Описание конструкции

 

Тактико-технические элементы крейсеров «Жемчуг» и «Изумруд»

Размерения, м:

длина между перпендикулярами ........................................... 106,0

длина наибольшая................................................................... 111,0

ширина наибольшая по шпангоутам...................................... 12,2

высота от киля до верхней палубы........................................ 7,7

осадка проектная..................................................................... 5,0

осадка фактическая на испытаниях «Жемчуга»................... 5,10

осадка фактическая на испытаниях «Изумруда».................. 5,25

метацентрическая высота....................................................... 0,92

Водоизмещение, т:

проектное.................................................................................. 3100

фактическое на испытаниях «Жемчуга»................................ 3250

фактическое на испытаниях «Изумруда».............................. 3330

Скорость, узлы:

проектная.................................................................................. 24,0

фактическая на испытаниях «Жемчуга»................................ 23,04

фактическая на испытаниях «Изумруда».............................. 22,5

Запас угля, т:

нормальный.............................................................................. 360

полный по вместимости угольных ям..................................... 535

Расход угля на инд. л.с. в час в фунтах....................................... 3,5

Дальность плавания 10-узловым ходом, миль:

проектная при 500-тонном запасе угля.................................. 5000

расчетная при 535-тонном запасе угля.................................. 3520

Мощность механизмов, л.с.:

проектная ................................................................................. 17000

фактическая на приемных испытаниях «Жемчуга».............. 15 000

фактическая на приемных испытаниях «Изумруда»............ 10 746

 

Распределение нагрузки крейсеров «Новик» и «Изумруд» (в «длинных» тоннах)

 

«Новик»

«Изумруд»

Разница

Корпус с устройствами

1269

1406

+ 137

Мачты, шлюпки, шлюпбалки

49

55

+ 6

Главные механизмы и котлы

589

799

+ 210

Питательная вода для котлов

63

196

+ 133

Вентиляция, паропровод, динамо

138

114

-24

Орудия и минное вооружение

84

60

-24

Снаряды, заряды

68

68

0

Уголь

360

360

0

Команда, багаж, провизия, вода

101

119

+ 18

Итого

2721

3177

+ 456

Примечание: расчет произведен без учета последующего довооружения.

 

Корпус набирался по смешанной сис­теме со шпацией 600 мм из листов и раз­личных профилей, которые соединялись заклепками. Вертикальный киль из 12-мм стальных листов высотой 1080 мм в око­нечностях переходил в штевни из литой стали. Ахтерштевень имел отверстие для минного аппарата.

Каждый шпангоут (а их было 176) со­стоял из четырех частей: две ветви под броневой палубой и две над нею. Парал­лельно килю устанавливались днищевые стрингеры по четыре с каждой стороны. Второй от киля делался водонепроница­емым и ограничивал двойное дно, кото­рое простиралось по всей длине котель­ных и машинных отделений от 40-го до 137-го шп. В первом стрингере для облег­чения делались большие вырезы. Непро­ницаемые флоры, стрингеры, вертикаль­ный киль, второе дно и наружная обшив­ка образовывали восемь отдельных отсе­ков для хранения запасов котельной воды. Двойное дно не доходило до броневой палубы. В районе погребов боезапаса вдоль борта шли продольные переборки. Сверху ветви шпангоутов через один за­мыкались бимсами. Под 120-мм орудия­ми бимсы ставились чаще и подкрепля­лись стальными листами с угольниками. Снизу бимсы поддерживались вертикаль­ными стойками (пиллерсами), выполнен­ными из стальной трубы.

Обшивка состояла из поясьев сталь­ных листов, с каждой стороны их было по 12. Ширстрек и второй сверху пояс дела­лись двойными из листов толщиной 12 и 10 мм (в оконечностях — 8 и 7 мм). Двой­ными были пояс обшивки против броневой палубы и килевой пояс (из 12- и 11-мм листов в пределах котельных и машинных отделений; в оконечностях — 9- и 8-мм). Два пояса под ватерлинией в середине корабля имели толщину 10 мм, а в оконечностях — 7 мм. Остальные ряды, находившиеся под водой, изготав­ливались из 11-мм листов в центральной части корпуса и 8-мм в оконечностях.

