Боевая служба

 

От Бреста до Белого моря

 

В декабре 1940 года, когда корабли типа 36А начали вступать в строй, из них была сформирована 8-я флотилия эс­минцев «Нарвик» (8./Narvik/Zerstorer-flottilla), командование которой принял капитан-цурзее Готфрид Пёниц. Возник­ший после окончания Норвежской кам­пании дефицит эскадренных минонос­цев заставил руководство германского флота распоряжаться оставшимися еди­ницами с большой осторожностью. Пос­ле завершения курса боевой подготовки «нарвики» использовались только для эскортирования крупных надводных ко­раблей. В конце марта 1941 года Z-23 и Z-24 сопровождали в Киль возвращав­шийся из Атлантики тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», а затем снова отпра­вились в Берген для встречи тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Во время этих походов, проходивших в условиях штормовой погоды, выявились недостат­ки конструкции кораблей, даже не имев­ших носовой башни.

В мае Z-23 принял участие в началь­ной фазе операции «Рейнюбунг». Сле­дующий выход в море состоялся вече­ром 11 июня. Z-23 и Z-24 совместно с тремя эсминцами типа «Маасе» должны были проводить от Киля до Тронхейма направляющийся в рейдерство тяжелый крейсер «Лютцов». Последняя попытка прорыва крупного надводного корабля на просторы Атлантики завершилась про­валом. Британская авиаразведка обна­ружила соединение, и в ранние часы 13 июня «карманный линкор» был тяжело поврежден торпедоносцем «Бофорт». Две бомбы разорвались и рядом с Z-24, но повреждений не причинили. После этого пару «нарвиков» направили в За­падную Францию для соединения с 5-й флотилией. 17 июня в районе Шербура на них был совершен налет британских торпедоносцев, отразить атаку удалось с большим трудом. В конце июля эсмин­цы дважды сопровождали «Шарнхорст» на переходе из Ла-Паллиса в Брест и обратно, а через месяц эскортировали вспомогательный крейсер «Орион», воз­вращавшийся в Германию после рейдерства в океане.

В этот же период курс боевой подго­товки заканчивали еще три корабля но­вого типа: Z-25, Z-26 и Z-27. Попутно их привлекали к выполнению несложных задач по эскортированию ценных судов и подводных лодок в Балтийских проли­вах, что порой сопровождалось авария­ми. В мае Z-27 столкнулся с U-652 в Данцигской бухте, получив повреждения вин­тов и правого вала. 26 июня более серьезно пострадал Z-25, входивший в охранение двух судов и подводной лод­ки U-561 на переходе из Киля в Берген: из-за навигационной ошибки эсминец выскочил на камни у Хеугесунна, и его пришлось сначала поставить в док в Бергене, а затем отправить на двухме­сячный ремонт в Бремен.

Z-23 и Z-24 оставались во Франции до октября. Тем временем их систершипы Z-25, Z-26 и Z-27 были включены в со­став так называемого Балтийского фло­та, сформированного для предотвраще­ния гипотетической попытки прорыва в Швецию кораблей КБФ после ожидавше­гося со дня на день падения Ленинграда. В составе Северной группы (линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», легкие крейсера «Нюрнберг», «Кельн», 2-я флотилия миноносцев и 3-я флотилия торпедных катеров) флотилия Пёница с 23 сентября находилась на позиции в районе Аландских островов. Однако донесений о выходе советских кораблей не поступало, и, когда после массированных налетов на Кронштадт сама возможность подобной попытки стала сомнительной, «Тирпиц» и «Шеер» убыли обратно. Легкие крейсера с эсмин­цами маневрировали перед устьем Фин­ского залива до 29 сентября, после чего были отозваны в Готенхафен.

После непродолжительного отдыха, в декабре 1941 года собравшуюся воеди­но 8-ю флотилию направили в Арктику, на замену покинувшей эти воды 6-й фло­тилии. На новом театре первой акцией эсминцев стала операция «Цанге» -рейд в горло Белого моря.

16 декабря пять кораблей (Z-26, Z-23, Z-24, Z-25, Z-27) (Эсминцами командовали фрегаттен-капитан Фридрих Бёме (Z-23), корветтен-капитаны Мартин Зальцведель (Z-24). Генрих Перлах (Z-25), Георг фон Бергер (Z-26), Альфред-Карл Шмидт (Z-27)) вышли из Киркенеса, но через несколько часов неполадки в машине заставили Z-26 вернуться. Пё­ниц перешел на Z-25 — единственный с действующей РЛС. К вечеру корабли вышли к м. Канин Нос, провели безус­пешный поиск в южном направлении и повернули на запад. На следующий день в 14 милях северо-восточнее м.Большой Городецкий Z-25 и Z-27 натолкнулись на британские тральщики «Хэзард» и «Спиди», осуществлявшие траление и проти­володочное патрулирование. Поскольку дело происходило в условиях арктичес­ких сумерек и снежной пурги, Пёниц по­считал, что имеет дело с двумя, а воз­можно, и четырьмя советскими эсмин­цами, поэтому действовал крайне осторожно.

Немцы своевременно увеличили ход до 26 уз. и в 17.35 выпустили по одной торпеде (остальные не вышли из аппа­ратов из-за обледенения), а затем вве­ли в дело артиллерию. От торпед бри­танские тральщики уклонились и отве­тили огнем 102-мм орудий, но попаданий не добились. Четыре 150-мм снаряда, попавшие в один из тральщиков (Согласно второму тому «Хроники Великой Отечествен­ной войны Советского Союза на Северном театре», это был «Спиди», по М. Уитли — «Хэзард».), выве­ли из строя кормовое орудие, разбили шлюпки и сбили мачту; второй корабль остался неповрежденным. Перестрелка длилась всего 13 минут. В 17.48 из-за темноты и тумана эсминцы потеряли контакт не только с противником, но и друг с другом. Боясь протаранить свой корабль, немцы снизили скорость и по­кинули район боя.

Для перехвата стремительно отходя­щих немецких кораблей из Кольского залива вышли британский крейсер «Кент» и советские эсминцы «Грозный» и «Сокрушительный», но опоздали. Флотилии удалось оторваться, и она вернулась в Киркенес. Поскольку на­блюдатели Z-27 зафиксировали взрыв торпеды, в рапорте об операции Пёниц доложил о потоплении одного советс­кого эсминца.

Между тем из Германии прибыли мины, снабженные очень длинными мин­репами и пригодные для наступательных операций. 13 — 14 января 1942 года Z-23, Z-24 и Z-25 совершили поход в северную часть Белого моря, выставив 100 мин ЕМС на фарватере в районе м.Каховс­кий. Неделю спустя заграждение было выявлено и обезврежено советскими тральщиками, лишь эсминец «Валериан Куйбышев» получил незначительные повреждения в результате взрыва мины в параване.

В конце месяца флотилию отозвали домой. Один из ее кораблей — Z-25 — вместе с недавно укомплектованным Z-29 (корветтен-капитан Рехель) принял уча­стие в операции «Церберус». Для Z-29, на котором держал флаг контр-адмирал Бей, прорыв через Ла-Манш был насы­щен событиями. После подрыва на мине флагманского «Шарнхорста» на борт эсминца в 14.53 перешел адмирал Циллиакс вместе со штабом и выносным командным пунктом наведения истреби­тельной авиации. Несмотря на увеличен­ную до 36 узлов скорость, «двадцать девятому» понадобился целый час, что­бы догнать далеко ушедший вперед «Принц Ойген». В это время началась атака британских эсминцев. Z-29 принял участие в ее отражении, выпустив не­сколько десятков снарядов, но после­дний выстрел едва не стал для него ро­ковым. В 16.43 150-мм снаряд разорвал­ся прямо в стволе орудия. Осколками были повреждены элементы силовой установки, перебит паропровод. Эсми­нец потерял ход и смог возобновить дви­жение лишь через 50 минут. За это вре­мя Циллиакс со «свитой» перешли на «Герман Шёман», где оставались до кон­ца операции.

 

Группа эсминцев «Арктика»

 

Начавшееся в 1942 году усиление группировки германского надводного флота в Норвегии не обошло стороной и корабли типа «Нарвик». Первый из них — Z-25 — прибыл в Тронхейм в фев­рале и успел принять участие в поиске конвоя PQ-12. В конце марта из состава 8-й флотилии была сформирована группа эсминцев «Арктика» под командова­нием капитана-цурзее Пёница. 27 мар­та эскадренные миноносцы Z-26 (лидер), Z-24 и 2-25 прибыли в Киркенес и сле­дующим утром вышли для нападения на конвой PQ-13, обнаруженный воздушной разведкой.

