Эскадренные миноносцы

(Torpilleurs d'Escadre)

 

Эсминцы типа "Le Hardi" — 8 единиц

23.jpg

 

"Le Hardi" ACL 20.5.1936 4.5.1938 6.1940 Затоплен 27.11.1942

"Le Foudroyanf" FCM 18.8.1936 28.7.1938 6.1940 Затоплен 27.11.1942

"L'Adroit" FCG 15.10.1936 26.10.1938 6.1940 Затоплен 27.11.1942

"Mameluck" ACL 1.1.1937 18.2.1939 6.1940 Затоплен 27.11.1942

"Casque" ACF 30.11.1936 2.11.1938 6.1940 Затоплен 27.11.1942

"Le Cyclone" FCG 17.12.1936 20.5.1939 6.1940 Затоплен 27.11.1942

"Siroco" ACF 31.3.1938 14.11.1939 6.1940 Затоплен 27.11.1942

"Bison" ACF 11.3.1938 14.12.1939 6.1940 Затоплен 27.11.1942

 

1772/2536 т; 111,6/117,2x11,1x4,2 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 58 000 Л.С., 37 уз., 462 т нефти, 1900 (25) миль. Эк. 187 чел. 3x2 — 130-мм/45, 2x1 — 37-мм/50, 2x2 — 13,2-мм, 1x3 и 2x2 — 550-мм ТА, 1 БС.

 

По программе 1938 г. должны были строиться еще "L'Intrepide", "L'Opiniatre" и "Le Temeraire", а по программе 1939 г. — "L'Aventurier". Работы на них начались в августе 1939 г., но ни один так и не довели до спуска, a "L'Opiniatre" даже не был официально заложен.

Строились по программам 1932 г. (1 ед.), 1935 г. (2 ед.), 1936 г. (4 ед.)и 1937 г. (2 ед.).

Эсминцы этого типа создавались как корабли сопровождения для новых быстроходных линкоров типа "Dunkerque". Корабли предыдущих типов эту задачу решать не могли, так как не обла­дали необходимой скоростью. Кроме того, требовалось значитель­но усилить их зенитное вооружение. Вместе с тем, возможности ПЛО и ПВО оставались явно недостаточными.

Полуавтоматические орудия ГК были аналогичны орудиям ЛК типа "Dunkerque" и устанавливались в башнях. Недостаточный угол возвышения (не более 30°) исключал их использование в ПВО.

"Le Foudroyant", "L'Adroit", "Le Cyclone", "Siroco" и "Bison" до 1.4.1941 носили названия "Fleuret", "L'Epee", "Lansquenet", "Le Corsaire" и "Le Flibustier". Четыре из них переименованы в память эсминцев, погибших в начале войны.

Последние четыре единицы (корабли программ 1938 и 1939 гг. — "L'Intrepide", "L'Opiniatre", "Le Temeraire" и "L'Aventurier", оставши­еся на стапелях) должны были строиться по измененному проек­ту и в определенной степени представляли собой аналог англий­ских крейсеров ПВО с тяжелыми зенитными орудиями. Эсминцы этой подгруппы предполагалось оснастить универсальной артил­лерией ГК новой модели. При этом легкое зенитное вооружение ограничивалось пулеметами, а торпедное уменьша­лось до 6 труб. Противолодочное вооружение отсут­ствовало. Изменения в проекте привели к заметному росту водоизмещения (до 2180/2882 т) и размеров (118,2 между перпендикулярами х 11,8 х 4,2 м) и не­смотря на увеличение мощности ЭУ до 62 000 л.с. ожи­далось падение скорости с 37 до 35 уз.

Поскольку корабли вводились в строй в ходе войны (в том чис­ле и после перемирия), ряд их характеристик так и не удалось проверить на практике. Хотя известно, что "Le Hardi" на испыта­ниях показал скорость в 39,09 уз. При вводе в строй зенитная артиллерия была усилена. Так, головной корабль нес 1x2 37-мм автомата, 4x2 13,2-мм и 5x1 8-мм пулеметов. Остальные, по-ви­димому, перевооружались сходным образом.

В боях успел принять участие только "Le Hardi" — в сражении у Дакара 23.9.1940. Кроме того, "Fleuret" и "L'Epee" участвовали в набеге на Гибралтар 24 — 25.9.1940. Впрочем, из-за технических дефектов они оказались небоеспособными.

Все восемь находившихся в строю кораблей были затоплены в Тулоне. Вскоре их подняли итальянцы, но "Mameluck" и "Casque" признали не подлежащими восстановлению. Остальные получили наименования FR-37 ("Le Hardi"), FR-36 ("Le Foudroyant"), FR-33 ("L'Adroit"), FR-34 ("Le Cyclone"), FR-32 ("Siroco") и FR-35 ("Bison").