Обшивка полубака делалась из 8- и 7-мм листов. Стыки листов горизонтального киля и ширстрека соединялись трехряд­ным заклепочным швом, остальные — двухрядным.

Материал палуб — 8-мм (в оконечнос­тях — 6-мм) сталь. Толщина палубных стрингеров — от 8 до 16 мм. Верхняя па­луба имела деревянный настил из тико­вых досок толщиной 4,4 см.

Для обеспечения непотопляемости корпус разделялся водонепроницаемыми переборками на отдельные отсеки. Всего под броневой палубой имелось 17 попе­речных переборок (на шп. 24, 40, 54, 56, 66, 76, 78, 92, 94, 104, 114, 117, 127, 137, 141, 158, 166); три (на шп. 66, 104 и 127) из них разделяли котельные отделения и доходили до верхней палубы. Девять пе­реборок было установлено над броневой палубой (на шп. 19, 30, 40, 54, 76, 94, 114, 137, 156). Все двери в переборках выпол­нялись водонепроницаемыми и снабжа­лись задрайками с обеих сторон. Сами переборки собирались из стальных лис­тов толщиной 5 — 6 мм и подкреплялись уголками с шагом 750 мм. В котельных отделениях поперечные угольные ямы разделялись продольными переборками из 6-мм листов.

Угольные ямы располагались под бро­невой палубой вокруг котельных отделе­ний и над броневой палубой вдоль котель­ных и машинных отделений, служа допол­нительной защитой со стороны борта. Нор­мальный запас угля — 360 т, максималь­ный по емкости ям — 535 т. Погрузка угля под броневую палубу осуществлялась че­рез горловины с броневыми крышками.

Расположение внутренних помещений было традиционным. Офицеры жили в ка­ютах в кормовой части корабля, около кают-компании. Мебель изготавливалась из стали. Команда размещалась в жилой палубе. Рундуки, шкафы выполнялись из стали, алюминия и проволочной частой сетки. Освещались помещения через све­товые люки и иллюминаторы диаметром 250 мм, латунные рамки которых с шар­нирами и задрайками, как и глухие крыш­ки, открывались внутрь. Отапливались по­мещения паровыми медными грелками.

Бронирование. Двухслойная броневая карапасная палуба защищала машины, котлы, патронные погреба, рулевой при­вод. Она состояла из горизонтальной ча­сти толщиной 30 мм (10-мм подкладки из судостроительной стали и плит 20-мм сверхмягкой никелевой брони) и скосов (подкладка — 15 мм и броня — 35 мм), примыкавших к борту ниже ватерлинии на 1300 мм. Для защиты цилиндров машин были предусмотрены гласисы из крупповской нецементированной стали толщиной 55 мм, уложенные на 15-мм подкладку из судостроительной стали. Броневые пли­ты укладывались в шахматном порядке, при этом стыки брони и подкладки не со­впадали. Шахты и люки имелись только в горизонтальной части броневой палубы. Гласисы перекрывались броневой кры­шей толщиной 30 мм.

Овальная в плане боевая рубка находи­лась на полубаке и собиралась из 30-мм броневых плит. Сверху она перекрыва­лась крышей из маломагнитной стали, свесы крыши выступали за контур вер­тикальной брони. Рубка имела те же не­достатки, которые были характерны для кораблей императорского флота вообще. Вниз до броневой палубы шла труба из «пушечной стали» с толщиной стенки 30 мм, в ней помещались переговорные трубы, привод руля, провода звонков, телефонов и машинных телеграфов. Во время боя в рубке находились командир, старшие специалисты, лучшие рулевые. В мирное время в просвет вставлялись застекленные рамы, а в проем — косяки с дверью. Сзади вход в боевую рубку был защищен вертикальным траверсом тол­щиной 30 мм.

Перед установкой на корабль броня подвергалась партионному отстрелу на Охтинском полигоне. Плиты, не выдержав­шие испытания, автоматически переходи­ли в собственность Морского ведомства.

Примечательно, что представители заво­да на испытания не допускались.