Подобрав моряков с потопленного авиацией судна «Эмпайр Рэнджер», немцы получили дополнительную ин­формацию о конвое. После полуночи ими был обнаружен отставший от каравана панамский пароход «Бато» (4687 брт), потопленный артиллерией и торпедой Z-26 (тем самым был открыт боевой счет «нарвиков»). К утру 29 марта погода ухудшилась: видимость не превышала двух миль, а из трех германских эсмин­цев только лидер флотилии имел дей­ствующую РЛС. Именно с ее помощью был установлен контакт с кораблями ближнего прикрытия конвоя — крей­сером «Тринидад» и эсминцем «Фьюри». В 9.46 Пёниц приказал атаковать. Z-26 выпустил семь оставшихся торпед. Z-25 — восемь, Z-24 — только четыре.

В завязавшейся артиллерийской пе­рестрелке Z-26 был поражен уже вторым залпом. Получила повреждения левая турбина, вышли из строя орудия № 2 и № 3, возник пожар. «Тринидаду» доста­лось два попадания, не вызвавших се­рьезных последствий — разве что пост­радал адмиральский салон. Кормовые башни и 102-мм зенитки крейсера откры­ли огонь по второму в строю Z-25, но он и Z-24 поспешно отвернули и скрылись в снежном заряде.

На какое-то время визуальный кон­такт между противниками был утерян (англичане уклонялись от выпущенных торпед), но через 10 минут радар «Три­нидада» вновь «нащупал» поврежден­ный Z-26, уходивший на север 26-узловым ходом. Крейсер приблизился на ди­станцию 17 кбт и открыл огонь из носовых башен, к которым затем присо­единились зенитки и даже «пом-помы». В результате на лидере группы «Аркти­ка» было уничтожено орудие № 4, воз­ник значительный крен на правый борт, скорость снизилась до 15 узлов. И тут удача отвернулась от англичан. В 10.22 «Тринидад» выпустил по эсминцу торпе­ду, но та описала циркуляцию и порази­ла сам крейсер, лишив его возможности продолжать бой.

В то же время «Фьюри», пытавшийся отрезать немцев от судов конвоя, имел кратковременную перестрелку с другим эсминцем эскорта — «Эклипсом», а за­тем обменялся несколькими залпами с советским «Сокрушительным». Восполь­зовавшись передышкой, Пёниц попытал­ся обойти караван с севера, периодичес­ки вызывая по радио остальные корабли, но из-за тумана и снегопада они не могли найти Z-26 в течение часа. В 10.50 поврежденный эсминец засек радар «Эклипса». Увидев британский корабль, немцы приняли его за один из своих и передали позывной. Лишенные после­дних сомнений относительно принад­лежности цели, англичане открыли огонь из носового 120-мм орудия (второе не могло действовать из-за обледенения) с дистанции не более 800 м. Опомнивши­еся немцы отвечали из единственного уцелевшего орудия № 1 и отходили на максимально возможной скорости. Вре­менами Z-26 удавалось развивать до 25 узлов и выходить за пределы видимос­ти противника, но предательский нефтя­ной след выдавал его путь. После шес­ти попаданий, в 11.22 эсминец остано­вился и начал медленно погружаться. Англичане расстреливали его с близкой дистанции и уже собирались добить тор­педой, но внезапно появились Z-24 и Z-25. Попадания двух 150-мм снарядов заста­вили «Эклипс» покинуть поле боя, а нем­цы приступили к спасению экипажа ли­дера группы. Снято было 88 человек, включая командиров корабля и флоти­лии, еще восьмерых подобрала подвод­ная лодка, но 243 моряка погибли. Z-26 открыл список эсминцев типа «Нарвик», безвозвратно потерянных в ходе боевых действий. Вечером 29 марта Z-24 и Z-25 вернулись в Киркенес.

Как пишет английский историк Д.Бра­ун, «в целом германское верховное ко­мандование было удовлетворено ре­зультатом операции, хотя Руководство войной на море в гибели Z-26 увидело повод с большей осторожностью исполь­зовать надводные корабли для атаки конвоев».

В течение следующего месяца груп­па «Арктика» в составе эсминцев «Гер­ман Шёман», Z-24 и Z-25 дважды (13 и 18 апреля) выходила из Киркенеса на перехват конвоев, но оба раза возвра­щалась из-за сильного волнения и ледо­вой опасности. Затем последовало на­падение на конвой QP-11 и бой с крейсе­ром «Эдинбург» (см. выпуски «Морская коллекция» № 1 за 1997 г. и № 5 за 2004 г.). Напомним лишь, что в ходе этих стол­кновений Z-24 и Z-25 потопили отстав­ший советский пароход «Циолковский» (2847 брт), а торпеда Z-24 стала роко­вой для британского крейсера. Во вре­мя боя Z-25 получил попадание 120-мм снаряда с британского эсминца «Фор­сайт». На нем разрушило радиорубку, убило четырех и ранило семерых чело­век.

Летом 1942 года 8-я флотилия попол­нилась новыми кораблями: в Норвегию прибыли Z-23 (первый, укомплектован­ный башенной установкой), Z-27, Z-29 и новые Z-28 и Z-30. Единственной противоконвойной операцией в этот период стал прерванный выход на перехват пе­чально знаменитого PQ-17. Осенью ос­новные усилия надводных кораблей были направлены на активные минные постановки. 5 — 8 сентября «Байтцен», Z-29 и Z-30 выставили 180 мин у побе­режья Кольского полуострова в районе м. Колгуев (операция «Романов»); 24 — 28 сентября Z-23, Z-28, Z-29, Z-30 сопро­вождали тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» на минную постановку у севе­ро-западной оконечности Новой Земли (операция «Царин»); 13 — 15 октября «Экольдт», «Байтцен», Z-27 и Z-30 выс­тавили 140 мин и 40 минных защитни­ков в районе м. Канин Нос (операция «Цесаревич»), на которых 26 ноября по­дорвался и получил тяжелые поврежде­ния ледокол «А.Микоян».

Отказ англичан от посылки следую­щих конвоев до наступления полярной ночи и переход к системе «капельных» рейсов побудили командование группы «Норд» провести атаку на неохраняемые суда. Операция получила кодовое наи­менование «Хоффнунг» («Надежда»). 5 ноября из Альтен-фьорда вышла эскад­ра вице-адмирала О. Куммеца: тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», эсминцы «Экольдт», «Байтцен», Z-27 и Z-30. 7 ноября бортовой гидросамолет «Ара-до» с крейсера обнаружил советский сто­рожевой корабль СКР-23 (бывший РТ-57 «Смена», командир — ст. лейтенант Е.М.Фролов), занимавший позицию на трассе движения судов. В 5.15 он был потоплен внезапной атакой Z-27 (корветтен-капитан Шульц), в ходе которой нем­цы израсходовали 46 150-мм снарядов и две торпеды (обе прошли мимо). От­ветного огня сторожевик не вел. В плен попали 43 члена его экипажа, поднятые из воды.

Совсем иначе повел себя советский танкер «Донбасс» (7925 брт), обнаружен­ный Z-27 в 14.50. Неравный бой между эсминцем и танкером длился около 45 минут. На «Донбассе» вышла из строя машина, судно было объято пожаром, но единственное 76-мм орудие вело огонь до полного израсходования боеприпа­сов. Только после попадания двух тор­пед танкер переломился и затонул. По­гибло 49 человек, еще 14, в том числе капитана В.Э.Цильке, немцы подобрали с плотика и взяли в плен. Не добившись дальнейших успехов, 9 ноября германс­кая эскадра вернулась в Альтен-фьорд.

Проблемы с турбинами заставили в ноябре направить Z-28 в Везермюнде на капитальный ремонт. Вместе с ним ушел Z-27, еще раньше покинули северный театр Z-24 и Z-25. Зато в декабре в Нор­вегию прибыл новейший Z-31 — первый представитель типа 36А(Mob). В «Ново­годнем» сражении «нарвики» не сниска­ли себе славы. В операции принимали участие Z-29. Z-30 и Z-31. За весь бой им довелось сделать всего несколько безрезультатных выстрелов. К началу февраля 1943 года число эсминцев на Севере сократилось до двух: Z-31 и «Те­одор Ридель». 4 — 6 февраля совмест­но с заградителем «Бруммер» они осу­ществили последнюю активную минную постановку вблизи полуострова Рыба­чий. В условиях штормовой погоды в районе Кильдинского плеса было выс­тавлено заграждение «Бантос-В». На переходе отряд безуспешно атаковывал­ся советскими подводными лодками Л-20, К-3 и К-22. Само заграждение силами Северного флота обнаружено не было — предположительно, на выставленных минах 7 февраля погибла К-22.

