Мадагаскар — Цусима

 

Стоянка в бухте Носсибе затянулась. Готовясь к продолжению похода, на эскад­ре производили чистку подводных частей кораблей, для чего судовых водолазов объединили в бригаду, которая по очере­ди переходила с одного корабля на дру­гой. На «Жемчуге» командир отказался от чистки подводной части, опасаясь, что при этом будет повреждено и защитное покры­тие, весьма спешно нанесенное в Кронш­тадте. Судовым водолазам периодически приходилось очищать отверстия кингсто­нов, где обрастания были особо интенсив­ны. В ходе этих работ на «Жемчуге» был обнаружен отрыв обшивки пера руля с выпаданием деревянных чаков. Водола­зы устранили неисправность за девять су­ток, обшивку закрепили сквозными болта­ми. А вот электрическое управления зо­лотником рулевой машины исправить так и не удалось. Для приема предписанного запаса угля, в два раза большего объема угольных ям, пришлось засыпать углем два командных помещения, кают-компа­нию, кроме того, в мешках уголь размес­тили на верхней палубе и в котельных от­делениях. Перегруженная палуба дефор­мировалась, и установленные на шкафу­те 120-мм орудия поворачивались с тру­дом. При подобной нагрузке углубление дошло до 5,5 м, а скорость ориентировоч­но упала на 1 уз.

Простояв на Мадагаскаре больше двух месяцев, 3 марта 1905 года во второй по­ловине дня эскадра в составе 45 вымпе­лов вышла в океан и построилась в по­ходный ордер, в котором «Жемчуг» и «Изумруд» заняли место на флангах, впе­реди по курсу. Через шесть дней плава­ния прошла первая погрузка угля с транс­портов своими плавсредствами, на дру­гой день работы были закончены, и эскад­ра двинулась дальше. На переходе до Малаккского пролива состоялось еще не­сколько погрузок угля — более сложных из-за плохой погоды. В шторм «Жемчуг» и «Изумруд» испытывали сильную борто­вую качку — до 30° на борт, сказывалось отсутствие бортовых килей.

Во время прохода Малаккским проли­вом «Жемчуг» и «Изумруд» держались на траверзе «Князя Суворова». Крейсерам было приказано иметь пары для полного хода. Во время очередной угольной по­грузки, уже в Южно-Китайском море, по­ступил приказ в случае появления против­ника строиться в боевой порядок, не под­нимая шлюпок. Ходили слухи о пяти япон­ских подводных лодках, ожидавших рус­скую эскадру, а также о близости главных сил неприятеля.

У берегов Вьетнама при входе в бухту Камрань эскадра встретила пароход, ко­торый пытался скрыться, в погоню были отправлены аж четыре крейсера, в том числе «Жемчуг» и «Изумруд». После дос­мотра судно отпустили, а крейсера оста­лись в море. Простояв две недели, эскад­ра под давлением Франции была вынуж­дена перейти в другую бухту, Ван-Фонг, где отпраздновали Пасху. Корабли Рожественского скитались по бухтам в ожида­нии прихода отряда контр-адмирала Небогатова. Команды готовились к бою по своему разумению. На «Жемчуге», напри­мер, завалили в корме броневую палубу углем для защиты рулевого привода.

В ответ на полученные сведения о под­ходе отряда Небогатова, «Жемчуг» и «Рион» были отправлены на юг до Сайго­на. После неудачной попытки связаться с командиром крейсера «Диана» (прождав несколько часов в устье реки Доннай, ушли ни с чем) «Жемчуг» отстал от «Риона». Догоняли полным ходом, однако развить более 18 уз. не удалось, поскольку кочега­рам не хватало практики. Вернувшись в Ван-Фонг, крейсер обнаружил пустую га­вань: обе эскадры уже встретились и пе­решли в бухту Куабе. Кстати, навстречу отряду Небогатова высылались и «Изум­руд» с «Днепром», но они тоже никого не нашли. Зато мощная радиостанция «Ура­ла» перехватила переговоры «Мономаха», отряду был дан курс на соединение. Встре­ча произошла 26 апреля в 14.00.

На рассвете 1 мая эскадра снялась с якоря и отправилась в последний поход. Не успели выйти из бухты, как на «Изум­руде» вышел из строя рулевой привод, на починку ушло полчаса, остальные ко­рабли ждали. На следующий день эскад­ра занималась выверкой дальномеров Барра и Струда. Часть крейсеров отошла на 60 кбт и по ним определяли расстоя­ние, затем произвели сличения показаний. «Жемчуг» шел впереди колонны 1-го отря­да броненосцев, а «Изумруд» занимал та­кую же позицию впереди 3-го отряда.

5 мая была сделана остановка для по­грузки угля с транспортов. Вечером «Олег» задержал пароход с грузом контрабанды и привел его к эскадре для оформления документов. 6 мая отметили день рожде­ния Николая II. Совершили молебен и са­лют в 31 выстрел. В этот же день «Жем­чуг» задержал норвежский пароход «Оскар II», но тот шел из Манилы совершенно пу­стой. Капитан 2 ранга Левицкий приказал отпустить судно, за что, по словам мичма­на Тавастшерна, генерал-адъютант обру­гал его «железной головой». Пароход же, салютуя флагом и держа сигнал с пожела­ниями счастливого пути, на полном ходу прорезал строй эскадры и удалился в стро­ну Формозы с последней информацией о местонахождении русской эскадры.

10 мая эскадра в последний раз грузи­ла уголь. «Жемчуг» за весь поход прини­мал уголь 32 раза, всего 7000 т. За после­днюю погрузку перед Владивостоком было принято 185 т. В тот же день командующий огласил приказ с инструкциями на ведение боя. «Жемчугу» и «Изумруду» отводилась роль репетичных кораблей при броненос­цах «Князь Суворов» и «Ослябя». Перед боем они должны были, двигаясь впереди эскадры, отгонять с пути все встречные суда, а в бою защищать броненосцы от минных атак противника.

12 мая от эскадры отделились последние транспорты — кроме тех, что должны были идти до Владивостока. На следующий день корабли занимались эволюциями, видимо, Рожественскому не хотелось вступать в бой 13-го числа, а возможно, были и какие-то другие соображения. С флагманского бро­неносца поступали вводные о положении противника, и эскадра меняла строй для встречи неприятеля с разных сторон: то в кильватер, то в строй фронта, то пеленга. В это время мимо прошел белый пароход, его почему-то не остановили и не осмотрели. В полдень миновали о.Квельпарт; до Цуси­мы оставалось 150 миль. Адмирал давал последние указания: завтра утром поднять стеньговые флаги, так как 14 мая был день коронации Николая II...