Артиллерия. Крейсера 2 ранга типа «Жемчуг» несли по восемь 120-мм пат­ронных пушек системы Канэ на централь­ных станках. Ствол, скрепленный кожухом и добавочным кольцом, имел общую дли­ну 45 клб (5400 мм) и нарезку перемен­ной крутизны глубиной 0,8 мм. Поршне­вой трехтактный затвор открывался вле­во. Ствол закреплялся в обойме, которая перемещалась по цапфенным доскам. Они скреплялись на концах связными кольцами и цапфами соединялись с ли­той поворотной рамой, вращавшейся на стальных шарах диаметром 101,6 мм по основанию, закрепленному болтами на палубе. Гидравлический компрессор на­ходился под стволом в приливе обоймы, по ее бокам располагался накатник из та­рельчатых пружин Бельвиля. Углы верти­кального наведения составляли от -7° до +20°. Предельная дальность стрельбы — 9516 м при начальной скорости снаряда 823 м/с. В боекомплект каждого орудия входили унитарные патроны со снаряда­ми трех типов: фугасные — 50 шт., броне­бойные — 110 шт., сегментные — 40 шт. Они хранились в двух погребах под бро­невой палубой в носу и в корме в бесед­ках по 6 шт., подавались с помощью эле­ватора с электрическим и ручным приво­дом; была предусмотрена и ручная пода­ча. К орудиям беседки доставлялись по подвесным рельсам. Вес патрона состав­лял 36 кг. Вся установка весила 7500 кг. При выстреле орудие откатывалось на 294 мм, при этом сила сопротивления от­кату равнялась 32,8 т. При механической подаче патронов обеспечивалась скоро­стрельность 10 выстр./мин. Орудие обслу­живалось двумя номерами расчета и под­носчиками патронов. По-походному ору­дия крепились стойками под казенную часть и тросами с талрепами.

Для отражения атак миноносцев пред­назначались шесть 47-мм орудий Гочкиса на станках Меллера. Ствол, скреплен­ный с кожухом, скользил в обойме, имел ртутный компрессор и воздушный накат­ник. Обойма своими цапфами соединя­лась с вертлюгом, который вставлялся в коническую наклонную тумбу, крепившу­юся к палубе болтами. Затвор вертикаль­ный клиновой. Наводка осуществлялась с помощью упора, плечом наводчика. Плоский щит фиксировался на вертлюге четырьмя штырями.

Две 37-мм пушки Гочкиса для вооруже­ния паровых катеров имели и судовые станки на коечных сетках. Ствол-моноблок размещался на станке системы Алексее­ва с гидравлическим компрессором и пру­жинным накатником. На мачте устанавли­вались два пулемета системы Максима; тумбы под них имелись также на носовом мостике и коечных сетках. Матросы воо­ружались драгунскими винтовками образ­ца 1891 г. Боеприпасы хранились в погре­бах под броневой палубой и подавались в ящиках. Десантная пушка системы Барановского была одна. Все пушки снабжались механическими прицелами и подвижными мушками; перед уходом на Дальний Восток их оснастили оптически­ми прицелами системы лейтенанта Перепелкина.

Минное вооружение. На крейсерах пер­воначально планировалось установить по пять надводных минных аппаратов, фак­тически же их было по три — два борто­вых поворотных и один кормовой выдвиж­ной. Аппараты могли стрелять только по­рохом. Бортовые монтировались в яблоч­ных шарнирах (по правому борту на шп. 151 —152, полевому — на шп. 148 —149; иначе в узком корпусе крейсера они не по­мещались) с высотой над ватерлинией 5,4 фута, с углом поворота от траверза 65° в нос и 5° в корму. Кормовой минный аппа­рат устанавливался под углом наклона в корму 2,5° при высоте над ГВЛ 1,89 м, пе­ред заряжанием аппарат выдвигался за линию ахтерштевня. Шесть мин Уайтхеда образца 1898 г. хранились вблизи ап­паратов и имели рельсовую подачу, заряд­ные отделения находились в минном по­гребе на передней платформе. Для подъе­ма мин с воды предусматривались две по­воротные минбалки. Прицелы размеща­лись в боевой рубке (два) и на мостике кормового прожектора (один).