 

Французский финал

 

Поражение в «Новогоднем» бою сто­ило поста главнокомандующего гросс-адмиралу Эриху Редеру. Назначенный на его место гросс-адмирал Карл Дёниц добился отмены решения Гитлера о спи­сании всех крупных кораблей, однако роль надводного флота ему виделась по-иному. В феврале 1943 года 8-я флоти­лия эсминцев, которой теперь командо­вал кавалер Рыцарского креста капитан-цурзее Ганс Эрдменгер, получила приказ на перебазирование в порты Западной Франции для решения задач по сопровождению подводных лодок и блокадопрорывателей в Бискайском заливе.

В ночь на 3 марта во Францию отпра­вилось пять кораблей: Z-23 (лидер), Z-24, Z-32, Z-37 и Z-25, но последний вынуж­ден был вернуться из-за поломки маши­ны. На входе в Гавр Z-37 коснулся грун­та и на две недели встал в док для по­чинки винтов, поэтому 8 марта в Бордо прибыли только три эсминца.

Свою первую операцию флотилия провела 30 марта, когда все четыре эс­минца (Z-23, Z-24, Z-32, Z-37) эскорти­ровали блокадопрорыватель «Пьетро Орсеоло», возвращавшийся из Японии. Эсминцы встретили его примерно в 140 милях от мыса Финистерре и проводили в устье Жиронды несмотря на неистовые атаки «бофортов» и «бофайтеров» Ко­ролевских ВВС. Пять самолетов эсмин­цы сбили зенитным огнем. Позже судно подверглось торпедной атаке с амери­канской подводной лодки «Шэд», но до­бралось до порта.

Еще один блокадопрорыватель, «Гималайя», покинувший базу 28 марта и направлявшийся на Дальний Восток, был обнаружен британской авиацией и вернулся, чтобы предпринять еще по­пытку. Его эскортная группа под коман­дованием Эрдменгера на этот раз состо­яла из Z-23, Z-24, Z-32, миноносцев Т-5, Т-22 и «Кондор». Выйдя в море 9 апре­ля, корабли были обнаружены британс­кой летающей лодкой «Сандерленд», пос­ле чего поступил приказ о возвращении. А около 20.30 отряд подвергся комбини­рованной атаке британских торпедонос­цев «Хэмпден» 415-й эскадрильи и бом­бардировщиков «Веллингтон» 311-й (чешской) эскадрильи. Эскорт окружил транспорт плотным заградительным ог­нем, который открыли даже из 150-мм орудий, эффективно расстроив боевой порядок атакующих. Хотя несколько эс­минцев было повреждено огнем самоле­тов (на Z-24 5 человек убило и 31 рани­ло), «Гималайя» снова благополучно добралась до Жиронды.

На протяжение всего лета 1943 года эсминцы привлекались к сопровождению подводных лодок, прорывавшихся в Ат­лантику в надводном положении. 14 июня Z-24 и Z-32 буквально спасли от гибели U-185. На следующий день при­шло известие о награждении командира Z-24 корветтен-капитана Мартина Зальцведеля Рыцарским крестом (Одновременно такую же награду получил фрегаттен-капитан Альфред-Карл Шмидт, в 1941 — 1942 гг. коман­довавший Z-27.). В ноябре к флотилии присоединились Z-27 и ZH-1 (бывший голландский «Жерар Калленбург»). К концу года основной задачей стало сопровождение возвращавшихся с Дальнего Востока блокадопрорывателей. Первым из них был «Озорно»,приведенный в устье Жиронды 24 де­кабря.

Утром 27 декабря эс­минцы Эрдменгера (без ZH-1) и шесть минонос­цев 4-й флотилии выш­ли для встречи блокадопрорывателя «Альстеруфер», но он был атакован самолетом «Либерейтор» и затоп­лен командой после по­лученных повреждений. На следующий день не­мецкое соединение, не получившее сообщения о гибели судна, было обнаружено авиацией противника и перехвачено двумя крей­серами — британским «Глазго» и канад­ским «Энтерпрайз».

В 12.58 с миноносца Т-24 доложили об обнаружении противника. «На бумаге» превосходство было на стороне немцев: они располагали 24 150-мм, 24 105-мм орудиями и 76 торпедными аппарата­ми против 19 152-мм, 13 102-мм ору­дий и 22 торпедных аппаратов англичан. Видимо, именно это обстоятельство по­будило Эрдменгера вместо отхода ввя­заться в бой, однако решающим факто­ром, определившим исход схватки, ста­ла погода. Из-за ураганного ветра и волнения миноносцы не могли развить более 29 узлов, a Z-24, шедший на че­тырех котлах и имевший неполадки в машине, едва выжимал 27 узлов. Сильней­ший шторм делал бесполезными опти­ческие дальномеры и превращал ручное заряжание орудий в серьезную пробле­му, волны перекатывались через палу­бы, сбивая с ног орудийную прислугу. Британские крейсера страдали от непо­годы в гораздо меньшей степени, а огонь их орудий мог управляться по данным радиолокации.

В 13.04 миноносцы получили приказ выйти в торпедную атаку, но ни один из них не был в состоянии выпустить тор­педы, поэтому противники продолжали сближаться. Немецкий боевой порядок состоял из трех кильватерных колонн: в левую входили Z-27 и Z-23, в среднюю — миноносцы, в правую — Z-32, Z-37 и Z-24. В 13.46 Z-23 выпустил шесть торпед и вместе с флагманским Z-27 открыл огонь. Затем на левый фланг вышли Z-32 и Z-37: в 14.05 они ввели в действие артиллерию, спустя десять минут Z-37 дал четырехторпедный залп. Все торпе­ды были выпущены с предельной дис­танции и в цель, естественно, не попа­ли, артиллеристы же сумели добиться всего одного попадания в «Глазго». Гер­манские миноносцы из-за волнения огня вообще не открывали, ограничившись постановкой дымовых завес.

В 14.18 Эрдменгер разделил свои ко­рабли на две группы, решив атаковать неприятеля торпедами с двух сторон, стреляя перекрестно. Z-27 и Z-23 с ми­ноносцами Т-22, Т-25, Т-26 повернули на север, остальные — на восток. Скоорди­нированной атаки не получилось (11 тор­пед, выпущенных немецкими кораблями, прошли мимо целей), зато у англичан появилась прекрасная возможность раз­бить противника по частям, чем они и воспользовались. Крейсера сосредото­чили огонь на северной группе. Сначала снаряды «Глазго» поразили Т-25, затем Т-26. Оставив «Энтерпрайз» добивать поврежденные миноносцы, «Глазго» ус­тремился в погоню за лидером флоти­лии. В своей последней радиограмме Эрдменгер приказал командиру Z-32 корветтен-капитану Бергеру прорываться с остальными кораблями на восток.

Около 14.30 снаряд британского крей­сера, упавший недолетом, прошел под водой, пробил борт ниже ватерлинии, пролетел через топливную цистерну и взорвался в котельном отделении № 2. Осколками был поврежден главный па­ропровод правой турбины, отчего Z-27 снизил скорость. В течение следующего часа, видимо, из-за попадания заборт­ной воды в топливо, погасли котлы в ко­тельном отделении № 3. Затем вышел из строя паропровод левой турбины, а давление пара в котельном отделении № 1 упало до критической отметки, что повлекло за собой полную потерю хода. Воспользовавшись этим, «Глазго» сокра­тил дистанцию. На германский эсминец посыпались снаряды, одно попадание пришлось на погреба боезапаса. В 16.41 Z-27 взорвался и затонул с креном на левый борт. Вместе с ним погибло 220 человек, в том числе капитан-цурзее Эрдменгер, штаб флотилии в полном составе, командир корабля корветтен-капитан Понтер Шульц, старший помощ­ник и старший механик; 93 человека было спасено.

Два последних корабля северной группы — Z-23 и Т-2 — укрылись на якор­ной стоянке Сен-Жан-де-Люз вблизи французско-испанской границы, а затем перешли в Ла-Паллис. Оставалась еще южная группа. Отправив миноносцы на базу, Бергер с Z-32 и Z-37 вернулся на место боя, но ввязаться в новый бой не рискнул и после проведения спасатель­ных работ вечером вернулся в базу.

Не прошло и месяца, как флотилию постигла новая беда. 30 января Z-37 (фрегаттен-капитан Лангхельд) был се­рьезно поврежден в результате тарана своего систершипа Z-32. Удар пришел­ся на правый борт в район кормового торпедного аппарата. Обе машины выш­ли из строя, разлившееся топливо вос­пламенилось из-за короткого замыкания в обмотке размагничивания, через мину­ту взорвалась боеголовка одной из торпед. Пожар охватил 5 — 6 отсеков, и по­гас только будучи залитым через разо­шедшиеся швы забортной водой. Z-23 отбуксировал поврежденный корабль в Бордо, где его поставили в док. Эсмин­цу требовался длительный ремонт, за­вершить который после высадки союз­ников во Франции стало нереальным. В августе 1944 года с Z-37 сняли артиллерию и ценное оборудо­вание, 20-го числа того же месяца он был ис­ключен из состава фло­та и через четыре дня взорван в доке. Анало­гичная судьба ждала Z-23. В конце мая он встал на ремонт в Ла-Паллисе, где 12 августа получил тяжелые повреждения в результате налета бри­танских бомбардиров­щиков «Москито». Из-за невозможности их устранения через несколько дней эс­минец исключили из списков. Впослед­ствии он был захвачен союзными войс­ками и включен в состав французского флота, но ремонт корабля так и не уда­лось завершить, и в 1951 году его разоб­рали на металл.

