Боевая служба больших охотников проекта 122А

 

Балтика. Как уже говорилось, большие охотники проектов 122 и 122а изначаль­но создавались с учетом пограничной и сторожевой службы в мирное время. И первые, головные корабли серии ОХТ-1 и ОХТ-2 в конце 1940 г. вошли в состав погранохраны НКВД Прибалтийского ок­руга и стали числиться ПСКР 3 ранга. К сожалению, подробностей их службы найти не удалось. Известно лишь, что в январе 1941 г. их переименовали соответ­ственно в «Топаз» и «Коралл», а 22 июня 2-й Балтийский отряд пограничных судов на основании распоряжения наркома Во­енно-Морского Флота был передан в под­чинение КБФ. Охотники вошли в состав отдельных дивизионов базовых СКР. Боевой путь «Топаза» оказался недолгим: в августе 1941 г. он погиб во время Таллин­ского перехода.

Каспийская флотилия. К августу 1942 г. произошло пополнение корабельного со­става флотилии пришедшими из Зеленодольска вновь построенными БО: «Ар­тиллерист», «Минер» и «Торпедист». По­зднее в ее состав вошли: «Боцман», «Зе­нитчик», «Дальномерщик», «Прожекто­рист», «Наводчик» и «Огнеметчик».

8 августа 1942 г. решением НК ВМФ Каспийская флотилия была объявлена действующей. Основной ее задачей яви­лось обеспечение народно-хозяйствен­ных и оперативных военных перевозок морем. Суда с нефтепродуктами, следо­вавшие из Баку и Красноводска, конвои­ровались до двенадцатифутового рейда Астраханского порта. Главной помехой судоходству была авиация противника. БО, на которых усилили зенитное воо­ружение, привлекались к конвоированию танкеров. На их долю выпало несколько боевых эпизодов.

27 октября 1942 г. танкер «Агмалы оглы» (водоизмещение 800 т) доставил из Баку на Астраханский рейд горючее. В это время налетели самолеты противни­ка. Одна из бомб угодила в мостик танке­ра, начался пожар. Неуправляемое суд­но село на мель. В этот критический мо­мент на помощь терпящему бедствие тан­керу подоспели военные корабли — БО «Артиллерист» и «Минер», плавучие зе­нитные батареи. Огнем своих пушек и пулеметов рассеяли вражескую авиацию, уничтожив при этом один бомбардиров­щик. Затем началось спасение танкера, а «Артиллерист» и «Минер» с 29 по 31 ок­тября несли охрану поврежденного суд­на и вели работы по снятию его с мели.

Месяц спустя, 31 октября, «Минер» нес дозор на двенадцатифутовом рей­де. В 16.15 сигнальщик Н.А.Агабеков доложил о появлении семи Ю-88. Они шли со стороны заходящего солнца, мас­кируясь в его лучах. Командир корабля старший лейтенант В.Д.Юрченко прика­зал открыть артиллерийский огонь. Пер­вые же залпы расстроили порядок само­летов, но, развернувшись, они начали пикировать с разных сторон на стоявшую рядом баржу с горючим. Вокруг нее ста­ли разрываться бомбы.

Орудия и пулеметы «Минера» вели яростный огонь. Когда ведущий «Юн­кере» избрал своей целью большой охот­ник и вошел в пике, «Минер» вовремя отвернул вправо. Пять бомб упали в сто­роне от корабля, подняв огромные стол­бы воды. Выйти из пике самолет не смог: пулеметы пронизали его очередями, он задымил и упал в море. Остальные бом­бардировщики беспорядочно сбросили остатки смертоносного груза в воду и поспешили скрыться.

15 ноября БО «Артиллерист» вместе с двумя плавучими зенитными батарея­ми конвоировал танкер «Кулибеков», на буксире последнего были землесос и два мотобота. Четыре Ю-88 атаковали тан­кер, который от близких разрывов бомб получил серьезные повреждения и на­чал погружаться. На помощь подошел «Артиллерист». С тонущего судна было снято 43 человека. При отражении воз­душной атаки удалось подбить два са­молета противника.

