Общая оценка проекта

 

Линкоры типа «Эспанья» вошли в исто­рию как самые маленькие в мире дредно­уты. Интересно, что в испанской литерату­ре распространено мнение, будто англича­не специально разработали проект такого линкора, чтобы он был намного хуже со­временного ему английского. Но это не более чем легенда.

Конечно, испанским линкорам сложно найти равноценный аналог в иностранных флотах. Обычно их сравнивают либо с ли­нейными крейсерами типа «Инвинсибл» (как наиболее близкими по вооружению), или же с судами береговой обороны (из-за низкой скорости и малой дальности плавания). Од­нако и то и другое абсолютно не корректно: доктрины использования этих кораблей со­вершенно различны.

Зато анализ картины распределения ве­сов дает совершенно неожиданную интер­претацию испанского проекта. Перед нами классические дредноуты: тихоходные и сла­бо бронированные, но сильно вооруженные. Хотя 305-мм/50 клб пушка зарекомендовала себя в английском флоте, мягко говоря, не лучшим образом, каких-либо нареканий к ней со стороны испанских артиллеристов авто­рам обнаружить не удалось. Но как ни стран­но, именно мощная артиллерия самым фа­тальным образом повлияла на биографию линкоров: они были абсолютно непригодны­ми для модернизаций. Из-за дефицита мес­та на верхней палубе конструкторы были вы­нуждены пойти на эшелонное расположение средних башен, поэтому здесь просто не оставалось места для какого-либо вооруже­ния и оборудования. В ходе эксплуатации вы­яснилось, что подобное расположение ба­шен абсолютно неоправданно. Надстройки настолько серьезно страдали при огне на противоположный борт, что очень скоро по­добную практику просто запретили. Так что на средние башни оставались лишь сектора в 100 — 120° и только со своего борта. Все это сводило на нет достоинства от теорети­чески довольно мощного бортового залпа.

Построенные по предвоенным стандар­там, линкоры безнадежно устарели уже к кон­цу Первой мировой. Ну, а к 1930-м годам ко­рабли с их старомодными системами управ­ления огнем, неэффективной противоминной артиллерией и практически отсутствием зе­нитного вооружения вообще потеряли боевую ценность.

Еще один важный недостаток проекта — неудовлетворительная подводная защита и связанная с ней низкая живучесть. Именно по этой причине погибли два из трех линко­ров. Причем вторая «Эспанья» пошла ко дну от взрыва лишь одной мины! Подобным «достижением» отличился только еще один линкор, и опять-таки британского проекта — «Одейшиес».

 

Распределение весовой нагрузки некоторых дредноутов

                              Год    Водоизмещение, т Корпус Машины Бронирование Вооружение

"Эспанья"

1909

15700

36,4 %

7,9 %

24,8 %

14,5 %

"Нептун"

1909

19910

33,9 %

11,0%

28,6 %

17,9 %

"Индефатигебл"

1909

18801

37,3 %

19,5 %

19,9 %

13,8%

"Норт Дакота"

1907

20137

33,4 %

10,5 %

30,4 %

10,4 %

"Гельголанд"

1908

22808

30,9 %

7,9 %

36,8 %

15,1 %

 

Испанцы отдавали себе отчет в устаре­лости проекта уже в начале 1920-х годов. Тем не менее, ни один из кораблей не был сдан на слом. После поражения в испано-амери­канской войне золотым правилом испанской политики стал нейтралитет, граничивший с самоизоляцией. Парадоксально, но линкоры типа «Эспанья» были построены не в проти­вовес чему-то и не для противоборства с кем-то, а скорее из соображений престижа. Этим шагом Испания демонстрировала миру, что вполне оправилась от разгрома 1898 года. Но, в общем-то, небогатая в то время стра­на, она и в проекте своего линкора по мак­симуму реализовала лишь скудные возмож­ности отечественной промышленности.

Но как и испанская, военно-морская док­трина государств «второго мира» (посколь­ку понятия «третьего» в те времена еще не существовало) предполагала защиту соб­ственных военно-морских баз и стратегичес­ких коммуникаций. А для этого лучше всего подошли бы мониторы или броненосцы бе­реговой обороны. Между тем, «Эспанья» по комплексу тактико-технических характерис­тик явно превосходила появившиеся одно­временно с ней или даже более поздние броненосцы, например, в Швеции, Норвегии, Финляндии или Сиаме. Более мощные ко­рабли для подобных целей имели лишь Тур­ция, Аргентина, Чили и Бразилия. Но их со­держание было непосильной ношей для скромных бюджетов этих стран, и в резуль­тате линкор «Минас Жераис», например, три четверти своей карьеры простоял на прико­ле. Так что в этом отношении «Эспанью» следует признать чуть ли не самым мощным из активно действовавших линкоров второ­степенных флотов.

Применительно к Испании ее первые и последние дредноуты стали по-настоящему этапными кораблями. Они в значительной степени способствовали воспитанию наци­ональных кадров как морского, так и техни­ческого профиля. И будущий громкий успех испанского судостроения, создавшего заме­чательные корабли — от крейсера «Канариас» до авианосца «Принсипе де Астуриас», был бы невозможен без опыта постройки линкоров типа «Эспанья».