Таким образом, когда утром 6 июня 1944 года началось англо-американское вторжение в Нормандии, в составе 8-й флотилии (в апреле ее принял капитан-цурзее барон Теодор фон Маухенхайм Бехтольсхайм) оставалось всего четыре корабля: Z-32, Z-24, ZH-1 и миноносец Т-24. В таком разношерстном составе ве­чером 6 июня флотилия вышла из Бор­до и взяла курс на Брест. На переходе корабли дважды были атакованы бри­танскими «Бофайтерами», но отдела­лись многочисленными пробоинами в бортах и надстройках. В течение суток, проведенных в Бресте, было усилено зенитное вооружение обоих «нарвиков». Вечером 8 июня флотилия получила при­каз атаковать силы вторжения в заливе Сены и вышла в море.

Вскоре после полуночи немецкий от­ряд натолкнулся на эсминцы британской 10-й флотилии, прикрывавшие западный вход в Ла-Манш. Последовало столкно­вение, известное как бой у острова Ушант, хотя и происходившее в 60 ми­лях северо-восточнее этого пункта.

Боевой порядок британской флотилии состоял из двух групп. Впереди строем кильватера шли «Тартар», «Ашанти», канадские «Хайда» и «Гурон», за ними на некотором удалении держался второй дивизион: польские эсминцы «Блыскавица» и «Перун», следом «Эскимо» и «Джевелин». Несмотря на многонациональный состав, соединение было хорошо сплаванным, кроме того, обладало пол­ным огневым превосходством (42 120-мм, 20 102-мм орудий и 40 торпедных ап­паратов против 10 150-мм, 5 120-мм, 4 105-мм орудий и 30 торпедных аппа­ратов у немцев). Впрочем, участие в бою второго дивизиона оказалось весьма кратковременным, что несколько урав­нивало силы.

Первоначально противники установи­ли друг с другом радиолокационный кон­такт. В 1.23 головной «Тартар» изменил курс на пять румбов вправо, что позво­лило немцам обнаружить корабли союз­ников визуально на фоне лунного света. Германский отряд повернул на север для охвата головы британской колонны, и спустя две минуты Z-32, Z-24 и ZH-1 вы­пустили по четыре торпеды с дистанции 20 — 25 кбт. В прежние времена такая завязка сражения почти наверняка при­несла бы немцам громкую победу, но теперь англичане прослушивали их ра­диопереговоры и были в курсе распоря­жений флагмана. Уклонившись от непри­ятельских торпед, «Тартар» выстрелил осветительным снарядом. Начался ар­тиллерийский бой, в ходе которого флаг­манский Z-32 быстро получил два попада­ния, в том числе в котельное отделе­ние. Осколками перебило радиоантенну, и фон Бехтольсхайм потерял связь с дру­гими кораблями флотилии. На малень­ком ZH-1 (корветтен-капитан Барков) двумя снарядами были выведены из строя паропровод высокого давления и одно котельное отделение, что лишило его хода.

«Хайда» и «Гурон» сосредоточили огонь на Z-24 (корветтен-капитан Хайнц Бирнбахер) (Удостоен Рыцарского креста еще в 1940 г., сражаясь на торпедных катерах) и также быстро добились попаданий. Сокращение дистанции по­зволило ввести в действие всю артил­лерию, даже зенитные автоматы. На Z-24 была выведена из строя носовая башня, разрушены рулевая и штурман­ские рубки, носовой «фирлинг» снесен за борт... Начался пожар готового боеза­паса, на мостике погибли 9 человек. Че­рез пробоину носовое машинное отде­ление стало заполняться водой. Поста­вив дымовую завесу, Z-24 и оставшийся невредимым Т-24 стали отходить на юго-запад. Канадские эсминцы продолжали погоню до границы непротраленных мин­ных полей.

Германская флотилия понесла поте­ри и была дезорганизована. Флагманс­кий Z-32 сражался в одиночку. В 1.42 он сосредоточил огонь на «Тартаре». Лидер британской флотилии получил два по­падания и временно вышел из боя. Z-32 попытался прорваться на север, где встретил второй дивизион во главе с «Блыскавицей». Немцы выпустили четы­ре торпеды и стали отходить, прикрыв­шись дымовой завесой, но около 2.20 вновь столкнулись с «Тартаром» и «Ашанти».

Артиллерийская дуэль была недо­лгой. «Тартар» успел получить еще одно попадание 150-мм снаряда и сильно сба­вил ход, испуская облако пара. Англича­не стреляли лучше: в Z-32 попало три снаряда. Один из них вызвал пожар в районе погреба боеприпасов, который пришлось затопить; двумя другими были выведены из строя кормовой торпедный аппарат и одно орудие. Корабль отвер­нул вправо, «Ашанти» ринулся за ним, но внезапное появление поврежденно­го ZH-1 заставило англичан переключить внимание на него. В 2.40 пораженный многочисленными снарядами бывший голландский эсминец взорвался и зато­нул. Англичане спасли 141 члена его эки­пажа, еще 37 на шлюпке достигли фран­цузского побережья.

В 2.40 фон Бехтольсхайму удалось связаться по радио с Z-24 и Т-24. Он пе­редал им приказ идти на соединение с флагманом, но после начала нового боя отменил его, дабы не подвергать кораб­ли бесполезному риску. Тем временем поврежденный Z-32 прошел за кормой «Тартара» и «Ашанти» и примерно че­рез 10 минут натолкнулся на возвращав­шихся к месту боя канадцев. В течение полутора часов «Хайда» и «Гурон» пре­следовали немцев, уходивших на восток на скорости 31 уз. и огрызавшихся ар­тиллерийскими выстрелами. В 4.45 гер­манские корабли безрезультатно выпус­тили две последние торпеды, которыми удалось перезарядить носовой аппарат (пожалуй, единственный достоверно из­вестный случай перезарядки на эсмин­цах Кригсмарине). В ответ было получе­но еще три попадания. Вышла из строя башенная установка. Из-за взрыва в кор­мовом машинном отделении Z-32 значи­тельно снизил скорость, но продолжал отстреливаться из единственного уце­левшего орудия № 3. Лишь в 5.20, после выхода из строя правой турбины и из­расходования боеприпасов, эсминец выбросился на мель у острова Ба. Поте­ри в бою составили 26 человек, осталь­ные были сняты кораблями 2-й флоти­лии сторожевиков. Утром полузатонувший остов Z-32 атаковали истребители-бом­бардировщики «Бофайтер» 144-й и 404-й эскадрилий и окончательно его уничтожили. Любопытно, что это был второй эсминец, погибший под командо­ванием корветтен-капитана Георга фон Бергера (после Z-26).

Официальная пропаганда объявила бой у Ушанта очередной «славной стра­ницей истории эсминцев». Командующий военно-морской группой «Вест» адмирал Кранке отметил: «8-я флотилия сража­лась храбро, и потеря двух эскадренных миноносцев, хотя и очень тяжелая, была скрашена довольно большим числом спасенных моряков». Несмотря на пора­жение, командир флотилии барон фон Маухенхайм Бехтольсхайм 3 июля 1944 го­да был удостоен Рыцарского креста, став последним из офицеров эсминцев, по­лучившим эту высокую награду.

Уцелевшие в сражении Z-24 и Т-24 от­казались от продолжения самоубий­ственной операции и вечером 9 июня вернулись в Брест. Z-24 прошел ремонт в Ла-Паллисе, но в боевых операциях больше не участвовал. 14 августа на переходе в Руайян он был атакован «Бофайтерами», получив пять попаданий неуправляемых ракет и около двадцати 20-мм снарядов. У него снова была вы­ведена из строя носовая башня, разби­ты оба дальномера, радиооборудование, одна труба торпедного аппарата. Экст­ренный ремонт провели в Бордо с ис­пользованием деталей, снятых с исклю­ченных из состава флота Z-23 и Z-37.

24 августа Z-24 и Т-24 — последние крупные надводные корабли, остававши­еся у немцев на Западе, — были потоп­лены на рейде Ле-Верона в устье Жи­ронды «Бофайтерами» 236-й и 404-й эс­кадрилий Королевских ВВС. Самолеты заходили в атаку со стороны суши, обес­печив этим внезапность. Получивший попадания трех бомб и нескольких реактивных снарядов, Z-24 приткнулся к набережной, но через несколько часов опрокинулся и затонул.