Онежская флотилия. Большой охот­ник за подводными лодками БО-107 («Марсовый») 22 июля 1943 г. вошел в качестве сторожевого корабля в состав Онежской военной флотилии, дислоци­ровавшейся на Вытегру. К осени линия фронта проходила по прежним оборони­тельным рубежам, противник продолжал удерживать западное побережье Онеж­ского озера от города Повенец до реки Ошта. 10 октября корабли флотилии, в том числе БО «Марсовый», приняли уча­стие в артиллерийском обстреле сооружений и плавучих средств противника в районе деревни Щелики. Командовал отрядом выделенных средств капитан 3 ранга Крохин. В 6.00 утра большой охот­ник и катера вышли из устья Вытегры на мыс Самбо, где они должны были стать на огневые позиции. Ветер был зюйд-вест 4 балла, волна — 3 балла, види­мость— 30 кбт. Головным шел «Марсо­вый», имея ход 17,5 уз.

Прибыв в район, катера уменьшили ход до 13 уз. и начали маневрировать, ожидая сигнала для начала артиллерий­ского обстрела. Плавучих средств про­тивника у пристани Щелики обнаружено не было.

В 6.56 корабли отряда получили при­каз об открытии огня и начали пристрел­ку по видимым пристанским сооружени­ям в деревне Щелики. После первого залпа на пристани загорелись деревян­ные строения. Переменив огневую пози­цию, катера начали перезарядку устано­вок реактивных снарядов.

Через 9 минут батареи противника от­крыли огонь. Осколками снаряда был по­врежден торпедный катер ТКА-83. В 7.38 «Марсовый» начал перестрелку с вра­жескими батареями, стрелявшими с мыса Самбо и от деревни Щелики, ста­раясь отвлечь их огонь от наших торпед­ных катеров. Тогда батарея, стрелявшая с мыса Часовня, перенесла огонь на «Марсовый», двухорудийным залпом захватила его в «вилку» и повела стрель­бу на поражение. Корабль, в свою очередь, усилил огонь по этой батарее, и она, выпустив 25 снарядов, замолчала. Продолжая маневрировать, «Марсовый» вышел из зоны обстрела.

Ветер свежел, доходя до 6 баллов, и волна значительно усиливалась. «Мар­совый» подошел к ТКА-83 и взял его на буксир. В 8.30 с командного пункта по­ступил сигнал о прекращении обстрела и возвращении в базу.

Всего катера выпустили 96 снарядов, из них 38 реактивных. При этом были по­давлены неприятельские батареи на мысе Самбо и в районе деревни Подщелье, сожжена пристань и разрушены при­станские сооружения в деревне Щелики.

Подводя итоги этой операции, коман­дующий флотилией, в частности, указал: «Решение командира катера «Марсовый» взять на буксир поврежденный ТКА-83 под огнем противника являлось невер­ным, так как скопление катеров облегча­ло противнику вести по ним сосредото­ченный огонь... Для постановки дымовой завесы дымаппаратура на катерах ис­пользовалась не полностью, а на «Мар­совом» совсем не была заряжена».

25 — 26 октября большой охотник уча­ствовал в высадке разведчиков на побере­жье, занятое противником. Операция про­шла успешно. Этим были закончены бое­вые действия флотилии на озере в 1943 г. На зиму «Марсовый» остался в Онежском озере для обороны побережья от десант­ных и диверсионных сил противника.

К началу боевых действий флотилии в 1944 г. «Марсовый» входил в состав 4-го отряда сторожевых катеров. В начале июня он участвовал в составе отряда кораблей поддержки в разведке распо­ложения огневых средств и батарей бе­реговой обороны противника в районе мыс Самбо — мыс Сухой Нос. Корабль определял координаты стрелявших не­приятельских батарей и держал связь со штабом флотилии.

Летом 1944 г. «Марсовый» принимал участие в боевых действиях по изгнанию противника с Онежского озера: 20 — 21 июня осуществлял разведку в связи с отходом неприятельских войск на правый берег реки Свирь, 25 июня участвовал в поиске плавсредств противника у бухт Шокша и Деревянская, 27 — 28 июня обеспечивал высадку десанта на запад­ное побережье озера. В результате со­вместных стремительных действий Со­ветской Армии и Онежской военной фло­тилии побережье Онежского озера было полностью очищено от противника.

Согласно циркуляру начальника Глав­ного морского штаба от 7 июля стороже­вой катер «Марсовый» надлежало пере­дать в состав Черноморского флота. 8 июля он прибыл из Петрозаводска на Вытегру, через три дня отправился по Мариинской водной системе в Рыбинск, а затем — в город Сарепту.