В сентябре 1943-го после капитуляции Италии немцы захвати­ли корабли, но в строй ни один из них так и не вошел. Все эсмин­цы были затоплены немцами: FR-37 и FR-34 — 24.4.1945, a FR-32 — 28.10.1944 в Генуе; FR-35 и FR-36 — в августе 1944 г. в Тулоне.

Только FR-33 возвращен Франции, но восстановлению корабль уже не подлежал.

 

Эсминцы типа "L'Adroit" — 14 единиц

24.jpg

 

"L'Adroit" ACF 26.5.1925 1.4.1927 1.7.1929 Погиб 21.5.1940

"L'Alcyon" FCG 2.1925 26.6.1926 15.7.1929 Слом 10.11.1952

"Le Fortune" CNF 1.9.1925 15.11.1926 1.7.1928 Слом 31.8.1950

"Le Mars" CNF 8.7.1925 28.8.1926 20.1.1928 Затоплен 27.11.1942

"La Palme" ACD 16.5.1925 30.6.1926 6.2.1928 Затоплен 27.11.1942

"La Railleuse" ACD 30.7.1925 9.9.1926 15.2.1928 Погиб 24.3.1940

"Basque" ACSM 18.9.1926 25.5.1929 5.3.1931 Слом 10.12.1952

"Le Bordelais" FCG 19.11.1926 23.5.1928 8.4.1930 Затоплен 27.11.1942

"Boulonnais" CNF 4.5.1926 1.6.1927 25.6.1928 Погиб 8.11.1942

"Brestois" DB 17.5.1926 18.5.1927 15.6.1928 Погиб 9.11.1942

"Forbin" FCM 29.6.1927 17.7.1928 1.5.1930 Слом 10.11.1952

"Le Foudroyant" DB 28.7.1927 24.4.1929 10.10.1930 Погиб 1.6.1940

"Fougueux" ACB 21.9.1927 4.8.1928 15.6.1930 Погиб 8.11.1940

"Frondeur" CNF 9.11.1927 20.6.1929 28.10.1931 Погиб 9.11.1942

 

1356/1968 т; 100,9/107,2x9,84x4,3 м; 2 ТЗА, 3 ПК, 33 000 — 34 000 л.с., 34 уз., 335 т нефти, 2150 (14) миль. Эк. 138 чел. 4x1 — 130-мм/40, 2x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 2 БМБ, 2 БС.

 

Строились по программам 1924 г. (6 единиц), 1925 и 1926 гг. (по 4 единицы).

Орудия ГК отличались сложностью в обращении и недоста­точной скорострельностью. Первоначально зенитное вооруже­ние состояло из одного 75-мм/60 орудия и двух пулеметов. Пе­ревооружены перед войной.

К началу войны корабли развивали не более 28 — 29 уз. В 1940 г. для повышения остойчивости с кораблей снималось ору­дие ГК №3 или (реже) №4.

Перешедшие в конце 1942 г. к союзникам "L'Alcyon", "Le Fortune", "Basque" и "Forbin" вместо одного ТА и одного орудия

ГК получили 1x1 40-мм и от 4 до 6 "эрликонов". Кроме того, были установлены ГАС и РЛС.

"La Railleuse" погиб в Касабланке 24.3.1940 от самопроизвольного взрыва торпед в носовом ТА. Стал первым погибшим французским ЭМ.

"L'Adroit" и "Le Foudroyant" потоплены авиацией в боях за Дюнкерк в мае — июне 1940 г..

"Fougueux" и "Frondeur" участвовали в набеге на Гибралтар 24 — 25.9.1940.

"Boulonnais", "Fougueux", "Brestois" и "Frondeur" погибли при высадке союзников в Касабланке в ноябре 1942 г. от артогня и ударов авиации.

Три корабля, "Le Mars", "La Palme" и "Le Bordelais" затоплены в Тулоне 27.11.1942 и после подъема сданы немцами на слом.

"Le Fortune", "Basque" и "Forbin" с июня 1940-го до июля 1943-го в составе Соединения "X" стояли разоруженными в Александрии. Впоследствии на стороне союзников воевали у южного и запад­ного побережья Франции.