Энергетическая установка состояла из трех независимых вертикальных машин тройного расширения пара и 16 водотруб­ных котлов с рабочим давлением 18 атм. Две машины располагались в носовом машинном отделении и одна в кормовом. Общая мощность машин — 17 000 л.с., каждая работала на свой винт. Диаметры цилиндров высокого давления (ЦВД) — 760 мм, среднего давления (ЦСД) — 1160 мм и низкого давления (ЦНД), их было два — по 1260 мм. Ход поршней — 900 мм. Цилиндры отливались из мелко­зернистого чугуна заодно с золотниковы­ми коробками. Поршни делались из ста­ли, а набивочные кольца к ним — из чугу­на. Отработанный (мятый) пар из ЦНД под небольшим давлением поступал в повер­хностный горизонтальный цилиндричес­кий холодильник, для каждой машины свой, изготовленный из листов красной меди. Трубки, по которым циркулировала забортная вода, были цельнотянутыми из желтой меди и с обеих сторон покрыва­лись оловом. Пар поступал в простран­ство между трубками, конденсировался, и вода откачивалась воздушным насосом в теплый ящик, при этом в паровом про­странстве холодильника создавалось раз­ряжение (пустота), которое способствова­ло конденсации пара.

Для управления машиной применялся главный паровой двойной уравновешен­ный клапан, крепившийся к золотниковой коробке ЦВД и сообщавшийся тягой с по­стом машиниста. Для проворачивания главных машин были предусмотрены па­ровые машинки, они соединялись червяч­ной передачей с главным валом и имели ручной привод.

Для каждой машины устанавливались счетчики оборотов и манометры. Маши­ны снабжались трубопроводами холодной воды для охлаждения нагревающихся ча­стей. К поверхностям скольжения подво­дились трубочки с маслом, которое соби­ралось в поддоны, очищалось и возвра­щалось в бак.

Валопровод каждой бортовой машины имел общую длину 39,972 м; кормовой машины — 23,572 м. Все валы состояли из трех или четырех секций и соединялись между собой на фланцах с помощью кони­ческих болтов. В районе дейдвуда они име­ли обшивку из вулканизированной резины с бронзовым чехлом для защиты от корро­зии в морской воде. Валы были откованы из сименс-мартеновской стали; для умень­шения веса внутри их высверливали.

Трехлопастные гребные винты диамет­ром 4000 мм отливались из марганцовис­той бронзы. При этом лопасти были съем­ные и могли переставляться для измене­ния шага винта. Ступица крепилась на ко­ническом конце гребного вала с помощью шпонки и гайки, последняя закрывалась обтекаемым чехлом.

Для питания паром главных машин и вспомогательных механизмов в шести ко­тельных отделениях размещалось 16 во­дотрубных котлов системы Ярроу. Общая поверхность нагрева составляла около 4450 м2, колосниковой решетки — 75,5 м2. Водяные трубки (26 611 штук) — цельно­тянутые из стали. Снаружи котлы покры­вались асбестом и поверх него обшива­лись оцинкованным листом на стальных угольниках.

Котлы снабжались предохранительны­ми клапанами, водомерными стеклами и манометрами. Паропроводы облицовыва­лись теплоизолирующим составом и об­шивались крашеным холстом.

Устройства и системы. Источниками электроэнергии на корабле были четыре пародинамо — электрогенераторы с па­ровым приводом по 320 А на 105 Вт. Ос­новные потребители: «боевые фонари» (прожекторы), лампы освещения (350 шт.), в том числе стояночные и навигационные огни. Электродвигатели приводили в дви­жение золотник руля, элеваторы патрон­ных погребов, турбины, вентиляторы и лебедки. Мощность электродвигателей колебалась от 1 до 50 кВт.

Прожекторы с зеркалом диаметром 75 см размещались на мостиках, установ­ленных на элеваторах подачи патронов, по одному в носу и корме. Еще два находи­лись на площадке мачты. Прожекторы име­ли ручное и дистанционное управление.

Рулевой привод располагался под бро­невой палубой в кормовой части на плат­форме; его основной элемент — паровая двухцилиндровая машина системы компа­унд. Управлять рулем можно было из бое­вой рубки, носового и кормового мостиков с помощью электропривода и валиковой передачи с карданом Гука, а непосред­ственно из рулевого отделения — через ручной штурвал. На мачте располагалась система сигнализации положения руля в виде конусов красного и зеленого цвета.