Перевод больших охотников на Черное море. В ходе Великой Отече­ственной войны была выполнена опера­ция по транспортировке пяти больших охотников проекта 122а с одного морс­кого театра (Каспийского моря и Онежс­кого озера) на другой (Черное море). Научно-техническое обеспечение работ осуществляло Управление кораблестро­ения ВМФ. Руководил переброской ко­раблей заместитель начальника Управ­ления кораблестроения инженер-капи­тан 1 ранга Г.Ф.Козьмин. Вся операция по переводу кораблей длилась с октяб­ря 1943 по август 1944 г.

Из Астрахани и Вытегры в Сарепту под Сталинградом все корабли пришли своим ходом. Здесь на заводе № 264 (бывшая Красноармейская верфь) был переоборудован слип, с помощью кото­рого БО были подняты на берег. По пред­варительному расчету, их вес не должен был превышать 157 т. При демонтаже и разгрузке с кораблей снимались артил­лерийские системы, весь боезапас, ды­мовая аппаратура, химическое имуще­ство, якорь и якорные цепи, мачта, топ­ливо, все запасы и т.д. Заводка кораб­лей на кильблоки производилась вруч­ную на пеньковых концах. После подъе­ма на берег на трех тележках с кораб­лей снимались также руль и гребные винты. Дополнительно были проведены расчеты напряжений при общем изгибе в конструкциях корпуса от действия опорных реакций тележек, которые не превышали допускаемых. После погруз­ки на транспортер было установлено, что действительный вес БО (ввиду неполной разгрузки) превышал расчетный и нахо­дился в пределах 170 — 187 т.

Далее они были погружены на 240-тонные транспортеры и по железной до­роге, которую для пропуска сверхгаба­ритных грузов пришлось специально пе­реоборудовать, доставлены в Калач-на-Дону. На этой трассе, общей протяжен­ностью 98 км, наиболее серьезным препятствием явился железнодорож­ный мост через реку Карповка, имеющий ферму с ездой понизу. Для проводки эшелона с БО по­требовалось перестро­ить его для езды повер­ху. На остальном протяжении пути были выполнены сравни­тельно небольшие по трудоемкости ра­боты по отнесению близко стоящих к пути устройств (семафоров, стрелочных будок, километровых столбов и т.п.). Про­должительность перевозки составляла 10 — 12 часов.

На берегу Дона была выбрана низи­на, затапливаемая весной, куда проло­жили разгрузочный тупик, подходящий непосредственно к урезу воды. На кораб­ли с помощью железнодорожного крана установили артиллерийское вооружение и поставили в феврале 1944 г. один за другим «в кильватер» в расчете, что при половодье они всплывут. Однако вопре­ки долговременному прогнозу в тот год оказалось мало воды вследствие незна­чительного количества осадков и ранне­го таяния снега. Корабли до середины апреля не всплыли, и их пришлось под­нимать на понтонах, переоборудованных из барж. Затем охотников на буксире перевели в Ростов-на-Дону, где и пере­дали Черноморскому флоту. Через Азов­ское море и Керченский пролив корабли шли уже своим ходом.

Вторым путем БО специальными эше­лонами доставлялись по железной доро­ге прямо до города Ейска на Азовском море. Продолжительность перевозки со­ставила трое суток. Для спуска кораблей на воду в Ейском порту в мае — июне 1944 г. было сооружено специальное спусковое устройство, расположенное в восточной части мола на продолжении подъездного железнодорожного тупика хлебного причала. Спуск кораблей на воду был предусмотрен без перегрузки прямо на железнодорожных платформах, для чего в воду было уложено 110 м же­лезнодорожного пути. В августе операция была успешно завершена.

Черноморский флот. 1 июля 1944 го­да в 5.00 большие охотники 2-го дивизи­она (БО-102 «Минер», БО-103 «Торпе­дист», БО-101 «Артиллерист», БО-104 «Зенитчик», БО-105 «Боцман») вышли из Ейска в Тамань. Там к ним присоеди­нился «Марсовый», который тоже вошел во 2-й Варненский дивизион больших охотников Черноморского флота.

28 августа БО-103 и БО-106 осуществ­ляли охранение базовых тральщиков на переходе из Новороссийска в Севасто­поль. На следующий день эти охотники вместе с другими кораблями отряда вышли из Севастополя в Одессу, куда прибыли 30 августа в 9.30. На кораблях находился 331 матрос для захваченных румынских кораблей и 333 бойца 393-го отдельного батальона морской пехоты. После небольшого отдыха и мелкого ре­монта 1 сентября большие охотники вышли из Одессы в Тендру и оттуда в Констанцу.

