Описание конструкции

 

Корпус. Согласно проекту корпус БО был выполнен гладкопалубным с некото­рой седловатостью в средней части и не­большим подъемом палубы к носовой ча­сти. Вместе с заостренным форштевнем это делало его профиль похожим на си­луэт клипера. Кроме носовой надстрой­ки, трубы и тумб под зенитные орудия (пу­леметы) над верхней палубой не имелось значительных по объему конструкций, что делало силуэт БО малозаметным, не­смотря на сравнительно высокий надвод­ный борт. Это был первый отечественный проект гладкопалубного корабля. Если учесть, что проектировали его специали­сты закрытого КБ НКВД, организованно­го на территории завода № 194 под руко­водством В.А.Бжезинского, которые впос­ледствии работали над эсминцем проек­та 41, то можно предположить, что кор­пус БО послужил прототипом для после­военных эсминцев.

Корпус корабля подразделялся верти­кальными поперечными переборками на 11 отсеков. Только переборка по 27 шп. имела вырез с водонепроницаемой две­рью, причем сам вырез располагался над топливной цистерной, выше так на­зываемой линии аварийных напоров. Корпус имел второе дно, которое прости­ралось от 4 шп. до ахтерштевня.

Согласно первоначальному проекту набранный по продольной системе кор­пус выполнялся сварным. Позже, как уже говорилось, на молотовском судостроительном заводе № 402 сварной корпус заменили клепаным, что вызвало увели­чение водоизмещения корабля.

Средняя толщина наружной обшивки корпуса и основных продольных связей, изготовлявшихся из низколегированной стали, составляла 3 — 4 мм. Толщина па­лубного стрингера — 16 мм. Бронирова­ние отсутствовало.

Внутреннее расположение корпуса было следующим: I отсек — форпик; II — погреб боезапаса носового 76-мм ору­дия; III — кубрик экипажа (на 7 человек) с рубкой гидроакустика и подпалубной кладовой мокрой провизии; IV — кают-компания; V — каюты комсостава и ко­ридор в кают-компанию; VI — носовое машинное отделение; VII — кормовое машинное отделение; VIII — кубрик эки­пажа (на 16 человек); IX — помещение старшин (на 10 человек); X — погреб глу­бинных бомб и боезапаса кормовых 37-мм автоматов; XI — румпельное отделение. Жилые помещения имели бортовую теп­лоизоляцию.

В надстройке размещались штурман­ская рубка, радиорубка, каюты команди­ра и старшего помощника, камбуз, галь­юн, тамбур, рубка шифровальщика. Над штурманской рубкой размещался ходо­вой мостик, обнесенный парусиной (на I серии), затем — металлической защитой (на II серии).

Энергетическая установка. Основ­ными достоинствами БО проекта 122а должны были стать скорость хода и дальность плавания. Однако советские конструкторы фактически были лишены возможности выбора двигателей. Поэто­му в качестве главной энергетической установки были приняты три дизеля типа 9Д (38-К-8) Коломенского завода им. Куй­бышева. Два из них размещались в двух машинных отделениях, разделенных во­донепроницаемой переборкой, а третий, работавший на средний винт, распола­гался в носовом машинном отделении вместе со вспомогательным паровым котлом-отопителем системы Шухова. Масса каждого двигателя составляла 11,6 т.

Топливо — соляр — заливалось в ци­стерны, находившиеся в средней части корабля. Для подачи топлива служили три циркуляционных центробежных на­соса ВЦН-76 производительностью по 50 т/ч. Обслуживали дизели три масля­ных шестеренчатых насоса производи­тельностью по 13 т/ч (два) и 16 т/ч (один резервный) и три холодильника с охлаж­дающей поверхностью по 13 м2 каждый.

Запас топлива: нормальный —15,88 т, полный — 16,0 т, наибольший — 18,0 т. Рас­ход топлива в час: на полном ходу 597 кг, на экономическом ходу — 125 кг. Расход на милю: на полном ходу — 26,0 кг, на экономическом ходу—10,3 кг. Запас питатель­ной воды составлял 4,5 т, запас мытьевой и питьевой воды — 5,15 т. Имелось два дизель-генератора постоянного тока напря­жением 220 В и мощностью 18,5 кВт.