 

Арктика: период неудач

 

Пока корабли, действовавшие в За­падной Франции, участвовали в много­численных боях с надводными корабля­ми и авиацией противника, арктическая боевая группа пребывала в бездействии. К середине лета 1943 года в Альтен-фьорде были сосредоточены 13 эскад­ренных миноносцев, в том числе семь «нарвиков» (Z-31 с декабря 1942-го, в марте вместе с «Шарнхорстом» прибыл Z-28, в мае пришел Z-25, в июне — Z-27 и Z-30, в июле — Z-29 и Z-33). Новейшие эсминцы свели в состав переформиро­ванной 4-й флотилии под командовани­ем капитана-цурзее Рольфа Йоханнессона, вернувшегося со Средиземного моря, где он командовал трофейным эсминцем «Гермес» и заслужил Рыцар­ский крест (Там его сменил командир Z-29 фрегаттен-капитан Курт Рехель, за месяц боев успевший заслужить такую же награду).

Хотя авиация союзников не особенно беспокоила находившиеся в Норвегии корабли, 24 июля ремонтировавшийся в Тронхейме Z-28 (корветтен-капитан Ценкер) попал под налет американских «ле­тающих крепостей». Эсминец пострадал от близких разрывов авиабомб и начав­шегося на берегу пожара, а затонувший буксир заблокировал ему выход с вер­фи. В начале августа эсминец ушел на ремонт в Везермюнде, месяц спустя за ним последовал Z-25.

В сентябре эскадренные миноносцы приняли участие в крупнейшей по соста­ву сил, но смехотворной по результатам операции «Цитронелла». Утром 9 сен­тября эскадра адмирала О.Куммеца, состоявшая из линкоров «Тирпиц», «Шарнхорст» и 11 эсминцев, подошла к Шпицбергену. «Тирпиц», Z-31 (лидер 4-й флотилии), Z-33 и Z-29 повернули в Грён-фьорд. Сопротивления не ожида­лось, однако артиллеристы норвежской береговой батареи открыли точный огонь по германским эсминцам. Z-29 (корветтен-капитан фон Мутиус) полу­чил попадание 102-мм снаряда, убив­шего 1 офицера и 3 матросов, 4 чело­века получили ранения. Z-31 (корвет­тен-капитан Альберте) был поврежден огнем 37-мм и 20-мм автоматов (3 уби­тых, 1 раненый). В корпусе и надстрой­ках Z-33 (корветтен-капитан Холторф) насчитали 36 пробоин, потери его экипажа — 3 убитых и 25 раненых. В отме­стку эсминцы обрушили на противника огонь 150-мм артиллерии. Главный ка­либр линкора в это время подверг об­стрелу поселок Баренцбург, куда затем был высажен десант численностью око­ло 300 человек.

В октябре 4-я флотилия предприняла последнюю попытку возобновления мин­ной войны в оперативной зоне советс­кого Северного флота. В рамках опера­ции «Катарина» планировалась поста­новка трех заграждений в районе м.Канин Нос. Вечером 27 октября Z-30, Z-31 и Z-33, на каждом из которых нахо­дилось по 50 неконтактных мин EMF и 20 минных защитников, вышли из Альтен-фьорда. Около полудня следующих суток германская авиаразведка обнару­жила в 255 милях от эскадренных мино­носцев шедший на восток отряд кораб­лей противника (9 эскадренных и эскорт­ных миноносцев, 1 корвет, 7 тральщиков, 6 больших охотников), и в 16.20 из шта­ба «Адмирала Норвежского моря» по­ступил приказ о возвращении. Капитан-цурзее Йоханнессон, не сомневав­шийся в возможности успешного завершения операции, дважды просил разрешения на ее продолжение, но по­лучил отказ. Утром 29 октября корабли вернулись в базу.

В начале ноября эсминцы довоенных типов покинули Арктику навсегда, таким образом, в составе боевой группы оста­лось только пять «нарвиков» 4-й флоти­лии. К Z-29, Z-30 и Z-33 прибавились пришедшие в конце месяца Z-34 и Z-38, a Z-31 ушел на ремонт в Германию. В таком составе флотилия участвовала в операции «Остфронт», ставшей после­дней попыткой германского надводного флота помешать проводке северных кон­воев.

Боевая группа во главе с линкором «Шарнхорст» вышла в море поздней но­чью 25 декабря. Ввиду болезни адмира­ла Куммеца тактическое руководство группой осуществлял Начальник эсмин­цев контр-адмирал Эрих Бей. Для веде­ния поиска конвоя JW-55B он развернул эскадренные миноносцы строем фрон­та впереди флагманского линкора, но вскоре из-за сильного встречного ветра и волнения скорость эсминцев снизилась настолько существенно, что они потеря­ли «Шарнхорст» из виду. Около полудня 26 декабря Йоханнессон получил приказ действовать самостоятельно, а в 14.00 Бей отпустил эсминцы на базу. Их отсут­ствие стало одной из причин гибели пос­леднего боеспособного линкора Герма­нии в бою с британской эскадрой. Нельзя назвать удачным и назначение на долж­ность командующего эскадрой контрад­мирала Бея — по мнению адмирала В.Маршалля, «человека, который, имея большой опыт в командовании эсминца­ми, недостаточно разбирался в принци­пах действия тяжелых кораблей».

В 1944 году бездействие боевой груп­пы, вызванное нехваткой топлива, бояз­нью новых потерь и усилившейся актив­ностью союзников, достигло столь ужа­сающей стадии, что стало угрожать боеспособности кораблей. Положение дел наилучшим образом характеризует­ся в известной работе Ю.Майстера. «Фактически, — пишет швейцарский ис­торик,— эскадренные миноносцы не отвечали требованиям плавания в бур­ных северных морях и были весьма чув­ствительны к плохим условиям базиро­вания в Северной Норвегии в связи с тем, что имели силовые установки, ра­ботавшие на паре высокого давления и требовавшие очищенной от примесей котельной воды. Серьезные ремонты могли выполняться исключительно на верфях Германии. Из-за недостатка топ­лива не только сокращалось число пе­реходов в Германию, но и в ходе боевых действий проводилась экономия энерге­тических ресурсов кораблей, их полные возможности не использовались».

Эскадренные миноносцы активно уча­ствовали в обеспечении ПВО Альтен-фьорда, сбив несколько самолетов, но в море практически не выходили. Только 31 июля флотилия в полном составе (в мае вернувшийся из Германии Z-31 сме­нил ушедшего на ремонт Z-30) сопровож­дала «Тирпиц» во время его последнего учебного похода, а 14 октября обеспе­чивала переход тяжело поврежденного линкора из Альтен-фьорда в Тромсё.

Впоследствии корабли флотилии ста­ли использоваться на приморском флан­ге советско-германского фронта, но и здесь успех не сопутствовал им. 21 ок­тября советские торпедные катера ата­ковали два германских конвоя в районе м. Кибергнес, но эскадренные минонос­цы оказались слишком далеко, чтобы успеть вмешаться в ход столкновения. В последующие два дня они прикрывали от атак прибрежные конвои, а 26 октяб­ря флотилия предприняла попытку пе­рехвата советских эсминцев «Баку», «Гремящий», «Разумный» и «Разъярен­ный», обстрелявших порт Вардё, но ус­пеха не имела. 31 октября Z-33 выста­вил 20 мин ЕМС в районе м. Маккаур.

В конце года эсминцы 4-й флотилии (с 13 ноября до конца войны ею коман­довал капитан-цурзее барон Хуберт фон Вангенхайм) совершили несколько выхо­дов в море для обеспечения эвакуации германских войск из Северной Норвегии, в ходе которых не имели ни одного бое­вого столкновения. Отсутствие осязае­мых результатов деятельности пяти круп­ных кораблей заставило командование Кригсмарине перевести флотилию на Балтику, где потребность в артиллерий­ских кораблях ощущалась весьма остро. Еще раньше Z-29 ушел на перевооруже­ние по плану «Барбара» и в боевых дей­ствиях больше не участвовал.

25 января Z-31, Z-34 и Z-38 покинули Тромсё, а Z-33, находившийся на севе­ре без полноценного технического обслу­живания уже 17 месяцев, проходил ре­монт в Нарвике. Англичане получили информацию о выходе флотилии от своего подразделения «Ультра», успешно читавшего неприятельские шифровки, поэтому в районе Бергена немцев жда­ло соединение вице-адмирала Далримпл-Гамильтона, состоявшее из крей­серов «Диадем» и «Моришес».

