«Изумруд»: путь до Мадагаскара

 

Суда, собранные в Либаве, были све­дены во временное формирование, полу­чившее официальное название «Дополни­тельный отряд судов 2-й эскадры флота Тихого океана». В прессе и в воспомина­ниях, видимо для краткости, его называли «Догоняющим отрядом», а остряки, видя неспешность его движения, окрестили «От­стающим отрядом». В него вошли новые, только что с завода, крейсер 1 ранга «Олег», крейсер 2 ранга «Изумруд», истре­бители «Грозный», «Громкий», «Прозорли­вый», «Пронзительный» и «Резвый», а так­же вспомогательные крейсера «Рион» и «Днепр» (мобилизованные пароходы доб­ровольного флота «Смоленск» и «Петер­бург»). Для сопровождения отряда до Тан­жера было назначено учебное судно «Оке­ан» с запасами угля и котельной воды. В Либаве паровые катера, ограничивавшие сектора обстрела 47-мм пушек, вместе со шлюпбалками погрузили на транспорт «Иртыш».

3 ноября 1904 года командир Либавского порта контр-адмирал А.А.Ирецкой последний раз посетил корабли и пожелал всем счастливого пути. Каждый командир, в том числе и капитан 2 ранга Ферзен, по­лучили по три запечатанных пакета, кото­рые полагалось вскрыть по достижению определенных пунктов, кроме того, каждо­му была вручена инструкция, которая, правда, довольно быстро устарела, и ее пришлось заменить новой. Это было свя­зано с изменением позиции Франции по вопросу захода российских судов в подве­домственные французам порты на пути следования. После совершения молебна суда прошли канал и построились в две ко­лонны во главе с «Днепром», имея мино­носцы на подветренной стороне. С борта «Олега», на котором был поднят брейд-вымпел командующего отрядом капитана 1 ранга Л.Ф.Добротворского, прозвучали выстрелы прощального салюта.

«Изумруд» следовал в левой колонне за «Олегом». В установленной точке были выпущены почтовые голуби, захваченные в плавание с Либавской голубиной стан­ции. 5 ноября сделали первую остановку у острова Лангеланд, где взяли лоцмана, однако из-за тумана далеко уйти не уда­лось. Снялись только через день, прошли Большой Белы, после чего стали на якорь при густом снеге. «Изумруд» в поисках спокойного места для погрузки угля с не­мецкого парохода зашел слишком дале­ко в датские территориальные воды и был изгнан оттуда миноноской. Необходимо­го количества угля принять не удалось. На подходе к английским берегам на «Изум­руде» кончилась котельная вода, опрес­нители не справлялись. Запросили разре­шения принять воду с «Океана». Стали у английского берега, благо был сильный ту­ман, и начали принимать воду по шлангу. Во время шторма волнами смыло вель­бот № 2 и левый выстрел, а при отходе от «Океана» был потерян верп и 100 сажен перлиня. Вдобавок к прочим трудностям обнаружилось, что на левый винт намо­талась рыболовная сеть. Возник вопрос, хватит ли угля до Танжера, поэтому было решено взять «Изумруд» на буксир. «Оке­ан» тащил за собой крейсер целые сутки, но из-за шторма буксир пришлось отдать.

Когда стало ясно, что угля все же не хва­тит, зашли в испанский порт Понтевердо.

Крейсера ошвартовались по бортам «Океана» и приступили к погрузке. Оказа­лось, что реальная дальность плавания была значительно меньше расчетной. К тому же принятый в Либаве уголь был низ­кого качества, давал много дыма и сильно спекался.

21 ноября прибыли в Танжер, где зас­тали на рейде вспомогательные крейсе­ра и четыре миноносца, а также француз­ский крейсер «Клебер». «Олег» поднял марокканский флаг и произвел салют на­ций. «Рион» и прикрепленные к нему «Рез­вый» и «Прозорливый» снялись и ушли в Средиземное море. 23 ноября распроща­лись с «Океаном», который возвращался в Россию, и корабли отряда взяли курс на восток. «Изумруд» вышел, не приняв пол­ного запаса воды, и уже вечером, пройдя Гибралтар, запросил разрешения идти в Малагу. С «Олега» последовал сигнал: «Идите куда хотите, потом догоните». Пе­реговоры велись прожектором по обла­кам. Правда, как вспоминал судовой врач В.С.Кравченко, сигнал с «Олега» имел продолжение, не отраженное в официаль­ных документах, «Купите нам вина». С разрешения командира порта «Изумруд» пришвартовался прямо к набережной и принял полный запас воды.

30 ноября, преодолев по пути сильный шторм, крейсер прибыл в Суду, где уже находились «Олег», «Рион» с двумя ми­ноносцами и стационер — мореходная ка­нонерская лодка «Храбрый».

Для продолжения пути на «Изумруде» необходимо было проделать значительные работы по машинной установке: изготовить новую трубу циркуляционной помпы глав­ного холодильника левой машины; вычис­тить все котлы и заменить часть водогрей­ных трубок; перебрать машины, соедине­ния главного и вспомогательного трубопро­водов, опреснители — на все это требова­лось не менее двух недель. Для проведения этих работ заключили договоры с заводом в Пирее (Греция).

Тем временем начальство в Петербур­ге приняло здравое решение — минонос­цы типа «Сокол» оставить в Суде и весной вернуть на Балтику. Только «Резвому» — его командир лейтенант Хохлов обратил­ся к управляющему Морским министер­ством с соответствующей просьбой — раз­решили следовать дальше.

