Описание конструкции

 

Корпус. В целом корпус БО повторял проект 122а, но был увеличен в разме­рах (учтены рекомендации по уширению корпуса). Для повышения мореходных качеств (устранения заливаемости носо­вой части) изменили теоретический чер­теж, особенно носовые обводы, которые приобрели больший развал, что прида­вало кораблю очертания миниатюрного миноносца. Девятью поперечными пере­борками корпус подразделялся на 10 от­секов. Второе дно простиралось от 10 шп. до ахтерштевня. Носовая надстройка «выросла» на один ярус, а крылья мос­тика удлинились.

Изменение эшелонов энергетической установки сказалось на расположении кожухов машинных отделений на палу­бе. В корме за трубой находился лишь один кожух кормового машинного отде­ления. Кроме того, на нем появились воздухозаборники.

Внутри корпуса под верхней палубой располагались (начиная от нулевого шпангоута): I отсек — форпик с цепны­ми ящиками; II — кубрик № 1 (на 15 че­ловек); III — носовой погреб боезапаса № 1; IV — помещения офицерского со­става: каюта командира, две двухмест­ные каюты, кают-компания и коридор, доступ в который обеспечивался по на­клонному трапу из надстройки; V — но­совое машинное отделение с двумя дви­гателями на бортовые валы; VI — кормо­вое машинное отделение с одним дви­гателем на средний вал и вспомогатель­ным котлом; VII — кубрик № 2 на 24 че­ловека; VIII — кубрик № 3 старшинского состава на 6 человек, IX — кормовой погреб боезапаса № 2; X — румпельное отделение.

В носовой надстройке на нижнем яру­се размещались радиорубка, офицерс­кий гальюн, умывальник, сушильный шкаф, гальюн для экипажа, камбуз, шифр-пост; на верхнем ярусе — агрегатная поста № 3 (радиолокационная рубка), запасная каюта, ходовая рубка. Над хо­довой рубкой находился ходовой мостик, который был обнесен парусиновым об­весом.

В 1946 — 1947 гг. были разработаны рабочие чертежи корабля проекта 122бис второй серии. Основным его от­личием стало применение надстройки из легких сплавов, дюралевой мебели, а также новой аппаратуры радиосвязи. В 1954 г. в проект внесли дополнительные изменения — пулеметы системы «Брау­нинг-Кольт» заменили на 2М-1, в носо­вой части установили направляющие для РГБ, прожектор с мачты перенесли на ходовой мостик, парусиновый обвес заменили металлическим. Несколько изменилась планировка внутренних по­мещений — между ходовой рубкой и хо­довым мостиком появился штурманский пост. Применили и легкое бронирование: ходовая рубка защищалась 8-мм сталью, ватерлиния — 10-мм.

Энергетическая установка. На первой серии БО проекта 122бис стояли три ди­зельных двигателя «Дженерал моторе» мощностью по 960 л.с., на второй вновь вернулись к отечественным — 9Д. После­дние при мощности 3300 л.с. обеспечи­вали скорость 18,7 уз., дальность плава­ния экономическим ходом — 3000 миль (на скорости 8,5 уз.), полным ходом — 399 миль (на скорости 18,5 уз.). Автономность по запасам топлива — 10 суток.

Вместо вспомогательных дизель-гене­раторов фирмы «Джон Райнер» (США) установили отечественные типа 24 13/18, а затем из-за сильной вибрации их заменили дизель-генераторами 44. Кро­ме того, имелись два дизель-генератора ДГ-18.

Артиллерийское вооружение. Артил­лерийская установка главного калибра осталась той же, что и в проекте 122а. В связи с некоторым изменением архитек­туры корабля изменились углы ее об­стрела— теперь они составляли 0 — 155° на оба борта. Боезапас увеличился до 240 выстрелов.

По-прежнему остались и два 37-мм зенитных автомата 70-К. Боезапас — 1200 выстрелов. Зато три морально ус­таревших пулемета ДШК заменили сна­чала пулеметами системы «Браунинг-Кольт», а затем новыми двуствольными 12,7-мм 2М-1 с боезапасом 3000 выст­релов. Причем один из пулеметов уста­новили в носу на шельтердеке, позади артустановки 90-К.

Противолодочное, минно-тральное и химическое вооружение. Из противо­лодочного вооружения на первой серии БО проекта 122бис в наличии были два бомбомета БМБ-1, 20 больших и 16 ма­лых глубинных бомб МГБ-20. На палубе в кормовой части имелись минные рель­сы, на которых можно было разместить 18 мин типа КБ. Тральное вооружение осталось прежним —трал КПТ-1. После 1951 г. на вооружении БО появились глу­бинные бомбы БСП с повышенной ско­ростью погружения и бесшточные бом­бометы БМБ-2, разработанные Б.И.Шавыриным.

В 1953 г. на вооружение ВМФ СССР была принята реактивная бомба (РГБ) РГБ-12 с дальностью стрельбы 1200 — 1470 м. Для этих бомб НИИ-1 разрабо­тал пятиствольную реактивную бомбометную установку РБУ-1200 (система «Ураган»), которая монтировалась на БО проекта 122бис последней серии (две установки в носовой части).

Радио- и гидролокационное обору­дование больших охотников постоянно модернизировалось. Так, РЛС последо­вательно заменялись: РЛС «Гюйс» на РЛС «Зарница», та — на РЛС «Линь», и, наконец, «Линь» — на РЛС «Не­птун». Последняя станция могла использоваться не только для навигации, но и для обнаружения воздушных целей, но только на ограниченной дальности.

Вместо ГАС «Тамир-9» впоследствии устанавливалась более совершенная ГАС «Тамир-10», которая могла работать как в режиме эхолокации (дальность действия от 2,5 км до 5 — 8 км), так и в режиме шумопеленгования (до 18 км). На последней серии БО монтировалась ГАС «Тамир-11».

Навигационное вооружение и судо­вые системы. Из навигационного обо­рудования на БО проекта 122бис уста­навливались гирокомпас «Курс-4», лаг 1Р-2 и эхолот НЭЛ-3. Судовые системы и их расположение остались теми же, что и в проекте 122а.