Противники установили контакт 28 ян­варя в 0.48 в 15 милях северо-запад­нее маяка Утвар. С дистанции 12,5 мили крейсера открыли огонь, пользуясь дан­ными радиолокации. Бой велся на па­раллельных курсах и сразу превратился в избиение головного Z-31 (корветтен-капитан Пауль). Эсминец получил от пяти до семи попаданий 152-мм и 133-мм снарядами, которые вызвали пожар в башне и XII отсеке, вывели из строя ру­левую машину и нанесли тяжелые поте­ри (55 убитых, 24 раненых). Пытаясь прикрыть флагмана, Z-34 (корветтен-капитан Хец) трижды выходил в торпедные атаки и получил пробоину от снарядно­го попадания в ватерлинию. Z-38 (корветтен-капитан барон фон Линкер) так­же пытался применить торпеды, но сде­лать это из-за аварии в котельном отделении не сумел. Поставив дымовую завесу, немцы начали отход, изредка отстреливаясь из кормовых орудий. Вскоре им удалось добиться попадания в «Моришес», а затем и в «Диадем», причем на последнем одного человека убило и трех ранило. К 2 часам эсминцы отошли под прикрытие береговых бата­рей, и англичане прекратили преследо­вание.

Флотилия прибыла в Берген, где Z-31 поставили в док, a Z-34 и Z-38 уже вече­ром возобновили движение и 1 февра­ля прибыли в Киль. Наскоро устранив повреждения, 11 февраля Z-31 прибыл в Осло, где продолжил ремонт. Полнос­тью выгоревшая носовая башня была снята, взамен эсминец получил 105-мм орудие и четыре спаренных 37-мм авто­мата, став обладателем самого мощно­го среди «нарвиков» зенитного вооруже­ния. Лишь 20 марта он достиг Готенхафена и включился в боевые действия на Балтике.

Судьба задержавшегося в ремонте Z-33 (фрегаттен-капитан Менге) сложилась более драматично. 5 февраля он поки­нул Нарвик. Высокая скорость корабля и сложные метеоусловия позволяли из­бежать обнаружения противником, но стали причиной неприятностей другого рода. Утром 7 февраля в районе Бру-фьорда (200 миль юго-западнее Трон­хейма) эсминец ударился о подводную скалу, потерял правый винт и погнул вал. Днище было распорото на протяжении II VII отсеков, обе машины вышли из строя. С большим трудом подошедшие сторожевики и тральщики отбуксирова­ли превосходивший их по водоизмеще­нию в 4 раза «нарвик» в находившийся поблизости Форде-фьорд, где утром 9 фев­раля его обнаружили британские само­леты-разведчики.

Воздушный налет, в котором участво­вало 32 штурмовика «Бофайтер» 18-й авиагруппы Берегового командования под прикрытием 10 истребителей «Мус­танг», начался около 17 часов. Условия не благоприятствовали нападавшим. Эсминец и его эскорт (прерыватель за­граждений, 2 тральщика, 3 сторожевика) располагались в узком и скалистом фьорде под прикрытием зенитных бата­рей, а неподалеку располагался аэро­дром истребительной авиации. Штурмо­вики вынуждены были заходить с одно­го направления, подставляясь под дула зенитных орудий, которым даже не надо было менять углы прицеливания, а на выходе из атаки их ждали «фокке-вульфы» и «мессершмитты». Результаты дня дали повод назвать его «Черной пятни­цей Берегового командования». Z-33 получил только одно ракетное попада­ние в район полубака и потерял 4 чело­века убитыми, ни один из эскортных ко­раблей также серьезно не пострадал. Англичане потеряли 10 самолетов (три из них сбито зенитчиками, остальные истребителями) — почти четверть из участвовавших в атаке.

Спустя два дня после налета Z-33 был отбуксирован в Тронхейм и поставлен в док, который покинул лишь 26 марта. 2 апреля эсминец прибыл в Свинемюнде, к тому времени уже прифронтовой город, подвергавшийся почти каждый день на­летам советской или союзной авиации. Ремонт повреждений так и не был пол­ностью окончен. Z-33 не принял участия ни в одной боевой операции, а использовался как плавучий склад запчастей. Часть экипажа списали в морскую пехо­ту. 27 апреля небоеспособный корабль отправился в Киль, а затем в Куксхафен, где и капитулировал.

 

«Нарвики» на Балтике

 

С началом навигации 1944 года в Фин­ском заливе ОКМ приняло решение на­править туда 6-ю флотилию эсминцев капитана-цурзее Фридриха Коте. В фев­рале флотилия была переформирована, укомплектована кораблями типа «На­рвик» (Z-25, Z-28, Z-35, Z-39 и Т-30) и перешла в Таллин и Палдиски, присту­пив к активной деятельности. 11 и 16 марта эскадренные миноносцы выходи­ли на ночные минные постановки, а в промежутке обстреливали советские по­зиции в районе Усть-Нарвы. В период с 14 по 26 апреля корабли флотилии по­очередно и все вместе семь раз сопро­вождали минные заградители «Линц», «Роланд» и «Бруммер», производившие постановки в Нарвском заливе, причем только один раз выступали в роли эскор­та, а в остальных случаях сами ставили мины.

Стоявший на якоре в Палдиски Z-39 (корветтен-капитан Лерке) 23 июня был атакован одиночным бомбардировщи­ком А-20Ж «Бостон» 51-го мтап ВВС КБФ и получил попадание 500-кг бомбы в центр корпуса, нанесшее тяжелые по­вреждения и вызвавшее пожар. 29 июля прибывший на верфь «Дойчеверке» в Киль эсминец попал под массированный налет британской авиации, одна из бомб попала в кормовую часть. В начале ав­густа Z-39 перешел в Свинемюнде для завершения ремонта, совмещенного с перевооружением по программе «Барба­ра». В боевой деятельности он не уча­ствовал до 16 февраля 1945 года. Не­смотря на тяжелейшую ситуацию на Во­сточном фронте, до конца войны корабль совершил всего несколько выходов в море.

В конце июня — начале июля флоти­лия, восстановившая свой состав за счет прибытия Z-36, совместно с тяжелым крейсером «Лютцов» патрулировала у Аландских островов, а в конце июля пе­ребазировалась в Ригу и некоторое вре­мя занималась сопровождением войско­вых транспортов.

Между тем положение на суше стре­мительно ухудшалось. Советские вой­ска стремительно наступали и 31 июля вышли к морю западнее Риги. Для со­действия армии на приморском на­правлении ОКМ сформировало так на­зываемую 2-ю боевую группу под ко­мандованием вице-адмирала Августа Тиле, в которую вошли все боеспособ­ные тяжелые корабли Кригсмарине. 19 ав­густа для поддержки контрудара в районе Тукумса в Рижский залив при­был тяжелый крейсер «Принц Ойген» в сопровождении четырех эсминцев 6-й флотилии и двух миноносцев. В те­чение следующих двух дней они вели обстрел наступающих частей Красной Армии. 21 августа Z-35 получил по­вреждения от удара о грунт при швар­товке у о.Сааремаа. остальные эсмин­цы вернулись в Палдиски.

Вновь избранный на пост президента Финляндии маршал Маннергейм пришел к выводу, что только немедленное заклю­чение перемирия спасет его страну от оккупации советскими войсками. Это за­ставило немцев начать эвакуацию своих частей и готовиться к боевым действиям против недавнего союзника. 3 сентября Z-28 и Z-36 прикрывали эвакуацию гер­манского гарнизона из Котки, а в это вре­мя Z-25 (корветтен-капитан Горбандт) патрулировал у входа в Финский залив. 4 сентября им был захвачен финский па­роход «Наяден», ставший последним при­зом германского флота во Второй миро­вой войне. 17 сентября флотилия пере­базировалась в Готенхафен, а 24 — 25 сентября совместно с тяжелыми крейсе­рами «Принц Ойген» и «Лютцов» обеспе­чивала переход из Финляндии транспор­тов с эвакуируемыми войсками.

В дальнейшем практически до само­го конца войны основной задачей эскад­ренных миноносцев на Балтике стала артиллерийская поддержка сухопутных войск в составе 2-й боевой группы. Корабли 6-й флотилии выходили в море, главным образом совместно с тяжелы­ми крейсерами, и возвращались на базы только для пополнения боезапаса. 11 — 12 и 14 —15 октября Z-25, Z-35, Z-36 и четыре миноносца сопровождали «Принц Ойген» и «Лютцов» на обстрел побережья в районе Мемеля (при этом Z-25 был поврежден пулеметно-пушечным огнем советской авиации — проби­ты топливные танки); 23 октября там же действовали «Лютцов», Z-28, Z-35 стре­мя миноносцами. Эсминцы произвели около 500 выстрелов главным калибром.

