«Изумруд»: путь до Мадагаскара
Суда, собранные в Либаве, были сведены во временное формирование, получившее официальное название «Дополнительный отряд судов 2-й эскадры флота Тихого океана». В прессе и в воспоминаниях, видимо для краткости, его называли «Догоняющим отрядом», а остряки, видя неспешность его движения, окрестили «Отстающим отрядом». В него вошли новые, только что с завода, крейсер 1 ранга «Олег», крейсер 2 ранга «Изумруд», истребители «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый», а также вспомогательные крейсера «Рион» и «Днепр» (мобилизованные пароходы добровольного флота «Смоленск» и «Петербург»). Для сопровождения отряда до Танжера было назначено учебное судно «Океан» с запасами угля и котельной воды. В Либаве паровые катера, ограничивавшие сектора обстрела 47-мм пушек, вместе со шлюпбалками погрузили на транспорт «Иртыш».
3 ноября 1904 года командир Либавского порта контр-адмирал А.А.Ирецкой последний раз посетил корабли и пожелал всем счастливого пути. Каждый командир, в том числе и капитан 2 ранга Ферзен, получили по три запечатанных пакета, которые полагалось вскрыть по достижению определенных пунктов, кроме того, каждому была вручена инструкция, которая, правда, довольно быстро устарела, и ее пришлось заменить новой. Это было связано с изменением позиции Франции по вопросу захода российских судов в подведомственные французам порты на пути следования. После совершения молебна суда прошли канал и построились в две колонны во главе с «Днепром», имея миноносцы на подветренной стороне. С борта «Олега», на котором был поднят брейд-вымпел командующего отрядом капитана 1 ранга Л.Ф.Добротворского, прозвучали выстрелы прощального салюта.
«Изумруд» следовал в левой колонне за «Олегом». В установленной точке были выпущены почтовые голуби, захваченные в плавание с Либавской голубиной станции. 5 ноября сделали первую остановку у острова Лангеланд, где взяли лоцмана, однако из-за тумана далеко уйти не удалось. Снялись только через день, прошли Большой Белы, после чего стали на якорь при густом снеге. «Изумруд» в поисках спокойного места для погрузки угля с немецкого парохода зашел слишком далеко в датские территориальные воды и был изгнан оттуда миноноской. Необходимого количества угля принять не удалось. На подходе к английским берегам на «Изумруде» кончилась котельная вода, опреснители не справлялись. Запросили разрешения принять воду с «Океана». Стали у английского берега, благо был сильный туман, и начали принимать воду по шлангу. Во время шторма волнами смыло вельбот № 2 и левый выстрел, а при отходе от «Океана» был потерян верп и 100 сажен перлиня. Вдобавок к прочим трудностям обнаружилось, что на левый винт намоталась рыболовная сеть. Возник вопрос, хватит ли угля до Танжера, поэтому было решено взять «Изумруд» на буксир. «Океан» тащил за собой крейсер целые сутки, но из-за шторма буксир пришлось отдать.
Когда стало ясно, что угля все же не хватит, зашли в испанский порт Понтевердо.
Крейсера ошвартовались по бортам «Океана» и приступили к погрузке. Оказалось, что реальная дальность плавания была значительно меньше расчетной. К тому же принятый в Либаве уголь был низкого качества, давал много дыма и сильно спекался.
21 ноября прибыли в Танжер, где застали на рейде вспомогательные крейсера и четыре миноносца, а также французский крейсер «Клебер». «Олег» поднял марокканский флаг и произвел салют наций. «Рион» и прикрепленные к нему «Резвый» и «Прозорливый» снялись и ушли в Средиземное море. 23 ноября распрощались с «Океаном», который возвращался в Россию, и корабли отряда взяли курс на восток. «Изумруд» вышел, не приняв полного запаса воды, и уже вечером, пройдя Гибралтар, запросил разрешения идти в Малагу. С «Олега» последовал сигнал: «Идите куда хотите, потом догоните». Переговоры велись прожектором по облакам. Правда, как вспоминал судовой врач В.С.Кравченко, сигнал с «Олега» имел продолжение, не отраженное в официальных документах, «Купите нам вина». С разрешения командира порта «Изумруд» пришвартовался прямо к набережной и принял полный запас воды.
30 ноября, преодолев по пути сильный шторм, крейсер прибыл в Суду, где уже находились «Олег», «Рион» с двумя миноносцами и стационер — мореходная канонерская лодка «Храбрый».
Для продолжения пути на «Изумруде» необходимо было проделать значительные работы по машинной установке: изготовить новую трубу циркуляционной помпы главного холодильника левой машины; вычистить все котлы и заменить часть водогрейных трубок; перебрать машины, соединения главного и вспомогательного трубопроводов, опреснители — на все это требовалось не менее двух недель. Для проведения этих работ заключили договоры с заводом в Пирее (Греция).
Тем временем начальство в Петербурге приняло здравое решение — миноносцы типа «Сокол» оставить в Суде и весной вернуть на Балтику. Только «Резвому» — его командир лейтенант Хохлов обратился к управляющему Морским министерством с соответствующей просьбой — разрешили следовать дальше.
