Броненосцы: победители и побежденные

 

Итоги Русско-японской войны для на­шего флота оказались удручающими. Япония вступила в войну с шестью эс­кадренными броненосцами; два из них погибли. Россия же потеряла 15 (!) ко­раблей этого класса, а вместе с броне­носцами береговой обороны — 18... Столь фантастическое, почти невероят­ное соотношение потерь создало отлич­ную рекламу английскому судостроению и английской же военно-морской такти­ке, приверженцем которой был адмирал Того.

Однако утверждать, что японцы доби­лись победы на море только за счет тех­нического превосходства своих кораб­лей, абсолютно неверно. Тем более, что это превосходство было совсем незна­чительным. Конечно, отказ от «эконо­мии» и ставка на максимальное водоиз­мещение в 15 000 т давали четырем луч­шим броненосцам Страны восходящего солнца ряд преимуществ, но в целом они примерно соответствовали «Ретвизану», «Цесаревичу» и «Бородино». Русские корабли несли на два шестидюймовых орудия меньше, но обладали более мощ­ными электростанциями, современными водоотливными средствами, имели под­водную противоминную защиту... Ну, а первые два японских броненосца, «Фудзи» и «Ясима», к началу войны вообще уже считались устаревшими и по своим характеристикам находились на уровне русских кораблей типа «Полтава».

В действительности Япония смогла по­бедить лишь благодаря сочетанию многих факторов. Во-первых, ставка на передовую британскую промышленность позволила не просто получить самую современную во­енно-морскую технику, но и получить ее очень быстро. Фактически японская 10-лет­няя судостроительная программа была выполнена за восемь лет; Россия же, как водится, в намеченные сроки не уложи­лась... В результате у адмирала Того появи­лась возможность разбить более многочис­ленный русский флот по частям, чем он и не преминул воспользоваться.

Во-вторых, «Тэйкоку Кайгун», по срав­нению с Российским Императорским фло­том, гораздо больше внимания уделял боевой подготовке, особенно — артиллерий­ским стрельбам. После накрытия цели японские комендоры открывали очень ча­стый огонь из орудий среднего калибра, бук­вально засыпая русские корабли снаряда­ми. Здесь простые и надежные казематные шестидюймовки оказались куда эффектив­нее, чем башенные установки броненосцев типа «Бородино». Японские моряки вообще прекрасно овладели новейшей техникой — об этом красноречиво свиде­тельствует хотя бы тот факт, что их броне­носцы в течение всего 1904 года практи­чески все время находились в Желтом море вдали от тыловых баз, и при этом на них не произошло ни одной мало-мальски суще­ственной аварии или поломки. Даже после тяжелого боя 10 августа ни один из кораб­лей не покинул передовых позиций, а все повреждения были исправлены на необо­рудованном рейде на островах Эллиот.

В-третьих, японцы правильно выбрали тип боеприпасов — именно фугасные сна­ряды с большим содержанием взрывчат­ки оказались наиболее эффективными против русских кораблей с их узкими бро­невыми поясами и недостаточной защитой надводного борта. Да, «шимоза» пред­ставляла опасность для своей же артил­лерии, но Того после боя в Желтом море все равно сделал ставку на фугасные бое­припасы, снаряженные мелинитом Симосэ. И риск оправдался: разрушительное действие японских снарядов оказалось значительно большим, чем русских. В ус­ловиях увеличившейся дальности артил­лерийского боя, когда эффективность бро­небойных снарядов среднего калибра рез­ко снижалась, это было особенно важно. Так или иначе, но японские броненос­цы вошли в историю как корабли, при­несшие своей стране блестящую побе­ду. Но вот парадокс: Цусимское сраже­ние, ставшее их звездным часом, одновременно подписало им смертный приговор — в грядущей эпохе дредноу­тов недавним властелинам морей уже не оставалось места.