На следующий день группа перешла к берегам полуострова Сворбе (Сырве), где советской авиации удалось нанести единственный в этот период успешный удар по немецким кораблям. В ходе се­рии последовательных атак штурмови­ки Ил-2 из состава 7-го гвардейского и 35-го шап ВВС КБФ добились попадания пяти бомб в Z-28 (фрегаттен-капитан Герлах), правда, непосредственно в кор­пусе эсминца взорвалась лишь одна. Однако штурманская рубка и радар были уничтожены, мостик, трубы и ко­тельное отделение — повреждены, 5 че­ловек было убито, 5 ранено, еще 4 взрывной волной были снесены за борт и пропали без вести. Z-28 убыл на ре­монт в Свинемюнде, его место занял закончивший курс боевой подготовки новейший Z-43 (корветтен-капитан Веннингер). Таким образом, 19 — 23 нояб­ря, в период содействия эвакуации Сворбе, 6-я флотилия состояла из трех кораб­лей типа 36В.

Незадолго до этого серьезно постра­дал действовавший в Скагерраке Z-30 (фрегаттен-капитан Карл-Генрих Лампе). 20 октября в условиях сильного снего­пада эсминец эскортировал конвой и на входе в Осло-фьорд подорвался на авиационной магнитной мине. Взрыв большой силы разрушил 1-й отсек, вы­вел из строя правую турбину и почти все вспомогательные механизмы, лишив ко­рабль хода, рули были заклинены в по­ложении «лево на борт». Погибло и про­пало без вести 11 человек, 16 получили ранения. Эсминец отбуксировали в Хортен, а 26 октября поставили на доковый ремонт в Осло, но возможности верфи не позволили ввести его в строй до кон­ца войны.

Последний рейд надводных кораблей в Финский залив окончился катастрофой. Юрг Майстер писал: «Несмотря на урок, полученный во время летней минной операции и стоивший потери трех мино­носцев (имеется в виду гибель Т-22, Т-30, Т-32 на немецких минах в Нарвском заливе.—Авт.), высшие береговые штабы, не имевшие представления об условиях и особенностях ведения морс­кой войны в Балтийском море, приказы­вали восстановить и укрепить минные заграждения восточнее Таллина». Капитан-цурзее Коте с эсминцами Z-35, Z-36, Z-43 и миноносцами Т-23, Т-28 получил задачу дополнить заграждение «Насхорн» в районе о. Найссар новым за­граждением «Нил». Эсминцы приняли по 68 магнитных мин EMF, Т-28 — 46 мин­ных защитников EMR (Т-23 мин не нес) и вышли из Готенхафена 11 декабря.

Около 23 часов на горизонте появил­ся работающий маяк Палдиски. Навига­ционная прокладка велась на борту флагманского Z-35, остальным кораблям было приказано не включать радары и гидролокаторы. В 1.15 12 декабря фло­тилия прибыла в назначенный район и перестроилась для постановки. Впере­ди двигался Т-23, за ним выстроились Т-28, Z-43, Z-35 и Z-36. В 1.30, в наруше­ние инструкций, на Т-23 включили РЛС и навигационную ГАС. В результате об­наружилось, что он находится гораздо севернее предполагаемого местополо­жения — в опасной близости от заграж­дения «Насхорн». Миноносец резко от­вернул вправо и потерял контакт с ос­тальными кораблями. Спустя 20 минут Т-28 и Z-43 также изменили курс на юг, по радио сообщив об опасности коман­диру флотилии, но концевые эсминцы продолжали движение на северо-восток. В 1.53 на Z-35 (корветтен-капитан Бэтге) в районе орудия №4 прогремел под­водный взрыв, при этом один отсек запол­нился водой, а левая турбина вышла из строя. Эсминец выкатился влево, окутав­шись дымом. На нем сразу начались ра­боты по борьбе за живучесть. Коте при­казал Т-23 подойти для оказания помо­щи, но не успел миноносец приблизиться, как вдоль борта Z-35 прогремела целая серия взрывов. В 2.00 на мину наскочил Z-36 (корветтен-капитан барон фон Хаузен). В районе его кормы взметнулся вы­сокий столб огня — очевидно, произош­ла детонация подготовленных к постанов­ке мин или артиллерийских погребов. Корабль практически мгновенно затонул. Почти сразу же Z-35 вторично коснулся мины. Взорвался котел, загорелся боеза­пас 37-мм зениток, эсминец накренился на левый борт и быстро затонул с диф­ферентом на корму. Из-за сильного вет­ра и волн уцелевшие корабли не смогли спасти ни одного человека. К полуночи 12 декабря Z-43, Т-28 и Т-28 вернулись в Готенхафен, отказавшись от осуществле­ния минной постановки. Катастрофа унес­ла жизни 520 моряков, в том числе коман­диров обоих кораблей. Вмерзшее в лед тело командира флотилии прибило к фин­скому берегу. Около 150 человек подня­ли из воды советские катерники, еще 67 сумели достичь Финляндии на разбитых шлюпках и деревянных обломках; поз­же они были переданы советским влас­тям.

К началу февраля 1945 года в 6-й флотилии, которую принял капитан-цурзее Хейнц Петере, осталось всего два боеспособных корабля (Z-25 и Z-43). Столько же имела прибывшая на Балти­ку 4-я флотилия (Z-34 и Z-38). Эсминцы продолжали действовать на приморских флангах советско-германского фронта. 29 — 31 января Z-25 и «Пауль Якоби» сопровождали «Принц Ойген» на об­стрел целей в районе Кранца; затем Z-25 до 6 февраля поддерживал прорыв германских войск с Куршской косы; 9 — 10 февраля Z-34 действовал совместно с «Адмиралом Шеером» у Пиллау и в заливе Фриш-Хаф; 18 — 20 февраля Z-43 был в составе группы «Шеера» у Хейдекруга (Земландский полуостров), а 23-го возглавлял группу малых кораблей, оказывавших огневую поддержку войс­кам. Корабли неоднократно подверга­лись ответному обстрелу с берега и ата­кам авиации, но избежали серьезных повреждений.

Менее удачливым оказался Z-28, ко­мандиром которого стал недавно пере­шедший с Z-30 Карл-Генрих Лампе. Окончив ремонт, корабль провел один конвой из Готенхафена в Засниц, где в ночь на 6 марта попал под налет 200 бомбардировщиков «Ланкастер» Коро­левских ВВС. Эсминец получил три пря­мых попадания в район котельного от­деления и разломился на две части; кор­мовая затонула сразу, носовая — на следующее утро. Потери составили по­чти половину экипажа — 150 человек.

Стремительное наступление совет­ской армии заставило 2-ю боевую груп­пу 6 марта перебазироваться из Готен­хафена в Свинемюнде, хотя угроза за­хвата нависла и над этой базой. 12 марта порт подвергся массированному удару американских «летающих крепостей», но соединение потерь не понесло. До конца основной ареной борьбы на море про­должал оставаться Данцигский залив. С 7 марта «Пауль Якоби» и Z-34 вместе с «Адмиралом Шеером» вели обстрел це­лей на берегу в районе Дивенова (о.Воллин), поддерживали, а затем эвакуиро­вали защитников Кольберга. 20 марта в Данцигскую бухту прибыли Z-25 и Z-31, остававшиеся там до 8 апреля и прини­мавшие участие в артиллерийской под­держке немецких войск вместе со ста­рым броненосцем «Шлезиен».

С 23 марта в обстрелах целей в райо­не Данцига, Цоппота, Готенхафена и Оксхёфта участвовали «Лютцов», Z-34 и Z-43. «Пока «Лютцов» бил тяжелыми снарядами по сухопутному фронту, — вспоминал Х.-Г.Прагер,—эсминцы и миноносцы охранения огнем своих 150-и 105-мм орудий рассеивали волну за волной ожесточенно нападавших совет­ских самолетов».

Напряженное использование артил­лерии сказывалось на состоянии мате­риальной части: на трех «нарвиках» име­ли место разрывы стволов 150-мм ору­дий (Z-31 —27 марта, Z-38 —29 марта, Z-34—14 апреля), сопровождавшиеся потерями среди экипажей. На кораблях накапливались повреждения и таяли боеприпасы. Уже к 1 апреля эсминцы 2-й боевой группы имели в среднем по 450 снарядов главного калибра.

От действий советской авиации до конца марта пострадал только Z-34 (29 марта в районе Хельского полуострова). Положение дел изменилось в начале следующего месяца, когда командовани­ем ВВС КБФ для борьбы с немецкими кораблями была создана специальная авиагруппа, в которую вошли 12-й гвар­дейский полк пикирующих бомбардиров­щиков, 7-й гвардейский и 35-й штурмо­вые авиаполки. 4 апреля в ходе налета был легко поврежден Z-38; 8 апреля «пешки» 12-го гв. пбап добились прямо­го попадания 250-кг бомбой в Z-31, от­чего скорость эсминца упала до 16 уз.; на следующий день 20 штурмовиков 35-го шап атаковали Z-43, пострадавший от близкого разрыва (еще одна бомба по­пала в котельное отделение, но не взор­валась); 27 апреля и 3 мая в порту Свинемюнде получили повреждения Z-34 и Z-38.