23 декабря прошли учебные торпедные стрельбы, в ходе которых был согнут совок правого минного аппарата. По рапорту командира дело выглядело следующим образом. На внешнем рейде Суды выпустили три мины Уайтхеда, командир решил стать на якорь, чтобы можно было поднять на сильной зыби мины с воды, после чего предполагалось продолжить стрельбы. Команда и офицеры обедали, поэтому постановкой на якорь распоряжался сам капитан 2 ранга Ферзен. При этом аппарат не был закреплен по-походному, и при отдаче якорь из-за килевой качки зацепил совок всего в 1,6 дюйма от внешнего обреза. Совок выправить не удалось. Командир отряда затребовал с завода Леснера новый на замену.
Наряду с непрекращающимися ремонтами и угольными погрузками регулярно проводились учения по всем видам боевой подготовки: стрельба по щиту из вспомогательных стволов, снаряжение минного плотика, высадка десанта... Если первое могло пригодиться в сражении, то остальное вызывает сомнения: ведь не собирался же в самом деле экипаж крейсера штурмовать Японские острова!
Несмотря на понукания из Петербурга, отряд продолжал ремонт кораблей в Суде. Миноносец № 213 сновал между Судой и Пиреем, доставляя отремонтированные детали. 22 декабря он привез очередную партию трубопроводов, один из которых оказался короче, пришлось заказать новый.
26 декабря, получив карантинные свидетельства от берегового врача и закончив расчеты с берегом, отряд взял курс на Порт-Саид. В правой колонне шли «Олег», «Днепр» и «Рион», в левой — «Изумруд», «Громкий», «Грозный» и «Резвый». Через два дня провели испытания на полный ход. Гонка закончилась у Порт-Саида. После салюта египетскому флагу, вошли в канал и стали на якорь для приемки угля и воды. Затем пошли по каналу и вечером прибыли на рейд Исмаилии, дальше лоцман вести отказался, ссылаясь на темноту. Его тут же заменили на другого, и двинулись дальше. Ночью вошли в Большое Горькое озеро и к утру прибыли в Суэц, где снова приняли уголь и воду, стоя на рейде. Сообщение с городом было запрещено — здесь свирепствовала эпидемия чумы.
31 декабря снова вышли в море. Командующий отрядом решил продолжить испытания на полный ход. Параллельно проводились артиллерийские учения с практической стрельбой. Огонь велся в носовом секторе на максимальной дистанции.
5 января 1905 года проводили отрядные стрельбы из вспомогательных стволов по щитам, которые буксировали на контргалсах миноносцы. На «Изумруде» кончились патроны для вспомогательных стволов, и с разрешения командующего при ночных стрельбах использовали практические снаряды.
Через несколько часов отряд стал на якорь в Джибути, где его ожидали германские угольщики, на одном из которых матрос срочно нуждался в медицинской помощи. С «Олега» прислали катер за доктором Кравченко.
12 декабря «Изумруд» выходил в залив для выполнения урока № 3. Стреляли по щиту из мелких орудий. Тренировались в глазомерном определении расстояния, а ночью — на дальномерах Барра и Струда.
Обеспокоенный постоянной нехваткой воды на крейсере, капитан 1 ранга Добротворский собрал комиссию из механиков судов своего отряда во главе со старшим инженер-механиком Моэлиным и приказал разобраться с состоянием машинной установки. Были сделаны пробные выходы в море, совмещенные с артиллерийскими стрельбами. По мнению комиссии, расход котельной воды возрастал из-за плохой притирки клапанов питательных фильтров и неплотного соединения фланцев труб в котельных отделениях. После установки заглушек на продувательные клапаны и подтяжки фланцев трубопроводов были проведены испытания, в ходе которых был определен суточный расход котельной воды, он уменьшился в два раза и оказался равным 34 т. Помимо этого, на крейсере ремонтировались испарители. Установленные на корабле одноступенчатые испарители Круга в южных широтах при повышенной солености морской воды быстро теряли производительность и нуждались в постоянном ремонте. Для приведения их в порядок, по мнению комиссии, требовалась неделя, о чем командующий отрядом и сообщил в ГМШ.
20 января отряд снялся с якоря и вышел в Аденский залив. В походе командующий отрядом часто практиковал перестроения своего отряда. 26-го числа перешли экватор, на «Изумруде» праздника для команды не устраивали. На следующий день крейсера, построившись в строй фронта, провели артиллерийское учение. К концу дня вошли на рейд Дар-эс-Салама и сразу приступили к угольной погрузке. Через два дня оставили рейд и вышли в океан. 31 января провели стрельбы по щитам на полном ходу с маневрами всем отрядом. Продолжением их явились ночные занятия, стрельба практическими снарядами по пирамидальному щиту при свете прожекторов. Щит был расстрелян со всей оснасткой и парусами.
1 февраля «Олег» получил первую телеграмму с «Князя Суворова», в которой была указана точка встречи. «Изумруд» был выслан вперед, и в 10 часов доложил о паровых судах по курсу. Вскоре произошло соединение с эскадрой. Первое поздравление с прибытием поступило с эскадренного броненосца «Ослябя», от контр-адмирала Фелькерзама. Несколько позже — и от вице-адмирала Рожественского, который пригласил к себе командиров вновь прибывших судов. «Изумруд», включенный в разведывательный отряд, занял якорное место рядом с «Жемчугом». «Догоняющий отряд» как соединение прекратил свое существование.