Строительство

 

Головной корабль проекта 122бис за­ложили на заводе № 340 летом 1945 г.; он получил наименование БО-270 (зав. № 367). Одновременно разработали тех­нологические циклы и для молотовского завода № 402. Выпускать плановое ко­личество кораблей — 60 в год — на за­воде № 340 можно было только, органи­зовав конвейерное производство. Для завода № 402 задали производитель­ность в другой форме — длительность цикла постройки охотника проекта 122бис должна была составлять 105 дней. Однако в дальнейшем от строи­тельства таких кораблей в Молотовске (Северодвинске) отказались.

Технологический процесс завода № 340 предусматривал поточное изготовле­ние секций больших охотников на спе­циализированных участках с последую­щей их сборкой на подвижном стапеле, а также поточным методом. Монтажно-сборочные работы по строительству ко­рабля производились на четырех пози­циях: на первой велась сборка 20 сек­ций корпуса; на второй — подготовка и монтаж на корабле главных двигателей, а также установка надстройки и трубы; на третьей — сборка главных механиз­мов, трубопроводов, электрооборудова­ния; на четвертой — отделочные работы и спуск на воду на четырех тележках.

Головной корабль был сдан ВМФ в Баку в 1947 г. С момента его закладки до подписания приемного акта прошло 2 года 3 месяца. Начиная с 1948 г. завод № 340 сдавал флоту ежегодно по 25 — 30 больших охотников проекта 122бис. Такой поточный метод постройки кораб­лей был осуществлен в стране впервые. За его внедрение директор завода Б.Е.Бутома, главный технолог В.С.Гусев, главный инженер В.Ф.Ивочкин, главный конструктор проекта 122бис А.В.Кунахович, начальник производств С.Л.Смеркович, главный конструктор завода № 340 В.И.Цюпак, главный сварщик А.Г.Шапо­валов и заместитель главного конструк­тора Н.М.Шомин в 1949 г. были удостое­ны Сталинской премии 2-й степени.

Всего в Зеленодольске до 1955 г. по­строили 157 больших охотников проекта 122бис. Кораблестроительная программа 1956—1965 гг. предусматривала ввод еще 31 ВО, но от их постройки вскоре отказались. К концу 1950-х гг. стало ясно, что корабли, спроектированные почти два десятилетия назад, морально устарели.