 

Эсминцы типа "Bourrasque" — 12 единиц

25.jpg

 

"Bourrasque" ACF 12.11.1923 5.8.1925 23.9.1926 Погиб 30.5.1940

"Cyclone" FCM 29.9.1923 24.1.1925 1.6.1928 Взорван 18.6.1940

"Mistral" FCM 28.11.1923 6.6.1925 1.6.1927 Слом 17.2.1950

"Orage" CNF 20.8.1923 30.8.1924 1.12.1926 Погиб 24.5.1940

"Ouragan" CNF 3.4.1923 6.12.1924 19.1.1927 Слом 7.4.1949

"Simoun" ACLP 8.8.1923 3.6.1924 29.4.1926 Слом 17.2.1950

"Siroco" ACLP 3.1924 3.10.1925 1.7.1927 Погиб 31.5.1940

"Tempete" ACD 3.12.1923 22.2.1925 28.9.1926 Слом 17.2.1950

"Tornade" DB 25.4.1923 13.3.1925 10.5.1928 Погиб 8.11.1942

"Tramontane" FCG 6.1923 29.11.1924 15.10.1927 Погиб 8.11.1942

"Trombe" FCG 5.3.1923 29.12.1925 27.10.1927 Слом 2.1950

"Typhon" FCG 9.1923 22.5.1924 27.6.1928 Затоплен 9.11.1942

 

1298/1900 т; 99,53/105,77x9,64x4,3 м; 2 ТЗА; 3 ПК, 31 000 — 33 000 п.с., 33 уз., 335 т нефти, 2150(14) миль. Эк. 138 чел. 4x1 — 130-мм/40, 2x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 2 БМБ, 2 БС (12 ГБ).

 

Строились по программе 1922 г. Первые межвоен­ные "стандартные" эсминцы французского флота. Выделялись среди кораблей-современников несколь­ко архаичным трехтрубным силуэтом.

На момент закладки несли самое мощное артил­лерийское вооружение в мире, хотя ценность его зна­чительно снижалась малой скорострельностью (ана­логично лидерам типа "Jaguar"). Первоначально зе­нитное вооружение состояло из одного 75-мм/50 орудия и двух легких пулеметов. Перевооружены в 1931 г. Серь­езным недостатком оказалось отсутствие ГАС.

В середине 1930-х гг. для повышения остойчивости были об­легчены дымовые трубы.

Скоростные характеристики оказались весьма умеренными — не более 30 уз. в полном грузу, а к началу войны корабли разви­вали только 28 — 29 уз.

В ходе войны корабли активно перевооружались. Оказавшие­ся под английским контролем "Mistral" и "Ouragan" получили ан­глийское вооружение из 4x1 120-мм, 1x1 76-мм и 3 "эрликонов" при снятии 1 ТА.

"Tornade", "Tramontane" и "Typhon" в 1941 — 1942 гг. получили 1x1 25-мм и 2x2 13,2-мм пулемета. При этом на "Tramontane" был снят 1 ТА, а на "Typhon" — 1 ТА и средняя труба во втором ТА.

"Simoun" и "Tempete" перевооружены союзниками в 1943 г. При сохранении трех орудий ГК (снято орудие №3) и одного ТА они несли 1x1 40-мм/56 "бофорс" и 6 — 8 "эрликонов". Получили они ГАС и РЛС. К началу 1944 г. с "Simoun" сняли и оставшийся ТА.

"Bourrasque" 29.5.1940 подорвался на мине в районе Остенде и погиб.

"Cyclone" 31.5.1940 у Дюнкерка был поврежден герм. ТКА "S-24" и лишился носовой части. 18.6.1940 взор­ван в доке в Бресте при подходе германских войск.

"Mistral" 3.7.1940 захвачен англичанами в Плимуте (хотя был полузатоплен экипажем при захвате). До 1944 г. использовался как учебный, после чего выве­ден в резерв.

"Orage" в районе Булони вечером 23.5.1940 поврежден авиаци­ей и в начале следующих суток затонул.

"Ouragan" 3.7.1940 захвачен англичанами в Портсмуте. 18.7.1940 — 30.4.1941 находился под польским флагом, но в строй не вводился. Некоторое время служил учебным кораблем, а затем выведен в ре­зерв. В 1943 г. возвращен французам, но в строй не вводился.

"Simoun" и "Tempete" после перехода на сторону союзников дей­ствовали у южного побережья Франции.

"Siroco" в ночь на 31.5.1940 у Дюнкерка тяжело поврежден ТКА S-23 и S-26 и утром добит авиацией.

В ходе высадки союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г. в районе Орана "Tramontane" участвовал в потоплении англ, шлю­па "Walney" в гавани Орана, a "Typhon" пустил на дно однотипный "Hartland", пытавшиеся высадить десант. Вскоре "Tornade" и "Tramontane" потоплены артогнем английских кораблей, а повреж­денный "Typhon" затоплен экипажем (в Оране).

"Trombe" затоплен в Тулоне 27.11.1942, но поднят итальянца­ми. Получил наименование FR-23. После капитуляции Италии 28.10.1943 возвращен Франции. 16.4.1945 в районе Сан-Ремо по­топил ТКА и сам тяжело поврежден торпедным попаданием.