рубку. Со стороны цитадели толщина барбетов равнялась 203 мм. 152-мм тра­верзы на уровне главного пояса были поперечными, выше они примыкали к барбетам под углом.

Броневые прикрытия орудийных уста­новок — аналогичны тем, что устанавли­вались на кораблях типа «Сикисима». В общем, не сильно отличалось и горизон­тальное бронирование: толщина нижней палубы внутри цитадели уменьшилась до 51 мм (на скосах — 76 мм), зато карапасную палубу в оконечностях на горизонтальных участках усилили до 76 мм.

Общий вес брони на «Микасе» соста­вил 4091 т (28,5% от нормального водо­измещения). Хотя это несколько меньше, чем на предшественниках, в целом за­щита корабля стала сильнее — главным образом, благодаря применению крупповской брони. А вынужденное решение о размещении большей части 152-мм орудий в единой батарее оказалось очень удачным: оно обеспечило хоро­шую защиту прислуги и повысило удоб­ство обслуживания артиллерии. Любо­пытно, что впоследствии англичане опять распространили приобретенный опыт и на свой флот — в проекте броне­носца «Кинг Эдуард VII» они применили ту же схему расположения шестидюймо­вой батареи, что и на «Микасе».