Имелись три нефтяных шестеренчатых насоса — производительностью 770 л/ч (два) и 3 т/ч (один — резервный); два цен­тробежных пожарно-напорных насоса 1.5НКУ производительностью по 20 т/ч. Водоотливные средства: пять водоструй­ных эжекторов производительностью 10 т/ч. Также устанавливался один электрокомп­рессор типа 2-ОК-1 производительностью 20 мэ/ч, один аварийный (0,18 м3/ч) и вто­рой, ручной компрессор типа РК-30 про­изводительностью 2,4 м3/ч.

Время подготовки машин к походу: нор­мальное — 20 мин, ускоренное — 10 мин. Скорость наибольшего хода 23,2 уз., пол­ного— 22,9 уз., экономического — 12,1 уз. Дальность плавания: полным ходом 690 миль, экономическим — 1750 миль.

Вынужденные обстоятельства застави­ли принять решение использовать отече­ственные двигатели, что породило есте­ственные недостатки проекта. Одним из главных считалась невозможность обес­печения малого хода (менее 5 узлов), что не позволяло прослушивать подводную обстановку на ходу и вынуждало делать это лишь на «стопе». Другим серьезным недостатком оказалась низкая экономич­ность— ведь основным достоинством считалась высокая скорость в ущерб дру­гим тактико-техническим показателям.

Поставки дизельных двигателей фир­мы «Дженерал моторе» из США сделали возможным заменить отечественные дви­гатели иностранными. Документацию на переоборудование разработало ЦКБ-51. Так появилась вторая серия БО проекта 122а с американскими двигателями.

Три двухтактных нереверсивных с V-образным расположением цилиндров дизельных двигателя 12-278-А мощностью по 1200 л.с. при 750 об./мин установле­ны поэшелонно, аналогично отечествен­ным 9Д. Запас топлива: полный— 15 т, наибольший — 17 т. Расход топлива в час: на максимальном ходу — 0,729 т, на эко­номическом — 0,072 т; расход на милю: на полном ходу — 32,5 кг, на экономичес­ком ходу — 8 кг.

Время приготовления машин к походу: нормальное 55 мин, ускоренное — 40 мин. Скорость наибольшего хода 22,4 уз., полного хода — 18 уз., экономического хода — 9 уз. на одном среднем двигате­ле. Дальность плавания полным ходом составляла 460 миль, экономическим — 1900 миль. Имелось два дизель-генера­тора модели 3-71 на 25 кВт при 230 В. Запас мытьевой и питьевой воды —10 т.

Гребные винты для корабля проекти­ровал ЦНИИ-45. Диаметр бортовых со­ставлял 1773 мм, среднего — 1695 мм.

Артиллерийское вооружение, со­гласно первоначальному проекту 122а, включало одно 76-мм артиллерийское орудие 34-К и три 12,7-мм пулемета ДШК.

Артиллерийская установка главного ка­либра размещалась на баке БО и имела противопульный и противоосколочный щит коробчатого сечения. Наибольший угол возвышения составлял 85°, сниже­ния— 5°. Горизонтальная дальность стрельбы достигала 76 кбт (14,1 км), вы­сотная — 9,3 км. Углы обстрела состав­ляли 0 — 150° на оба борта. Скорострель­ность при подаче снарядов вручную — 15—18 выстр./мин. Боезапас по норме составлял 200 выстрелов и по вместимо­сти погребов — 260. Вместимость кран­цев первых выстрелов—10 снарядов. Для управления огнем орудия 34-К имел­ся дальномер ДМ-1,5 (база 1,5 м, увели­чение— 13—14 крат, пределы измере­ния дистанции от 5 до 120 кбт).

Война заставила пересмотреть взгля­ды на вооружение корабля — авиация противника достигала Каспийского моря и Волги. ВМФ настоял, и проектировщи­кам пришлось изыскать место для раз­мещения двух 37-мм автоматов. Этим и объясняется «шахматное» расположе­ние зенитной артиллерии.