Два становых якоря Холла весом по 2,13 т размещались на полках полубака, закрепленные по-походному. Запасной якорь Холла (1,64 т) находился на глав­ной палубе за грот-мачтой. Якорные цепи калибра 41,4 мм предназначались для становых и запасного якорей и имели дли­ну по 210 м каждая. Кроме того, имелись два адмиралтейских якоря: стоп-анкер весом 0,66 т и верп весом 0,363 т, они рас­полагались за бортом у кормовых 120-мм орудий. Для подъема становых якорей служил паровой брашпиль, установлен­ный на верхней палубе. Скорость подъе­ма якоря с самого тяжелого грунта зада­валась не менее 2 м/мин. Для верпова­ния сверху на полубаке находился шпиль, соединенный с брашпилем; еще один шпиль был установлен на корме. Для при­вода шпиля служила двухцилиндровая паровая машина высокого давления. Ук­ладка якорей на полки осуществлялась поворотным краном. Якорные цепи крепи­лись стопорами Легофа, а тросы — сто­порами Буливанта.

Судовые плавсредства были представ­лены двумя стальными 34-футовыми па­ровыми катерами, одним 16-весельным 34-футовым баркасом, двумя 12-весельными 30-футовыми катерами (один рабо­чий, другой офицерский), двумя 6-весельными вельботами и одним 6-весельным ялом. В походном положении 16-весельный баркас с 6-весельным ялом устанав­ливался на кильблоки в диаметральной плоскости, для подъема и спуска приме­нялась стрела, укрепленная на мачте. Ос­тальные плавсредства имели шлюпбалки. На катерах и баркасе, предназначенных для высадки десанта, были предусмотре­ны приспособления для установки пушки Барановского и 37-мм пушек Гочкиса.

Водоотливное устройство должно было обеспечить откачку воды из отсека за час работы, для этого в машинных и котель­ных отделениях устанавливались турби­ны. Кроме того, циркуляционные помпы холодильников были приспособлены для откачки воды из своих отделений. Для осу­шения трюмов и откачки остатков воды были установлены насосы системы Вортингтона по одному на отделение (чтобы не делать отверстий в переборках). На броневой палубе имелись два насоса си­стемы Стона для тушения пожара и ска­чивания палубы, соединенные трубопро­водами с ближайшими кингстонами.

Пожарная система имела разветвленный трубопровод с клапанами и резиновыми шлангами для тушения пожара по всей длине судна. Кингстоны затопления осна­щались трубопроводами с клапанами и служили для заполнения патронных, мин­ных и винного погребов не более чем за 15 минут. Опреснители вместе с холодиль­никами должны были давать в сутки не менее 136 т котельной воды.

Вентиляция и нагнетание воздуха в ко­тельные отделения для форсирования хода осуществлялись вентиляторами со своими машинками (в первом КО — один, в остальных — по два). Они засасывали воздух через палубные раструбы и пода­вали его в помещения и к котлам. В ма­шинных отделениях устанавливались свои вентиляторы. Все помещения крей­сера вентилировались. Там, где находи­лись пародинамо, полная перемена воз­духа должна была происходить за 3 — 4 минуты, в остальных за 10 — 12. Для уп­равления кораблем служили переговор­ные трубы, телеграфы, 20 колоколов громкого боя, 15 телефонов, 18 каютных звонков и 30 кнопок вызова.

Экипаж каждого крейсера по штату на­считывал 10 офицеров (2 штаб-офицера и 8 обер-офицеров), 3 инженер-механи­ков, 1 врача, 2 содержателей казенного имущества, 3 кондукторов, 51 унтер-офи­цера и 273 рядовых — всего 343 челове­ка. Команда делилась на две вахты, каж­дая из которых, в свою очередь, имела два отделения — таким образом, четверть личного состава была постоянно занята несением службы. На все случаи кора­бельной жизни существовали свои распи­сания. В бою экипаж действовал по бое­вому расписанию, посты занимали штат­ные специалисты, остальные расписыва­лись им в помощь при подаче боеприпа­сов из погребов к орудиям, подгребания угля к котлам, уборке раненых, замене вы­бывших номеров прислуги, тушении пожа­ров, заделки пробоин. Хозяйством кораб­ля занимался ревизор, один из офицеров.