Нельзя было сбрасывать со счетов и минную опасность. 14 марта германский флот лишился миноносцев Т-3 и Т-5, подорвавшихся в районе Хелы на минах, поставленных советской подводной лод­кой Л-21. 10 апреля в том же районе от взрыва донной мины серьезно постра­дал Z-43. По иронии судьбы, за пять дней до этого командиром эсминца стал фрегаттен-капитан Лампе, за каких-то пол­года накликавший беду уже на третий корабль. Полностью потерявший ход Z-43 был отбуксирован миноносцем Т-33 в Варнемюнде. Там он простоял без како­го-либо ремонта до 3 мая, а затем на буксире у «Якоби» ушел во Фленсбург-фьорд, став на якорь у Гельтингера, где на следующий день экипаж затопил его.

Эскадренные миноносцы продолжали действовать в Данцигском заливе по но­чам вплоть до трагического события, произошедшего в ночь на 16 апреля. Незадолго до полуночи сигнальщики Z-34, находившегося на рейде Хелы, за­метили две тени. Советские торпедные катера ТК-131 (лейтенант Н.А.Коротквич) и ТК-141 (капитан-лейтенант В.В.Солодовников), действовавшие под командованием капитан-лейтенанта П.П.Ефименко, атаковали противника четырьмя торпедами. Несмотря на 6-балльный ветер и 5-балльное волнение, им сопутствовал успех. Тревога на бор­ту эсминца была объявлена с опоздани­ем, и в 23.15 одна торпеда попала в ле­вый борт между IV и V отсеками. Вышли из строя обе турбины, генераторы и прак­тически все средства управления кораб­лем. Лишь благодаря мощным водоот­ливным средствам удалось избежать за­топления. Днем Z-34 подвергся атаке 16 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гв. пбап и получил допол­нительные серьезные повреждения от попадания одного «эрэса» и пулеметно-пушечного огня. Суммарные потери со­ставили 8 убитых и 16 раненых. 17 ап­реля миноносцем Т-36 поврежденный корабль был отбуксирован в Свинемюнде, а 4 мая его увели в Копенгаген, где он и встретил конец войны.

После смерти Гитлера Германия сло­жила оружие. Однако до вступления в силу условий капитуляции корабли со­вершили еще несколько походов для эвакуации войск и гражданского населе­ния с блокированного Хельского полуос­трова. 5 — 6 мая из Копенгагена к Хелю выходили минный заградитель «Линц», вспомогательный крейсер «Ганза», эс­минцы «Гальстер», «Якоби», «Ин», «Лоди» и Z-25 (каждый из эсминцев вы­вез по 1500 человек) и миноносцы. Но­чью 6 мая в районе маяка Риксхефт от­ряд натолкнулся на шесть советских сто­рожевых катеров типа Д-3. Последние были обнаружены радиолокаторами, ослеплены осветительными снарядами, опознаны как торпедные и обстреляны.

В результате погиб МО-595, ставший последней жертвой германских эсмин­цев. В следующие две ночи в поход от­правлялись только быстроходные кораб­ли («Гальстер», «Ин», «Лоди», «Ридель», Z-25, Z-38, Z-39, Т-17, Т-18, Т-23, Т-28, Т-33, Т-35). Несмотря на крайнюю рис­кованность, последняя операция герман­ского надводного флота во Второй ми­ровой войне завершилась успешно — не понеся потерь, корабли вывезли более 67 тысяч человек.

 

«Проворный» и другие

 

Решением Трехсторонней комиссии по разделу германского флота восемь пе­реживших войну «нарвиков» разделили между державами-победительницами. Z-25, Z-30, Z-31, Z-38 достались Вели­кобритании; Z-33 — Советскому Союзу; Z-29, Z-34, Z-39 —Соединенным Шта­там. Американцы не пытались найти при­менение находившимся в плохом техни­ческом состоянии Z-29 и Z-34 и затопи­ли их в Скагерраке 16 декабря и 26 марта 1946 года соответственно. 8 июля 1945-го Z-39 был принят лейтенант-коммандером американского флота Форсбергом и в конце месяца совершил трансатланти­ческий переход в США. Там он получил номер DD-939 и был исследован амери­канскими специалистами. В ноябре 1947 года его продали на запчасти во Францию.

Из четырех «британских» эсминцев только Z-38 получил новое название «Нонсач» и бортовой номер D-107. Пос­ле всестороннего изучения (англичане особенно интересовались силовой уста­новкой на паре высоких параметров) ко­рабль использовался в качестве мише­ни для авиации. В марте 1949 года его разоружили и перевели в залив Лох-Страйвен для испытания нового оружия. Выдержав серию подводных взрывов, он в августе 1950 года был сдан на слом. Z-30 разобрали на металл двумя годами ранее.

Два оставшихся «нарвика» вместе с парой «маассов» Британия уступила сво­ему союзнику. 4 февраля 1946 г. в Шер­буре состоялась передача 2-25 и Z-31 французскому флоту, где они получили названия «Ош» (бортовой номер Т-02) и «Марсо» (бортовой номер Т-01). Вместе с бывшими немецкими миноносцами эти корабли образовали так называемую «Группу Марсо», командиром которой стал капитан 1 ранга Босвье.

В 1947-м «Ош» в составе эскорта авианосца «Арроманш» участвовал в президентском вояже в Конакри, а затем служил в составе Средиземноморского флота. В 1949 — 1952 годах корабль про­шел капитальный ремонт, после чего был зачислен в класс быстроходных эскорт­ных кораблей 1 класса. Его вооружение к тому времени состояло из трех одинар­ных 150-мм орудий, восьми 40-мм авто­матов и двух трехтрубных 550-мм тор­педных аппаратов. До вывода в резерв 20 августа 1956 года «Ош» прошел свы­ше 46 000 миль. 30 июня 1958-го его сда­ли на слом.

«Марсо» прошел капитальный ремонт в 1948 —1950 годах, при этом на пре­жнее место была возращена носовая башня, а зенитное вооружение замене­но восемью 40-мм «бофорсами». До 1954 года служба эсминца протекала на Средиземном море, затем местом бази­рования стал Шербур. В 1953-м «Мар­со» переклассифицировали в быстро­ходный эскортный корабль 1 класса, и согласно новой классификации НАТО он сменил бортовой номер на D-601. 1 ав­густа 1956 года корабль вывели в резерв, а в 1958-м разобрали.

Z-33 был принят в Вильгельмсхафене советской командой 1 января 1946 го­да, 17 января он прибыл в Лиепаю и 13 февраля зачислен в класс лидеров эскадренных миноносцев под названи­ем «Проворный». Техническое состояние корабля было удручающим. Попыт­ки устранить повреждения, полученные в конце войны, силами местного завода «Тосмаре» не увенчались успехом, по­этому в августе того же года «Провор­ный» проследовал на ремонт на завод «Нептун» в Росток (советская оккупаци­онная зона Германии). Как писал служив­ший в то время на корабле историк В.Ю.Усов, «личный состав электромеха­нической боевой части под руководством инженер-капитана 3 ранга М.С.Качана (бывшего командира БЧ-5 гвардейского эсминца «Сообразительный») освоил обслуживание сложной трофейной тех­ники, однако автоматику котлов полнос­тью ввести в строй не удалось и для руч­ного управления котлами на походе в одну смену назначали по 12 человек в каждое котельное отделение» (напом­ним, что у немцев вахта состояла из трех человек — Авт.)...

Ремонт занял около трех с половиной лет. В марте 1950-го эскадренный мино­носец «Проворный» (класс лидеров был упразднен) вернулся в Лиепаю, откуда в мае отправился в Кронштадт для замены зенитного вооружения (прежнее, кроме кормового «фирлинга», было демонтиро­вано еще в 1946 г.). На нем установили шесть спаренных 37-мм автоматов В-11 (два на носовой надстройке перед мости­ком и четыре на средней надстройке) и два одинарных 70-К того же калибра (на кры­льях мостика). Сохранили немецкие уста­новки главного калибра, торпедные аппа­раты и счетверенный 20-мм автомат.

Восстановленный «Проворный» был зачислен в состав Юго-Балтийского флота. 30 ноября 1954 года его вывели из боевого состава и переклассифицирова­ли в учебный эсминец. 1 марта 1958-го корабль перешел в состав Ленинградс­кой военно-морской базы, где его разо­ружили и через месяц передали аварий­но-спасательной службе базы в качестве плавказармы под номером ПКЗ-149. В течение трех лет бывший эсминец сто­ял у правого берега Невы в Уткиной за­води. Летом 1961 года он был потоплен при выполнении боевых упражнений у м. Песчаный в Финском заливе. Впослед­ствии корпус последнего «нарвика» под­няли и передали на разборку.