Установленные на БО в конце 1941 г. 37-мм автоматы 70-К были приняты на воо­ружение ВМФ в 1940 г. Они имели наиболь­шие углы возвышения 85° и снижения — 5°. Горизонтальная дальность стрельбы — 43 кбт (8 км), высотная — 4 км. Орудие № 1 (правый борт) имело углы обстрела 5— 176° по правому борту и от 45° до 130° — по левому, а орудие № 2 (левый борт) — от 58° до 135° по правому борту, и от 5° до 180° — по левому. При угле воз­вышения 40° и более — обстрел круго­вой. Скорострельность составляла 150 выстр./мин, боезапас по норме и по вместимости погребов — 2000. Длина непрерывной очереди у 70-К достигала 100 выстрелов. Охлаждение воздушное, что было ошибкой проектировщиков: для продолжения стрельбы требовалось или заменять ствол новым, или ждать около 1,5 ч полного его охлаждения.

Три зенитных пулемета ДШК установи­ли на тумбах позади трубы: два побортно и один — в диаметральной плоскости ближе к корме. Дальность горизонталь­ной стрельбы 7 км, высотной — 3,5 км. Боезапас по вместимости погребов — 9000 выстрелов.

В связи со снятием АУ 34-К с производ­ства в конце 1941 г. ЦКБ-51 внес соответ­ствующие коррективы в проект под дру­гую установку 90-К: новые установочные места на верхней палубе и перепланиров­ку погреба боезапаса. Универсальная артиллерийская установка 90-К калибра 85-мм была разработана КБ завода № 8 с 1939 г. Ее опытный образец испытали в июле — августе 1941 г. Хотя официально она была принята на вооружение лишь 25 июля 1946 г., но уже в 1944 г. ее устано­вили на большие охотники II серии, стро­ившиеся на заводе № 402.

Наибольший угол возвышения установ­ки 90-К 85° и снижения — 5°. Углы обстре­ла составляли 0—145° на оба борта (при угле возвышения 45° и выше — от 0° до 150°). При этом горизонтальная дальность стрельбы достигала 15,65 км, а высот­ная — 10,5 км. Скорострельность установ­ки — 25 выстр./мин. Боезапас по норме — 205 выстрелов и по вместимости погре­бов— 219, в кранцах первых выстрелов на баке —11 снарядов. Для управления огнем добавилась стереотруба БСТ-1.

На БО второй серии орудия 70-К уста­навливались в диаметральной плоскости и имели углы обстрела: орудие № 1 — 25 — 180° на оба борта, а № 2 — 20 — 180° на оба борта. Скорострельность их не­сколько увеличилась — 160 выстр./мин, но боезапас по норме сократился до 1200.

Количество зенитных пулеметов на БО второй серии уменьшилось. Было остав­лено только два спаренных ДШК на туре­лях. В отдельных случаях эти пулеметы были заменены спаренными пулеметами системы «Браунинг-Кольт» на турелях. Наибольший угол возвышения составлял 90°, снижения — 10°. Их скорострель­ность достигала 500 выстр./мин, а боеза­пас—1200 выстрелов. Вместимость кранцев первых выстрелов составила 80 на каждую пару.

Противолодочное вооружение БО проекта 122а I серии — глубинные бом­бы М-1 (48 шт.) и Б-1 (24 шт.), которые хра­нились в бомбовом погребе и бомбо­сбрасывателях. На кораблях II серии — 25 бомб М-1 и 30 Б-1. Поначалу устанавли­вались два бомбосбрасывателя (один для больших глубинных бомб, второй — для малых); на кораблях II серии бомбо­сбрасыватель для больших бомб Б-1 за­менили на два бомбомета БМБ-1.

Минно-тральное вооружение — ка­терные параван-тралы КПТ-1 —появи­лось только на кораблях II серии. В шта­те кораблей числилась подрывная партия третьего разряда; ее имущество хранилось в бомбовом погребе.

Химическое вооружение по проекту включало кормовую дымаппаратуру ДА-3 (один комплект) и 14 морских дымовых шашек (МДШ). Время непрерывного дей­ствия ДА-3 — 15 мин, производитель­ность — 20 кг/мин. Дымообразующее ве­щество — 300 кг смеси C-IV в резервуа­рах, 200 кг смеси C-IV — в бочках (ра­створ сернистого ангидрида в хлорсульфиновой кислоте).