23 декабря прошли учебные торпедные стрельбы, в ходе которых был согнут со­вок правого минного аппарата. По рапор­ту командира дело выглядело следующим образом. На внешнем рейде Суды выпус­тили три мины Уайтхеда, командир решил стать на якорь, чтобы можно было поднять на сильной зыби мины с воды, после чего предполагалось продолжить стрельбы. Команда и офицеры обедали, поэтому по­становкой на якорь распоряжался сам ка­питан 2 ранга Ферзен. При этом аппарат не был закреплен по-походному, и при от­даче якорь из-за килевой качки зацепил совок всего в 1,6 дюйма от внешнего об­реза. Совок выправить не удалось. Коман­дир отряда затребовал с завода Леснера новый на замену.

Наряду с непрекращающимися ремон­тами и угольными погрузками регулярно проводились учения по всем видам бое­вой подготовки: стрельба по щиту из вспомогательных стволов, снаряжение минного плотика, высадка десанта... Если первое могло пригодиться в сраже­нии, то остальное вызывает сомнения: ведь не собирался же в самом деле эки­паж крейсера штурмовать Японские ост­рова!

Несмотря на понукания из Петербурга, отряд продолжал ремонт кораблей в Суде. Миноносец № 213 сновал между Судой и Пиреем, доставляя отремонтированные детали. 22 декабря он привез очередную партию трубопроводов, один из которых оказался короче, пришлось заказать но­вый.

26 декабря, получив карантинные сви­детельства от берегового врача и закон­чив расчеты с берегом, отряд взял курс на Порт-Саид. В правой колонне шли «Олег», «Днепр» и «Рион», в левой — «Изумруд», «Громкий», «Грозный» и «Рез­вый». Через два дня провели испытания на полный ход. Гонка закончилась у Порт-Саида. После салюта египетскому флагу, вошли в канал и стали на якорь для при­емки угля и воды. Затем пошли по каналу и вечером прибыли на рейд Исмаилии, дальше лоцман вести отказался, ссыла­ясь на темноту. Его тут же заменили на другого, и двинулись дальше. Ночью вош­ли в Большое Горькое озеро и к утру при­были в Суэц, где снова приняли уголь и воду, стоя на рейде. Сообщение с горо­дом было запрещено — здесь свирепство­вала эпидемия чумы.

31 декабря снова вышли в море. Коман­дующий отрядом решил продолжить испы­тания на полный ход. Параллельно прово­дились артиллерийские учения с практи­ческой стрельбой. Огонь велся в носовом секторе на максимальной дистанции.

5 января 1905 года проводили отряд­ные стрельбы из вспомогательных ство­лов по щитам, которые буксировали на контргалсах миноносцы. На «Изумруде» кончились патроны для вспомогательных стволов, и с разрешения командующего при ночных стрельбах использовали прак­тические снаряды.

Через несколько часов отряд стал на якорь в Джибути, где его ожидали герман­ские угольщики, на одном из которых мат­рос срочно нуждался в медицинской по­мощи. С «Олега» прислали катер за док­тором Кравченко.

12 декабря «Изумруд» выходил в залив для выполнения урока № 3. Стреляли по щиту из мелких орудий. Тренировались в глазомерном определении расстояния, а ночью — на дальномерах Барра и Струда.

Обеспокоенный постоянной нехваткой воды на крейсере, капитан 1 ранга Добротворский собрал комиссию из механиков судов своего отряда во главе со старшим инженер-механиком Моэлиным и приказал разобраться с состоянием машинной уста­новки. Были сделаны пробные выходы в море, совмещенные с артиллерийскими стрельбами. По мнению комиссии, расход котельной воды возрастал из-за плохой притирки клапанов питательных фильтров и неплотного соединения фланцев труб в котельных отделениях. После установки заглушек на продувательные клапаны и подтяжки фланцев трубопроводов были проведены испытания, в ходе которых был определен суточный расход котельной воды, он уменьшился в два раза и оказал­ся равным 34 т. Помимо этого, на крейсе­ре ремонтировались испарители. Установ­ленные на корабле одноступенчатые ис­парители Круга в южных широтах при по­вышенной солености морской воды быст­ро теряли производительность и нужда­лись в постоянном ремонте. Для приведе­ния их в порядок, по мнению комиссии, тре­бовалась неделя, о чем командующий от­рядом и сообщил в ГМШ.

20 января отряд снялся с якоря и вы­шел в Аденский залив. В походе коман­дующий отрядом часто практиковал пере­строения своего отряда. 26-го числа пе­решли экватор, на «Изумруде» праздни­ка для команды не устраивали. На следу­ющий день крейсера, построившись в строй фронта, провели артиллерийское учение. К концу дня вошли на рейд Дар-эс-Салама и сразу приступили к угольной погрузке. Через два дня оставили рейд и вышли в океан. 31 января провели стрель­бы по щитам на полном ходу с маневра­ми всем отрядом. Продолжением их яви­лись ночные занятия, стрельба практичес­кими снарядами по пирамидальному щиту при свете прожекторов. Щит был расстре­лян со всей оснасткой и парусами.

1 февраля «Олег» получил первую те­леграмму с «Князя Суворова», в которой была указана точка встречи. «Изумруд» был выслан вперед, и в 10 часов доло­жил о паровых судах по курсу. Вскоре про­изошло соединение с эскадрой. Первое поздравление с прибытием поступило с эскадренного броненосца «Ослябя», от контр-адмирала Фелькерзама. Несколько позже — и от вице-адмирала Рожественского, который пригласил к себе команди­ров вновь прибывших судов. «Изумруд», включенный в разведывательный отряд, занял якорное место рядом с «Жемчу­гом». «Догоняющий отряд» как соедине­ние прекратил свое существование.