Авианосцы и авиатранспорты

 

Авианосцы типа "Joffre" — 0 + 2 единицы

 

"Joffre" ACLP 26.11.1938 Разобран на стапеле

 

18 000/20 000 (нормальное) т; 228/236x34,5 (по корпусу 24,6)х6,6 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 125 000 л.с., 33 уз., 7800 (20) миль. Броня: борт 100 мм, палуба 40 — 70 мм, переборки ПТЗ 45 мм. Эк. 1251 чел. 4x2 — 130-мм/45, 4x2 — 37-мм, 6x4 — 13,2-мм, 40 самолетов.

 

Строительство двух авианосцев предусматривалось программой 1938 г. Несмотря на то, что корабли остались недостроенными, они заслуживают внимания как оригинальный проект авианосца.

Верхний ангар имел размеры 195x20,8x5 м, нижний — 79х15,6x4,4 м. Сдвинутая к левому борту полетная палуба имела размеры 200x28 м и оснащалась двумя лифтами и девятью финишерами. Предполагалось базирование 15 истребителей и 25 торпедоносцев-бомбардировщиков. Интересно отметить, что торпедоносцы-бомбардировщики должны были быть двухмотор­ными. Следует отметить недостаточную длину полетной палу­бы и непропорционально массивную и протяженную островную надстройку.

К началу войны "Joffre" готов на 25% и позднее разобран на ста­пеле. Второй корабль ("Painleve") так и не был начат постройкой.

 

Авианосец "Bearn" — 1 единица

05.jpg

06.jpg

 

"Bearn" FCM 10.1.191415.4.19206.1927 Искл. 5.11.1966

 

22 146/28 400 т; 170,6/182,6x35,2x9,3 м; 2 ПТУ и 2 ПМ, 12 ПК, 22 200+15 000 л.с., 21,5 уз., 2160 т нефти; 7000 (10) миль. Броня: борт 83 мм, палуба 120 мм, каземат 70 мм. Эк. 865 чел. 8x1 — 155-ММ/55, 6x1 — 75-мм/60, 8x1 —37-мм, 12 пул., 4x1 — 550-мм ТА, 40 самолетов.

 

Заложен как ЛК типа "Normandie". Во исполнение решений Ва­шингтонской конференции перестроен в авианосец. Работы на­чаты в августе 1923 г. Длина полетной палубы — 183 м, ангарной — 124 м. Боевую ценность корабля резко снижала недостаточная площадь полетной палубы, что обеспечивало одновременное ис­пользование не более 10 — 12 самолетов.

К концу 1930-х годов был единственным авианосцем с торпедны­ми аппаратами (согласно некоторым источникам, их сняли только в конце 1939 г.), и считался слишком тихоходным для действий в со­ставе флота. В 1939 г. было принято решение о переоборудовании его в базу гидросамолетов с сохранением возможности базирова­ния колесных самолетов.

В начале войны служил как авиатранспорт для перевозки закуп­ленной в США авиационной техники. Четыре его эскадрильи пикиру­ющих бомбардировщиков действовали с сухопутных аэродромов. В самом конце 1939 г. доставил в США 250 т золота в оплату за постав­ки. Во время второго похода (19.5 — 1.6.1940) доставил в канадский Галифакс 3880 ящиков с частью золотого запаса Франции (194 т).

В момент подписания перемирия находился в Фор-де-Франс (Мартиника). По соглашению от 1.5.1942 разоружен.

После того, как 30.6.1943 администрация Мартиники признала алжирское правительство, "Beam" перешел в США для ремонта. С осени 1943 г. до марта 1945 г. продолжались работы по пере­оборудованию его в авиатранспорт: была укорочена полетная па­луба, ликвидирован центральный самолетоподъемник, установ­лено современное электронное оборудование, артиллерия заменена на 4x1 127-мм/38 орудия, 6x4 40-мм "бофорсов" и 26x1 "эрликонов". Экипаж сократился до 651 чел. Перевозил войска и снаряжение в Атлантике и Индийском океане.

 

Конвойный авианосец "Dixmude" — 1 единица

07.jpg

 

"Dixmude" (б. "Biter") S 1940 18.12.1940 9.4.1945(5.1942) Возвращен США в 1966

 

12 850/15 300 т; 150x21,3x7,7 м; 1 х 2 диз., 8500 л.с., 16 уз., 3061 т нефти и соляра. Эк. 555 чел. 3x1 — 102-мм/45,19 — 20-мм/70, 1 катапульта, 15 самолетов.

 

Бывший английский конвойный авианосец типа "Archer", полученный от США по ленд-лизу. В начале 1945 г. возвращен США, кото­рые сразу же передали авианосец Франции. В состав флота он вошел 9.4.1945 под названи­ем "Dixmude" и прослужил до 1966 г., когда был возвращен США.

Подробнее об авианосцах этого типа см. "Морская коллекция" №4, 2003.

 

Гидроавианосец "Commandant Teste" — 1 единица

08.jpg

 

"Commandant Teste" FCG 6.9.1927 12.4.1929 1932 Затоплен 27.11.1942

 

10 000/11 500 т; 156,3/167x27x6,93 м; 2 ПТ, 4 ПК, 21 000 п.с., 20,5 уз. (21,77 на испытаниях), 720 т угля + 390 т нефти; 6000 (10) миль. Броня: борт 50 мм, палуба 36 мм, рубка 80 мм. Эк. 644 чел. 12x1 — 100-мм/45, 8x1 — 37-мм, 6x2 — 13,2-мм, 4 катапульты, 26 гидросамолетов.

 

Построен по программе 1926 г. Должен был служить авиатран­спортом, плавбазой с ограниченными ремонтными мощностями и авиационным депо для крейсеров и ЛК. Самый крупный в Евро­пе гидроавианосец. Размеры ангара составляли 84x27x7 м. Старт самолетов обеспечивали 4 катапульты, для приема самолетов имелся буксируемый тент. К кораблю были приписаны две эскад­рильи — поплавковых торпедоносцев Latecoere 298 и летающих лодок-разведчиков Loire-Nieuport 130, но фактически они никогда на него не базировались.

После поражения Франции остался под контролем правитель­ства Виши. Затоплен в Тулоне. Поднят итальянцами 1.5.1943, за­тем захвачен немцами и 19.8.1944 потоплен союзной авиацией. В 1945 г. поднят, но планы перестройки корабля в учебный авиа­носец или войсковой транспорт так и не были реализованы.