В качестве противохимической защи­ты применялись защитная одежда и твердое дегазирующее вещество (200 кг хлорной извести).

Радиоэлектронное и гидроакусти­ческое вооружение. Большие охотники проекта 122а оснащались радиопередат­чиком «Бриз» (позже «Бухта-2»), радио­приемником «Метель», радиоприемни­ками «Рейд» (УКВ) и «Дозор». Кроме того, имелась переносная армейская радиостанция типа РБ, обеспечивавшая двустороннюю радиосвязь в диапазоне радиоволн 50 — 200 м в режиме телегра­фии (до 12 км) и телефонии (до 8 км).

В предвоенный период активно раз­вивалась сеть морских радиомаяков. В 1937 г. флот получил первые отечествен­ные корабельные радиопеленгаторы «Градус-К» для надводных кораблей. Все БО оснащались этими радиомаяка­ми. Диапазон их волн составлял 400 — 4000 м, точность пеленгования +1,5 град., длительность непрерывной рабо­ты 30 — 40 ч.

Предусмотренный первоначальным проектом шумопеленгатор «Посейдон» мог работать только на стоянке, перед движением его приходилось вручную поднимать на палубу. Прибор не опре­делял ни дальности, ни глубины погру­жения цели, а ошибка по пеленгу состав­ляла 5 — 7 град. Разумеется, эффектив­ность его была крайне низкой.

В 1938 г. появился первый отечествен­ный гидролокатор, на базе которого в следующем году была создана гидроаку­стическая станция (ГАС) «Тамир-1», ко­торая с 1942 г. и стала устанавливаться на БО. На ходу до 6 уз. эта ГАС обеспе­чивала дальность обнаружения подвод­ных лодок в режимах эхопеленгования и шумопеленгования — 3 — 5 кбт. Ошибки определения координат цели: по дальности — 1% от расстояния, по курсово­му углу в режиме эхопеленгования — +3°, по курсовому углу в режиме шумопеленгования — +2°.

Подготовка акустиков для работы на ГАС была настолько низкой, что они мог­ли использовать станцию лишь в режи­ме шумопеленгования. К тому же ГАС «Тамир-1» эффективно работала при скорости корабля порядка 3 уз., а энер­гетическая установка БО не могла обес­печить ход менее 8 уз.

С октября 1941 г. на вооружение оте­чественных кораблей стали поступать первые британские ГАС «Асдик», на не­которых советских БО устанавливались ГАС типа 134а. Освоение импортных образцов и отечественные разработки позволили в 1944 г. принять на вооруже­ние новую станцию «Тамир-9» для ма­лых кораблей. Она отличалась от «Та­мир-1» наличием рекордера, автомата посылок и обтекателя излучателя.

Навигационное вооружение. В соот­ветствии с проектом, на БО I серии были установлены магнитные компасы ГО-1 и вертушечные лаги «ГО марка III, модель 1», которые применялись на надводных кораблях советского ВМФ с 1936 г. Этот лаг обладал серьезными недостатками (нестабильностью поправок во времени, малой надежностью, быстрой изнашива­емостью шестерни и звездочки). Поэто­му с 1942 г. большие охотники стали ос­нащать лагами «ГО марка-Ill упрощен­ный» (комплектация СМТ) общим весом до 140 кг и с указанием только пройден­ного расстояния, без выработки хода.

Судовые системы и вспомогатель­ное оборудование. Балансирный руль находился в диаметральной плоскости, а его нижняя кромка не выступала за лопасти винтов. Привод управления ру­лем был принят по типу Девиса.

Шлюпочное устройство БО по проек­ту состояло из одного четырехвесельно­го яла и заваливаемой грузовой стрелы. Стрела также использовалась для по­грузки мин и боезапаса.

Швартовное устройство включало 8 кнехтов и такое же количество палубных клюзов и киповых планок (без роульсов). Стальной трос и кранцы выдавались по нормам снабжения однотипных боевых кораблей.

Буксирное устройство имело носовой и кормовой клюзы и вьюшку с тросом, установленную на правом борту в райо­не кормового 37-мм автомата. В качестве якорного устройства в проекте предус­мотрены находившийся в носовой части якорный электрический шпиль с диска­ми трения и два якоря Холла. Длина якорных цепей — по 100 м.