В результате стремительных ударов советских войск союзные Германии Ру­мыния и Болгария оказались выведен­ными из войны. Гитлеровцы свои надвод­ные корабли и часть подводных лодок затопили на рейде Варны, а три подвод­ные лодки — у берегов Турции. Черное море оказалось полностью освобожден­ным от немецко-фашистских захватчи­ков. 5 ноября 1944 г. эскадра Черномор­ского флота вошла в Севастополь. В их числе были линкор «Севастополь», крей­сер «Красный Крым» и эсминцы. Допол­няли эту впечатляющую картину шесть больших охотников проекта 122а: «Ар­тиллерист», «Минер», «Торпедист», «Зе­нитчик», «Боцман», «Марсовый».

Северный флот. В апреле 1944 г. в составе СФ появились первые БО. Как правило, новые корабли (при всех их оче­видных недостатках) доверяли команди­рам, уже имевшим боевой опыт, — на­пример, капитан-лейтенанту Н.К.Голубенцеву, принявшему в Молотовске БО «Летчик», и кавалеру ордена Красного Знамени капитан-лейтенанту Л.Т.Майстренко, принявшему «Пилот».

На Северном флоте большие охотни­ки 122-го проекта занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваи­вать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было неког­да, и это зачастую сказывалось на бое­вой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских ПЛ в Заполя­рье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО. Теперь суда сопровождались специаль­ными противолодочными кораблями, имеющими на вооружении гидроакусти­ческую аппаратуру и бомбометы.

БО-150 «Моторист» вошел в состав флота 4 ноября 1944 г., а 7 декабря уже задействован в противолодочных опера­циях севернее Кильдина. БО-141 «Кировец» был сдан в середине лета 1944 г., а в ноябре, как свидетельствуют архивы, шел в охранении конвоя ЮВ-5 без... яко­рей. Их он лишился «после длительных плаваний в Арктике».

Не всегда использование больших охотников было успешным. Так, БО-142 15 сентября 1944 г. участвовал в охра­нении конвоя ДВ-2. Но из-за плохой по­годы (ветер 5 — 6 баллов, море 3 — 4 балла, пасмурно, температура +3°С) и неполадок в механизмах корабль с раз­решения командира конвоя 16 сентября взял на обратный курс, на Диксон.

29 декабря БО-142 находился в охра­нении тральщиков Т-37 и Т-32. Плохая работа ГАС привела к тому, что Т-37 был торпедирован немецкой ПЛ, которая ушла из района безнаказанной.

21 апреля 1945 г. из порта Лиинахаммари вышел конвой ПК-9 в охранении эскорта в составе четырех эскадренных миноносцев, двух норвежских тральщи­ков, шести больших охотников и четы­рех торпедных катеров. Несмотря на сильное охранение, противник все же предпринял несколько атак подводными лодками в 12 милях севернее мыса Цып-Наволок. Сначала эсминец «Жесткий» совместно с большим охотником БОИ 31 атаковал обнаруженную подводную лод­ку и сорвал ее атаку. Затем около 7.00 эсминец «Дерзкий» и БО-131 атаковали другую подлодку глубинными бомбами и начали ее преследование. Бомбили до тех пор, пока конвой не прошел опасный район.

Ярких героических эпизодов на долю этих кораблей не выпало. В истории Ве­ликой Отечественной войны им доста­лась роль скромных, неказистых трудяг, которые старательно служили, как могли.

К началу 1960-х гг. охотников проекта 122а в нашем флоте оставались уже еди­ницы. Моряки от этих слабовооружен­ных, маломореходных кораблей стара­лись поскорее избавиться. Два или три последних уцелевших из серии 122а, го­ворят, были приняты от военных моря­ков для нужд... «Мурманрыбы». Рыбаки якобы нашли им применение в качестве промыслово-поисковых кораблей. Ар­тиллерию, бомбометы, разумеется, уб­рали за ненадобностью, а вот акустичес­кие станции оставили. Так что не исклю­чено, что последние большие охотники завода № 402 под конец своей морской жизни охотились за... косяками трески.

Тихоокеанский флот. До конца 1946 г. завод № 199 сдал Тихоокеанскому флоту шесть БО проекта 122а: «Свя­зист», «Радист», «Сигнальщик», «Акус­тик», «Телеграфист» и «Гидроакустик». 1 декабря 1952 г. из этих кораблей была сформирована 145-я бригада охотников за подводными лодками под командова­нием капитана 1 ранга Е.М.Сидорова. В 1954 г. пять БО были переданы КНР (По некоторым данным, Китаю был передан и шестой корабль, БО-127 «Гидроакустик»).