«Черный день» японского флота

 

Поскольку русская эскадра в Порт-Артуре была ослаблена (полностью ис­правными оставались лишь два броне­носца), адмирал Того разделил 1-й бое­вой отряд на две бригады, которые, сменяя друг друга, несли постоянное дежурство в непосредственной близос­ти от крепости. В течение всех трех ме­сяцев войны Стране восходящего солн­ца сопутствовала удача: все ее военные планы осуществлялись с поразительной легкостью. Но настал день, когда фор­туна отвернулась от микадо. 15 (2) мая 1904 года произошла трагедия, поста­вившая под сомнение незыблемость японского господства на море...

Когда утром 2-я бригада кораблей под флагом контр-адмирала Насибы (броне­носцы «Хацусэ», «Сикисима», «Ясима», крейсер «Касаги» и авизо «Тацута») поки­нула базу Эллиот, ничто не предвещало беды. Но в 9.55 на расстоянии порядка 11 миль от русской крепости под кормой флаг­манского «Хацусэ» раздался взрыв мины; рулевое отделение корабля оказалось мгновенно затопленным. Насиба приказал изменить курс, но при выполнении поворо­та на мину наткнулся и броненосец «Яси­ма». В результате он сразу же получил крен на правый борт и дифферент на нос, а че­рез несколько мгновений под его корпусом произошел второй взрыв... Броненосец остановился и окутался облаком пара.

Все это происходило на виду русских береговых батарей и наблюдательных постов. Однако приказ развести пары и выйти в море получили только минонос­цы, да и то с опозданием.

Тем временем к поврежденному «Ха­цусэ» подошел крейсер «Касаги». На броненосце вышло из строя рулевое управление, кроме того, был поврежден один гребной винт. По словам русских наблюдателей, «Хацусэ» «сидел как-то неестественно глубоко». Как и «Ясима», он долгое время оставался неподвиж­ным; лишь течением его относило на запад. Примерно в 11.30 «Хацусэ» на­чал приближаться к «Ясиме» и, вероят­но, еще раз пересек линию минного за­граждения. В 11.33 под его корпусом раздался новый взрыв, вызвавший дето­нацию кормовых погребов боезапаса. Вверх взметнулся столб черного и жел­того дыма, рухнули за борт дымовая тру­ба и грот-мачта, из корпуса вырвалось облако пара... Броненосец затонул в те­чение одной минуты, уйдя под воду кор­мой и высоко задрав нос.

Японцы немедленно спустили шлюп­ки; на авизо «Тацута» были подняты из воды контр-адмирал Насиба, командир броненосца Накао, 15 офицеров и унтер-офицеров и 199 матросов. Крейсер «Ка­саги» подобрал 16 офицеров и унтер-офицеров, а также 118 нижних чинов. Из числа спасенных три офицера и 92 мат­роса имели ранения, ожоги и травмы различной степени тяжести. Вместе с кораблем погибли старший офицер ка­питан 2 ранга Аримори, 35 офицеров и унтер-офицеров, 445 нижних чинов и 12 вольнонаемных.

Броненосец «Ясима» продолжал оставаться без движения; помощь ему пытался оказать крейсер «Такасаго». Он представлял собой прекрасную мишень, но русские миноносцы — 16 единиц — собрались на внешнем рейде только после 13.00. Они попытались прибли­зиться к «Ясиме», когда та уже начала движение в сторону о.Энкаунтер-Рок. Огонь японских крейсеров вынудил их отказаться от торпедной атаки и повер­нуть назад.

Несмотря на все принимаемые меры, вода во внутренних помещениях «Ясимы» неотвратимо прибывала. К 16.40 крен корабля достиг 16,5°, и его коман­дир капитан 1 ранга Сакамото приказал отдать якорь, а команде покинуть судно. На броненосце спустили флаг, и экипаж перешел на крейсер «Сума». Позже «Ясима» затонула на этом же месте, в 5 милях от о.Энкаунтер-Рок. Потери в лич­ном составе корабля оказались мини­мальными — всего четверо раненых, пострадавших в момент взрыва мины.

Официальная японская история вой­ны на море сообщает, что шансов спас­ти броненосец практически не было, и об оставлении «Ясимы» экипажем пове­ствует в высокопарных выражениях — с торжественным переносом портрета императора под звуки национального гимна, криками «банзай» и т.п. В то же время английский военно-морской атта­ше кэптен У.Пэкинхэм в своем послании в Адмиралтейство оценивал действия командира корабля далеко не лучшим образом. По некоторым данным, «Ясима» оставалась на плаву до утра следу­ющего дня, и несколько кораблей были отправлены для спасения брошенного броненосца уже 16 мая... В общем, в изложении Пэкинхэма история с «Ясимой» очень напоминает обстоятельства гибели крейсера «Боярин» тремя меся­цами раньше.

Причиной потери японцами двух бро­неносцев стало заграждение из 50 якор­ных мин, выставленное накануне мин­ным транспортом «Амур». Примечатель­но, что командир «Амура» капитан 2 ранга Ф.Н.Иванов нарушил приказ ко­мандующего эскадрой контр-адмирала В.К.Витгефта и поставил мины на 1,5 — 2 мили дальше, чем ему предписыва­лось. Ошеломляющий успех — пожалуй, самый крупный в истории нашего флота за последние полтора века — подтвер­дил его правоту.

«Хацусэ» и «Ясима» — не единствен­ная потеря, понесенная японским фло­том в самый «черный» день кампании 1904 — 1905 годов. За несколько часов до подрыва броненосцев в темноте столк­нулись крейсера «Иосино» и «Касуга»; первый затонул вместе с 335 членами экипажа. Наконец, вечером посыльное судно «Тацута», следовавшее к остро­вам Эллиот под флагом спасенного контр-адмирала Насибы, село на камни и надолго вышло из строя.

События 15 мая для японского воен­ного командования стали настоящим потрясением. Еще бы: линейные силы флота сократились на треть! Теперь у адмирала Того оставалось всего четыре броненосца 1 класса, а в Порт-Артуре после завершения ремонта их будет шесть. Кроме того, на Балтике полным ходом шла комплектация Второй Тихо­океанской эскадры, в которую, как ожида­лось, войдут еще восемь броненосцев. Японии противопоставить им было не­чего: собственные верфи строить боль­шие корабли еще не могли, а заказан­ные в 1903 году в Англии броненосцы «Касима» и «Катори» не имели никаких шансов вступить в строй в течение бли­жайших полутора лет. Да и вообще, поставка боевых кораблей стране, находя­щейся в состоянии войны, тогдашними международными соглашениями катего­рически запрещалась. Оставалось упо­вать на сохраняющийся перевес Японии в броненосных крейсерах, но это служи­ло слабым утешением. Паритет сил на море Страну восходящего солнца не устраивал, ей было необходимо безогово­рочное господство — иначе обеспечить бесперебойное снабжение сухопутной армии в Маньчжурии не представлялось возможным.

Поскольку «Ясима» затонула доволь­но далеко от берега, а русских кораблей поблизости не было, японцы факт ее ги­бели решили засекретить. Хотя инфор­мация о потере броненосца все же про­сочилась в прессу, точных данных на сей счет не имелось, и наши моряки даже год спустя, накануне Цусимского боя, ожи­дали встретить «Ясиму» в числе своих противников.